Горизонтальный пластический балет как одна их форм работы

Кириллова Светлана Алексеевна

Материалы методического объединения инструкторов по физической культуре "Горизонтальный пластический балет как одна из форм работы с детьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 1 категории «Катюша»

МАТЕРИАЛЫ ГОРОДСКОГО СЕМИНАРА ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Г. ВОЛГОДОНСКА

« ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПЛАСТИЧЕСКИЙ БАЛЕТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»

                                                                            Инструктор по физической

                                                                            культуре  1 квалификационной

                                                                                 категории  С.А. Кириллова

г. Волгодонск – 2011

Слайд 1

                      Горизонтальный пластический балет как одна из форм

оздоровительной работы с детьми.

Слайд 2

Часть 1. Оздоровительная работа по системе Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Тема нашего сегодняшнего семинара: «Горизонтальный пластический балет как одна из форм оздоровительной работы с детьми». ГПБ («пластик-шоу») является частью, продолжением программы Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», которая реализуется в ДОУ «Катюша». И, прежде чем перейти к основной теме нашего семинара, коротко рассмотрим содержание программы. Слайд 3

 Все многообразие физических упражнений у дошкольников автор сводит к условным  ступеням двигательного развития, расположенным (что очень важно!) в их естественной биологической последовательности, от более примитивных, простых, легких — к более совершенным, сложным, нагрузочным. Эти  ступени таковы:

         I. Упражнения в воде (плавание)

         2. Упражнения в положении лежа на спине.

         3. Упражнения в положении лежа на боку.

         4. Упражнения в положении лежа на животе.

         5. Переворачивания со спины на живот и наоборот, разворачивания.

  1. Ползание по-пластунски различными способами.
  2. Упражнения на месте в положении на четвереньках: низких, средних, высоких.

8. Ползание на четвереньках (низких, средних, высоких) различными способами, бег и прыжки на высоких четвереньках.

9. Упражнения в положении сидя: на месте, в движении.

  1. Упражнения в положении на коленях (низких, средних, высоких) на месте и в движении.
  2. Упражнения в позе стоя (на двух ногах, на одной).
  3. Упражнения в ходьбе.
  4. Упражнения в лазании.
  5. Беговые упражнения.
  6. Подскоки на месте и с продвижением.
  7. Прыжки в длину с места.
  8. Многоскоки.

19.        И так далее, к более сложным, спортивным движениям, осваиваемым на кружковых и секционных занятиях, а также самостоятельно.

Для того, чтобы на практике было удобнее осуществлять планирование на весь учебный год, имеет смысл все программное содержание (представленное  в виде условных ступенек) разбить на отдельные, более крупные двигательные режимы. Например, если объединить упражнения в положениях лежа на спине, на животе, на боку и переворачивания, то данный режим можно условно назвать лежачим. Таким же образом упражнения в ползании по-пластунски, стоя на четвереньках и в ползании на четвереньках можно объединить в ползательный двигательный режим. Итак, объединив родственные ступени двигательного развития дошкольников в более крупные разделы, мы получим девять основных двигательных режимов:

1. Плавательный.

2. Лежачий.

3. Ползательный.

4. Сидячий.

5. Стоячий.

6. Ходьбовый.

7. Лазательный.

8. Беговой.

9. Прыжковый. Слайд 4

Как видно, изначальное место в системе физического воспитания дошкольников должен занять плавательный двигательный режим, который автор условно называет первоначальным, или исходным. Известно, что жизнь зародилась в воде, в Мировом Океане, и оттуда стала развиваться. Показательно, что человеческий плод в чреве матери также живет, развивается и сохраняется в околоплодных водах. Водная среда, противостоящая гравитационной постоянной (силе тяжести), является самой благоприятной для начального развития, поскольку создает оптимальный режим функционирования органов и систем животных и человека.

