Творческие способности и одаренность

Творчество-самый мощный импульс в развитии ребенка.Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное многообразие.Ранее выявление,обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных  проблем совершенствования систем образования.У нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей подростков, дающие им возможность как можно раньше начать реализовывать свой потенциал.В статье рассматриваются  понятия  "творческие способности,", "одаренность" и принципы выявления  и обучения одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Творческие способности и одаренность»

 Автор

Аристова Жанна Рафаэльевна

Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №12

«Центр Образования»

Г.Серпухов

1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок».

2. Определение понятия «творческие способности.

3. Признаки  и виды одаренности.

4. Особенности личности одаренного ребенка.

5. Принципы выявления  и обучения  одаренных детей.

Заключение

Список  использованной литературы

1.Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние  предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной, либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

2.Творческие способности

Под понятием «творчество»  понимают активное самовыражение, которое может осуществляться через какие угодно формы. У ребёнка, творческими способностями называют индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации того или иного вида творческой деятельности.

Творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих:

-умение познавать все новое;

-стремление к познанию;

-активность и живость ума;

-умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;

-стремление к постоянным открытиям;

-умение применять на практике полученные опыт и знания;

-свобода воображения;

-интуиция и фантазия, в результате которых появляются соответствующие открытия и изобретения.

Развитие творческих способностей детей основывается на совершенствовании имеющихся задатков и навыков. Определить уровень развития творческих способностей у детей  можно посредством применения разнообразных методик.

3.Признаки и виды одаренности.

Признаки  одаренности – это особенности  одаренного ребенка, которые проявляются  в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный  аспект поведения одаренного ребенка  может быть описан следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий  деятельности. Способы деятельности  одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

  • быстрое освоение деятельности  и высокая успешность ее выполнения;
  • использование и изобретение  новых способов деятельности  в условиях поиска решения  в заданной ситуации;
  • выдвижение новых целей деятельности  за счет более глубокого овладения  предметом, ведущее к новому  видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

     2. Сформированность  качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Особый тип обучаемости. Он  может проявляться как в высокой  скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка  может быть описан следующими признаками:

1. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

2. Повышенная познавательная потребность,  любознательность.

3. Предпочтение парадоксальной, противоречивой  и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

4. Высокая критичность к результатам  собственного труда, склонность  ставить сверхтрудные цели, стремление  к совершенству.

Одаренность зависит от личностной направленности, основной жизненной позиции, индивидуальности. Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для  большинства одаренных детей. Дифференциация  видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Современные концепции одаренности выделяют разные стороны  и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одаренности.

Существуют разные виды одаренности, и прежде чем способствовать развитию того или иного таланта, следует правильно установить предпочтения ребенка. Исходя из этого, можно отнести его к одному из типов талантливых детей.

Общая одаренность – равномерное развитие всех общих способностей на высоком уровне. Характеризуется большим размахом деятельности, где ребенок в будущем сможет достичь весомых результатов в любой области.

Художественная одаренность может быть музыкальной, изобразительной или сценической. Отличается высоким мастерством в музыке, изобразительном искусстве, театре, скульптуре или других видах деятельности.

Академическая одаренность – особая успешность в учебе, высокая активность и результативность в обучении и познавательной деятельности. Легкое усвоение даже специализированной школьной программы, в дальнейшем – отличные специалисты

Симбиоз интеллектуальной и академической – подразумевает особые способности ребенка к запоминаю и понимаю основополагающих понятий, хорошему длительному сохранению информации в памяти и эффективной переработки полученных знаний. Такие дети легко справляются со знаниями в разных областях.

Психомоторная или спортивная одаренность выделяется у тех, кто имеет особые показатели в скорости, точности движений, скорости реакции и других спортивных навыках.

Творческие способности проявляются в креативном подходе к решению вопросов. Творчески одаренные дети имеют нешаблонное мышление, что позволяет им находить уникальные пути решения проблем. Такие дети стремятся к познанию нового, и часто именно это и становится основной их мотивацией.

Одаренность интеллектуальная – умение быстро, четко и правильно анализировать, и сопоставлять факты, мыслить и находить способы решения даже сложных задач. Обычно в школе такие дети – отличники. Однако часто отличные результаты достигаются по одному-двум предметам, заинтересовавшим ребенка, в то время как остальные предметы изучаются посредственно. Интеллектуально одаренные дети легко перерабатывают информацию, запоминают ее и активно используют в дальнейшем, а также способны дать или воспринять оценку тех или иных данных.

Среди критериев выделения видов одаренности  можно выделить следующие:

1. Вид деятельности и обеспечивающие  ее сферы психики.

2. Степень  сформированности.

3. Форма  проявлений.

4. Широта проявлений в различных  видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

4. Особенности личности одаренного ребенка

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.

Существует 3 категории одаренных детей:

Первая категория одаренных, которую принято выделять - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

Вторая категория  одаренных - дети, достигшие успехов в разных  областях деятельности. Одаренные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе. Этот вид одаренности  называется  «академическая одаренность». Одаренные дети, необычайно рано проявляют высокую познавательную активность  и любознательность, они быстро и точно выполняют  умственные операции, проявляя навыки логического мышления, отмечается развитость творческого мышления и воображения.

Охарактеризовать одаренного ребенка можно так:

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5.Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

5. Принципы выявления и обучения одарённых детей.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.  Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с наблюдением развития конкретного ребенка. Принципы выявления одарённых детей:

  1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  2.  Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
  3.  Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические "преграды".
  4.  Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и др.).

Список используемой литературы

1. Вебинар по курсу «Психолого-педагогическое образование одаренных детей». Юркевич В.С., 2014г.

2. Бабаева Ю. Д. Роль эмоционально – личностных факторов в диагностике и развитии одаренности детей и подростков// Одаренный ребенок . – 2014 - №5 – с. 30 – 46.

3.Баграмянц М.Л. О психологической подготовке педагогов к взаимодействию с одаренными детьми // Российский научный журнал. - 2009. - №1.- 0,5 п. л.

4. Баграмянц М.Л. Проблема одаренности в контексте социальной среды // Философия и общество. - 2014 . - №4. - 0,8 п. л.