Методическая рекомендация "Конфликты и их решения в любительском хореографическом коллективе"

Нестерова Марина Александровна

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 9»

городского округа Самара

« Конфликты и их решения в любительском  хореографическом коллективе»

Методическая рекомендация педагогам

хореографических коллективов.

                                                                   

       

Составила: Нестерова Марина Александровна

педагог дополнительного образования

Самара 2017

  В настоящее время мы замечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Очень важно с раннего детства воспитывать у детей доброе отношение к окружающему миру, уметь  ладить с другими детьми, общаться в коллективе. Это должно прививаться не только в семьях, но и в коллективах, в которых дети получают дополнительное образование.  Особые требование предъявляются к преподавателям. Им надо хорошо овладеть умениями и применять свои  навыки для того, чтобы предупредить  и легко разрешить возникшие конфликты. Для современных коллективов все острее проявляется проблема взаимодействия детей и педагогов. Главная проблема – далеко не все педагоги проявляют интерес к личности ребенка, не желают познать внутренний мир малыша. Результат -конфликты между педагогами и учениками, семьей и  школой. Винить учителей в этом нельзя, налицо их беспомощность в разрешение конфликтов. Хореографическое искусство всегда было интересно детям. Широкое распространение оно приобрело в различных учреждениях культуры. Хореография в школах искусств показала себя значимой  формой эстетического воспитания детей и подростков, в основе, которой лежит приобщение их к искусству танца.

        Уровень и направленность обучения и воспитания хореографических коллективов зависят от степени подготовленности  руководителей, которые осуществляют учебно-воспитательную  деятельность. Они ставят конкретные  цели для занятий, определяют формы их организации, составляют план учебно-воспитательной работы, дополняя его интересными фактами из истории и современной жизни танца, подбирают музыку для танцев, определяют методы и приемы разучивания репертуара. Руководитель показывает и объясняет танцевальные движения, помогает овладеть профессиональными умениями и навыками. Для того, чтобы преподавать детям, руководитель  сам должен свободно владеть теорией, методикой и практикой обучения и воспитания учащихся в различных хореографических коллективах. Организаторская деятельность требует креативности, решать задачи в самых неожиданных, непредсказуемых ситуациях, когда можно опереться только на собственный опыт. Конфликт - борьба за власть, ценности, ресурсы и претензии на определенный статус, цель которых - нейтрализация, уничтожение соперника нанесения ущерба. Конфликт - столкновение противоположных интересов, целей позиций, взглядов или мнений людей. Основа любого конфликта -противоречие,  которое приводит к конструктивным (например, к развитию коллектива), или  к деструктивным (к развалу коллектива) последствиям. Конфликт - это противоречие в межличностных отношениях между людьми с разными интересами, - которое возникает при определенных причинах. Конфликты подразделяются на бытовые,  административные,психологические,профессиональные,этические,идеалогические,этнические,амбициозные.

        Причиной бытового конфликта  могут быть костюмы для концертов или для занятий; место в первой линии, на середине зала или у станка и т. д. Административные возникают в разделением полномочий между детьми. Часто такие конфликты проявляются между разновозрастными детьми, между преподавателем и музыкантом, между учителем  и родителями.

Психологические. Например, парень спорит с девчонкой; участник-холерик с меланхоликом; старший участник с младшим и т.д.

Профессиональные. В танцевальном искусстве много спорных моментов.  Часто всего вспыхивают  разногласия между руководителем коллектива и хореографом по различным вопросам, начиная от постановки танцев , костюмов, музыки и многого другого.

Этические конфликты, возникающие вокруг поведенческих норм  на основе  разных национальных  интересов (пунктуальный участник спорит с тем, кто всегда  опаздывает, культурный человек — с менее  воспитанным и т.д.)

Идеологические конфликты, на фоне разных мнений к ценностям семье, ссора родителей с детьми, людей  зрелого возраста — с молодыми и т.д.Амбициозные возникают, когда кто-то из субъектов претендует на более высокий статус, в котором ему отказывает другой субъект.Обычно своевременное вмешательство преподавателя  не даст ей перейти  в инцидент. Преподаватель, зная, круг интересов конфликтующих детей, может не только своевременно  вмешаться  в ситуацию, но и  повернуть все так, чтобы переключить детей на что-то другое .Дети быстро забудут объект ,который был причиной столкновения. Достаточно предусмотреть некоторые вещи и почва для конфликтной ситуации исчезает сама по себе. Можно перед каждым участником поставить конкретную задачу, уточнить полномочия всех участников коллектива — не будет административных конфликтов.

    Снятие конфликтов — это изменение обстоятельств на этапе возникновения конфликтных ситуаций, до того как произошло  столкновение интересов субъектов. Конфликт можно снять снимается психологическим просвещением, бывает достаточно объяснить детям, что все разные по характеру, темпераменту.

     Возможно ли прожить без конфликтов или свести их до минимума? Нет! Конфликты объективны и неуничтожимы. Человек - это отдельная личность, у каждого свой характер, взгляды на жизнь. Люди  абсолютно разные по характеру, развитию. Каждый  индивидуален. В век нанотехнологий стремительно обогащается  внутренний мир людей, способствует постоянному развитию человека, углублению психической природы. На основе разных факторов возникают разногласия, противоречия между людьми. Конфликты необходимы, благодаря им, человек задумывается о происходящем, получая навыки нового общения.

    Благодаря положительному исходу конфликта, ребенок получает не только удовлетворение, но и открывает для себя нового человека, новые познания. А если  конфликт неразрешен? Неприятная  ссору, ругань, скандал.  В  конфликтных ситуациях возникают обстоятельства, которые затрагивают интересы различных   совершенно непохожих людей, ставят их в противоречие друг к другу. При благоприятном конце любого конфликта , выделятся пять способов поведения людей в подобных ситуациях: сотрудничество, компромисс, избегание, уступка, соперничество. Сотрудничество–   форма поведения, при которой не может возникнуть не только конфликт ,но и никаких противоречий.
Компромисс –поиск  быстрого решения, которое  устроит обе стороны, за счет небольших  уступок. Избегание - уход от конфликтогенных ситуаций. Один человек прекращает спор в пользу другого. Соперничество – это постоянный открытый спор, не допускающий никаких уступков. В любом  коллективе от этого не уйти. Опасность их в том, что это может откликнуться и на обучения и воспитания. Выделим  две основные группы: деловые и личностные. Первые возникают в результате разных мнений и поступков детей при решении ими проблем делового характера, а вторые – больше основаны на противоречиях в личностных интересах.
Причиной  конфликтов может быть; один из детей плохо знает человека; правильно понять намерения другого; плохо  представляет о чем он думает; не предполагает мотивов совершаемых поступков; ошибочная оценка человека по отношению к другому.

