Методическая разработка танцевального номера

Носкова Евгения Васильевна

Белорусский народный танец "Крутуха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

215500, Смоленская обл., г. Сафоново, ул. Строителей, д. 3     тел. 4-22-44, тел/факс 4-23-56

                                                         

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТАНЦЕВАЛЬНОГО НОМЕРА

Тема: белорусский народный танец «Крутуха»

Преподаватель хореографии

Носкова Е.В.

Сафоново, 2018г.

Содержание

  1. Краткая историческая справка ................................................ .3
  2. Краткое содержание ............................................................ ..7
  3. Разновидность и стилистика постановки .................................... .8
  4. Форма и жанр хореографического номера .............................. 8
  5. Идейно-тематический анализ произведения ....................................... ..8
  6. Композиционное построение танца .......................................... 8
  7. Сценарно-композиционный план .......................................... 10
  8. Анализ музыкального материала ............................................. .10
  9.  Литературно-графическая запись танца ................................. ..11
  10.  Описание движений .................................................................. .15
  11.  Костюм исполнителей ...................................................... ..20
  12.  Литература .................................................................. .21

  1. Краткая историческая справка

Истоки белорусского народного хореографического искусства берут свое начало еще в глубокой древности - эпохе древнерусской Киевского государства, на землях которого развивались и формировались три народа - русский, украинский и белорусский. Словно ветви дерева, культуры этих народов на протяжении всей своей истории были очень близки. Родство культуры россиян, украинцев и белорусов появилась в языке, вере, быту, художественном творчестве, обрядах, легендах, песнях, танцах. Корни же этого «славянского древа» уходят еще глубже - во времена освоения Белоруссии восточнославянскими племенами - дреговичами, полочанами, радимичами, потомки которых стали этническим ядром будущего народа.

        Первые элементы танца, которые родились в древности, появились основой хореографического искусства, дальнейшая эволюция которого шла параллельно с развитием белорусской народности и возникновения нации.

        Танцевальное искусство всегда занимало значительное место в национальной культуре белорусов. Не было ни одной какой-то значительной даты в жизни, чтобы в нем не нашлось места танца. И хоть танцевальные элементы не всегда имели законченную форму, они, как правило, были яркие в художественном отношении и повлияли на дальнейшее развитие народной хореографии.

        Танцы белорусского народа отличаются от хороводов прежде всего разрывом обязательного триединства слова, пения и движения, переходом главной художественной функции в хореографии с инструментальным сопровождением. Для танцев характерна относительная традиционность последовательности фигур и движений, их неоднократная повторность.

          Хотя многие корни танцев уходят в хороводы (хореографические элементы, присутствующие в хороводах и объединены с другими компонентами синтетического действия, должны быть импровизационными плясками солистов, иллюстративно-художественной лексикой и орнаментальным рисунком, дали жизнь соответствующим танцевальным образцам), танцы в целом сформировались значительно позднее хороводов. Начало формирования танцевального жанра следует отнести к периоду возникновения белорусской народности, то есть до XIV - XVII веков, а дальнейшее его развитие - к периоду распада феодализма и зарождения капиталистических отношений вплоть до конца XVIII века - времени формирования белорусской нации.

        Исходя из хоровода, танцы много времени развивались и существовали параллельно с ним в быту народа. Но постепенно танцевальный жанр начал теснить хороводы, занимая все больше места в жизни людей.

        В танцах, тесно связанных с жизнью и бытом народа, очень четко проявляются особенности его национального характера, чувства, темперамент, манера художественного мышления, то есть возникает своеобразный объединенный «хореографический портрет» нации.

Танцы всегда пользовались любовью белорусов. Об умелых, ловких танцоров говорили с уважением, мастерство их ценилось высоко и было предметом подражания для молодежи. При внешне незамысловатой композиции и при простых движениях, белорусские танцы могут как-то незаметно заражать всех присутствующих желанием самим вступить в танцевальный круг.
            