Таким образом, все огромное разнообразие физических упражнений, игр, эстафет в дошкольном учреждении сводится к перечисленным выше основным двигательным режимам. Например, футбол можно отнести, главным образом, к беговому двигательному режиму. Волейбол («пионербол») у детей — к стояче-ходьбовому, так же, как и настольный теннис. Городки, безусловно, относятся к стоячему основному двигательному режиму, в то время как баскетбол — преимущественно к беговому-прыжковому. Езда на велосипеде — к сидячему, на самокате — к стоячему и т. д.

Под основным двигательным режимом подразумеваются реализуемые в жизни основные движения, подготовительные и подводящие упражнения к ним, их методическое обеспечение, закрепляющие игры, эстафеты, соревнования, а также наличие необходимого материально-технического оборудования.

Представленное понятие методически более полновесно, чем традиционное — «основные движения». Рассматривая основной двигательный режим именно в таком, методически более насыщенном плане, автор упростил всю систему планирования, сделав ее при этом предельно логичной, объективной, опирающейся на природные закономерности. Теперь мы будем иметь дело с тремя отличающимися друг от друга понятиями:

1. Основное движение.

2. Основной двигательный режим.

3. Общий двигательный режим.

Под общим двигательным режимом и будет подразумеваться вся совокупность двигательно-игровой активности детей в течение дня (от подъема — до отбоя) — как специально организованная (педагогом, взрослыми), так и самостоятельная, произвольная.

Подводя первые итоги, можно очертить тот условный круг, в который будут включены восемь «сухопутных» основных двигательных режимов и который будет определять базовое или естественное физическое воспитание дошкольников.

РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СПИРАЛЬ — НАГЛЯДНЫЙ СИМВОЛ СТРАТЕГИИ

ПЛАНИРОВАНИЯ («БОЛЬШОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»)

Планирование Н.Н.Ефименко разделил на два уровня:

1. Большое планирование (стратегия работы на год, на квартал).

2. Малое планирование (тактика работы с детьми на одном или нескольких занятиях).

Остановимся подробнее на первом, поскольку «большое планирование» определяет «малое планирование».

Представленными основными двигательными режимами за годы пребывания в детском саду дети должны овладеть. Естественно, что осваивая с малышами тот или иной вид движений, педагог параллельно развивает у них те двигательные качества, которые необходимы в данном движении. Это: сила, координация, равновесие, точность, гибкость, быстрота, выносливость.

Оба эти направления будут положительным образом влиять на физическое развитие детей, их костно-мышечную систему, сердечно-сосудистую, дыхательную и др. Все вышеназванное и составляет двигательный статус ребенка, который нам необходимо гармонически формировать.

При планировании работы по физическому воспитанию дошкольников педагог должен подробно расписать все упражнения конкретно-двигательного режима, которые можно взять из  авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников». Так, только упражнений в ходьбе  предлагается более 50 видов, и располагаются они от начала и до конца по мере возрастания сложности.

Как же планировать работу по физическому воспитанию на год? Как распределить все рекомендуемые двигательные режимы с сентября по июнь? По сколько занятий отводить на освоение конкретного основного движения, например ползания, да еще в различных возрастных группах?

Прежде всего, автор  рекомендует «уложить весь детский сад», все возрастные группы в горизонтальные позы в начале учебного года, т. е. примерно в октябре. Первый месяц, сентябрь, разумно отвести на исходное тестирование.

Конечно, время указано условно. Имеется в виду, что начать учебный год, освоение программного материала нужно не с ходьбы и бега, как это было всегда принято, а в соответствии с естественной закономерностью, подсмотренной у Природы, т. е. с более горизонтальных и спокойных упражнений: в упорах лёжа, на четвереньках, в позах сидя, на коленях и т. д.