    Любая  из этих причин может привести  к унижению достоинства человека, обиды, которая, чем может вызвать ответную реакцию обидчика, хотя оба не в понимают и не осознают взаимную неприязнь друг к другу. Такие конфликты легко можно предупредить. Посоветовать конфликтующим  поговорить друг с другом, проанализировать  данную ситуации. Это работа -   индивидуальна с каждой стороной,  психологически подготовленной к открытому общению, без этого не удастся  снять возникший конфликт. Придется детей развести на некоторое время, ограничить время их совместного общения. Конфликты личностного характера предупреждать и уладить сложнее, чем деловые, они основаны на глубоких внутренних противоречиях, зависящих от характера конфликтующих, от их собственных взглядов  на жизнь, с личными убеждениями и социальными нормами.

- конфликтов не надо “бояться”, они закономерны;

- самые распространенные конфликты у детей возрастные

- к конфликту часто приводит разговор на повышенных тонах;

- причиной конфликта может служить утверждение своего “Я”;

-Педагог должен погасить конфликт, чтобы помочь подростку разобраться в себе, и друзьях, в коллективе, в котором он занимается.

- устранить конфликт, можно зная причины, при которых он возник, иначе вмешательство может приобрести педагогически негативный характер;

- конфликтная ситуация и конфликт при  грамотном подходе к детям может  стать эффективными средствами воспитательного характера.

Конфликты могут возникать во всех сферах общения людей. Они появляются на почве разных взглядов на многие вещи , разногласий и разных мнений, побуждений, различных желаний, стилей и образа  жизни, личных интересов.

Основная проблема состоит в том, определить конфликт, как первоочередную задачу, которую непременно необходимо решить:  главное найти причину конфликта, для ее решения применить правильную методику решения конфликтных проблем. Методы решения проблем несложные, при желании их может использовать любой человек. Конфликт исчерпается быстрее, если оба заинтересованы в достижении нужного результата. Совместная деятельность поможет сблизиться  партнеров, найти  новые  способы преодоления трудностей, связанных с решением возникшей проблемы. У спорщиков  появиться больше взаимного доверия друг другу.

Важно правильно выявить элементы конфликта, для правильного поведения, четко согласовать представления о том, как определить ситуацию конфликта. Правильный подход, направленный  на преодоление конфликта, предполагает несколько этапов.

Компромисс

проблема очевидна и проста;

для начала достичь временного перемирия и  вернуться к проблеме позже, найти  ее скрытые причины;

проблема и решение данной проблемы совсем  не важны для сторон;

Выбирайте сотрудничества, когда:

Компромисс не приемлем ни для одной из сторон, каждый защищает свои интересы;

для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем;

стороны доброжелательно относятся друг к другу, готовы выслушать и с уважением отнестись к противоположной точке зрения;

достичь не временного, а долгосрочного  соглашения обеих сторон.

Мало найдется проблем между людьми или группами людей, которые можно было бы решить в один миг.

Определение проблемы, анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любом случае необходимо  выяснить  причину конфликта до того, как ее решать

Важно изложить факты, чувства и различные  оценки не должны искажать факты. Руководитель должен представить идеальное решение со своей стороны.

Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудничества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.

Конфликты между детьми и подростками в пределах учреждения  чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт в любой момент может  обостриться и охватить большую группу людей.

Межличностные и межгрупповые конфликты плохо отражаются на всех процессах жизнедеятельности учреждения. Ссоры между отдельными ребятами отрицательно влияют не только на них самих, так и на всю группу. Если атмосфера недоброжелательная, маленькая  обида, ссора приведет к проявлению жестокости к другим детям. Конфликты в детских отношениях могут проявить себя как положительно, так и отрицательно. Результат будет зависеть от того, насколько грамотно педагог разрешит ситуацию.

Дети  должны получить удовлетворение, спокойствие, радость общения с друзьями.

При неправильном, деструктивном разрешении конфликта, последствия имеют очень неприятный, разрушительный для личности характер и проявляются в возникновении чувства  обиды, тревоги, усталости, затаенной агрессии, одиночества.

Избежать конфликтных ситуаций в жизни малыша невозможно. Главная задача- учить деток правильно, выходить из них, спокойно разрешать конфликты. Любую ситуацию нужно использовать с пользой для ребенка, и вынесенными уроками (учиться общению, не использовать силу, обсуждать спорные вопросы, находить положительный вариант разрешения конфликта), умело использовать это в развитии личности ребенка.

Агрессивное разрешение ситуации.

Привлечение сторонних участников для завершения конфликта в свою пользу.

Затаить обиду, спрятаться от проблемы

К разрешению конфликта позитивным способом можно отнести положительный исход ситуации и повернуть все по правильному руслу, учитывая интересы всех сторон.

Можно ли не обращать внимания на детские конфликты, оставлять их без вмешательства взрослых?

Малышам, которые не сталкивались с этим, взрослый должен показать пример позитивного ее разрешения, иначе у ребенка останется  убеждение, что кто сильнее, тот и прав.

Педагог, должен  помочь ребенка правильно выйти из конфликтных ситуаций, малыша необходимо подготовить к спокойному  обсуждению спорных вопросов, находить компромиссные решения,  ладить с окружающими людьми, контактировать со своими ровесниками.

Детские конфликты, разрешаемые конструктивно (сначала при содействии взрослых, потом самостоятельно детьми) играют положительную роль в  развитии коммуникабельности ребенка, учить выходить из проблемных ситуаций, общаться с ровесниками и со старшими, ответственности перед другими.

