Особенности работы с мальчиками в хореографическом коллективе.

Как заинтересовать и удержать мальчиков в коллективе?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы с мальчиками в хореографическом коллективе.

Как заинтересовать и удержать мальчиков в коллективе?

На сегодняшний день очень часто встречается проблема с недостатком мужского состава в хореографических коллективах. Как правило, большинство составляют девочки.  А мальчики больше тяготеют к спорту, компьютеру, технике и т.д. А если они есть, то бывает, что в подростковом возрасте мальчики уходят из коллектива. Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться.

К занятиям с мальчиками в танцевальном коллективе должен прежде всего быть другой подход чем к занятиям с девочками. Я считаю, что в возрасте 3-5 лет они могут заниматься в смешанном составе. А в возрасте 6 лет нужно формировать отдельную группу.

Это прежде всего воспитание мужских качеств в танце. В моей практике так и происходит. Длительное время находился подход и к самой программе обучения.

Самая главная и основная цель – это удержать мальчиков в коллективе, заинтересовав их танцевальным искусством и вовлечением в творческий процесс.

Я выделила некоторые моменты, которые влияют на наличие мужчин в коллективе:

  • Реклама вашего коллектива. Если коллектив еще только формируется. Или коллектив существует давно. Дать объявление о дополнительном наборе мальчиков. И в рекламе указать каким видом танца вы планируете заниматься. В коллективе, в котором я работаю, детей приводят каждый год и это большой поток. И детей берут с 3 – х лет. Есть комплексная программа, в которой предусмотрена работа с мальчиками отдельно.
  • Следующий момент – работа с родителями. Пока дети маленькие все желания, возможности происходят по выбору родителей. Создать родительский комитет, который будет помогать педагогу. Создать группу Вконтакте для общения между собой. После занятий обязательно находить время для разговора с родителями.
  •  Создать для родителей благоприятные условия для общения между ними. Если есть возможность, то открыть, например, группу фитнеса. Они привели ребенка к вам на занятие, а сами в это же время на фитнес или различные танцевальные направления – джаз, стрейчинг, йога, леди-стайл и другие. Одна моя знакомая кроме занятий с детьми по субботам организует клуб для женщин. Они на таких встречах говорят о косметике, о последних тенденциях в моде, интерьере, книгах и так далее.
  •    А теперь самое важное – это само занятие. Как говорится “Театр начинается с вешалки”. А мы начнем с дисциплины и формы одежды. Представьте, что перед вами стоят 15 6-ти летних мальчиков.

С чего вы бы начали первое знакомство?

Давайте попробуем дать ответ на этот вопрос?

У всех одинаковая форма одежды. Я предпочитаю черные майки-борцовки, черные велосипедки, белые носки и черные балетки.

Прежде всего, чтобы начать заниматься нужно научить некоторым правилам поведения в зале. Рассказать о технике безопасности. Рассказать для чего они сюда пришли? Что должно получиться? А если у вас есть возможность, то можно и показать фрагменты интересных танцев. (Хореографическая картина “Футбол” Ансамбль Игоря Моисеева, номера ансамбля “Экситон”, Музыкального театра “Браво”, из различных проектов, например, “Танцы”)

Мне как-то один из моих обучающихся 7-ми лет сказал на занятии, что ему нравится как двигается Дмитрий Олейников. А я спросила это кто? А это оказался участник проекта “Танцы”, после моего просмотра проекта я смогла побеседовать с учеником.

Когда вы наладите дисциплину, объяснив это на первом занятии, и продолжая об этом говорить всегда, то успех работы с мальчиками гарантирован. Но на этом не останавливаемся. Так как есть еще очень важные моменты. Занятие всегда должно выстроено так, чтобы ни вы ни мальчики не скучали. А вы были все время в тонусе.

Занятие должно быть разнообразным. Как по приемам, так и по темпу. Каждый раз подкидывать новые движения, разучивать трюки. А когда у них получается, то обязательно похвалить, дать возможность выделить это показом перед остальными обучающимися.

Воспитывать в них лидерские качества и всегда и во всем быть первыми. Например, у меня на занятии мальчики научились делать стойку на плече и после этого они начали соревноваться друг перед другом кто дольше простоит. А те у которых, не очень получается, то они дома усердно работают над этим и когда получается, то восторгу нет предела.

На занятии можно делить на группы. Например, таким образом можно отработать выученную комбинацию. А в какой группе есть пробелы назначить так скажем «репетитора», то есть того мальчика, который знает материал. На это мальчишки с удовольствием идут.

Иногда на занятии я использую баллы. То есть за каждое правильно-исполненное движение мальчик получает балл. Сумма баллов всегда разная, в зависимости от сложности движения. В конце провожу подсчет. И распределяем места. Есть мальчики, которые были на последнем месте по баллам, стремятся в лидеры.

В репертуаре должны быть мужские номера: например, я делаю так первый год обучения – это «Домовята», второй год «Клоуны», третий год «Санта-Клаусы», танец про Короля и свиту и так далее… Мужских тем очень много…

Но кроме мужских танцев, нужны и танц репертуар с девочками и репетиции с девочками. Это очень важно. Развивает партнерские качества. Таким образом повышается значимость мужского состава в коллективе. Правильно научить общаться с девочками. Рассказать о взаимодействии с ними.

Программа обучения разнообразная. На первом году – это ритмика, второй год ритмика с элементами классического танца, третий год - классический танец с элементами народного танца, 4 год – народный танец, современный танец и танц репертуар. А в программе современного танца может быть – и модерн и джаз и хип-хоп.