ТРЕХЧАСТНОЕ ДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА Слайд 5

Растягивать весь учебный материал на год нецелесообразно. Надо успеть сделать в течение года три условных круга, или, взойти на три ступени. Почему на три? Так удобно, можно взять за основу, а затем при необходимости варьировать в ту или другую сторону. Здесь как раз уместно вернуться к тому, что уже было ранее в программах по физическому воспитанию дошкольников, а именно — к поквартальному планированию: три квартала по три месяца как раз закрывают весь учебный год. Итак, первая ступень — осенний квартал (сентябрь—ноябрь), вторая — ступень — зимний квартал (декабрь—февраль), третья ступень — весенний квартал (март—май). Получается три ступени с постепенным возрастанием сложности осваиваемых двигательных режимов.

Такой принцип планирования и проведения занятий называется повторно-кольцевым. Одно и то же (кольцо двигательных режимов (от упражнений в позе лежа — до бега, прыжков) повторяется в течение учебного года трижды, но всякий раз на более высоком уровне. В то же время, упражнения не точно повторяются, а с каждым новым этапом становятся более сложными.

Повторяемость - очень важный педагогический принцип, который не следует игнорировать. Предлагая трехступенчатую систему планирования мы заранее закладываем в нашу работу элементы повторяемости, закрепления! И не нужно  предполагать что занятия по освоению конкретных основных движений будут повторяться только... через три месяца! Это не так. Можно на каждом занятии в течение всего года «прокручивать» все восемь основных двигательных режимов, постоянно смещая акценты от одного режима к другому. Такой тип занятия автор назвал «полный круг».

Документы «большого планирования» (план-график, матричный) (рассмотр.)

Документы «малого планирования» (как оформлять план-конспект занятия)

Задачи занятия Слайд 6

Вернемся к классическому плану-конспекту. Каким же основным требованиям он должен удовлетворять?

1.Содержание занятия должно в основном соответствовать запланированному в плане-графике.

2. Желательно, чтобы на каждом занятии в той или иной степени решались следующие виды задач:

а) оздоровительные (коррекционно-профилактические): содействие разумному физическому развитию ребенка, повышение общей жизнестойкости организма; предупреждение и преодоление различных отклонений в двигательном развитии и здоровье детей;

б) развивающие: развитие необходимых двигательных качеств;

в) воспитательные: воспитание личностных качеств будущих Человеков Земли;

г) общеобразовательные: ознакомление детей с основами Мироздания и земного Бытия (в широком и современном смысле этих понятий);

д) «обучающие»: содействие естественному формированию основных движений у детей и организация условий для их совершенствования.

От традиционного обучения основным движениям к оздоровительной, развивающей и воспитательной направленности, содействовать  физическому развитию, закладывать в душах малышей основы лучших человеческих качеств, давать информацию об окружающей жизни, обучать определенным двигательным навыкам. И совсем не обязательно, чтобы все виды задач решались на одном конкретном занятии! В одном случае оно может носить выраженную развивающе-оздоравливающую направленность. В другом — вы можете больше заняться профилактикой и коррекцией различных двигательных нарушений  или уделить больше внимания воспитательным задачам. Но желательно все же, чтобы занятие было комплексным, т. е. решало несколько педагогических задач.

Формулировка цели занятия. Цель определяет всю стратегию физического воспитания ребенка в дошкольном учреждении, а потому остается единой и постоянной. Коротко она может быть сформулирована следующим образом: используя все возможности физического воспитания, укреплять здоровье детей, улучшать их двигательный статус, расширять интеллектуальные возможности и формировать морально-этические (духовные) основы Человека Будущего. Эту общую установку педагогу стоит однажды усвоить и не заниматься переписыванием одного и того же от занятия к занятию. Да и вообще очень часто цель и задачи у педагогов-практиков в конспектах перемешиваются и дублируют друг друга...

Автор считает также, что не имеет смысла письменно формулировать к каждому занятию те или иные задачи. Возьмем, к примеру, воспитательный блок. Неужели педагогу нужно записывать, что он должен прививать детям все самое лучшее, светлое, человечное: доброту, честность, смелость, чувство товарищества, находчивость, дисциплинированность и т. п. Ведь  это само собой разумеется. А как же иначе?!