Первое правило. Не всегда необходимо вмешиваться в ссору между детьми. Ребенок сможет найти пути решения  конфликтов, только столкнувшись с трудностями лично. Не надо препятствовать  детям получать важный  для них опыт. В других ситуациях нельзя остаться  в стороне, не  довести до серьезных проблем, физическому насилию, эмоциональным травмам. Взрослый должен остановить разборки и перевести в словесное выяснение отношений. Если не вмешаться в подобный конфликт ребенок, который все время проигрывает, вырастет робким и неуверенным не только в своих силах, но и правоте, а также правах.

Второе правило. Вмешательство в детский конфликт не должно вестись с позиции одного из детей, хотя вам сразу ясно кто виноват. Ребенок, который ведет себя неправильно, не понимает этого и считает, что он прав. Ваш дружественный суд он воспримет как большую несправедливость и перестанет решать конфликт в вашем присутствии, стараясь закончить его позже, без вашего участия. Ваша задача помочь разобраться в причине конфликта , а установить вину каждого ребенка.

Третье правило. Разбираясь в конкретной ситуации, не пытайтесь выступить верховным судьей, определив правых и виновных, выбирая меру наказания. Дети должны понять и осознать, что ответственность несут оба участника . Нужно помочь им найти выход из трудной ситуации, не задев никого из них. Утолить жажду отмщения может юмор и смех, если вы пошутите или переключите внимание детей на что-то забавное, то после смеха дети не то, чтобы забудут о конфликте, он просто покажется менее важным и страшным. Также изменится эмоциональное состояние детей.

Четвертое правило. Оказывая  помощь детям в  решении конфликта нельзя допустить  перехода на личности. Когда дети будут рассказывать о своих обидах, необходимо обсуждать действия и слова  обидчика, а не его недостатки.

Пятое правило. Если вы хотите  разрешить  конфликт между собственными детьми, нельзя переходить на сторону одного из них. Дети должны быть уверены, что для вас они одинаково дороги и любимы. Вы очень сильно переживаете  из-за их ссоры, скандалы и драки вас так сильно огорчают. Даже когда вы решаетесь наказать одного из детей, все равно напомните ему о том, что вам эта процедура неприятна, вы его очень сильно любите и цените, а самое главное надеетесь, что он поймет пользу наказания. Конфликты - важносоставляющая часть нашего общения. Необходимо знать источники зарождения конфликта, его развитие, дальнейшее протекание, для нахождения наиболее благоприятного способа решения и в конечном итоге его предотвращение.

Переговоры – самый эффективный метод решения конфликта. Он сосредотачивает в себе тактические приемы, направленные на поиск точек соприкосновения конфликтующих сторон и психологическую помощь. Необходимо выполнить несколько условий, чтобы переговоры дали желаемый результат :

  1. В конфликте должны участвовать взаимозависимые стороны;
  2. В субъектах конфликта возможности должны быть равны;
  3. На стадии развития переговоры ещё могут стать способом решения.

Этапы решения конфликтов

Этап 1: « Подготовительный ».  Диагностировать состояние, определить сильную и слабую стороны конфликта, определить, кто проведёт переговоры, и какую из сторон они будут представлять.

Этап 2: « Показательный ».  Дают оппонентам понять, что их интересы учитываются; определяют место для маневра и попытку отстоять в нем свою территорию.

Этап 3: « Переговорный ». Поиск приемлемого решения конфликта для всех участников и преодоление психологических барьеров.

Этап 4: «Заключительный ».  Последний из этапов. Конфликтующие стороны ищут компромиссы, в результате чего конфликт разрешается.

При возникновении конфликта существует несколько правил решения конфликта:

1. Не поддавайтесь эмоциям и не спешите его раздувать (конфликтуйте не спеша);

2. Проанализируйте сложившуюся ситуацию и  найдите причину;

3. Продумайте все положительные и отрицательные варианты исхода конфликта;

4. старайтесь разрешить конфликт до конца;

Заключение

В современном мире очень много причин для возникновения конфликтов. Но каждый цивилизованный человек должен уметь эффективно сглаживать споры и разногласия, быть коммуникабельным в любой ситуации. К счастью, конфликты имеют не только отрицательные стороны но и положительные. Каждый человек может выявить из конфликтов что-то полезное для себя: познать себя и других, с другой стороны посмотреть на действительность. Приобретённые знания, как источник жизненного опыта, позволят в будущем избежать аналогичных ситуаций.

Разрешение конфликтов - целое искусство, особенно если в них участвуют дети. Споры и разногласия надо решить так, чтобы каждый ребенок сделал для себя правильный вывод, в будущем не боялся отстаивать свое мнение и не замкнулся в общении с окружающими. Каждый ребёнок с самого детства уже является личностью со своим мировоззрением, поэтому необходимо найти необходимые подходы. Для этого нужно  правильно оценивать ситуацию по внешним проявлениям противоречий его внутреннего мира, предвидеть возможную эмоциональную реакцию на обращение к нему, его чувствительность к искренности в общении со взрослыми. Слова педагога будут убедительны лишь в том случае, если он хорошо знает ученика, проявленное внимание к нему, помощь в чем-либо, превратятся в доверительные отношения, полученные через совместную деятельность.

Список литературы

1. Войкунский А. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. - М: Прогресс, 1990

2. Князева М.Н. Конфликт, ЭКО, 1992, №2

3. Мелибруда Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс. - М: Прогресс, 1986

4. Скотт Г Джинни. Конфликты: пути преодоления. / пер. с англ. - Киев: Издат. Об-во "Верзилин и К ЛТД", 1991

5. Фишер Р, Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. / пер. с англ. - М:"Наука", 1990

6.Робинсон Д. Добейся от людей наилучшего. М., 1994.

7.Секреты умелого руководителя. М., 1991.

8.Слемнев М.А., Васильков В.Н. Диалектика спора. Минск, 1990.

9.Спиллейн М. Создайте свой имидж: Руководство для мужчин / Пер. с англ. М., 1996. С.166.

10.Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики. Л., 1991. С.191.

11.Андреева Г. М., "Социальная психология. " М., 1997. [c. 64 -100]

12.Берн Э. "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры", СПб., 1992. [c. 3 -10]

13.Конфликтология: Ответы на экзаменационные вопросы. М.: Экзамен, 2005.

