Специфика работы с детским хореографическим коллективом
Цель работы – ознакомить руководителей детских хореографических коллективов, с основными аспектами их деятельности, включающей в себя: организацию коллектива, учебно-воспитательную и постановочную работу, музыкальное образование, а также овладение педагогическим принципами, методами и приемами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_raboty_s_detskim_horeograficheskim_kollektivom.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФЕДОРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ДЕТСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Методические рекомендации
для руководителей
хореографических коллективов
Составитель: Ступникова Светлана Александровна
Руководитель ансамбля хореографических миниатюр «Скоморох»
гп Федоровский
2018
Специфика работы с детским хореографическим коллективом
Цель работы – ознакомить руководителей детских хореографических коллективов, с основными аспектами их деятельности, включающей в себя: организацию коллектива, учебно-воспитательную и постановочную работу, музыкальное образование, а также овладение педагогическим принципами, методами и приемами.
Исходя из того, что детские хореографические коллективы являются действенным средством эстетического воспитания подрастающего поколения, руководитель должен направить свою деятельность на развитие способностей у воспитанников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к художественным ценностям.
Готовясь к работе с детским коллективом, руководитель должен четко представлять его цель и задачи, которые сводятся к профессиональному и общему развитию ребенка. Приобщение к искусству танца в широком смысле включает ознакомление детей с классическими балетами, с источниками танцевальной культуры, с самобытностью национальных танцев, их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий, с образцами классической и народной музыки.
С профессиональной точки зрения хореография учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, легкость, смелость. А также, благодаря систематическому образованию и воспитанию приобретается танцевальная культура, развиваются музыкальные способности, что помогает более тонкому восприятию профессионального искусства и вceго прекрасного.
Работая над профессиональными качествами воспитанников, руководитель не должен забывать об общем развитии личности ребенка. Чередование различных заданий, видов танцевальной деятельности требует oт детей внимания, сообразительности, быстрой реакции, организованности, проявления волевых усилий, что не может не влиять на общую культуру поведения. Танец, волнуя исполнителей, вызывая яркие эмоциональные реакции, формирует способность чувствовать характер, сопереживать и проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Все это создает необходимые условия для воспитания нравственных качеств участников коллектива. Необходимо учитывать и познавательное значение танцевального искусства, т.к. в нем отражены жизненные явления, характеры и образы, обогащающие ребенка новыми представлениями и знаниями. Хореографический коллектив должен стать хорошей школой общения, где закладываются основы дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость коллективного труда. Руководителю, работающему с детьми, необходимо понимать, что занятия в танцевальном коллективе направлены не только на создание пластического образа или хореографического произведения, но и являются также источником преобразования воспитанников как личностей.
Работа руководителя начинается с записи детей в коллектив. При создании коллектива необходимо обратить внимание на организационные моменты. Рекомендуется в период записи детей активно использовать местную печать, радио, выступления перед родителями, беседы с детьми в детских садах и школах. Встречаясь с родителями, следует рассказать о хореографическом искусстве, подчеркнуть его комплексное воздействие на ребенка: физическое, эстетическое, нравственное. Необходимо ознакомить родителей с основными целями, задачами и перспективами создаваемого коллектива.
В период записи проводится просмотр детей, где проверяется музыкальный слух, координация, умение импровизировать, физические данные.
Руководителю следует обратить внимание на подготовку зала, где будут проводиться занятия коллектива. Помещение должно быть светлым, просторным и оформлено так, чтобы ничто не отвлекало внимания детей oт занятий. Необходимо позаботиться об отдельных раздевалках для мальчиков и девочек.
Огромное значение имеет первое занятие. Здесь руководитель знакомит участников коллектива с основными правилами поведения в танцевальном классе, рассказывает о внешнем виде и гигиене танцора, вводит в мир танца. Атмосфера первого урока, его празднично-рабочее настроение должны стать хорошим стартом для всего учебно-воспитательного процесса.
Знакомство с основными элементами классического, народного, историко-бытового и современного танца способствует приобретению в процессе занятий специальных навыков, воспитывает благородство и изящество исполнения движений, формирует общую культуру.
Школа классического танца, как наиболее универсальная система, широко используется в детском коллективе и даже ее ограниченное применение обеспечивает гармоничное художественно-эстетическое развитие обучающихся. Для овладения танцевальной грамотой необходимо усвоить азбуку классического танца. Как показывает практика, за несколько лет обучения можно добиться эффективности хореографических занятий, если ориентироваться на те движения, которые обладают наибольшей «емкостью», способностью уже с первых pas клаccического танцa эстетически организовать и тренировать тело, служат средством развития музыкальных и танцевальных способностей.
