"Игры в хореографии" (методическая рекомендация)

Ильина Инна Анатольевна

Рекомендации по проведению игр на занятиях хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_horeografiyu.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Игра с хлопками.

Дети стоят по кругу, учитель дает задание хлопать в ладоши по очереди на сильные и слабые доли тактов музыки. Неправильно хлопнувший ребенок выходит из игры.

«Кот и мыши».

Музыка Т.Ломова «Мыши».

Задача игры в том, чтобы передать шутливое, беззвучное движение мышей, которое рисует музыка (1 – 12 такты); резкий динамический контраст концовки музыки выражается стремительным бегом.

Описание: Ребенок «кот» сидит на корточках или свернувшись на стуле у одной из стен комнаты. Глаза у «кота» закрыты. Дети «мыши» - у противоположной стены в «норе» (за чертой).

1 - 12такты. «Мыши» тихонько выходят из «норы», бесшумно двигаются по комнате в разных направлениях («ищут пищу»). Кот делает вид, что спит. Трогать кота запрещается.

13 – 16 такты. «Кот» открывает глаза, вскакивает и ловит «мышей», которые стремительно убегают обратно в свою «нору». Пойманные мыши садятся в стороны на стулья.

Игра повторяется.

«Барабан».

Игра способствует укреплению связочно – мышечного аппарата стопы, формированию ее свода; развивает чувство ритма.

Описание: Дети сидят на стульях (скамейке), стопы параллельны, пятки прижаты к полу. Руководитель сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Дети повторяют упражнение. Пятки остаются плотно прижаты к полу. Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки в это время плотно прижаты к полу. Одновременно нужно контролировать правильность осанки.

«Рыбаки и рыбки».

Игра способствует развитию координации, быстроты реакции, чувства ритма; общефизиологическое воздействие на весь организм.

Описание: Играющие стоят. Очерчивается «пруд» - площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками: «рыбки плавают». Двое «рыбаков» растягивают скакалку – «сети» - и пытаются окружить и поймать «рыбок». «Рыбки» увертываются. Те, кого коснулась скакалка, выходят из игры ( «рыбка поймана»). Когда будут пойманы все «рыбки», игра повторяется с новыми «рыбками», которыми назначаются самые ловкие дети.

«Самолеты».

В игре тренируется навык в построении, перестроении, ходьбе, беге; тренировка движений в крупных и мелких мышечных группах; развитие внимания, быстроты реакции, умения согласовывать свои действия с действиями других детей; формирование осанки.

Описание: Дети стоят друг за другом в 3 – 4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками (это «аэродромы»). Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу учителя «К полету готовятся» дети наливают «бензин» (наклоняются), «заводят мотор» (кружат руками перед грудью), «расправляют крылья» (поднимают руки в стороны), «летят» (разбегаются в разные стороны). По сигналу учителя «На посадку» «летчики»ведут «самолеты» на свои места, в колонны и «приземляются» (останавливаются).

Игра в мяч.

Цель: научить детей рассчитывать полет мяча в соответствии с музыкой (бросать на сильную долю такта, ловить на слабую в музыкальном размере 2/4).

Описание: Дети стоят по кругу. Один – в центре круга с мячом в руках.

1 такт. На сильную долю стоящий в центре бросает мяч одному из играющих, на слабую долю тот ловит мяч.

2 такт. Возвращает мяч в центр.

3 такт. Мяч бросается следующему играющему.

4 такт. Получивший плавным движением передает его соседу, стоящему справа.

5 такт. Сосед с мячом и стоящий в центре тремя шагами идут навстречу друг другу.

6 такт. Оба возвращаются спиной на свои места.

7 - 8 такты. Держась правой стороной, выполняя ритмический рисунок этих тактов, стоящий в центре и ребенок с мячом меняются местами.

На повторение следующих восьми тактов мяч перебрасывается 4-ому, стоящему в кругу, и так далее, пока все дети не примут участие.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Такая общеизвестная игра как «Гуси – лебеди» тренирует у детей навыки правильного дыхания; способствует укреплению мышц туловища и конечностей, формированию осанки, сводов стоп, развитию координации движений.

«Улитка».

 Дети стоят в шеренгу и берутся за руки. Повернувшись в право, они идут за учителем, сначала по кругу, а потом «улиткой», делая концентрические круги один в другом. После того, как «улитка» закрутится, руководитель ведет цепь в обратном направлении, постепенно раскручивая ее.

«Иголка и нитка».

Дети держатся за руки, учитель ведет их за собой по залу, затем предлагает детям, не расцепляя рук, поднять их вверх – образуются ворота.

