Методические разработки открытых уроков, докладов

Носкова Евгения Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

215500, Смоленская обл., г. Сафоново, ул. Строителей, д. 3             тел. 4-22-44, тел/факс 4-23-56

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО  УРОКА

Предмет: «Танец»

Тема урока: «Первые шаги»

Преподаватель хореографии

Носкова Е.В.

Концертмейстер:

Курилова В. В.

Сафоново, 2018г.

Дата проведения: 20. 02. 2018 г.

Тема урока: «Первые шаги».

Класс: 1 – класс ДПОП «Хореографическое творчество» со сроком обучения 8 лет.

        Цель урока: Закрепление полученных знаний, совершенствование устойчивости тела, двигательных навыков путем повторения и отработки пройденного танцевального материала. Выявление уровня усвоения знаний.

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепление знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучающего процесса;

- обучение передачи характера в движениях и этюдах;

- обучение  двигаться в соответствии с размером музыки.

Развивающие:

- развитие танцевального шага, устойчивости тела, ориентирования в пространстве;

- развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата;

- развитие  творческого потенциала ребенка и самовыражение  через танец.

Воспитательные:

- способствование приобретению учеников  опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

 - формирование умения вести себя в коллективе;

- формирование интереса к хореографическому творчеству.

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала. Закрепление выученного материала, показ этюдов и танцевальных движений.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, рояль.

Основные методы работы:

- словесный (беседа, объяснение);

- наглядный (практический показ).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Вид урока: урок – показ.

Список используемой литературы и др. источников:

  1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб: «Планета музыки», 2010.
  2. Барышникова Т. «Азбука хореографии». Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС». – 256с., ил..
  3. Секреты гибкости. Полная амплитуда движений/ С28 перевод с английского В. Орехова. – М.: ТЕРРА, 1997. – 144с.: ил. – (Здоровый образ жизни).
  4. E-mail: vlados@dol.ru

План  урока:

  1. Организационный момент (3 мин.):
  • Поклон.
  • Сообщение темы урока.
  • Постановка целей урока.
  1. Основная часть урока (37 мин.):
  • Коллективно-порядковые упражнения по кругу и на середине зала.
  • Ориентирование в пространстве.
  • Разминка на середине зала.
  • Постановка корпуса у станка.
  • Показ танцевальных движений и этюдов, выученных в процессе обучения.
  1. Заключительная часть урока (5 мин.):
  • Анализ занятия.
  • Подведение итогов, домашнее задание.
  • Поклон.
  • Организованный выход детей из класса.

Ход урока:

1. Организационный момент. Учащиеся должны быть готовы к уроку.  

- Вход учащихся в танцевальный класс под музыкальное сопровождение. 

- Поклон педагогу, концертмейстеру и присутствующим гостям на уроке.

-  Сообщение темы урока.

- Постановка целей урока. – «Цель нашего сегодняшнего занятия обобщить и закрепить знания умения и навыки, которые вы приобрели в ходе изучения предмета «Танец». Для того, чтобы грамотно и красиво танцевать, необходимо для начала разогреть мышцы, а так же подготовить тело к кардио нагрузкам. Выполним следующие упражнения».

2. Основная часть урока.

  • Коллективно-порядковые упражнения по кругу и на середине зала:

- перестроение на круг;

- шаг с носка;

- шаг на  полупальцах, на пятках;

- подготовка к подскокам (3 вида);

- подскоки – руки на поясе, руки свободные;

- легкий бег;

- танцевальная комбинация на середине зала с использованием движений польки, подскока, галопа;

- «мячики».  Дети сидят по кругу на полупальцах, спина ровная, руки на коленях;

-         ритмическая игра «Эхо». Детям предлагается ситуация: они лягушки, сидят на болоте (середина зала), вокруг них летают комары, нужно их поймать (отхлопать предложенный ритм, по очереди, по группам, все вместе).

  • Ориентирование в пространстве.

