"Танец - это радость"

Парамонова Марина Александровна

Авторская программа творческого развития детей дошкольного, младшего школьного, подраскового возраста в система дополнительного образования детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx382.94 КБ

Предварительный просмотр:

титульные листы0002  ВВЕДЕНИЕ. 

 Тело танцора — это просто светящееся проявление его души (Айседора Дункан)

        Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно актуальными.

      Хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Во-первых, танец - это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость.  Во-вторых, искусство,  развивающее художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности.  

      Еще в самые древние времена танец  являлся одним из первых языков. Он имел совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в него свое настроение, свое душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем.  Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.  С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец.

       На современном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды из жизни. Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

Направленность  дополнительной образовательной программы.

Образовательная программа художественно-эстетической направленности ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, творческих способностей в хореографии, создание художественных образов, самореализацию в творческой деятельности.

Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

 выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском

возрасте;

 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно

-нравственного развития детей;

приобретение детьми знаний, умений и навыков музыкально- пластического

интонирования, выполнять комплексы специальных хореографических упражнений,

способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;

 приобретение детьми умений и навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;

 приобретение детьми опыта творческой деятельности;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

 подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

       Программа разработана на семь лет обучения и охватывает возрастные группы детей: старший дошкольный, младший школьный, подростковый возраст.

Программа хореографического творчества представляет собой ведение образовательного процесса в детских объединениях; включает овладение основами классической хореографии, народно-характерного, историко-бытового, современного танца в процессе учебной, постановочной, репетиционной и творческой концертной деятельности.

      Программа предусматривает  комплектование разновозрастных групп. Что способствует лучшему усвоению материала,  повышать интерес у детей к занятиям.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

      В большом городе, педагоги, работающие с танцевальными коллективами, имеют возможность выбирать жанры и направления танцевального искусства. Это даёт возможность добиваться более высоких результатов. В условиях сельской местности, и при наличии, практически одного хореографического коллектива, задачи хореографа усложняются: встает вопрос конкурентоспособности при поездках на конкурсы и фестивали; в соответствии с социальными заказами на разные проводимые мероприятия приходится обращаться к разным направлениям танца:

-  к классическому танцу, как к основной учебной дисциплине (в форме тренажа для развития техники и выразительности);

 -  к народному танцу (в основном, на основе проживающих в данном регионе народов);

-  к современной хореографии, бальному танцу, как к виду танца, который позволяет на более свободно лексически и философски выражать художественный замысел.

Именно эти направления танца являются основными разделами данной программы.

      С целью достижения высокого результата в программе совмещены  разные танцевальные стили и сочетаются разные танцевальные направления.  

      Данная программа доступна для реализации в системе дополнительного образования, отвечает назначению и функциям ДДТ, удовлетворяет интересы и потребности детей заявленного возраста. 

   Цель и задачи дополнительной образовательной программы:

    Цель состоит в том, чтобы научить детей владеть  разными танцевальными стилями и сочетать разные танцевальные направления. Приобщать  подрастающие  поколения к ценностям мировой культуры и искусства.

   Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:         

1. Сформировать представление о специфике разнообразных жанров   танцевального искусства.

2. Развивить устойчивый интерес к изучению различных областей хореографического искусства.

3. Сформировать навыки самостоятельной деятельности в освоении основ танцевальной культуры.

4. Развить навыки самостоятельной творческой деятельности к изучению: классического танца; эстрадно-спортивного; народного танца; современного; бального танца.

5.  Повышать уровень мастерства.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ

заключаются в самой структуре программы, в её содержательной части, в организационно педагогической основе обучения:

  •  Индивидуальная, коллективная, групповая формы работы;
  •  обучение, развитие и воспитание на основе современных педагогических технологий личностно-ориентированной направленности, методов, форм, приёмов, способствующих наибольшей заинтересованности детей в этом виде деятельности, а так же более полному раскрытию их творческого потенциала и формированию стремления к саморазвитию и дальнейшему самосовершенствованию.

