Характеристика движений группы прыжки

Копаева Ирина Владимировна

данная работа поможет разобраться в классификации прыжков классического танца, даст краткое описание и методические рекомендации по поводу их исполнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryzhki.docx45.77 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие по теме

«ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖЕНИЙ ГРУППЫ ПРЫЖКИ»

Составитель: педагог ДО

Копаева И.В.


Прыжки в классическом танце имеют крайнее разнообразие. Различными авторами производится различное их деление на группы. Так, А.Я.Ваганова делит все прыжки на 2 основные группы: воздушные прыжки, когда исполнитель должен замереть в воздухе, и партерные прыжки, исполняемые без отрыва от земли, стелющиеся по полу.

К партерным прыжкам Ваганова относит pas glissade, pas de basque и jeté en tournant в исполнении первой своей части. Воздушные прыжки могут быть большие и маленькие и в свою очередь разделены на 4 вида:

  1. Прыжки с двух ног на две (исполняемые непосредственно с V позиции, такие как changement de pied, échappé, soubraut, и исполняемые с предварительным отведением ноги с V позиции в сторону и приведением ее обратно в V позицию, такие как assemblé, sisson fermée, sisson fondu, sisson tombée, pas de chat, faille, chassé, cabriole fermée, jeté fermé fondu)
  2. Прыжки с двух ног на одну (когда сначала отрываются от пола двумя ногами, а заканчивают движение на одну ногу в позе, такие как sisson ouverte, sissone soubresaut, balloné, balloté, rond de jamb en lʹair sauté, и когда движение начинается выбрасыванием ноги, а кончается остановкой на той же ноге в позе, к ним относятся jeté с V позиции, jeté с продвижением по полкруга, emboîté)
  3. Прыжки с одной ноги на другую (jeté entrelacé, saut de basque, jeté passé, jeté на attitude, когда оно исполняется с préporation IV позиции croisée)
  4. Прыжки комбинированные, состоящие из нескольких элементов (jeté renversé, sisson renversé, grand pas de basque, rond de jamb double, pas ciseaux, balance, jeté en tournant, grand fouetté)

В.Костровицкая и А.Писарев делят прыжки на маленькие и большие, в высоту, длину и по траектории (одинаково важна высота и длина). По характеру исполнения их классификация схожа с классификацией А.Я.Вагановой. Различие заключается только в том, что вместо комбинированных прыжков они называют прыжки с одной ноги на две.

Тарасов же добавляет к классификации Костровицкой и Писарева прыжки с одной ноги на ту же, таким образом выделяя 5 групп прыжков.

Общие правила исполнения прыжков.

Любой прыжок начинается с demi-plié, толчок производится всей ступней, особенно пяткой, поэтому главное – не отрывать пятки от пола во время demi-plié. В толчке обязательно должны участвовать голеностоп и бедро, иначе он окажется слабым и недостаточным для высокого прыжка.

В момент прыжка ноги следует держать напряженными, вытянутыми в колене, подъеме и пальцах. Необходимо помнить о выворотности верхней части ноги и осанке.

Прыжок заканчивается на собранные, а не расслабленные мышцы ног, с кончиков пальцев на пятки, затем необходимо опуститься в demi-plié с плотно прижатыми к полу пятками, после чего вытянуть колени. Приземление должно быть бесшумным, эластичным, в нем, как и в отталкивании, должны участвовать голеностоп и бедро, иначе прыжок окажется жестким.

Прыжок должен выполняться слитно, а demi-plié использоваться как «трамплин» для прыжка. Кроме этого необходимо не забывать о правильном положении рук, головы, корпуса, согласовывать их движения с движениями ног.

Начинать изучение прыжков следует отдельно, чтобы освоить технику толчка, взлета и завершающего demi-plié. Затем можно исполнять несколько прыжков подряд.

Техника прыжков имеет особые исполнительские приемы. Один наиболее важных – элевация, позволяющая исполнителю прыгать эластично, мягко и высоко. Она состоит из собственно элевации и баллона. Собственно элевация – это взлет. Но элевация в классическом танце требует также и присоединения к прыжку баллона – способности танцовщика задержаться в воздухе в определенной позе, когда танцующий как бы замирает в воздухе. Когда высокий прыжок соединяется с баллоном, мы, по мнению Вагановой, и имеем дело с классической элевацией.

