Работа рук на занятиях в хореографическом коллективе

Материал создан с целью формирования правильной постановки рук на подготовительном этапе обучения в хореографическом коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razr_.rabota_ruk_-_kopiya.docx352.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема:

«Работа рук на занятиях в хореографическом коллективе»

Составитель: педагог дополнительного образования Т. С. Феденёва

ноябрь 2018 г.

г. Санкт-Петербург

Методическая разработка 

Тема: «Работа рук на занятиях в хореографическом коллективе»

«Руки!
Вы словно, две большие птицы,-
Как вы летали,
Как оживляли всё вокруг!»

 В. Лебедев-Кумач

Цель: формирование правильной постановки рук на подготовительном (начальном) этапе обучения в хореографическом коллективе.

Задачи:

1.        обучающие:

  • формирование системы знаний о позициях и положениях рук,
  • обобщение знаний об анатомическом строении руки;
  • углубление знаний по истории балета;

2.        развивающие:

  • развитие умения контролировать положение частей тела – рук в пространстве;
  • развитие гибкости;

3.        воспитательные:

  • воспитание трудолюбия и настойчивости в достижении поставленной цели, а, именно, правильной постановки рук;
  • воспитание интереса к искусству балета.

 Хореография дает возможность человеку стать физически и эстетически развитым. Она формирует правильную осанку, развивает силу и выносливость, учит ребёнка быть трудолюбивым, стремиться к красивому, воспитывает эстетический вкус. Из всех танцевальных направлений и стилей традиционным считается классический танец. В классическом балете своеобразная хореография, которая закладывается в основу других танцев. Классический балет находит гармонию в движении танцора и музыкальном сопровождении. Залог красивого танца - пластичные, нежные, но в то же время уверенные движения рук.

 Рука — (рука - укр., reka - польск., ruka - чешск., ръка - болг.), ласкательно-уменьшительные формы "ручка" и "рученька", - верхняя конечность человека, одна из главнейших частей тела. С помощью рук человек может выполнять множество действий, основным из которых является возможность захватывать предметы. Руки не так сильны, как нижние конечности, но зато они способны к многообразным манипуляциям, с помощью которых мы можем исследовать и познавать окружающий нас мир. Каково же строение этого необыкновенного человеческого органа?

Анатомическое строение руки достаточно простое. Рука прикрепляется к туловищу посредством костей плечевого пояса, суставов и мышц. Состоит из 3-х частей: плеча, предплечья и кисти. Плечевой пояс является самым мощным. Сгибание рук в локте дает рукам большую подвижность, увеличивая их амплитуду и функциональность. Кисть состоит из множества подвижных суставов, именно благодаря им человек может щелкать по клавиатуре компьютера или мобильного телефона, показывать пальцем в нужном направлении, нести сумку, рисовать, прощаться, здороваться и т.д Плечи и кисти соединяются посредством плечевых костей, локтевой и лучевой костей. Все три кости между собой соединяются с помощью суставов. В локтевом суставе руку можно сгибать и разгибать. Обе кости предплечья соединяются подвижно, поэтому во время движения в суставах лучевая кость вращается вокруг локтевой кости. Кисть можно повернуть на 180 градусов!

Строение кисти следующее: запястье, пястье (или пясть), пальцы. Каждый палец имеет три фаланги (исключение — большой палец, у которого их две). Название каждой из костей фаланг складываются из их положения (проксимальная, средняя, дистальная/ногтевая) и номера (или названия) пальца (например, средняя фаланга второго (указательного) пальца).

Для того, чтобы хорошо владеть руками необходимо знать их анатомическое строение (с чем мы сейчас и познакомились).

 Основное положение рук на начальном этапе – руки (на поясе) на талии: кисть лежит точно на боку, чуть ниже талии, лежит крепко,4 пальца впереди плотно сжатые и один сзади, локти в сторону и немного вперёд, корпус подтянут. Постоянно надо следить за «приклеенными» к корпусу ладонями – это залог дальнейшего успеха!

Значение рук в классическом танце и в хореографии вообще неоценимо! Работа по постановке рук очень важная, есть определённые каноны и правила их изучения. Углубимся немного в историю создания красивых танцевальных рук. Французская балетная традиция и построенная на ней русская довагановская балетная школа пользовались семью позициями рук в закругленном (фр. arrondi) и удлиненном (фр. allongé) виде.

  • Первая позиция рук: руки опущены вниз и округлены, ладони направлены вверх.
  • Вторая позиция рук: руки из первой позиции плавно поднимаются до уровня живота, плечи свободно опущены вниз.
  • Третья позиция рук: руки из второй позиции плавно поднимаются вверх над головой, кисти сохраняют балетную позицию.
  • Четвертая позиция: одна рука во второй позиции (на уровне живота), другая рука в третьей позиции (над головой).
  • Пятая позиция: одна рука в третьей позиции, другая — прямая, чуть в стороне от корпуса.
  • Шестая позиция: одна рука остается возле корпуса, другая плавно опускается вниз, во вторую позицию.
  • Седьмая позиция: обе руки разведены в стороны, образуя от локтя до запястья полукруг.