Образовательная программа разработана с учетом  модернизации дополнительного образования и максимально адаптирована по принципам: 

  1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей.                                                                                                                                                                                                

2. Доступность, наглядность, последовательность, динамичность.

3. Интегрированный характер содержания.   

4. Наличие в структуре содержания достаточно выраженного регионального компонента.

5.   Вариативная организация содержания.

6.  Личностно – ориентированный характер содержания.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной  образовательной программы

Программа рассчитана на обучение детей от 6 до 16 лет  в течение семи  лет с нагрузкой:

Образовательные уровни        

Подготовительный уровень

Базовый     уровень

Углубленный уровень

Период обучения

Вводный курс

      1-ый

2-ой - 4-ый

5-ый –6-ой

Возрастная категория                            

6 -7 лет

    7-8 лет

8-14 лет

12-16 лет

Недельная учебная нагрузка                     

2 часа

    4 часов

6 часов

6часов

Количесто  

часов в год

72 часа

  144  часов

216 часов

216 часов

Сроки реализации дополнительной образовательной программы, режим работы

 Программа состоит из трех уровней: подготовительного, базового, углубленного.

     

  • Подготовительный уровень - срок реализации 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу,  72 часа в год.
  • Базовый уровень -  срок реализации 4 года.  1 –ый год обучения - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, всего 4 часа в неделю,  144 часа в год.

          2-й, 3-й, 4-й год обучения -   занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа,  всего 6 часов в неделю, 216 часов в год.

  • Углубленный уровень – срок реализации  2 года.  Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа,  всего 6 часов в неделю, 216 часов в год.

Формы  занятий

По основной дидактической цели

По основному способу проведения

По основным этапам учебного процесса

- ознакомление с новым материалом;

- закрепление изученного;

- применение ЗУН на практике

Групповая (основная)

Индивидуальная (примерно один раз в две недели).

Коллективная (итоговые, сцен-практика)

- теоретическое

- практическое

- контрольное

- сценпрактика

- концертная деятельность

Формы промежуточной и итоговой аттестации:  открытое занятие, отчётный концерт.

Основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:

  • метод сенсорного восприятия - просмотры видеофильмов роликов с участием коллективов, ансамблей, групп.
  • словесный метод - рассказ нового материала; беседа о коллективе, выпускниках и. т. д.; дискуссия о прошедшем выступлении на концерте.
  • наглядный метод - личный пример педагога, так как невозможно объяснить словами движение, не показав его правильного исполнения, а так же видеопросмотр выступлений профессиональных коллективов
  • практический метод - самый важный, это работа у станка, тренировка упражнений на середине зала, репетиции.
  • метод стимулирования  - соревнование, поощрение, создание ситуации успеха.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Вводный-подготовительный уровень

Обучающийся подготовительного уровня должен  знать:

- единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на сцене и в других помещениях;

- требования к внешнему виду на занятиях;

- музыкальные размеры, темп и характер музыки;

- хореографические названия изученных элементов.

Обучающийся подготовительного уровня должен уметь:

- воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;

- владеть корпусом во время исполнения движений;

- ориентироваться в пространстве;

- координировать свои движения;

- исполнять хореографический этюд в группе. 

 

Базовый уровень (1-ый год, 2-4й год обучения).

Первый год обучения - направлен на усовершенствование знаний, умений и навыков учащихся.    

Обучающийся первого года обучения должен знать:

- термины азбуки классического танца;

- термины народного танца (русского, украинского);

- простые элементы эстрадно-спортивного танца (простейшие элементы верхнего, нижнего брейка, бальный танец «ча-ча»).

Обучающийся первого года обучения должен уметь:

-  грамотно исполнять элементы классического танца;

- правильно исполнять народный танец, знать отличие между русским и украинским танцем;

-  самостоятельно отрабатывать  технику движений в постановках;

-  работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара;

- владеть  стилем танца таким, как: ча-ча, основами брейка.

Особенности обучения 2-го, 3-го, 4-го  года

Цель 2-го года обучения: выразительное исполнения танцевального репертуара  русского, украинского народного танца.

Цель 3-го года обучения: выразительное исполнения танцевального репертуара  спортивно-бального танца.

