Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области театрального искусства "Искусство театра" по учебному предмету "Танец"

Акимова Людмила Васильевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ  ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА»

 Программа учебного предмета  «Танец»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  театрального  искусства  «Искусство театра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tanets_teatraly.docx85.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств имени М.А.Балакирева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА»

Предметная область

ПО.01. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО

Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.04.Танец

Ульяновск 2017

Рассмотрено

Методическим советом

МБУ ДО ДШИ

им. М.А.Балакирева

Протокол №6

от «18» мая  2017г.

Принято

Педагогическим советом

МБУ ДО ДШИ

им. М.А.Балакирева

Протокол №7

от «26» мая  2017г.

«Утверждаю»

Директор – Гудень Н.С.

___________

«___»________2017г.

Разработчик:

- Акимова Людмила Васильевна, преподаватель хореографического отделения первой квалификационной категории МБУ ДО ДШИ им. М.А.Балакирева г.Ульяновска.

Рецензенты:

- Юдина Любовь Ивановна, преподаватель хореографического  отделения высшей квалификационной категории МБУ ДО ДШИ №8 г.Ульяновска;

- Демкова Елена Викторовна, методист МБУ ДО ДШИ им. М.А.Балакирева г.Ульяновска.


Структура программы учебного предмета

        I.       Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета                                

- Сведения о затратах учебного времени;

- Учебно-тематический план;

- Годовые  требования  по классам;

III.         Требования к уровню подготовки учащихся

IV.            Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI.        Список рекомендуемой учебной литературы

- Основная литература;

- Дополнительная литература.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Настоящий курс  составлен на основе программы «Танец», рекомендованной Министерством РФ /разработчик: Л.А.Биткова, методист по учебным дисциплинам в области искусства Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования (повышения квалификации) города Москвы «Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства»/.

Программа учебного предмета  «Танец»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  театрального  искусства  «Искусство театра».

Учебный предмет «Танец» относится к обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Искусство театра» и изучается во взаимосвязи с такими предметами, как «Основы актерского мастерства», «Сценическое движение», «Подготовка сценических номеров».

Основу практической части предмета составляют классический, народно-сценический и историко-бытовой танцы. Современный театр  - искусство синтетическое, требующее от юного артиста разнообразных умений и навыков. Хореография раздвигает рамки актерских возможностей учащихся, дает возможность погрузиться в эпоху, «вжиться» в сценический материал.

Учебный предмет «Танец» направлен на формирование у учащихся необходимых знаний в области объективных законов сценического движения и умения их использовать.

Задача первых двух лет обучения - дать учащимся первоначальную хореографическую подготовку, развить общую музыкальность, чувство ритма и сформировать у них основные двигательные качества и навыки для занятий в дальнейшем классическим, народно-сценическим и историко-бытовым танцем. В итоге обучения происходит накопление знаний, умений, навыков, необходимых для следующих этапов освоения программы «Искусство театра».

2. Срок реализации учебного предмета «Танец» 

Срок освоения учебного предмета «Танец» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет,  составляет 5 лет (с 1 по 5 классы).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Танец».

Вид учебной нагрузки

Количество часов

Максимальная нагрузка (в часах)

297

Количество часов на аудиторную нагруку

297

Консультации

16

Класс

Количество часов в неделю

1

1

2 - 5

2

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Предмет «Танец» проводится в форме практических мелкогрупповых занятий, численность группы – от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

5. Цель и задачи учебного предмета «Танец»

Целью учебного предмета «Танец» является развитие танцевально-исполнительских, пластических и художественно-эстетических способностей учащихся на основе  приобретенных знаний, умений, навыков в области классического, народно-сценического, историко-бытового танцев.

Задачи:

- знание основной терминологии в области хореографического искусства;

- знание элементов и основных комбинаций классического, народно-сценического, историко-бытового танцев;

- знание средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;

- знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств;

- умение исполнять элементы и основные комбинации классического, народно-сценического и историко-бытового танцев;

- умение запоминать и воспроизводить танцевальный текст;

- навыки по применению упражнений с целью преодоления технических трудностей.

6. Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • наглядный – показ движений преподавателем;
  • словесный – беседа о танце, объяснение техники исполнения хореографических движений, рассказ о средствах выразительности музыкального сопровождения, аналитическая оценка результатов учебного процесса;
  • эмоциональный –  подбор ассоциаций, образов;
  • практический – исполнение движений и танцевальных этюдов учащимися;
  • репродуктивный – неоднократное воспроизведение полученных знаний, а также двигательных умений и навыков.
  1. Описание материально-технических условий реализации предмета

Материально- техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

        Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Танец», оснащаются пианино/роялями. Имеется театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием; костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для сценических выступлений, репетиционного процесса и учебных занятий.  

