Программа учебного предмета «Классический танец»

Шевченко Рауя Рашитовна

Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе примерных учебных программ, рекомендованных Министерством культуры РФ под редакцией И.Е. Домогацкой и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Именно на уроках классического танца осуществляется профессиональная постановка, укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащихся, воспитание чувства позы и музыкальности.

Целью учебного предмета «Классический танец» является развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassicheskiy_tanets.docx114.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Администрация  МО Приозерский  муниципальный район Ленинградской области

Муниципальное   учреждение дополнительного  образования

Шумиловская  детская школа искусств 

Приложение № 5

 к дополнительной предпрофессиональной

программе в области хореографического

искусства «Хореографическое творчество»

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

(ПО.01.УП.04.)

п. Саперное  2018 г.

                     

«ПРИНЯТО»

Педагогическим  советом

МУДО «Шумиловская  ДШИ»

Протокол № 8 от 28  июня  2018 г.

                                  «УТВЕРЖДЕНО»

                                         Приказом

МУДО «Шумиловская ДШИ»                

                    № _15_ от «27» августа  2018 г.

Разработчик:

Шевченко Рауя Рашитовна,

преподаватель класса хореографии,

высшая   квалификационная  категория

Рецензент:

___________________________________________________

____________________________________________________

_____________________________________________________

Рецензент:    

____________________________________________________

____________________________________________________

_____________________________________________________

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  •  Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета                                        

  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;

III.         Требования к уровню подготовки учащихся                

IV.           Формы и методы контроля, система оценок                         

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

VI.           Списки рекомендуемой   методической литературы                                                                                                                                

  • Список рекомендуемой методической литературы;

 

I.         Пояснительная записка

 

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе      

        Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе примерных учебных программ, рекомендованных Министерством культуры РФ под редакцией И.Е. Домогацкой   и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

         Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.

     Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры,  знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Именно на уроках классического танца осуществляется профессиональная постановка, укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащихся, воспитание чувства позы и музыкальности.

      Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией. Программа организует работу преподавателя, устанавливает содержание, объем знаний и навыков, которые должны усвоить учащиеся в течение каждого года обучения. В ней поэтапно,  с возрастающей степенью трудности,  изложены элементы экзерсиса, разделов adajio, allegro, пальцевой техники.

        Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.      

Содержание  учебного предмета «Классический танец»   организовывается   по  принципу  дифференциации,  исходя  из  диагностики  и  стартовых возможностей обучающихся в соответствии со следующими уровнями сложности:

-  «Стартовый  уровень»  -  предполагает  использование  и  реализацию  общедоступных  и  универсальных  форм  организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания  программы «хореографическое творчество».

Цель  «Стартового уровня»: развитие танцевальных способностей и интенсивное обучение основам хореографического искусства.

-  «Базовый уровень»  -  предполагает использование и реализацию таких форм организации материала,  которые допускают освоение специализированных знаний и языка,  гарантированно обеспечивают трансляцию  общей и целостной  картины в рамках  содержательно ­тематического направления  программы «Хореографическое творчество».

Цель «Базового уровня»: совершенствование навыков музыкально-пластического интонирования и публичного выступления.

-  «Продвинутый уровень»  - предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным  разделам в рамках  содержательно-тематического направления программы «Хореографическое творчество», а также предполагает углубленное изучение содержания программы  «Хореографическое творчество»  и  доступ  к  околопрофессиональным  и  профессиональным  знаниям  в  рамках  содержательно-тематического направления  программы «Хореографическое творчество».

Цель  «Продвинутого  уровня»: подготовка обучающихся  к  продолжению  обучения  в  средних  профессиональных  учебных заведениях.

Срок реализации учебного предмета «Классический танец»

        Срок реализации данной программы составляет  6 лет (при 8-летней образовательной программе «Хореографическое творчество).  

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Классический танец».

                                                                                             

Количество часов за год

Общий объем

Класс  /год обучения

3 / 1

4 / 2

5 / 3

6 / 4

7 / 5

8 / 6

Максимальная аудиторная нагрузка в год

198

165

165

165

165

165

1023

Консультации

8

8

8

8

8

8

48

     Форма проведения учебных аудиторных занятий: 

мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), занятия с мальчиками по предмету «Классический танец» - от  3-х человек, рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.  