Цель 4-го года обучения: владеть элементами эстрадно-спортивного танца (простейшие элементы верхнего, нижнего брейка),

Обучающийся базового уровня должен знать:

- термины азбуки классического танца.

- термины народного танца

- основные элементы эстрадно-спортивного танца

- основные элементы  бального танца

Обучающийся базового уровня должен уметь:

 -  качественно исполнять элементы классического танца;

-  владеть исполнительским мастерством  народного танца;

-  самостоятельно отрабатывать  технику движений в постановках;

-  работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.

- владеть разнообразными стилями танца таким, как:  рок-н-ролл,  брейк, фристайл, тик-тоник, крамп.

- владеть исполнительским мастерством  бального танца: самба, ча-ча-ча, румба, джайв, вальс.

Углубленный уровень (5-6-ой год обучения).

Цель углубленного, креативного уровня - формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Выполнение нормативов по танцевальной подготовке повышенной сложности, выступления на конкурсах, концертах, фестивалях.

Цель 5- го года обучения: Качественное исполнение народно-характерного танца

Цель 6- го года обучения: Качественное исполнение бального танца

- историко- бытового танца  (венский вальс, полонез).

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,

умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

 знание основных исторических периодов развития хореографического искусства во

взаимосвязи с другими видами искусств;

 знание профессиональной терминологии, хореографического репертуара;

 умение исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический и др.;

 навыки музыкально-пластического интонирования;

 навыки публичных выступлений;

 наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.

      В течение всего процесса обучения педагог ведет дневник результатов обучения, в котором отслеживает творческие изменения, успехи, неудачи каждого  обучающегося.

    Формой подведения итогов дополнительной образовательной программы «Танец-это радость» предполагаются: открытые уроки, зачёты, контрольные уроки, выступления в различных концертных программах, конкурсах, фестивалях. В конце каждого учебного года  проводится отчётный концерт.

     На промежуточное контрольное и итоговое занятие приглашаются родители, дети с других объединений. Родители выявляют, какое развитие получил их ребенок, каких результатов он достиг. Убеждаются в значимости занятий для детей в учреждении  дополнительного образования, в данном объединении.

      Реализация программы возможна на основе следующих принципов: целенаправленность учебного процесса; систематичность и регулярность занятий; строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приёмами танца; доступность учебного материала; учёт возрастных физических и технологических возможностей детей; результативность обучения; индивидуальный подход в обучении; учёт специфических особенностей региональной культуры; комфортная эмоциональная среда на занятиях в коллективе.

Диагностика результативности.

Стартовая

диагностика

Направлена на определение уровня подготовленности детей к занятиям в объединении эстрадно-спортивный танец, включает в себя выявление уровня физиологического развития, музыкальных способностей. С учетом полученных данных формируются

группы и корректируется учебный план.

 

Промежуточная

 диагностика

Позволяет выявить промежуточные результаты учащихся и при необходимости корректируется учебный план

Итоговая

диагностика

Позволяет оценить наличие определенных способностей и

вражденных качеств, уровень развития творческих способностей.

Контроль знаний, умений и навыков.

Период программы

Критерии  оценки

Формы контроля

Подготовительный

период.

Предварительная

 проверка.

Навыки работы, основные

хореографические термины. Умение

владения танцевальными движениями  индивидуально, в коллективе и  с    коллективом. Навыки общения и развития

 произвольной памяти.

Анкета, контрольное

тестирование

беседа, наблюдение.

Основной период.

Текущая проверка.

Повторная проверка.

Умение выразить эмоциональность – чувства под средством пластики движения, музыки. Диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Тематическая проверка.

Параллельно изучению нового материала проводится повторение старого.

Наблюдение за детьми в процессе их творческой

деятельности, беседа,

тестирование, творческие задания, коллективный анализ,

концертная деятельность, конкурсы, фестивали.

Заключительный

период.

Проводится в конце учебного курса,

  определяется уровень усвоения ЗУН (способность обучающегося владеть

полученными знаниями, умениями и

 навыками)

Тест, беседа, участие в

смотрах, конкурсах,

 отчетный концерт

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Подготовительный уровень (72 ч в год)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

РАЗДЕЛ 1 «Введение в образовательную программу «Танец – это радость!»

