рабочая программа по ритмике 3-4 классы

Полуэктова Анна Владимировна

Рабочая программа по ритмике для детей с ОВЗ, 3-4 классы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

                                           

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 285 имени В.А. Молодцова»

Ясный проезд, д.21, Москва, 127081

Телефон: (499) 477-13-13

e-mail: 285@edu.mos.ru

http://schsv285.mskobr.ru/

ОГРН/ОКПО 1157746328684/42917178

ИНН/КПП 7715468897/771501001

«Утверждено»

Заместитель директора по содержанию образования ГБОУ  г. Москвы «Школа№ 285»

__________  / Дербасов М.В./                        

«Согласовано»

Председатель методического объединения

__________/Пономаренко Г.В./

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения  ______________________

 протокол № 1  от 29  августа 2017г.

                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ПРЕДМЕТУ

ритмике

ДЛЯ  3-4 КЛАССОВ

        

_1 час в неделю (всего _33_ часа)

                                                                                              Автор-составитель: 

 учитель _Полуэктова А.В._

2017/2018 уч.г.

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                                                                                 

Актуальность программы для детей с ОВЗ заключается в том, что их особенности гипертрофировано выражены. Занятия по программе  помогают таким детям проявить  индивидуальность, талант, постигая основы хореографического искусства через ритмику.  Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
     Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

     Педагогическая целесообразность  заключается в том, что детям с ОВЗ

особенно важно снять гипертрофированно выраженные психологические и

мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить

выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами,

что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе

выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что

необходимо не только для занятием танцем, но и для здоровья в целом.

Музыкально – ритмическое воспитание является одним из действенных

средств не только физического, а  эмоционального, умственного, нравственного воспитания ребенка. Это положение неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием. На возбудимых детей музыка оказывает успокаивающее воздействие, движения, заданные педагогом в различных ритмических рисунках развивают чувство  пластичность, что очень благотворно влияет на психофизическое развитие таких детей.

Практическая значимость программы

          Изучение  ритмики и основ хореографии даёт возможность обучающемуся      

     развить свою подвижность, гибкость, репертуар привычных движений и    

    импровизационные возможности .

    Предлагаемые методики устраняют не только двигательные блоки и мышечные зажимы, но и психологические барьеры на пути к творческой реализации.  В программе используются наиболее интересные отечественные и зарубежные материалы в области  детской коррекционной педагогики, ритмике и основам хореографии, соответствующие возрастным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

       Цель программы: Коррекция и развитие психомоторных способностей                        обучающихся с возможностями здоровья средствами музыкальной, и двигательной деятельности; физического развития личности ребенка, развитие его художественного воображения, ассоциативного мышления и творческих способностей посредством обучения детей языку танца, приобщение учащихся к  миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры;   воспитание умения общения в обществе (культура поведения, эстетический вкус).

Для реализации этой цели необходима система задач:

       Образовательные:

3. Научить основным принципам работы в паре, в группе.

        4. Научить детей пластической импровизации, выразительности  (ритмичности,    

         музыкальности, быстроте реакции, координации движений);

7. воспитывать любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической ценности;

Развивающие:
     1.Развитие координации, подвижности двигательного аппарата,    

           свободу движения.

2. Формировать навыки самостоятельного выполнения движений под музыку;

3. Развитие эмоциональности и выразительности;

4. Развитие коммуникативные качества и доверие к товарищам по группе.

5.  Создавать условия для коррекции, роста, развития опорно-двигательного  

  аппарата.

 Воспитательные:

1.Воспитание волевых качеств;

2.Воспитание  трудолюбия;

3.Формирование навыков коллективной работы;

4.Воспитание  интереса  к хореографии, через освоения ритмики.

5.Воспитывать умение адекватно выражать эмоции, раскрепощаться.

Формы занятий:  практические

        Прогнозируемый результаты и способы их проверки.

3 класс

        Учащийся должен знать:

          - Правила работы в команде;

          - Основные правила построения фигур и перестроения из них.

