Борисова Т.В. "Опыт работы применения интерактивных технологий на занятиях по хореографии в системе дополнительного образования ."

Борисова Т.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_opyt_raboty_primeneniya_interaktivnoy_tehnologii.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы применения интерактивных технологий
на занятиях по хореографии в системе дополнительного образования.

В настоящее время широкое распространение получило интерактивное обучение, которое основано на активном взаимодействии педагога с родителями, учащимися и социальными партнерами.

При интерактивном обучении между субъектом и объектом возникает хорошо организованная взаимосвязь, постоянно происходит обмен информацией. Интерактивная технология обучения хореографии является своеобразной организацией процесса, который основан на взаимодействии, на взаимодополнении в группе и в танцевальном коллективе в целом.

Более 30 лет назад я начала работать педагогом дополнительного образования по хореографии с детьми в возрасте от 6 до 14 лет. Весь накопленный опыт работы подсказал мне необходимость использования танцевально-двигательной терапии в процессе обучения, которая является компонентом интерактивной технологии обучения, при которой  работа в коллективе организуется таким образом, чтобы танец стал коммуникацией посредством движения.

Подход к каждому воспитаннику в процессе обучения состоит в том, чтобы помочь раскрыть творческие таланты учащихся, научить их общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Например, на занятиях для детей в возрасте от 6 до 10 лет я использую прием сочинения этюда на выбранную эмоцию. При этом я ставлю задачу исследования внутреннего состояния ребенка здесь и сейчас. Каждый ребенок, сочиняя свой этюд, демонстрирует свою эмоцию, которую испытывает в данный момент. Остальные воспитанники смотрят этюд и высказывают свое эмоциональное впечатление от увиденного. Моя роль, как педагога, состоит в том, чтобы поощрить любую эмоцию, показанную ребенком, как положительную, так и отрицательную. Выплеснув негативную эмоцию, ребенок включается в процесс общения с группой, которая помогает ему выйти на положительный результат. В дальнейшем, я продолжаю работу над коррекцией  эмоциональной подачи танца с позитивным настроем. Я всегда стараюсь добиться такого результата на занятии, чтобы ребенок ушел с хорошим настроением.

Одна из самых сильных сторон танцевально-двигательной терапии как метода является работа, основанная  на эмоционально-двигательном переживании во время показа танца. Такой опыт запоминается телесно и не оформлен в слова, поэтому через движения у воспитанника появляется возможность войти в соприкосновение с внутренним опытом, осознать и изменить его, если потребуется.

Ниже я привожу пример, как меняется эмоциональное состояние ребенка при помощи упражнений и этюдов в танцевально-двигательном аспекте.

В группах среднего школьного возраста необходимо постоянно создавать ситуацию успеха, повышение уровня «Я могу». Поэтому при разучивании движений, этюдов, композиций я включаю импровизационно-творческую деятельность, помогающую моим обучающимся легко запомнить танцевальную комбинацию и осознать себя и свое эмоциональное состояние через движение. Что способствует повышению самооценки ребенка, его позитивному настрою.

Также в систему занятий я постоянно включаю интерактивную модель поведения, направленную на раскрытие возможностей воспитанников, снятие телесного напряжения и повышение уровня танцевального мастерства. Например, использование приема "свободных ассоциаций" способствует раскрытию внутреннего опыта через движение каждого участника образовательного процесса, включению осознанного эмоционально положительного настроя.

Например, когда я прошу изобразить осень в танце, дети активно показывают при помощи движений, мимики и жестов кто падающий лист, кто капающий дождь, кто ветер... Коррекция происходит путем включения положительных эмоций. Например: "… а теперь покажи не просто капающий дождик, а грибной дождь...", «...не просто падающий лист, а лист, кружащийся в вальсе". Вся группа принимает активное участие в обсуждении того, как изменилось их настроение после увиденного.

Для детей младшего школьного возраста я провожу следующую танцтерапию. К примеру, всеми любимую красавицу березку дети представляют «подтянутым» корпусом, изображая ровный ствол деревца, раскрытые в пространстве руки обозначают ветки, которые могут покачиваться, мелкое «перебирание» пальцами – это  шелест листвы. Это картинное, статичное изображение, которое дети представляют сразу, без всякой подготовки. Далее задание усложняется тем, что необходимо найти движения, пока непроизвольные, показывающие пространственные перемещения стройной красавицы во время благоприятной погоды, когда светит солнце, либо дует легкий ветерок, или ненастья, когда льет ливень, налетает ураган. Причем, в процессе работы сразу просматриваются эмоциональные состояния, вызванные различным воздействием явлений природы, таких как:  радость, безмятежность, тревога, страх; причем пластика одухотворяется за счет использования эмоционального движения.

Следующий этап, совершенствующий работу над образом, характеризуется введением сюжетной линии. Чаще всего драматургическое содержание этюда является продуктом творчества детей. Они придумывают замысловатые сказки, истории, происшествия, рассказы, повествующие о практической деятельности в природе, воплощая своё творчество в танцевальных мини-зарисовках.

Для детей среднего школьного возраста помогает танцевально-двигательная терапия через создание этюдных зарисовок, сюжетных фрагментов импровизационных комбинаций, танцевальный марафон… Результат работы достигается также через различные задания на сопоставление движений с геометрией пространства в процессе проучивания экзерсиса, ассоциации движений с предметами и окружающим миром в процессе постановочной работы на основе актуализации личностного опыта воспитанников, а также заданий по воспроизведению предметов, событий, явлений с использованием различных музыкально-танцевальных выразительных средств в процессе постановочной и этюдной работы в народно - сценическом танце.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) в группах, с моей точки зрения, подразумевает решение, по меньшей мере, четырех задач. Одной из них является углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое и эмоциональное состояние участников, но к тому же может служить развлечением для тех участников, чьи двигательные функции и без того в относительном порядке. Большинству из нас нужна лишь некоторая помощь в укреплении мышц, растяжке, улучшении координации движений, зарядке энергией. Вторая задача в большей мере относится к подросткам, состоит в укреплении чувства собственного достоинства путем выработки более позитивного образа тела и повышения самооценки личности. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я». Овладение новыми движениями и позами означает и овладение новыми чувствами. Также танцевальная терапия используется для развития социальных навыков. Танцевальные движения представляют собой своеобразное средство связи с окружающими во время обучения элементарным навыкам общения. В группах создаются условия для стимуляции творческого потенциала личности, также совместно с педагогом и другими участниками образовательного процесса осуществляется поиск собственного стиля в общении и самовыражении. Еще одной задачей ТДТ является помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи с движениями, что существенно улучшает физическое и эмоциональное состояние человека.

Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для нас аксиома то, что тело – зеркало души, а движение – это выражение человеческого «Я». Таким образом, делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот.

Танец – это коммуникация, которая осуществляется на трех условиях: с самим собой, с другими людьми и миром. Триада  целостности: мысли-чувства-поведение рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.  Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово «Процесс» подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статистикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным. Двигательное высвобождение сдерживаемых эмоций позволяет телу распрямляться, дыханию освобождаться, способствуя, тем самым, процессу самопринятия

Мы должны постоянно обращаться к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

Танцевально-двигательная терапия как метод интерактивной технологии обучения позволяет найти ресурсы в собственном теле, научиться их выражать и создавать свой неповторимый танец жизни.

.