1.1

Инструктаж по технике безопасности во время занятий. Знакомство с образовательной программой.

1

1

-

групповая

Журнал регистрации  инструкта

жа

1.2

История танца

4

2

2

групповая

Визуальный контроль

РАЗДЕЛ 2 «Партерная гимнастика»

  I

Теория дисциплины.

Основные задачи гимнастики

2

2

-

групповая

Визуальный контроль

II

Элементы партерной гимнастики (исполняются на гимнастических ковриках).

8

2

6

групповая

Визуальный контроль, наблюдение,

Самостояте-

льная работа

2.1

Упражнения, укрепляющие мышцы спины.

2.2

Упражнения, развивающие подъем стопы.

2.3

Упражнения, развивающие гибкость позвоночника.

2.4

Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса.

2.5

Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов.

2.6

Упражнения, развивающие выворотность ног.

2.7

Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага.

III

Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов (исполняются на середине зала)

8

1

7

групповая 

Визуальный контроль

Наблюдение,самостоятельная работа

3.1

Упражнения для развития шеи и плечевого

пояса.

3.2

Упражнения для развития плечевого сустава и рук.

3.3

Упражнения на развитие поясничного пояса.

3.4

Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног.

РАЗДЕЛ 3 « Ритмика»

  I

Теория дисциплины

1

1

-

групповая

Наблюдение, самостоятельная работа

1.1

Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато, стакатто.

8

1

7

 1.2

Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер.

8

1

7

II.

   Музыкально-ритмические игры.

8

1

7

групповая

Визуальный контроль

2.1

   Упражнения, игры и метр

2.2

Упражнения, игры фразировка

2.3

Упражнения, игры и динамика

2.4

Упражнения, игры характер музыкального произведения

2.5

Упражнения, игры и темп.

РАЗДЕЛ 5 «Танец»

I.

Теория дисциплины

8

1

7

групповая 

Визуальный контроль

1.

Понятия «мелодия», «поза», «движение».

II.

Ориентационно пространственные упражнения.

8

1

7

групповая 

Визуальный контроль

2.1

Изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных – плоскостных (шеренга, колонна), объемных (круг, «цепочка»).

III

Танцевальные элементы.

8

1

7

групповая

Визуальный контроль

3.1

Танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки

3.2

Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 4/4.

3.3

Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.

Всего часов

  72ч.

    12

    57

Базовый уровень 1 год обучения (144ч в год)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Прак

тика

1

РАЗДЕЛ 1 «Основные танцевальные направления в хореографии»

1.1

Инструктаж поведение во время занятий. Формирование группы, формирование расписания занятий.

1

1

-

групповая

Журнал регистрации  инструкта

жа

1.2

Колорит и разнообразие танцевальной культуры

3

2

1

групповая

Визуальный контроль

2

РАЗДЕЛ 2 «Партерная гимнастика и ритмика»

2.1

Ритмика

     5

   1

4

групповая

Визуальный контроль

2.2

Партерная гимнастика.

     5

   1

    4

3

РАЗДЕЛ 3 «Классический танец».

3.1.

Классический Exercice

10

1

9

групповая 

Наблюдение

самостоятельная работа, контрольные задания

3.2.

Exercice на середине зала:

10

1

9

3.3.

 Прыжки по позициям.

10

1

9

4

РАЗДЕЛ 4 «Народно-сценический танец»

4.1.

Русский танец

12

2

10

групповая

Наблюдение

самостоятельная работа, контрольные задания

4.2.

Украинский танец

10

1

9

4.3.

Белорусский танец

10

1

9

5

РАЗДЕЛ 5 «Эстрадно - спортивный танец»

5.1

Современные танцевальные стили: «Хип-хоп».