- дети, под музыкальное сопровождение начинают перестроение друг за другом по кругу;

- перестроение в рисунок «змейка»;

- перестроение в диагональ;

- перестроение в круг;

- перестроение из круга в колонну по одному;

- перестроение из колонны в пары, четверки;

- перестроение в шахматном порядке на середине зала.

-  «Итак, ребята, как вы заметили, мы пришли на середину зала, а это значит, что впереди нас ждет следующий этап нашего занятия».

  • Разминка на середине зала.

- упражнения  для головы, плеч: наклоны головы в стороны, круговые вращения головой, поднятие плеч, круговые вращения плеч;

- упражнения для рук: вынос руки в 1 – 2 позицию и обратно, комбинация шага с выносом рук, круговые вращения кистей, руки от локтя, от плеча;

- наклоны корпуса: в стороны, с поднятием руки, повороты корпуса с поднятыми руками.

- упражнения для ног: шаг в сторону на пятку, шаг вперед - в сторону –притоп, «ковырялочка», приставной шаг вперед, назад, в сторону, прыжки «Зайчики».

- с помощью перестроения по кругу, дети приходят на свои места к станку.

  • Постановка корпуса у станка.

- «Ребята, вы уже знаете, что чтобы развивать и укреплять наше тело, опорно-двигательный аппарат, танцевальный шаг, устойчивость тела, а главное иметь красивую осанку, необходимо заниматься классическим танцем. Перейдем к некоторым элементам классического экзерсиса у станка. Он поможет вам быстрее добиться правильной постановки корпуса».

Лицом к станку:

- releve по VI, I, II позициям в разных темпах;

- demi plie по VI, I, II позициям;

- наклоны корпуса назад, в сторону;

      - прыжки soute по VI позиции;

Боком к станку:

  • I port de bras
  • Показ танцевальных движений и этюдов, выученных в процессе обучения.

- танцевальный этюд  на ориентир в пространстве, развитие голеностопного сустава «Хоровод»;

- танцевальный этюд на фиксацию корпуса и позиции рук «Ожившие куклы»;

- танцевальный этюд «Ковырялочка»;

- танцевальный этюд «Полька».

        - Все танцевальные этюды направлены на формирование интереса к хореографическому творчеству, а также умения вести себя в коллективе.

3. Заключительная часть урока.

  • Анализ занятия.

В основу всего занятия положена здоровьезберегающая технология.

  • Подведение итогов. Выставление оценок.
  • В ходе открытого урока учащиеся показали свои танцевально-исполнительские способности на достаточном уровне. На основе приобретенных ими комплекса знаний, умений и навыков построены танцевальные этюды, комбинации по предмету «Танец» в соответствии с ФГТ.

Группа работает с желанием и пониманием нового материала. Уроки данного типа положительно влияют на учащихся, активизируют их на дальнейшее обучение, дают незаменимый  опыт в  творческой деятельности и публичных выступлениях.

Домашнее задание: Повторить комбинации, этюды, которые выполняли учащиеся на середине зала.

  • Поклон  педагогу, концертмейстеру и присутствующим гостям на уроке.
  • Организованный выход детей из класса.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

215500, Смоленская обл., г. Сафоново, ул. Строителей, д. 3             тел. 4-22-44, тел/факс 4-23-56

                                                         

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО  УРОКА

Тема урока: «Основы классического танца»

Преподаватель хореографии

Носкова Е.В.

Концертмейстер:

Курилова В. В.

Сафоново, 2018г.

Дата проведения: 16. 02. 2018 г.

Тема урока: «Основы классического танца».

Класс: 1 – класс ДПОП «Хореографическое творчество» со сроком обучения 5 лет.

        Цель урока: показ  танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в классическом танце в соответствии с ФГТ.

        Задачи урока:

- закрепить  и грамотно показать выученные элементы классического танца;

- обучать  двигаться в соответствии с размером музыки;

- развивать  творческий потенциал ребенка и самовыражение  через танец;

-развивать умения качественно выполнять движения, точно и правильно исполнять танцевальные элементы, координацию движений;

- способствовать приобретению обучающимися  опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- формировать интерес к классическому танцу.

