Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми

Савкин Владислав Александрович

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Здоровьесберегающие подходы в работе с детьми

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».   В. А. Сухомлинский.

Хочется отметить, что само хореографическое искусство       обеспечивает развитие природных способностей ребенка, способствует улучшению физического развития, укреплению здоровья, формированию интереса, к двигательной деятельности, Хореографическое искусство успешно реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственную усталость и дает дополнительный импульс для умственной деятельности.

Главная  моя задача, как  педагога, дать ребенку и научить его всему тому полезному и нужному, что содержит в себе хореографическое искусство. Я следую   принципу, которым    руководствуюсь: "Главное - не навредить!"

 Для меня сохранения и стимулирования здоровья - это прежде всего организация  учебного процесса,   начиная, с создания комфортных условий на  занятиях:

  • дети занимаются в просторном, оборудованном   зеркалами и станками, хорошо освещенном и чистом классе, есть раздевалки для девочек и мальчиков, обязательно  проветриваем помещение и делаем влажную  уборку   через каждые 2 часа занятий,
  • учащиеся одеты в репетиционную форму   -  специализированная тренировочная форма и обувь, а также концертные костюмы – одна из составляющих по санитарно – гигиеническому просвещению учащихся и родителей. Она помогает решить вопросы внутренней зажатости некоторых учащихся, неуверенности в себе, прививает чувство стиля в одежде и манеры общественного поведения.
  • учебный процесс  строю в соответствии с требованиями  САНПиНа - объем учебной нагрузки, количество занятий и их продолжительность.  
  • составляю удобное, с учетом пожеланий   детей и родителей расписание занятий;
  •  провожу инструктаж по охране труда и ТБ:
  • веду работу с родителями, провожу беседы по профилактике заболеваний, самоорганизации детей, учу их рецептам народной медицины, овладению методами релаксации.  Провожу беседы о личной гигиене, отдельно с мальчиками и девочками;
  • при разработке планов занятий учитываю особенности возрастного развития (особенности  памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д.)   детей данной возрастной группы;
  • стараюсь создавать благоприятный эмоционально-психологический климат на  занятиях;
  • большое внимание уделяю обучению грамотной заботе о своем  здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек,
  • в коллектив принимаю детей с медицинской справкой, разрешающей физические нагрузки;
  •  в наличие имею медицинскую аптечку.

Занятия    направляю на физическое развитие  занимающихся: на   воспитание правильной осанки,   коррекцию  физических недостатков, на укрепление опорно-двигательного  аппарата, на развитие координации, гибкости, выносливости.

 В процессе занятий у ребенка развиваются волевые качества, он осваивает умения свободно и гармонично двигаться, что позволяет ему чувствовать себя красивым, сильным, уверенным в себе, избавляет его от различных комплексов, создает чувство внутренней раскрепощенности.

Используемая на занятиях музыка способствует формированию его  творческого потенциала. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние, являются внешними толчком положительных эмоций. Под влиянием эмоционального тонуса происходит улучшение психомоторных и вегетативных реакций, что положительно сказывается на общем физическом состоянии воспитанника.

Работа  над  правильным дыханием является важным моментом в обучении учащихся на занятиях . Я стараюсь уделять внимание дыханию на каждом  занятии, так как это:        

  • оказывает общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм:
  •  оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, позволяет рационально функционировать легким, максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам;     
  • помогает выполнять сложнейшую танцевальную нагрузку со значительно   меньшим утомлением;
  • увеличивает выносливость;
  • позволяет формировать  умения, навыки  и способствует профессиональному росту исполнителя.

Для выработки  правильного дыхания  я использую специальные упражнения, тренирующие  дыхательный аппарат по системе трехфазного дыхания  Е. А.Лукьяновой.  Специальные часы по обучению дыханию не предусмотрены,  поэтому эту задачу решаю в ходе занятия, на протяжении которого, постоянно  напоминаю учащимся о правильном дыхании.

                                                      Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.

2. Игнатьев С.Т., Мелехин В.А. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах. Л., 1991. – 94 с.