12

2

10

групповая

Визуальный контроль

Простые элементы брейк танец

12

2

10

групповая

Визуальный контроль

6

РАЗДЕЛ 6 «Импровизация и актёрское мастерство»

6.1

Подвижные игры, игры на развитие мимики и пластики движения

8

1

     7

групповая

Наблюдение

самостоятельная работа, контрольные задания

7

РАЗДЕЛ 7 «Репетиции и постановка танцев»

7.1

Постановка танца.

     10

      2

8

         

групповая

Наблюдение, самостоятельная работа

7.2

 Репетиции

     10

      -

      10

         

групповая

7.3

Сценическая (подготовка)

практика.

      8

      1

7

         

групповая

8

РАЗДЕЛ 8 «История хореографии»

8.1

История хореографии: балет, народный танец, этнический танец, современ. Хореография и ее колорит

       8

      4

4

групповая

Наблюдение, контрольный урок, отчетный концерт

ИТОГО ЧАСОВ

    144

   24

   120

     

2-4-го года обучения (216 ч в год)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Прак

тика

Индивидуальные занятия и консультации

1

РАЗДЕЛ 1 «Эстрадный танец»

1.1

Инструктаж поведение во время занятий. Формирование группы, формирование расписания занятий.

 2

1

1

-

групповая

Журнал регистрации  инструктажей

1.2

Танцевальные стили, формирование и развитие хореографии.

4

2

2

-

групповая

Визуальный контроль

2

РАЗДЕЛ 2 «Партерная гимнастика и ритмика»

2.1

Ритмика

2

-

2

-

групповая

Наблюдение, самостоятельная работа

2.2

Партерная гимнастика.

2

-

    2

-

3

РАЗДЕЛ 3 «Классический танец».

3.1.

Классический Exercice

10

2

8

-

групповая

Наблюдение, самостоятельная работа

3.2.

Exercice на середине зала:

10

2

8

-

3.3.

 Прыжки по позициям.

10

2

8

-

4

РАЗДЕЛ 4 «Народно-сценический танец»

4.1

Молдавия

10

2

8

-

групповая, индивидуальная

Наблюдение

самостоятельная работа, контрольные задания, мини-концерт

Испания

10

1

8

1

Ирландия

10

1

9

-

5

РАЗДЕЛ 5 «Эстрадно - спортивный танец»

5.1

«рок-н-ролл»

10

2

7

1

групповая, индивидуальная.

Визуальный контроль, самостоятельная работа.

5.2

 фристайл

10

2

7

1

5.3

 тик-тоник

10

2

8

-

5.5

 крампл

10

2

7

1

5.6

 электра

10

2

8

-

6

РАЗДЕЛ 6 «Бальный танец»

6.1

самба

10

2

8

-

  групповая

Наблюдение, самостоятельная работа

6.2

ча-ча-ча

10

2

8

-

6.3

румба

10

2

8

-

6.4

джайв

10

2

8

-

7

РАЗДЕЛ 7 «Импровизация и актёрское мастерство»

7.1

Постановка этюдов на развитие мимики и пластики движения. Актерское мастерство.

10

1

   5

4

групповая.

индивидуальная

Визуальный контроль

8

РАЗДЕЛ 8«Репетиции и постановка танцев»

8.1

Постановка танца.

    16

      2

    14

        -

групповая

Визуальный контроль

8.2

 Репетиции

   18

       -

    18

       -

групповая

8.3

Сценическая (подготовка)

практика.

    8

       -

     8

       -

9

РАЗДЕЛ 9 «История хореографии»

9.1

История хореографии: балет, народный танец,

этнический танец, современ. Хореография и  ее колорит

    4

      4

-

     -

групповая

Визуаль

ный контроль, промежуточная аттестация, отчетный концерт.

ИТОГО ЧАСОВ

  216

   38

   170

     8

Углубленный уровень 5-6-го года обучения (216 ч в год)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Прак

тика

Индивидуальные занятия и консультации

1

РАЗДЕЛ 1 « Введение в современные направление в танце»

1.1

Инструктаж поведение во время занятий. формирование группы, формирование расписания занятий.

1

    1

      -

    -

групповая

Журнал регистрации

и структажа

1.2.

Танец сегодня. Современная хореография.

