Конспект открытого занятия "Зеркало души"

Голубева Алла Геннадьевна

Вашему вниманию предлагается конспект открытого занятия "Зеркало души". Предлагается хореографам работающим в дополнительном образовании. Цель занятия:   познакомить учащихся через танец с чертами, присущими петербуржцу   19 - начала 20 веков и чертами современного петербуржца. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект28.83 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект

открытого занятия

«Зеркало души»

 

                                                 Автор:  

                                  Голубева  Алла  Геннадьевна,

                                                 педагог дополнительного образования

                                                 ГБОУ №604   Пушкинского района

                                                г Санкт – Петербурга, Изборская д 4,корп 2

Санкт – Петербург

2016 г.

Пояснительная записка

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности, хореографическому. Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.

Танцевальное искусство – массовое искусство, оно доступно всем. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу. Систематические занятия хореографией способствуют формированию у воспитанников общей и эстетической культуры, развитию танцевальных, музыкальных и творческих способностей.

Характеристика программы:

Образовательная(общеразвивающая)   программа хореографической студии «Акварель»  художественной направленности.  Программа позволяет обучать детей с младшего школьного уровня до юношеского возраста(7 – 17 лет).  Форма проведения занятий – групповая. Программа рассчитана на 3 года обучения(на 36 недель с учетом осенних и весенних каникул).

Цель программы – раскрытие и развитие природных задатков и способностей обучающихся, их творческого потенциала посредством обучения искусству хореографии.

Задачи программы:

обучающие

  • ознакомить детей с лучшими образцами мирового хореографического искусства;
  • ознакомить с лучшими хореографическими  традициями, с эстетикой исполнения;
  • привить навыки ансамблевого  исполнения;
  • изучить и освоить народный танец, его основные творческие и исполнительские закономерности;
  • обучить приемам актерского мастерства;
  • ознакомить обучающихся с историей танца;

развивающие

  • развивать у обучающихся культуру исполнения хореографического произведения;
  • развивать эстетический и художественный вкус;
  • развивать индивидуальные творческие способности через создание сценического образа, освоение основ современных ритмов и танцев, пластики движений;

воспитательные

  • способствовать развитию толерантности, формированию культуры общения, активной созидательной позиции в жизни.

Выпускник детского хореографического коллектива к концу обучения должен достичь следующих результатов:

  • уметь применять полученные знания, умения и навыки при создании новых хореографических постановок, т.е. выступать в роли балетмейстера;
  • уметь мыслить образно-ассоциативным категориями;
  • уметь эмоционально, с актёрской выразительностью, на высоком уровне исполнительского мастерства исполнить танец в любом направлении хореографического искусства;
  • быть технически подготовленным для поступления на хореографическое отделение в профессиональные учебные заведения.

И так тема открытого занятия:      «Зеркало души».

Место в  программе:    Элементы  историко – бытового и современного танцев.  Полонез танец. Современный( модерн) танец

Тип занятия:  учебно – практическое  занятие с целью подготовки  к  Дню лицея

Вид занятия:  усвоение нового материала

Продолжительность занятия:   45 минут

Форма подведения итога занятия: опрос и исполнение нового материала.

План   занятия

Возраст обучающихся 11 – 12 лет.

Тема:     «Зеркало души»

Цель занятия:   познакомить учащихся через танец с чертами, присущими петербуржцу   19 - начала 20 веков и чертами современного петербуржца.

Основные задачи занятия: 

  • обучающая: научить учащихся исполнять элементы  танца «Полонез» и модерн танца; для его включения в танцевальную программу в День Лицея;
  • развивающая: тренировка техники исполнения, основных танцевальных движений на середине зала; познакомить учащихся с особенностями танцевальной культуры Санкт-Петербурга.
  • воспитательная: воспитание чувства коллективизма и взаимопонимания.

Методы и приёмы:

-рассказ педагога;  - показ педагога;  - объяснение педагога;
метод тренажа;  - показ детей;  - наглядные (показ движений учащимися);
- музыкально-ритмические игры.

Материально-техническое оснащение занятия:

- хореографический зал оборудованный станками, зеркальной стеной; специальным напольным покрытием  + раздевалка;

- специальная форма для детей + танцевальная  обувь;

 - концертмейстер;

  • аудиоаппаратура (магнитофон, проигрывающий CD и MP3-диски) ;
  • фортепиано; DVD-проигрыватель – 1 шт.;
  • дидактический материал:
  • сценический материал, записанный на CD и DVD-дисках (фото и видеоматериал с занятий, концертов, выступлений);

План занятия.

Вводная часть занятия

(организационный момент 3 минуты)

Приглашение детей в зал.

Приветствие  на языке танца – поклон (простой наклон головы).

Озвучивание темы занятия.

Основная часть занятия

(содержательная часть 37 минут)

На середине зала:

разучивание движений  основе историко -бытого танца, современного танца на середине зала ,  составление комбинаций (упражнения выполняются точно под музыку с эмоциональным  и выразительным исполнением).

Заключительная часть занятия

(подведение итогов 5 минут)

Исполнение комбинаций (этюдов) на основе движений  историко -бытого танца, современного танца.

Поклон (благодарим друг друга - аплодисменты )

Организационно-педагогическое обеспечение занятия


1. Технические средства и оборудование:
 станок;  зеркала;  фортепиано;  магнитофон.
2.
Предварительная подготовка.

 

Ход занятия

Обучающиеся приглашаются.

Маршировка pas marhe .

Поклон.

Педагог: Сегодня мы с вами будем готовиться  к традиционному мероприятию в нашей школе Дню Лицея. В этом  году императорскому  Царскосельскому лицею исполнилось 205 лет. 