3. История педагогической технологии. Сб. науч. трудов. Отв. ред.: Плохова М.Б., д.п.н., Фрадкин Ф.П., д.п.н. – М.:НИИ АПН, РСФСР, 1982. – 246 с.

  • Технология развивающего обучения

 Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, при которых обучение ориентировано на всестороннее развитие ребенка, развитие его творческих способностей, такой учебный процесс направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы.

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:

  • научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
  • природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);
  • последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
  • доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
  • прочность (повторение - мать учения);
  • сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
  • наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);
  • связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний);
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей

В учебном процессе использую рефлексивный компонент. В конце занятия обязательно делаю анализ, что позволяет понять, насколько интересен был учебный материал,  выявляю физическое и эмоциональное состояние каждого ребенка.

 Предоставляю возможность ребенку дать оценку своей деятельности. Он должен задуматься над такими вопросами:

  • "Что я успел сделать на занятии?
  • Чего достиг?
  • Что осталось для меня нерешенным?".

Анализ своей деятельности позволяет воспитаннику  осознавать, аргументировать и обосновывать свою деятельность, своё состояние.

Для младших групп   предлагаю фразы, которые ребенок должен закончить.  Например: я сегодня выучил …,было непросто ...,я добился ..,у меня получилось..,  
хотелось бы ...,мне запомнилось ...я попробую ...

Иногда это короткий опрос в конце занятия (рефлексивный компонент) Чем мы сегодня занимались? Что мы для этого делали? Что у нас получилось хорошо? Что нам пока не удается?

Можно попросить детей закончить   некоторые из предложений:

  • Больше всего мне понравилось…самым интересным сегодня на занятии было…,.самым сложным для меня сегодня было…, сегодня на занятии я почувствовал.., сегодня я понял.., сегодня я научился…, сегодня я задумался…, сегодняшнее занятие   показало мне…, на будущее мне надо иметь в виду…и т.д.

В результате такой рефлексии ребята сами оценивают вклад в то, насколько продуктивным получилось занятие, отмечают его интересные моменты , возникшие сложности.

Как проводить рефлексию - для себя сам решает каждый педагог. Это наше творчество. Главное чтобы выбранные методы, способы   позволяли  добиваться лучших результатов.

  • Применяя  психолого - педагогические технологии основной задачей, которой является обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы   поддержание  только благоприятного морально-психологического климата в коллективе, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в  коллективе и семье.

  • на занятиях создаю  условия  психологического комфорта, партнерских отношений, знаю индивидуальных особенности  своих учащихся 
  • создаю условия для творческого развития ребенка и ощущения у  него радости от процесса обучения;  
  • для поддержания эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе обучения  подбираю материал с учётом  их интересов и физической подготовленности;
  • на каждом занятии использую принципы постепенности, доступности,  строго  дозирую  физические нагрузки  в  соответствии с  возрастными возможностями ребенка, с учётом  их физического и психического состояния,  не допускаю чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной перегрузки   при освоении учебного материала;
  • использую методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
  • формирую у детей устойчивую  мотивацию  на здоровый образ жизни, понимание, что занятия хореографией  прекрасный способ поддержания     психического и социального здоровья.

  Мною   разработаны  и применяются:

  • Диагностическая карта ученика, цель которой - создать психологические   условия, способствующие положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, определить зону ближайшего развития для каждого ученика;
  • Карта мониторинга общеучебных умений и навыков учащихся, отслеживаются уровни мышления, восприятия, памяти учащихся и механизмы их развития;
  • Провожу тестирование, анкетирование для выявления индивидуальных психо – физиологических особенностей учащихся.

Стремлюсь учить диалогично, то есть в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху вниз». Главная задача - вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности.

  • Технология игрового обучения. В практической работе  с учащимися младшего школьного возраста я использую не только мною наработанный материал но и готовый  игровой материал, такой, как  «Сюжетно – ролевая ритмическая гимнастика» А. Фомина, «Са-фи- данс». 

