Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области театрального искусства "Искусство театра" по учебному предмету "Танец"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА»
Программа учебного предмета «Танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области театрального искусства «Искусство театра».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tanets_teatraly.docx | 85.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств имени М.А.Балакирева
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА»
Предметная область
ПО.01. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.04.Танец
Ульяновск 2017
Рассмотрено Методическим советом МБУ ДО ДШИ им. М.А.Балакирева Протокол №6 от «18» мая 2017г. | Принято Педагогическим советом МБУ ДО ДШИ им. М.А.Балакирева Протокол №7 от «26» мая 2017г. | «Утверждаю» Директор – Гудень Н.С. ___________ «___»________2017г. |
Разработчик:
- Акимова Людмила Васильевна, преподаватель хореографического отделения первой квалификационной категории МБУ ДО ДШИ им. М.А.Балакирева г.Ульяновска.
Рецензенты:
- Юдина Любовь Ивановна, преподаватель хореографического отделения высшей квалификационной категории МБУ ДО ДШИ №8 г.Ульяновска;
- Демкова Елена Викторовна, методист МБУ ДО ДШИ им. М.А.Балакирева г.Ульяновска.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; |
II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Учебно-тематический план; - Годовые требования по классам; |
III. Требования к уровню подготовки учащихся |
IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; |
V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; |
VI. Список рекомендуемой учебной литературы - Основная литература; - Дополнительная литература. |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Настоящий курс составлен на основе программы «Танец», рекомендованной Министерством РФ /разработчик: Л.А.Биткова, методист по учебным дисциплинам в области искусства Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования (повышения квалификации) города Москвы «Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства»/.
Программа учебного предмета «Танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области театрального искусства «Искусство театра».
Учебный предмет «Танец» относится к обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Искусство театра» и изучается во взаимосвязи с такими предметами, как «Основы актерского мастерства», «Сценическое движение», «Подготовка сценических номеров».
Основу практической части предмета составляют классический, народно-сценический и историко-бытовой танцы. Современный театр - искусство синтетическое, требующее от юного артиста разнообразных умений и навыков. Хореография раздвигает рамки актерских возможностей учащихся, дает возможность погрузиться в эпоху, «вжиться» в сценический материал.
Учебный предмет «Танец» направлен на формирование у учащихся необходимых знаний в области объективных законов сценического движения и умения их использовать.
Задача первых двух лет обучения - дать учащимся первоначальную хореографическую подготовку, развить общую музыкальность, чувство ритма и сформировать у них основные двигательные качества и навыки для занятий в дальнейшем классическим, народно-сценическим и историко-бытовым танцем. В итоге обучения происходит накопление знаний, умений, навыков, необходимых для следующих этапов освоения программы «Искусство театра».
2. Срок реализации учебного предмета «Танец»
Срок освоения учебного предмета «Танец» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 по 5 классы).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Танец».
Вид учебной нагрузки | Количество часов |
Максимальная нагрузка (в часах) | 297 |
Количество часов на аудиторную нагруку | 297 |
Консультации | 16 |
Класс | Количество часов в неделю |
1 | 1 |
2 - 5 | 2 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Предмет «Танец» проводится в форме практических мелкогрупповых занятий, численность группы – от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
5. Цель и задачи учебного предмета «Танец»
Целью учебного предмета «Танец» является развитие танцевально-исполнительских, пластических и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенных знаний, умений, навыков в области классического, народно-сценического, историко-бытового танцев.
Задачи:
- знание основной терминологии в области хореографического искусства;
- знание элементов и основных комбинаций классического, народно-сценического, историко-бытового танцев;
- знание средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств;
- умение исполнять элементы и основные комбинации классического, народно-сценического и историко-бытового танцев;
- умение запоминать и воспроизводить танцевальный текст;
- навыки по применению упражнений с целью преодоления технических трудностей.
6. Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
- Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- наглядный – показ движений преподавателем;
- словесный – беседа о танце, объяснение техники исполнения хореографических движений, рассказ о средствах выразительности музыкального сопровождения, аналитическая оценка результатов учебного процесса;
- эмоциональный – подбор ассоциаций, образов;
- практический – исполнение движений и танцевальных этюдов учащимися;
- репродуктивный – неоднократное воспроизведение полученных знаний, а также двигательных умений и навыков.