Щедрую самоотдачу, непосредственную и горячую увлеченность танцоров отмечали многие собиратели народного творчества, в том числе и П. Шейн, который писал о «разгульном, беззаветном веселье» танцующих белорусов.
           Характеризуя манеру, настроение, чувства народных танцоров, необходимо заметить, что их очень трудно, почти невозможно точно передать словами. Одно из свойств хореографического фольклора заключается в том, что он не рассчитан на воспроизведение, а рождается и умирает здесь же, в момент исполнения. То, что создатели и исполнители его не профессиональные артисты; что зрители являются одновременно участниками, а участники - зрителями что чувство непосредственно определяют действия танцоров, а действия в свою очередь разжигают новые эмоции - все это создает особую атмосферу, ту уникальную «фольклорную ауру», которую можно увидеть, услышать, почувствовать только лично.
        По хореографической структуре белорусские танцы можно разделить на несколько групп. В первую, наиболее значительную  как в художественном, так и в количественном отношении, относятся наиболее древние традиционные белорусские танцы. Это известные многим «Лявониха», «Метелица», «Кочан», «Бычок», «Крыжачок», «Гневаш», «Круг», «Никита», «Сапоги», «Ленок», «Воробей» , «Сапожники», «Коза», «Юрочка» и многие другие, а также найдены за последние годы в экспедициях сотрудниками Отраслевой научно-исследовательской лаборатории танцевального творчества Минского института культуры по-прежнему мало известные или неизвестные совсем «Петушок», «Молоточки», « Солнце »,« Медведь »,« Околушка »,« Кувшин »,« Пчелка », « Комарики »,« Дождик »,« Рындя »,« Карусель »,« Кобылка », « На полотенце »,« На цимбалы »,« Рожь »,« Мельница »,« Дударик», « Боб молотит »,« Ступка »,« Конопельки »,« Солома »,« Чумак »и многие другие.
            Для структуры их характерные прежде всего повторяемость двух-трех танцевальных фигур, общий для всех участников композиционный рисунок, массовое исполнение, часто с песенным сопровождением, неограниченное количество участников и любой состав (хотя в быту эти танцы нередко танцевали и танцуют преимущественно женщины).

   Музыкальную структуру традиционных танцев отличает прежде всего размер 2/4, хотя встречаются и другие размеры, квадратность построения мелодии. Инструментальное сопровождение танца имеет нередко ту же ладово-интонационную основу, и хороводная песня, потому что есть как бы переводом вокальной мелодии на язык инструментов, сопровождающих танец. Это еще раз подтверждает тесную генетическую связь танцевального жанра с хороводами, и короткие песни, которыми сопровождается часто исполнения танцев в быту - это в большинстве случаев сокращены, так сказать, «остаточные» тексты хороводных песен.

    Инструментальное сопровождение танцев менялось со временем. В старину особым почетом и уважением пользовались Дударь. «Без дуды, без дуды ходят ножки не туда, - пели белорусы, - а как дуду услышат - сами ноги танцуют». Наряду с дудой для танцев аккомпанировала скрипка, цимбалы, которые часто изготавливали сами сельские музыканты, и бубен, способен творить чудеса в руках настоящего мастера. Скрипка, бубен и цимбалы (в XIX веке), позже две скрипки и виолончель (по-белорусски «басетля») составили своеобразный национальный оркестр, так называемую «тройственную музыку». Во второй половине XIX века в Белоруссии появилась гармонь, которая быстро стала соревноваться и со скрипкой и кимвалов. Сегодня гармонь, баян, аккордеон, а на свадьбах иногда и современные вокально-инструментальные ансамбли почти совсем вытеснили другие музыкальные инструменты из быта народа.
   
Традиционные белорусские танцы и хороводы послужили источником для создания балетмейстерами высокохудожественных, ярких сценических произведений,  которые известны далеко за пределами республики «Юрочка» и «Бульба» И. Моисеева; работы белорусских хореографов: «Лявониха» С. Дречина, «Бычки» и «Ленок» А. Опанасенко; хоровод «Пойдем, пойдем лугом» И. Хвороста; «Мяцелица» А. Рыбальченко и Д. Ляшенко; «Гусарики» В. Гаевой, «Полька-крутуха» М. Дутченко; «Лучинку» М. Муравьи; «Коханочка» А. Штоп; «Мата-бедствия» И. Серикова; «Крыжачок» С. Гребенщикова; «Воробей» В. Яминский; «Кобылка» Г. Черного; «Женитьба Терешки» Л. Залевской; «Молоточки», «Полька на табуретке», «Пава», а также «Кузнецы», «Лягушка», «Кивуха», «Коза», хороводы «Ткачество», «Сохрани огонь» и «Мост мостить» в постановке студентов хореографического отделения Минского института культуры.