        

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Танец», на максимальную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:

Классы

Классы

1

2

3

4

5

Продолжительность учебных  занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

2

2

2

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

297

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные)

33

66

66

66

66

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные)

297

Объем времени на консультации (по годам)

2

2

4

4

4

Общий объем времени на консультации

16

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области театрального искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

2.  Учебно-тематический план

1 класс

№№ темы

Наименование темы

Количество часов

1.

Шаги. Позиции ног (I - IV). Позиции рук (I - III).

2

2.

Положение en face, epaulemant

1

3.

Поклоны и реверансы

1

4.

Полуприседания по I, II, III, VI позициям.

2

5.

Вытягивание ног.

2

6.

Подъем на полупальцы

1

7.

Движения головы, плеч и корпуса

1

8.

Упражнения на ориентировку в пространстве. Построения и перестроения.

4

9.

Контрольный урок

2

10.

Подскоки, галоп. Танцевальный бег.

1

11.

Элементы русского народного танца. Русский поясной поклон. Основные положения рук.

2

12.

Русские ходы.

2

13.

«Гармошка», «Ковырялочка», «Елочка»

2

14.

Припадание в сторону из III свободной позиции.

2

15.

Этюд на материале русского танца.

4

16.

Историко - бытовой танец «Падеграс». Основные движения.

2

17.

Контрольный урок

2

2 класс

№№ темы

Наименование темы

Количество часов

1.

Позиции ног

2

2.

Позиции рук

2

3.

Demi-pliés

4

4.

Battements tendus по I позиции

4

5.

Demi-rond de jambe par terre - en dehors и en dedans.

4

6.

Battements tendus jetés

4

7.

I port de bras.

2

8.

Tamps saut é  

4

9.

Pas èchapp é

4

10.

Контрольный урок

2

11.

Pas chassé

4

12.

Pas de basgue

2

13.

Pas elevés.

4

14.

Вальсовая дорожка вперед и назад.

4

15.

Элементы русского народного танца. Притопы.

4

16.

«Гармошка» в повороте.

2

17.

«Веревочка»

2

18.

«Моталочка»

2

19.

Историко-бытовой танец XIX века «Полонез». Основные движения.

4

20.

«Полонез» -  композиция с различными перестроениями и   комбинациями.

4

21.

Контрольный урок

2

3 класс

№№ темы

Наименование темы

Количество часов

1.

Положение sur le cou de pied

4

2.

Battements frappés

4

3.

Подготовка к battements fondus

4

4.

Relevés на полупальцы

4

5.

Double battement tendu в сторону I позиции

4

6.

Элементы русского народного танца. Шаги.

10

7.

Контрольный урок

2

8.

Дробные выстукивания.

4

9.

«Веревочка».  

4

10.

«Хлопушки».

4

11.

Pas elevés

2

12.

Pas  balancé.

2

13.

Элементы польки.

4

14.

Свободная композиция польки.

4

15.

Тарантелла. Основные   движения.

8

16.

Контрольный урок

2

4 класс.

№№ темы

Наименование темы

Количество часов.

1.

Grand pliés

2

2.

Battements tendus по V позиции

2

3.

Battements tendus jetés по V позиции

2

4.

Battement soutenus по V позиции

2

5.

Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans.

2

6.

Battement fondus

2

7.

Petit  battement sur le-cou-de pied

2

8.

Relevés lent

2

9.

Grand battement  

2

10.

Temps lié par terre.

2

11.

Русский народный танец. Шаги.

6

12.

Боковое припадание

2

13.

Ключ простой на подскоках.

2

14.

Контрольный урок

2

15.

Вальс. Основные движения.

8

16.

Композиция «Фигурного вальса».

6

17.

Крестьянский бранль и светский бранль.

10

18.

Элементы  украинского народного танца.

8

19.

Контрольный урок

2

5 класс

№№

темы

Наименование темы

Количество часов

1.

Battements tendus по V позиции в позах.

2

2.

Battement  frappés - в сторону, вперед, назад  в пол.

2

3.

Demi-rond de jambe en en l`air en dehors и en dedans на 450.

2

4.

Battements retirés – на 900 из позиции.

2

5.

Полуповороты (demi-detourné) в V позиции к станку и от станка.

2

6.

Позы классического танца.

6

7.

Pas de basgue в ритме вальса с продвижением по одному и в паре.

