Методическое сообщение: «Сценическая интерпретация танцевального фольклора» 2017 год

Морозова Ольга Леонидовна

Методическое сообщение: «Сценическая интерпретация танцевального фольклора» 2017 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_soobshchenie._folklor._ot04.01.2019.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительное образование «Детская школа искусств»

Сообщение по теме:

Сценическая интерпретация танцевального фольклора.

Автор:

преподаватель хореографических дисциплин

Морозова Ольга Леонидовна

Город Инта

Республика Коми 2017 г.

Содержание.

1. Введение.        3

2. Сценическая интерпретация танцевального фольклора.        3

3. Фольклор - основа произведений великого мастера.        7

4.Заключение        8

Список литературы.        11


1. Введение.

Народный танец - один из самых древних и массовых видов искусства. Танцевальная культура богата разнообразием художественных особенностей, которые проявляются в образности, в лексической манере, стиле исполнения. В них заключены общенациональные черты и специфические особенности краёв областей регионов. Народ создаёт в танце идеальный образ, к которому он стремиться. Именно в искусстве народного танца заложены те качества, характеристики, черты самобытности, которые получили развитие и многообразие в сценических формах хореографического искусства.

«Сценический танец – это средство физического и духовного самосовершенствования человека. Это одна из самых больших радостей, ощущение гармонии, красоты в своём собственном теле и, наконец, это прекраснейшее общение между людьми.» - писал М. Фокин.

2. Сценическая интерпретация танцевального фольклора.

На разных ступенях общественного развития появлялись различные танцы, выполняющие определённые функции: религиозные, обрядовые, военные, охотничьи, трудовые, лирические, бытовые. Фольклор тесно связан с народным бытом и обрядами. В нём находятся история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Он отражает в себе различные периоды истории. Особую роль в истории человечества играла миграция на самые различные жизненные процессы, в том числе и фольклор. Мигранты в поисках лучшей жизни уезжали в чужие неведомые им края, порой против своей воли, забирая в новые места не только самое необходимое, но и свою культуру: песни, танцы, обычаи. Происходило смешение различных культур, творческих приёмов и почерков. Иногда трудно разграничить рамки того района, который твёрдо значится родиной конкретного фольклорного произведения. По танцу мы можем судить о характере того или иного народа. Танцевальный фольклор на протяжении длительного времени выступает одной из важных форм сохранения и передачи накопленного опыта, духовной культуры от одного поколения к другому

Одной из наиболее значимых форм танцевального фольклора является его способность к развитию новых танцевальных форм. Как, например, джазовый танец. В наше время легко утратить в искусстве национальную индивидуальность. Балетмейстеру необходимо знать характерные черты фольклорного танца того или иного народа и развивать их. Конечно, нужно хранить истинный материал, но нельзя также топтаться на месте, Необходимо смело подходить к проблеме создания новых танцев на основе фольклора. Обрабатывая этнографический материал, необходимо создавать новые художественные произведения, созвучные нашему времени, поднимать народное искусство на более высокую ступень, сохраняя то драгоценное, что создал народ.

Фольклорный танец является основой сценического танца. Движения, подчиненные ритму, породили пляску, которая является одним из наиболее ранних проявлений человеческой культуры. Пляска, развиваясь и видоизменяясь, послужила основой для создания балета. Древнейшим видом русских народных плясок, являются пляски-игры, отображающие трудовые процессы. Пляска - игра «А мы просто сеяли, сеяли» рассказывает о процессе посева проса, выборе и похищении невесты. Пляска-игра «Ленок» - о посеве, сборе, трепании льна и выделки из него полотна.

К древнейшим пляскам относятся также охотничьи. У некоторых народов Севера они ещё сохранились. Пляска моржа у чукчей и ненцев, пляска медведя у ханты, манси.

Сценический путь интерпретации фольклорного танца - стилизация. Создание сценического хореографического произведения, но в стиле народного первоисточника, с использованием подлинных движений и характерных элементов композиции. Таково большинство танцев в репертуаре наших профессиональных и самодеятельных коллективов. Здесь знание первоисточника необходимо, оно позволяет создать новое произведение. Именно такие сценические произведения испытанием временем, получают широкое распространение и даже возвращаются в народ. Изучать местный материал необходимо. Необходимо суметь отличить подлинное, ценное от случайного.