        В белорусских танцах видно и сейчас их народную основу, связь труда с бытом. В танце «Пестик» воспроизводится процесс толчения в ступе зерна. Танец «Бульба» демонстрирует как сажают, обрабатывают и собирают картофель. В танце «Качан» показывают посадку капусты и устрашения зайца. «Ленок» - танец чисто девичий, в нем отражается обработка льна, ткачество полотна и пошива «кашули» (рубашки) . Как-будто бы нарядившись в новые рубашки, девушки весело танцуют после кропотливой работы.

        Основой построения белорусского народного танца есть четкий точно установленный рисунок. Танцующие пары многочисленными постройками плетут красочный орнамент.

        Тесная связь с русским народным танцем помог расширить палитру выразительных средств белорусского танца. Движения его стали шире, свободнее и технически выразительные.

Народное хореографическое искусство стало неотъемлемой частью белорусской национальной культуры.

  1. Краткое содержание

        Свадьба в деревне. После торжественных церемоний и застолья, гости начинают играть в любимые народные игры и танцевать.

        Кучка девушек, подруг молодоженов, решили поздравить «женатых» своим веселым танцем. Танцовщицы начали свой живой танец, но оказывается, что они танцуют не только чтобы поздравить молодоженов, но и привлечь внимание юношей и других гостей своим праздничным нарядом.

        Исполнительницы под темпераментные переборы гармониста начали плясать в своеобразном соревновании друг с другом очень затрудненные движения. Они выполняли эти движения очень легко, быстро, шутливо и весело.

        Девушки смогли показать все своеобразие, неповторимость и привлекательность своих нарядов.

        Их танец был выполнен очень профессионально и легко, как и нужно выполнять белорусский народный танец.

  1. Разновидность и стилистика постановки

Вид: народный

Стиль: народно-стилизованный

  1. Форма и жанр хореографического номера

Форма: малая группа

Жанр: шуточный, социально-бытовой

  1. Идейно-тематический анализ произведения

Тема: девушки, их наряды в танце выступают как изображение национальной красоты и удачного народного костюма.

Идея: показать зрителям национальный колорит белорусского народного танца, его неизменно ритмический пульс, яркий мажорный характер.

Сверхзадача: дать зрителю понять, что в своей жизни он должен заниматься тем, от чего он на самом деле получает удовольствие.

Конфликт: гости невесты пытаются перетанцевать гостей жениха.

Линия сквозного действия: кружение девушек в течение всего танца.

Сквозное действие: восхваление яркими нарядами и невероятным мастерством исполнителей.

  1. Композиционное построение танца

Экспозиция: девушки, которые пришли поздравить невесту, выходят на танец, встречаются друг с другом затем по парам и приветствуются.

Завязка: девушки начинают танцевать по кругу, в парах, показывая свои великолепные костюмы. Они стараются как можно больше кружить, чтобы их юбки полностью раскрылись и показали все свои прелести.

Развитие действия.

Первая часть: девушки делятся на две группы и танцуют друг против друга, будто красуются своими нарядами и прекрасным, качественным выполнением движений.

Вторая часть:девушки выполняют усложненные движения и рисунки танца, снова разделяются и пытаются перетанцевать друг друга. Они танцуют в двух кругах, парах, и незаметно перестраиваются в одну линию.

Кульминация: на середину выходит одна из девушек и начинает быстро и ловко выполнять кружения, чтобы показать всем свой наряд и привлечь больше внимания к себе. Другим двум девушкам тоже захотелось похвастаться перед зрителями. Они вышли на середину  и закружились в быстром темпе танца.  

Развязка: захваченные танцем, девушки пошли танцевать и кружиться по кругу, разбились на пары, и поздравив друг друга, разбежались в разные стороны.

  1. Сценарно-композиционный план

драматургия

разделение эпизодов

эпизоды произведения

количество тактов

экспозиция

1-й эпизод

Девушки встречаются друг с другом и приветствуются

16т.

