Модуль программы внеурочной деятельности «Современная пластика и классическое искусство”

Копаева Ирина Владимировна

В данном модуле предложен вариант объединения различных видов искуссства на уроках хореографии, предложены варианты тем и заданий с целью интеграции танца, музыки и живописи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul.docx46.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

заместитель директора  

по учебно-воспитательной работе

МБУ ДО «ДШИ №3 «Младость» г.о. Самара

________________/Н.Н.Пятайкина/

«___» _________        2018г.

«Утверждаю»

директор

МБУ ДО «ДШИ №3 «Младость»

г.о. Самара

_____________        /Н.Ю.Александрова/

 «___» _________        2018г.

        

Модуль программы внеурочной деятельности
«Современная пластика и классическое искусство”
для учащихся 3-го класса

Составитель:

Копаева И.В.

педагог ДО (хореография)

2018 год


  1. Пояснительная записка

Модуль «Современная пластика и классическое искусство» программывнеурочной деятельности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства МБУ ДО «ДШИ №3 «Младость» г.о. Самара.

Взаимодействие разных видов искусства в процессе творческого освоения мира учащимися развивает эмоционально-чувственную сферу ребенка, открывает новые возможности для творчества, что не может не отразиться на интеллектуальном развитии, положительно повлиять на все стороны личности. Эксперименты с синтезом искусств на уроках дополнительного образования могут помочь своевременно выявить одаренных детей и в дальнейшем сориентировать их в профессиональном плане.

Содержание модуля «Современная пластика и классическое искусство» рассчитано на детей, проходящих обучение в детской школе искусств по дополнительной общеразвивающей предпрофессиональной программе в области хореографического искусства в рамках дополнительного предмета «Современный танец» 3 класса. Материал модуля адаптирован в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также учитывает тот объем знаний, умений и навыков, полученных учащимся в 1 и 2 классах на всех дисциплинах, предусмотренных учебным планом.

Модуль предполагает участие родителей в качестве зрителей и судей на итоговом оценочном показе по дисциплине «Современный танец», где в числе прочих заданий учащиеся показывают свои импровизации, созданные ими на уроках в рамках предлагаемого модуля.

Занятия, предусмотренные модулем, способствуют развитию межличностных отношений в коллективе, помогают детям освободиться от комплексов и эмоциональных зажимов. Дети учатся свободно высказывать свои мысли и чувства через пластику тела, знакомятся с классической музыкой и живописью. Групповые задания способствуют развитию слаженности в коллективе, помогут укрепить командный дух, что благотворно скажется на сценических выступлениях. Индивидуальные импровизации помогут решить проблему боязни выступления на публике, а также улучшат эмоциональный контакт между учеником и педагогом и другими учащимися коллектива.

Новизна модуля заключается в интеграции на занятиях хореографией выразительных средств танца, музыки и живописи. Новым является предложение учащимся воплотить через собственное тело эмоции, чувства, мысли по поводу просмотренных произведений живописи, а также подбор музыкального оформления импровизации самим учащимся. Нестандартным в данном модуле является акцент на объединение живописи и танца, т.к. танец уже по сути неотъемлем от музыки, а потому добавление в этот синтез изобразительного искусства обогащает как знания и внутренний мир учащихся, так и сами виды искусства.

Цель модуля: выявление и развитие творческих способностей детей на основе их приобщения к активному творческому процессу

Задачи модуля:

  1. Способствование проявлению творческих способностей детей в процессеимпровизации.
  2. Развитие умения владеть собственным телом, делая это в зависимости от заданных условий.
  3. Формирование навыковколлективной работы в процессе создания пластических этюдов.
  4. Развитие эмоциональной сферы учащихся, иходаренности, способности воспринимать музыку и живопись, анализировать услышанное (увиденное).
  5. Воспитание эстетического вкуса, творческой активности, художественное воспитание в целом.
  6. Обогащение кругозора детей в области разных видов искусств.

Обучение по модулю предполагает сетевое взаимодействие между педагогом и родителями учащихся:

  • размещение информации об отмене и переносе занятий (в связи с болезнью педагога и т.п.) на сайте школы;
  • общение по электронной почте по вопросам, связанным с внеурочной деятельностью детей по модулю;
  • рекомендации о режиме занятий (сколько раз в неделю посещать их, чередовать занятия с другими учебными дисциплинами, предусмотренным учебным планом и т.п.);
  • пожелания педагога (чтобы внеурочные занятия стали хорошей привычкой, «ритуалом», ребенок  интересовался произведениями живописи и музыки вне уроков в свободное от школы время и т.д.).