Прыжки с двух ног на две ноги

Temps levé sauté – основа для всех прыжков классического танца. Выполняется temps levé sauté по I, II или IV позиции и в зависимости от высоты взлета делятся на малые (petits) и большие (grand). Temps levé sauté может исполнятся на одной ноге, а также en tournant поворотом на четверть или половину круга. Руки во время прыжка удерживаются в подготовительном положении. Изучение этого прыжка начинается с petit temps sauté у станка, затем на середине зала, после чего переходят к изучению grand temps sauté.

Changement de pieds – прыжок из V позиции в V, во время которого ноги меняются местами. Ноги при этом разъединяются настолько, чтобы при перемене мест не задевать пятками друг о друга. Смена ног происходит в момент завершения прыжка. В остальном техника исполнения совпадает с temps levé sauté.  Изучение происходит по той же схеме, что temps sauté. Grand changement de pied можно выполнять épolement croisé b c продвижением – de voleé. Руки сохраняют подготовительное положение.

Pas échappé – прыжок с просветом – состоит из двух прыжков: из V позиции во II и со II в V. Pas échappé может исполнятся с переменой ног (нога, стоящая в V позиции впереди заканчивает второй прыжок назад) и без перемены. Petit échappé исполняется на небольшой высоте, ноги раскрываются на II позицию в воздухе. Grand échappé исполняется на большой высоте, demi-plié более углубленное, ноги в воздухе сохраняют V позицию и раскрываются на II в момент приземления. Pas échappé исполняется также в IV позицию croisé и effacée, en tournant с поворотом на 1/4 и 1/2 круга. Ноги при этом не меняются. Grand échappé можно заканчивать на одну ногу и в большую позу. Руки во время первого прыжка раскрываются во II позицию, на втором - возвращаются в подготовительное положение.

Soubresaut – прыжок с двух ног на две по V позиции с продвижением по диагонали вперед. В момент взлета ноги плотно прижимаются одна к другой голеностопной частью и отбрасываются назад, корпус сильно выгибается назад. Завершая прыжок, ноги и корпус принимают вертикальное положение. Руки во время прыжка поднимаются левая в III позицию, правая в I (правая нога впереди).

Прыжки с двух ног на одну

Sissonne

Sissonnes делятся на маленькие и большие. К маленьким относят sissonne simple, sissonne ouverte, sissone fermée, sissonne tombée, к большим - , sissonne ouverte на 90˚, sissonne fondue, sissonne tombée на 90˚, sissonne renversée, sissonne soubresaut.

Sissonne simple . Прыжок делается из позиции, во время которого ноги соединены вместе, колени и пальцы вытянуты, а во время приземления одна нога опускается на plié, другая занимает положение sur le cou-de-pied спереди или сзади. Руки все время удерживаются в подготовительном положении. Закончить прыжок, сделав assemblé.

Sissonne tombée – «падающий» прыжок с двух ног на две, но падение (tombé) после прыжка происходит не одновременно на две ноги, а сначала на одну, затем с небольшим опозданием на другую. Заканчивается скользящим партерным прыжком или, если это большой прыжок, pas de bourrée. Sissonne tombée может исполняться на 45˚ и 90˚, en face и en tournant, как самостоятельное pas, так и связующие движения перед большими прыжками или в preparation к турам в больших позах с IV позиции croisée и effacée.

Sissonne ouverte (открытый sissonne) – прыжок в большие и маленькие позы, в заключении которого одна из ног через положение sur le cou-de-pied открывается на 45˚ или на 90˚ (нога проходит через положение «у колена») вперед, назад или в сторону. Маленькие sissonnes ouvertes исполняются с прыжком на месте и en tournant, большие – с прыжком на месте наверх, с продвижением в разных направлениях, с полуповоротами, с полными поворотами, en tournant и с заносками (battu). Корпус, руки, голова занимают положение, соответствующее исполняемой позе. Каждое раскрывание ноги заканчивается pas assemblé, т.е. подтягиванием ее в V позицию на прыжке, который с силой выполняет опорная нога.

Sissonne ouverte pas jeté – разновидность  sissonne ouverte, которая исполняется приемом jeté. Нога раскрывается не приемом développé, а отбрасывается на 45˚ или 90˚ прямо с V позиции и одновременно с взлетом. Другая нога при этом устремляется в сторону продвижения. Таким образом, летящая поза фиксируется на прыжке и удерживается на завершающем demi-plié. Раскрытая нога во время завершающего demi-plié должна строго удерживаться на нужном уровне.