4

2

2

-

групповая

Визуаль

ный контроль

2

РАЗДЕЛ 2 «Классический танец»

2.1

Классический

Exercice http://www.horeograf.com/

10

2

 8

-

групповая

Визуаль

ный контроль

2.2

Exercice на середине зала:

10

2

8

-

групповая 

2.3

Прыжки по позициям.

10

2

8

-

групповая

3

РАЗДЕЛ 3 «Народно-сценический танец».

3.1

 «Испанский

 танец»

10

1

8

1

групповаяиндивидуальная

Визуаль

ный контроль, участие в конкурсах, фестивалях.

3.2

«Венгерский

 танец»

10

1

8

1

3.3

«Цыганский  танец»

10

1

8

1

3.4

«Итальянский

 танец»

10

1

8

1

3.5

«Кавказ»

10

1

8

1

3.6

«Русский народный

 танец»

10

1

9

-

РАЗДЕЛ 4 «Эстрадно - спортивный танец»

4.1

разновидность

направления джаза;

10

2

8

-

групповаяиндивидуальная

Наблюдение, самостоятельная работа

4.2

Стиль: модерн;

контемпорари.

10

2

7

1

РАЗДЕЛ 5 «Бальный  танец»

5.1

«Пасодобль»

10

2

8

-

групповая

Визуаль

ный контроль, участие в конкурсах, фестивалях.

5.2

« Фокстрот»

10

2

8

-

5.3

 «Вальс»

10

2

8

-

5.4

Историко бытовой танец  (венский вальс, палонез).

10

2

8

-

6

РАЗДЕЛ 6 «Импровизация и актёрское мастерство»

6.1

Постановка этюдов на развитие мимики и пластики движения.

8

1

2

5

Групповая, индивидуальная

Визуальный контроль

7

РАЗДЕЛ 7 «Репетиции и постановка танцев»

7.1

Постановка танцев.

    18

     2

       14

        2

групповая

Визуаль

ный контроль

7.2

 Репетиции

    20

     -

20

        -

7.3

Сценическая (подготовка)

практика.

    10

     -

       10

        -

8

РАЗДЕЛ 8 «История хореографии»

8.1

История хореографии: (балет, народный танец ,этнический танец, современ Хореография и  ее колорит)

    5

     5

       -

-

Групповая, индивидуальная

Визуальный контроль, участие в конкурсах, фестивалях, большой отчетный концерт

ИТОГО ЧАСОВ

    216

  35

   168

     13  

Предполагаемые результаты и способы их проверки                                                    

Применяемые формы контроля: собеседование, игровые конкурсы, наблюдения, открытые и зачётные занятия (по полугодиям), контрольные задания с самостоятельным решением творческих задач, выпускные экзамены.
Критериями оценки освоения программного материала являются знания, умения, навыки, личностные качества, определённые данной программой в контексте «Модель выпускника».

Критерии определяются в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы:

 творческого мышление, память, воображение, нестандартное мышление;
 умение выразить чувства;
 коммуникативные навыки;
 активность, сообразительность, умение импровизировать, двигаться под музыку;
 сформированность общей культуры;
 владение основными танцевальными движениями;
 сформированность представлений о танцевальной культуре;
 развитый профессиональный интерес;
 сформированность теоретических знаний и практических умений;
 творческая индивидуальность;
 преподавательские навыки при работе в качестве помощника руководителя коллектива.

Модель выпускника

Имеет глубокие знания, умения, навыки по хореографии

Характеризуется развитыми общими и специальными способностями.

Ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой.

Стремится к творческой самореализации.

Имеет потребность в постоянном самосовершенствовании.

Имеет высокий уровень физической подготовки, познавательной деятельности

Имеет сформированный образ «Я».

Развиты коммуникативые способности.

Развит танцевальный, художественный вкус.

СОДЕРЖАНИЕ  ИЗУЧАЕМОГО  КУРСА  ПРОГРАММЫ.

1. Введение. История хореографии (теоритическая часть)

2. Ритмика (партерная классика)

3. Классический танец «Экзерсис у палки».

