Программа по хореографии

Красов Николай Юрьевич

Программа по хореографии для художественной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_krasov_n.yu_.docx429.15 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                         3
  2. Учебно-тематический план по годам обучения                                 8
  3. Содержание разделов и тем программы                                             9
  4. Методические рекомендации                                                              26
  5. Условия реализации программы                                                         35
  6. Список литературы                                                                               41

1.Пояснительная записка

   В последнее время хореография стала неотъемлемой частью подготовки спортсменов во многих видах спорта, так как она воспитывает культуру движений, совершенствует физическую подготовленность, развивает артистичность и музыкальность учащихся.

   Возросшие требования к спортивному мастерству в гимнастике способствовали углубленной специализации тренеров, что привело к возникновению бригадного метода работы. Так уже более 20 лет рядом с тренером по гимнастике трудится и тренер-хореограф.

   Российская школа художественной гимнастики отличается высоким исполнительским мастерством спортсменок, широким диапазоном стилей, цельностью композиции, что достигается с помощью хореографической подготовки.

   Понятие «хореография» включает в себя все, что относится к искусству танца классического, народного, историко-бытового, современного. Под хореографической подготовкой в гимнастике понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение их арсенала выразительных средству.

   Занятия хореографией способствуют решению ряда общеобразовательных задач. Так, применение народных, историко-бытовых танцев приобщает к достояниям культуры различных народов. Использование музыки в уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность, в конечном итоге развивает интеллектуальные способности.

   Хореография — важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей. Именно в процессе занятий хореографией спортсменки ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства.

   Кроме того, при занятиях хореографией развивается гибкость, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Наряду с этим на уроках хореографии решаются задачи и технической подготовки: освоение   различных элементов и комбинации.

   Разделение средств на хореографическую и техническую подготовку в гимнастике условно. Трудно пронести четкую грань между указанными компонентами. Ведь прыжки, повороты, равновесия и их сочетания             являются основным «языком» как хореографии балетных спектаклей, так и упражнений художественной гимнастики.

   На уроках хореографии изучаются многообразные сочетания движений ног, рук, туловища, головы. При этом освоение не должно носить механический характер. Путем соответствующей корректировки каждого движения воспитывается его выразительность, без которой невозможно добиться артистичности исполнения, т. е. способности создавать индивидуальный образ в композиции. В свою очередь, для создания образа необходима выразительность, которая неразрывно связана с красотой движений, грациозностью, танцевальностью.

   Общеобразовательная программа «Хореография в художественной гимнастике» создана для реализации в МАУ ДО ДЮСШ «Факел», разработана на основании существующих нормативных документов учреждений дополнительного образования и учебных пособий: Уральская В. «Нужна ли классика? — Клуб и художественная самодеятельность», Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца», Лисицкая Т. С. «Хореография в гимнастике».

   Программа «Хореография в художественной гимнастике» соответствует современным требованиям педагогики, психологии, физиологии, теории физической культуры, раскрывает содержание деятельности художественной гимнастики и хореографии.

 Общеобразовательная программа «Хореография в художественной гимнастике» имеет художественную направленность. Программа модифицирована, предусматривает комплексно - предметное в отличие от программы кружка, более углубленное обучение и воспитание.

   Цели программы: формирование у учащихся ценностного отношения к хореографическому искусству; развитие личностных способностей, музыкального и художественного вкуса.

   Достижению этих целей способствует выполнение основных задач:

•        сплочение детей в группу единомышленников, объединенных    стремлением к самосовершенствованию в танцевальных жанрах;

•        создание творческой, доброжелательной атмосферы, способствующей развитию личностных способностей каждого ребенка.

   Обучающие задачи:

•        освоить технику исполнения различных танцевальных жанров;

•        сформировать навыки сценической культуры, умения свободно держаться на соревнованиях.

   Развивающие задачи:

•        развивать художественное воображение, ассоциативную память;

•        выявлять и развивать творческую одаренность учащихся;

•        развивать познавательную деятельность учащихся, стремление к самосовершенствованию;

   Воспитательные задачи:

•        формировать устойчивый интерес к хореографическому искусству;

•        воспитывать у детей чувство сопереживания, сопричастности к творчеству;

•        способствовать приобретению опыта позитивного социального действия.

Характеристика программы.

Тип – дополнительная общеразвивающая - общеобразовательная программа.

Направленность – художественная.

Вид – модифицированная.

Классификация:

по признаку - общеразвивающая;

по характеру деятельности – развивающая художественную одарённость;

по возрастному принципу – разновозрастная;

по масштабу действия – учрежденческая;

по уровню реализации – углублённый;

по срокам реализации – 8 лет обучения.

Организационно-педагогические основы обучения.

   Хореографическая подготовка в гимнастике базируется главным образом на классической основе, разработанной в балете. Однако она имеет ряд характерных особенностей, которые, прежде всего, определяются различиями целей и задач, стоящих перед спортсменками и балеринами.

   Хореографическая подготовка в гимнастике является лишь частью учебно-тренировочного процесса и должна быть взаимосвязана с другими видами подготовки гимнасток. Это и определяет   ее специфику.

   Следует учитывать постоянный дефицит времени, с которым приходится считаться хореографу в спорте. Если учащиеся хореографических училищ в 18 лет лишь приступают к работе в театре, то у гимнасток этот возраст связан с высокими спортивными достижениями. Урок хореографии в гимнастике должен в первую очередь учитывать практическую целесообразность каждого задания. В учебном процессе каждое упражнение должно нести конкретную смысловую нагрузку (техническую, воспитательную).

   Следует также отметить, что по подбору средств (в особенности по разнообразию и сложности прыжков, поворотов и равновесий) хореография в гимнастике ближе к мужской хореографии. Хотя пластические закономерности женской хореографии сохраняются.

   Хореографией гимнастки занимаются в обычной спортивной обуви (тапочках).

   Обязательным условием выполнения классического экзерсиса у артистов балета является выполнение упражнений из первой, второй, четвертой, пятой позиций ног (третья позиция считается вспомогательной и уже в начальных классах хореографического училища, по мере освоения пятой, не применяется). Добиваться такой выворотности в гимнастике не только нецелесообразно, по и вредно, так как многие движения в гимнастике, например, опорные прыжки, акробатические элементы и соединения, требуют параллельной постановки стоп.

   Обучение в группах по хореографии в художественной гимнастике строится с учётом возрастных особенностей учащихся, их творческого потенциала и состояния здоровья.

   На протяжении обучения в сводных группах по хореографии в художественной гимнастике дети получают возможность совершенствовать свой талант, получают знания по предметам «Классический танец», «Основы народного танца», «Основы современного танца», «Бальный танец».  

   В ходе реализации программы соблюдаются следующие принципы:

•         развития хореографических данных у учащихся;

•        увеличения физической нагрузки и технической трудности;

•        строгая последовательность в овладении материала;

•        систематичность и регулярность занятий;

•        целенаправленность учебного процесса.