Sissonne ouverte pas jeté можно усложнять приемом soubressaut. Ноги, как и при обычном выполнении этого приема, должны быть плотно соединены в V позиции и разъединяться после кульминации взлета. На завершающем demi-plié раскрытая нога удерживается на 90˚, корпус, руки  и голова действуют согласно правилам выполнения большой позы.

Sissonne fermée – это дальнейшее развитие sissonne ouverte pas jeté. Здесь на завершающем demi-plié нога закрывается в V позицию, а не остается открытой. Все остальные правила сохраняются полностью. Sissonne fermée может заканчиваться не только в V позицию, но и в положении sur le cou-de-pied, с сохранением всех правил прыжка. Руки могут занимать самые различные положения.

Sissonne fondue – большой прыжок, исполняемый, как и sissonne fermée. Нога открывается в прыжке на 90˚ и опускается в V позицию с некоторым опозданием, углубляя demi-plié, на котором уже находится опорная нога, что придает этим sissonne характер fondu (тающий, мягкий), отличающий их от sissonne fermée.

Sissonne renversé – сначала исполняется sissonne ouverte на attitude, а затем заканчивается renversé en dehors (en dedans). При этом не следует подниматься на полупальцы после прыжка на attitude, а связать его со следующим моментом renversé – через pas de bourrée, т.е. переступить на другую ногу на полупальцы и завершить renversé.

Pas failli (от франц. faillir – слабеть) исполняется как самостоятельное прыжковое pas и как связующее движение перед большими прыжками. Данное движение можно отнести к sissonne fermée, но заканчивающееся не в v, а в IV позицию. В основном исполняется вперед, реже – назад. Из V позиции (croisé) делается взлет, во время которого все тело поворачивается на effacé с одновременным раскрыванием ноги назад на 45˚. При приземлении раскрытая нога скользящим движением переводится через I позицию вперед на croisé и на нее одновременно передается тяжесть корпуса. Таким образом, прыжок оканчивается на одной ноге в demi-plié, другая нога остается вытянутой назад, касаясь пола, и подтягивается в V позицию назад приемом pas assemblé. Руки во время взлета поднимаются в 2ю пониженную позицию, затем рука, соответствующая открытой ноге переводится с ней в 1ю пониженную позицию. Можно заканчивать и в позе 3го или 4го arabesque.

Rond de jambe en l′air sauté – прыжок на основе sissonne ouverte pas jeté по II позиции с добавлением на взлете одного или двух rond de jambe en l′air на 45˚, заканчивающегося одновременно с demi-plié на опорной ноге. Все движение завершается pas assemble в V позицию в пололожение épaulement croisнé. Можно начинать исполнение и с открытого положения ноги в сторону. Руки, голова и корпус работают как и в sissonne ouverte en face в сторону. Rond de jambe en l′air sauté может исполняться en dehors и en dedans. Все правила исполнения rond de jambe en l′air здесь также обязательны.

Прыжки с одной ноги на две ноги

Pas assemble - от франц. assembler – собирать. Прыжок исполняется из V позиции. Одновременно с demi-plié одна нога скользящим движением отводится в сторону и вытянутая касается носком пола. Опорная нога отталкивается от пола, вытягиваются пальцы и колено, одновременно отведенная нога возвращается в V позицию (если делали с правой ноги, то изначально правая сзади, а закрывается вперед). С этого же plié движение повторяется с другой ноги. Конечное demi-plié должно происходить одновременно и равномерно на обе ноги. Руки сохраняют подготовительно е положение или слегка приподнимаются во время взлета во 2ю пониженную позицию, в конце прыжка рука, соответствующая закрываемой ноге, переводится в 1юпониженную понизию, вторая остается во 2й пониженной.

Grand assemble выполняется с продвижением по диагонали на предельно высоком взлете, во время которого ноги плотно соединяются в V  позиции и так удерживаются до завершающего demi-plié. Руки, голова, корпус фиксируют большие позы.

Pas assemble может выполняться по II или IV (вперед или назад) позиции, en face, épaulement croisé или effacé, на 45˚ или 90˚ (petit или grand assemble, en tournant. Руки занимают положение в соответствии с позой, в которую делается прыжок.