 Цель и задачи учебного предмета

     Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

     Задачи:

  • знание балетной терминологии;
  • знание элементов и основных комбинаций классического танца;
  • знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы в танцевальных комбинациях;
  • умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок  танца;
  • развитие детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к танцу и классической музыке,  желания слушать и исполнять ее;
  • укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащегося;
  • воспитание чувства позы и музыкальности как первоосновы исполнительского мастерства, без которой невозможно  самоопределение в выбранном виде искусства;
  • приобретение учащимися опорных знаний, умений и способов  хореографической  деятельности, обеспечивающих в совокупности  необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с    хореографией, самообразования и самовоспитания;
  • развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства  метроритма, музыкальной  памяти;
  • развитие музыкального восприятия как универсальной музыкальной способности ребенка;
  • развитие внимания, воли и памяти ученика, выработка твердости  характера, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения выдерживать высокую степень физического  и нервного напряжения;
  • умение планировать свою домашнюю работу;
  • умение осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
  • умение давать объективную оценку своему труду;
  • формирование навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и участниками образовательного процесса;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению и  художественно-эстетическим  взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,  определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Обоснование структуры учебного предмета

     Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  •  распределение учебного материала по годам обучения;
  •  описание дидактических единиц;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  •   формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ);
  •  наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего  движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей  для повышения общего уровня развития учащегося);
  •  практический  (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);  
  •  эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
  •  индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

      Предложенные методы работы при изучении классического танца в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях  в хореографическом образовании.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

       Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
  • наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;
  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
  • костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
  • раздевалки и душевые для учащихся и преподавателей.  

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов,  костюмерной.

II.        Содержание учебного предмета "Классический танец"

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Классический танец», на максимальную нагрузку учащихся  на  аудиторных занятиях:

 

Распределение  по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий в году (в неделях)

-

-

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

-

-

6

5

5

5

5

5

Общее  количество часов по годам

(аудиторные занятия)

-

-

198

165

165

165

165

165

Общее количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия)

-

-

1023

Консультации

(часов в год)

-

-

8

8

8

8

8

8

Общий объем времени на консультации

48

 

   Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу учащихся и методическую работу преподавателей.

         Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

          Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Требования по годам обучения 

       Настоящая программа составлена традиционно:  включает основной комплекс движений – у станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей.    

     Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в развитии - от простого к сложному.     

       Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:

а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;  

б) изучение  движения и работа над движениями в комбинациях.

        Урок для женского класса состоит - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro, для продвинутого уровня -  экзерсис на пальцах (на пуантах).

        Урок для мужского класса состоит из 3-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro.

Годовые требования. Срок обучения 8 лет

                                            3 класс (1 год обучения)

Аудиторные занятия                         6 часов в неделю

Консультации                                     8 часов в год

 Постановка корпуса, ног, рук и головы. Изучение основных движений классического танца в чистом виде и в медленном темпе. Развитие элементарных навыков координации движений и музыкальности

Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:         

        Экзерсис у станка

1. Позиции ног – I, II, III,V.

2. Позиции рук – подготовительное положение; 1, 2, 3 позиции рук.

3. Demi-pliés– по I, II и V позициям.

4. Grand pliés по I, II, и V позициям.

5. Battements tendus из I позиции, после усвоения  из V позиции:

  • в сторону, вперед, назад;
  • с demi-pliés  в сторону, вперед, назад;
  • demi- pliés во II позиции без перехода  и с переходом с опорной ноги;
  • с опусканием пятки во II позицию;
  • с passé par  terre.

6. Plié-soutenus  - в сторону, вперед, назад.

7. Battements tendus jetés из  I и V позиции в сторону, вперед, назад.

8. Demi-rond de jambe  и  rond de jambe par terre en dehors  и en dedans (вначале объясняется понятие en dehors  и en dedans).

9. Положение sur le cou de pied – спереди, сзади и обхватное.

10. Battements fondus – в сторону, вперед и назад носком в пол.

11. Battements frappés – в сторону, вперед и назад носком в пол.

12. Battements  retires sur le cou-de-pied.

13. 1-ое port de bras.

14. Battements releves  lents  на 45° и на 90° из  I и V позиции в сторону, вперед и назад.

15. Grands battements  jetes из I и V позицй в сторону , вперед и назад.

16. Перегибы корпуса  назад, в сторону (лицом к  станку).