   Основная форма занятий - групповая.

   Для всех детей необходимо заключение врача о возможности занятий хореографией (медицинская справка). Ограничения по приему могут быть обусловлены коррекционными отклонениями и явными физическими недостатками детей.

   Эффективность обучения напрямую связана с систематичностью занятий, с логически последовательным освоением материала, сформированностью устойчивой мотивации к занятиям.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

   Показателем эффективности работы по хореографии в художественной гимнастике и возможными критериями результативности для обучающихся могут быть:

внешняя результативность:

•        стабильность функционирования отделения художественной гимнастики ДЮСШ «Факел»;

•        формирование предметной и учебной компетентностей, проявляющихся в практической деятельности;

•        повышение социальной компетентности участников отделения художественной гимнастики ДЮСШ «Факел».

внутренняя результативность:

•        потребность в дальнейшем развитии индивидуальных творческих способностей;

•        потребность в расширении общего кругозора и углублении знаний по предметам программы;

•        потребность в здоровом образе жизни;

•        желание самореализации.

        Формами подведения итогов работы могут служить участие в соревнованиях, мероприятиях центра и школы, открытых занятий.

        По завершению обучения по программе «Хореография в художественной гимнастике» учащиеся обладают:

•        Технической и эмоциональной подготовленностью к выполнению различных упражнений программы;

•        Наработанными навыками исполнения хореографических элементов, такими как: скорость, легкость прыжков, хорошая техника, музыкальность, артистичность и выразительность;

•        Физической и психологической готовностью участия в соревнованиях по художественной гимнастике;

•        Позитивным и осознанным стремлением к участию в общественной жизни ДЮСШ «Факел».

Формы контроля и анализа:

    Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, ее анализ и оценка.

    При проведении занятий необходимо определить возможности творческого применения детьми усвоенных умений в создании показательных номеров, упражнений с предметами, композиций для соревнований.

   Также формами подведения итогов реализации данной программы являются:  

•        полугодовые, годовые контрольные уроки (практический показ, тестирование и опросы по билетам);

•        открытые уроки;

•        обсуждения, анализ педагогического контроля на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей;

•        итоговые соревнования.


2. Учебно-тематический план по годам обучения

Разделы,

темы

Этап начальной

подготовки

Этап тренировочной подготовки

Количество часов в неделю

 (до 70% нагрузки тренера-преподавателя)

МИНИМАЛЬНОЕ-МАКСИМАЛЬНОЕ

ЭНП-1

ЭНП-2

ЭНП-3

ТЭ-1

ТЭ-2

ТЭ-3

ТЭ-4

ТЭ-5

2-4,2

4-5,6

4-5,6

8,4

8,4-9,8

10-11,2

12,6

12,6-13

Количество часов, рассчитанное на 42 недели

1.

ТЕОРИЯ

дисциплины

4-6,5

5-6,2

5-6,2

12,8

12,8-16,6

15-17,4

15,2

15,2-16

1.1

Правила поведения, техника безопасности, гигиена

2.

Танцеваль-ная азбука, ритмика

50-100

100-149

50-70

3.

Партерная

хореогра-фия

30-69,9

63-80

50-70

100

100-115

75-93

109

109-110

3.1

Стретчинг

4.

Классичес-кий танец

63-89

120

120-140

110-120

135

135-140

4.1

Экзерсис у станка и на середине зала, allegro, вращения

5.

Народно-

сцени-

ческий

танец

120

120-140

110-120

135

135-140

5.1

Репертуарно-постановочная работа

6.

Бальные танцы и

современ-ная хорео-графия

110-120

135

135-140

6.1

Репертуарно-постановочная работа

7.

Соревнования и выступления различного масштаба

8.

Общее

количество

часов(на 42 недели)

84-176,4

168-235,2

168-235,2

352,8

352,8-411,6

420-470,4

529,2

529,2-546

3.Содержание разделов и тем программы

1. Теория дисциплины: Определение целей и задач на учебный год. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по гигиене, ТБ и ЧС. Названия основных шагов и элементов танца, азбука движений (терминология танцевальной культуры). Знакомство с основными направлениями хореографии, танцы народов мира.

2. Танцевальная азбука, ритмика: танцевальная азбука содержит элементы партерного экзерсиса, экзерсис у станка, классического, народного и бального танца. Включенные в раздел упражнения способствуют развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков, в осанке вырабатывают умения владеть своим телом, совершенствуют двигательные навыки, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

   Ритмика включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, запас музыкальных впечатлений, используя их в разных видах деятельности, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и особенно, умение согласовывать музыку с движением.

3. Партерная хореография, стретчинг: партерная хореография- это комплекс упражнений, который полезен как начинающим, так и вполне профессиональным танцорам. Преимущество комплекса партерной гимнастики в том, что практически все они выполняются в положении сидя или лежа. В этом случае нагрузка на позвоночник минимальна. Поэтому для занятий партерной гимнастикой практически не существует ограничений – как по возрасту, так и по состоянию здоровья. Партерная гимнастика развивает и совершенствует природные физические данные. Достаточно сказать, что она исправляет сколиоз и плоскостопие. А после занятий человек чувствует необычайно приятную легкость.

Упражнения партерной гимнастики развивают подвижность тазобедренных суставов, силу и легкость ног, эластичность стоп, координацию, быстроту движений, гибкость. Подвижность тазобедренных суставов - ее еще называют выворотностью- позволяет сделать движения в танце более эстетичными, из-за особенностей анатомии эти движения можно сделать более амплитудными, широкими. Кроме того, при правильном выворотном положении ноги практически невозможна никакая серьезная травма. Также партерная гимнастика влияет на свод стопы. Прорабатывая множество мышц, из которых состоят наши стопы, мы делаем их сильнее, укрепляем своды, прыжки получаются легкими и высокими. А в обычной жизни за счет амортизации стопы смягчается нагрузка на позвоночник.

   Стретчинг (гибкость) обычно определяется термином «диапазон амплитуды движений» (ДАД) в суставе. Для каждого сустава имеется определенная степень подвижности, которая считается нормальной или оптимальной для повседневной жизни. Тем не менее многие виды физической активности, включая гимнастику, спринт, танцы и восточные единоборства, требуют большей степени ДАД, чем обычные повседневные движения. В учебниках и руководствах упоминаются четыре вида упражнений на стретчинг: статические; активные динамические; пассивные динамические, или ПДУ; и баллистические.

Партерная хореография в группах ЭНП

https://www.wikireading.ru/img/170873_17_i_070.png

https://www.wikireading.ru/img/170873_17_i_071.png

https://www.wikireading.ru/img/170873_17_i_072.png

https://www.wikireading.ru/img/170873_17_i_073.png

https://www.wikireading.ru/img/170873_17_i_074.png

https://www.wikireading.ru/img/170873_17_i_075.png

https://www.wikireading.ru/img/170873_17_i_076.png

https://www.wikireading.ru/img/170873_17_i_077.png


4. Классический танец

    С каждым этапом подготовки упражнения и комбинации усложняются.