Или развивающий блок задач. «Голое» развитие двигательных качеств невозможно — оно так или иначе связано с выполнением определенного двигательного действия, движения. Естественно, что ползая по-пластунски или на четвереньках, дети будут автоматически укреплять мышцы верхнего плечевого пояса и рук. Если же на занятии преобладающим будет прыжковый двигательный режим (например, «Кенгурята»), — то укрепляться и развиваться будет костно-мышечный аппарат тазового пояса и ног. Имеет ли смысл, поэтому формулировать задачи по типу «развитие силы мышц верхнего плечевого пояса и рук». Иначе, что бы это было за физическое воспитание, если бы не развивались все необходимые мышцы ребенка!

Итак, традиционное формулирование задач в «шапке» плана сценария можно заменить (без потери качества) одной единственной фразой — обозначить преобладающий двигательный режим! Оздоровительная направленность занятий заложена автором уже в самой логике чередования основных двигательных режимов: от лежачего — к прыжковому. Именно такая последовательность освоения движений и обеспечит максимум эффективности и гармонии становления двигательных кондиций детей, а значит, и основы здоровья. Эта последовательность должна соответствовать плану-графику и, по возможности, не нарушаться. В названии преобладающего основного двигательного режима находят свое отражение и развивающие задачи (понятно, какая группа мышц или какие двигательные качества будут развиваться при беговой направленности занятия!). А обучающий аспект прямо сформулирован в названии двигательного режима: ползательный (осваиваются упражнения в ползании) или ходьбовый (осваиваются упражнения в ходьбе).

Общеобразовательная же и воспитательная направленность закладывается изначально в названиях большой тематической игры (БТИ) и ситуационной мини-игры (СМИ).

«Нужно ли обучать дошкольников основным движениям («кто учит цветок расти?)»

Говоря о планировании, о содержании физического воспитания дошкольников, об этапности в прохождении учебного материала, автор затронул необыкновенно интересную тему: что должно быть во власти естественного (природного) развития ребенка, а чему его необходимо учить искусственным образом (посредством педагогики). Вопрос этот необыкновенно важен для физического воспитания в целом. Нужно ли учить ребенка дышать, смотреть, осязать, говорить, чувствовать? Или это ему преподносится как данность в ходе его естественного физического развития?

Автор считает, что не нужно обучать дошкольников основным движениям, а создавать на занятиях благоприятные двигательно-игровые условия для самопроизвольной реализации детьми их естественного двигательного потенциала. В зависимости от создаваемых ребенку условий он может в большей или в меньшей степени проявлять свой двигательный потенциал.

Таким образом, к авторским требованиям к оформлению плана-сценария занятия, гимнастики пробуждения, ГПБ и т.д. можно отнести следующие:

  1. Оформление на стандартных листах, объем 2-4 листа.
  2. Каждый план-сценарий начинается с «шапки», где указывается форма организации ФВ (занятие, ГПБ, гимнастика пробуждения и др.), название большой тематической игры (БТИ) – своеобразной игровой перспективы; название ситуационной мини-игры (СМИ) – конкретная тема данного занятия; преобладающий основной двигательный режим (ОДР) – например, лежачее-ползательный; для какой возрастной группы предназначен; краткое обозначение используемого МТО.
  3. Либретто, текстовая описательная часть с кратким изложением сюжета занятия.
  4. На отдельном листе – пространственно-графическое оформление занятия.
  5. Рисунки всех упражнений занятия (14 – 24упр.).

А сейчас, предлагаем вам посмотреть пластический этюд в исполнении детей подготовительной группы №1 под названием «Солнечные зайчики». Обратите внимание, на то, что в данном этюде все упражнения выполняются согласно авторской системе, от простых (в лежаче-горизонтированном положении) до более сложных (прыжковых).

Выступление детей подготовительной группы №1. Пластический этюд «Солнечные зайчики».