Место модуля в учебном плане. Модуль «Современная пластика и классическое искусство» вводится у учащихся 3 классапо дополнительной общеразвивающей предпрофессиональной программе за счет времени дополнительной дисциплины «Современный танец» по теме «Импровизация» в конце учебного года.

Ценностные ориентиры содержания модуля. Освоение материала модуля предусматривает свободное художественное творчество детей и предполагает активное взаимодействие учащихся между собой и с педагогом, который, в свою очередь, стимулирует развитие у детей ощущения свободы творчества. Результат работы учащихся в дальнейшем может использоваться педагогом для создания танцевальных композиций, которые участники коллектива могут исполнять на различных мероприятиях: концертах, конкурсах, фестивалях. В процессе предлагаемых занятий поддерживается и развивается интерес обучающихся к хореографии, музыке, изобразительному искусству.

Содержание модуля также даст детям возможность понять значимость творчества в жизни, а также необходимость сохранять ранее созданное, передавая уникальное наследие из поколения в поколение. Воспитание высоконравственного, культурного и образованного человека – одно из стремлений воплощения в жизнь представления о современном национальном воспитательном идеале.

Проявления одаренности ребенка в области хореографии фиксируются в диагностической карте и принимаются за ориентир для формирования индивидуальных образовательных программ обучающихся в соответствии с их одаренностью.

Учащиеся, осваивающие модуль, ведут продуктивную деятельность, выражающуюся в творческой импровизации, создании пластических этюдов, прослушивании и подборе музыкальных фрагментов, активном рассмотрении и анализе произведений живописи, а также передаче своих эмоций, чувств по поводу увиденного и услышанного.

  1. Планируемые результаты модуля

В результате освоения модуля «Современная пластика и классическое искусство», должны быть достигнуты:

личностные результаты

  • готовность и способность обучающихся к творческому саморазвитию;
  • развитиемотивациик физическому развитию, повышению музыкальной грамотности, расширению кругозора в области живописи;
  • сформированность ценностных ориентиров, эстетических потребностей, смысловых установок обучающихся, отражающих любовь к искусству;
  • сформированность основ гражданской идентичности, осознание себя россиянином на основе изучения лучших образцов классического и современного искусства;

метапредметные результаты (универсальные учебные действия):

познавательные

  • способность решать проблемы творческого и поискового характера в процессе создания нового продукта на основе заданного;
  • овладение логическими действиями, такими как анализ, синтез, обобщение, установление аналогий в танце и живописи, танце и музыке, музыке и живописи;

регулятивные

  • способность принимать цели и задачи, поставленные в процессе творческой деятельности, находить средства к осуществлению задуманного;
  • умение находить наиболее оптимальные способы достижения результата в созидательной деятельности (импровизациях).

коммуникативные

  • приобретение умения контактировать с другими учащимися, целенаправленно и совместно двигаясь к достижению желаемого результата;
  • приобретение навыка сольного выступления, при этом уметь наладить контакт со зрителем, заинтересовать его и донести до него нужную информацию.

  1. Содержание модуля[1]

Основной формой обучения по модулю «Современная пластика и классическое искусство» является импровизация, которая позволяет создавать пластические композиции на основе современной хореографии с использованием классической музыки и произведений изобразительного искусства, создавая уникальное сочетание всех трех видов искусства.

Режим занятий. Модуль внеурочной деятельности «Современная пластика и классическое искусство» для учащихся 3 класса предпрофессионального образования рассчитан на 8 часов (1 раз в неделю по 2 часа), которые включают практические занятия, с обсуждением и анализированием результатов в конце каждого занятия.

Темы занятий:

Отражение пейзажа в танце.

Портрет. Воплощение характера в танце.

Исторические события в танцевальной пластике.

Свободная тема.

Тематическое планирование модуля «Современная пластика и классическое искусство» с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тематическое планирование                                      Основные виды учебной                                                  деятельности обучающихся

Тема 1.

Отражение пейзажа в танце                                    Работа с произведением живописи, поиск идей, мыслей, их

воплощение  под заданную музыку

Тема 2

Портрет. Воплощение характера в танце                                Выбор музыкального сопровождения из предложенных.  

Использование ранее полученных

знаний на хореографических

дисциплинах

Тема 3

Исторические события в пластике.        Коллективная работа. Использование навыков

коммуникации. Обоснование

действий в сюжетном танце.

