Все ли могут сесть на поперечный шпагат? Для чего нужна растяжка.

Данная статья является познавательным материалом для педагогов-хореографов, родителей. Многие взрослые и дети интересуются как сесть на шпага и зачем нужна растяжка. В своей статье я рассказываю это. И призываю не бояться, а пробовать и стараться добиться желаемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_li_mogut_sest_na_poperechnyy_shpagat.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Все ли могут сесть на поперечный шпагат? Для чего нужна растяжка.

        Перед началом учебного года, девочки и мальчики вместе с родителями приходят записываться в хореографический ансамбль, которым я руковожу. И почти всегда задают вопросы на тему: « Сможет ли ребенок сесть на продольный и поперечный шпагат и зачем нужна растяжка». Очень многие дети боятся слова шпагат, но все происходит в игровой форме. Дети даже не замечают как они начинают растягиваться и постепенно, играя и соревнуясь садятся на шпагат. С удовольствием показывают свои достижения.

        Так все ли могут сесть на продольный шпагат? Да. А на поперечный? Давайте разберемся.

Верхняя выворотность, амплитуда и подвижность тазобедренного сустава - обязательные требования к поступающим в профессиональную балетную школу. У нас в коллективе этого не требуется. Форма классического танца требует идеально развернутого положения бедра, что способствует хорошему plie, прыжку, правильным и красивым позам классического танца и т.д.

К сожалению, глубина вертлужной впадины (место, в котором находится бедренная кость) и угол раскрытия сустава заложен у человека с рождения. Повлиять с помощью тренировок можно лишь на мягкие ткани (связки, сухожилия тазобедренного сустава), но никак не на шейку бедра и положение впадины, которая влияет на угол раскрытия сустава. Разберемся по порядку.

Тазобедренный сустав состоит из вертлужной суставной впадины и бедренной кости. Генетически у человека закладывается положение впадины и шейки бедра. По мере взросления хрящевые ткани заменяются костными, образуя стабильный сустав, который или способен к раскрытию, или нет.

Различают несколько видов строения шейки бедра. Простыми словами, ее положение может близиться к углу 90 градусов, или к углу 180 градусов. Кроме того, положение вертлужной впадины тоже может ограничивать движение: шейка бедра упирается в волокнистое кольцо по краю и не дает раскрыться суставу. С этим ничего нельзя поделать, даже если растягивать связки.

Многое зависит от угла, который образует шейка бедра. Различают нормальную деформацию (120-135 градусов)варусную (менее 120)вальгусную (более 135). Гибкость и эластичность человеческих суставов - отклонение от нормы, которое необходимо для гимнастики и балета. Детям с такими природными данными отдается преимущество.

Определить строение шейки бедра можно только с помощью рентгеновского снимка, но каждый человек, начав делать упражнения на растяжку, может почувствовать, когда ограничивается амплитуда движений. Это становится понятно почти сразу. Нередко можно встретить такой парадокс: взрослый человек, который никогда не занимался гимнастикой или балетом, начинает заниматься стретчингом и добивается первых успехов через пару месяцев, особенно в растяжке поперечного шпагата. Всё почему? От природы ему был дан подвижный тазобедренный сустав, и стоило ему начать растягивать мягкие ткани (связки и сухожилия), как постепенно стали уходить все ограничения для поперечного шпагата.

А есть и обратная ситуация: человек может долго заниматься всеми видами растяжки, даже овладеть правым и левым продольным шпагатом, но если строение сустава закрытое, добиться полной выворотности не получится. В таком случае мышцы внутренней стороны бедра "спят", потому что так и не получается включить их в работу: растяжка постоянно останавливается в одном и том же месте.

Таким образом, сесть на поперечный шпагат могут не все, и дело не только в упорстве к достижению цели. Есть законы природы, которые сильнее человека и против которых почти невозможно переступить)

Для чего нам вообще нужна растяжка или гибкость? В первую очередь - это свобода движений, использование мышц в полную амплитуду, поддержание связок и суставов более эластичными. В детстве ребёнок очень подвижен и не ограничен в движениях. Но с возрастом мы теряем это свойство (и очень быстро), если не поддерживаем его растяжкой.

Ещё стретчинг стимулирует кровообращение и помогает снять стресс. Приводит тело в тонус и подтягивает его. Растяжка - это не просто пассивное лежание на полу, а активная работа всего тела. После неё всегда ощущается какая-то лёгкость.

Главный залог успеха растяжки (как и всего) - систематичность. Регулярные занятия позволяют быстрее и стабильнее достигнуть желаемой цели. Не обязательно тянуться каждый день. Это тоже нагрузка, от которой организму нужно время на восстановление. В идеале заниматься нужно через день. А вот от одного раза в неделю вряд ли будет ощутимый толк.

Растяжка всегда занимает время и поэтому не стоит форсировать события. Нельзя переусердствовать, чтобы потом ещё дольше не восстанавливаться. Шаг за шагом, миллиметр за миллиметром. Без резких движений. Растяжка любит плавность движений. Если раскачивания, то лёгкие, еле заметные. Есть и динамичные движения - махи ногами, но их следует уже выполнять когда хорошо разогреты и постепенно увеличивать амплитуду.

Обязательно соблюдать технику выполнения (особенно не сутулиться). Дотягивать всё до конца и как бы из себя, в длину. Ментально концентрировать на том месте, где тянете, и старайтесь отпустить и расслабиться. Представляйте, что вы гибкий и мягкий как пластилин (психологический момент тоже помогает). 

Если ребенок новичок, то лучше начинать под руководством педагога, чтобы не навредить. Ещё хорошо помогает пассивная растяжка с партнёром. Но главное чтобы учащиеся чувствовали друг друга и исполняли всё плавно.

Лёгкая растяжка всего тела полезна перед уроком и после в качестве разминки, что помогает быстрее восстановиться организму после нагрузок. Не стоит пугаться растяжки и шпагата. Необходимо пробовать научиться и наслаждаться полученным результатом.