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала. Закрепление выученного материала, показ выученных

комбинаций, этюдов и постановок.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, рояль.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Вид урока: урок – показ.

Список используемой литературы и др. источников:

  1. Школа классического танца. В. Костровицкая, А. Писарев.,издатнльство «ИСКУССТВО» ленинградское отделение, 1968г.
  2. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб: «Планетамузыки», 2010.
  3. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань», 2007г.

План  урока:

  1. Организационный момент. Поклон. Сообщение темы урока. Постановка целей урока (3 мин.).
  2. Разминка, подготовка учащихся к активной работе на уроке (5 мин.).
  3. Основная часть урока:
  • Показ классического экзерсиса у станка; (15 мин.).
  • Показ классического экзерсиса на середине зала; (10 мин.).
  • Allegro (5 мин.).
  1. Заключительная часть урока. Подведение итогов, домашнее задание. Поклон. (5 мин.).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель: Учащиеся должны быть готовы к уроку.

Позитивный настрой учеников и преподавателя. Вход учащихся в танцевальный класс под музыкальное сопровождение. 

  1. Поклон педагогу, концертмейстеру и присутствующим гостям на уроке
  2. Постановка темы и цели урока
  3. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний, разогрев мышечной системы:

- Для того, чтобы полноценно и красиво танцевать, необходимо для начала разогреть мышцы, а так же подготовить тело к кардио нагрузкам. Выполним следующие упражнения:

  • Танцевальный шаг
  • Шаг с pique
  • Шаги на полупальцах, на высоких полупальцах, высоко поднимая колени
  • Шаг польки
  • Подскоки
  • Боковой галоп
  • Танцевальный бег

- Спасибо. Мы достаточно разогрелись и теперь вы готовы перейти к следующему этапу нашего урока – экзерсису у станка.

  1. Основная часть урока. Обобщение и систематизация изученного материала.

Экзерсис у станка – классический  экзерсис является основой танцевальных движений, от которых развиваются другие танцевальные экзерсисы и направления.

Учащиеся выполняют комбинации лицом к станку.

  • Комбинация Releve на полупальцы  – demi plie – по VI, I, II, III позициям
  • Комбинация  demi plie – наклоны корпуса в сторону, назад по I, II, III позициям
  • Комбинация battement tendus по III позиции крестом
  • Комбинация battement tendus jete по точкам, c pique по III позиции
  • Комбинация passe par terre в первой и второй раскладке
  • Комбинация rond de jambe par terre en dehors, en dedans в первой и  второй раскладке
  • Комбинация battements frappe по III позиции носком в пол
  • Комбинация battements fondus по III позиции на 45* в сторону
  • Temps leve sauté по VI, I, II, III позициям
  • Petit changement de pied
  • Pas echappe
  • Pas de bourre

Экзерсис на середине зала (маленькое аdagio)

  • Demi plie – I, II, III по позициям в комбинации с port de bras, releve
  • Комбинация battement tendus в сторону по III позиции
  • 1 port de bras
  • 2 port de bras
  • 3 port de bras
  • Маленькие позы croisee, efface, ecarte

Allegro

  • Temps leve sauté по  I, II, III позициям
  • Petit changement de pied
  • Pas echappe
  1. Заключительная часть урока. Итог урока.

В ходе открытого урока учащиеся показали свои танцевально-исполнительские способности на достаточном уровне. На основе приобретенных ими комплекса знаний, умений и навыков построены танцевальные комбинации и формы в классическом танце в соответствии с ФГТ.

Группа работает с желанием и пониманием нового материала.

        Уроки данного типа положительно влияют на учащихся, активизируют их на дальнейшее обучение, дают незаменимый  опыт в  творческой деятельности и публичных выступлениях.

  1. Домашнее задание. Повторить комбинации, позы и прыжки, которые выполняли учащиеся на середине зала.
  2. Урок завершается поклоном и организованным выходом детей из класса.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

215500, Смоленская обл., г. Сафоново, ул. Строителей, д. 3    тел. 4-22-44, тел/факс 4-23-56

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Тема: «Пина Бауш – гений жеста»

Преподаватель хореографии

Носкова Е.В.