завязка

2-й эпизод

Танцуя по кругу и в парах, девушки показывают свои великолепные наряды

24т.

развитие действия

3-й эпизод

4-й эпизод

Девушки танцуют в двух группах, красуются своими нарядами и мастерским исполнением различных сложных движений.

Танцуют по кругу, в парах, перестраиваются в линию.

32т.

кульминация

5-й эпизод

Сольное исполнение девушек

24т.

развязка

6-й эпизод

Девушки танцуют и кружатся по кругу, завершая свой танец поздравлениями друг друга

16т.

Музыкальный размер: 2/4

Общее количество тактов: 112

  1. Анализ музыкального материала

Форма: двухчасная

Музыкальный размер: 2/4

Лад: мажорный

Темп: быстрый

  1.  Литературно-графическая запись танца

рисунок танца

Количество тактов, движения

1-4 такты: выход первых четырех девушек движением №1. подходят к центру зала и поздороваются

5-8 такты: две девушки, движением № 1 движутся к противоположным кулисам, вторые две девушки выполняют поворот вокруг себя, и тоже движутся в противоположные стороны

9-12 такты: первые четыре девушки движением № 1, выводят еще четырех девушек. На последнем такте - выполняют поздравления головой

13-14 такта: первые четыре девушки движением № 1 меняются местами и поворачиваются лицом в круг

15-16 такта: вторая четверка девушек выполняют движения 13-14 тактов и становятся в пары лицом друг к другу

1-2 такты: выполняют движение «шэн» с левой ноги движением № 9;

3-4 такты: выполняют поворот вокруг себя движением № 2

5-8 такты: выполняют кружение в парах, держа друг друга за талию. Свободная рука держит юбку.

9-16 такты: повторяют рисунок и движения 1-8 тактов. В конце 16 такта девушки становятся на два квадрата

1-8 такты: стоя в двух квадратах, выполняют движения № 3, 4, 5.

9-10 такты: выполняют движение № 6, меняясь местами и линиями.

11-12 такта: выполняют поворот вокруг себя движением № 2

13-16 такта: повторяют рисунок и движения 8-12 тактов, только меняя направление движения в другую сторону

1-4 такты: девушки переплясывает друг друга движением № 7

5-8 такты: вместе выполняют движения № 8,10

9-16 такты: девушки движением № 11 выходят на два круга

1-8 такты: движутся по кругу движением № 9 на полупальцах, держась за руки и юбки

9-14 такты: заходят в две линии движением № 9

15-16 такта: выполняют поворот вокруг себя движением № 2 и становятся в одну линию

1-8 такты: появляется солистка и выполняет движение № 12. В это время другие девушки выполняют движения № 11, 8 на месте

9-16 такты: на середину выходят две девушки, и выполняют движение № 13. Тем временем первая солистка возвращается в линию. Девушки в линии выполняют движения № 7, 2

1-4 такты: выполняют движение № 6 расходятся на круг расширяя его. Движением № 9 возвращаются, сужая круг.

5-7 такты: выполняют движение № 6 по кругу.

8-й такты: поворот вокруг себя

1-8 такты: девушки по одной заходят внутрь круга, и взяв друг друга за талию, кружатся. В это время остальные четыре девушки выполняют на месте движения № 8, 1 на последний аккорд 8-го такта все девушки становятся в один круг и делают высокий подскок на двух ногах.

9-10 такты: четыре девушки через одну движутся в центр круга движением № 1. На последний аккорд 10-го такта делают кивок головой, словно приветствия. Остальные четыре девушки тем временем выполняют повороты вокруг себя.

11-12 такта: из центра круга девушки возвращаются к своим пар движением № 1.

13-16 такта: разбегаются парами за кулисы через центр зала движением № 1.

10.Описание движений

Движение № 1 Бег с подскоком

        Музыкальный размер: 2/4. Исходное положение -VI позиция ног.

Исполняется на один такт музыки.

Раз - шаг вперед правой ногой

И - шаг вперед левой ногой

Два - шаг вперед правой ногой

И - подскок на правой ноге, левая нога сгибается в колене, подъем вытянуть.