 а) изучение новых композиционных моментов классического танца: плие; батман тандю;

батман жете; рондежамб пар тер; фандю; пти батман; фропе; онлер; грант батмант; адажио).

б) аллегро (изучение прыжков: асомбле; жете; эшоппе; шажман де пье; глисат; сисон ферме).  

в)  середина: изучение арабесков; вращение: (шине; бегунец; сисонсемпель; пордебра).  

 4. Этюд (Репетиционно - постановочная работа:  изучение современного направления

танца; изучение эстрадно - спортивного танца;  народно - характерного танеца; бального танца).

5.Сцен подготовка: (Итоговая часть: основы сценического мастерства;  грим;

история хореографии; этика и эстетика воспитания; нравственное воспитание.

         Сцен подготовка включает в себя,  не только   отработку концертных номеров, но и актерское мастерство, грим, историю хореографии, этику, эстетику и нравственное воспитание, рассчитана на несколько занятий.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Для более успешного усвоения учебного материала программа включает:

Используемые педагогические технологии. 

В основе реализации программы – использование современных педагогических
технологий
личностно - ориентированной направленности, целеполагающей основой которой  является внимание к личности ребенка, обеспечение комфортных условий для ее развития. Использование современных технологий в педагогической практике даёт возможность более успешно взаимодействовать с детьми, способствует более полному раскрытию их творческого потенциала.
Этапы технологии:

1 этап. Погружение детей в музыкальный контекст, активизация и обогащение элементарных музыкальных представлений.

2 этап. Обучение пониманию музыкального образа и  выражения эмоционального отношения к нему.

3 этап. Побуждение к интерпретации и созданию музыкальных образов в классическом танце, народно-характерном танце, эстрадно - спортивном, современном танце.

Игровые технологии. Цель, которых является,  развитие общих исполнительских умений воспитаников: художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, понимания (декодирования) его, деятельностного выражения эмоционального отношения к нему, интерпретации и создания музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности. Игровые технологии эффективны в любом возрасте. Способность детей во всём находить волшебство, всё обыгрывать помогает развивать фантазию и воображение. Игровые технологии направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, где складываются и совершенствуются самоуправленческие способности обучающегося. Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка,  чувства, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, похлопаем в ладоши на любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства»

Технологии активизации и интенсификации деятельности: предполагают
акцентирование внимания на развитии практических навыков учащихся. Приобретая практический опыт, ребёнок быстро преодолевает начальные трудности в обучении, не заостряет внимания на отдельных элементах, осваивает программный материал, постоянно участвуя в деятельности, постепенно совершенствуя свои навыки.

Технологии проектного обучения: способствуют формированию у обучающихся навыков саморазвития и самосовершенствования.

Технология сотрудничества: даёт возможность педагогу помогать, учащимся осваивать опыт поколений в тесном взаимодействии. Воспитывающая функция этой технологии направлена на отношения людей без давления авторитета взрослых. Авторитетом становится дело, которым они занимаются. Это способствует формированию коммуникативных навыков учащихся, их способности жить в гармонии с окружающим миром, с обществом, с самим собой. Весь образовательный процесс построен на совместной развивающей деятельности взрослого и ребёнка, скрепленный взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата деятельности.

Деятельностные технологии: предполагают включение ребёнка в активную творческую деятельность и получение знаний, умений и навыков именно в процессе деятельности. Осуществляется принцип: от практики к теории к практике.
Используемые педагогические  методы  и приёмы  занятий.

Метод эмоционально-образного погружения: создание педагогом самой
атмосферы предстоящей деятельности.

Метод эмоционального стимулирования успехом и перспективности развития:  включает в себя демонстрацию достижений обучающихся, которые добились высоких результатов;  демонстрация - видио профессиональных коллективов, которые не оставляют обучающихся равнодушными и побуждают их к дальнейшему творческому развитию.

Метод самостоятельного выполнения заданий. 

Метод творческих проектов: создание внутри своего объединения проект  

Метод перспективности: проекция на результат и на участие в мероприятиях, фестивалях, конкурсах; проекция на изобретательность. Метод сравнительных аналогий: сравнительный анализ работ обучающихся с эталонными образцами.