В данном этюде были использованы обручи (предметный пластик-шоу), т.к. они помогают поддержать образ солнечных зайчиков. И в  этюде все упражнения выполнялись согласно авторской системе, от простых (в лежаче-горизонтированном положении) до более сложных (прыжковых).

Слайд 7

Часть 2. Горизонтальный пластический балет как одна из форм оздоровительной работы с детьми.

Что же такое горизонтальный пластический балет?

Горизонтальный пластический балет (ГПБ) — это новая система физического воспитания, спортивной тренировки, коррекции, оздоровления и творческого самовыражения детей и взрослых.

Сразу же имеет смысл расшифровать дословное значение предложенного термина и педагогической системы. Расшифруем буквально каждое из трёх слов.

Слово "горизонтальный" означает, что в основе авторской системы находятся лежаче-горизонтированные позы и Движения, которые входят в следующие разделы:

  • упражнения в положении лёжа на спине; упражнения в положении лёжа
    на боку; упражнения в положении лёжа на животе; переворачивания со спины на живот и наоборот, различные разворачивания; ползание по-пластунски; упражнения на низких четвереньках на месте; ползание на низких четвереньках; упражнения на средних четвереньках на месте; ползание на средних четвереньках; упражнения на высоких четвереньках на месте; ползание на высоких четвереньках; упражнения на задних четвереньках на месте; ползание на задних четвереньках; упражнения в положении сидя на
    месте; передвижения в положении сидя; упражнения на низких, средних и
    высоких коленях на месте; передвижения на коленях.

Перечисленные разделы упражнений преобладают в программах пластик-шоу, но не исключают движений в положении стоя, ходьбе и (при необходимости) беге, подскоках и прыжках!

Таким образом, автор призывает перенести акценты с традиционно вертикально-гравитационных танцевально-оздоровительных движений — в горизонтированный, более "животный", четырехопорный вектор. Это как бы жизнь в ограниченном по вертикали пространстве. Слайд 8

Поначалу может показаться, что в лежачих положениях невозможно себя проявить в плане танцевальных движений или что таких движений недостаточно много для полного самовыражения. Уже относительно давно существует такое понятие как партерный балет, т.е. движения, осуществляемые танцорами в положении лёжа на полу (ковре). Ещё в 20-х годах XX века знаменитый хореограф-балетмейстер Ю. Князев использовал в подготовительном балетном классе отработку поз и движений в лежачем положении.

И в методических разработках последних лет по преподаванию классического танца также можно найти попытки "сочетать традиционный классический экзерсис у станка и на середине зала с подготовительными активно-пассивными упражнениями на полу, создающими великолепные предпосылки для формирования балетной осанки, исправления имеющихся в ней недостатков".

Подробнее следует остановиться на стартовых позах в горизонтальном пластическом балете. Естественно, что в строгом методическом варианте они должны осуществляться в положении лежа: Слайд 9

1) на боку в "позе эмбриона", округлив спину, собравшись, сгруппировавшись: поза младенца, анатомически и энергетически наиболее благоприятная; Слайд 10

2) на боку в "позе полуэмбриона", когда туловище и конечности по сравнению с предыдущей позой несколько раскрыты, выпрямлены; Слайд 11

3) на спине в расслабленной позе, руки вдоль туловища ладонями вниз, ступни естественно разведены кнаружи; Слайд 12

4) на животе, голова повернута набок, руки вдоль туловища ладонями вверх, стопы несколько вовнутрь.

Это позы старта в их естественной, усложняющейся последовательности — как методический авторский эталон. Однако, ставя программу пластик-шоу как форму эстетического выражения, для большей передачи образности допускаются различные вариации классических стартовых поз. Слайд 13 В частности, 5) руки и ноги при этом могут принимать различные "художественные положения", более драматизированные, чем в обычных стартовых позах. Иногда, в виде исключения, можно использовать стартовую позу в положении на четвереньках или сидя, если это необходимо по заложенной в сценарий драматургии. Но возвращаться после этого в лежачие положения уже нежелательно — это нарушит методическую логику: следующие позы и движения должны быть в более вертикальных, высоких положениях.