Учащийся должен уметь:

-корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;

 -контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;

           -анализировать музыкальный материал;

          -самостоятельно выполнять изученные элементы

 

4 класс

Учащийся должен знать:

хореографиеские термины

- знать элементы народного и русского танцев

Учащийся  должен уметь:

-  анализировать музыку с точки зрения темпа, характера, отмечая размер дирижерским жестом;

-грамотно исполнять заданные элементы;

- исполнять элементы народного и русского танцев;

-работать над выразительностью исполнения;

-применять творческие способности и фантазию.

Контроль проводится в следующих формах:

текущий

  1. Визуальный контроль.
  2. Задание на всю группу учащихся.

итоговый 

  1.  Итоговые занятия.
  2. Визуальный контроль.
  3. Открытые уроки

По результатам текущих проверок можно прогнозировать готовность учащихся к восприятию той или иной новой информации, их результативность в конце года.  Детям, плохо освоившим материал можно предложить изучение программы повторно.

      Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
   
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

     Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.
   
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
   
Программа по ритмике состоит из шести разделов: « Общеразвивающие упражнения», «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»;  «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
   
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
   
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

     1. Общеразвивающие упражнения.

Направлены на развитие мускулатуры, гибкости, координации движений.  

     2.Упражнения на ориентировку в пространстве 

     В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.
     3. Ритмико-гимнастические упражнения 

Упражнения способствуют выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.  В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

    3.Упражнения с предметом.

     Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. Д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Этот раздел вызывает живой эмоциональный интерес у детей.

    4. Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Упражнения применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности расширяет их знания, развивает слуховое восприятие. рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

    5.   Игры под музыку.     

 Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. П. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).   
      После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе умственно отсталые дети успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха».

   6. Танцевальные упражнения.
     Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.
    Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.)
    Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.


                           
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс

(1 ч в неделю)        

Раздел, темы

        Дата проведения

 

План

      Факт

1

Общеразвивающие упражнения

7

Упражнения на улучшение координации движений

06.09.17;

13.09.17;

20.09.17

3

Самостоятельное выполнение заданных учителем упражнения в ритме и характере музыки.

31.01.18;

07.02.18;

14.02.18

3

Повторение пройденного материала

28.02.18

1

2.

Упражнения на ориентировку в пространстве

4

Учимся перестраиваться из шеренги в колонну по одному, по два, в круг и опять в шеренгу, делая заданные учителем движения в этих фигурах.

27.09.17;

11.10.17;

18.10.17;

25.10.17

4

3.

Ритмико-гимнастические упражнения

7

Учимся показывать смену ритмических частей музыкального произведения в двухчастной форме с мелко контрастными построениями.

01.11.17;

15.11.17;

22.11.17

3

Разучивание смены ритмических частей музыкального произведения в двухчастной форме с мелко контрастными построениями

27.12.17;

17.01.18;

24.01.18

3

Повторение пройденного материала

29.11.17

1

4.

Упражнения с музыкальными инструментами

 

4

Исполниение различных ритмов на барабане, бубне.

06.12.17;

13.12.17;

20.12.17

3

5.

Игры под музыку

4

Передача в игровых и плясовых движениях различных нюансов музыки – напевности, энергичности, игривости.

07.03.18;

14.03.18;

21.03.18;

28.03.18

4

6.

Танцевальные упражнения

5

Изучение основных характерных движений русского народного танца.

04.04.18;

18.04.18;

25.04.18;

3

Повторение пройденного мат.

16.05.18;

23.05.18

2

3 класс В

(1 ч в неделю)        

Раздел, темы

        Дата проведения

  Аргументация  

  изменений

План

      Факт

1

Общеразвивающие упражнения

7

Упражнения на улучшение координации движений

06.09.17;

13.09.17;

20.09.17

3

Самостоятельное выполнение заданных учителем упражнения в ритме и характере музыки.

31.01.18;

07.02.18;

14.02.18

3

Повторение пройденного материала

28.02.18

1

2.

Упражнения на ориентировку в пространстве

4

Учимся перестраиваться из шеренги в колонну по одному, по два, в круг и опять в шеренгу, делая заданные учителем движения в этих фигурах.

27.09.17;

11.10.17;

18.10.17;

25.10.17

4

3.