14.Краткий психологический словарь под ред. А. В. Петровского, М., 1967. [c. 150]

15.Смелзер Н., "Социалогия. ", М., 1994. [ c. 130 -16]



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 9»

городского округа Самара

Реферат на тему:

«Характеристика процессов влияния и взаимовлияния в сфере народной хореографии»

                                                                   

       

Составила: Нестерова Марина Александровна

педагог дополнительного образования

Самара 2017

Народная хореография постоянно находится под влиянием различных факторов, благодаря чему меняется и преобразуется. Изменения вызывают внешние и внутренние  факторы. Внешними являются условия, зарождающиеся независимо отчего - либо и оказывающие существенное воздействие на народную хореографию. Воздействие, оказываемое на какой-либо объект и приводящее к изменению его свойств, положения – это и есть влияние. А взаимовлияние характеризуется  воздействием друг на друга лиц,  явлений, и предметов вызывающее какие-либо обоюдные изменения.                Существует несколько процессов влияния на народную хореографию:        влияние географического положения и климата                                

-        влияние религиозных и социо – культурных факторов (религия, ремесло и трудовой процесс, войны)                                                        -        влияние национальной музыки                                                -        влияние национального костюма                                                        Влияние климата                                                                                Географическое положение, природные ресурсы, климат, ландшафт,  расселение людей по ареалам обитания являются факторами, которые  влияют на жизнедеятельность людей, особенно на их быт, характер и культуру.         Географическая среда содержит в себе следующее:                                1.  Территория - пространство, где проживает определённое сообщество. К понятию территории относятся такие составляющие:                                -        географическое положение - отдаленность местности от полюсов и экватора, нахождение на острове или материке и т. д.;                                -        организация поверхности, её рельеф – наличие хребтов, горных возвышенностей, их высота, низменностей, наличие равнин, тип и характер береговой линии;

-        характер почвы – болотистые, подзолистые, черноземные, пески и др.;        -        недра земли – особенности ее геологического строения, полезные ископаемые.                                                                                                2. Климатические условия:                                                                        -        температура воздуха,                                                                         -         влажность воздуха, количество и вид осадков,                                        -        солнечная энергия,                                                                         -        снеговая линия и ее высота,                                                                 -        наличие вечной мерзлоты в почве,                                                         -        степень облачности,                                                                         -        направление, ветра,                                                                         -        цикличность и повторяемость погод и т. д.                         

3. Водные ресурсы – моря, озера, реки, болота, подземные воды. Большое влияние на многие стороны жизни человека оказывает гидрографический режим морей, рек, озер: температура, соленость, течение, глубины, замерзаемость, направление и скорость течения рек, количество воды в них, наличие водопадов, количество и качество минеральных источников, тип болот и др.                                                

4. Животный и растительный мир:                                                

                -        микроорганизмы,                                                                                -        растения,                                                                                        -        птицы,                                                                                        -        животные

Следовательно,  под географической средой разумеется совокупность географического положения, структура почвенного покрова и поверхности, ископаемых богатств, климата, водных ресурсов,  растительного и животного мира на определённой территории, где проживает человек. Географические особенности отражают уникальность каждого ареала обитания, отличия от других районов, объясняют причины его благоприятного или затруднённого развития. Природная среда действует не только на материальную, но и на духовную сферы культуры и жизни. Например, от климата зависят особенности одежды и жилища, выращиваемые сельскохозяйственные культуры,  средства транспорта. Флора данной местности влияет на подбор материалов для жилища, одежды и обуви. Особенности флоры и фауны отражаются в специфике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии народов. Современные изучения животного мира выявляют, что истоки танцев отчасти проявляются, в жизни птиц и животных. Движения, которые исполняют особи в соперничестве напоминают танец.                          Признаки географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) влияют на становление духовной культуры этноса, его характер, что выражается в привычках, обрядах, обычаях,  праздниках. Так, у многих народов праздники, гуляния и игры производились на природе. Очарованные красотой пейзажей, народ через хореографию передавал образы живописной природы. Танцы исполнялись на широких просторах, что повлияло на многообразие движений и подвижность танца.                                Влияние географической среды проявляется на всех этапах истории человечества и влияет на всю многогранность жизнедеятельности. Также оказывает влияние на темперамент, менталитет и характер народа. Географическая среда может не только объединить, но и разделить народы. Из-за географических факторов, может наблюдаться возникновение диалекта, несмотря на близкую расположенность места проживания.                 Большое количество русских историков, политологов и социологов утверждают, что природная среда значительно влияет  на народы. Русский историк И.А. Ильин полагает, что природа России оказала огромное влияние на характер, темперамент, терпение и стойкость русского народа, что она закаляла его и укрепляла его дух. Широкие пространства, холодная зима и жаркое засушливое лето, непредсказуемая весна и пасмурная осень привнесли неповторимый оттенок русскому национальному характеру - безмерность души. Резкая смена ритмов природы, интенсивные перепады влияют на душу народа, которая, по выражению Ильина, становится глубокой и буреломной, разливной и бездонной.                                         Таким образом, географические особенности имеют естественное влияние на формирование культуры и характера народа, на его взгляды и на его восприятие мира. Каждая географическая особенность вносит свой след в характеристику народа, проживающего на определённой территории, и его деятельности, экономической, политической и культурной.                         Русский философ и публицист Чаадаев П.Я.  первым допустил мысль о том, что на жизнь и судьбу народа влияют природно-географические условия и особенности: «Всякий народ несёт в самом себе то особое начало, которое накладывает свой отпечаток на его социальную жизнь, которое направляет его путь на протяжении веков и определяет его место среди человечества, это образующее начало у нас - элемент географический, вот чего не хотят понять; вся наша история - продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел» .