Сафоново, 2015г

Содержание

Введение

Глава 1. Школа «Фольванг»

Глава 2. Гений жеста

           2.1 Лаборатория естественного движения

           2.2  Королева выразительного танца

           2.3 Секрет успеха

Глава 3. Что знают о ней?

Заключение

Список литературы

Введение

В дословном переводе модерн - танец современный. В отличие от джазового или классического танца это направление создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица. Существенным является попытка исполнителя выстроить связь между формой танца и своим внутренним состоянием. С большим успехом это удалось талантливому хореографу и танцовщице Филлипине Бауш.

          Пина Бауш – Женщина – хореограф в чёрных мужских ботинках.

«Я не следую никакой школе, я просто танцую. Безумие считать, что в танце должна существовать какая-то норма, на которой построен классический балет, а все остальное – не танец. Танец может жить в любых формах. Главное – это точность пластического выражения мысли, эмоции. И дело здесь, конечно, не в технике классического танца, а в жесте, выражающем сущность происходящего с человеком. Не в том, как человек движется, а в том, что им движет».

            Кто только не считал ее своей. Экспрессионисты, которым она наследовала. Хореографы contemporary dance, растащившие стулья из «Кафе Мюллер» по всему миру. Лидеры современного театра. Даже феминистки. Пина принадлежала всем и оставалась ничьей. На своей собственной территории. Может, она зашла куда дальше, чем кажется, и только по привычке мы называем созданный ею тип зрелища — танцтеатром. Ему больше подошло бы определение «тотальный театр».

Глава 1. Школа «Фольванг»

Школа «Фольванг» связана с именами знаменитых хореографов таких как: Мери Видман, Пина Бауш и других.

Пина Бауш: начала ставить танцы, когда была танцовщицей, потому что хотела больше танцевать. Сочиняла и танцевала, и никогда не думала, что станет хореографом. Её стали просить разные люди, чтобы она для них ставила танцы. Её талант постепенно развивался. Мастерство исполнения и постановки танцев завоевывали популярность. Пина Бауш вышла на большую сцену, из разрозненных танцев рождались композиции великолепных и необычных спектаклей.

Олицетворением силы боли стало искусство Пины Бауш.

Пина Бауш говорит, что существует огромное количество вещей, которые она не может себе позволить. Но для нее никогда не было проблем, что она женщина хореограф. Ее учителя Курт Йос, Энтони Тюдор. Они потрясающе играли женские роли. Могли сыграть любую женскую роль лучше, чем женщина. Они создали очень красивую хореографию для женщин.

Сейчас все больше и больше женщин хореографов. Пина Бауш считает что, они хотят контрастировать сами с собой.

«Весна священная» на музыку Стравинского один из ранних балетов Пины Бауш. Поставлен почти одновременно с «Кафе Мюллер».

«Весна священная» и «Кафе Мюллер» были поставлены давно, свидетелем сценической жизни этих спектаклей был Лету Форстер. Для него не столь важно, какие изменения произошли на сцене, важно как россияне воспринимают спектакль.

В «весне священной» уже видны темы, которые ярко проступят в спектакле театра танца Пины Бауш осуществление желаний, томление, подавление. Красная тряпка - символ желаний, которые живут в этих женщинах.

Пина Бауш говорит - то, что я чувствую - это конечно моя личное мнение, но я знаю то, что я делаю хорошо. Это должно быть похоже на ваши ощущения. Чувства это своего рода язык.

Каждый спектакль Пины Бауш - это мир самого хореографа. Здесь каждый хочет, чтобы слышали его, но не желает слышать других. Жаждет гармонии, но каждая гармония может обернуться агрессией тайны человеческих чувств, движения души.

Пина Бауш превращает в пластику любое движение.

Она может взять какой нибудь жест и ритмично повторять, и вся масса будет повторять это на сцене, и это уже танец.

