Коррекция межличностных отношений методом танцевально двигательной терапии

Петрова Светлана Викторовна
Коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста методом танцевально-двигательной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsii_mezhlichnostnyh_otnosheniy.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция межличностных отношений
детей младшего школьного возраста
методом танцевально-двигательной терапии

Значение межличностных отношений для каждого ребёнка огромно, и их нарушение тонкий показатель отклонений развития.

Цель работы:

  • создать благоприятные условия для достижения позитивной социализации детей – младших школьников путем развития их коммуникативных способностей, желания вступать в контакт с окружающими;
  • организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации воспитания.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, не может быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Любое переживание таких детей, будь то гнев, страх или обида заканчивается напряжением какой-либо группы мышц. На это указывал в своих исследованиях великий русский физиолог В.М. Сеченов, на этом же принципе тесной связи эмоциональных переживаний и напряжений мышц построена известная биоэнергетическая теория телесной терапии Вильгельма Райха и Александра Лоуэна. Суть этой теории заключается в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение своей жизни, находятся в так называемом мышечном панцире, тормозящий импульс которого затрудняет свободное выражение эмоций.

Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных “отметин” на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает.

В связи с этим, в этой работе использованы не только методы воздействия на сознание и мышление, но и техники, отвлекающие контроль сознания над телом, т.е. телесные и танцевальные методы. Эти занятия развивают пластику и гибкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют эмоциональное самовыражение, гармонию в межличностных отношениях со сверстниками.

Танец – это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром. В соответствии с этим существуют такие виды танцевальной терапии как:

  1. индивидуальная;
    2. диадная (парная);
    3. терапия в малых группах;
    4. групповая.

Здесь использована групповая форма работы, которая отличается наибольшей эффективностью, так как чаще всего в нее включены методы индивидуальной и парной танцевально-двигательной терапии.

Эффективность применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы заключается в следующем.

1. Танцевать или двигаться может каждый человек, вне зависимости от возраста, пола, социального положения, уровня образования, ценностей, установок и даже здоровья (не считая случаи обездвиживания).

2. Использование танцевально-двигательных техник позволяет:

- провести диагностику как отдельной личности, так и группы в целом (выявить стереотипы движения, мышечные зажимы, проблемные зоны);

- снять напряжение (первичное – в начале группы или постоянное, принесенное на группу из социальной жизни);

- приобрести новые паттерны движения, способствующие эффективному взаимодействию с собой, миром и людьми посредством изучения себя и подражания другим;

- изменить стиль общения с окружающими;

- научиться осознавать свои и чужие желания, чувства, поступки, посредством анализа движений;

- достаточно быстро создать атмосферу доверия, способствующую развитию групповой сплоченности и психологической поддержки.

3. Изменение движений приводит к изменению качеств личности, проявлению индивидуальности, искренности, спонтанности, принятию себя, и, как следствие, происходит изменение установок, стереотипов коммуникаций [5].

Каждое занятие проходит в несколько этапов. Первый этап занимает несколько минут. Обычно на нем проводится разминка, помогающая каждому ребёнку подготовить свое тело к работе. Разминочные упражнения затрагивают три аспекта: физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов). Здесь встречаются упражнения, включающие растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку и затем на ноги. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется.
На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «встреч и расставаний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться» отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встретиться», чтобы тут же «расстаться», или они могут «встретиться», чтобы «вступить в драку» или чтобы «обнять» друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способствовать различные варианты интерпретации, разработки данной темы.

При этом очень важно правильно создать обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражать и развивает спонтанные движения участников группы. Обычная продолжительность занятия – 40 минут. Занятия проводятся один раз в неделю. Много упражнений делаются лежа на полу, поэтому в нашем распоряжении есть достаточное количество ковриков. Участники приходят в удобной одежде и мягкой обуви.

Одним из важных оборудований на наших занятиях является магнитофон с музыкальными дисками. Характер музыкального сопровождения играет большую роль в работе танецтерапевта с детьми. Необходимо подбирать разнообразный музыкальный материал, в соответствии с заданной тематикой каждого из упражнений: это и классическая музыка, релаксационная, с детской, морской тематикой, быстрая с ритмами барабанов. На наших занятиях использовалась незнакомые детям мелодии, умеренной громкости звучания и физиологически ориентированные ритмы. И именно поэтому индивидуально-культурная значимость предлагаемой музыки не перекрывала значимость и удовольствие от собственной двигательной активности каждого ребёнка.

Занятия по танцевально-двигательной терапии проводились в просторном, хорошо проветриваемом, светлом танцевальном классе, оборудованном зеркалами и специальными хореографическими станками, что создавало особо благоприятную обстановку для учащихся.

Основной задачей тренинга является правильное формирование, развитие и коррекция межличностных отношений детей младших классов. И для решения данной проблемы наши занятия были построены на основе таких техник танцевальной терапии как:

1. Спонтанный, неструктурированный танец. Одним из основных методов танцевальной психотерапии является использование преимущественно спонтанного, неструктурированного танца (индивидуального, диадного, группового) для самовыражения и выражения отношений.

