Ах, полька, полька

В данной публикации представлена методческая разработка открытого занятия "Ах, полька, полька" в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Хореографический ансамбль "Золушка". Материал расчитан для детей 7-10 лет. Надеюсь публикация будет полезна педагогам дополнительного образоания , педагогам - организаторам и учителям начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_polka.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Ораниенбаум»

                                198412 Санкт-Петербург, Ломоносов, Александровская 38 т. 422-50-88

Конспект открытого занятия

Тема занятия: Ах, полька, полька!

Образовательная программа: Хореографический ансамбль « Золушка»

Возраст детей: 7-10 лет

Место проведения: ДДТ « Ораниенбаум»

Ф.И.О. педагога: Маковей Елена Ефимовна

Ф.И.О. концертмейстера: Очкурова Ирина Ивановна

Отдел: художественный

Санкт-Петербург

2019 г.

        

Тема занятия: Ах, полька, полька!

Цель: Познакомить учащихся с элементами исполнения разных видов танца «Полька»

Задачи: 1. Образовательные:

                - практическое овладение элементами танца «Полька»;

                - овладение выразительными средствами танца «Полька»:

         - формирование системы знаний, умений, навыков по основам хореографии

           2. Развивающие:

           - развитие творческой инициативы и самовыражению в танце;

           - развитие моторико - двигательной и логической памяти, координации,

             развитие  гибкости, пластики,  музыкальности и артистизма,            

            - развитие навыков композиционного построения.

           3. Воспитательные:

           - воспитание художественного вкуса;

           - воспитать интерес к народному и бальному танцам;

           - воспитать интерес к творческой деятельности;

           - приобщение учащихся к здоровому образу жизни и гармонии тела;

           - воспитать чувства товарищества и личной ответственности.

        


Методы включают в себя следующие компоненты:

             - наглядный ( наглядная подача материала педагогом, знакомство с новыми              

               движениями, просмотр видео исполнения танца «Полька» )        

             - словесный ( объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных

              особенностей детей )

           

             - практический ( разучивание и проработка элементов танца «Полька» )

Ведущая технология ( обучение в сотрудничестве )

Технология здоровье - сберегающего обучения ( здоровый образ жизни, развитие тела,

ощущение радости в процессе обучения и т.д. )

Материально – техническое обеспечение:

               - музыкальный инструмент ( пианино );

               - ноутбук;

               - телевизор и DVD  плеер.

Методическое обеспечение:

                - дидактический материал ( М.Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец»),

                 - видео ( исполнения Андижанской польки)

                - нотный материал ( народная музыка для оформления урока ),

                - фонотека ( МР3 записи музыки )

                - презентация

Тип занятия: комбинированное

Форма занятия : групповая

План проведения занятия

содержание

время

1

Организационный момент.

Вступительное слово педагога о целях открытого занятия

Представление учащихся

2 мин.

2

Введение в тему занятия, историческая справка, портреты композиторов

3 мин

3

Приглашение на фестиваль, исполнение 6 танцев «Полька»

25 мин

4

Импровизация «Школьная полька»

3 мин

5

Игра «Передник»

5 мин

6

Разучивание польки «Бабочка»

5 мин

7

Подведение итогов занятия, поклон

2 мин

45 мин

             

        


Ход занятия

Учащиеся входят в класс и исполняют «Поклон» ( приветствие)

Педагог: Здравствуйте, дети! Здравствуйте уважаемые взрослые! Наше открытое занятие называется «Ах, полька, полька». (слайд 1)

Цель занятия: Познакомить учащихся с элементами исполнения разных видов танца «Полька».

Польку поистине, можно назвать интернациональным танцем. Эту жизнерадостную и озорную пляску танцуют по всему миру. И каждая народность, овладев азами чешского танца, внесла в него свои национальные черты и колорит.

        Термин «полька» происходит от чешского слова «пулка», что означает «половинный шаг». Быстрый темп требует проворного переступания ногами, из-за чего шажки получаются маленькими, что обусловило название танца. Мы уже с вами говорили, что родиной польки ошибочно считают Польшу, из-за созвучного названия, но это не так.

        Полька-это веселый, зажигательный танец, появившийся в чешской провинции Богемии в середине 19 века. Бодрую, радостную пляску по достоинству оценили. И вскоре ни одно празднество не проходило без полюбившегося танца.

        Темпераментный танец оценили и композиторы-классики: (слайд 2 )

Берджик Сметана, Иоган Штраус – отец и сын. (слайд 3)Посмотрим на репродукции:

Антонин Дворжак, П.И.Чайковский, Даргомыжский, С.Рахманинов, Кюи, М.Глинка и другие композиторы тоже писали польки.

        Полька быстро вошла в моду в Чехии, затем во Франции, а затем во всей Европе.

        В Россию в 1845 году из Парижа танец привез знаменитый балетмейстер императорских театров Николай Осипович Гольц. ( слайд 4 ) С начало танец появился на сцене, затем в салонах аристократов. Вскоре ни один великосветский прием не обходился без польки. Томные дамы из высшего света наконец-то смогли проявить свой темперамент в веселом и озорном танце. Посмотрите на репродукцию тех лет ( слайд  5)

        Полька покорила всю Европу. Практически в каждой стране существует свой вариант этого танца. Польку считают народным танцем в России. Белоруссии, Украине, Чехии, Польше, Германии, скандинавских странах. Зажигательный танец проник в страны Северной Европы, на Британские острова и даже в США и страны Латинской Америки.