Не смотря на свою жесткость и дерзость, театр Пины Бауш пронизан щадящей тоской, поэтому так часто в ее постановках возникают мотивы детства.

2.1 Лаборатория естественного движения

        Филиппина Бауш родилась в германском городе Золинген 27 июля 1940 года. Пина, третий ребенок в семье, просто росла, по ее словам, «под столом», пропуская через себя не столько историю Золингена – тысячелетнюю и нынешнюю, сколько рутинную жизнь заведения, в котором люди встречались, расставались, ссорились, влюблялись, болтали, напивались… Скользили. Она наблюдала их. Они наблюдали ее – диковинную девочку, которая двигалась «как змея». Родители Пины держали маленький ресторанчик в балетных и мало занимались дочерью. В пять лет ее привели на просмотр в балетную студию, где Пина легко выполнила все задания. С тех пор вопрос, кем быть, для нее не стоял. Ее первым учителем был хореограф Курт Йосс, известный своим экспрессионистским антивоенным балетом «Зеленый стол». После обучения в Нью-Йорке, Бауш вернулась в Германию и в 1973-м основала свой легендарный балетный театр в Вуппертале, который в скорости переименовала в «Танцтеатр Вупперталь». Нужно отметить, что выражение Танцтеатр или Театр Танца впервые в Германии было использовано Рудольфом фон Лобаном в 1920, как заявление о намерениях освобождения от балетных шаблонов и абсолютной свободы в средствах пластического выражения. Пина Бауш названием Танцтеатр подчеркнула свое желание развивать и интегрировать различные тенденции в современной хореографии. Она была и остается самой яркой фигурой в истории танца 20 столетия, иконой танцевального авангарда, королевой данс-театра.

            С самого начала она дразнила и эпатировала публику – ее работы вызывали самые яростные споры. Когда в 1975 году она создала «Весну священную», многие зрители в возмущении покинули зал, громко хлопнув дверью. «Пина Бауш и ее театр танца показывают самое разрушительное зрелище, какое когда-либо можно было увидеть на немецкой сцене», – писала в 1976 году «Die Welt» по поводу ее постановки «Семь смертных грехов». Впрочем, у самой Пины тоже был нелегкий характер: она была очень замкнутой, отказывалась давать интервью. 

            «В обществе она всегда выглядела слегка потерянной», – вспоминала подруга по школе. «А расцветала только на сцене – в балетах своего учителя Йосса». Одноклассница считает, что технику танца Пина унаследовала именно от него: «Я имею в виду течение энергии и движения от сустава к суставу – так, чтобы тело выглядело на сцене особенно живым». Но Пина была другой. Она двигалась как мини-торнадо – закручивая воздух, сжимая пространство, концентрируя всю информацию в себе и на себе. Эта волнообразная и абсолютно самодостаточная пластика узнается во всех ее постановках. «Я и не думала становиться хореографом – призналась позже почти застенчиво – я просто хотела сделать что-то для себя. Чтобы потанцевать».

          У Бауш был свой способ создания танцев, которым потом стали пользоваться многие. Она задавала танцовщикам на репетиции вопросы об их воспоминаниях, об их повседневной жизни. А затем просила проиграть эти воспоминания и создать отрывки на основе этих воспоминаний. «Танцуйте с закрытыми глазами», - просила своих актеров Пина Бауш. И этому искусству не глядя чувствовать партнера, окружающие предметы и весь микрокосмос во всем его многообразии в отдельно взятом пространстве танцоры Пины Бауш овладевали в совершенстве.

          «Танец,- выразила в 1990 году свое кредо Пина,- возникает из желания, или необходимости. А не потому, что я думаю: ага, я хореограф, надо бы танцев добавить».

            Образ женщины в ее танцтеатре был тоже особенным: не идеальная классическая балерина, но и не бунтарка-модернистска. Ее женщина была реальной: та, что красится, чтобы нравиться, ходит на высоких каблуках, чтобы казаться стройнее, флиртует со всем, что движется.

