Влияние и польза занятий ритмикой в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста
Статья содержит:
1.Польза от занятий ритмикой
2.Задачи на занятиях ритмикой
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние и польза занятий ритмикой в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В современной системе воспитания ребенка занятиям ритмике уделяют большое внимание. Такие уроки часто включают в программы дошкольного и раннего школьного обучения как самостоятельную дисциплину. Ведь ритмика помогает не только научиться чувствовать музыку и воспринимать темп.
Главная цель – научить ребенка правильно и адекватно воспринимать музыку, реагировать на нее, выражать свои эмоции и реакции посредством движений.
Для занятий ритмикой очень важным, является музыкальное сопровождение. В процессе обучения необходимо использовать различные мелодии, которые отличаются не только по жанру или стилю, но также имеют разный темп и ритм. При этом все мелодии должны быть рассчитаны на возрастную категорию занимающихся детей, а значит, быть понятными для них. Чем старше детки в группе, тем сложнее могут быть мелодии.
Музыкально-ритмическая деятельность развивает в ребенке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец в движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии, осознавать средства музыкальной выразительности. С помощью специально подобранных Вами упражнений вы сможете развить в ребенке способность воспринимать, улавливать и быстро включаться в ритм.
Также следует отметить, что музыка, используемая для занятий ритмикой, должна быть разнообразной с точки зрения исполнения. Очень хорошо, если на разных занятиях будут проигрываться как фонограммные записи, так и мелодии живого аккомпаниатора. Ведь это также позволит ребенку понимать, что музыка бывает разной. Кроме того, выполнение заданий по аккомпанемент может менять уровень сложности прямо по ходу занятия, в зависимости от того, как играет музыкант.
Польза от занятий ритмикой:
- Занятия ритмикой воспитывают у ребенка музыкальный вкус, прививают любовь к музыке.
- Ребенок начинает разделять такие понятия, как темп, ритм и стиль музыки.
- Ребенок обучается элементарным танцевальным движениям, улучшается его физическая форма и координация движений.
- Благодаря занятиям развивается творческая активность.
Задачи на занятиях ритмикой:
- Коррекционно-оздоровительные
Для устранения и коррекции отклонений от нормы в опорно-двигательном аппарате применяются отдельные упражнения, гимнастика, танцевальные этюды. При профилактике плоскостопия укрепляются рессорные функции мышечно-связочного аппарата стоп. Упражнения с сокращением и вытягиванием, вращением стоп лежа и сидя, поочередным хождением на полупальцах, пятках, внешних и внутренних краях стоп способствуют профилактике плоскостопия и укреплению мышц стопы. Во время танцевальных этюдов - движений на вращение головы и всего корпуса происходит развитие и тренировка вестибулярного аппарата.
- Развивающие
На активизацию взаимодействия полушарий мозга направлены упражнения и танцевальные этюды, развивающие координацию движений, мышечную и мозговую память, наблюдательность, воображение, логику, что положительно сказывается на всей учебной деятельности ребенка.
- Нравственно- эстетические
- Взаимодействие с другими детьми
- Коллективная деятельность (работа в парах)
- Эмоциональное, организующее и дисциплинирующее воздействие музыки на ребенка.
- Привитие чувства красоты на основе народной хореографии
Организация совместной деятельности детей и педагога:
Одно из основных условий полноценного развития детей - это создание теплой, дружеской, непринужденной атмосферы общения ребенка и взрослого.
Необходимо организовать занятия так, чтобы они проходили без принуждения. Самое главное не столько результат деятельности, отточенность движений в пляске, сколько сам процесс движения, доставляющий радость. Действия педагога направлены на то, чтобы дать возможность ребенку почувствовать уверенность в своих силах и побудить его к творческому самовыражению под музыку. Педагог должен принять внутреннюю позицию “старшего товарища”, настроиться на совместную творческую деятельность.
С первых минут занятия очень важно заинтересовать детей, вызвать у них интерес и желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Сначала детей нужно научить красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого следует с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. На занятиях лучше использовать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся. Это построения и перестроения групп; разновидности ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов.
Во время выполнения танцевального движения необходимо считать, помогая уточнить темп и ритм, а закрепление ранее разученных движений может осуществляться сразу под музыку.
Систематичность, постепенность и последовательность раннего развития – основные педагогические принципы.
На протяжении всего занятия и, особенно на его начальных этапах очень важно следить за формированием правильной осанки детей. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия музыкальные игры и этюды.
Если ребенок стремится выразить себя посредством движения, не ограничивайте его, помогайте развивать выразительность, пластичность, общую культуру движения.
На коллективных занятиях дети учатся работать во взаимодействии друг с другом, понимать и чувствовать партнера. Все навыки и умения, приобретенные на коллективных занятиях, пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
Ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.