Танцевальное занятие - средство совершенствования пространственного мышления.

Коробкова Светлана Владимировна

Танцевальное занятие   - средство совершенствования пространственного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Танцевальное занятие   - средство совершенствования пространственного мышления.

Что такое пространственное мышление? Это умение ориентироваться на любой местности: в помещении, на улицах города и даже в тетрадке по геометрии; это знание, где право и лево, спереди и позади, верх и низ. Со всеми этими понятиями ребенок знакомится в  раннем детстве и дошкольном возрасте, а вот закрепляются они уже в школе, особенно «право и лево». И для того чтобы ребенок уверенно чувствовал себя на местности, необходимо развивать пространственное мышление. Каким образом это можно сделать? Рассмотрим занятие хореографией (танцами) с этой точки зрения. Для начала проясним, что из себя представляет зал для занятия хореографией. Обратим свое внимание на рисунок №1:

4

5

6

О

Т

Р

С

К

Л

М

Н

Ш

 3

Е

Ж

З

И

7

А

Б

В

Г

Д

П

2

1

8

Окно

Окно

Окно


Вход

Рисунок 1.

 На рисунке № 1 «П» - Педагог, другие буквы – ученики, цифрами обозначены точки плана зала. Чтобы их найти для начала необходимо понять, где находится зритель. Педагог находится в точке №1 (анфас), дети стоят лицом к нему (к зрителю) в 4 линиях по 4-5 человек, образуя шахматный порядок. На первом уроке учащиеся знакомятся с пространством зала и учатся определять точки плана зала, определяются с такими понятиями как линия и учатся выравнивать ее «по носочкам», «шахматный порядок» и «важным словом - дистанция» (она должна быть одинаковой между соседями справа и слева между линиями), учатся ее соблюдать без помощи вытянутых рук «на глаз», что безусловно помогает развивать глазомер и внимательность. Учащиеся запоминают свои места, соседей справа и слева, спереди и сзади, с какой стороны от них находится выход из зала, окно, педагог и т.д. И в последствии легко находят свои места. Все эти действия являются первой ступенькой развития пространственного мышления.

Стоя таким образом, дети выполняют разминку и разучивают несложные танцевально-ритмические комбинации, построенные на приставных шагах в различных направлениях.

После чего педагог меняет свое место расположение и просит снова встать детей в свои линии лицом к зрителю (педагог в данном случае исполняет роль зрителя). Вот здесь педагог вместе с детьми выходит на следующую ступень развития пространственного мышления. Прежние ориентиры (окно, выход) уже незначимы, единственное на что можно опереться - это новое месторасположение педагога и то с какой стороны (справа или слева) от него ребенок стоял. Задание непростое, как может показаться на первый взгляд. Для достижения цели каждый ребенок должен решить несколько задач:

  1. Вспомнить с какой стороны от педагога он стоял;
  2. Оценить примерное расстояния от своего места до педагога;
  3. Не обращать внимания на других, так как одноклассники тоже ищут свое место.

Если все справились, вот что получится (рисунок 2):

8

1

2

П

       

Д

Г

В

Б

А

И

З

Ж

Е

7

Ш

Н

М

Л

К

3

С

Р

Т

О

6

5

4

Окно

Окно

Окно

Вход

Рисунок 2.

Даже взрослому человеку нужно приложить некоторое усилие для того, чтобы сопоставить рисунок 1 и рисунок 2 (что, кстати, тоже полезно). А детям и того сложнее, особенно если учесть, что у них навыки пространственного мышления развиты слабо. Тем не менее обучающиеся с большим воодушевлением выполняют это задание, так как оно принципиально новое для них и им любопытно, что получится в итоге. Часто некоторые дети неподдельно удивляются результату проделанной работы: вроде они стоят в своих линиях, но при этом иначе относительно входа в зал, окон.

Для более успешного и скорого достижения цели учитель может совместно с учащимися обозначить задачи, которые необходимо решить.

Безусловно, задание заставляет напряженно мыслить, взглянуть на зал как бы со стороны, абстрагироваться от привычных ориентиров и руководствоваться только понятиями «право-лево».

После того как задание успешно выполнено полезно спросить у детей: «Зачем нам надо развивать пространственное мышление?» Дети очень легко и быстро находят практическое применение такому навыку. Вот как отвечали учащиеся: «Чтобы найти остановку автобуса, чтобы вернуться домой», «чтобы правильно найти дорогу обратно в класс» и т.п. Неплохо также выяснить для чего необходимо соблюдать дистанцию. Учащиеся без труда находят правильный ответ: «чтобы никого не ударить во время урока», «чтобы не врезаться на дороге» и т.д.

Следующим шагом развития пространственного мышления будет исполнение заранее выученной танцевальной комбинации, но на новом месте. Чтобы выполнение комбинации было успешным с первого раза, необходимо перед началом исполнения еще раз прояснить где «право-лево». Конечно, если педагог ставит перед собой цель проверить насколько каждый ученик понял, что от него требуется, предварительной беседы не требуется.

Помимо этого педагог может дать задание поменяться линиям местами, например: вторая меняется с первой, третья с четвертой и исполнить выученную комбинацию.  Даже если дети стоят лицом  в привычную сторону, оказавшись на другом месте им необходимо быстро свыкнуться со своим новым расположением и выполнить задание педагога. Это более простое упражнение, но оно также полезно для развития пространственного мышления, а также может поднять настроение тем ученикам, которые по тем или причинам справились с предыдущим заданием менее успешно, чем другие.

Предложенные варианты это не дело одного занятия. Прежде чем педагог сменит свое месторасположение, учащиеся  должны привыкнуть держать линии и соблюдать дистанцию и построение в шахматном порядке (одно из требований техники безопасности на уроке). На это уходит не менее двух занятий. И только после этого можно переходить на следующий этап.

Развивая данный навык, детям в будущем будет проще ориентироваться на различных танцевальных площадках, что поспособствует успешному выступлению на фестивале или конкурсе.

Таким образом, танцевальное занятие, может стать не только средством воспитания тела, развития музыкального слуха, но и средством совершенствования пространственного мышления.