В период развития человечества значительное влияние на быт, трудовую деятельность и жизнь, оказывали именно географические факторы, так как именно на их основе появляются и создаются народные обычаи и традиции, культура и менталитет  народов. Несмотря на то, что разные народы были вынуждены переселиться или поменять добровольно территорию проживания,  влияние природных факторов по-прежнему оставалось значительным. Некоторые черты и особенности оставались неизменными, некоторые исчезали. А вместо них появлялись новые черты, которые возникли при новом месте обитания, климате, взаимодействии с другими народами. Менялись традиции, материальная и духовная культуры, быт и повседневные занятия.                                                                Русский историк Сергей  Михайлович  Соловьёв говорил так: «три  условия  имеют  особенное  влияние  на  жизнь  народа:  природа  страны,  где  он  живет;  природа  племени,  которому  он  принадлежит;  ход  внешних  событий,  влияния,  идущие  от  народов,  которые  его  окружают».        Можно  говорить о том,  что фактор природы имеет большое значение   в быту, менталитете народа и  сказывается на перспективе  развития всего государства.  В то же время взаимодействие  природной среды, народа и его культуры может  меняться в ходе  истории, т.к. на него могут оказывать влияние и другие факторы. К примеру,  переселение в новое место,  изменение политического режима, изменения во взаимодействии с соседними странами и пр.   Но основой формирования народной культуры и характера является все же географический  фактор.                                           По словам немецкого историка культуры И. Г.  Гердера  главными факторами, влияющими на формирование характера народа, особенностей его менталитета являются образ  жизни,  политический  строй  и  этническая  история.  Историк-этнолог Л.Н. Гумилев  также полагал, что  характер  народов  очень  связан  и переплетён с  географическими особенностями: климатом,  ландшафтом территории. Когда народы подстраиваются под новые географические условия, они развивают в себе именно те  качества  характера,  которые  самым лучшим образом подойдут для проживания в   данном месте, в конкретной  природной  среде.                                         И, соответственно, под этим влиянием формируется и материальная и духовная культура народа. Именно она ярко отражает все особенности национального менталитета, историю народа, его мировоззрение. Одним из примеров предстает народная хореография.                                                Религиозные и социо - культурные факторы                                        Большую роль играют традиции и обычаи, которые связаны в свою очередь с религией. В странах ислама женщины носят платки, паранджу. Поэтому правильное обращение с шалями,   платками, закрывание головы и лица шалью имеет особое значение.                                                         На протяжении многих лет христианство активно вытесняло обряды язычества, но полностью от этого избавиться всё равно не удалось. В любой культуре видны следы язычества, такие как, танцы с огнём, круговые линии хороводов, олицетворяющие солнце. Обрядовая культура традиционных обществ практиковала мистериальные действа, постановки религиозного значения, воспроизводящие самые важные мифы народов.                                        В древности при помощи танцев человек показывал почтение природе, и даже пытался повлиять на нее. В жизни человека танцы занимали важнейшее место и являлись частью обрядов. В первобытном обществе существовали разнообразные виды танцев: охотничьи, военные, обрядовые. Они создавались как необходимость, поскольку сами условия жизни предопределяли их. Танец  настолько тесно был связан с жизнью племён, что, к примеру, у мексиканских индейцев тарахумара понятия «труд» и «танец» обозначаются одним и тем же словом.                                         Главным условием была массовость танцев. Люди танцевали вместе, чувствуя огромный прилив сил и энергии, танцы объединяли их. Танец всегда означал соединение человека с могущественными энергиями, и это взаимодействие было необходимо для переживания важных событий в жизни: рождение ребёнка, охота, неурожай, война, смерть.  Основной формой  исполнения был круг. Это было и наиболее удобно, и несло символический, магический смысл, обозначая Солнце и Луну. Круговой танец мог нести разное значение: иногда он обозначал заключение супружеского союза, иногда – молитву о плодородии и благополучии, излечении от болезней, иногда – готовил к военным или охотничьим действиям.                                                         

Самым обыденным и известным движением являлся топот. Это простое  в исполнении и естественное по природе движение заставляло землю дрожать, что символически означало её покорение человеку. Также в первобытных обществах получили распространение танцы на корточках, скачки и кружения. Танцы часто доводили людей  до  состояния эйфории и заканчивались порой потерей сознания.                                                                 Танец был частью представлений на праздниках и ярмарках. Поскольку существовало множество обычаев и обрядов, возникало огромное количество  обрядовых танцев и хороводов. К примеру, цейлонский танец огня, норвжский танец с факелами, славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров.                                 Можно заметить, что хоровод является традиционной формой досуга. Он влияет на отдых сознания, рост душевных сил, развитию чувства поддержки и единства народа. Посторонний человек не имел права участвовать в хороводе. Опыт наших предков показывает, что хороводы и другие общественные действия, начинаются совершенно обыденно, но воспринимаются как прикосновение к сакральному миру бытия. Развитие танцевальной культуры имеется следствием возникновения разных шаманских обрядов, иначе называя магические танцы. Они направлены на использование эмоций в движении.                                                        В основе движений и разных действий лежат мимика и жестикуляция, которые заполняют танец и ритуал. Язык движений и жестов в танцы бывает настолько своеобразным, что его могут воспринимать только представители данного народа. Ритуал – древнейшее общественное и художественное событие, важным компонентом которого является физическое явление. Древние ритуалы отражали первые верования, а конкретнее тотемизм.  Это вера в то, что люди и определённые виды животных и птиц имеют сверхъестественное родство. На этом основывается почтительное отношение к тотемным животным и птицам, поэтому видим характерные движения в ритуальных танцах. Люди полагали, что таким образом они устанавливают связь с Богами, а танцы как и разные пожертвования, задобрят богов и в свою очередь, помогут им справиться с болезнями и бытовыми трудностями.          Постепенно люди начали отходить от обрядов, и их хореография стала наполняться новым содержанием, отражая особенности быта. У народов, которые проживали на плодородных землях и у них, соответственно, было очень развито земледелие, возникали танцы на темы сельского труда. К примеру, латвийский танец жнецов, узбекский танец шелкопряд, гуцульский танец дровосеков и т.д.                                                                         Народные танцы возникают под влиянием окружающей среды и потребностей народов. К примеру, знахарские танцы были призваны  изгонять злых духов и лечить людей. Особенно распространены они были в регионах, где люди очень часто сталкивались с  опасными для жизни животными и насекомыми. Примером является танец тарантелла. Он приобрел своё название от тарантула, яд которого можно было изгнать только потом,  и для этого укушенный им человек должен был кружиться в бешеном танце.         Русский исследователь танца ХIХ века С. Н. Худеков говорил, что танец появился вместе с человечеством, причём сначала для развлечения и лишь  потом как способ поклонения богам. Также, он утверждал, что танцевальная символика помогла определить пути формирования человеческой речи. Есть и другие высказывания, что танец находится в подчинении общих законах о мироздании.                                         На формирование народного танца влияют не только внутренние факторы, но и внешние, такие как воздействие иных национальных культур. Оно существует при различных условиях, от простого соседства культур, до взаимовлияния народов через торговые отношения. Всё это способствует взаимопроникновению культур, взаимовлиянию на народную хореографию. Таким образом, можно  выявить взаимосвязь хореографии с историей страны.                                                                                                В регионах, где были напряжённые отношения между народами, часто возникали вооружённые противостояния. Это также нашло отражение в народной хореографии. В танцах старались передать доблесть и героизм, рассказать о знаменательных боях («пиррические» пляски древних греков, в которых сочетались танец и приёмы фехтования, грузинский хоруми, берикаоба, шотландский танец с мечами, казачьи народные танцы и др.).                 