Экзерсис у станка:

- demi-plie, grand-plie + port de bras – исполняются в комбинации, меняем последовательность, сложность и количество повторений по всем позициям.

-  battement tendu, battement tendu jete – выполняются крестом, в том числе обратным, сочетаются с piquee, plie. Комбинации меняются и усложняются.

-   rond de jambe par terre – выполняется en dehors и en dedans, с обводкой в plie, с круговыми grand battement jete.

-     battement fondu – выполняется на полупальцах, с double fondu, с tombee, с подменой ног.

-   battement frappe – выполняется на полупальцах, с double frappe, сочетается с petit battement.

-   rond de jambe en Lair + fouette – выполняется в разном темпе

-   adagio – сочетается с plie, grand- plie, port de bras.

-   grand battement jete – выполняются по большим позициям, сочетаются с plie, комбинации усложняются.

Экзерсис на середине зала:

- adagio;

- battement tendu, battement tendu jete;

- rond de jambe par terre;

- battement fondu;

- rond de jambe en Lair + pas de bourree;

- grand battement jete.

Все упражнения выполняются в среднем или медленном темпе с четким контролем положения тела, равновесия, закрепляются большие позы, комбинации средней сложности. Уделяется внимание выразительности поз, рук, положению головы и т.д.

Allegro(прыжки):

- assemble; - jete;

- grand echape;

- grand sissonne ouverte в позу efface вперед;

- grand sissonne ouverte в позу ecartee назад;

- sissonne fondu на 90 градусов;

- подскоки, маховые прыжки, прыжки шагом, прыжки с поворотами, перекидные прыжки.

   Сначала выполняются по отдельности, акцент делается на технике, впоследствии прыжки собираются в комбинации, которые меняются каждые 5-6 занятий.

Вращения на середине и по диагонали:

- tours en dedans en dehors;

- chaines;

- tours piquee;

- soutenu;

- fouette.

   Простые туры выполняются на середине, количество вращений увеличивается.    Туры chaines,  tours piquee и soutenu выполняются по диагонали и по кругу и также собираются в комбинации.

5.Народно-сценический танец

   Изучения элементов народно-сценического танца на середине зала. Освоение новых технически сложных элементов и усложнение ранее изученных с каждым новым годом обучения.

Экзерсис у станка:

(Народность на усмотрение преподавателя)

1.Характерное плие.

2.Характерный батман тандю в сочетании с каблучными движениями.

3.Характерный батман жете.

4.Характерный ронд де жам партер.

5.Flic-flac с tombé.

6.Pаs tortillé:

а) с двойным поворотом стопы, с подъемом на полупальцы и с прыжком на опорной ноге;

7.Упражнение для бедра с прыжком.

8.Battement fondu tir bouchon.

9.Одинарное и двойное заключение с целым поворотом.

10.Grand battement jeté с увеличенным размахом работающей ноги.

11.«Веревочка» — обратная.

Экзерсис на середине зала:

Цыганский танец

1.Движения рук (с юбкой и шалью)

2.Перегибы корпуса

3.Перегибы корпуса с ногой на 90*

4.Припадание

5.Основной шаг с фликом

6.Чечётка с подскоком на опорной ноге

7.Прыжок в «кольцо»

8.Движения, сидя на полу:

          а) разбрасывание карт

          б) гадание (дрожь в руках)

          в) круговое пор де бра

Венгерский народный танец

   Чардаш – наиболее распространённый танец в Венгрии. Название его происходит от слова «чарда» – корчма в венгерских степях, которая служила своеобразным местом сбора окрестного населения. Чардаш – парный танец, очень темпераментный, живой, танцуют его весело.

1.Положение рук.

2.Ходы и основные движения:

а) ход вперёд с выбросом и разворотом ноги.

б) шаги с приставкой в шестую позицию и двумя полуприседаниями

в) «голубцы» одинарные и двойные из стороны в сторону и с вращением.

г) «ключ»

д) парное вращение лицом друг к другу в сочетании с «голубцом»

е) мужская хлопушка с ударами по бедру и голенищу сапога.

ж) балянсе на ефассе

з) балянсе на круазе

и) верёвочка

к) сотенюантурнан

Испанский танец

   Испанские танцы в зависимости от провинции имеют своеобразный колорит и манеру исполнения. Для северных провинций Испании характерны массовые танцы, отличающиеся разнообразным построением рисунка, различными скачкообразными движениями, поворотами, прыжками.Южные провинции, главным образом Андалузия, как массовыми, так и сольными танцами. Для них характерны всевозможные выстукивающие движения ног, плавные скользящие шаги. Движения рук очень мягки, пластичны. Очень темпераментны и разнообразны по своим движениям «фламенко» – танцы испанских цыган. Особую красоту и своеобразие придают им гибкие, извивающиеся руки.

1.Положения рук.

2.Ходы и основные движения:

а) шаги и соскоки в различные позы

б) па де баск

в) па глиссад (скользящее движение)

г) па де буре (тройное переступание)

д) сиссон (прыжок на одну ногу в сторону)

е) ранверсе (перегибание корпуса в повороте)

6.Бальные танцы и современная хореография

Бальный танец

   Изучение основных танцев европейской и латиноамериканской программ.

Медленный Вальс

Музыкальный размер: 3/4.

   Вальс начинает свою историю в середине 1800 годов, тогда композиторы стали писать музыку, намного медленнее, чем темп Венского Вальса. В то время родился новый стиль Вальса, Вальс Бостон, с более медленными поворотами, и более длинным и скользящим движением. Этот стиль танца, английский, стал называться в последствии Медленным Вальсом (Slow Waltz). Медленный вальс стремительно меняется и сейчас он сильно отличается от того, что танцевали тогда.

   Сначала основным движением было: шаг, шаг, приставка. Потом английская программа Медленного Вальса состояла всего лишь из правого поворота, левого поворота и смены направления. Вскоре Медленный Вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. Так появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы и многие из них танцуют до сих пор.

Венский Вальс

Музыкальный размер: 3/4.

   Первый Венский Вальс был исполнен в XII - XIII веке. Венский Вальс родился в Баварии. В начале 1830 года были написаны известные вальсы композиторами Франц Ланнер и Иоганн Штраусом, что способствовало развитию и популярности Венского Вальса. Эти Вальсы были довольно быстры, но, сейчас сделав ритм танца более удобным, он называется Венским Вальсом (Viennese Waltz).

Танго

Музыкальный размер: 2/4.

   Первый раз Танго было исполнено в Европе перед 1-ой Мировой войной, в темпе 36 тактов в минуту. Родина танго Аргентина (Буэнос-Айрес). Тогда танго называли "Baile con corte" (танец с отдыхом).

 Самба

Музыкальный размер: 2/4.

   Только после во второй половине XX века Самба стала популярным танцем в Европе. Самба имеет очень характерный ритм, который соответствует национальным Бразильским музыкальным инструментам. Сначала он назывался tamborim, chocalho, reco-reco и cabaca. Ритмичный национальный Бразильский танец Самба уверенно вошел в программу современных Бальных Танцев.