Метод эмпатии – «вживания» в предлагаемые обстоятельства и образы, «прочувствование» материала, нахождение способов решения творческихзадач через эти ощущения.

Интегрированные занятия. Работа над образом создает мотивацию к изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что является составляющими элементами интегрированных занятий программы.

 Импровизация - один из главных элементов  занятия.

    Задачи занятия:

  1. раскрыть потенциальные способности;
  2. закрепление музыкальных и хореографических знаний;
  3. увеличить границы самостоятельного творчества;
  4. содействовать личностному самоопределению.

  Репетиционно - постановочная работа

     Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются.

Индивидуальные занятия – работа с отстающими обучающимися, коррекционная работа. А также работа с обучающимися продвинутого оровня.

Структура предметного содержание программы

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Большое значение для проведения успешного занятия хореографии имеет мастерство аккомпаниатора, обладающего чувством меры и художественным вкусом. Он должен уметь подбирать произведения, которые точно согласовывались бы с учебными заданиями и в то же время были бы отвлеченными, монотонными и примитивными. Общими канонами для подбора музыкальных произведений являются танцевальность, образность, оптимистический характер, завершенность мелодии.

     

     При составлении композиции необходимо учитывать перемещение учащихся по площадке; ракурс каждого элемента, подбор элементов сложности

Варианты рисунков композиции, в/у

i_050

    При описании элементов классификационной программы указывается название элемента без подробного его описания или символическое обозначение, исходя из требований современных канонов танца.

i_021

публиковано 29.11.2015 - 20:25 - Парамонова Марина Алексадровна

1- Отрывок из книги М.М.Бонч-Томашевсого, Москва, 1914

Литература для учащихся:

1.Аркина Н.Е / Анна Павлова/ М.: Знание, 1991г.

2.Барышникова, Т.К. /Азбука хореографии / - М. : Айрис-Пресс : Ральф, 1999.

3.Боброва В.Г. /Искусство грации/ С-П.: Детская литература, 1986г.

4.Васильева Т.К. /Секрет танца/ С-П.: ТОО Динамит, ООО Золотой век, 1997г.

5.Дункан А. /Моя жизнь. Танец будущего/ М.: 1998г.

6.Зозулина Н./Алла Осипенко/ М.: Искусство, 1987г.

7.Константинова М. /Екатерина Максимова/ М.: Искусство, 1998г.

8.Лиепа М./ Вчера и сегодня в балете/ М.: Молодая гвардия, 1996г.

9.Пасютинская В. /Волшебный мир танца/ М.: Просвещение, 1985г.

10.Энтелис Л.А. /100 балетных либретто / С-П.: Музыка, 1999г.

Литература для педагога:

Обязательная литература:

1.Боброва Г./ Искусство грации/ С-П.: Детская литература, 1986г.

2.Богомолова Л.В. /Основы танцевальной культуры/ М.: Новая школа, 1993г.

3.Ерохина О. В. /Школа танцев для детей: [Фольклор, классика, модерн]/ -Ростов н./Д. : Феникс, 2003. - 223 с. :

4.Зуева Е.И /Волшебная сила растяжки/ М.: Советский спорт, 1999г.

5.Кастравицкая В., Писарев А. /Школа классического танца/ С-П: Искусство, 1996г.

6. Никитин, В.Ю. /Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика / - М. : ГИТИС, 2000.

Список используемой литературы при составлении программы.

  1. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетикиМ. 1975.
  2. Башмакова Н.И. Мировые тенденции развития высшего образования в XXII веке: видение ЮНЕСКО и практика реформ // Высшее образование сегодня. - 2007.
  3. Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин ; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва : Диалог культур, 2007.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1967.
  5. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.
  6. Ерохина, О. В. Школа танцев для детей : [Фольклор, классика, модерн] / Ерохина О.В. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003:
  7. Зимняя И.А. /Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования / Высшее образование. 2006г.
  8. Ильенков Э. В. К беседе об эстетическом воспитании // Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить (сборник). М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2002.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.horeograf.com/
  2. info@nasledierusi.com