Народы, проживающие вблизи лесов, населённых различными животными и птицами, занимались охотой и животноводством. В своих танцах они выражали наблюдения за животным миром. Ярко передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных. Примерами служат такие танцы, как танец бизона у североамериканских индейцев, якутский танец медведя, индонезийский пенчак (тигр), памирский — орла, китайский, индийский — павлина, финский — бычка, русский журавель, гусачок, норвежский петушиный бой и другие..                                                         Когда начали активно развиваться ремесло и фабричный труд, стали появляться и новые танцы: украинский бондарь, немецкий танец стеклодувов, карельский «Как ткут сукно» и др.                                         Русский писатель Н.В.Гоголь в «Петербургских записках 1836 года» писал: «Посмотрите,  народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец…русский не так, как француз, как  азиатец. Даже в  провинциях  одного и того же государства изменяется танец. Северный русский не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный;  у одного бешенный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряжённый, тяжёлый,  у другого лёгкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни, образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своём танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражается в танцах».                                 Влияние национальной музыки                                                        Народные  танцы исполняются под различный аккомпанемент. Это могут быть народные музыкальные инструменты, так же отражающие менталитет народов. К примеру, испанские ритмичные кастаньеты, африканские барабаны, русская балалайка и др. Женские танцы часто исполняются под звон колец, бубенцов, которые прикрепляются к рукам и ногам, например, индийские танцы. Иногда танцы исполняются с бытовыми аксессуарами - платками, шалями, блюдами, чашами и др.                                 Русский музыкальный и танцевальный фольклор можно разделить на несколько стилевых зон. У каждой из них есть свои географические,  климатические и бытовые особенности, особенный стиль, манера реализации песен, хороводов и отдельных движений. Например, у народов крайнего Севера в течение многих веков сложилось оригинальное танцевальное искусство. На него оказали большое влияние особенности быта и географическими условиями этого края. В них широко распространены подражательные движения животным и птицам этого региона. У чукчей были очень распространены танцы, изображающие оленей. У эскимосов устраивался «Праздник кита»: все охотники объезжали кита по ходу солнца. А потом его встречали все жители поселка песнями и танцами, в которых изображали  процесс охоты и разделки животного. Танцоры прыгали, поворачивая голову направо и налево, радуясь добыче и благополучному возвращению домой.                             

Влияние национального костюма                                                        Влияние одежды и аксессуаров, пожалуй, является самым значимым процессом, так как по костюму можно определить социальную, национальную и региональную принадлежность человека. Выявить климат проживания, род деятельности, религию, менталитет, характер и многое другое. Национальный костюм своего рода выступает энциклопедией.         Россия является многонациональной страной, в ней проживает большое количество национальностей. У каждой существуют свои отличительные  особенности культуры в целом и танца в частности. Они складывались под влиянием особенностей национального костюма. Танцы горных народов, народов Крайнего Севера, народов, проживающих в таёжных лесах, у всех у них есть своя  история и особенности.                                                        У народов Кавказа в народных танцах и джигитовке передаётся их горячий нрав, лихой характер, характерный для многих горных жителей. Самым известным кавказским танцем является легзинка. Но и она отличается в разных регионах. Так, к примеру, в более гористой Чечне танец исполняется очень эмоционально, насыщенно, а в Северной Осетии – спокойно, умеренно.                                                                                К примеру, русские и грузинские женские танцы отличаются своей плавностью, которой способствуют  длинные платья и сарафаны, прикрывающие ступни ног. Отбивке по голенищу в русском и венгерском танцах помогает наличие жёстких сапог у мужчин. Поскольку в этих регионах часто бывает прохладная погода, то наличие подобного рода одежды является весьма обусловленным.                                                 Костюм оказывает большое влияние на исполнение танца. Особенности костюма исходят из:                                                                                        -        природно-климатической среды, в которой проживает народ;                -        рода деятельности, быта и ремесла;                                                 -        социального статуса человека;                                                        -        религиозных мировоззрений                                                        Костюмы, предметы, используемые в танце, музыкальные инструменты, являются значительным источником для изучения материальной и духовной культуры.  Он даёт возможность лучше понять этнические процессы, взаимодействия с соседними народами, особенности природной среды, которая, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на развитие танцев в любом регионе. Без учета влияния национального костюма, повседневной одежды, которая была постоянно одета на наших предках, не получится  понять и объяснить наше прошлое, наше духовное богатство, проникнуть в таинство духовного мира, проследить процесс внутреннего развития культуры, ее самобытность, обусловленные воздействием среды обитания и специфическими условиями развития народа.                                                                

Для того, чтобы  выявить процессы влияния костюма на народную хореографию нам потребуется провести  семиотический анализ костюмов разных народов.                                                                                        Анализ рассматривает костюм как:                                                                -        потенциальный текст;                                                                        -        образная и знаковая система                                                                -        материал,                                                                                        -        крой и  силуэт,

-        колористика,

-        орнаментика;

-        способы  носить и комплектовать детали костюма;

-        манера носить костюм социальное и семейное положение, говорила о возрасте и месте проживания владельца, но и о религиозных, эстетических и этических представлениях русских крестьян.