Движение № 2 Подскоки в повороте

        Музыкальный размер: 2/4. Исходное положение -VI позиция ног.

Исполняется на один такт музыки.

Раз - сделать шаг правой ногой вперед. Левую ногу, согнул в колене, поднять вперед, стопа свободно опущена вниз, колено направлено вперед.

И - легко подскочить на низких полупальцах правой ноги. Положение левой ноги не менять.

Два - сделать шаг левой ногой вперед, вытянул ее в колене. Правую ногу поднять вперед, согнуть ее в колене, стопа свободно опущена вниз, колено - вперед.

И - легко подскочить на низких полупальцах левой ноги. Положение правой ноги не менять.

Движение повторяется.

Движение № 3

        Музыкальный размер: 2/4. Исходное положение -V позиция ног.

Исполняется на один такт музыки.

Раз - правую ногу вынести накрест левой, подъем и колено вытянуть;

И - сделать легкой подскок на левой ноге. Правая нога положения не меняет.

Два - правая нога выносится назад-вправо, подъем и колено вытянуть;

И - сделать легкой подскок на левой ноге. Правая нога положения не меняет.

Руки во время всего движения держат юбку. По второму тактом повторить тоже самое с левой ноги.

Движение № 4

Музыкальный размер: 2/4. Исходное положение - VI позиция ног.

Исполняется на один такт музыки.        

Раз - подскочить на двух ногах

И - подскочить на двух ногах поворачивая корпус вправо;

Два - подскочить на двух ногах довертаючы корпус вправо, одновременно поднять левую ногу, согнул ее в колене, стопа левой ноги отведена назад-влево, подъем вытянуть;

И - пауза.

На второй такт повторить движение другой ноги.

Движение № 5

Музыкальный размер: 2/4. Исходное положение - VI позиция ног. Руки держат юбку.

Исполняется на два такта музыки. С затакта - чуть поднять правую ногу.

1-й такт:

Раз - переступить на низкие полупальцы правой ноги, ставя ее рядом с левой ногой в шестую позицию. Вытянутую левую ногу поднять вперед.

И - переступить на низкие полупальцы левой ноги в шестую позицию. Вытянутую правую ногу поднять вперед.

Два, и - повторить движения, которые выполнялись на «раз, и"

2-й такт:

Раз, и - повторить движения, которые выполнялись на «раз, и" первого такта.

Два - притопнуты всей ступней правой ноги рядом с левой ногой. Руки положить на талию, голову энергично поднять;

И - пауза.

Движение № 6 Галоп

Музыкальный размер: 2/4. Исходное положение - VI позиция ног.

Исполняется на один такт музыки.        

Раз - скользящий шаг в сторону вправо на низкие полупальцы правой ноги
и - подвести левую ногу к правой вплотную (если бы выбивает правую ногу), ставя ее на низкие полупальцы.

Два - повторить движения, которые выполнялись на счет «раз и».
Движение можно выполнять с левой ноги с продвижением влево.

Движение № 7

Музыкальный размер: 2/4. Исходное положение - VI позиция ног.

Исполняется на один такт музыки.        

раз - шаг вперед на низкие полупальцы правой ноги        

и - легко подскочить на полупальцах правой ноги, а левую ногу, согнув в колене, поднять недалеко вперед с вытянутым подъемом;    
два - шаг вперед на низкие полупальцы левой ноги  

и - легко подскочить на полупальцах левой ноги, правую ногу, согнув в колене, поднять немного вперед с вытянутым подъемом.  

Движение может выполняться на месте и с продвижением.

Движение № 8

Музыкальный размер: 2/4. Исходное положение - V позиция ног.

Исполняется на один такт музыки.

Раз - шаг на левую ногу;

И - перенести тяжести корпуса на левую ногу и одновременно оттолкнуться от пола и подпрыгнуть вверх, при этом сделать поворот на 180 градусов, правая нога согнута в колене и держится позади левой, подъем сокращен;

Два - подпрыгнуть на левой ноге и довернуть оборот на 360 градусов, правую ногу, согнутую в колене, перевести впереди левой, подъем - сокращенный;

И - вывести правую ногу в сторону с сокращенным подъемом.

Движение повторяется.