 

2.2 Королева выразительного танца

            Пину Бауш называют королевой немецкого выразительного танца. Её Танцтеатр – это смешение границ между танцем и театром, сочетающее в себе образность, фантазию и чувства. «Цель исследования театра Бауш – внутренний мир личности. Инструмент исследований всегда один – тело. Ее представление о мире – субъективно, как и ее представление о теле. Это всегда что-то разорванное, нервное, эклектичное. Ее спектакли озадачивают (как, впрочем, и она сама). Бауш смешивала в своих постановках классический балет и современный танец, использовала музыку разных эпох и жанров, придумывала оригинальное сценическое оформление. Ее спектакли были показаны на самых известных сценах мира». «Дерзкое, сильное театральное воображение, парадигма стилей и жанров –  немного смешно, но по большей части трагично… И каждый делает вывод из увиденного на сцене сам. Пина никогда не дает объяснений –  даже самых простых, –  что она делает, что происходит на сценической площадке». 

        Театр Пины Бауш гастролирует по многим странам мира. В ее труппе нет этуалей и кордебалета – каждый имеет право на самовыражение и собственные открытия, каждый может почувствовать себя сотворцом на ее репетициях по 12 часов в день. 

           

         Пину Бауш трудно назвать хореографом в прямом смысле слова. Ее вещи работают на пересечении жанров. Движение, танец сменяются разговорным повествованием, а иногда главным выразительным средством становится сама сцена, материал декораций или их расположение в сценическом пространстве. Так же «сложно» обстоит дело и с музыкой. Для Бауш столь же естественно обращаться к классическим формам и ставить, к примеру, «Весну Священную» Стравинского, как и использовать шлягеры, джазовую импровизацию, оперетту и даже комбинировать детские песни с музыкой парижского авангардиста-электронщика Пьера Анри.  Пина Бауш говорила: «Для меня спектакль – это жизнь в самом простом значении слова. Она важнее всего».

2.3 Секрет успеха

         Пину интересует уникальность человеческой личности в контексте таких универсальных понятий, как любовь и насилие, тоска и одиночество, страх и агрессия, рождение и смерть, природа и человек.

          Когда-то ее спектакли были другими. В них царили черно-белые контрасты, экспрессия, граничащая с жестокостью, нервные срывы, одиночество, потерянность. Ее «Весна священная» взбудоражила даже видавший виды Париж (не говоря уже о девственной по части современной хореографии Москве) – экстатический танец обезумевших, полуобнаженных женщин на засыпанной торфом сцене (так, впрочем, искусно организованный, что оторваться было невозможно). Ее «Контактхоф» исследовал проблему человеческого общения: безмолвные баталии мужчин и женщин, светские «шутки» вроде заводной мыши, которой кавалеры пугали дам, жутковатое танго-медитация, во время которого, никем не замеченная, умирала одна из девушек, и, наконец, издевательства, которые изящно проделывали друг над другом женщины на каблуках и мужчины в смокингах – звериные инстинкты, прорвавшиеся сквозь хрупкие заслонки культуры. В ее культовом «Кафе «Мюллер» (единственном, где станцевала сама у себя Пина Бауш) люди плутали меж многочисленных стульев, не в силах выпутаться из ситуации-наваждения, найти пути друг к другу, вернуться к себе истинным. От этой лирической, предельно откровенной и безысходной исповеди перехватывало дыхание. Трудно найти такого художника, чьи эмоции в течение жизни эволюционировали от экзистенциального отчаяния к пьянящему чувству полноты жизни.