Тема 4

Свободная тема.                                                       Самостоятельный подбор произведения живописи,

музыкального материала,

пластических решений.

4. Средства оценивания результатов модуля

В конце каждого занятия каждый учащийся получает оценку своей работы от педагога и от остальныхучащихся, присутствующих на занятии. Полученные баллы суммируются, и высчитывается средний балл.

Критерии оценки.

Воплощение идеи:

  • оценка 5 (отлично): ребенок точно передал чувства и мысли, после просмотра его импровизации (пластического этюда) понятно, что он хотел рассказать, у зрителя не осталось вопросов к исполнителю, все донесено понятно и доступно;
  • оценка 4 (хорошо): ребенок в целом передал идею, но остались неточности и у зрителя возникли вопросы и споры по поводу увиденного;
  • оценка 3 (удовлетворительно): ребенок не смог воплотить идею и его импровизация не несла определенного смысла или учащийся не смог придумать и сформулировать идею.

Соответствие идеи импровизации выбранному произведению живописи:

  • оценка 5 (отлично): ребенок точно передал смысл произведения живописи;
  • оценка 4 (хорошо): ребенок не совсем верно понял произведение живописи;
  • оценка 3 (удовлетворительно): ребенок не смог определить основную идею, воплощенную в выбранной картине, а потому его импровизация не имеет связи с живописным полотном.

Музыкальность:

  • оценка 5 (отлично): ребенок точно подобрал музыкальный фрагмент в соответствии с выбранным произведением изобразительного искусства, пластика тела соответствует музыкальному сопровождению, отражает его нюансы;
  • оценка 4 (хорошо): ребенок грамотно подобрал музыкальный фрагмент, но недостаточно точно отразил музыкальные тонкости и нюансы в пластике;
  • оценка 3 (удовлетворительно): ребенок неверно подобрал музыкальный фрагмент, выбранная пластика не соответствует стилю музыка, движения построены немузыкально.

Разнообразие и техника исполнения пластических движений:

  • оценка 5 (отлично): ребенок использовал много различных пластических движений, свободно исполнял их, язык тела «слился» с музыкой;
  • оценка 4 (хорошо): ребенок использовал не весь запас движений тела, техническое исполнение не всех элементов соответствовало нужному уровню;
  • оценка 3 (удовлетворительно): скудные пластические движения, слабое техническое исполнение.

Креативность:

  • оценка 5 (отлично): ребенок показал богатую фантазию, использовал оригинальные сочетания движений, придумал свои, нестандартно подошел к реализации замысла;
  • оценка 4 (хорошо): ребенок придумал новые сочетания, но достаточно много использовал штампованных и стандартных решений;
  • оценка 3 (удовлетворительно): ребенок использовал только ранее ему известные движения, не было попытки придумать что-то свое, оригинальное.

Примерная таблица среднего балла (при условии, что оценивали педагог и 9 учащихся, в группе 10 человек)

Кол-во баллов

43-50

36 - 42

30-35

Результат освоения модуля

Творческие способности ребенка хорошо развиты, достаточная эмоциональная раскрепощенность, основные знания, умения и навыки в области танца усвоены на высоком уровне

Творческие способности развиты недостаточно, эмоциональное раскрепощении ребенка требует корректировки, ребенок не полноценно усвоил программу предыдущих лет по дисциплинам танцевального профиля.

Учащийся показал слабый уровень развития творческих способностей, возможны проблемы с раскрепощенностью ребенка, на что следует в дальнейшем обратить внимание.

  1. Материально-техническое обеспечение модуля

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Минимально необходимый для реализации программы модуля «Современная пластика и классическое искусство» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

1. Балетный зал площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;

2. Наличие музыкального центра в классе;

3. Наличие видео аппаратуры, компьютера;

4. Раздевалки для обучающихся и преподавателей.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта балетных залов, музыкальных инструментов, аудио и видео аппаратуры.

Список рекомендованной литературы для педагогов и обучающихся:

  1. Н. Бойко: Картины русских художников: Репродукции и описания. В. Перов, В. Суриков. М.: Айрис-Пресс, 2013 г.

  2. Вайнфельд О.А. Музыка. Движение. Фантазия. М.: "Детство",2004

  3. Левина Т. Мэри Вигман: история выразительного танца // PRO ТАНЕЦ. 2014. № 3. С. 40–44
  4. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. М.: Изд-во2ГИТИС»,1999
  5. Романова А. Контактная импровизация. М..: Геликон-Плюс, 2013