17.Relevés на полупальцы  в I, II, V  позициях c вытянутых ног и c demi – plies.

18. Pas de bourrée с переменой ног ( лицом к станку).

       Середина зала

1. Позиции ног – I, II, III,V.

2. Позиции рук – подготовительное положение; 1,2,3 позиции.

3. Demi-pliés – по  I, II и V позициям en face.

4. Grand plies в I и II  позициям en face.

5. Battements tendus:

  • из  I и V позиций во всех направлениях;
  • с demi-pliés  во всех направлениях.

6.  Рlié-soutenus во всех направлениях.

7.  Demi-rond   de jambe par  terre en dehors и en dedans.

8. Relevés  в I и II  позициях  на полупальцы:

  • с вытянутых ног;
  • с demi-plies.

9. 1-е port de bras.

       

Allegro

Первоночально все прыжки изучаются лицом к станку.

1. Temps sauté  по I, II, и V позициям.

2. Pas èchappé  во II позицию.

3.  Changement de pieds.  

4. Трамплинные прыжки.

5. Pas balance.

В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

Во втором полугодии – переводной экзамен (зачет).

Требования к переводному экзамену (зачету)

Переводной экзамен (зачет) проходит в форме урока, в который преподаватель включает пройденный за учебный год материал, составляя его в элементарные комбинации. Учащиеся должны грамотно и музыкально выполнить этот урок.

       

4 класс (2-й год обучения)

Аудиторные занятия                         5 часов в неделю

Консультации                                     8 часов в год

       Продолжение работы над приобретенными навыками: выработки правильности и чистоты исполнения, воспитание умения гармонично сочетать движения ног, корпуса, рук и головы для достижения выразительности и осмысленности танца.

         Развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций, проверка точности и чистоты исполнения пройденных движений, выработка устойчивости на середине зала, дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и увеличения нагрузки в упражнениях, освоение более сложных танцевальных элементов,  совершенствование техники, усложнение координации, развитие артистичности, чувства позы.

     Дальнейшее развитие координации движений у станка и на середине зала. Изучение поз:  croisee, efface  вперёд, назад;  I, II, III arabesque носком в пол.  Освоение поворотов головы и более сложных движений. Продолжение развития выразительности на середине зала: введение в упражнения port de bras. Первоначальное знакомство с техникой полуповоротов на  двух ногах и движений на пальцах. Повторение ранее пройденных прыжков и изучение новых. Простейшее сочетание элементарных движений.

Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:

        Экзерсис у станка

1. Позиция ног – IV.

2. Demi-plies в IV позиции.

3. Grand-plies в IV позиции.

4. Battements tendus:

  • с demi-plie в IV позиции без перехода и с переходом с опорной ноги;
  • double (двойное опускание пятки) во II позицию.

5. Battements tendus jetes piques во всех направлениях.

6. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans на demi-plie.

7. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans.

8. Battements fondus  на 45° во всех направлениях.

9. Battements soutenus  во всех направлениях  носком в пол.

10. Battements frappes на 30° во всех направлениях.

11. Battements doubles frappes во всех направлениях носком в пол.

12. Rond de jambe en l’ air en dehors и en dedans.

13. Petits battements sur le cou-de-pied.

14. Battements developpes:

  • вперед, в сторону, назад;
  • рassé со всех направлений.

15. Grands battements  jetes pointes во всех направлениях.

16.  3-е  port  de bras.

17. Releves на  полупальцы в  IV позиции.

        Середина зала

1. Положение epaulement croisee и effacee.

2. Позы: croisee, effacee вперед и назад; I, II и III arabesques носком в пол.

3. Demi-plies в IV и V позициях en face и epaulement.

4. Grand-plies в I, II позициях en face; в V позиции en face и epaulement crоiseе.

5. 2-е port de bras.

6. Battements tendus:

  • в позах crоiseе effacee;
  • с опусканием пятки  во II позицию и с demi plie во II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги;
  • passe  par  terre;
  • с demi plie в V позиции во всех направлениях и позах.

7. Battements tendus jetes:

  • из I и V позиций во всех направлениях;
  • piques в сторону, вперёд и назад.

8. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans.

9. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans.

10. Battements fondus во всех направлениях носком в пол и на 45о. 

11. Battements soutenus  во всех направлениях носком в пол.

12. Battements frappes во всех направлениях  носком в пол и на 30°.

13. Battements releves  lents на 90°  во всех направлениях.  

14. Grands battements  jetes на 90° во всех направлениях.   

15. Pas de bourree с переменой ног en face и окончанием в epaulement.

16. Releves  на  полупальцы  в  IV позиции с вытянутых ног и с demi-plie.

17. Temps lie par  terre вперед и назад.

         Allegro

  1. Pas assemble с открыванием ноги в сторону.
  2. Sissonne simple en face и в позах.
  3. Sissonne fermeе в сторону.
  4. Petit pas chasse во всех направлениях en face и в позах.
  5. Pas balance в позах.

         Экзерсис на пальцах

Лицом к станку:

  1. Releves по I, II и V позициям.
  2. Pas echappe из  V позиции во  II позицию.
  3. Pas assemble soutenu en face с открыванием ноги в сторону.
  4. Pas de bourree suivi  по V позиции на месте и с продвижением в сторону.
  5. Pas de bourree с переменой ног en dehors и en dedans.

 На середине зала:

  1. Pas couru  вперед и назад.
  2. Pas de bourree suivi на месте,  с продвижением  в сторону и en tournant.  

        В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

        Во втором полугодии – переводной экзамен (зачет).

Требования к переводному экзамену (зачету)

     Во втором и последующих классах экзамен проходит в форме урока, в который преподаватель включает весь пройденный за  год материал  в танцевальные комбинации. Учащиеся должны грамотно, музыкально и выразительно исполнить этот урок.

5 класс  (3-й год обучения)

  Аудиторные занятия                         5 часов в неделю

Консультации                                     8 часов в год

   

     Повторение ранее пройденного материала. Развитие силы и выносливости ног за счет ускорения темпа исполнения, увеличения количества каждого тренируемого движения. Продолжение развития координации: усложнение техники исполнения ранее пройденных движений, изучение новых более сложных движений, расширение их комбинирования в упражнениях, исполнение отдельных движений на полупальцах (у станка). Развитие выразительности: ввод в тренировочные упражнения 3-го port de bras у станка и на середине зала, использование epaulement и поз на середине зала.

Изучение прыжков с окончанием на одну ногу.

  Экзерсис у станка

  1. Большие и маленькие позы: croisee, effacee, ecartee  вперед и назад,  II arabesque  носком в пол  (по мере усвоения позы вводятся в различные  упражнения).
  2. Battements   tendus  в маленьких и больших позах.
  3. Battements  tendus  jetes:
  4. в  маленьких и больших  позах;
  5. balancoirе  en face.
  6. Demi-rond  de jambe  и rond de jambe на 45°  на всей стопе en dehors и en dedans.
  7. Battements  fondus:   на полупальцах;   c plie-releve.
  8. Battements  soutenus с подъёмом на полупальцы  на 45° во всех направлениях.
  9. Battements  doubles frappes  на 30° во всех направлениях.
  10. Flic вперёд и назад на всей стопе.
  11.  Petit  temps releves  en dehors и en dedans на всей стопе.
  12. Petits battements  sur le cou-de-pied на полупальцах.
  13.  Pas tombe на месте, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  14.  Pas coupe на всю стопу и на полупальцы.
  15. Battements releves lents  и battements  developpes на  90°:
  16. в позах croisee, effaceе;
  17. battements developpes passé.
  18.  Grands  battements  jetes: в больших  позах;    pointee en faсe.
  19.  Releves  на полупальцы с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied.
  20. 1-e  и 3-е  port de bras с ногой, вытянутой  на носок вперёд, назад и в сторону.
  21. Поворот fouette en dehors и  en dedans на ¼ и ½  круга с носком на полу, на вытянутой ноге и на demi-plie.
  22. Полуповороты в V позиции к станку и от станка с переменой ног на полупальцах,   начиная с вытянутых ног и с demi-plie.
  23.  Soutenu en tournant en dehors и en dedans по 1/2 поворота, начиная из положения носком в пол.

Середина зала

1 . Большие и маленькие позы: croisee; effacee; ecartee; I, II и III arabesques   (по мере усвоения позы вводятся в различные упражнения).