Существует еще один вариант выполнения этого движения – double assemble. Прыжок выполняется дважды с одной и той же ноги по II и IV позиции. Когда double assemble в сторону V позиция меняется только на втором прыжке, при выполнении движения по IV позиции оба прыжка повторяют исходную позицию.

Прыжки с одной ноги на другую

Pas jeté подразделяется на малую и большую формы.

Petit pas jeté исполняется на малом прыжке, в малых позах с броском ноги на II позиции так же, как petit pas assemblé, но с окончанием в положение sur le cou-de-pied, т.е. во время demi-plié по V позиции стоящая сзади нога скользящим движением ступни по полу отбрасывается по II позиции на 45˚, другая нога одновременно и с силой делает прыжковой толчок. На завершении прыжка нога, исполнявшая бросок по II позиции, мягко возвращается на место ноги, совершавшей толчок, другая нога в этот момент точно занимает положение sur le cou-de-pied сзади. Таким образом, прыжок заканчивается на том же месте, где он начинался. Руки, голова и корпус двигаются как при выполнении petit pas assemblé по II позиции.

Прыжок может исполняться и в обратном направлении, с продвижением (по II позиции, IV позиции вперед и назад), с продвижением в сторону на полкруга (petit jeté en tournant).

Grand jeté исполняется вперед в позы attitude, croisée, efacée, I, II, III и IV arabesques, реже с прыжком назад в большие позы croisée и effacée вперед. Исполняется так же, как и маленький прыжок, только нога открывается здесь на 90˚ и в заключении прыжка нога, находящаяся сзади, принимает положение attitude croisée, efacée или arabesque. Перед прыжком, как правило, предшествует подход.

Pas jeté passé – движение на большом прыжке в больших позах по IV позиции. Ноги на прыжке выполняют два броска приемом grand battement jeté  вперед или назад. Первый бросок производится с V позиции в момент толчка, второй – на взлете. После кульминации прыжка нога, выполнявшая первый бросок, начинает опускаться на demi-plié, другая продолжает подниматься на 90˚. Таким образом, ноги проходят одна мимо другой примерно на уровне 60˚. Этот момент является особенностью данного движения и как составной элемент входит затем в другие большие прыжки, например pas ciseaux, перекидное jeté и т.д. Руки вместе с первым броском из подготовительного положения переводятся в 1ю позицию, со втоым броском ноги они раскрываются в исполняемую позу. Голова и корпус принимают соответствующее положение. Поза в этом прыжке фиксируется при завершении прыжка, а не на взлете, как в grand pas jeté.

Второй бросок ноги в этом прыжке может исполняться и приемом developpé.

Pas glissade – партерный прыжок без отрыва от пола. Делается в сторону и во всех направлениях в маленькие позы.

Исходная позиция – V, épaulement croisée. Выполняется demi-plié, затем впереди стоящая нога скользящим движением отводится на II позицию, другая нога одновременно выполняет прыжковой толчок. На взлете обе ноги вытягиваются с минимальным отделением пальцев от поверхности пола. В момент завершения pas glissade ног, начинавшая его, переходит в demi-plié без дальнейшего продвижения, другая, скользя, подтягивается в V  позицию назад.

На взлете руки из подготовительного положения слегка приподнимаются во 2ю позицию, на завершающем demi-plié они опускаются в исходное положение. Корпус и голова удерживаются в положении épaulement.

Pas glissade может выполняться с переменой épaulement. Если он используется в качестве подхода к большому прыжку, то делается через I позицию в IV на сильное demi-plié, с которого и осуществляется прыжковой толчок.

Pas chassé – прыжок по V позиции с ппослежующим движением ног по II или IV позиции.

Исходная позиция ног – V, épaulement croisée. Вначале выполняется sissonne tombé вперед на effacée, затем последующий взлет с продвижением, во время которого нога, находящаяся сзади, подтягивается к толчковой ноге и соединяется с ней отвесно в V позиции. Далее делается выход из прыжка в IV позицию, как в sissonne tombé, и pas chassé повторяется, заканчиваясь petit pas assemblé вперед. Затем упражнение делается с другой ноги и обратно.