Учитель – «иголка» ведет цепочку детей – «нитку» дальше за собой в обратном направлении под «воротами» - поднятыми руками детей, обходя по очереди, одного справа, другого слева.

Отличаются дети, которые более красиво, четко, ритмично проделали все движения в фигурной маршировке, сохраняя правильную осанку и красивую походку.

«Ищи».

 Дети  делятся на две равные группы и образуют два концентрических круга (по парам). Один ребенок, не имеющий пары, встает внутри круга к какой-нибудь паре лицом к ней.

Игра заключается в том, что «вторые» как будто прячутся за первыми, а «центральный» их «ищет».

I часть. На первую четверть 1 такта все «вторые» выглядывают из-за спины «первых» и произносят слово «ищи». На вторую четверть выглядывают слева. 3 -4 такты. Все «вторые» перебегают вправо, к следующему «первому», образуя новые пары.

II часть. «Первые», стоя на месте, хлопают в ладоши, а «вторые» вбегают в круг. Взявшись за руки вместе с центральными, они двигаются подскоками по кругу. На последующий аккорд музыки все «первые» протягивают вперед руки, а «вторые» должны  взяться с ними за руки.

Оставшийся без пары идет  в центр. Игра начинается сначала.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

«Передай платочек».

Игра с элементами импровизации (считалка).

      Музыка: Т. Ломова «Мелодия».

Неторопливая, плавная, приветливая музыка первой внезапно сменяется веселой плясовой. Дети включаются в общий ритм движения, в поочередное  действие, учатся вежливо обращаться друг с другом; у них  совершенствуется плавность движения, восприятие затактового построения мелодии. На музыку второй части каждый получивший платочек пляшет по своему.

Описание: исходное положение – дети стоят в кругу. У одного в руке платочек.

1 часть. На затакт ребенок, держащийся платочек, плавно переносит его по направлению         к своему соседу справа (слева), который (на «раз» следующего такта) принимает платочек двумя руками и затем, на следующую музыкальную фразу, так же переносит его и передает дальше. Передающий и принимающий сопровождают движение небольшим поклоном (один просит взять платочек, другой благодарит).

2 часть (и повторение ее). Ребенок , последний, получивший платок, в конце 1-ой части выходит в круг и пляшет, размахивая платочком. С окончанием музыки встает на свое место в кругу; при повторении 1-ой части передает платочек дальне по кругу.

Упражнение повторяется несколько раз. Учитель следит, чтобы во 2-ой части движения соответствовали легкому, веселыми характеру музыки.

Если мальчики пытаются плясать вприсядку, надо им указать, что характер музыки не похож на русскую плясовую и посоветовать поискать другие движения.

«Пляши веселей» (Плясовое упражнение с платочком).

Музыка: русская народная мелодия «Я рассею свое горе».

Описание: исходное положение – дети встают в пары ( девочка с мальчиком) и берутся за руки. У девочек в свободной руке платочек, поднятый в сторону – вверх. Мальчики подобочениваются левой рукой.

Такты 1 – 4. пары легко и неторопливо бегают по залу врассыпную (шаг на каждую четверть). С окончанием 4-го такта все останавливаются, повернувшись лицом к своей паре. Девочки опускают руку с платком.

Такты 5 – 6. девочки размахивают платком вправо – вверх и влево – вниз. Мальчики делают скользящие хлопки руками.

Такты 7 – 8. Все поодиночке спокойными шагами кружатся на месте (шаг на каждую четверть). Руки опущены. Ладони повернуты вперед. Если часть пар образуется из одних девочек (или из одних мальчиков), то оба танцующих в паре исполняют одинаковые движения (девочки – взмахи, мальчики – хлопки).

«Зеркало» (Плясовое упражнение с элементами импровизации).

Музыка: русская народная мелодия «Ой, хмель мой, хмелек». Обработка М. Раухвергера.

Описание: Исходное построение группы – по выбору учителя, но так, чтобы все могли хорошо видеть движения солиста и не мешали друг другу. Первые солист выходит на середину или встает перед детьми.

Такты 1 – 8. Солисты исполняет любое движение, соответствующее характеру русской пляски и музыки.

Такты 9 – 16. Все вместе  с солистом повторяют то же движение. По окончанию музыки первый солист убегает на свое, а на его место выходит следующий солист и исполняет новое движение, которое затем повторяют все дети.

Описанную форму можно варьировать в соответствии с задачами: упражнение может служить для первого знакомства детей с новым движением, в таком случае роль солиста исполняет учитель.

Когда дети освоились с музыкой и поняли задание, солист должен на свое место к моменту окончания музыки: одновременно на его место выбегает следующий (в этом случае музыка повторяется без перерыва). Следует наблюдаться за тем, чтобы дети не повторяли движений друг друга.