Теперь же, чтобы понять, как завершаются композиции горизонтального пластического балета, обратимся к позам финиша .

Понятно, что здесь были приведены базовые финишные позы, предполагающие свою вариативность при использовании различных строевых фигур: в шеренге, в круге, в тройках, четвёрках, применяя индивидуальный инвентарь (мяч, обруч, гимнастическую палку) или общий предмет (верёвку, ленту и т.д.).

В отдельных видах пластик-шоу допускается 6) Слайд 14 подъем в позу прямостояния, а, значит, финиширование в этой позе с поднятыми и несколько разведенными руками...

Однако, все же, самой академической следует считать позу финиша, автор назвал ее позой благодарений. Остановимся на ней поподробнее...

Поза благодарения выбрана не случайно — в ней заключено несколько благотворных этических и биологических моментов:

  • в положении на коленях наш скелет и позвоночник, в частности, еще
    не получают полную     гравитационно-сдавливающую нагрузку:
    это как бы переходная, подготовительная поза по отношению к двухопорному  положению, в котором мы пребываем часть времени в течение дня;
  • в основных религиях мира обращение к  Всевышнему, осуществляется чаще всего на коленях и это,  имеет глубокое этическое толкование, суть которого можно свести к следующему: находясь в данной позе, человек
    (занимающийся) как бы подчеркивает свою малость перед ликом
    Творца, но при этом демонстрирует свою готовность, желание устремляться к совершенству, поднимаясь все выше и выше к Идеалу!;
  • поднятая вверх голова лишь подчеркивает взаимосвязь и устремленность земного, к возвышенному, небесному, духовому;
  • даже физиологически, исходя из шейно-тонических рефлексов, поднятая несколько вверх голова вызывает рефлекторное расслабление мимических мышц, раскрепощение лица, полуулыбку и просветлённое душевное состояние;
    и наоборот;

                                                         Финишные позы: Слайд 15

   а) на высоких коленях, взгляд устремлен вперед-вверх, руки выпрямлены вверх в стороны, колени раздвинуты на ширину плеч; Слайд 16

б) на одном колене, другая нога, согнутая в колене, выносится вперед и опирается на стопу; Слайд 17

в) на высоких коленях, в парах, стоя напротив друг друга, соприкасаясь кистями выпрямленных вверх и слегка разведенных рук; Слайд 18

г) на высоких коленях, в парах, стоя рядом друг с другом, соединив вверху разноимённые кисти рук; Слайд 19

д) на высоких коленях, в парах, стоя спиной друг к другу, соединив кисти выпрямленных вверх и слегка разведенных рук.

- кисти в позе финиша должны быть раскрыты, а пальцы — максимально выпрямлены и разведены, но без напряжения: как известно, на кончиках всех пальцев и, особенно, на больших находятся энергетические каналы, через которые энергия Космоса может проникать в организм, пополняя его ресурс;      

 Образец: "Воздевая руки к небу и поднимая свой взор к Тому, кто над нами, мы ощущаем свою малость и своё несовершенство, несовершенство тела, разума и души. Но при этом в каждом из нас живёт скрытое желание становиться лучше: здоровее, умнее, духовнее. Мы будем постоянно стремиться к совершенствованию себя и окружающего нас мира...." Допускаются и другие варианты позы финиша, исходя из конкретного этюда.

Слайд 20 Человек (ребенок), хоть и передвигается на ногах в вертикальном положении стоя, но по биологической сути своей более склонен к горизонтированию своей жизнедеятельности: даже элементарный предварительный расчет показывает, что в положении стоя и ходьбе ребенок находится 3-6 часов в сутки, в то время как в лежаче-сидячих позах Homo sapiens пребывает 19-21час в сутки! Конечно же, здесь мы отбрасываем особые условия жизни  или отдельные профессии (продавец, станочник, грузчик), в которых поза прямостояния является преобладающей.