И еще очень важный момент это досуговая деятельность в свободное время.

Это совместные мероприятия: например, День семьи, закрытие танцевального сезона. Из моей практики закрытие танцевального сезона всегда делаем по разному, например, снимаем теплоход с ведущими, дети и родители веселятся вместе. Устраиваем дискотеку. Перед поездкой на теплоходе разучиваем флеш-моб и исполняем прямо на теплоходе, устраиваем танцевальный батл, девочки против мальчиков, или мальчики против мальчиков, а девочки против девочек. Говорим слова благодарности друг другу. Дарим небольшие подарочки. Особо-отличившимся грамоты.

Или могут быть поездки на фестиваль, гастрольный тур, лагерь, танцевальный проект, отчетные концерты, открытые занятия, а после обязательно про каждого сказать, чего он добился, чему научился или над чем надо поработать. Обязательно в каждой группе поздравляем именинников, в этом опять же помогает родительский комитет. Перед новым годом делаем концерты для родителей и детей. Так же перед новым годом проводим игру «Тайный друг» - это уже для детей постарше.

Я думаю, все знают эту игру?

Так же есть и Новогодние дискотеки с конкурсами. На которые, ребята с удовольствием приходят. И показывают свое танцевальное мастерство.

Если у детей идет хип-хоп, то устраивается конкурс «Звезда танцпола»

Так же возможны экскурсии в музеи, театры, совместные походы в кино, весенне-летние выезды за город. И это могут быть организованы мастер-классы различных приглашенных педагогов. И в контакте организация фотоконкурса. Создание портфолио. У каждого участника есть именное портфолио, куда они складывают свои заслуженные грамоты, дипломы.

Таким образом, можно вовлечь мальчика в учебный процесс, постоянно с ними разговаривать, потому что они перед занятиями или после рассказывают про компьютерные игры. Как они прошли тот или иной этап и так далее. Когда вы заинтересуете, они поверят вам. Влюбите их в танец. Используйте компьютерные методы обучения. Можно просить их о помощи, например, донести магнитофон или помочь открыть дверь.

  • Фрагменты занятий 6-7 лет

В 6-ти летнем возрасте – это так скажем “дрессировка”. Это первые шаги к азам хореографии. Это работа над корпусом, руками, ногами и головой.

Занятие длится 45 минут. В неделю 2 раза.

Начинается с марша от дверей. Затем выстраиваем линию. А из одной линии образуют две линии.

Первые полгода это привыкание к вам, к правилам поведения на занятии, к группе. Необходимо проводить беседы с детьми в начале занятия и в конце. В начале обучения ввожу в занятие некоторые моменты постановки корпуса и названия позиций ног, а именно - это 1 первая позиция и шестая, точки в зале. Они запоминают и потом легче с ними общаться. И конечно, же занятие выстраивается через игру, образы.

Ход занятия:

Марш по кругу – 2 линии

Музыкально-ритмические упражнения

Разминка

Упражнения по кругу

Упражнения по линиям

Партерная гимнастика

Танцевальная комбинация

Поклон

Важно обращать внимание на каждого ребенка.

Только индивидуальный подход к детям. Уважение, понимание, умение расположить к себе, общение играют важную роль в удержании мальчиков в коллективе. А сейчас есть возможность общаться в социальной среде. И дети добавляются в друзья в контакте и даже в 8-ми летнем возрасте. Кто-то спрашивает про музыку на занятии, кто про ссылку на видео, которое было показано на занятии или просто напишут как дела?

  • Фрагменты занятия 8-9 лет

На вором году обучения усложняем задачи. И занятия уже 1,5 часа – 2 раза в неделю.

  • Проблемы возникающие при работе с мальчиками и их решение

Как заинтересовать занятиями по классическому танцу? Включать элементы акробатики, танцев хип-хоп, джаз в занятие. Разучивать от простого к сложному. В партере разучивать упражнения у станка, то есть plié, bt tendu чередуя с силовыми упражнениями и различными стойками: на лопатках, на плече, на руках, на голове. В занятии всегда должна быть динамика. На середине зала чередовать трюки народного танца с современным. Движения по кругу чередовать с движениями со скакалкой, с партером. Например, нельзя долго держать лицом у палки. Можно добавлять упражнения на гибкость сесть на пол, держась за станок делать мостик.

Как правило, в самодеятельные коллективы берут всех мальчиков без отбора. Из-за нехватки «кадров». И приходится находить подход и к детям без данных. В танцевальном репертуаре можно придумать несложную роль. Красиво выйти и уйти.

Если есть возможность вести дополнительное обучение, например, капоэйра, самбо.  

Педагогу нужно быть и психологом и суметь научить вежливости, уверенности, ответственности за свои решения.

А чтобы дети не пропускали, нужно стимулировать. И стараться каждое занятие давать новый материал.

Танцевальный репертуар – игровые танцы, насыщенные трюками. Или делать постановки с мальчиками помладше и просить участвовать мальчиков постарше в репетиционной работе.

Вывод:

Какого-то одного готового рецепта нет по сохранению мужского состава в коллективе. Все индивидуально. Нужно найти двери души и смочь открыть их. Наполнить теплом, светом, заботой, любовью, дружбой, пониманием. И тогда 100 процентный успех вашего коллектива гарантирован вам. Нужно в человеке видеть лучшее, что в нём есть. Находить красоту и добро в жизни каждого, если мы хотим вдохновлять людей на развитие лучших их качеств.