«Русский балет»

Парамонова Марина Александровна

 

Конспект по хореографии:

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по хореографии:

«Русский балет»

Автор: Парамонова Марина Александровна

педагог дополнительного образования

ст. Обливская

Декабрь 2018 г.

Русский балет

     Балет – национальная гордость России и «визитная карточка» российской культуры. Зародившись во Франции и Италии, именно здесь он обрел «вторую родину».  Именно в России сохранили и развивали класс. Первая балетная школа в России была открыта в Петербурге в 1738 году. Через несколько десятилетий школа открылась и в Москве. Так началось соперничество двух балетных традиций – петербургской и московской, двух театров – Мариинского и Большого, которое продолжается и по сей день. В этом можно убедиться даже просто изучив афиши в обеих городах.

Петербургская школа верна классическим традициям и делает упор на отточенность каждого движения, суперпрофессионализм исполнителей. На петербургской сцене и по сей день можно увидеть наиболее «классические» версии великих балетных спектаклей. Но кому-то питерская манера кажется холодноватой.

       В Москве более склонны к выражению ярких эмоций, смелым экспериментам и разнообразию жанров. Репертуар российских балетных театров – прежде всего, лучшие спектакли XIX и XX веков, к которым в последние годы добавились многие экспериментальные спектакли современного танца. В XIX веке в России были созданы многие шедевры классического балета: «Спящая Красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Баядерка», «Дон Кихот». К первым трем из них музыку написал П.И. Чайковский, что также стало прорывом: нигде в мире до этого для балета не работали «большие» композиторы. Благодаря замечательной музыке и филигранной хореографии все эти спектакли до сих пор с успехом идут на российской и мировой сцене.

      Начало XX века стало для русского балета временем новых прорывов. Именно гастроли российских «звезд» в начале XX века (знаменитые «Русские сезоны» Дягилева) пробудили угасший было интерес зарубежной публики к балету и подарили ему «второе дыхание». Появился жанр одноактного балета, а декорациям и костюмам начали уделять гораздо больше внимания. Музыка для постановок выбиралась сложная, порой «нетанцевальная», но по-прежнему отменных композиторов. Из балетов начала века наиболее интересны «Жар-Птица», «Шопениана», «Шахерезада» и «Весна священная» (над последним обычно безжалостно экспериментируют).

    В СССР балет оставался предметом национальной гордости. Балетмейстеры продолжали следовать классическим традициям (хоть и в ущерб всем новым веяниям), а для театра работали лучшие композиторы: С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян. Балеты создавали на исторические сюжеты или по литературным произведениям и стремились наполнить глубоким смыслом. Из постановок советских времен со сцены театров до сих пор (и заслуженно) не сходят «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Каменный цветок», «Бахчисарайский фонтан», «Золушка», «Анюта», «Анна Каренина». Два последних – более современные и отличаются еще более тонким психологизмом образов.

         После разрушения Советского Союза на российскую сцену хлынул поток всего, что было раньше запрещено: бессюжетный балет, вольный и современный танец… Пока далеко не все эксперименты можно назвать удачными, но то, что российский балетный мир стал более разноплановым.

       Звезды балета и в царские, и в советские времена, и сейчас к звездам балета в России относятся очень трепетно. В театр часто приходят «на кого-то». В советское время мгновенно разлетались билеты «на Уланову», «на Плисецкую» и «на Максимову». Самые успешные балерины нашего времени – Ульяна Лопаткина (Мариинский театр, Санкт-Петербург), Светлана Захарова (Большой театр, Москва) Диана Вишнёва (Мариинский театр, Санкт-Петербург), Наталья Осипова (Михайловский театр, Санкт-Петербург) и Екатерина Кондаурова (Мариинский театр). У каждой из них своя манера танца, но все они – удивительные исполнительницы и великолепные профессионалы.

     Лучшие театры. Лучшим балетным театром страны традиционно считается Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Билеты в него раскупают на несколько месяцев вперед. Большой театр в Москве стремится удивлять экспериментальными постановками, но классические в нем все-таки лучше. Отличный репертуар и труппа в Московском Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Очень хороши спектакли и в Михайловском театре Санкт-Петербурга. В регионах выделяются театры оперы и балета в Новосибирске, Екатеринбурге и Перми, активно конкурирующие с признанными балетными столицами за театральные премии. В последние два города также стоит ехать за современным танцем. Особенно привлекает к себе внимание в последние годы театр «Провинциальные танцы» в Екатеринбурге.