Ча-ча-ча

Музыкальный размер: 4/4.

   Захватывающий, синкопированный латиноамериканский танец, который возник в 1950 годах как замедленное Мамбо. Этот танец зародился в Америке. Ча-Ча-Ча получил свое название из-за особого повторяющегося основного ритма и специфического инструмента маракасы.

Румба

Музыкальный размер: 4/4.

   Танец Румба (Rumba) родился на Кубе. Как типичный танец "горячего климата" он стал классикой всех Латиноамериканских танцев. Румба - медленный танец, который характеризуется чувственными, наполненными любовью движениями и жестами, имеет латиноамериканский стиль движения в бедрах, является интерпретацией отношений между мужчиной и женщиной.

Пасодобль

Музыкальный размер: 2/4.

   Пасодобль- это танец испанских цыган. Французско-Испанский стиль Фламенко- это марш, где партнер изображает матадора (смелого человека) на бою с быком, партнерша изображает его плащ или быка, в зависимости от обстоятельств. В Пасодобле внимание акцентируется на создании, свойственной матадору, с добавлением движений танца Фламенко в руках, локтях, запястьях и пальцах. Стопы, или точнее каблуки, используются для того, чтобы создать правильную ритмическую интерпретацию.

Джайв

Музыкальный размер: 4/4.

   Джайв это международная версия танца Свинг, в настоящее время танец Джайв (Jive) исполняют в двух стилях - Международный и Свинг и очень часто сочетают оба в различных фигурах. Очень сильное влияние на Джайв оказывают такие танцы как Рок-н-Ролл и Джатербаг. Джайв- это очень быстрый, энергичный танец. Это последний танец, который танцуют на соревнованиях, и танцоры должны показать, что они не устали и готовы исполнить его с большей отдачей.  

Современная хореография

Разогрев

   Разогрев (5-10 мин) – основная задача привести в рабочее состояние мышцы. Возможны варианты разогрева – у станка, на середине, в партере. Но основная задача – последовательный разогрев, где бы, ни находился исполнитель: стопы, ахиллесово сухожилие, коленный сустав и подколенные связки, тазобедренный сустав и мышцы паха, мышцы спины и торса. В разогреве используются движения с разогревом ног, корпуса в основном в чистом виде, а также движения, заимствованные из других техник.

 - flex – сокращение стопы или кисти;

 - point – натягивание стопы;

 - flat back – наклоны торса с прямой спиной;

 - deep body bend – глубокий наклон вперед;

 - side stretch - наклон в сторону, грудная клетка изгибается;

 - curve (керф) – изгиб верхней части позвоночника вперед или в сторону;

 - arch – арка – изгиб позвоночника назад и в сторону, голова продолжает линию спины;

 - twist – закручивание верхней части позвоночника (бедро на месте);

 - roll down, roll up – закручивание торса вниз, и раскручивание в И.П.;

 - body roll (волна) – волна всего тела;

 - contraction – сжатие всех мышц, относительное уменьшение объемов тела на выдохе;

 - release – расширение на вдохе.

Изоляция

   Продолжительность этой части урока – 10 минут. В этой части урока, происходит глубокая работа с мышцами различных частей тела. Движения исполняются головой, плечами, грудной клеткой, руками, тазом, ногами. При исполнении «цепочек» очень важно использовать принцип управления, т.е. передавать импульс. Изоляции, как правило, подвергаются все центры сверху вниз, от головы до ног. Первоначально все движения изучаются в чистом виде, причём возможно исполнение двумя способами: медленное сжатие и расширение (например, медленный наклон головы, вперёд и максимальный наклон головы назад) или резко достичь максимального положения. Но в том и другом случае центр, приведённый в движение, должен достигать своего крайне возможного положения.    Второй этап обучения: соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг. Следующий этап – соединение в более сложные геометрические комбинации, более сложные ритмические структуры. И, наконец, последний этап – соединение движений нескольких центров, т.е. координация. Основная задача педагога во время изучения движений изолированных центров - следить за тем, чтобы движения были действительно изолированными, чтобы во время движения одного центра, не двигался другой. Эта, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, так как анатомически все центры тесно связаны.

I этап – изучение движений в «чистом» виде;

II этап – соединение движений в комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг, восьмерка;

III этап – соединение в более сложные геометрические и ритмические структуры;

IV этап – движение несколькими центрами.

Sundari – смещение шейных позвонков при нейтральном положении головы, (крест, круг, квадрат, восьмерка), возможны акценты – thrust.

   Закон полицентрии подразумевает, что все центры тела двигаются отдельно и независимо. В основе всех движений центров лежит прием изоляции. В позе коллапса все тело максимально расслаблено, колени немного согнуты, вес направлен вниз.

   Свободы и расслабленности позвоночника добиваются с помощью двух видов упражнений:

- drop (падение) – исполняется на выдохе

- swing (раскачивание) (это упражнение связано с дыханием).

Передвижение (Cross)

   Шаги, прыжки, вращения - это часть, подводящая его к кульминации. Её цель – развить танцевальность, ощущение стиля, координацию. Cross – наиболее импровизационная часть урока, каждый педагог задаёт те шаги, вращения и прыжки, какие считает необходимыми. Эта часть урока сродни allegro урока классического танца, однако необходимо отметить, что современный танец очень осторожно относится к прыжкам, особенно «большим». Техника прыжка и вращения с небольшими изменениями полностью заимствована из классического танца. Поэтому в основном педагоги используют комбинации шагов, вращений, и в меньшей степени прыжков. Cross обычно исполняется по диагоналям класса или по кругу. В зависимости от задач урока, Cross может быть в различных манерах и стилях современного танца, например, с использованием шагов фольклорного характера, т.е. афротанца, используются шаги и вращения латиноамериканского танца, возможны кроссовые комбинации с элементами, заимствованными из танца модерн, т.е. с использованием падений, перекатов на полу и т.д. Но при всех видах комбинаций желательно выдерживать один стиль и манеру движения.

Комбинация

   Последним разделом урока модерн-джаз танца является танцевальная комбинация. Обычно комбинация изучается на протяжении 3 – 4 уроков, шлифуется и отрабатывается. Естественно, разучивание происходит от простого к сложному, длительность не должна превышать 32 или 64 такта, затем, совершенствуя и усложняя, педагог должен создавать развёрнутые танцевальные комбинации. Основное отличие комбинации от постановочного номера в том, что в ней нет никакой идеи, кроме технического совершенствования. Комбинация может исполняться под любую «квадратную» музыку и не требует специально подобранного музыкального материала.

   В эти же часы входят постановка и изучение показательных номеров.


4.Методические рекомендации

   При проведении занятий по данной программе приоритет отдаётся творческой самореализации учащихся, т.к. такой подход усиливает личностную направленность обучения. Но при этом важнейшим фактором в процессе эффективного обучения является руководство со стороны педагога обучением гимнасток.