Помимо этой классической французской методики (7 позиций) итальянский балетмейстер Энрико Чеккетти в конце XIX века разработал свою методику в 5 позиций. И только в начале ХХ века прославленный русский педагог балета Агриппина Яковлевна Ваганова предложила позиции рук, которыми мы и сегодня пользуемся.

В классическом танце существуют одно подготовительное положение рук и 3 основных позиции (из которых впоследствии образуется множество произвольных положений).

Подготовительное положение —руки опущены вниз, округлены в локтях и кистях, образуют мягкий овал, и слегка отделены от корпуса;
I позиция — обе руки округлены в локтях и запястьях и подняты перед собой на уровне диафрагмы;
II позиция - руки округленные в локтях и запястьях раскрыты в стороны;

III позиция — руки подняты над головой, образуя овал.

 http://lib.rus.ec/i/73/170873/i_001.pngрис. 1 подготовительное положение

Руки во всех основных позициях округлены в локтях и кистях. Локти обязательно поддерживаем. Руки в позициях не заводятся точно в сторону или точно над головой - они всегда чуть впереди этих положений.

Огромное внимание необходимо уделить положению кисти: она расслаблена, большой и указательный пальцы почти параллельны, остальные сближены, но при этом свободны, не вплотную. Пальчики должны дышать. Перед тем, как помещать руку в позицию, её необходимо расслабить, опустить вниз вдоль тела, чуть подвести друг к другу большой и средний пальцы. Следим за крепким "каркасом" - это наши предплечье и часть руки от локтя до кисти. Кисть же лишь слегка округлена, без зажима, без излишнего напряжения.

Переходить к изучению позиций рук можно лишь овладев постановкой корпуса. Следует постоянно напоминать детям, что: плечи расправлены и опущены вниз, лопатки направлены в сторону ягодиц, ягодицы при этом хорошо собраны и мышцы спины подтянуты. О своей осанке нельзя забывать никогда – ни во время танцевальных занятий, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день.

http://lib.rus.ec/i/73/170873/i_002.pnghttp://lib.rus.ec/i/73/170873/i_003.pnghttp://lib.rus.ec/i/73/170873/i_004.png

Рис. 2 – I позиция                         Рис. 3 – II позиция                    Рис. 4 – III позиция

Итак, цитируя в основном, А. Я. Ваганову, конкретно разберём:

1. Подготовительное положение рук (рис. 1): обе руки опущены вниз, кисти направлены внутрь, близки одна к другой, но не соприкасаются, локти слегка округлены, так чтобы рука не соприкасалась с корпусом от локтя до плеча, чтобы рука не прилегала под мышкой. Уровень опускания рук – это то место (образно), где заканчивается балетный купальник и начинаются ноги. Как для подготовительного положения, так и для последующих позиций передать точно манеру держать кисть можно только наглядно, живым примером на уроке. Все пальцы сгруппированы совершенно свободно и мягки в суставах; большой палец соприкасается со средним; кисть не сломана в запястье, но продолжает общую округлую линию всей руки от плеча. Мы держим «овальный шарик».

2. Первая позиция (рис. 2). Руки подняты впереди корпуса немного выше пояса. Они должны быть несколько пригнуты, чтобы, открываясь на II позицию, могли свободно разогнуться, раскрыться на всем своем протяжении. При поднимании на I позицию рука поддерживается от плеча до локтя напряжением мускулов верхней своей части. Создаётся плавный овал. Постоянная ошибка – это завышенная первая позиция, за этим надо чётко следить.

3. Вторая позиция (рис. 3). Руки отведены в сторону, чуть-чуть округло согнуты в локте. Следует хорошо поддерживать локоть тем же напряжением мускулов верхней части руки. Необходимо проследить, чтобы локоть не провисал. «Отнюдь нельзя затягивать плечи назад или поднимать их. Нижняя часть руки, от локтя к кисти, удерживается на одном уровне с локтем. Кисть, которая невольно, вследствие этого напряжения, падает и имеет повисший вид, надо тоже поддерживать, чтобы и она участвовала в движении. Руки чуть впереди корпуса и несколько ниже линии плеч, ладони обращены вперед разведены в стороны, локти и кисти находятся на одном уровне;
Удерживая руку в таком положении во время урока, мы даем ей наилучшее воспитание для танца. Сначала она имеет вид искусственный, деланный, но результат скажется потом. О руке уже не придется заботиться, локоть никогда не будет провисать, рука будет легка, отзывчива на каждое положение корпуса, будет жива, естественна и максимально выразительна».

4. Третья позиция (рис. 4). Руки подняты вверх с округлыми локтями, кисти направлены внутрь близко одна к другой, но не соприкасаются и должны быть видимы глазами без поднимания головы, глазки поднял и увидел аккуратно собранные вместе пальцы рук. Плечи стоят на месте, они не подняты. 

В начале рекомендуется изучать отдельно подготовительное положение и группировку пальцев, затем первую и третью позицию рук. Затем приступить к разучиванию второй позиции. Следить за переходами из одной позиции в другую, переводя руки из подготовительного положения в первую позицию, а из нее - во вторую с последующим опусканием рук с исходное положение. Переводы рук следует выполнять в медленном темпе, с остановкой в каждой позиции, включая исходное положение.