Руки на sissonne из подготовительного положения поднимаются в 1ю позицию, на tombé рука, соответствующая вытянутому вперед плечу, остается в 1й позиции, другая – отводится во 2. Позицию. На двух последующих pas chassé они сохраняют занятые позиции, на pas assemblé опускаются в подготовительное положение.

Pas chassé исполняют на croisé вперед и по II позиции.

Pas de chat – прыжковое движение, имитирующее прыжок кошки. Обычно встречается в женских партиях, но производные формы встречаются и в мужских партиях в различных жанрах сценического танца.

Pas de chat с движением ног вперед. Исходная позиция – V, épaulement croisé. Из demi-plié нога, стоящая сзади, проходя через sur le cou-de-pied, приоткрывается по IV позиции вперед по направлению продвижения. Одновременно другая нога осуществляет прыжковой толчок и в свою очередь на небольшом взлете поднимается до уровня sur le cou-de-pied, затем с некоторым опозданием опускается в V позицию вперед на demi-plié. Руки могут подниматься одна в 1ю, другая во 2ю позиции, в 3ю позицию. Если прыжок выполнять на высоком прыжке, ноги должны подниматься до уровня колена.

Pas de chat можно исполнять не только по V позиции, но и по IV, несколько сократив ее величину.

Pas de chat с отбрасыванием ног назад исполняется следующим образом. Из demi-plié по V позиции нога, стоящая сзади, отбрасывается назад на croisé. Одновременно другая нога осуществляет толчок от пола и на взлете следует за первой на effacé назад, опускаясь, закрывается в V позицию вперед или проходит через I позицию в IV позицию на croisé. В момент взлета корпус слегка откидывается назад, руки поднимаются одна в 1ю, другая во 2ю заниженные позиции. Этот прыжок также можно исполнять по IV позиции, на большом прыжке, когда ноги поднимаются до 60˚ (в этом случае руки принимают положение, соответствующее I arabesque), с одной подогнутой ногой (сочетание первых двух прыжков), с одной подогнутой ногой, раскрывающейся на прыжке.

Pas de basque подразделяется на малую и большую форму.

Petit pas de basque исполняется на 2х минимальных прыжках. Исходная позиция – V, épaulement croisé. Одновременно с demi-plié стоящая впереди нога скользящим движением вытягивается на croisé вперед, описывая носком на полу полукруг en dehors на II позицию, другая нога остается на demi-plié. Далее на отведенную ногу выполняется прыжок на demi-plié и скользящий перевод свободной ноги через I позицию на croisé вперед. Опорная нога продолжает оставаться на demi-plié. Затем делается переход на отведенную вперед ногу и небольшим скользящим продвижением pas assemblé в V позицию назад. Руки во время полукруглого перевода ноги во II позицию через I раскрываются на II позицию. Вместе с прохождением ноги через I позицию руки опускаются в подготовительное положение, вместе с pas assemblé раскрываются на II позицию или принимают положение, соответствующее следующему движению.

Petit pas de basque выполняется с продвижением назад по той же схеме, что и вперед.

Grand pas de basque выполняется на одном большом и одном малом прыжке с двумя бросками ног на 90˚. Из demi-plié в V позиции нога, стоящая спереди, приемом rond de jambe jeté описывает большой круг en dehors до II позиции на 90˚. Одновременно осуществляется прыжок с продвижением на раскрытую ногу, другая, сгибаясь в положении «у колена», раскрывается на 90˚ croisé вперед. Далее выполняется переход вперед на croisé и pas assemblé как и в малой форме. Руки открываются через 3ю позицию во вторую при первом броске, на pas assemblé опускаются в подготовительное положение.

В обратном направлении это движение выполняется с полукруглым броском ноги en dedans и вторым броском croisé назад. Руки такие, как и при движении вперед.

Pas de ciseaux (ножницы) – большой прыжок с попеременным выбрасыванием ног вперед на 90˚. Ноги проделывают три последовательных броска приемом grand battement jeté: вперед на effacé ногой, начинающей движение, вперед на croisé толчковой ногой, назад на effacé ею же через I позицию. Два первых броска исполняются вперед, третий – назад, что является особенностью данного движения. Руки на взлете переводятся из подготовительного положения в 1ю позицию, на третьем броске они раскрываются в позу первого arabesque. Корпус на первом броске отклоняется назад, затем выравнивается и в момент броска ноги назад подается вперед.

