МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 9-10 ЛЕТ

Орлова Наталья Сергеевна

 

(НА ПРИМЕРЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_s_detmi_9.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 9-10 ЛЕТ

              (НА ПРИМЕРЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА).

Всем хорошо известно, что классический танец – это основа хореографии, платформа, на которой базируется мастерство танцовщика – как профессионала, так и участника любительского творчества. «Овладение классическим танцем способствует успешной работе в любой области хореографии»,- пишет Н.Н. Шемякин в своей брошюре «Художественное воспитание детей во Дворце культуры». (Шемякин Н.Н. Художественное воспитание детей во Дворце культуры. Л., 1950. С. 31)

Искусство танца близко детям и любимо ими, и обычно дети, поступившие в хореографические кружки внешкольных учреждений, систематически посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляя настойчивость и усердие в приобретении танцевальных навыков познаний.

Систематические занятия детей в кружках и их заинтересованность в изучаемом искусстве дают возможность проводить с детьми большую воспитательную работу, используя специфические средства искусства танца.

Содержанием занятий по танцу с детьми является изучение и исполнение танцев, а также учебно-подготовительная работа, необходимая для достижения хорошего качества исполнения.

Занятия по классическому танцу должны  проводиться в танцевальном  зале. Наличие специальных станков в зале обязательно. Хорошо, чтобы стены или хотя бы одна из стен зала были оборудованы зеркалами.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

При изучении нового и повторении изученного материала следует как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. Например, через каждые 3—4 движения ученики, стоящие в первой линии, переходят в последнюю («едут на Камчатку»), соответственно вторая линия становится первой и т.д. В противном случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнут смотреть на ноги стоящих спереди, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.

Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление — запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике.

При повторении танцевального движения в коре головного мозга образуются временные связи. Когда музыкальное движение выучено и прочувствовано, закрепляется определенная последовательность возбудительно-тормозных процессов, т.е. вырабатывается динамический стереотип данного двигательного навыка.

В этой связи предлагается следующая формула: от ощущений к чувствам, от них к привычке. Такое дополнение к закону усвоения способствует более эффективному формированию стереотипа движения. Следовательно, формулу необходимо применять в такой последовательности:

воспринимая - ощущай;

осмысливая - чувствуй;

запоминая - действуй, пробуй;

проверяя результат - показывай другому.

Дети 9-10 лет должны заниматься классическим танцем 2 раза в неделю. Эти занятия сыграют огромную роль в развитии ребенка, в росте его мастерства. Приведём примерное построение   занятий. Необходимо  сказать, что не всегда можно располагать  учебный материал в одном и том же порядке. Особенно заметно бывает изменение плана занятия при подготовке к выступлению. В этот период обычно приходится   уделять   подготовке   программы показа значительно больше времени, чем систематической   учебной работе. Нарушается план занятия и в том случае, если руководителю нужно провести с учащимися беседу на ту или другую тему и т.д. План занятий, приведенный ниже, представляет собой обычную, нормальную схему расположения различных видов учебного материала. В зависимости от обстоятельств эта схема может быть изменена; однако важно, чтобы изменения   обычного   хода   занятий происходили по возможности редко, так как стройный и определенный ход занятий оказывает самое положительное влияние на общий порядок, на организованность и дисциплинированность детского коллектива, он создаёт спокойное и деловое настроение у учащихся.

В детском хореографическом коллективе комплекс элементов классического танца должен быть весьма ограниченным. Но исполнение этих элементов почти не должно отличаться от исполнения профессионалов.

В содержание занятий по классическому танцу с детьми 9—10 лет входят разделы (упражнения на полу, постановка корпуса, позиции ног, позиции рук, упражнения для головы, упражнения у станка, упражнения на середине зала, упражнения по диагонали).

В значительной мере изменяется степень сложности учебного материала и дозировка физической и умственной нагрузки.

Значительно расширяется объём работы над тренировочными, классическими упражнениями. Дети изучают их и у станка, и на  середине зала, и по диагонали.  Упражнения даются в достаточно сложной форме, потому что в этом возрасте дети способны к координированию одновременных движений рук, ног, головы, корпуса. Показываемые им движения они исполняют точно и отчетливо.

Большое значение приобретает работа над развитием творческих способностей детей. Дети этого возраста отличаются впечатлительностью и наблюдательностью, они с большой активностью относятся к созданию танцевального образа, в своей работе обнаруживают большую творческую изобретательность, фантазию и т.д.