Движения рук в танце важны также, как и движения ног. Они придают ещё большую красоту и выразительность.

В постановке рук важно правильное положение отдельных частей: кисти, пальцев, локтя, плеча. Необходимо тренировать силу рук (мы этим занимаемся на партерной гимнастике) и очень важна здесь гибкость рук. Есть комплекс упражнений для развития этого качества.

 Некоторые из упражнений для развития гибкости рук,

  1.  Вращение руками от локтя.
  2.  Вращение руками от плеча.
  3.  Упражнение «Крылья»: взмах двух рук над головой (соединив ладони тыльной стороной) и опускание прямых рук вниз за спиной, соединив ладони в хлопке.
  4.  Упражнение «Отодвину стены»: работать в трёх направлениях (перед собой, в верх, в стороны) из исходного положения руки согнуты в локтях и кисти приближены к плечам.
  5. Упражнение «Ветерок» - плавные перекрестные движения рук над головой, а также наклоны корпуса в стороны с поднятыми в верх руками, можно держать одну руку в сторону, а другую в верх – менять их положения. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.
  6. Возьмитесь правой рукой за запястье левой или соедините их в «замок» и поднимите руки вверх за голову. Выполняйте движение руками (не разъединяя их) в сторону в низ и обратно, при этом левую руку полностью расслабьте. Затем руки поменять.
  7. Из исходного положения одна рука вытянута в верх, а другая опущена в низ, согнуть руки в локтях и попытаться за спиной достать пальцами правой руки пальцы левой; затем поменять руки - это очень полезное упражнение, оно направлено также на укрепление и выработку правильной осанки, подвижность плечевого и локтевого суставов.

Отдельно хочется выделить упражнения на развитие гибкой кисти и пальцев, так как их можно выполнять во время отдыха или беседы, можно выполнять сидя и даже лёжа. Для маленьких деток это совершенно отдельный комплекс – пальчиковая гимнастика. Упражнения для школьников (некоторые) привожу ниже:

1. Вращение кистями внутрь и наружу.

2. Подъём и опускание сокращённой кисти вниз и вверх.

3. Поочередная проработка пальцев правой руки, затем выполните то же левой рукой. Захватите пальцами левой руки кисть правой, нажимая большим пальцем левой руки на указательный палец правой. Направление усилия большого пальца левой руки обозначено

стрелкой (рис. 1).

4. Упражнении аналогичное предыдущему, но для большого пальца правой руки. При этом четыре пальца левой руки сместить на запястье правой руки (рис. 2).

5.  Большим пальцем левой руки нажимайте сразу на четыре пальца (кроме большого) правой (рис. 3), повторить с правой руки.

6. Ладонью левой руки нажимайте на верхние фаланги четырех пальцев (кроме большого) правой (рис. 4) и наоборот.

7. Согнуть кисть левой руки к предплечью, и подержать несколько секунд (рис. 5).

Возвращаясь к вопросу о положении рук, подчеркнём, что положения рук, в отличие от позиций, разнообразны и разнохарактерны. Есть простые, сложные и комбинированные.  В простых, руки расположены симметрично, в сложных – не симметрично. В комбинированных – одна рука находится в одной из основных позиций, другая в другой позиции или простом положении.

Приступая к изучению народного танца (2 -3 год обучения) мы знакомимся с положением рук перед грудью и «кулачки». Необходимо объяснить ребёнку, что «кулачок» - это тоже положение на поясе, но чуть сложнее: когда кисть, собранная в кулачок, кладётся на пояс проксимальными фалангами и прижимается. Руки перед грудью учим держать не прижатыми к корпусу, параллельными полу и, конечно, чтобы дети ощущали их лёгкими, воздушными и одновременно сильными.

Воспитание рук в танце задача не из легких, она требует огромной кропотливой работы. Язык жестов особенно женского танца – прежде всего, руки, и в большей степени кисти.

Русская школа классического танца не только уточнила детально положения рук в позициях, но и четко разграничила их функции на две части. Правильное положение и движение рук, так же, как и ног и корпуса, помогают активно удерживать равновесие тела при исполнении всех видов поворотов и вращений на полу и в воздухе, руки дают «форс» вращениям. И вторая функция рук - пластическое выражение эмоций – смысла исполняемого танца, и та гармоничная форма, которую руки придают всей фигуре танцующего. Отличительной чертой рук, прежде всего является их выразительность. Дети должны понять, что руки в танце не могут быть безучастными. Только правильное положение рук завершает художественный облик танцовщицы и дает полную гармонию танцу. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балет энциклопедия/ главный редактор Ю.Н. Григорович. – М.: Советская энциклопедия, 1981.
  2. Ваганова А.Я. Основы классического танца: учебник, 5-е издание / А.Я. Ваганова. – Л.: «Искусство», 1980.
  3. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. - М.: Искусство, 1983
  4. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца (с 1 по 8 классы): учебно-методическое пособие. - Л.: Искусство, 1981