Естественный пластический стиль

Слово "пластический" в названии нового физкультурно-эстетического направления означает, что преобладающим при выполнении программы пластик-шоу является относительно медленный, спокойный, плавный стиль движений, исключающий быстрые, резкие, "взрывные" упражнения. Движение при таком стиле как бы "размазывается" во времени. Если провести аналогию с живописью, то стиль ритмической гимнастики, аэробики, шейпинга будет напоминать графику углём с короткими, штриховыми и размашистыми быстрыми движениями, акцентами.

Движения в пластик-шоу напоминают кошачьи, грациозно-плавные, без излишней суеты, полные сдержанной силы и достоинства — можно говорить о кошачьем стиле движений, столько проявляемом внешне, сколько сконцентрированном на внутренних мышечных напряжениях. За «кажущейся лёгкостью и малой нагрузкой кроется очень мощный развивающе-оздоровительный эффект, уже давно используемый в древнейшей китайской гимнастике у-шу!

Да и вообще, наблюдая за человеком во время его естественных проявлений в течение дня — в движениях (за исключением определенных жизненных ситуаций) преобладает спокойный, плавный, устойчивый рациональный темп, без "резких" ускорений и ненужных баллистических размахиваний. Это — человеческий стиль! А ритм частоты сердечных сокращений (ЧСС)? Он тоже не высок и составляет у здорового человека 45-100 ударов в минуту, еще реже — частота дыхания (ЧД). В музыке эти темпы называются на итальянском Adagio (тихо, спокойно, медленно), Andante (спокойно, размеренно).

Театрализация физического воспитания

Слово "балет" в названии авторского направления как бы сразу подчёркивает эстетическую направленность пластик-шоу, его принадлежность и к искусству. Это предполагает регулярное постижение мира Музыки, классической, обработанной, современной, желательно чисто инструментальной, хотя и не обязательно. Здесь также можно говорить о восприятии музыки, о её понимании, прочувствовании, о рождающихся при этом ассоциациях, возникающих образах, которые хочется воплотить в движениях.

В горизонтально-пластическом балете уже имеет значение естественная красота движений, их изящество, законченность, выразительность. В  балете не обязательно (и даже нежелательно!) выполнять шпагат или делать мостик, но необходимо, чтобы носок на стопе был оттянут, а кисть руки осуществила выразительный жест. Большое значение имеет мимика, "пантомимика", когда выражение лица точно и недвусмысленно передаёт внутренний мир играемого образа, широкую гамму эмоциональных переживаний. Каждая композиция пластик-шоу должна нести в себе "эмоциональный заряд». Слайд 21

Занятия пластик-шоу невольно погружают вас в прекрасный Мир театра.

Таким образом, подводя некоторые итоги, можно представить Театр горизонтального пластического балета перекрестком трех удивительных по своей мощи и красоте направлений: Педагогики, Спорта и Искусства, что уже само по себе уникально!

Раньше, да и сейчас при традиционном подходе эти направления в деятельности человека часто вступали в противоречие друг с другом, даже исключали друг друга. Представители различных видов искусств заметно отличаются от спортсменов (конечно, в массе своей), хотя тенденции к сближению и к взаимопроникновению Спорта и Искусства заметны уже давно.

Для того, чтобы усилить, обострить имевшую место противоречивость, автор предлагает ввести в нашу модель центральное понятие — Здоровье! И мы с вами сразу почувствуем, как спорт высоких достижений сжигает здоровье человека, а не преумножает его! Аналогично в этом смысле и традиционное балетное искусство — оно требует  жертв со стороны здоровья.