Костюм в разных регионах нашей страны стал создателем разнообразных танцевальных движений. Например, в северных регионах страны танцевали спокойно размеренно, так как  парчовый сарафан и высокий головной убор, расшитый жемчужными камнями не позволял двигаться быстро. В разных областях на юге напротив, носили облегчённую одежду, что совершенно не мешало быстрым и задорным танцам. Бытовой уклад, характер людей также был абсолютно разным. Такие особенности не могли не повлиять на различные формы и особенности русского народного танца.

В определенном регионе были заметны отличительные особенности в исполнении различных движений. Холодные погодные условия на севере, вынуждали одеваться людей очень тепло, отсюда и характерные степенные, спокойные пляски. Отличительной чертой являлось подчеркивание в манере исполнения хороводов и плясок чувства собственного достоинства. Движения  танцовщиков совершались, не отрывая подошвы, были «стелющимися» и «прилипающими». Корпус работал вместе с головой. Под длинные песни исполнялись медленные хороводы, под названием « ходечи» или «ходюги». В танцевальных композициях девушки практически не реагировали на партнеров, только бросали краткий взор из-под ресниц, проявляя интерес.                

Среднерусские регионы имели широко известные хороводы «с рассуждением», то есть с использованием особенных жестов, которые исполнялись в строгой последовательности.                                                 В южнорусском регионе был сформирован определенный стиль, под влиянием природных особенностей, обрядов и обычаев, условий труду характерных народу. Руки у исполнителей танца могли двигаться в любом направлении, кисти выполняли любые круговые движения. Не редкостью было прищелкивание пальцев в сопровождению танца. Темп регулировался и задавался жестами, в сочетании со звонкими возгласами. Особенность движений ног заключалась в том, что соединяли два разных ритма, так называемый пересек. Таких пересечений, как правило, было не много, накладывание второго ритма производилось только изредка. Удары совершались полностью ступней.                                                                 Определение самобытности местных традиций, были выработаны на протяжении нескольких веков. Каждая местность выявила свои приёмы, которые были связаны с танцевальным исполнением конкретных разновидностей и форм, с объяснением образов в танце.  Каждая местность имела свои традиционные средства выразительности, предающие местную колоритность народному танцу.                                                                Северные кадрили однообразны, перенасыщены «длиннотами». А в средних областях России, таких как, московская, тверская отличались различными плясовыми приемами. Исполнителями создавались интересные танцевальные композиции с сохранением различных рисунков. Для кадрили на Урале и в Сибири были характерны элегантность композиции, своеобразное соединение рук в паре, особая пластика. Рассматривая уральское народное творчество, следует заметить, что оно впитало в себя не только результат деятельности русских, но и других национальностей. Танцевальная культура приобрела неординарность и самобытность. На Урале жили и другие народности: башкиры,  коми-пермяки, марийцы, татары. Позже переселились и украинцы, спасавшиеся от царского гнета крестьяне из центра России.                 