        Каждая нация внесла в танец свои особенности: эстонская йоксу-полька танцуется медленно, важно, молдавская - темпераментно, белорусская –грациозно, украинская и русская – весело.

        Войдя в репертуар бальных танцев, полька пополнилась бальными разновидностями: появилась полька-галоп, полька-мазурка, полька -катильон.

        Ребята, вам поступили приглашения на фестиваль польки. Вот они. (педагог показывает письма-приглашения ) Поедем на фестиваль?

Дети: Да

Педагог: Вот первый конверт, Вера, открывай.

Вера: Германия ( слайд  6)

Педагог: Смотрите, это национальный немецкий костюм. Танцуем «Берлинскую польку» (звучит фонограмма МР3 №1 )

Вы исполнили «Берлинскую польку» с тройным переходом, также она исполняется и в паре. Следующее приглашение читает Даша.

Даша: Украина

Педагог: Смотрите на слайд ( слайд 7 )  Вы видите национальный украинский костюм.

Мы с вами танцуем Украинскую польку. Сейчас мы исполним только часть танца. Одевайте венки и начинаем. ( дети исполняют танец , звучит фонограмма «Украинской польки» МР3 №2 )

Педагог: Следующее приглашение читает Ванесса.

Ванесса: Белоруссия

Педагог: Смотрите на слайд. ( слайд 8 )  Вы видите национальный белорусский костюм. Исполняем Белорусскую польку ( дети исполняют танец. Звучит фонограмма «Белорусская полька» МР3 №  3 )

Педагог: Отправляемся дальше. Приглашение читает Света.

Света: Ирландия

Педагог: Смотрите на слайд. ( слайд  9)  Вы видите национальный ирландский костюм. Вспомним несколько движений ирландской польки. ( дети исполняют движения, фонограмма «Ирландская полька» МР3 № 4  )

Педагог: Следующее приглашение читает Анжелина

Анжелина: Латвия

Педагог: Смотрите на слайд. ( слайд 10 )  Вы видите национальный латвийский костюм. В Латвии проходят танцевальные праздники на большом поле, мы с вами об этом уже говорили. Польку там очень любят и танцуют почти все.

( дети исполняют танец. Звучит фонограмма «Йоксу-польки» МР3 №  5  )

Следующее приглашение читает Яна.

Яна: Эстония

Педагог: Смотрите на слайд. ( слайд 11 )  Вы видите национальный эстонский костюм. Эстонский танец «Полька через ножку» мы смотрели в исполнении ансамбля танца имени И.Моисеева и в исполнении ансамбля имени Локтева.

А теперь давайте сами попробуем исполнить несколько движений этой польки ( дети исполняют элементы эстонской польки, МР3 № 6  )

Педагог: Следующее приглашение читает Маша.

Маша: Узбекистан

Педагог: Смотрите на слайд. ( слайд 12 )  Вы видите национальный узбекский костюм. Андижанская полька. ( слайд 13  ) Эту польку мы посмотрим на видео.

Педагог: Все приглашения закончились. Танец полька начинают танцевать еще в детском саду и очень популярен он в школе. Как вы думаете называется этот танец?

Дети: ( предполагаемые ответы детей ) Школьная полька, школьный танец.

Педагог: Верно! А еще называют «Полька Переменка». А в каком же костюме его танцуют?

Дети: Школьная форма, юбка и кофта.

Педагог: Верно! Посмотрите на слайд ( слайд 14   ) Вот закончился урок и начинается перемена. Все учащиеся отдыхают. Две девочки читают книгу, две прыгают на скакалке, две играют в пятнашки. Несколько человек просто прогуливаются. Затем все затевают игру в ручеек. Но, вот звенит звонок. Переменка закончилась. Такой веселый танец может получиться. Давайте попробуем. Слушаем музыку ( А.Островсий «Школьная полька» )                                                    

Теперь начнем. Импровизация польки. ( книга, две скакалки )

Молодцы! У вас много фантазии и вы можете придумать свой танец, но это в следующий раз.

Теперь внимание – игра. Делимся на две команды. Для каждой команды приготовлены листочки с буквами, букв больше чем в ответе на вопрос. Просмотрев слайды с фотографиями национальных костюмов, вы должны найти на них предмет одежды, который есть на всех фотографиях. В слух ответ не произносим, а после просмотра идем на свои рабочие места и составляем ответ. Когда ответ готов- говорим: «Готово!»

Внимание на экран. ( слайд   15   ) Приступаем к работе. (дети составляют ответ)

Педагог: Внимание на экран. (слайд 16)Правильный ответ – «Передник». Молодцы! На нашей выставке есть некоторые образцы национальных передников. Посмотрим их.

Педагог: А теперь мы разучим польку «Бабочку». Прослушаем музыку

( В.Каминик «Полька Бабочка» ) Разучиваются движения и исполняется полька.

Педагог: Наш удивительный урок, посвященный польке – окончен. Вам понравился урок?

Дети: Да

Педагог: Какая полька больше понравилась? Какой национальный костюм больше запомнился? А откуда родом полька? ( дети отвечают )

Педагог: На последок загадка.         Я – не польская дивчина,
                                                            Я по-чешски – “половина”.
                                                            Мое имя, между прочим,
                                                            Говорит вам – шаг короче.

                                                                                        О. В. Лобова

Молодцы! Всем большое спасибо! До свидания! Поклон учащихся.