- Описание материально-технических условий реализации предмета
Материально- техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Танец», оснащаются пианино/роялями. Имеется театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием; костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для сценических выступлений, репетиционного процесса и учебных занятий.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Танец», на максимальную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:
Классы | ||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 297 | |||||
Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные) | 33 | 66 | 66 | 66 | 66 | |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные) | 297 | |||||
Объем времени на консультации (по годам) | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | |
Общий объем времени на консультации | 16 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области театрального искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
2. Учебно-тематический план
1 класс
№№ темы | Наименование темы | Количество часов |
1. | Шаги. Позиции ног (I - IV). Позиции рук (I - III). | 2 |
2. | Положение en face, epaulemant | 1 |
3. | Поклоны и реверансы | 1 |
4. | Полуприседания по I, II, III, VI позициям. | 2 |
5. | Вытягивание ног. | 2 |
6. | Подъем на полупальцы | 1 |
7. | Движения головы, плеч и корпуса | 1 |
8. | Упражнения на ориентировку в пространстве. Построения и перестроения. | 4 |
9. | Контрольный урок | 2 |
10. | Подскоки, галоп. Танцевальный бег. | 1 |
11. | Элементы русского народного танца. Русский поясной поклон. Основные положения рук. | 2 |
12. | Русские ходы. | 2 |
13. | «Гармошка», «Ковырялочка», «Елочка» | 2 |
14. | Припадание в сторону из III свободной позиции. | 2 |
15. | Этюд на материале русского танца. | 4 |
16. | Историко - бытовой танец «Падеграс». Основные движения. | 2 |
17. | Контрольный урок | 2 |
2 класс
№№ темы | Наименование темы | Количество часов |
1. | Позиции ног | 2 |
2. | Позиции рук | 2 |
3. | Demi-pliés | 4 |
4. | Battements tendus по I позиции | 4 |
5. | Demi-rond de jambe par terre - en dehors и en dedans. | 4 |
6. | Battements tendus jetés | 4 |
7. | I port de bras. | 2 |
8. | Tamps saut é | 4 |
9. | Pas èchapp é | 4 |
10. | Контрольный урок | 2 |
11. | Pas chassé | 4 |
12. | Pas de basgue | 2 |
13. | Pas elevés. | 4 |
14. | Вальсовая дорожка вперед и назад. | 4 |
15. | Элементы русского народного танца. Притопы. | 4 |
16. | «Гармошка» в повороте. | 2 |
17. | «Веревочка» | 2 |
18. | «Моталочка» | 2 |
19. | Историко-бытовой танец XIX века «Полонез». Основные движения. | 4 |
20. | «Полонез» - композиция с различными перестроениями и комбинациями. | 4 |
21. | Контрольный урок | 2 |
3 класс
№№ темы | Наименование темы | Количество часов |
1. | Положение sur le cou de pied | 4 |
2. | Battements frappés | 4 |
3. | Подготовка к battements fondus | 4 |
4. | Relevés на полупальцы | 4 |
5. | Double battement tendu в сторону I позиции | 4 |
6. | Элементы русского народного танца. Шаги. | 10 |
7. | Контрольный урок | 2 |
8. | Дробные выстукивания. | 4 |
9. | «Веревочка». | 4 |
10. | «Хлопушки». | 4 |
11. | Pas elevés | 2 |
12. | Pas balancé. | 2 |
13. | Элементы польки. | 4 |
14. | Свободная композиция польки. | 4 |
15. | Тарантелла. Основные движения. | 8 |
16. | Контрольный урок | 2 |
4 класс.
№№ темы | Наименование темы | Количество часов. |
1. | Grand pliés | 2 |
2. | Battements tendus по V позиции | 2 |
3. | Battements tendus jetés по V позиции | 2 |
4. | Battement soutenus по V позиции | 2 |
5. | Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans. | 2 |
6. | Battement fondus | 2 |
7. | Petit battement sur le-cou-de pied | 2 |
8. | Relevés lent | 2 |
9. | Grand battement | 2 |
10. | Temps lié par terre. | 2 |
11. | Русский народный танец. Шаги. | 6 |
12. | Боковое припадание | 2 |
13. | Ключ простой на подскоках. | 2 |
14. | Контрольный урок | 2 |
15. | Вальс. Основные движения. | 8 |
16. | Композиция «Фигурного вальса». | 6 |
17. | Крестьянский бранль и светский бранль. | 10 |
18. | Элементы украинского народного танца. | 8 |
19. | Контрольный урок | 2 |
5 класс
№№ темы | Наименование темы | Количество часов |
1. | Battements tendus по V позиции в позах. | 2 |
2. | Battement frappés - в сторону, вперед, назад в пол. | 2 |
3. | Demi-rond de jambe en en l`air en dehors и en dedans на 450. | 2 |
4. | Battements retirés – на 900 из позиции. | 2 |
5. | Полуповороты (demi-detourné) в V позиции к станку и от станка. | 2 |
6. | Позы классического танца. | 6 |
7. | Pas de basgue в ритме вальса с продвижением по одному и в паре. | 6 |
8. | Алеман. | 8 |
9. | Контрольный урок | 2 |
10. | Танцы прибалтийских республик. | 8 |
11. | Павана. | 6 |
12. | Медленный вальс. | 8 |
13. | Танцы в ритме фокстрота и танго | 10 |
14. | Контрольный урок | 2 |
3. Годовые требования
1 класс
К основной задаче первого года обучения относится воспитание основ танцевальной культуры на образцах классического, народно-сценического и историко-бытового танцев; развитие координации движений, умение слушать музыку, согласовывая движения и отражая ее характер.