Элементы татарских, марийских и других национальностей уже отчётливо просматривались в определенных кадрилях и плясках. Танцы на Урале разделялись на следующие группы: танцы казаков, русские танцы, национальные и фабрично-заводские. О жизни народа могли рассказать определенные детали. Так, например, руки у девушек были в кулаках, парни держали их ладонью наружу, а кисти девушек перекрывались краями от юбки. Это было определено тем, что женщины выполняли тяжелую физическую работу как и мужчины, что и повлияло на характер исполнения танца. В Сибири многие десятилетия образовывалась танцевальная и песенная культура. Она была основана на преобразовании старинных плясок и хороводов, игр и забав, привезенных переселяющимися народами разных областей России.                                                                                                 Произошли значительные изменения в богатой танцевальной культуре переселенных народов. Теплая одежда и валенная тяжелая обувь стали создателями своеобразного шага с каблука, утяжеленной походки, разнообразное количество мелких дробей. Редко встречались хлопушки с присядкой, а прыжки и вовсе практически отсутствовали. Сибирский суровый климат повлиял как на манеру исполнения, так и на композицию танца. Затянутая зима и непродолжительно лето не способствовало нахождению и проведения досуга на природе. Отсюда образовались небольшие хороводы, которые можно было танцевать в избах. Маленькое количество сибирских дворов в деревнях, способствовало распространению одиночных и парных плясок, групповых плясок и переплясов с малым количеством танцующих. Позднее начали появляться полька и кадриль.         У каждого села танцы – проходки отличались по-своему, фигурой, манерой исполнения. Их особенностью было употребление в ритмической ходьбе плясовых дробей и движений, импровизационного характера. Также употреблялись игровые действия: «поцелуйся», «пройдись», «поклонись».         Для региона Сибири было характерно использование переплясов разных типов: тройной шаг, падебаск, «припадание», «ковырялочка», разнообразные дроби, импровизация. В сибирском танце более характерны фигуры: «крест», «воротца», «змейка», «прочес», «цепочка» и вращения в парах. В положении рук можно выявить «воротца», «крендель», «форточку», «воротца», «свечку». По завершению танца был использован притоп с поклоном.        Пляски исполнялись при помощи движений с согнутыми коленями. В определенных плясках разных областей отличительной чертой была удаль, широта движений, поэтичность, простота и скромность, широта движений.         Рассмотрим влияние национального костюма на развитие народной хореографии  на примере танцевального творчества  Мордвы, Татарстана и Башкортостана.                                                         Народный мордовский танец находился в плотной взаимосвязи с национальным костюмом мордвы- эрзи и мордвы-мокши. Важное место в создании пластики в мордовском танце занимает крой костюма, определяющий манеру ношения одежды. Все важные элементы народной хореографии статистика рук, невыворотные ноги, разнообразные шаги, удары, рисунки, изобразительно-подражательные элементы связаны с национальным костюмом.                                                                        Особенность женской одежды отразилась на характере движений, манере исполнения и пластической выразительности в целом (малый или широкий шаг, чувство удовольствия и достоинства). А манера, динамика, темперамент, мужской характер проявились через напористость, горячность и  задор в исполнении проявился с помощью размашистых  резких рук, которые показывали силу и удаль, характерной осанки и физиологических возможностей танцора. Мужская пластика в мордовском танце не несла такой мощной этнической нагрузки как женская, поэтому в мужской лексике присутствует большее количество заимствованных элементов. Она включает в себя: различные шаги, хлопки в ладоши, скачки вприсядку, небольшие прыжки, удары и выстукивания в повороте.                                                 Эрзянки в пластике танца выступают сдержанно и не прытко, подчеркивая спокойный, уравновешенный характер. Их отличительной чертой является грациозная походка, степенность, сильный, ровный, размеренный шаг, голова направлена прямо. Движения медлительные из-за длинных частей тела, а как следствие плавные и широкие движения рук и ног. Степенная хореография со строгим этническим характером.                  Мокшанки в танце характеризуются тяжеловесной пластикой как в жестах, так и в походке, отражая динамичный, импульсивный характер. Выделяются следующие особенности исполнения движений: неповоротливость и статичность – прямой мощный корпус, откинутый назад; подвижность и мелкие движения – «семенение» ног, статичность движения рук; темперамент исполнения – движения (коленца, топотня) делаются все быстро, практически бегом. Динамичное пластическое мышление, допускающее разнообразие в движениях.                                                 Так, женские движения зависят от структуры и веса костюма, тяжеловесного комплекса украшений, а походка от тяжелой обуви. Неповторимое звучание во время танца создают большое количество ожерельев, у эрзи украшение на бедра «пулай», украшенное раковинами, металлическими монетами и пуговицами, у мокши подвески, оформленные колокольчиками и бубенчиками. Звуковая палитра у мокшанок является грубым, звонким и кричащим, а у эрзянок шелестящая, тихая, мягкая. Из-за специфики обуви отмечаются следующие факты: широта шага у эрзи и мелкость шага у мокши.         Благодаря слиянию разных систем (пластики костюма, звуковых эффектов, украшений, предметов быта) происходит объединение художественных средств мордовского танца. При помощи символики танца мордовского народа возникает две области передачи информации через танец: подражательная и изобразительная при помощи рук, головы, ног и корпуса. В центре внимания оказываются образцы танцев, связанные с культом растительности, земли, воды и другими природными явлениями. В древности такие танцы были ритуально магического характера. Каждый элемент нес свою смысловую нагрузку.  Движения опирались на вышивки и знаки, на растительный, геометрический и животный орнамент. Через некоторое время образы животных становятся персонажем в танцах.        При взаимодействии схематических линий и природного ритма в образе круга образовалась ритмическая картина танца.                                         Существует простой признак самого элементарного ритма – движение и повторение. На его основе создаются рисунки в линейных и круговых  хороводах, в плясках и танцевальных комбинациях. Жанр, ритмическая симметричность, пластический рисунок, движения – находятся во взаимосвязи друг с другом.                                                                 Татарские народные танцы подчеркивали смелость и гордость этого народа, их военную и трудовую деятельность. Чаще всего в народной хореографии Татарстана замысел  добрый и светлый. Прежде всего, это связано с тем, что танцы создавались в первую очередь для праздников: приезд гостей, свадьба и другие.  Многие татарские танцы являлись небольшим театральным представлением.  Они посвящались победам, трагической любви, народным героям.                                                         Национальный костюм выступал в качестве обязательного атрибута и должен был соответствовать танцевальной лексике. Для всех танцев подбирался определенный костюм. Для праздников костюмы создавали красочные, яркие, насыщенных тонов, для создания атмосферы веселья и радости. Женские танцы характерны изяществом, изысканностью и утонченностью. Головные уборы, украшенные богатым и неповторимым орнаментом, определяют социальное положение обладателя, что в свою очередь отражается манере исполнения татарского танца. Благодаря легкости и удобству костюма женская хореография всегда была легкой стремительной, воздушной. На руках у девушек присутствовало большое количество браслетов разнообразных форм, перстней и колец. Именно поэтому в танце все движения рук направлены на подчеркивание украшений.                         Танцовщицы делали вращательные движения кистями, при этом давая возможность полюбоваться и наблюдать зрителю. Руки в танце шли от фартука и платка. Во время того, как девушка танцевала, руками держалась за платок, своего рода огораживала себя от вхождения в «запретную зону».  Ведь сорванный платок с головы означал позор.  Также, девушка могла прикрываться от смущения, что в свою очередь подчеркивает скромность, застенчивость, целомудрие девушки. Таким образом, платок всегда принимал участие в танце.  Положение рук всегда варьировалось.                                

Мужчины в татарском танце часто соревновались друг с другом в силе и ловкости, танцуя с мужественностью, задорностью и гордостью. Руки у мужчин были многообразны и свободны, иногда произвольны. Находились за спиной, лежали на поясе, могли придерживать тюбетейку или быть раскрытыми в стороны с ладонями. Танцу характерно мужество и активность.                Благодаря органическим использованием рисунков выражается яркость национальных особенностей. Движения танцоров наполнены акцентированными притопами, легкими подскоками.                 В башкирской хореографии существовали бытовые и обрядовые танцы. Также, были женские и мужские, отражающие трудовые процессы. Любое движение в народной хореографии характеризовало вид, который выполнялся в быту. Здесь мы видим участие костюма в развитии народной хореографии ещё на ранних стадиях его создания.  Движения  рук имитируют процесс женской работы: обработка шерсти, наматывание нити на клубок, прядение пряжи. Для изображения  таких действий женщины выполняли щелчки пальцами. Каждое движение в танце отделяется от следующего круговыми ходами. В женских башкирских танцах отслеживается соединение плавного лёгкого хода с чёткими громкими дробями в центре площадки. Дополнительный аккомпанемент создавался про помощи  топота ног по твёрдым настилам - деревянным, металлическим; звоном монет и подвесок. Ритм танца поддерживался хлопками в ладоши, подбадривающими возгласами.         У пожилых женщин особенностью костюма в праздники являлась шерстяная или кашемировая шаль с кистями. Её надевали поверх платка, а чтобы она не спадала с головы в течение танца, концы шали женщины придерживали руками. Это является причиной скованности корпуса и небольшого набора движений рук в танцах старых женщин.