2.  Grands plies в IV позиции  в позах  croisee и effacee.

3.  Battements  tendus в больших и маленьких позах:

с demi-plie в IV позиции без перехода с опорной ноги и с переходом;

double (с двойным опусканием пятки в II позицию).

4. Battements  tendus jetes:

в маленьких и больших позах;

balancoire en faсe.

5. Round de jambe par terre en dehors и en dedans на demi-plie.

6. Demi-rond de jambe на 45° en dehors и en dedans.

7. Battements  fondus  в маленьких позах на 45° и с plie-releve en face.

8. Battements doubles frappes носком в пол en face.

9. Petits battements  sur le cou-de-pied.

10. Rond de jambe en l’air en dehors и en dedans.

11. Battemenst  releves lents в позах croisee и efacee,;  в I  и III arabesques.

12. Battements developpes en face во всех направлениях.

13. Grands  battements  jetes:  

в больших позах;

pointes en face.

14. Temps  lie par terre с перегибом корпуса.

15. Pas de bourree без перемены ног с продвижением из стороны в сторону носком в пол и на 45°

16. Soutenu en tournant en dehors и en dedans на 1/2 поворота, начиная из положения носком в пол и на 45°

Allegro

  1. Temps saute no IV позиции.
  2. Grand changement de pieds.
  3. Petit changement de pieds.
  4. Pas echappe на IV позицию.
  5. Pas assemble с открыванием ноги вперёд и назад en face  и в маленьких позах.
  6. Pas jete с открыванием ноги в сторону.
  7. Sissonne fermee  en face во всех направлениях.
  8. Pas de chat.
  9. Pas glissade  в сторону.
  10. Pas emboite вперёд и назад sur le cou-de-pied.
  11. Temps leve в I arabesque ( сценический sissonne).

Экзерсис на пальцах

  1. Releve по IV позиции en face и маленьких позах croisee  и effacee.
  2. Pas assemble soutenu с открыванием ноги в сторону, вперед и назад en face.
  3. Pas echappe по  II  позиции с окончанием на одну ногу, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  4. Pas echappe в IV позицию в позы croisee, effacee.
  5. Pas de bourree с переменой ног en face и с окончанием в epaulement.
  6. Pas glissade с продвижением вперёд, в сторону и назад.
  7. Pas de bourree suivi во всех  направлениях, в  маленьких и больших позах.
  8. Sisonne simple en face.

6 класс  (4-й год обучения)

        Активно вводятся полупальцы в упражнениях у станка.  Изучение полуповоротов на одной ноге у станка.  Начало изучения pirouette  на середине зала. Усложнение сочетаний движений, необходимое для дальнейшего развития координации. Работа над выразительностью и музыкальностью  исполнения движений.

Экзерсис у станка

1. Demi-rond de jambe и rond de jambe на 45° на всей стопе и на полупальцах.

2. Battements  soutenus на 45°  с подъемом на полупальцы в маленьких позах.

3. Battements doubles fondus   на 45°.

4. Flic вперед и назад с подъемом на полупальцы.

5. Battements  frappes  на полупальцах во всех направлениях  en face  и в позах.

6. Battements  double  frappes на полупальцах  во всех направлениях  en face,  в позах и с окончанием  в demi plie.

7. Rond de jambe en l’air на полупальцах.

8. Petit temps releve en dehors и en dedans  с окончанием на полупальцы.

9. Battements developpes:

  • в позе ecarteе вперед и назад;
  • attitude  croisee и effacee;
  • II arabesques на всей стопе и  с подъемом на полупальцы.

10. Demi-rond de jambe  на 90° en dehors и en dedans на всей стопе.

11. Grands  battements    jetes  pointes  в позах.

12. 3-е рогt de bras - исполняется с demi-plie на опорной ноге.

13.Полуповороты на одной ноге en dehors и en dedans:

  • с подменой ноги на всей стопе и на полупальцах;
  • с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied.

14. Полный поворот (detourne) к станку и от станка в V позиции с переменой ног на полупальцах.

