Конспект открытого занятия "Зеркало души"
Вашему вниманию предлагается конспект открытого занятия "Зеркало души". Предлагается хореографам работающим в дополнительном образовании. Цель занятия: познакомить учащихся через танец с чертами, присущими петербуржцу 19 - начала 20 веков и чертами современного петербуржца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект
открытого занятия
«Зеркало души»
Автор:
Голубева Алла Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ №604 Пушкинского района
г Санкт – Петербурга, Изборская д 4,корп 2
Санкт – Петербург
2016 г.
Пояснительная записка
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности, хореографическому. Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.
Танцевальное искусство – массовое искусство, оно доступно всем. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу. Систематические занятия хореографией способствуют формированию у воспитанников общей и эстетической культуры, развитию танцевальных, музыкальных и творческих способностей.
Характеристика программы:
Образовательная(общеразвивающая) программа хореографической студии «Акварель» художественной направленности. Программа позволяет обучать детей с младшего школьного уровня до юношеского возраста(7 – 17 лет). Форма проведения занятий – групповая. Программа рассчитана на 3 года обучения(на 36 недель с учетом осенних и весенних каникул).
Цель программы – раскрытие и развитие природных задатков и способностей обучающихся, их творческого потенциала посредством обучения искусству хореографии.
Задачи программы:
обучающие
- ознакомить детей с лучшими образцами мирового хореографического искусства;
- ознакомить с лучшими хореографическими традициями, с эстетикой исполнения;
- привить навыки ансамблевого исполнения;
- изучить и освоить народный танец, его основные творческие и исполнительские закономерности;
- обучить приемам актерского мастерства;
- ознакомить обучающихся с историей танца;
развивающие
- развивать у обучающихся культуру исполнения хореографического произведения;
- развивать эстетический и художественный вкус;
- развивать индивидуальные творческие способности через создание сценического образа, освоение основ современных ритмов и танцев, пластики движений;
воспитательные
- способствовать развитию толерантности, формированию культуры общения, активной созидательной позиции в жизни.
Выпускник детского хореографического коллектива к концу обучения должен достичь следующих результатов:
- уметь применять полученные знания, умения и навыки при создании новых хореографических постановок, т.е. выступать в роли балетмейстера;
- уметь мыслить образно-ассоциативным категориями;
- уметь эмоционально, с актёрской выразительностью, на высоком уровне исполнительского мастерства исполнить танец в любом направлении хореографического искусства;
- быть технически подготовленным для поступления на хореографическое отделение в профессиональные учебные заведения.
И так тема открытого занятия: «Зеркало души».
Место в программе: Элементы историко – бытового и современного танцев. Полонез танец. Современный( модерн) танец
Тип занятия: учебно – практическое занятие с целью подготовки к Дню лицея
Вид занятия: усвоение нового материала
Продолжительность занятия: 45 минут
Форма подведения итога занятия: опрос и исполнение нового материала.
План занятия
Возраст обучающихся 11 – 12 лет.
Тема: «Зеркало души»
Цель занятия: познакомить учащихся через танец с чертами, присущими петербуржцу 19 - начала 20 веков и чертами современного петербуржца.
Основные задачи занятия:
- обучающая: научить учащихся исполнять элементы танца «Полонез» и модерн танца; для его включения в танцевальную программу в День Лицея;
- развивающая: тренировка техники исполнения, основных танцевальных движений на середине зала; познакомить учащихся с особенностями танцевальной культуры Санкт-Петербурга.
- воспитательная: воспитание чувства коллективизма и взаимопонимания.
Методы и приёмы:
-рассказ педагога; - показ педагога; - объяснение педагога;
метод тренажа; - показ детей; - наглядные (показ движений учащимися);
- музыкально-ритмические игры.
Материально-техническое оснащение занятия:
- хореографический зал оборудованный станками, зеркальной стеной; специальным напольным покрытием + раздевалка;
- специальная форма для детей + танцевальная обувь;
- концертмейстер;
- аудиоаппаратура (магнитофон, проигрывающий CD и MP3-диски) ;
- фортепиано; DVD-проигрыватель – 1 шт.;
- дидактический материал:
- сценический материал, записанный на CD и DVD-дисках (фото и видеоматериал с занятий, концертов, выступлений);
План занятия.
Вводная часть занятия
(организационный момент 3 минуты)
Приглашение детей в зал.
Приветствие на языке танца – поклон (простой наклон головы).
Озвучивание темы занятия.
Основная часть занятия
(содержательная часть 37 минут)
На середине зала:
разучивание движений основе историко -бытого танца, современного танца на середине зала , составление комбинаций (упражнения выполняются точно под музыку с эмоциональным и выразительным исполнением).
Заключительная часть занятия
(подведение итогов 5 минут)
Исполнение комбинаций (этюдов) на основе движений историко -бытого танца, современного танца.
Поклон (благодарим друг друга - аплодисменты )
Организационно-педагогическое обеспечение занятия
1. Технические средства и оборудование:
станок; зеркала; фортепиано; магнитофон.
2. Предварительная подготовка.
Ход занятия
Обучающиеся приглашаются.
Маршировка pas marhe .
Поклон.
Педагог: Сегодня мы с вами будем готовиться к традиционному мероприятию в нашей школе Дню Лицея. В этом году императорскому Царскосельскому лицею исполнилось 205 лет.
Вопросы детям:
Педагог: Перед вами выставлено бальное платье. Чтобы танцевать, как в 19 веке, нужно ли нам знать историю костюма? почему?