   Необходимо варьировать методы обучения, учитывая хорошие и средние способности учащихся. Особое внимание уделяется работе с талантливыми и одарёнными детьми, что позволяет учащимся провести самооценку полученного результата, испытав при этом чувство удовлетворения.  

   Система занятий в группах похудожественной гимнастики строится на базе одного из следующих принципов обучения: весь материал изучается последовательно, от простого к сложному. При этом предложенный материал творчески перерабатывается и усваивается постепенно шаг за шагом. В ходе занятия, с преподавателем учащиеся выполняют конкретные цели и задачи.

   Темы изучаются дифференцированно, т.е. учащиеся делятся на подгруппы по возрасту и степени сформированности навыков. Все группы занимаются по предметам учебного курса программы.

   При изучении тем различных жанров хореографии происходит обогащение знаний, умений, навыков обучающихся и расширяется кругозор учащегося.

   Для стимулирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся осуществляется индивидуальная помощь каждому ребенку, варьируется темп работы с ориентацией на интересы и возможности обучающихся.

   Обязательным направлением в деятельности МАУ ДО ДЮСШ «Факел» является работа с родителями. На собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах обсуждаются успехи учащихся, предлагаются конкретные рекомендации, помощь. Родители привлекаются к сотрудничеству в организации коллективных творческих дел.

Понятие «хореография» включает в себя все, что относится к искусству танца классического, народного, историко-бытового, современного. Под хореографической подготовкой в гимнастике понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение их арсенала выразительных средству.

Занятия хореографией способствуют решению ряда общеобразовательных задач. Так, применение народных, историко-бытовых танцев приобщает к достояниям культуры различных народов. Использование музыки в уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность, в конечном итоге развивает интеллектуальные способности.

Хореография — важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей. Именно в процессе занятий хореографией спортсменки ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства.

   Без сомнения, красиво выглядит гимнастка, выходящая на помост с хорошей осанкой, слегка разворачивая стопы. Но, чтобы добиться этого, совсем необязательно все движения классического танца выполнять в выворотном положении. Выворотность необходима лишь при выполнении плие или гран плие. Большинство же движений классического танца у опоры и тем более на середине выполняются в свободных позициях. Наряду с ними в гимнастике применяются и прямые позиции, которые используются в ряде общеразвивающих упражнений, элементах народного и бального танцев.

   Особенности художественной гимнастики вносят в урок хореографии свою специфику. Прежде всего, сами предметы диктуют необходимость вводить специфические задания. Так, особенность техники владения мячом, заключающаяся в мягкости и плавности движений, предполагает, что в уроки хореографии будут включаться движения свободной пластики: волны, полуволны. Броски предметов, сопровождающиеся пружинными движениями ног, взмахом туловищем и руками (рукой), требуют введения в урок различного рода пружинных движений и взмахов.

   Кроме того, на уроках хореографии обращается внимание на развитие гибкости не только крупных суставов тела (тазобедренного, плечевого и подвижности позвоночника), но и мелких (особенно лучезапястного, плюсны). Все это необходимо для успешного освоения техники владения предметами.

   Ведь для гимнасток важно не только освоить рациональную технику выполнения элементов (прыжки со взмахом рук), но и технику взаимодействия гимнастка — предмет (для чего те же прыжки шагом необходимо уметь выполнять без взмаха рук), с которой встречаются представительницы художественной гимнастики.

   Подготовка гимнасток к групповым упражнениям также должна отразиться и на системе хореографической подготовки. Уже здесь желательно воспитывать умение синхронно работать   в парах, тройках, четверках и в различных построениях (в колонне, шеренге, «стайкой»); при выполнении комбинаций на месте, с продвижением по прямым, диагональным направлениям, дугам.

Характеристика средств, применяемых на уроках по хореографии

   Музыкальное сопровождение упражнений в художественной гимнастике разнообразно. Это и отрывки из симфоний и концертов, и небольшие произведения   (прелюдии,  скерцо, сонатины;  музыка  песенного жанра: джазовая, народная). Использование столь: широкого диапазона требует от гимнасток владения различными хореографическими формами.

   Основное содержание составляют движения классического, народного и бального танца. В самостоятельную группу выделены пластические движения, свободные от канонов классического танца.

   Важное значение имеет ритмика, которая учит умению согласовывать свои движения с музыкой. Следующая группа средств — это пантомима, являющаяся неотъемлемой частью воспитания выразительности движений.

   И, наконец, специфические группы движений, такие, как акробатические, полуакробатические, элементы 5 спортивно-гимнастического стиля, включающие построения, перестроения, прикладные и общеразвивающие упражнения.

Классический танец

   Основой хореографии в гимнастике, также, как и в подготовке артистов балета, является классический танец.

   Прежде чем остановиться на конкретной характеристике элементов классического танца, правилах их исполнения, остановимся подробнее на содержании этого понятия.

   В специальной искусствоведческой литературе отмечается расширение в XX веке «кругозора» балетного спектакля. Наряду с программными балетами появились танцсимфонии, балетные постановки на народном фольклоре, балеты-скерцо, балеты-модерн. Одновременно развивалась и форма классической хореографии. Такие замечательные балетмейстеры, как Александр Горский, Михаил Фокин, танцовщица Айседора Дункан, принесли в классическую хореографию черты импрессионизма. Федор Лопухов, Касьян Голейзовский, Леонид Якобсон, Жорж Баланчин, Ролан Пети, Морис Бежар создали структуру неоклассической хореографии.

   Развитие эстрадного танца, шоу, ревю внесло в хореографию черты модерна. Они оказали большое влияние на застывшие формы академизма.

   Таким образом, в структуре классической хореографии можно выделить академический классический танец, неоклассический и модерн.

   Основой основ в системе обучения остается академический стиль. Именно он позволяет сохранить чистоту, пластику, мастерство танца.

   В классическом танце можно условно выделить две группы движений: подготовительные (простые) и основные (сложные).

К первой группе относится вся система подготовительных упражнений:

  • полуприседания (деми плие), приседания (гран плие);
  • выставление ноги вперед, в сторону, назад на носок (батман тандю сэмпль);
  • выставление ноги на носок с одновременным полуприседанием на опорной ноге (батман тандю сутеню);
  • выставление ноги с последующим приседанием на двух (батман тандю деми плие);
  • малые махи (батман тандю жэтэ), малые махи   с опусканием ноги носком в пол (батман тандю жэтэ пуантэ);
  • резкое сгибание и разгибание голени (батман фраппэ);
  • плавные сгибания и разгибания голени с одновременным полуприседанием на опорной (батман    фондю);
  • круговые движения ногой по полу (рон де жамб пар терр), круговые движения голенью в воздухе (рон де жамб ан лэр);
  • махи (гран батман жэтэ) и его разновидности;
  • поднимание ноги (батман девлоппэ).

   Ко второй группе движений относятся различные виды равновесий, поворотов, прыжков.