На первом этапе обучения происходит формирование знаний о графическом рисунке танца, по линии танца, против линии танца, о роли центра, об интервалах в рисунке танца, а также формирование умения ориентироваться в пространстве.
1. Шаги. Позиции ног. Позиции рук.
- бытовой шаг,
- легкий шаг с подскока,
- шаг на полупальцах вперед, назад,
- шаг с согнутым коленом на целой стопе и полупальцах,
- I,II,III (свободные),VI позиции ног,
- I,II,III позиции рук,
- положение рук за платье, за спину,
- опущенные вниз с отведенными от корпуса кистями,
- открывания и закрывания рук из подготовительного положения .
2. Положение en face и epaulеmant.
3. Поклоны и реверансы:
- в ритме полонеза,
- в ритме вальса,
- в ритме польки.
4. Полуприседания по I, II, III, VI позициям.
5. Вытягивание ног:
- вперед и в сторону позициям,
- в сочетании с полуприседанием.
6. Подъем на полупальцы :
- по I, II, III позициям,
- в сочетании с полуприседанием.
7. Движения для головы, плеч и корпуса:
- повороты головы вправо-влево,
- наклоны корпуса вперед – назад,
- повороты корпуса.
- подъем и опускание плеч,
8. Упражнения на ориентировку в пространстве. Построения и перестроения:
- повороты вправо и влево,
- движения по линии танца и против линии танца,
- движение по диагонали.
- в колонну по одному,
- в пары и обратно,
- из колонны по два - в колонну по четыре,
- из колонны в шеренгу,
- в круг.
9. Подскоки, галоп. Танцевальный бег:
- прямой галоп,
- боковой галоп,
- подскоки в сочетании с галопом.
- бег с согнутыми ногами сзади,
- бег с вынесением ног вперед.
10. Элементы русского народного танца. Русский поясной поклон. Основные положения рук:
- руки свободно опущенные вниз,
- руки в бок.
11. Русские ходы:
- простой русский шаг,
- русский переменный ход в сочетании с руками,
- шаг с каблучка,
- шаг с выносом ноги на носок.
12. «Гармошка», «Ковырялочка», «Елочка»:
- «Гармошка» из стороны в сторону,
- «Гармошка » с demi- plie
- «Елочка».
- «Ковырялочка» с двойным притопом,
- «Ковырялочка» с тройным притопом.
- Припадание в сторону III свободной позиции.
- Этюд на материале русского народного танца.
- Историко бытовой танец «Падеграс» в редакции Е.Ивановой.
2 класс
Основной задачей третьего класса является изучение позиций рук, ног, головы и основных элементов экзерсиса у станка и на середине зала. Развитие координации движений, танцевальных элементов для сценической практики.
- Позиции ног: I, II, III.
- Позиции рук: подготовительное положение, I, II,III (изучается на середине зала в I свободной позиции).
- Demi-pliés по I, II, III позиции.
- Battements tendus по I позиции:
- в сторону, вперед, назад;
- с demi-pliés по I позиции в сторону, вперед, назад,
- с passé par terre по I позиции.
- в сторону, вперед, назад;
- с demi-pliés по I позиции в сторону, вперед, назад;
5. Demi-rond de jambe par terre - en dehors и en dedans.
6. Battements tendus jetés:
- по I позиции в сторону, вперед, назад,
- pigué в сторону.
- I port de bras.
- Tamps saut é - по I, II, III позициям.
- Pas èchapp é – по I, II, III позиции.
- Pas chassé en face.