Вопросы детям:

Педагог: Перед вами выставлено бальное платье. Чтобы танцевать, как в 19 веке, нужно ли нам знать историю костюма? почему?

Предполагаемые ответы детей: (костюм обязывал иметь строгую осанку, двигаться медленно, величественно)

Педагог: Что необходимо знать нам, чтобы передать особенности танцев того времени?

Предполагаемые ответы детей: (историю и культуру Санкт-Петербурга, музыку того времени, знакомиться с творчеством выдающихся танцоров)

Педагог: Как вы думаете, как детей обучали танцам в 19 веке?

Правильно, в каждой дворянской семье был учитель  -  танцев.

(основной метод тренировка)

Педагог: Как танцы влияли на формирование манер?

Предполагаемые ответы детей: (передавали манерам величавость, грацию, изящество)

Педагог: Где могли продемонстрировать дворяне свою танцевальную культуру?

Предполагаемые ответы детей: (на балу)

Педагог:  Балы 19 начала  20 века открывались полонезом. Этот танец вошел в моду при Екатерине II. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.

Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение (около XV века свадебным танцем).  Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾.
         
Полонез один из немногих танцев восемнадцатого столетия, который благополучно «прошествовал» из одного столетия в другое, не потеряв в пути своего достоинства и великолепия.

Педагог: И так преступаем к разучиванию движений историко – бытового танца «Полонез»

Педагог : Реверанс.Поклон  -  демонстрация почтительного отношения танцующих друг к другу, к публике и к танцу.( «Реверанс» это почтительный поклон с глубоким приседанием. Реверанс был к тому же очень важной составной частью всех танцев XVI - XVII веков, и порой реверансов в них было больше, чем чисто танцевальных движений. Естественно, что изучение основных реверансов продолжалось шесть-семь месяцев, в то время как танцам учились несколько лет).    

 По технике исполнения «Реверансы» подразделяли на малые, средние и важные, отличавшиеся друг от друга глубиной приседания и степенью наклона головы. В XIX веке реверанс сильно упростился и большей частью использовался как женское бытовое приветствие в рамках светского общества.

 Разучивание «Реверанса»

Педагог: Шаг полонеза

В основе полонеза – ритмический изящный и легкий шаг, который «сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта». В полонезе нет сложных хореографических, замысловатых движений и поз. Но вместе с тем ни один танец не требует такой строгой осанки, горделивости и собранности, как полонез».

Разучивание основного «Шага полонеза»  

 В первой половине XIX века наиболее известными фигурами полонеза были «две колонны», «кресты», «лабиринт», «гирлянда», «змеиные линии». Большое преимущество полонеза заключалось в том, что его могли танцевать пожилые дамы и кавалеры, для которых участие в других танцах не представлялось возможным. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом   празднике.

Педагог: А сейчас приступим к разучиванию фигур «Полонеза»

Разучивание фигур  ( вовлечение гостей)

«Фонтан»

Дойдя до стены, пары расходятся: кавалеры идут налево, дамы направо, в конце зала сходятся, снова соединяют пары, и колонна идет дальше.

«Две колонны»

Кавалер и дама первой пары кланяются друг другу и на один полонезный  шаг расходятся в стороны и встают лицом друг к другу. Вторая пара проходит между ними и расходится также. Далее все следующие пары. Когда все перестроились в две линии, кавалер первой пары подает своей даме руку и проходит между линиями, далее то же делает кавалер второй пары (после того, как мимо него прошла первая пара), и так далее, пока колонна не восстановится.

«Траверсе»

У стены пары расходятся — первая налево, вторая — направо, и так далее, перестраиваясь в две колонны. Дойдя до конца зала, колонны оказываются лицом друг к другу. Все опускают руки и проходят сквозь вторую колонну, так, что бы дамы первой и второй колонн проходили внутри, а кавалеры снаружи (дама 1-й колонны между кавалером 2-й и дамой 2-й, дама 2-й колонны между дамой 1-й и кавалером 1-й). После чего колонны снова доходят до точки, где они разделились, и снова сливаются в единую колонну.

«Лабиринт»

Все танцующие выстраиваются в цепочку за первым кавалером, который ведет их, описывая разные фигуры (зигзаги, улитку и пр. — как подскажет фантазия).

Педагог: Соединим  изученные фигуры   в  едино.

Попробуем ощутить себя петербуржцем на балу.

Исполнение танца «Полонез» под музыку.

Педагог: Мы с вами живем в 21 веке, любим ли мы танцевать сегодня?

(любим)

Педагог: Именно в двадцать первом  веке танец стал современным искусством, приобрел новый смысл и новую роль. Это по-прежнему зрелище, приятное времяпрепровождение, социальный ритуал. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах. Музыкальный размер современного танца 2/4 и 4/4. Наиболее популярным направлением современного танца  становится флэш-моб.

Педагог: Почему флэш-моб в Петербурге сейчас  так популярен?

Предполагаемые ответы детей: (веселое времяпрепровождения, доступная форма хореографии)

Педагог: Что нужно знать и уметь, для исполнения современных танцев?

Разучивание движений. Комбинации

1. Шаг с приставкой.

2.  Перекрещенный шаг из стороны  в сторону.

3. Переменные шаги с приставкой вперед, назад.

4. Шаги по квадрату.

5. Положения рук.

Педагог: Современный танец в исполнении детей.

Вопросы детям:

Педагог: Где современный петербуржец может показать свое умение танцевать?

Предполагаемые ответы детей: (концерт, дискотека, семейное торжество)

Педагог: В чем отличие петербуржца 19 века от петербуржца 21 века

Педагог: Что общего у петербуржца 19  и 21 века.

Педагог: Поклон. Спасибо. До свидания.