Предполагаемые ответы детей: (костюм обязывал иметь строгую осанку, двигаться медленно, величественно)
Педагог: Что необходимо знать нам, чтобы передать особенности танцев того времени?
Предполагаемые ответы детей: (историю и культуру Санкт-Петербурга, музыку того времени, знакомиться с творчеством выдающихся танцоров)
Педагог: Как вы думаете, как детей обучали танцам в 19 веке?
Правильно, в каждой дворянской семье был учитель - танцев.
(основной метод тренировка)
Педагог: Как танцы влияли на формирование манер?
Предполагаемые ответы детей: (передавали манерам величавость, грацию, изящество)
Педагог: Где могли продемонстрировать дворяне свою танцевальную культуру?
Предполагаемые ответы детей: (на балу)
Педагог: Балы 19 начала 20 века открывались полонезом. Этот танец вошел в моду при Екатерине II. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.
Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение (около XV века свадебным танцем). Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾.
Полонез один из немногих танцев восемнадцатого столетия, который благополучно «прошествовал» из одного столетия в другое, не потеряв в пути своего достоинства и великолепия.
Педагог: И так преступаем к разучиванию движений историко – бытового танца «Полонез»
Педагог : Реверанс.Поклон - демонстрация почтительного отношения танцующих друг к другу, к публике и к танцу.( «Реверанс» это почтительный поклон с глубоким приседанием. Реверанс был к тому же очень важной составной частью всех танцев XVI - XVII веков, и порой реверансов в них было больше, чем чисто танцевальных движений. Естественно, что изучение основных реверансов продолжалось шесть-семь месяцев, в то время как танцам учились несколько лет).
По технике исполнения «Реверансы» подразделяли на малые, средние и важные, отличавшиеся друг от друга глубиной приседания и степенью наклона головы. В XIX веке реверанс сильно упростился и большей частью использовался как женское бытовое приветствие в рамках светского общества.
Разучивание «Реверанса»
Педагог: Шаг полонеза
В основе полонеза – ритмический изящный и легкий шаг, который «сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта». В полонезе нет сложных хореографических, замысловатых движений и поз. Но вместе с тем ни один танец не требует такой строгой осанки, горделивости и собранности, как полонез».
Разучивание основного «Шага полонеза»
В первой половине XIX века наиболее известными фигурами полонеза были «две колонны», «кресты», «лабиринт», «гирлянда», «змеиные линии». Большое преимущество полонеза заключалось в том, что его могли танцевать пожилые дамы и кавалеры, для которых участие в других танцах не представлялось возможным. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом празднике.
Педагог: А сейчас приступим к разучиванию фигур «Полонеза»
Разучивание фигур ( вовлечение гостей)
«Фонтан» | Дойдя до стены, пары расходятся: кавалеры идут налево, дамы направо, в конце зала сходятся, снова соединяют пары, и колонна идет дальше. |
«Две колонны» | Кавалер и дама первой пары кланяются друг другу и на один полонезный шаг расходятся в стороны и встают лицом друг к другу. Вторая пара проходит между ними и расходится также. Далее все следующие пары. Когда все перестроились в две линии, кавалер первой пары подает своей даме руку и проходит между линиями, далее то же делает кавалер второй пары (после того, как мимо него прошла первая пара), и так далее, пока колонна не восстановится. |
«Траверсе» | У стены пары расходятся — первая налево, вторая — направо, и так далее, перестраиваясь в две колонны. Дойдя до конца зала, колонны оказываются лицом друг к другу. Все опускают руки и проходят сквозь вторую колонну, так, что бы дамы первой и второй колонн проходили внутри, а кавалеры снаружи (дама 1-й колонны между кавалером 2-й и дамой 2-й, дама 2-й колонны между дамой 1-й и кавалером 1-й). После чего колонны снова доходят до точки, где они разделились, и снова сливаются в единую колонну. |
«Лабиринт» | Все танцующие выстраиваются в цепочку за первым кавалером, который ведет их, описывая разные фигуры (зигзаги, улитку и пр. — как подскажет фантазия). |
Педагог: Соединим изученные фигуры в едино.
Попробуем ощутить себя петербуржцем на балу.
Исполнение танца «Полонез» под музыку.
Педагог: Мы с вами живем в 21 веке, любим ли мы танцевать сегодня?
(любим)
Педагог: Именно в двадцать первом веке танец стал современным искусством, приобрел новый смысл и новую роль. Это по-прежнему зрелище, приятное времяпрепровождение, социальный ритуал. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах. Музыкальный размер современного танца 2/4 и 4/4. Наиболее популярным направлением современного танца становится флэш-моб.
Педагог: Почему флэш-моб в Петербурге сейчас так популярен?
Предполагаемые ответы детей: (веселое времяпрепровождения, доступная форма хореографии)
Педагог: Что нужно знать и уметь, для исполнения современных танцев?
Разучивание движений. Комбинации
1. Шаг с приставкой.
2. Перекрещенный шаг из стороны в сторону.
3. Переменные шаги с приставкой вперед, назад.
4. Шаги по квадрату.
5. Положения рук.
Педагог: Современный танец в исполнении детей.
Вопросы детям:
Педагог: Где современный петербуржец может показать свое умение танцевать?
Предполагаемые ответы детей: (концерт, дискотека, семейное торжество)
Педагог: В чем отличие петербуржца 19 века от петербуржца 21 века
Педагог: Что общего у петербуржца 19 и 21 века.
Педагог: Поклон. Спасибо. До свидания.