- Pas de basgue - вперед (сценический).
- Pas elevés.
- Вальсовая дорожка вперед и назад.
- Элементы русского народного танца. Притопы:
- одинарные,
- двойные,
- тройные.
15. «Гармошка» в повороте.
16. «Веревочка»:
- простая,
- двойная,
- с переступанием.
17. «Моталочка» в прямом положении.
18. Историко-бытовой танец XIX века «Полонез». Основные движения:
- шаг полонеза сценический (на полупальцах) вперед и назад:
- обвод дамы (совместный поворот влево).
19. «Полонез» - композиция с различными перестроениями и комбинациями.
3 класс
Продолжение изучения движений классического танца у станка и на середине, расширение материала народно-сценического танца. Изучение историко-бытовых танцев XIX века.Упражнения у станка изучаются вначале за две руки, затем по мере усвоения – за одну руку. Дальнейшее формирование навыков грамотно исполнять программные движения и танцы.
1. Положение sur le cou de pied – условное спереди, сзади и обхватное.
2. Battements frappés – в сторону носком в пол.
3. Подготовка к battements fondus – в сторону, вперед, назад.
4. Relevés на полупальцы – по I, II, III позициям.
5. Double battement tendu в сторону I позиции.
6.Элементы русского народного танца. Шаги:
- переменный с притопом,
- переменный с каблука,
- шаг с приставкой (два небольших последующих шага с последующей мягкой приставкой в I прямую позицию в полуприседание).
7. Дробные выстукивания:
- дробная дорожка – непрерывная мелкая дробь с каблука (на месте, с продвижением вперед).
8. «Веревочка» - двойная.
9. «Хлопушки»:
- одинарные и двойные, удары фиксирующие и скользящие (мужские):
- по бедру,
- в ладоши.
10. Pas elevés вперед и назад.
11. Pas balancé.
12.Элементы польки:
- па польки вперед и назад,
- боковое па польки,
- боковое па польки с вращением по кругу (соло),
- галоп в паре.
13.Свободная композиция польки.
14. Тарантелла. Основные движения:
- положения рук в танце.
- движения рук с тамбурином:
- удары пальцами и с тыльной стороны ладони,
- мелкие непрерывные движения кистью «трель».
- Pas glissé в положении I arabesgue.
- бег тарантеллы (pas emboités) на месте и с продвижением.
- шаг с подскоком и одновременным сгибанием ноги (pas dellonné).
- перескоки с ноги на ногу.
4 класс
Дальнейшее изучение классического экзерсиса у станка и на середине зала. Продолжение изучения элементов классического и народно-сценического танцев. Развитие выразительности и танцевальности, усложнение лексики и появление этюдов на основе изученного материала.
В конце года рекомендуется показать небольшие композиции и этюды на материале народно-сценического и историко-бытового танцев.
- Grand pliés по по I, II, V позициям.
- Battements tendus по V позиции:
- в сторону, вперед, назад,
- с demi-pliés по V позиции,
- с demi-pliés по II позиции.
3. Battements tendus jetés:
- по V позиции в сторону, вперед, назад,
- pigué в сторону, вперед, назад,
- с demi-pliés по V позиции.
4. Battement soutenus по V позиции – в сторону, вперед, назад.
5. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans.
6. Battement fondus - в сторону, вперед, назад в пол.
7. Petit battement sur le-cou-de pied.
8. Relevés lent – по I и V позициям в сторону, вперед, назад на 900.
9. Grand battement - по I, V позициям в сторону, вперед, назад.
10. Temps lié par terre.
11. Русский народный танец. Шаги:
- бытовой шаг с притопом,
- каблуком по полу,
- полупальцами по полу.
Переменный шаг:
- с притопом и продвижением вперед и назад,
- с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижением вперед и назад.
12. Боковое припадание:
- с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги,
- с двойным ударом спереди опорной ноги.
13. Ключ простой на подскоках.
14. Вальс. Основные движения:
- в три па соло с вращением по кругу вправо, влево,
- вальс в парах с вращением по кругу вправо, влево
- в сочетании с па де баском,
- в сочетании с pas balance.
15. Композиция «Фигурного вальса».
16. Крестьянский бранль и светский бранль.
17.Элементы украинского народного танца:
- медленный женский ход,
- ход с остановкой на третьем шаге,
- «веревочка» двойная,
- «тынок» (перескок с ноги на ногу),
- «выступцы» (подбивание одной ногой другую).