На занятиях с детьми 9-10 лет  творческие способности развиваются  в   форме  сочинения  танцевальных  этюдов,  помогающих  детям понять содержание танца, найти характерные черты танцевального образа, продумать все подробности действия, разворачивающегося в танце.

К своей творческой деятельности дети относятся с большой заинтересованностью. В самостоятельных работах они проявляют  смелость, живость и непосредственность, присущие детям   этого  возраста. Они охотно сочиняют целый ряд вариантов на данную для   этюда тему, внимательно прислушиваются к замечаниям и указаниям руководителя,   с большим   интересом  просматривают    и обсуждают этюды своих товарищей.

 Вполне закономерно  объединять работу над этюдами с  прохождением музыкально-ритмических заданий. При продуманном  и грамотном отборе музыкального  сопровождения для этюдов вполне возможно на этом материале познакомить детей со всеми музыкальными понятиями, терминологией, средствами музыкальной выразительности.

 Мальчики, как и девочки, любят танец, в нем они стремятся найти применение своей энергии и активности. Их привлекает красота, сила, ловкость, разнообразие танцевальных движений. Поступив в кружок и став полноправным членом танцевального коллектива, мальчики обычно занимаются охотно и усердно, добиваясь во многих случаях отличных результатов. Но самое начало занятий, вовлечение мальчиков в танцевальный кружок далеко не всегда проходит без осложнений. На первых порах танец нелегко дается мальчикам: они в этом возрасте часто мешковаты и неповоротливы, они медленнее, чем девочки, осваивают танцевальные движения. Это задевает их самолюбие и часто побуждает прекращать занятия в  хореографическом коллективе.

Мальчики не сразу начинают понимать значение тренировочных упражнений. Они сразу хотят танцевать и действовать, и задача педагога-хореографа — удержать их в  студии, заинтересовать, во время подбодрить и поощрить.

Девочек с первых же занятий увлекает самый процесс обучения танцам. Их не утомляет однообразие упражнений и требование точного выполнения движений. Они с большим удовлетворением исполняют тренировочные упражнения классического и джаз-модерн танца, чувствуя красоту правильного и точного движения. Они сознательно подходят к упражнениям, понимают, что это постепенно подводит их к изучению и исполнению танцев.

Мальчики же при поступлении в хореографический кружок хотят сразу начинать с танца, считая, что танцевать совсем не трудно. Только через некоторое время они начинают понимать, что для хорошего исполнения танцев требуется серьёзная и систематическая подготовка.

К увлечению мальчиков движениями, требующими силы, ловкости, выносливости, следует подходить осторожно. Нередко на занятиях по танцу мальчиков перегружают трудными, утомительными движениями.

Введенные сложные элементы в занятиях без предварительной систематической подготовки, в чрезмерном количестве и в отрыве от танца, могут оказаться вредными для детей, составляя чрезмерную физическую нагрузку и, с другой стороны, плохо влияя на развитие художественного вкуса детей. Увлечение голой техникой наносит вред детям, как мальчикам, так и девочкам, приводит к механическому исполнению танца и неверно ориентирует детей в самой сущности танцевального искусства. Даже в этом возрасте для детей должно быть ясным, что в танце всегда содержится определенное содержание, поскольку он является отражением мыслей, чувств, настроений.

Известную трудность в занятиях с   детьми этого возраста представляет объединение мальчиков с девочками. Мальчики охотно изучают и исполняют танцы, предназначенные только для мальчиков. В танцах же с девочками мальчики я начале обучения оказываются слабее, что для них неприятно. Кроме того, в этом возрасте мальчики часто сторонятся девочек, не хотят становиться с ними в пары, брать за руку и т.д. Руководителю кружка приходится проводить большую воспитательную работу, чтобы приучить мальчиков относиться к девочке, как к товарищу, создать между ними простые и дружеские отношения. Это достигается постепенно, с применением различных методических приемов, приводящих через некоторое время к желаемым результатам. Показ танцевальных достижений мальчиков девочкам и танцев девочек мальчикам, объединение их в общей танцевальной постановке, беседы о совместном будущем труде на пользу родине, о товариществе и дружбе, о необходимости общих усилий для достижения хороших результатов — все это постепенно приводит к установлению правильных взаимоотношений. Создаётся полнокровный детский коллектив. Участие в танцах девочек вместе с мальчиками позволяет готовить интересный, красочный танцевальный репертуар. В то же время объединение детей полезно в воспитательном отношении.

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий по классическому танцу с детьми лежит принцип воспитывающего обучения. В нашей стране воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы учащиеся, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы своё мировоззрение, приобретали бы взгляды и черты характера, находящиеся в соответствии со всей направленностью воспитания.