Народный танец является одним из средств национального, интернационального и патриотического воспитания подрастающего поколения. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Знакомясь через танец с культурой других народов, ребенок проникается уважением к его традициям. Народный танец, как правило, мажорный, развивает у детей положительные эмоции, обогащает их танцевальный опыт разнообразием ритмов и пластики.
Профилирование детского танцевального коллектива позволяет изменить количественное соотношение занятий тем или другим видом танца. Но руководитель должен помнить, что непременным условней организации учебного процесса является интерпретация, преломление используемого материала в соответствии с физической подготовкой и возрастными особенностями детей.
Исходя из того, что системой хореографического образования выработаны определенные традиции и каноны, каждое занятие детского танцевального коллектива состоит из нескольких частей, имеющих свою определенную цель и задачи.
Вводная часть - это чаще всего тренировка легкого шага и бега. Занимает она от 3-х до 8-ми минут. Ее цель – организовать внимание детей, создать у них бодрое и рабочее настроение. Кроме того, здесь дети подготавливаются к большим физическим нагрузкам, у них «открывается» дыхание, устанавливается правильное кровообращение.
Учебно-тренировочная часть занятий состоит из упражнений у палки (20-25 минут) и упражнений на середине зала (20-35 минут), затем в старших группах у палки до 15 минут (сокращение за счет увеличения темпа выполнения упражнений). Основная цель – добиться четкости и точности исполнения при внутренней осмысленности движений. Занимающиеся должны чувствовать красоту четко выполненного упражнения и получить определенное творческое удовольствие от общей согласованности его исполнения.
Постановочная часть урока – творческий процесс, в котором концентрируется как деятельность руководителя-постановщика, так и детей-исполнителей. Цель этой части занятий – создание концертного репертуара.
Занятия детского хореографического коллектива рекомендуется проводить 3 раза в неделю, продолжительностью – на первом году обучения от 45 до 60 минут, на третьем и старше от 1,5 часа до 2 часов. Обращая внимание руководителей детских коллективов на специфику их работы, следует особо остановиться на занятиях в младшей группе. Они начинаются с построения детей по росту в шеренгу. Одновременно делаются замечания по осанке, требуется внимательное отношение друг к другу и соблюдение дисциплины.
Наблюдения показывают, что без развитого музыкального слуха практически невозможно танцевать. Поэтому руководителю следует уже при исполнении первого движения – шага марша – добиваться музыкальности. Как правило, дети, склонные к танцам, обладают хотя бы элементарным ритмическим слухом. Универсальным движением является танцевальный шаг и его сочетания. Отработка у детей верного шага в соответствии с музыкой тренирует у них способность точно соотнести свои движения с музыкальным сопровождением. В дальнейшем у детей надо воспитывать понимание жанрового характера музыки (марш, вальс, полонез, полька) и отражение его в движении.
Со временем у детей приходит осознание цикличности музыки и пластики, наличия определенных размеров, которые «умещаются» движения. В процессе тренировки движений с акцентом на сильные доли и правильного вступления, и окончания движения с музыкой закрепляются двигательно-слуховые навыки.
Одновременно с освоением шага в такт музыки детям следует давать представление о красоте осанки, легкости шага, делающих движение стройным и грациозным. Затем необходимо постепенное введение более сложных рисунков: в колонну по два, по четыре; с переменами направления – по кругу, по диагонали, «змейкой», «улиткой».
Когда дети научатся свободно перестраиваться в ритме марша, в трехдольном размере (полонез), в характере национального танца, не теряя при этом навыка танцевального шага и сохраняя правильную осанку, можно перейти к упражнениям и этюдам на развитие актерской выразительности. Они являются зачатками танцевального образа и решают сразу несколько задач: образно-выразительные, музыкально-ритмические и условно-пластические.
Первоначально этюды должны иметь простейшую основу и строиться на материале, знакомом детям. Необходимо подчеркнуть, что образное художественное слово помогает не только раскрыть содержание музыки или движения, указать на их структурные особенности, но главным образом создает определенное настроение у детей, вызывает желание активно действовать, сопереживать. Этюд можно закончить первоначальным маршем.
Постепенно следует переходить от ритмических, образно-пластических этюдов к простейшим танцевальным. Хорошим примером может послужить полька. Первоначально танец строится на простейших шагах, подскоках, хлопках и притопах и исполняется в общем кругу. Затем исполнителей можно перестроить в пары, добавить галоп (pas chassé), шаг польки и разнообразить композиционное решение. Следует обратить внимание на то, что руководителю необходимо приучать детей с первых занятий перед выполнением движений под музыку принимать исходное положение, а при исполнении – соблюдать координацию движения ног, рук и головы, следить за осанкой и выразительным окончанием. Педагог должен добиваться не просто усвоения танцевального материала, а качественного, выразительного его исполнения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерным для детского танца.