Движение № 9

Музыкальный размер: 2/4. Исходное положение - VI позиция ног.

Обычный шаг с носка.

Движение № 10

Музыкальный размер: 2/4. Исходное положение - VI позиция ног, руки на талии.

Исполняется на два такта музыки.

Затакт: подскочить на полупальцах левой ноги, начиная поворот направо, правую ногу отделить от пола.

1-йтакт:                                                      

Раз - переступить, продолжая поворачиваться вправо, на полупальцы правой ноги, левую ногу отделить от пола;

И - переступить, продолжая поворачиваться вправо, на полупальцы левой ноги, а правую ногу отделить от пола;

Два - заканчивая первый поворот, переступить на полпальца правой ноги, приставив ее к левой и не перенося на нее вес корпуса.
и - подскочил на полупальцах правой ноги, начиная новый поворот, левую ногу отделить от пола.

2-йтакт:
раз - переступить, продолжая поворот направо, на полу, пальцы левой ноги, правую ногу отделить от пола;
и - переступить, продолжая поворачиваться вправо, на полупальцы правой ноги, левую ногу отделить от пола.

Два - заканчивая поворот, приставить левую ногу к правой ноге. И - пауза.

Все переступания делаются легко, упруго.

Движение № 11

Музыкальный размер: 2/4. Исходное положение - VI позиция ног.

Исполняется на два такта музыки. Руки на поясе, ладонями к талии.

1-й такт:

Раз - шаг вперед правой ногой, левую ногу отделить от пола, подъем - вытянутый;

И - легкий подскок на низких полупальцах правой ноги,         левую ногу, согнув в колене, поднять вперед с вытянутым подъемом;

Два, и - повторить движения, которые выполнялись на «раз, и».

2-й такт:

Раз - шаг вперед правой ногой

И - шаг вперед левой ногой

Два, и - повторить движения, которые выполнялись на «раз, и».

Движение повторяется сначала.

Движение № 12

Музыкальный размер: 2/4. Исходное положение - VI позиция ног.

Раз - шаг вправо правой ногой, при этом развернуться на 180 градусов, левую ногу поднять, согнутой вверх;

И - опустить левую ногу и встать на нее разворачиваясь на 180 градусов вправо, правую ногу поднять согнутой в колене

Два - перенести тяжести корпуса на правую ногу;

И - приставить левую ногу в VI позицию.

Руки на поясе.

Движение № 13

Музыкальный размер: 2/4. Исходное положение - VI позиция ног. Движение выполняется на два такта музыки.

И - шаг вперед левой ногой

Раз, и - перенести тяжести корпуса на левую ногу и одновременно оттолкнуться от пола, при этом сделать оборот в воздухе на 360 градусов две ноги согнуты позади;

Два - встать на обе ноги

И, раз - подняться на полупальцы и вывести натянутую правую ногу в перед;

И, два - перевести правую ногу назад в исходное положение, одновременно вывести левую ногу в перед и приставить ногу в исходное положение.

11.Костюм исполнителей

        Костюм исполнителей состоит из тканой юбки (андарак), в поперечную полоску красного цвета, белая рубашка с вышитым на рукавах красным и зеленым орнаментом, красной жилеткой, которая затягивается на талии. На голове белая лента, завязанная на затылке, концы которой висят. На ногах - черные сапоги.

  1. Литература
  1. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта М .: Искусство, 1983
  2. Смирнов И. В. Искусство, Искусство балетмейстера М .: Советская Россия, 1981
  3. Ястребов Ю. Вот замысла до художественного воплощения М .: Советская Россия 1977
  4. Олег Голдрич Основы хореографического искусства. Основы теории композиции танца - Львов: СПОЛОМ, 2006
  5. Бочаров А., Ширяев А., Бочаров А. основы характерного танца. - М .: Искусство, 1939
  6. Зайцев Е. Основы преподавания народно-сценического танца. - М .: Искусство, 1975
  7. Степанова Л. Г. Народные танцы. - М .: Советская Россия, 1965
  8. Чурко Ю. М. белорусский народный танец. Ист.-теорет. Очерк. Мн., «Наука и техника», 1972
  9. Чурко Ю. Белорусский хореографический фольклор. - Минск, 1990