6

8.

Алеман.

8

9.

Контрольный урок

2

10.

Танцы прибалтийских республик.

8

11.

Павана.

6

12.

Медленный вальс.

8

13.

Танцы в ритме фокстрота и танго

10

14.

Контрольный урок

2

3.  Годовые требования

1 класс

К основной задаче первого года обучения относится воспитание основ танцевальной культуры на образцах классического, народно-сценического и историко-бытового танцев; развитие координации движений, умение слушать музыку,  согласовывая движения и отражая ее характер.                                                                        

На первом этапе обучения происходит формирование знаний о графическом рисунке танца, по линии танца, против линии танца, о роли центра, об интервалах в рисунке танца, а также формирование умения ориентироваться в пространстве.

1. Шаги. Позиции ног. Позиции рук.

-  бытовой шаг,

-  легкий шаг с подскока,

-  шаг на  полупальцах вперед, назад,

-  шаг с согнутым коленом на целой стопе и полупальцах,

         - I,II,III (свободные),VI позиции ног,

- I,II,III позиции рук,

- положение рук за платье, за спину,

- опущенные вниз с отведенными от корпуса кистями,

- открывания и закрывания рук из подготовительного положения .        

         2.         Положение en face и epaulеmant.

         3. Поклоны и реверансы:

- в ритме полонеза,

- в ритме вальса,

- в ритме польки.

4. Полуприседания по I, II, III, VI позициям.

5. Вытягивание ног:

- вперед и в сторону позициям,

- в сочетании с полуприседанием.

           6. Подъем на полупальцы :

- по I, II, III позициям,

- в сочетании с полуприседанием.

7. Движения для головы, плеч и корпуса:

- повороты головы вправо-влево,

- наклоны корпуса вперед – назад,

- повороты корпуса.

- подъем и опускание плеч,

8. Упражнения на ориентировку в пространстве. Построения и       перестроения:

- повороты вправо и влево,

- движения по линии танца и против линии танца,

- движение по диагонали.

- в колонну по одному,

- в пары и обратно,

- из колонны по два - в колонну по четыре,

- из колонны в шеренгу,

- в круг.

9. Подскоки, галоп. Танцевальный бег:

- прямой галоп,

- боковой галоп,

- подскоки в сочетании с галопом.

- бег с согнутыми ногами сзади,

- бег с вынесением ног вперед.

10. Элементы русского народного танца. Русский поясной поклон. Основные положения рук:

- руки свободно опущенные вниз,  

- руки в бок.

11. Русские ходы:

- простой русский шаг,

- русский переменный ход в сочетании с руками,

- шаг с каблучка,

- шаг с выносом ноги на носок.

12.  «Гармошка», «Ковырялочка», «Елочка»:

- «Гармошка» из стороны в сторону,

- «Гармошка » с demi- plie

- «Елочка».

- «Ковырялочка» с двойным притопом,

- «Ковырялочка» с тройным притопом.

  1. Припадание в сторону III свободной позиции.
  2. Этюд на материале русского народного танца.
  3. Историко бытовой танец «Падеграс» в редакции Е.Ивановой.

2 класс

Основной задачей третьего класса является изучение позиций рук, ног, головы и основных элементов экзерсиса у станка и на середине зала. Развитие координации движений, танцевальных элементов для сценической практики.

  1. Позиции ног: I, II, III.
  2. Позиции рук: подготовительное положение,  I, II,III (изучается на  середине зала в I свободной позиции).
  3. Demi-pliés по I, II, III позиции.
  4. Battements tendus по I позиции:

- в сторону, вперед, назад;

- с demi-pliés по I позиции в сторону, вперед, назад,

-  с passé par terre по I позиции.

- в сторону, вперед, назад;

- с demi-pliés по I позиции в сторону, вперед, назад;

5. Demi-rond de jambe par terre - en dehors и en dedans.

6. Battements tendus jetés:

- по I позиции в сторону, вперед, назад,

- pigué в сторону.

  1. I port de bras.
  2. Tamps saut é  - по I, II, III позициям.
  3. Pas èchapp é – по I, II, III позиции.
  4. Pas chassé en face.
  5. Pas de basgue - вперед (сценический).
  6. Pas elevés.
  7. Вальсовая дорожка вперед и назад.
  8. Элементы русского народного танца. Притопы:

- одинарные,

- двойные,

- тройные.

15. «Гармошка» в повороте.

16. «Веревочка»:

 - простая,

 - двойная,

 - с переступанием.

17. «Моталочка» в прямом положении.