Середина зала

  1. Rond de jambe на 45° на всей стопе en dehors и en dedans.
  2. Battements  fondus с plie-releve  в маленьких позах.
  3. Battements  soutenus и в маленьких позах носком в пол и на 45° на всей стопе.
  4. Battements  frappes  в позах на 30°.
  5. Battements  doubles  frappes  в маленьких позах на 30° и с окончанием в demi-plie.
  6. Flic вперёд и назад на всей стопе.
  7. Рas tombe на месте,  другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  8. Pas coupe на всю стопу, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  9. Grands  battements  jetes  pointes  в позах.
  10. Поза IV arabesque носком в пол.
  11. 4-е и 5-е port de bras.
  12.  Поворот  fouette en dehors  и en dedans на   ¼  круга  c носком  на полу, на вытянутой ноге и на demi-plie.
  13.  Preparation к pirouette и pirouette en dehors и en dedans со II позиции.

Allegro

  1. Double pas assemble.  
  2. Pas echappe  по IV позицию на croiseе с окончанием на одну ногу, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  3. Pas jete en face  и в позах.
  4. Pas coupe.
  5. Sissonne ferme во всех направлениях и позах.
  6. Pas de basque  вперёд и назад.
  7. Sissonne  ouvert на 45° en face  во всех направлениях.
  8. Pas emboite вперёд на 45° на месте.                                                      
  9. Pas balance во всех направлениях и en tournant  на ¼ круга.

Экзерсис на пальцах

  1. Pas echappe по IV позиции с окончанием на одну ногу, другая - в  положении sur le cou-de-pied вперёд и назад.
  2. Pas  assemble  soutenu  в позах.
  3. Pas de bourreе без перемены ног из стороны в сторону носком в пол.
  4. Pas glissаde  вперед, в сторону и назад в маленьких и больших позах.
  5. Temps lie par terre.
  6. Sissonne simple en face и в позах.
  7. Pas jete (pique):
  • на месте с открыванием ноги в сторону;
  • с продвижением  вперед, в сторону, назад, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  1. Pas coupe-ballonnее  с открыванием ноги в сторону.
  2. Sus – sous в маленьких и больших позах.

7 класс (5-й год обучения)

    Развитие устойчивости. Введение полупальцев в некоторые движения на середине зала. Ускорение темпа исполнения движений (некоторые движения исполняются восьмыми долями). Начало освоения движений en tournant. Продолжение изучения pirouette. Начало изучения заносок. Дальнейшее развитие координации движений во всех разделах урока.

Экзерсис у станка

  1. Grands plies с port de bras (без работы корпуса).
  2. Battements  tendus  pour batterie.
  3. Rond de jambe на 450 en dehors и en dedans на полупальцах и на demi-plie.
  4. Battements  fondus с plie-releve и demi-rond  на 45°
  5. Battements  soutenus на 90° en face и в  позах.
  6. Battements  frappes с releve на полупальцы.
  7. Battements  doubles  frappes  с releve на полупальцы.
  8. Flic-flac en face на всей стопе с окончанием на полупальцы.
  9. Pas tombe с продвижением и окончанием носком в пол, sur le cou-de-pied и на 450.
  10.  Rond de jambe en l air en dehors и en dedans  с окончанием на demi-plie.
  11.  Battements  releves lents и battements developpes:  с подъемом на полупальцы и полупальцах;  на demi-plie.
  12.  Grand rond de jambe  на 90° en dehors и en dedans en face.
  13.  Grands  battements jetes  passe par terre c окончанием на носок вперёд и назад.
  14.  Полуповороты на одной ноге на полупальцах en dehors и en dedans (работающая нога в положении sur le cou-de-pied) с приёма  pas tombe.
  15.  Preparation  к  pirouette sur le cou-de-pied en dehors и en dedans с V позиции.
  16.  3-е рогt de bras  c ногой, вытянутой на носок назад на plie  (с растяжкой) без перехода и  с переходом с опорной ноги.

Середина зала

1. Grands plies c port de bras (без работы корпуса).

2. Battements  tendus en tournant en dehors и en dedans на 1/8 , 1/4 круга.

3 .Battements fondus с plie releve и demi-rond на 45° en face на всей стопе.

4. Battements  doubles fondus  в пол и на 45° во всех направления и позах.

5. Battements  doubles  frappes:

  • с releve на полупальцы;
  • с окончанием в demi-plie en face и в позы.