   Выполнение первой (подготовительной) группы движений требует соблюдения определенных технически: норм, а именно: определенных позиций ног и рук, положения туловища и головы, режима мышечной работы ритмического сочетания движений с музыкой.

   В гимнастике применяются следующие позиции ног:

I        — выворотные, в основном    в художественной гимнастике и при выполнении упражнений у опоры.

II        — Свободные.

III        — Прямые (невыворотные).

   В классическом танце приняты четыре основные позиции рук:

  • Подготовительная;
  •  I;
  •  II;
  •  III.

   Однако в гимнастике движения руками по классическим канонам хореографии чередуются с гимнастической формой — прямые руки, вытянутые пальцы.

   Упражнения классического танца могут выполняться у опоры, на середине зала.

У опоры упражнения выполняются    лицом    к опоре, держась обеими руками, а также стоя боком        держась одной рукой (левой, затем правой).

   На середине движения исполняются на месте: лицом к основному направлению, вполоборота направо, налево, с продвижением по прямым (вдоль лицевой, по боковым линиям), по диагоналям, кругу.

   Эффективность воздействия элементов классического танца зависит от правильной техники исполнения.   Так, например, гран плие способствует увеличению подвижности в суставах, развитию силы мышц ног лишь при соблюдении определенных «правил» исполнения: длительного    удержания пяток на полу в начале движения, ранней постановки пяток при выпрямлении ног, сохранения выворотного положения бедер    и   ступней, одновременного подъема на полупальцы и опускания на всю стопу двумя ногами, равномерного распределения   тяжести   тела на обе ноги, без «завала» на большие пальцы. Если упражнение выполняется технически неграмотно, то «коэффициент полезного   действия» уменьшается, подчас сводится на нет или в некоторых случаях, как, например, при «завале» на большой палец, приносит вред.

   Подготовительные упражнения являются средством хореографической подготовки на этапе подбора и начальной подготовки, затем по мере освоения сложных упражнений они начинают нести вспомогательную функцию. В уроке простые движения все чаще исполняются в различных сочетаниях друг с другом, а также с равновесиями, поворотами, прыжками, движениями свободной пластики, общеразвивающими упражнениями, акробатическими элементами.

   К основным (сложным) упражнениям относятся движения, разучивание которых связано с формированием сложного двигательного навыка, развитием специальных физических качеств. К ним относятся равновесия, повороты, прыжки.

Равновесия

   Классификация равновесий. Наиболее простые в исполнении на двух ногах. Значительно сложнее равновесия на одной ноге, требующие специальной тренировки, а именно:

  1. Овладение достаточной гибкостью в суставах, силой мышц ног и туловища.
  2. Умение точно выполнять равновесия на двух ногах: на всей стопе с различными положениями рук, с наклоном туловища, на полупальцах, разновидности ходьбы.
  3. Владение основными движениями классического танца у опоры и на середине зала.

Повороты

   Основные типы поворотов. Наиболее распространенными поворотами на двух ногах являются повороты приставлением ноги, переступанием, скрестные. Они выполняются на месте, с продвижением по диагонали, дуге, кругу. Технически и структурно сложнее повороты, выполняемые на одной ноге.

   В структуре сложных поворотов можно выделить четыре характерные фазы: подготовительная, фаза разгона, фаза поворота и завершающая фаза.

   В подготовительной фазе, как правило, выполняется полуприсед на двух или одной ноге, руки при этом делают замах. В фазе разгона выполняется маховое движение руками и вращательное туловищем, в некоторых случаях маховое движение свободной ногой. После ускорения свободных звеньев тела следует притормаживание, накопленное вращение передается на остальные звенья тела, в результате чего начинается собственно поворот. Вращательное движение поворотной фазы совершается по инерции и облегчается за счет уменьшения связи с опорой — подъемом на полупальцы. Действия в фазе завершения направлены на остановку поворота, что достигается путем опускания на всю стопу и движения рук в стороны. Возможна также и пассивная остановка поворота, при    которой вращение постепенно «угасает» вследствие трения на опоре.

   Повороты на одной ноге могут быть одноименными, когда направление движения совпадает с опорной ногой (на левой — налево, на правой — направо), и разноименными.

   Выполнение поворотов на одной ноге требует от занимающихся хорошей координации движений, точности действий, уверенной ориентировки в пространстве, владения равновесиями на двух ногах, вертикальными равновесиями на одной, поворотами на двух ногах.

Прыжки

   Основные виды прыжков. Простейшие из них — подскоки, для которых характерна малая высота вылета и небольшая амплитуда движений.

   Собственно, прыжки содержат в себе общие структурно-технические элементы, позволяющие выделить несколько характерных стадий:

Подготовительная стадия, которая состоит из трех фаз:

1-я фаза — разбег;

2-я фаза — наскок с замахом или в прыжках с места замах;

3-я фаза — амортизация, в прыжках с места — подседание, в которой частично гасится ранее    полученное движение за счет напряженного опускания с носка на всю стопу и сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах.

Основная    стадия:  

4-я фаза — отталкивание;

5-я фаза — отрыв от опоры.

Стадия    реализации:

6-я фаза — формообразующие действия;

7-я фаза — фиксация позы.

Завершающая    стадия:

8-я фаза — подготовка к приземлению;

9-я фаза — амортизация;

10-я фаза — связующие и корректирующие действия.

   При освоении собственно прыжков основное внимание уделяется правильному разбегу и толчку. Разбег, каким бы способом он ни исполнялся (бегом, танцевальными шагами), должен быть рациональным в плане «набора» горизонтальной скорости и в то же время, учитывая специфику, требования эстетического характера, легким, изящным, грациозным.

   Значительные различия в технике разбега и толчка возникают при выполнении высоких (вертикальных) прыжков, как, например, перекидные с поворотами, прыжки махом одной с поворотом кругом, со сменой ног в шпагат, и высоко-далеких (шагом, сгибая-разгибая, шагом кольцом). В первом случае на последнем шаге разбега плечи сильно наклоняются назад, толчковая нога выносится вперед для ярко выраженного «стопорящего» движения, руки поднимаются вверх. При выполнении высоко-далеких прыжков стопорящая работа почти не заметна, здесь плечи, наоборот, подаются вперед с активной маховой работой рук вперед-кверху. Во всех прыжках сохраняется правило «короткого» отхода, что обеспечивается небольшим сгибанием ног в фазе подседания, быстрым разгибанием в фазе отталкивания, активной работой голеностопных суставов.

Народно-сценический танец

   Народные танцы складывались на основе национальных особенностей быта, труда, религиозных и семейных праздников. Лексика народно-сценического (характерного) танца в значительной мере обогатилась элементами классического, что привело к техническому усложнению первого.