2. Круговой танец. Использование кругового танца занимает в танцевальной терапии особое место. В силу того, что круговой танец – это исторически первая форма танца, в мифологическом сознании первобытного человека сопряженная с определенными культами. Ему приписывается функция пробуждения архетипических переживаний. В психотерапевтическом процессе круговой групповой танец выполняет такие функции: снижения тревожности и сопротивления; возникновения чувств общности, сопричастности; развития внутригруппового единства и межличностных отношений. Круг рассматривается как базовая для танцевальной терапии фигура, где каждый может двигаться одновременно, в отличие от «последовательной» вербальной терапии. Варианты использования этого методического приема разнообразны: например, им можно начинать и заканчивать сессию или использовать его на ранних этапах развития терапевтической группы для создания безопасной и доверительной атмосферы.

3. Аутентичное движение. Аутентичное движение, с одной стороны, считается одним из методических приемов танцевальной терапии, который представляет собой внутренне направленные движения, во время выполнения которых терапевт выступает в роли наблюдателя, а с другой стороны, двигательной практикой, используемой вне терапевтического контекста. В рамках танцевальной терапии процесс аутентичного движения выглядит следующим образом: один человек двигается в присутствии другого. Он начинает двигаться с закрытыми глазами, руководствуясь своими внутренними ощущениями, а «наблюдатель» сидит вне двигательного пространства и концентрирует внимание на двигающемся. Метод аутентичного движения способствует выражению разнообразных аспектов личности, как сознательных, так и бессознательных, в безопасной обстановке принятия и внимания. В рамках групповой работы в качестве наблюдателя могут выступать психолог, отдельные участники группы или группа участников в целом. Наблюдатель аутентичного движения играет особую роль – он привносит специфическое ощущение присутствия в опыт двигающегося.

При составлении занятий по танцевально-двигательной терапии  опора идёт на труды и достижения таких известных в этой области людей, как Бирюкова Ирина Викторовна, Бебик Марина Анатольевна.

Каждое занятие с ребятами должно отличаться от предыдущих новыми открытиями, индивидуальными способами самовыражения. Лишь на первой  встрече дети говорят о лёгком чувстве недоверия, и с каждым упражнением эти внутренние страхи преодолеваются через свободу танцевальных движений, ребята легче выражают свои эмоции, они сближаются и становятся более открытыми.

Хотелось бы выделить наиболее эмоциональные, яркие, запомнившиеся  встречи и занятия. Как показала практика, таковыми явились упражнения с большим полотном. При подведении итогов занятия дети говорили о чувстве объединения, коллективизма, радости. При этом наблюдался яркий всплеск положительных эмоций всех членов группы. Упражнение «Зелёная поляна»:

Дети растягивают на всю площадку зелёное полотно. В сопровождении музыкального материала выполняют различные комбинации с полотном:

  1. Сидя на корточках, создают небольшие волны полотном;
  2. Одновременно поднимают полотно на вытянутые руки, так что оно принимает куполообразную форму;
  3. Создав купол, одновременно забираются под полотно, динамично работая под ним руками;
  4. Создав купол, одновременно забираются под полотно, садятся на корточки и замирают, полотно медленно накрывает всех ребят.
  5. Два участника держат по одному краю полотна, остальные участники располагаются рядом. Два участника начинают движение по классу, натянув полотно на вытянутых вверх руках, все ребята двигаются точно под полотном.

На следующем занятии подвижная игра «Морские волны» проводилось с отдельными полотнами, лёгкими и прозрачными. В результате дети становились более раскрепощёнными, приобретали коммуникативные умения и уверенность в себе.

Подвижная игра «Морские волны»:

Дети свободно располагаются в комнате, в руках каждого полотно из лёгкой прозрачной ткани, голубого цвета. По команде ведущего “Штиль” замирают, по команде “Волны” плавно двигаются, в свободной форме манипулируя полотном, по команде “Шторм” участники начинают интенсивные движения всем телом, бегают, используя всю площадку. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Штиль» участники вновь застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Затем учащиеся разбиваются по парам. Один человек, накинув полотно на спину другого, кружит своего партнёра, затем они меняются. Ритм выбирают удобный для себя. Важным здесь является доверие каждого ребёнка к своему партнёру, облокотившись на полотно, расслабиться и чувствовать ритм движения.

Релаксационные упражнения на ковриках помогли исследовать своё тело, справиться с зажимами, приобрести свободу движений. 

«Танец на полу»:

Выполняется под запись медитативной музыки, которая ассоциируется со спокойным журчанием воды, звучанием струящегося водного потока. Продолжительность упражнения около 10-15 минут. Участники размещаются по всему свободному пространству так, чтобы достичь максимального расстояния между ближайшими соседями (не менее двух метров), опускаются на пол в положение сидя или лежа. С началом звучания музыки каждый начинает двигаться очень медленно, плавно, всем телом, перекатываясь, сворачиваясь, разворачиваясь и т.п. - так, как хочется. Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами. Движения могут ассоциироваться со спокойным колыханием водорослей в потоках воды, исполняются плавно, очень медленно, с перетеканием движений из одной позы в другую, без рывков и остановок. Такой характер движений помогает сконцентрироваться на эмоционально-телесных ощущениях, переживая их как протяженный во времени, непрерывный поток - в соответствии с принципом «здесь и теперь».

В конце каждого занятия участники опускаются на пол и в удобной релаксационной форме "просматривают" только что пережитый опыт общения с собой и другими, сопоставляя ощущения своего тела в начале и конце занятий. Каждый прислушивается к себе, что происходит внутри тела, вокруг. По желанию ребята делятся своими чувствами, эмоциями с коллективом.