методическая разработка " Коммуникативные технологии на занятии хореографии"

Трушакова Татьяна Викторовна

.  В современном обществе необходимо искать новые методы работы , используя для этого современные технологии. Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.            На сегодняшний момент современный педагог должен быть уверенным пользователем персонального компьютера, уметь творчески и умело пользоваться мультимедийными программами, быть активным участником сетевых интернет-сообществах. Поэтому информационное просвещение в целом касается всех субъектов образовательного процесса - обучающегося и педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_ikt_na_zanyat.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Введение

Приобщение  современного  школьника  к  вопросам  искусства  в  XXI  веке  происходит  в  условиях  чрезвычайно  насыщенного  информационного  поля.  Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и  знаков,  в  мире  электронной  культуры.  Компьютерное  пространство  значительно расширяет поле активности  учащихся   и является  более  интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. Необходимо подготовить обучающихся к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению современными средствами, методами и технологией  работы. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения компьютерных технологий в практической деятельности педагога.  Учреждения дополнительного образования (педагоги хореографы)  так же занимаются поиском нового содержания образовательного процесса, в условиях широко растущего информационного пространства.  В современном обществе необходимо искать новые методы работы , используя для этого современные технологии. Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.            На сегодняшний момент современный педагог должен быть уверенным пользователем персонального компьютера, уметь творчески и умело пользоваться мультимедийными программами, быть активным участником сетевых интернет-сообществах. Поэтому информационное просвещение в целом касается всех субъектов образовательного процесса - обучающегося и педагога.

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ        

 НА ЗАНЯТИЯХ  ХОРЕОРГАФИИ

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия  хореографии, открывает новые возможности. В этом случае, педагогу необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством эстетического  развития обучающихся . ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения . Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету.  Кроме  того, фрагменты занятий, на которых используются  ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности. Благодаря  использованию ИКТ,  обучающиеся стали отличаться высокой активностью на занятиях  (высказывать своё мнение,  размышлять,рассуждать).                                                                                 Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением. Он становится механизмом созидательного, познавательного и творческого процесса.  Анализируя свой педагогический опыт, могу сказать, что с появлением компьютера появилась возможность хранить и передавать большой объем информации (учебные программы), группировать и обрабатывать данные (методические пособия и разработки), составлять учебные мультимедийные презентации.                                                                                                                 При проведении занятий  в комплексе я  использую ряд цифровых средств обучения:                                                                                                                             1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической, народной и современной хореографии; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве известных хореографов;

2.  Презентации    в видеоформате – это гарантированный эмоциональный тонус на занятиях, увлеченность, погруженность в материал. Это наглядный метод по изучению танцевальной техники, построение и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца и т.п. Данная совокупность позволяет, достичь большей глубины понимая, изучаемого материала;

3. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют обучающимся основные положения учебной темы;

4. Синтезированный зрительный ряд:  портреты композиторов, исполнителей и  коллективов, исполняющих произведения мировой  классики, народной  хореографии; тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.) документальные фотографии, видовые художественные фотографии;

5. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен;

6. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме;

6. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля.

                       Мультимедиа презентации.        

Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power  Point , которую я продуктивно и творчески использую в преподавании, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность преподавателю и ребенку проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятий. При составлении презентаций я  использую материалы  CD и Интернет ресурсы, а также возможности компьютера, прикладных программ и приложений. Презентация позволяет  иллюстрировать  рассказ красочными картинами, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Возможно добавление записи дикторского текста преподавателя. Чаще всего это занятия, посвящённые  изучению творчества известных хореографов, коллективов народного, современного танца,  или слайд-шоу . Например, при изучении тем: «Балет», «Характерный танец», «Танец Модерн», «Хороводы», «Мюзикл».

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает преподавателю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание обучающихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту занятия, затратив при этом минимальное количество времени.

Создавая мультимедиа презентации  необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к презентации. Основные из них приведены ниже.

Требования к содержанию:

–  соответствие  содержания  презентации  поставленным дидактическим целям задачам;    

–  соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

– отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

–  лаконичность текста на слайде;

– завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

–  объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

–  сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

–  расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

–  наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

–  информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.

Требования к визуальному и звуковому ряду:

–  использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office);

–  соответствие изображений содержанию;

–  соответствие изображений возрастным особенностям обучающихся;

– качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);

– качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);

–   обоснованность и рациональность использования графических объектов.

Требования к тексту:

–  читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

–  кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;

–  расстояние между строками внутри абзаца 1,5,  а между абзацев – 2 интервала;

Требования к дизайну:

–  использование единого стиля оформления;

–  соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

–  использование для фона слайда психологически комфортного тона;

–  фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

–  использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

–  соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);

–  целесообразность использования анимационных эффектов.

Требования к эффективности использования презентации:

–  обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;

–  педагогическая целесообразность использования презентации;

–  адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов;

–  творческий, оригинальный подход к созданию презентации.

                           Интернет-ресурсы . 

Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию. Очень широко сегодня используется выход в интернет. С появлением компьютерных сетей, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют преподавателю быть  в  курсе  прежде всего  новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем. В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов. Однако специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией.  Занятия  хореографии  более специфичны в отличие от других  предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах. Возможности использования сети Интернет при подготовке к занятиям заключаются в следующем:

•        свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

•        использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства ;

•        изучение  конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям преподавателя.