   В системе хореографической подготовки в гимнастике используются народные танцы, которые помогают раскрыть индивидуальность спортсменки, развить свободу движений, непосредственность, легкость. Это в первую очередь танцы народов СССР: русские, украинские, белорусские, молдавские. Следует учитывать, что в художественной гимнастике композиции часто составляются под испанские, латиноамериканские мелодии. Поэтому в занятия необходимо включать элементы танцев мира: испанские, венгерские, итальянские. (Не рекомендуется при этом изучать движения, требующие специальной обуви— дроби, перестукивания).

   Тренер-хореограф должен хорошо разбираться в особенностях народных танцев, не допускать смешения стилей, которые приводят к утрате национального колорита.

   В народно-сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом (открытые или выворотные, прямые, свободные).

   Специфическими позициями являются закрытые:

  • I закрытая — ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе;
  • II закрытая— аналогична I, но имеется расстояние между носками.

    Помимо классических позиций рук (1, 2, 3) в народно-сценическом танце применяются главным образом следующие позиции: IV, V, VI, VII.

        IV позиция. Руки на поясе. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой.

V позиция. Руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к телу.

VI позиция. Руки за голову.

VII позиция. Руки за спину. Запястье одной руки лежит на запястье другой, ладони повернуты вверх.

   При выполнении большинства упражнений на опоре одна рука лежит на опоре, другая находится в IV позиции.

   Движения народно-сценического танца сначала выполняются у опоры, затем на середине в виде отдельных элементов и соединений и, наконец, этюдов. В этюдах основное внимание уделяется выразительности исполнения, умению правильно передавать национальный характер танца.

Этапы хореографической подготовки в гимнастике

   B хореографической подготовке гимнасток можно выделить несколько наиболее характерных этапов: этап по освоению элементов хореографической «школы», базовая хореографическая подготовка, «профилирующий» этап, этап по освоению разновидностей «профилирующих» элементов, «этюдный» этап.

   К элементам хореографической «школы», т. е. простейших навыков, с которых начинается хореографическая подготовка, относятся:

  • элементы классического танца у опоры;
  • затем на середине в неусложненном варианте (отдельные движения выполняются самостоятельно, без соединения в комбинации, темп от медленного до среднего).

   К базовой хореографической подготовке относятся:

  • подготовительные движения классического танца (деми плие, гран плие, батман тандю, рон де жамб партерр, рон де жамб ан лэр, гран батман жэтэ, батман,девлоппэ и их разновидности);
  • народно-сценический экзерсис у опоры, танцевальные соединения на середине;
  • владение технически правильным навыком равновесия в основных положениях на полупальцах на двух и на одной ноге;
  • владение техникой отталкивания и приземления;
  • владение техникой приземления    после    прыжка
    перекатом с пальцев на всю стопу («мягкое   приземление);
  • владение навыком разбега и толчка    при   вертикальном взлете;
  • владение техникой расслабления, последовательными движениями рук и тела;
  • владение техникой поворотов на двух ногах.

   Следующий этап хореографической подготовки — профилирующий. Основным содержанием данного этапа становится освоение профилирующих элементов, т. е., ключевых движений.

   На этапе разносторонней технической подготовки осваиваются разновидности профилирующих элементов, умение выполнять их в различных соединениях.

   Для заключительного этапа характерна этюдная работа. Выбор музыкальных жанров для композиций групповых упражнений определяет характер этюдной работы. Можно выделить несколько типичных для гимнастики видов этюдной работы:

  • Эмоциональный (героический, лирический, романтический, гротескный).
  • Характерно-образный (русский, испанский, молдавский, цыганский, восточный).
  • Современный.

   Следует отметить, что на всех этапах элементы «школы», движения базовой хореографической подготовки (в виде экзерсиса у опоры, на середине) приобретают вспомогательную функцию.


5.Условия реализации программы

   Материально-техническое обеспечение:

•        спортивный зал, оборудованный зеркалами и хореографическими станками,

•        гимнастические скамейки,

•        спортивная форма,

•        гимнастические предметы для выполнения упражнений (обручи, ленты, мячи, скакалки, шарфы),

•        аудиотехника.

   Методическое обеспечение

   При проведении занятий по данной программе приоритет отдаётся творческой самореализации учащихся, т.к. такой подход усиливает личностную направленность обучения. Но при этом важнейшим фактором в процессе эффективного обучения является руководство со стороны педагога обучением гимнастки.

   Необходимо варьировать методы обучения, учитывая хорошие, средние и плохие способности учащихся. Особое внимание уделять работе с талантливыми и одарёнными детьми, что позволяет учащимся провести самооценку полученного результата, испытав при этом чувство удовлетворения.  

   Система занятий строится на базе одного из следующих типов занятий: весь материал изучается последовательно, от простого к сложному. При этом предложенный материал творчески перерабатывается и усваивается постепенно шаг за шагом. В ходе занятия с преподавателем учащиеся выполняют конкретные цели и задачи новой хореографической постановки.

   Темы изучаются дифференцировано, т.е. учащиеся делятся на подгруппы по возрасту. Все группы занимаются по предметам учебного курса программы, а потом для объединения их в ансамбль подбираются участники различного возраста и уровня подготовки.

   При изучении тем различных жанров хореографии происходит обогащение знаний, умений, навыков учащихся и расширяется репертуар ансамбля.

В основном, знания, учащиеся приобретают во время практических занятий, посещении театра оперы и балета и просмотров видеоматериалов записей балетов и конкурсных выступлений гимнасток.

Для стимулирования самостоятельной познавательной деятельности индивидуализируется помощь учащимся, варьируется темп работы с ориентацией на интересы и возможности учащихся.

 Обязательным направлением в деятельности является работа с родителями. На собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях обсуждаются успехи учащихся, предлагаются конкретные рекомендации, помощь.

Требования к проведению урока

 Урок классического танца проводится в форме группового занятия (в среднем по 10 человек).

При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как

  • объём материала;
  • степень его сложности;
  • особенности класса, как исполнительского коллектива.

         При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:

  • определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания;
  • наметить примеры (составить комбинации) для совершенствования накопленных знаний;
  • определить музыкальный материал для каждой части занятия (размер и характер музыкального сопровождения, как к новым движениям, так и к закреплению, пройденного материала).

         При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия, живость подачи материала, деловую атмосферу.

 На практических занятиях очень важно:

  • переводить на русский язык французские термины, принятые в классическом танце;
  • объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;
  • обращать внимание учащихся на особенность упражнения, определяющую его сходство или различия с другими;
  • равномерно распределять физическую нагрузку в течение всего занятия, соотносить статические и динамические нагрузки;
  • чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль за работой мышц;
  • соотносить темпы выполнения отдельных заданий;
  • воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.

    Уроки хореографии проводятся в танцевальном зале. Наличие специальных станков в зале обязательно. Хорошо, чтобы одна из стен зала была оборудована зеркалами, но при этом педагогу следует во время занятий периодически менять направление движения учащихся, с тем чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сценической площадке.

   Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

   Основные методы работы педагога-хореографа на уроке - показ движений и словесное объяснение. Они являются главными проводниками требований педагога к учащимся. В разных классах показу и объяснению отводится различная роль. Изменяются функции показа и объяснения на разных этапах обучения.

   Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные моменты, а также служит для формирования основных понятий, необходимых для обучения (французская терминология, правила исполнения).

   Словесный метод приобретает очень большое значение в связи с происходящим процессом осмысления исполнения. На этом этапе слово несёт самую большую нагрузку.

   Таким образом, два важнейших метода - показ и объяснение - связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитием творческого начала в процессе напряжённой физической работы по овладению танцевальными навыками.

Музыкальное оформление урока классического танца

   Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные композиции, так и тренажные упражнения, в том числе и упражнения классического экзерсиса.

    В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» урока, так как это приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу.

   Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, с чётким ритмом и ярко выраженной фразировкой, чтобы обучающиеся легко определяли музыкальные предложения, периоды и основное внимание уделяли правильности исполнения движений.

   Музыкальное сопровождение по темпу подбирается так, чтобы при выполнении упражнений его не нужно было искусственно ускорять или замедлять. Ритмическая основа тренировочных комбинаций в основном должна совпадать с ритмическим рисунком музыкального сопровождения.

   На первоначальных этапах изучения упражнений используется музыкальное сопровождение с простым ритмическим рисунком. Позднее, на этапе совершенствования движения, ритмический рисунок может быть более разнообразным.

   При сочетании движений следует сохранять общую линию мелодии, изменяя лишь ритмический рисунок внутри такта, оттеняя тем самым характер сочетаемых движений. В этом плане для тренировочных упражнений желательно использовать музыкальную импровизацию, так как грамотная, разнообразная импровизация в своей идеальной форме строго подчиняется заданной педагогом комбинации, повышая тем самым качество учебной работы.

   Хореографическая тренировка (экзерсис) — это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах — это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. При этом педагогу следует все время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем, что нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок (это самая распространенная ошибка в педагогической практике у начинающих руководителей детских хореографических коллективов).

   Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление — запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике.

   При повторении танцевального движения в коре головного мозга образуются временные связи. Когда музыкальное движение выучено и прочувствовано, закрепляется определенная последовательность возбудительно-тормозных процессов, т. е. вырабатывается динамический стереотип данного двигательного навыка.

   В этой связи мы предлагаем следующую формулу: от ощущений к чувствам, от них к привычке. Такое дополнение к закону усвоения способствует более эффективному формированию стереотипа движения.

   Многократно повторяясь, движения-импульсы становятся сигналами — раздражителями для мышц и других систем и органов. Поэтому стоит принять определенное положение или позу, услышать знакомый ритм, мелодию, как дальше движения возникнут сами собой (срабатывает мышечная память).

   Внешне это проявляется в правильном и точном выполнении движения в соответствии с музыкальным настроением и темпоритмом. Специалисты-практики отмечают, что мышечная память, как и психика человека, поддается тренингу. Молодой человек обладает врожденной способностью образовывать множество новых двигательных стереотипов и переделывать старые. Каждое новое па или танцевальная комбинация — это новый двигательный стереотип. Но всякая переделка представляет значительный труд для нервной системы. Многие знают из собственного опыта, как трудно переучивать даже самые несложные движения. Поэтому следует сразу же добиваться правильного выполнения любого движения, не надеясь на то, что потом можно будет легко его поправить.

Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение, исполненное многократно, становится простым и доступным.


Использование современных образовательных технологий

в процессе обучения, воспитания и развития личности учащихся.

   При реализации общеразвивающей программы «Хореография в художественной гимнастике» используются следующие личностно-ориентированные педагогические технологии воспитания и обучения детей:

         Педтехнология

Эффект использования технология

Технология

 игрового

обучения

- улучшение процесса запоминания и освоения упражнений;

- повышение эмоционального фона занятий;

- развитие мышления, воображения и творческих способностей;

- формирование коммуникативных качеств, социализация ребенка в коллективе;

Здоровье

сберегающая

технология

- оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата;

- формирование правильной осанки;

- содействие профилактики плоскостопия;

- функциональное совершенствование органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной системы;

- знакомство с основами здорового образа жизни;

- роль гигиены, закаливания, режима дня, рационального питания в сохранении здоровья учащихся;

- профилактика вредных привычек.


6. Список литературы

   Список литературы для педагогов

1.        Базарова Н.П. Классический танец. — Л.: Искусство, 1975.

2.        Базарова Н.П., Мей В. Азбука классического танца. — М.; Л.: Искусство, 1964, 1975.

3.        Балет. Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1981.

4.        Бочарникова Э., Мартынова О. Московское хореографическое училище. — М.: Искусство, 1954.

5.        Березова Г. А. Классический танец в детских хореографических коллективах. — Киев, 1979.

6.        Богданов-Березовский В. А. Ваганова. — М.; Л.: Искусство, 1950.

7.        Ваганова А. Основы классического танца. — М.; Л.: Искусство, 1963, 1980.

8.        Ваганова А. Я. Статьи, воспоминания, материалы. — Л.; М.: Искусство, 1958.

9.        Громов Ю. И., Розанова О. И., Рубахина Н. А. Хореографический коллектив в клубе. — Л.: ВПШК, 1981.

10.        Громов Ю. И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе. — Л., 1963.

11.        Классический танец (слитные движения). — М.: Советская Россия, 1961.

12.        Костровицкая В. С., Писарев А. Школа классического танца. — Л.: Искусство, 1968, 1976.

13.        Костровицкая В. С. 100 уроков классического танца. — Л.: Искусство, 1972, 1981.

14.        Ладыгин Л. А. Музыкальное оформление уроков танца. — М.: ЗНУИ, 1980.

15.        Лукьянова Л. А. Дыхание в хореографии. — М.: Искусство, 1979.

16.        Мессерер А. Уроки классического танца. — М.: Искусство, 1967.

17.        Методические указания к изучению французских терминов классического и народно-характерного танца. — Л.: ВПШК, 1979.

18.        Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. — М.: Искусство, 1971.

19.        Уральская В. Нужна ли классика? — Клуб и художественная самодеятельность, 1966, № 11.

20.        Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления урока классического танца. — Л.; М.: Музгиз, 1952.

21.     «Художественная гимнастика: История, становление и перспективы равития» И.А.Винер- Усманова, Е.С.Крючек, Р.Н. Терехина. М., «Человек», 2014.

22.     «Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути ее формирования.» И.А.Виннер- Усманова, Е.С Крючек, Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина. М., «Человек», 2014

   Список литературы для учащихся и родителей

1.        Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб: «Респекс», «Люкси», 1996.

2.        Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.

3.        Балет: Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1983

4.        Блок А.Д. Классический танец.- М.: Искусство, 1981.

5.        Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство, 1980.

6.        Васильева Т. Балетная осанка. – М.: «Высшая школа изящных искусств», 1993.

7.        Михайлова А. М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

8.        Михайлова А. М., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль: Академия Холдинг, 2001.

9.        Начальный курс танца. – М.: «Астрель», 2001