Ритмико-гимнастические упражнения

7

Учимся показывать смену ритмических частей музыкального произведения в двухчастной форме с мелко контрастными построениями.

01.11.17;

15.11.17;

22.11.17

3

Разучивание смены ритмических частей музыкального произведения в двухчастной форме с мелко контрастными построениями

27.12.17;

17.01.18;

24.01.18

3

Повторение пройденного материала

29.11.17

1

4.

Упражнения с музыкальными инструментами

 

4

Исполниение различных ритмов на барабане, бубне.

06.12.17;

13.12.17;

20.12.17

3

5.

Игры под музыку

4

Передача в игровых и плясовых движениях различных нюансов музыки – напевности, энергичности, игривости.

07.03.18;

14.03.18;

21.03.18;

28.03.18

4

6.

Танцевальные упражнения

5

Изучение основных характерных движений русского народного танца.

04.04.18;

18.04.18;

25.04.18;

3

Повторение пройденного мат.

16.05.18;

23.05.18

2

4 класс

(1 ч в неделю)

Раздел, темы

       Дата проведения

план

факт

1.

Упражнения на ориентировку в пространстве

4

Учимся перестраиваться из фигуры в фигуру, выполняя предложенные упражнения с предметами.

04.09.17;

11.09.17;

18.09.17;

25.09.17

4

2.

Общеразвивающие упражнения

7

Учимся выполнять наклоны, повороты, круговые движения головой; движения рук в разных направлениях; повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища в разных направлениях в сочетании с движениями рук.

09.10.17;

16.10.17;

23.10.17;

30.10.17

4

Выполнение показанных учителем упражнений  замедленных, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений.

04.12.17;

11.12.17;

18.12.17

3

3.

Игры под музыку

7

Учимся различать и передавать в движениях части музыкального произведения, чередование музыкальных фраз

13.11.17;

20.11.17

2

Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта

29.01.18;

05.02.18;

12.02.18

3

Повторение пройденного материала

27.11.17;

26.02.18

2

4.

Работа с музыкальными инструментами

3

Передача на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определение по заданному ритму мелодии знакомой песни.

25.12.17;

15.01.18;

22.01.18

3

5.

Упражнения на координацию движений.

4

Различение и показ в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз

05.03.18;

12.03.18;

19.03.18;

26.03.18

4

6.

Упражнения на напряжение и расслабление мышц.

3

Одновременное и поочередное напряжение мышц тела, а затем поочередное и одновременное их расслабление

02.04.18;

16.04.18;

23.04.18

3

7.

Танцевальные упражнения

4

Характеристика отличий движений разных народов,  показ их, передача характера музыки.

07.05.18;

14.05.18;

21.05.18;

28.05.18

4

Необходимые   условия для реализации программы

Для реализации программы необходимо наличие большого кабинета или актового зала.

Необходимые средства и оборудование:

  1. Компьютер
  2. Магнитофон

5. Список литературы

  1. Шершнёв В.Г.  От ритмики к танцу. Издательский дом «Один из лучших» 2008г.
  2. Спинжар Н.Ф., Рябинкина Е.Л. «Педагогика в профессиональной подготовке хореографа», МГУКИ 2001г.
  3. Назаренко Л.Д. «Оздоровительные основы физических упражнений», ВЛАДОС-ПРЕСС 2002г.
  4. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. – М.: Музыкальная палитра, 2007.
  5. Веракса А. Гуторова М. Практический психолог в детском саду, Мозайка-Синтез 2011г.
  6. «Балет». Журнал. Подшивка за 1998-2002  г.г.
  7. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов – на – Дону, «Феникс» 2004 г.
  8. Никитин В. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца, издательский дом Один из лучших, Москва 2006 г.
  9. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце, М. ГИТИС 2011г.
  10. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества
  11. Проектирование системы дополнительного образования для детей с ОВЗ в учреждениях различных типов и видов. Сб. науч.- метод. Материалов / Под ред. О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой – М.: «Федеральный институт развития образования», 2012. – 221с.
















 УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ


Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.


^ РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ


Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).

Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).


^ УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ


Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.
Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни.


^ ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ


Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.


^ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.


 Основные требования к умениям учащихся


Учащиеся должны уметь:
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.