Первый принцип модификации фольклора лёг в основу практики этнографических коллективов, которые сегодня создаются и функционируют. Другие принципы трансформации фольклора: обработка, разработка, стилизация широко используются в деятельности различных коллективов. Источником развития хореографического искусства является фольклорно-этнографический материал. Именно он позволяет раскрыть в танце характер народа, его темперамент, быт и обычаи. Изучение фольклорно-этнографического материала и его сценическая обработка – важный момент в создании народного танца. Он позволяет раскрыть и сохранить национальные черты народа. Народно сценический танец является феноменом традиционной культуры. Этот вид искусства является одним из распространённых видов народного творчества, в своём генетическом аспекте он обладает теми качествами, которые позволяют ему сохранить нравственно-эстетические нормы, осуществлять прямую связь с жизнью народа. Народный танец доступен нам в двух разновидностях: как фольклорный, живущий  в народной среде как часть традиционной культуры, и как народно-сценический танец, существующий в системе современной художественной культуры. Вопросы сохранения и развития традиционной культуры имеют большое значение в социальной, художественно-творческой деятельности, в росте эстетической, нравственной, духовной культуры личности. Этнокультурные ценности и идеалы лежат в основе национального искусства, культуры, их надо сохранять, развивать и передавать из поколения в поколение. Танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру и отдельных движений. В результате всего народный танец делиться на отдельные жанры и виды каждый из которых имеет свои особенности. Игорь Александрович Моисеев пишет в своей книге: «Не могу назвать более многоликого, податливого и благодарного для хореографии материала, равного по своим качествам русскому фольклору.» Наши современники, хореографы постановщики Игорь Моисеев, Надежда Надеждина, Татьяна Устинова, Мира Кольцова создали высокохудожественные произведения опирающиеся на глубокие знания танцевального фольклора. Их постановки близки современному зрителю, они волнуют и принимаются любыми возрастными группами. Создание хореографического произведения сложный, неоднозначный путь. Балетмейстеры, создавая современные произведения, формируя их эстетику, должны черпать материал для своих сочинений из лучших образцов народного танца, изучая их на местах. Когда нет подлинного и глубокого народного творчества, знание фольклора подменяется общими, поверхностными знаниями, появляется эклектика и театрализация, что не украшает сцену. Сохранение богатства и традиций танцевального фольклора, включение их в современную хореографическую культуру, является важнейшей основой для создания  народно - сценического танца. Изучением и сценической обработкой фольклорного танца занимались всегда. На основе изученного создавались новые хореографические произведения. Выразительными средствами в хореографическом искусстве является пластика человеческого тела: движения, позы, жесты, мимика. Искусство хореографии наших дней тесно связанно со своими истоками, с традициями народного искусства. В его основе лежит стремление людей отразить окружающий мир. Возникнув ещё на ранних этапах человеческого развития, танец эволюционировал вместе с развитием человеческого общества. С течением времени танцевальные движения утрачивали первоначальную смысловую нагрузку и превращались в средство выражения эмоций, в них возрастала степень эстетического качества. Значение одного и того же движения становилось бесконечно разнообразным. Оно могло принимать множество эмоциональных оттенков. Элементы русского народного танца можно теперь было встретить в танцах других народов. Танцевальный элемент «верёвочка» встречается. В молдавском, украинском, испанском танцах. Прыжки, притопы являются лексической основой многих народных танцев, но каждый элемент в танцах различных народов имеет свою неповторимую особенность, колорит, которые составляют художественную суть народного танца. Танцевальная культура народа богата именно разнообразием художественных особенностей, которые проявляются в образности, в лексической манере, в стиле исполнения. В них заключены общенациональные черты народа и специфические особенности различных краёв, областей регионов. В современную эпоху для фольклорного танца открывается широкий доступ на сцену. Создание же современного народного танца, его сценическая обработка были бы невозможны без глубокого изучения народного творчества.

3. Фольклор - основа произведений  великого мастера.

Выше я уже говорила, начало новому отношению к хореографическому фольклору положил ансамбль танца Игоря Моисеева, в котором яркая театральность формы сочеталась с глубоким проникновением в национальный характер народа. Фольклорный танец служит Моисееву основой для создания своих произведений. Его поиск обращён к самым глубинам народного творчества. На сцене появляются народные пляски: Белорусская «Лявониха», «Крыжачок», русская «Полянка», осетинский «Симд», «Молдовеняска» - в каждом танце подчёркнуты типические черты фольклора различных народностей. Стремление обобщить и выразить в одном образе характер творчества целого народа в дальнейшем окажется существенным для развития ансамбля. Выступления показали значительность нового начинания, перспективы. Коллектив доказал, что народный танец воссоздаёт явление жизни образно, художественно, многолико. Собиратели танцевального творчества различных краёв охотно делятся своим опытом с ансамблем. За обилием танцевальной лексики Моисеев видит историю танца каждого народа, типичные свойства фольклора любого края. Всё номера при всей своей непохожести друг на друга, объедены идейно. Художественные преувеличения, свойственные фольклору, становятся главным образным приёмом Моисеева. Танец прежде всего танец характеров. Поэтому при постановке танца балетмейстер добивается глубокой изобразительности, раскрытия внутреннего содержания. Внимание к национальной теме позволяет сохранить национальные особенности в исполнительской манере помогает ансамблю в работе над танцами народов всего мира. Ещё один из методов, которым руководствуется Моисеев – метод художественного истолкования и передача фольклорного материала, который не допускает эклектического смешения в одном танце хореографических движений, свойственных разным национальным танцам. Моисеев вводит понятие народно – сценический танец. Сценический танец, как правило, основан на характерах ярко индивидуальных, подчинённых развитию логики действия. Игорь Моисеев проявил себя как исследователь фольклора. Соединил глубоко изученные принципы фольклорного танца с законами современного балета. Сохранил и развил богатство, образность  и самобытность танцевального искусства разных народов, и на основе фольклорного материала создал цикл жанровых хореографических сцен. По этому пути пошли и другие коллективы, для которых народное творчество стало основой творческой деятельности. Каждый из таких коллективов стремиться найти свой стиль, свой метод сценической обработки фольклора.