18. Историко-бытовой танец XIX века «Полонез». Основные      движения:

- шаг полонеза сценический  (на полупальцах) вперед и назад:

- обвод дамы (совместный поворот влево).

19. «Полонез» -  композиция с различными перестроениями и   комбинациями.

3 класс

Продолжение изучения движений классического танца  у станка и на середине, расширение материала народно-сценического танца. Изучение историко-бытовых танцев XIX века.Упражнения у станка изучаются вначале за две руки, затем по мере усвоения – за одну руку. Дальнейшее формирование навыков грамотно исполнять программные движения и танцы.

1. Положение sur le cou de pied – условное спереди, сзади и обхватное.

2. Battements frappés – в сторону носком в пол.

3. Подготовка к battements fondus – в сторону, вперед, назад.

4. Relevés на полупальцы – по I, II, III позициям.

5. Double battement tendu в сторону I позиции.

6.Элементы русского народного танца. Шаги:

- переменный с притопом,

- переменный с каблука,

- шаг с приставкой (два небольших последующих шага с последующей мягкой приставкой в I прямую позицию в полуприседание).

7. Дробные выстукивания:

- дробная дорожка – непрерывная мелкая дробь с каблука (на месте, с продвижением вперед).

8. «Веревочка»  - двойная.

9. «Хлопушки»:

- одинарные и двойные, удары фиксирующие и скользящие (мужские):

- по бедру,

- в ладоши.

10. Pas elevés вперед и назад.

      11. Pas  balancé.

      12.Элементы польки:

     - па польки вперед и назад,

     - боковое па польки,

      - боковое па польки с вращением по кругу (соло),

      - галоп в паре.

  13.Свободная композиция польки.

  14. Тарантелла. Основные   движения:

   - положения рук в танце.

   - движения рук с тамбурином:

   - удары пальцами и с тыльной стороны ладони,

   - мелкие непрерывные движения кистью «трель».

   - Pas glissé в положении I arabesgue.

   - бег тарантеллы (pas emboités) на месте и с продвижением.

   - шаг с подскоком и одновременным сгибанием ноги (pas dellonné).

    - перескоки с ноги на ногу.

                                           4 класс

Дальнейшее изучение классического экзерсиса у станка и на середине зала. Продолжение изучения элементов классического и народно-сценического танцев. Развитие выразительности и танцевальности, усложнение лексики и появление этюдов на основе изученного материала.

В конце года рекомендуется показать небольшие композиции и этюды на материале народно-сценического и историко-бытового танцев.

  1. Grand pliés по по I, II, V позициям.
  2. Battements tendus по V позиции:

- в сторону, вперед, назад,

- с demi-pliés по V позиции,

- с demi-pliés по II позиции.

3. Battements tendus jetés:

- по V позиции в сторону, вперед, назад,

- pigué в сторону, вперед, назад,

- с demi-pliés по V позиции.

4. Battement soutenus по V позиции – в сторону, вперед, назад.

5. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans.

6. Battement fondus  - в сторону, вперед, назад  в пол.

7. Petit  battement sur le-cou-de pied.

8. Relevés lent – по I и V позициям в сторону, вперед, назад на 900.

9. Grand battement  - по I, V позициям в сторону, вперед, назад.

10. Temps lié par terre.

11. Русский народный танец. Шаги:

- бытовой шаг с притопом,

- каблуком по полу,

- полупальцами по полу.

   Переменный шаг:

- с притопом и продвижением вперед и назад,

- с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижением вперед и назад.

12. Боковое припадание:

- с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги,

- с двойным ударом спереди опорной ноги.

13. Ключ простой на подскоках.

14. Вальс. Основные движения:

- в три па соло с вращением по кругу вправо, влево,

 - вальс в парах с вращением по кругу вправо, влево

- в сочетании с па де баском,

- в сочетании с pas balance.

15. Композиция «Фигурного вальса».

16. Крестьянский бранль и светский бранль.

                  17.Элементы  украинского народного танца:

- медленный женский ход,

- ход с остановкой на третьем шаге,

- «веревочка» двойная,

- «тынок» (перескок с ноги на ногу),

- «выступцы» (подбивание одной ногой другую).

                                        5 класс

Дальнейшее изучение классического экзерсиса у станка и на середине зала. Продолжение изучения элементов классического и народно-сценического танцев. Развитие выразительности и танцевальности, усложнение лексики и появление этюдов на основе изученного материала.

Вводится более сложная координация движений с использованием поз у станка и на середине зала, усложнение учебных комбинаций у станка и на середине зала.