Этот прыжок выполняется вперед, обычно с подхода (pas tombé, pas faille, pas glissade и т.д.).

Gargouillade (rond de jambe double) – движение существует только в женском танце. Исполняется en dehors и en dedans.

При начальном demi-plié права нога делает rond de jambe en l′air en dehors. Когда движение заканчивается и нога открыта на II позицию, прыжком перейти на правую ногу на demi-plié. В тот же момент левая нога делает rond de jambe en l′air en dehors, начиная и кончая его от икры правой ноги, после чего левая нога проводится по полу вперед на croisé на demi-plié. Освоив этот вариант исполнения, можно исполнять pas более сложно (правая нога исполняет rond de jambe en l′air en dehors не на demi-plié, а в воздухе).

Pas emboité – используется в основном в женском танце, в мужском – как гротесковое движение.

Pas emboité может исполняться на минимальном прыжке в положении sur le cou-de-pied назад или вперед. Нога, стоящая сзади, одновременно с demi-plié на опорной ноге поднимается sur le cou-de pied назад. Далее осуществляется взлет, на котором обе ноги вытягиваются и меняются местами через I позицию. Завершается прыжок на другую ногу, а нога, выполнявшая толчок, в этот момент переводится в положение sur le cou-de-pied назад.

Pas emboité также может исполняться с выбрасыванием ног на 45˚ или 90˚ вперед и на 45˚ назад, en tournant. Ноги во время броска либо выпрямлены, либо согнуты.

Pas ballotté (от франц. ballotter – качаться). Исходное положение поза croisé назад, правая нога впереди. Demi-plié на правой ноге, соединить ноги в прыжке в положении V позиции, проводя ими по воздуху вперед мимо точки, на которой стоял вначале, и, отклонив корпус назад, упасть на левую ногу на plié, правую приоткрыть на effacé, не сгибая, оттолкнуться, опять соединив ноги в положении V позиции, проводя по воздуху назад мимо точки, на которой стоял вначале, а корпус наклонить вперед. Остановиться на правой ноге на demi-plié, левая на effacé назад на требуемой высоте.

Прыжки на одной ноге

Temps levé

Temps levé simple. Прыжок исполняется с отвесно вытянутой ногой при положении другой sur le cou-de-pied спереди или сзади.

Temps levé tombé отличается от прерыдущего тем, что завершается переходом во II или IV позицию, как при выполнении sissonne tombé.

Temps levé исполняется во всех позах на 45˚ или 90˚ на малом или высоком взлете, а также с переменой поз. Начинается такой прыжок с одной позы, а заканчивается в другой. Сочетать эти прыжки можно с самыми разными положениями рук, головы, корпуса.

Pas ballonné (подобный мячу, отскакивающий) – прыжок с продвижением в любом направлении за работающей ногой, вытягивающейся во время прыжка и возвращающейся в положение sur le cou-de-pied.

Исходная позиция ног – V épaulement croisé. Нога, стоящая впереди, одновременно со взлетом, скользящим движением вскидывается croisé вперед на 45˚ и на завершающем demi-plié сгибается в положение sur le cou-de-pied. Руки одновременно с выполнением исходного demi-plié переводятся из подготовительного положения в 1ю позицию. На взлете рука, соответствующая раскрываемой ноге, переводится во 2ю позицию.

Pas ballonné исполняется и на большом прыжке и в больших позах. Нога в этом случае раскрывается на 90˚ с повышенного положения «у икры» в него же сгибается. Раскрывание ноги назад в сценических условиях используется очень редко, но для знакомства с техникой обратного продвижения на большом взлете необходимо ознакомиться и с такой формой исполнения.

Cabriole

Cabrioles делятся на маленькие, исполняемые на 45˚, и большие, исполняемые на 90˚, в позах effacé, croisé, écartée вперед и назад, на II позицию, в I, II, III, IV arabesques.

Все виды cabrioles – это прыжки с одной ноги на одну, кроме cabriole fermées, где прыжок заканчивается в V позицию на две ноги.

Особенность cabriole – удар вытянутых ног в воздухе. Прыжок может начинаться с открытого положения ноги, с V позиции, c sur le cou-de-pied, pas chassé, pas failli, pas glissade. Заканчиваться cabriole может с открытой ногой, с закрыванием ноги в V позицию fermé и с pas tombé в IV позицию.