5 класс
Дальнейшее изучение классического экзерсиса у станка и на середине зала. Продолжение изучения элементов классического и народно-сценического танцев. Развитие выразительности и танцевальности, усложнение лексики и появление этюдов на основе изученного материала.
Вводится более сложная координация движений с использованием поз у станка и на середине зала, усложнение учебных комбинаций у станка и на середине зала.
1.Battements tendus по V позиции:
- в позе croisé вперед, в сторону, назад,
- doudle battement tendu в сторону из V позиции.
2. Battement frappés - в сторону, вперед, назад в пол.
3. Demi-rond de jambe en en l`air en dehors и en dedans на 450.
4. Battements retirés – на 900 из позиции.
5. Полуповороты (demi-detourné) в V позиции к станку и от станка.
6. Позы классического танца: большие и маленькие позы croiseé, effaceé вперед и назад, I,II arabesque носком в пол на вытянутой ноге и на demi-plié.
7. Pas de basgue в ритме вальса с продвижением по одному и в паре.
8. Алеман (вальс втроем).
9. Танцы прибалтийских республик:
– простые шаги на приседании,
– перескоки с ноги на ногу, на месте и с продвижением,
– прыжки с перекрещенными ногами,
– прыжки с выбрасыванием ног в сторону.
10. Павана.
11. Медленный вальс:
- правый поворот, левый поворот,
- открытая перемена вперед и назад.
12. Танцы в ритме фокстрота и танго.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
- знание основной терминологии в области хореографического искусства;
- знание элементов и основных комбинаций классического, народного сценического и историко-бытового танцев;
- знание средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств;
- умение исполнять элементы и основные комбинации классического, народного сценического и историко-бытового танцев;
- умение запоминать и воспроизводить танцевальный текст;
- навыки по применению упражнений с целью преодоления технических трудностей;
- навыки исполнения элементов классического и народного сценического танцев,
а также:
- знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;
- умение ориентироваться на сценической площадке;
- умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
- владение различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
- навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
- владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
- навыки комбинирования движений;
- навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Танец» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию учащихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По итогам промежуточной аттестации выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
- Критерии оценки
Качество подготовки учащихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»).
Критерии оценки качества подготовки учащегося по предмету «Танец»:
5 («отлично»). Учащийся усваивает материал на высоком уровне. Инициативен, сценически выразителен. Пластичен, хорошо запоминает учебный материал.
4 («хорошо»). Материал усваивает, но есть недочеты в работе. Необходимо развивать сценическую выразительность, пластичность, внимание. Но учащийся трудоспособен, виден прогресс в развитии.
3 («удовлетворительно»). Материал усваивает частично, недостаточно пластичен. Часто не внимателен, но просматривается желание и стремление развиваться.
2 («неудовлетворительно»). Недисциплинирован. Не может учиться в коллективе, не усваивает учебный материал.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить достижения учащегося.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Необходимым условием подготовки актера всегда было всестороннее пластическое и двигательное развитие. Занятия танцем не только формируют специальные знания, умения и навыки, но и развивают физически, способствуют преодолению скованности движения, мышечных зажимов, неверной осанки или походки.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен по принципу «от простого к сложному» и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
- целенаправленность учебного процесса;
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
- строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.
С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу класса.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
- Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца». Учебно-методическое пособие. Л.-М, Искусство, 1983
- Базарова Н. «Классический танец». Методика 4-го и 5-го годов обучения. Учебник. Л., Искусство, 1984
- Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Учебник. – СПб, «Искусство», 2000
- Валукин Е. «Мужской танец». М., ГИТИС, 1987
- Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах». Учебно-методическое пособие. М., Искусство, 1989
- Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца». Издание 3-е, дополненное. Учебник. Л., Искусство,1986
- Костровицкая В. «100 уроков классического танца» (1-8 классы). Методическое пособие. – М., Искусство, 1981
- Мессерер А. «Уроки классического танца». – М., Искусство, 1967
9. Тарасов Н. «Уроки классического танца». Школа мужского исполнительства. М., Искусство, 1981
10. Сафронова Л. «Уроки классического танца». СПб, Академия русского балета имени А.Я.Вагановой, 2003
Дополнительная литература
- Голейзовский К. «Образы русской народной хореографии». М., Искусство, 1964
- Зацепина К. и другие. Народно-сценический танец. М., Искусство, 1976
- Климов А. «Основы русского народного танца». М., Изд. Московского государственного института культуры, 1984
- Устинова Т. «Избранные русские народные танцы». М., Искусство, 1996