Конечно, это сложная задача, но вполне выполнимая, если работу с детьми строить на основе педагогических принципов, методов и приемов.
Основными педагогическими принципами являются системность, постепенность, последовательность и повторность. Практика показывает, что дети не могут исполнять танец свободно и красиво, если он разучивается сразу, без предшествующих подготовительных движений и этюдов. Система упражнений, выстроенных по принципу «от простого к сложному» с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков выразительного исполнения при многократном повторении задания, поможет успешному овладению предложенного танцевального материала.
В зависимости от конкретных задач, от характера различных видов хореографической деятельности, от условий работы коллектива и прочее, руководитель в работе с детьми может использовать различные методы преподавания. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который обязан учитывать индивидуальные потребности, интерес и опыт ребенка.
Любое танцевальное движение воспринимается визуально. Следовательно, основным методом обучения в хореографическом коллективе является метод наглядности. Специалист, работающий с детьми, должен обладать безукоризненным показом. Учебно-тренировочный и танцевальный материал должен быть исполнен четко, музыкально, эмоционально с точной характеристикой стиля, манеры и содержания.
Необходимым методом в работе с детьми является поощрение. Большую радость ребенок испытывает от приветливого слова, похвалы, внимания. Особенно важно это с детьми наиболее ранимыми или замкнутыми. Их можно похвалить за хорошее исполнение движения, опрятный вид, примерное поведение. Руководитель должен знать, что поощрением является и возможность первому исполнить танец, объяснить новому участнику пройденное движение, поздравить от всей группы именинника.
Не исключается и наказание. Но здесь, как и при поощрении, необходимо соблюдать чувство меры. Обращаться к поощрению и наказанию надо с целью предохранения детей от зазнайства, нездорового соперничества, злорадства и воспитания у них способности участливо, активно относиться к чужой беде, к чужим сложностям и неудачам.
Руководителю, проявляя свое педагогическое мастерство, выдумку, творческую инициативу, следует использовать различные методические приемы. К ним относятся: использование художественного слова, наглядных пособий, технических средств, а также разнообразие материала, этюдная работа, задания на импровизацию и прочее. Большое место должно отводиться развитию творческой инициативы участников коллектива. Эффективным является домашнее задание. Так, после проучивания нового движения или фрагмента танца, ребята получают задание разучить их со своими подружками, братом, сестрой и даже мамой и папой.
Из опыта работы хореографических коллективов видно, что действенным фактором в работе является контакт руководителя с родителями. Помимо того, что взрослые могут помочь организовать утренник, экскурсию, сохранить костюмы, необходимо добиться того, чтобы они стали заинтересованными участниками учебно-воспитательного процесса. Детей окрыляет чувство значимости того, что они делают. Поэтому руководителю следует искать пути воздействия и на родителей с целью их заинтересованного, внимательного отношения к успехам, радостям и огорчениям своих детей. Они помогают шить костюмы, подбирают музыку, оформляют помещение для занятий и многое другое.
Педагог, работающий с детьми, должен обладать чувством предельной требовательности к себе. Каждое произнесенное слово, каждый взгляд, любая интонация и даже манера двигаться, разговаривать, одеваться – все имеет значение. Общение должно быть построено на уважении, взаимной симпатии и взаимном интересе.
Руководитель должен знать, что объяснять и показывать движения детям надо четко, концентрируя их внимание. Паузы использовать для разрядки физической нагрузки. Голос – умеренно громкий, желательно с эмоциональными оттенками, иначе участники, адаптируясь к голосу, сосредотачиваются на преодолении физической трудности и не слышат руководителя.
При ведении занятий руководитель обязан видеть всех участников, чутко реагировать на состояние воспитанников: усталость, эмоциональное возбуждение, т.к. это мешает усвоению материала. В этом случае следует переключить внимание на иное задание, расслабить шуткой или сделать перерыв. Работая с детьми, необходимо проявлять максимум терпения. Каждый участник имеет разные физические данные, координацию, память и т.д. Поэтому, усвоение движений и их исполнение могут быть различны. Одна из педагогических задач руководителя – дать оценку каждому участнику, заметить успех. Это окрыляет ребенка и повышает его работоспособность.
Одним из важнейших факторов успешной работы детского хореографического коллектива является правильное формирование репертуара. Его основой является учет возрастных особенностей участников. Вынашивая ту или иную тему, выбирая сюжет, обдумывая средства воплощения будущей постановки, необходимо помнить, для кого она предназначена. Важно, чтобы заложенные в танце мысли, воссозданные события волновали ребят, были близки их душевному миру. В противном случае дети окажутся только пассивными, равнодушными исполнителями и работа не даст настоящих творческих результатов.