            Последние ее спектакли переполнены радостью и красками. Многие из них «вырастают» из самой жизни, точнее, из самых ярких ее впечатлений, ведь, отправляясь в путешествие, мы начинаем чувствовать и впитывать с удесятеренной силой. Из таких исследований-путешествий, когда уезжают в другую страну и бродят по городу (от блошиных рынков до фешенебельных ресторанов), коллекционируя эмоции и впечатления, родились «Страна лугов» (Будапешт), «Мойщик окон» (Гонконг) или «Мазурка Фого» (Лиссабон). В них улыбаются так, что невозможно не улыбнуться в ответ, съезжают на лыжах с огромных цветочных гор, заигрывают с водой, угощают публику вином и кофе, пасут кур, подшучивают над сизифовым трудом (что поделаешь, все мы в этой жизни немного Сизифы), жгут костры, качаются на качелях, сетуют на то, что человек за жизнь в среднем пять лет стоит в очереди и только две недели целуется, устраивают дефиле, охотно позволяют смеяться над своими недостатками, показывают детские фотографии. И, главное, танцуют – танцуют до самозабвения.

          Они создавали поэтическое пространство, часто выходящее за пределы сцены и внедряющееся в ландшафт. Эти физические пространства изменили характер движений. Вода и дождь заставили тела светиться сквозь одежду; почва превращает каждое движение в подвиг Геракла, оставляя следы шагов танцовщиков. Разнообразие пространств включает в себя разброс от обставленных комнат до голых деревянных покрытий японского минимализма. Костюмы могут быть как элегантными, так и странными: от вечерних до детских подгузников. Так же, как и пьесы декорации и костюмы повторяют жизнь и содержат в себе невероятную красоту и простоту. Что в детстве чаще всего упускается из виду: юмор и красота, даже если она заключена в видимом уродстве, с годами приходит осознание этих чувств.         Таким образом, для Танцтеатра всё стало ясно: не провокация, а истина, заключенная в словах Пины Бауш: «Пространство, где мы можем встретить друг друга».

        Секрет успеха, заключался в том, что Танцтеатр Пины Бауш не стеснялся свежего взгляда на жизнь и в то же время давал волю фантазии. Он серьезно относится к повседневности аудитории и дарит надежду на светлое будущее.  Всё, что мужчины и женщины делают в пьесах Пины Бауш вселяет уверенность, честность, делает каждого ближе к осознанию счастья или толкает от него в другую сторону…  Но каждый раз публика уходит домой с осознанием: несмотря на взлеты и падения, жизнь продолжается и развитие есть всегда.

В июле 2009 года Пина Бауш собиралась на гастроли в Москву со своим спектаклем «Семь смертных грехов», но ее поездка не состоялась, т.к. она умерла в Германии 30 июня 2009года на 69 году жизни от рака.

Глава 3. Что знают о ней?

         «Говорила мало, ела медленно, двигалась как-то неохотно, на людях как будто стеснялась, что выглядело, впрочем, очень аристократично – как будто особу королевских кровей вывели из дворца и она щурится на солнце. Много курила, пила слабый, сильно разбавленный водой кофе. Работала? «Как зверь!» Не от мира сего? Не про нее. Педантичная, рациональная, она контролировала в театре все.»

         Критики писали о ней с большой буквы: «Эта высокая и худая женщина всегда ходит в темном, волосы затягивает в узел, лицо ее выглядит резковатым и значительным, а взгляд – самоуглубленным, как у пифии, знающей много больше других». 

          «С внешностью Пина как будто ничего не делала. Менялась естественным образом – без макияжа и подтяжек. Увядала как дерево – каждая морщинка, как след на корe. Вообще-то только так и стареют великие женщины, позволяя природе забрать свое. Ее потрясающая красота – та, что заставляла танцовщиков влюбляться в одну только ее тихую улыбку и спокойное сияние светло-голубых глаз, – чем дальше, тем больше уходила в подполье. Так гламурно она выглядела на портетах Вальтера Фогеля 60-х годов – дива с обнаженными плечами, нежным овалом продолговатого лица и соблазняющей, с ума сводящей полуулыбкой женщины-ребенка. Фогель вспоминал: «Она словно держала себя в панцире. И только на сцене ее красота и виртуозность вдруг раскрывались. Она расцветала как таинственный цветок».