Также для воспитания у детей самостоятельности творчества я применяю  инновационную технологию - игру – сказку.   Для содержательного и эффективного проведения такого занятия, с детьми   провожу большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям,   формирую их творческую активность. Это обеспечивает самостоятельность в применении двигательных образных навыков  в игре. Знакомлю с действиями различных персонажей, читаю им, выбранную для работы литературу, подбираю музыкальный и наглядный материал, провожу беседы, уточняю их представление об игровых персонажах, определяю музыкальные фрагменты для каждого образа, обращаю внимание детей на характер танцевальных элементов, которые подходят к каждому из образов, учу выделять в прослушанных музыкальных фрагментах своего сказочного героя, вызывая эмоциональное переживание, желание отобразить этот эпизод в действии.   Предлагаю данный эпизод воплотить в разных вариантах, придумать свое действие, не похожее на действия других детей, решить по-своему образ, привлекая детей к импровизации. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей.

Использую в работе игры-викторины - воспитательно-образовательное значение их в том, что они мобилизуют интеллектуальные силы растущего человека, вызывая удовлетворение, наслаждение, внутреннюю раскованность, заинтересованность. Наличие же занимательности в содержании и формах подачи материала значительно повышает их статус и педагогическую эффективность. Темы подбираю соответственно возрасту.  

 Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка.   Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т. п.  В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям,

 Со старшими воспитанниками провожу викторины, с целью выявления и закрепления теоретических знаний, расширения их кругозора.. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими.  Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск Игра обладает  магией, способной давать пишу фантазии выводящей на развлекательность, Игра улучшает отношения между её участниками и педагогом, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью, она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

  • Использую в обучении личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей   образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

Моя  задача заключается в том, чтобы пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность, сочетая индивидуальные и групповые  формы работы, индивидуальное и коллективное творчество. У меня нет   деления на "хороших" и "плохих", настраиваю на  «ситуацию успеха» (термин психолога Выготского Л.С),  всех детей на каждом занятии, прежде всего это важно для детей с заниженной самооценкой,  важно дать им почувствовать, что они не хуже других, формирую в них   веру в себя, учу преодолевать трудности, помогаю  осознать свое совершенствование и продвижение вперед ( направленно работаю над повышением самооценки ребенка)   Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат, у него появляется положительная мотивация к творческой деятельности.  Все дети талантливы. Каждый может почувствовать себя неповторимым, уникальным – звездой. Выступления, концерты, соревнования помогают создавать и закреплять «ситуации успеха». А если ребёнок, подросток добился успеха, слышал аплодисменты, видел восторженные глаза зрителей, то желание добиваться большего у него увеличивается, способности проявляются ярче.  Он ощущает себя значимым, необыкновенным .В дальнейшем он пойдёт по жизни с гордо поднятой головой, осознавая  свою особенность, помогая другим стать особенными и творя особенные дела. Очень важно, чтобы «состояние успеха» стало привычкой, неотъемлемой составляющей личности. И тогда мы увидим нового героя России, или мастера «золотые руки», или крупного организатора, или просто  хорошего человека Рефлексивный компонент применяю в конце   каждого занятия как подведение итога и самооценки учащегося результата работы на занятии, иногда после исполнения комбинации или танцевального номера дети делают анализ своей деятельности, отвечая на вопросы:  Что у нас получилось хорошо? Что нам пока не удается? В своей работе я использую различные формы организации деятельности учащихся на занятии– в зависимости от цели и  задач занятия:  Фронтальную –применяю при разучивании и повторении упражнений, комбинаций.

Групповую – чаще использую    при  выполнении разученных упражнений  и комбинаций.

Индивидуальная – это самостоятельное выполнение одинаковых для всей   группы заданий и используется мною, при заданиях на импровизацию и сочинительство, при наработке   сложных технических элементов, в работе с солистами, такая форма работы также необходима для оказания помощи детям, не усвоивших пройденный материал.

В парах – применяю  в работе над  дуэтным танцем, парными этюдами, заданиях на импровизацию и сочинительство.

Поточная - я применяю эту форму организации деятельности учащихся на занятии, в работе над техникой вращений, как  в продвижении, а так и на месте, темп исполнения движений для каждого ребенка индивидуален.