Постановочная работа подводит итоги всей деятельности танцевального коллектива. В процессе создания репертуара расширяется кругозор исполнителей, происходит овладение танцевальной культурой. Качество репертуара зависит как от индивидуальных особенностей руководителя-постановщика, так и коллектива исполнителей. Необходимо учитывать огромную воспитательную роль репертуара, т.к. посредством его мы воздействуем на участников коллектива, на тех, кто с ними связан и на зрителя.
Отдельно следует сказать о музыке и работе аккомпаниатора в детском хореографическом коллективе. Музыка и танец тесно связаны друг с другом. Вся учебно-тренировочная и постановочная работа проводится под музыку.
Во время тренировочных упражнений руководитель должен следить, чтобы все занимающиеся каждое упражнение делали «в музыку», а также одновременно начинали его и заканчивали. Перед началом каждого движения дается музыкальное вступление. Его задача – ввести в характер и ритм танцевального элемента, мобилизовать внимание исполнителей. Необходимо работать над тем, чтобы музыкальное сопровождение по ритму, тембру и характеру помогало освоению танцевального движения.
Аккомпаниатору следует помнить, что красивая, интересно подобранная и xopoшо исполненная музыка эмоционально воздействует на участников коллектива. Упражнения и танцевальные движения будут выполнены ими осмысленно и с настроением.
Работа аккомпаниатора должна быть подчинена задачам, стоящим перед коллективом, с которым он работает. Творческое содружество руководителя и аккомпаниатора, их полный контакт в работе – залог успеха.
Подбор музыкального материала следует делать заранее, при этом обязательно обговариваются основные рабочие моменты; темпы, нюансы, паузы и т.п.
Музыкальный материал для тренировочных упражнений и концертных номеров должен быть подобран из лучших произведений русских, советских и зарубежных композиторов, а также из народной музыки.
Удача постановок во многом зависит от правильного подбора музыкального произведения и проникновения в его содержание. Танцевальность, образность, ясность мелодии, четкий ритмический рисунок, яркие гармонии – вот необходимые качества танцевальной музыки для детей.
Неотъемлемой частью учебного процесса детского хореографического коллектива является концертная деятельность. Она дает возможности подвести итоги определенному этапу работы, получить общественную оценку, познать радость творческой деятельности. Следует заметить, что важным звеном танцевальной деятельности является репетиционный период с первым выходом на сцену, проверкой костюмов, знакомством с правилами поведения на сценической площадке и за кулисами. Руководителю следует воспитывать в своих питомцах бережное отношение к костюмам, внимательное отношение друг к другу, взаимопомощь, дисциплинированность, чистоту и аккуратность.
Вся подготовка к концерту и его проведение – это продолжение многогранной учебно-воспитательной работы. Желательно ввести в систему разбор и анализ каждого выступления с целью добиться у воспитанников правильной оценки своей деятельности и желания добиваться новых успехов.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Балетмейстер и коллектив. - М.: Искусство, 1963.
2. Березова Г. Классический танец в детских хореографических коллективах. - Киев; Мазична Украина, 1979.
3. Богатов Л. Танцы для детей. - М.: Детгиз, 1959.
- Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в датских самодеятельных хореографических коллективах,- Учебное пособие. М.: Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и кyльтypнo-пpoсвeтитeльнoй работы, 1982.
- Великович Э. Здесь танцуют. – Л.: Детская литература, 1974.
- Громов Д.Б. Танцуйте, дети. – Чебоксары, Чувашское кн. изд-во, 1967.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1981.
- Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. - М.: Детская литература, 1972.
- Карташова Н.П. Воспитание танцем. - Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1976.
10. Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1980.
11. Константиновский В. Учить прекрасному. - М.: Молодая гвардия, 1973.
- Методика музыкального воспитания в детском саду /под ред. Ветлугиной Н.А./ - М.: Просвещение, 1982.
- Методика учебно-творческой работы в самодеятельном танцевальном коллективе. / ред. Громов Ю. / - Л.: ВПШК, 1972.
- Музыка и движение /сост. Бекина С.И./ - М.: Просвещение, 1983.
- Музыка и движение /сост. Бекина С.И./ - М.: Просвещение, 1984.
- Окунева В.В. Танцы под песни. – Л.: Учпедгиз» 1959.
- Организатору художественной самодеятельности в клубe. - М.: Профиздат, 1971.
- Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 1981.
- Рогозин И.В. Танец в коллективе художественной самодеятельности. М.: Сов. Россия, 1960.
20. Руднева С., Фиш В. Ритмика. Музыкальное движение. - М.: Просвещение, 1972.
- Танцевальный коллектив в клубе. /сост. Стенюшина А.А., Ткаченко Т.А./. - М.: Сов. Россия, 1962.
- Ткаченко А. Детский танец. - М.: Профиздат, 1962.
- Ткаченко Т. С. Работа с самодеятельным коллективом, - М.: Искусство» 1958.