1.Battements tendus по V позиции:

- в позе croisé вперед, в сторону, назад,

- doudle battement tendu в сторону из V позиции.

2. Battement  frappés - в сторону, вперед, назад  в пол.

3. Demi-rond de jambe en en l`air en dehors и en dedans на 450.

4. Battements retirés – на 900 из позиции.

5. Полуповороты (demi-detourné) в V позиции к станку и от станка.

6. Позы классического танца: большие и маленькие позы croiseé, effaceé вперед и назад, I,II arabesque носком в пол на вытянутой ноге и на demi-plié.

7. Pas de basgue в ритме вальса с продвижением по одному и в паре.

8. Алеман (вальс втроем).

9. Танцы прибалтийских республик:

– простые шаги на приседании,

– перескоки с ноги на ногу, на месте и с продвижением,

– прыжки с перекрещенными ногами,

– прыжки с выбрасыванием ног в сторону.

10. Павана.

11. Медленный вальс:

- правый поворот, левый поворот,

- открытая перемена вперед и назад.

12. Танцы в ритме фокстрота и танго.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
  • знание основной терминологии в области хореографического искусства;
  • знание элементов и основных комбинаций классического, народного сценического и историко-бытового танцев;
  • знание средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;
  • знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств;
  • умение исполнять элементы и основные комбинации классического, народного сценического и историко-бытового танцев;
  • умение запоминать и воспроизводить танцевальный текст;
  • навыки по применению упражнений с целью преодоления технических трудностей;
  • навыки исполнения элементов классического и народного сценического танцев,

а также:

- знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;

- умение ориентироваться на сценической площадке;

- умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;

- владение различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;

- навыки перестраивания из одной фигуры в другую;

- владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;

- навыки комбинирования движений;

- навыки ансамблевого  исполнения, сценической практики.

IV.         ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Танец» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию учащихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:  контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.  

Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде   просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

По итогам промежуточной аттестации  выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

  1. Критерии оценки

Качество подготовки учащихся оценивается по  пятибалльной шкале: 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»).

Критерии оценки качества подготовки учащегося по предмету «Танец»:

5 («отлично»). Учащийся усваивает материал на высоком уровне. Инициативен, сценически выразителен. Пластичен, хорошо запоминает учебный материал.

4 («хорошо»). Материал усваивает, но есть недочеты в работе. Необходимо развивать сценическую выразительность, пластичность, внимание. Но учащийся трудоспособен, виден прогресс в развитии.

3 («удовлетворительно»). Материал усваивает частично, недостаточно пластичен. Часто не внимателен, но просматривается желание и стремление развиваться.

2 («неудовлетворительно»). Недисциплинирован. Не может учиться в коллективе, не усваивает учебный материал.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить достижения учащегося.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на экзамене;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Необходимым условием подготовки актера всегда было всестороннее пластическое и двигательное развитие. Занятия танцем не только формируют специальные знания, умения и навыки, но и развивают физически, способствуют преодолению скованности движения, мышечных зажимов, неверной осанки или походки.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен по принципу «от простого к сложному» и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:

-  целенаправленность учебного процесса;

-  систематичность и регулярность занятий;

-  постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;

- строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.

С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу класса.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца». Учебно-методическое пособие. Л.-М, Искусство, 1983
  2. Базарова Н. «Классический танец». Методика 4-го и 5-го годов обучения. Учебник. Л., Искусство, 1984
  3. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Учебник.  – СПб, «Искусство», 2000
  4. Валукин Е. «Мужской танец».  М., ГИТИС, 1987
  5. Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах». Учебно-методическое пособие. М., Искусство, 1989
  6. Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца». Издание 3-е, дополненное. Учебник. Л., Искусство,1986
  7. Костровицкая В. «100 уроков классического танца» (1-8 классы). Методическое пособие.  – М., Искусство, 1981
  8. Мессерер А. «Уроки классического танца». – М., Искусство, 1967

9. Тарасов Н. «Уроки классического танца». Школа мужского исполнительства. М., Искусство, 1981

10. Сафронова Л. «Уроки классического танца». СПб, Академия русского балета имени А.Я.Вагановой, 2003

Дополнительная литература

  1. Голейзовский К. «Образы русской народной хореографии». М., Искусство, 1964
  2. Зацепина К. и другие. Народно-сценический танец. М., Искусство, 1976
  3. Климов А. «Основы русского народного танца». М., Изд. Московского государственного института культуры, 1984
  4. Устинова Т. «Избранные русские народные танцы».  М., Искусство, 1996