4. Заключение

В быту народ танцует не для зрителя, а для себя. Танец для зрителя не может быть копией житейской пляски. При создании сценического танца на основе фольклора важно сохранить его идею, мысль, заложенную в танце, стиль. Конечно, не всё в жизни приемлемо для сцены, надо выбирать самое интересное: своеобразный рисунок, необычную манеру исполнения или особенное настроение танца. При сценической обработке фольклорного танца может быть использована традиционная хореографическая форма, применяемая в классическом балете: антре, вариации, кода. Это способствует возникновению сценической хореографии, содержащей дух народного танца, и авторскую новизну. Соединяя традиционные результаты хореографической культуры разных по социальным функциям сфер: традиционная бытовая хореография с традиционной хореографической формой, придаёт и тому, и другому и другому новое звучание. В любом конкретном случае создания сценического танца на материале фольклора мы будем видеть изложение исходного материала, повторение исходного материала, изменение это материала. Эти общие для всех случаев положения, можно считать методикой работы с фольклорным материалом при создании на нём сценической хореографии. Для того, что бы танец носил динамический характер необходимо учитывать следующие требования:

  1. Номер выстраивается от простого к сложному и в рисунке, и в лексики. При сложном рисунке должны быть более простые движения и наоборот.
  2. Рисунки должны быть разнообразными.
  3. Включить появление сольных пар, которые должны быть подчинены развитию танца. В начале выход идёт одной пары, затем две или несколько. Это позволит избежать монотонности  танца.
  4. Движение пар должны отличаться неожиданностью ракурса, контрастностью и разнообразием ритмов.
  5. Соединить танец с другими видами искусства или народного творчества: кружево, вышивка, ткачество, игрушка.
  6. Внешнее сходство, которое достигается костюмом, музыкой, названием:

Вятская игрушка, Вологодские кружева. Развитиие танцевальной лексики и композиционного рисунка составляет основу при создании сценического хореографического произведения. Надо всегда помнить, что с механическим составлением комбинаций и рисунков существует логическое соединение, когда берётся основное движение и по ходу на него нанизываются новые движения, внося элемент разнообразия в танец, что приводит в результате к появлению новых движений и комбинаций. Например «присядку» можно сочетать с разворотом корпуса лицом, спиной, в профиль. Изменение комбинации является её развитием. При создании сценического танца особую ценность представляет своеобразная танцевальная манера. Именно она создаёт колорит, который придаёт хореографическому произведению художественную направленность. При сценической обработке народного танца, нужно стремиться бережно сохранить всё лучшее, отражающее черты характера человека. Обогащать рисунок танца, отобрав из движений наиболее выразительные. На протяжении многих лет народ совершенствует, обогащает, украшает все формы и виды нашего народного танца, не стоит примитивно подходить к оценке народного искусства, Без этой основы не могли бы появиться и существовать хореографические композиции созданные профессионалами и любителями. Народный танец является одним из средств самовыражения народа на всех этапах развития человечества, начиная с зарождения цивилизации и заканчивая сегодняшним днём. Источником развития хореографического искусства  является фольклорно - этнографический материал. Именно он позволяет раскрыть в танце характер народа, его темперамент, быт и обычаи. В развитии сценического искусства важен образец фольклорного танца  и его традиции.

«Что такое народный танец? Это пластический портрет народа, немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его не истощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность форм, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. Фольклор как бездонный и бесценный кладезь народного ума и  таланта, собрал и сохранил всё то, что было открыто и изобретено бесчисленными и безымянными талантами, передавшими будущему человечеству первое богатство культуры, которое стало фундаментом для неизбежного роста мировой культуры». Игорь Александрович Моисеев.

Список литературы

1.Баглай В.Е. Этнографическая хореография народов мира: учеб. Пособие для вузов / Ростов н/Д: Феникс (высшее образование)

2.Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. Учебное пособие / Г.Ф. Богданов – Москва: Изд-во МГУ, 2001.

3.Захаров В. Фольклор – это «Симфония Движения «/В. Захаров// Балет. – 2010.-№1.Захаров Р.В. Бесседы о танце / Р.В. Захаров – Москва 1976.

4.Бухвастова Л.В. , Заикина Н.И., Шекотихина С.А. Балетмейстер и коллектив: учеб. Пособие. – 3-е изд. – Орёл: ООО « Горизонт » -2014.

5.Интернет ресурсы http://yaneuch.ru/cat_16/folklor-kak-osnova-sozdaniya-russkogo/428512.2852614.page8.html