Например, балетная осанка предполагает "постановку корпуса с подчеркнуто вогнутой поясницей" ( в медицине этот патологический признак называется гиперлордозом) или "свободную выворотность ног", когда бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу, т.е. в неестественное, нечеловеческое положение (это очень напоминает мышечную гипотонию и разболтанность в суставах). А балетная диета лишает танцовщиц естественного притока с пищей необходимой жизненной энергии.

Авторский же горизонтальный пластический балет одновременно является и большим разделом педагогики, и очень естественным и доступным каждому видом спорта, и перспективнейшим направлением в искусстве! Другими словами, пластик-шоу — очень синтетическое, универсальное направление совершенствования человеческого тела, разума и души. И что самое удивительное, все три составляющих имеют оздоравливающую направленность, не расходуют, а преумножают здоровье!

Сейчас предлагаем вашему вниманию пластический этюд в исполнении детей подготовительной логопедической группы, который называется «Тайны океана». Этот этюд относится  направлению музыкотерапии. Подбирая музыку, необходимо учитывать, что различные музыкальные направления оказывают разное воздействие на организм ребенка – успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее и т.д. В основе этюда также лежит эволюционный принцип.

Выступление детей подготовительной логопедической группы №9. Пластический этюд «Тайны океана».

Правильно подобранная музыка создает у ребенка положительный эмоциональный фон. Медленная, негромкая и плавная музыка успокаивает и расслабляет ребенка, а быстрая, ритмичная и громкая музыка оказывает стимулирующее, активизирующее действие на него.

Музыкальное сопровождение помогает создавать сюжетно-игровые занятия, повышает мотивацию ребенка к выполнению того или иного упражнения, растормаживает речевые функции. Музыка возбуждает ритмические центры коры головного мозга, задает темп движения или говорения. Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, что следует учитывать в повседневной практике.

Практическая часть. Методика постановки пластического этюда (с привлечением участников семинара). Слайд 22

  1. Выбор музыкального сопровождения.
  2. Слушание предложенной музыкальной композиции детьми (тема, идея).
  3. Задание: придумать под данную композицию свои движения, начиная в положении лежа, сидя с постепенным вставанием.
  4. Отметить  наиболее интересные, удачные движения, их исполнителей.
  5. Соединить эти движения в пластический этюд, добавить новые (постановкой законченного этюда занимается педагог)
  6. Придумать совместно с детьми образ, экипировку.
  7. Разбить весь этюд на части, для более легкого разучивания.
  8. Отрабатывать пластику и синхронность исполнения всего этюда в целом.

Сейчас предлагаем вам посмотреть еще один пластический этюд в исполнении детей подготовительной группы № 8, который называется «Аленький цветочек». Это предметный пластик-щоу. Авторский эволюционный метод прослеживается в нем от начала и до конца.

Выступление детей подготовительной группы № 8. Пластический этюд «Аленький цветочек».

Вашему вниманию был представлен пластический этюд с предметами (цветами). Девочки выступали в роли Аленушек, играющих в физкультурной сказке. Игра развивает у детей умение слушать, активизирует внимание, создает позитивную эмоциональную основу. В данном этюде все упражнения выполнялись согласно авторской системе, от простых (в лежаче-горизонтированном положении) до более сложных (ходьбовых).

Обзор физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ (фото).

В заключение нашего сегодняшнего семинара разрешите представить небольшой обзор физкультурно-оздоровительных мероприятий нашего ДОУ. Слайд 23

1. Осенний марафон. 24,25

2. Веселые старты. 26,27

3. Посвящение в юные шахматисты. 28,29

4. Зов джунглей. 30,31,32,33

5. День защитников Отечества. 34,35,36

6. Соревнования по пластическому балету. 37,38,39,40

7. Папа, мама, я – спортивная семья! 41,42,43

8. Патриотическая игра «Зарница», Посвященная Дню Победы. 44 -50

9. Участие в туристическом слете работников образования (педагоги) 51-55

Видеоэтюд «Цветущая планета». 56-57

Подведение итогов. Слайд 58. Рекомендации по итогам семинара.