На  современном  занятии  использование  Интернета  применяется  с  целью  поиска  информации в WWW,  повышающие  эффективность  работы  преподавателя,  скачивания  программ,  тестирования, проведения виртуальных экскурсий.   При работе с ресурсами сети Интернет необходимо обращать внимание  на  достоверность  информации,  соответствие  материала  теме  занятия   и  возрастным особенностям обучающихся.  Интернет-ресурсы, доступные любому ребенку, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством  различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами мирового  искусства, различных музеев (Эрмитаж, Лувр и пр.), которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть и разглядеть подробно шедевры живописи, прикладного искусства, музыкальных  инструментов. При подготовке к занятиям  мною используются материалы сайтов, посвящённых современной хореографии, современным композиторам, именно из Интернета на сайтах различных сообществ я узнаю о новинках в мире хореографии, музыки.    Появилась возможность создания собственного сайта преподавателя, на котором можно разместить свои методические работы, узнать оценку коллег, стать участником интернет конкурса. Я создала свой персональный сайт преподавателя хореографии на социальной сети работников образования и размещаю туда свои методические разработки, доклады, часто обновляю и размещаю фотографии своих учеников, участвую различных интернет конкурсах и получаю призовые места. Так же становясь активным участником сетевых педагогических сообществ, становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, консультативная помощь от специалистов.

 

                        Тестовые формы контроля.

В процессе обучения  тест является педагогическим инструментом в руках преподавателя, позволяющим осуществлять педагогические измерения в рамках преподаваемого предмета и используется как средство проверки, контроля и оценки.

Основные задачи использования тестов в преподавании хореографического искусства  направлены на :

•        определение объёма и качества освоения содержания программного материала;

•        проверку и контроль уровня усвоения основных видов деятельности обучающихся;

•        проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребёнка, необходимых для занятия ;

На занятиях я использую  различные формы тестового контроля:

1.  «Бумажные» - педагогические тесты, предъявляемые обучающимся на бумажном носителе в виде распечатки. Эти тесты наиболее часто используются и их хранение, редактирование и вариативная распечатка происходит с помощью специальных программных средств.

2. «Звуковые» -  создание и осуществление такого теста осуществляется с помощью специализированных технических средств. При создании теста необходимо точно выверять временные границы звучащих фрагментов. На  занятии «звуковые» тесты чаще всего используются как коллективные или фронтальные формы контроля.

3. «Компьютерные» - наиболее актуальные тесты для современной системы образования. Особая роль здесь принадлежит компьютерно-индивидуальному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий. Возможности компьютерных средств позволяют сочетать звуковые и зрительные формы предъявления тестовых заданий.

При создании тестов наряду с общедидактическими критериями, необходимо учитывать и методические особенности учебного предмета при определении качества тестов. Специфические характеристики предмета «хореография»  в том, что он  является с одной стороны  учебной дисциплиной образовательного процесса, с другой – искусством.

Выбор заданий продиктован наличием в содержании программы соответствующих основных разделов.

Одной из  форм  проверки на занятиях  хореографии  являются викторины, которые содержатся  во многих готовых программных продуктах. Вопросы викторины чаще всего объединены какой-либо общей темой.

Применение на занятии  компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет преподавателю  за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех обучающихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Для  ребенка важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок.

Заключение

Современное общество ставит перед школой искусств  задачу развития личностно значимых качеств подрастающего поколения, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии.

В своей работе я  попыталась обобщить опыт педагогической деятельности по данной тематике и попыталась доказать необходимость применения ИКТ в  образовании обучающихся . В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности , их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на занятиях хореографии

-   позволяет сделать деятельность преподавателя  и обучающегося более эффективной;

- повысить качество обучения предмету;

-  зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;

- выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений хореографического  искусства и, самое главное,  значительно повысить уровень обученности , так как  дети проявляют больший интерес к занятиям с использованием информационно-коммуникационных технологий. А интерес является прекрасным стимулом к учению вообще и приобщению к  искусству в частности. При наличии  интереса к занятиям развивается  наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. При этом дети  переживают самые разные чувства. Здесь – и сомнения в правильности  оценки, и радость самостоятельного открытия. Обучающиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом моральный подъем, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жесткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус ребенка в коллективе.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, преподаватель  экономит до 30% учебного времени. Экономя время,  он  может увеличить плотность занятия, обогатить его новым содержанием.      Следовательно, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания преподавателя  и  обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе; продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, обеспечивает подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Информационные технологии – замечательное дидактическое средство, позволяющее  воспитывать  личность  в соответствии с требованиями современной жизни.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

                Литература и Интернет – источники

1.   Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия

        «Модернизация общего образования». - СПб., 2004.

2. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования .

 3. Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От  компьютерной грамотности - к информационной культуре общества / Отв. ред. И.  Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996.

4.  Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков.

      М., Просвещение, 1963.

5.  Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 1989.

6.  Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.

      М.:  Изд.центр  «Академия», 2003.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /  Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

                         Управление культуры г. Курска

                   МБОУ ДО «Детская школа искусств №5

                     им. Д.Д. Шостаковича» города Курска

                     Методическая разработка

  Тема:  Информационно коммуникативные технологии на                                

               занятиях хореографии.

        

                  Преподаватель первой категории

                    по классу хореографии

                    Трушакова Татьяна Викторовна

                                         Курск-2016 г.