***

                                                                                                       

           «Год назад я случайно оказалась рядом с Пиной Бауш. Два часа просидела на полу вместе с ней на ее представлении «Мойщик окон». (Других мест не было – для меня, это понятно, но вот почему их не было для Бауш?) Пергаментная кожа – ну нет, елки! Вирджиния Вульф – это не про Пину Бауш… Их роднит разве что отсутствие гламура. На Бауш, как обычно, мужские ботинки, изящно подчеркивающие ее хрупкость, костюм иссиня-черный, глаза – серые? Очень мягкий взгляд. Выглядит лет на сорок…

Аскетичность? Опять не про Бауш. По крайней мере я видела стильную, изысканную, элитарную женщину с великолепной фигурой и очень живой реакцией на происходящее вокруг. Да, она действительно не красится. И в редких интервью постоянно говорит: «Для меня красота – это то, что настоящее…» Спектакли ее тоже без тени косметики: то бесконечный дождь льет прямо на подмостки («Ария»), то восемь тысяч гвоздик («Гвоздики»), как гора снега (или песка?) по всей сцене…»

***

           «Еще. Она курит, обожает срывать светские мероприятия, потому что уходит гулять по городу, может несколько часов провести одна в музее. Боится самолетов, не следит за новостями. Журналисты «выдернули» из ее спектакля «Вальсы» фразу: «Еще немного вина, сигаретку, но только не домой» – и сошлись на том, что это кредо Пины Бауш. Можно предположить, что это были французские журналисты (Пину обожают парижане) – романтично и чуть порочно… Немецкая пресса менее романтично, но очень «весомо» и «зримо» называет свою великую соотечественницу «главным экспортным товаром Германии».

Финские балетмейстеры не в силах отрицать величия Бауш и холодно цедят: «Экспансивная феминистка…»

            В ее поведении нет ничего странного и ничего нестранного тоже. Держится приветливо, знает себе цену. Ролан Пети в разговоре с московской аудиторией заявил: «Есть хореограф, которого я обожаю, – это мадам Пина Бауш. Вы видели ее «Весну Священную»? Совершенство». Из слов Пети ясно: Пина Бауш – гений. Но больше не ясно ничего…»

Заключение

Я считаю, что современный танец - как душа человека. Не во всех видах искусства можно выразить состояние души, так как это можно сделать в танце модерн. Для некоторых танец это просто красивое зрелище, а других это вся жизнь. Приведенный пример тому Пина Бауш, которая всю жизнь танцевала, не задумываясь о будущем, кем она станет в дальнейшем. Сначала она танцевала для себя и ставила номера, для того чтобы больше танцевать. Она преодолела боязнь новых движений и боязнь сцены.

Творчество Пины Бауш - великолепный пример того, что может достичь человек целеустремлённый, трудолюбивый, талантливый. Она не только воспитала себя, как одаренного танцора, но и передала свои навыки ученикам.

Прошло ни одно десятилетие с того времени, как на сцене появился первый спектакль Пины Бауш. Выросли и творчески развились ее ученики и последователи, которые в свою очередь постарались передать дух ее танцев следующим творческим поколениям. Манера танца Пины Бауш в той или иной мере присутствует у многих исполнителей всего мира.

Я, как и многие другие хореографы, пока еще не до конца созревшие, хотела бы многое почерпнуть из ее творчества. Искать новые движения, идеи, в обычных ситуациях, в бытовой жизни. Для меня творчество Пины Бауш увлекательно и своеобразно, всегда хочется почерпнуть для себя что-то необычное и в тоже время находить и воплощать свои идеи и новые задумки.

Литература

1. Никитин В. Ю. Основы джаз модерн танца. М. ГИТИС, 2000 г.

2. Интервью с Пиной Бауш. Материалы телепередач. РТР «Россия», 1993г.

3. Журнал «Балет» №5 2006г.

4. Балет. «Энциклопедия». М., С. Э., 1981г.

5. Журнал «Европа» № 31 1994г.

6. Газета «Культура» №3 1989 г.

7. Газета «Культура» №13 1997 г.

8. Газета «Культура» №22 1996 г.

9. Газета «Культура» №31 1994 г.

10. Газета «Культура» №38 1998 г.

11. www.танец.ru