6. Pas tombe  с продвижением и окончанием sur le cou-de-pied, носком в пол и на 450

7. Поза IV arabesque на 90°

8. Grand rond de jambe developpe en dehors и en dedans en face и из позы в позу.

9. Grands  battements jetes  в позе IV arabesque.

10. 3-е port de bras с demi-plie на опорной ноге.

11.  6-е port de bras.

12. Pas de bourree dessus-dеssous en face.

13.  Pas de bourree ballotee на  effaceе и croiseе носком в пол и на 45°

14. Pas glissade en tournant c продвижением в сторону по полному повороту.

15. Pas glissade en tournant en dedans по диагонали.

16. Preparation к pirouette sur le cou-de-pied с IV и V позиций.

17. Поворот fouette en dehors  и  en dedans на   ½   круга en face из позы в позу  c носком  на полу  на вытянутой ноге и на demi-plie.

18. Pirouette en dehors  и en dedans со II позиции.

Allegro

  1. Temps saute no V позиции с продвижением вперед, в сторону и назад.
  2. Changement de pieds с продвижением вперёд, в сторону и назад.
  3. Pas echappe battu.
  4. Sissonne ouverte par developpe на 45° в позах.
  5. Pas echappe на II позицию en tournant no 1/4 и 1/2 поворота.
  6. Pas   assemble   с  продвижением en face и в позах.
  7. Pas jete с продвижением во всех направлениях с ногой в положении sur le cou-de-pied.
  8. Pas emboite вперёд на 45° с продвижением и поворотом вокруг себя.
  9. Temps leve с ногой в положении sur le cou-de-pied.
  10. Sissonne tombe en face и в позах.

Экзерсис на пальцах

  1. Pas echappe en tournant на II позицию по 1/4 поворота.
  2. Pas   assemble   soutenu en tournant en dehors и en dedans по ½ поворота и полному повороту.
  3. Sissonne simple en tournant по 1/4 поворота.
  4. Sissonne  ouverte pas  developpe на 45° во всех направлениях и позах.
  5. Pas de bourree ballotte на croisee  и  effacеe носком в пол и на 45°
  6. Pas jete (pique) в позы  на 45° с окончанием в demi-plie.
  7. Pas jete fondu по диагонали вперёд и назад.
  8. Soutenu en tournant en dehors и en dedans,  начиная из положения носком в пол.              
  9. Preparation к pirouette  en dehors и en dedans из  V и IV позиции и pirouette из V  позиции.

8 класс  (6-ый год обучения)

        Работа над устойчивостью на полупальцах и пальцах в больших позах. Увеличение физической нагрузки с целью дальнейшего развития силы ног и выносливости учащихся. Исполнение упражнений на середине зала en tournant. Продолжение освоения техники pirouette. Изучение заносок, прыжков на пальцах. Работа над музыкальностью и артистизмом.

Экзерсис у станка

1. Battements  fondus на 90° en face на всей стопе и полупальцах.                                                                                      2. Battements doubles frappes с поворотом на ¼  и ½  круга.                                        

3. Flic-flac en dehors и en dedans en tournant по ½ поворота.                                                                                                                             4. Grand rond de jambe jete en dehors и en dedans.                                

5.Rond de jambe  en l air en dehors и en dedans c releve и  plie-releve на полупальцы.      

6. Battements  releves lents и battements developpes  с  demi-plie и переходом с ноги на ногу.

7. Demi-rond de jambe и grand rond de jambe developpe из позы в позу.                                                                                                         8. Grand  battements jetes developpes («мягкие» battements)  на всей стопе.                                                                                                                9. Поворот fouette en dehors и en dedans на ¼ и ½ круга с ногой, поднятой вперед или назад на 45° на полупальцах и с demi-plie.

10. Soutenu en tournant en dehors и en dedans, начиная во всех направлениях на 45°.

11. Pirouettes en dehors и en dedans  из V позиции.

Середина зала

1. Battements tendus en tournant en dehors и en dedans на  ¼  и  ½  круга.

2. Battements tendus jetes en tournant en dehors и en dedans по 1/8  и 1/4 круг.

3.  Rond de jambe par terre en tournant en dehors и en dedans no 1/8 и 1/4 круга.

4.  Battements  fondus на полупальцах  en face и в позах.

5. Battements  soutenus на 45° en face и в маленьких позах на полупальцах.

6.  Battements frappes и battements  doubles  frappes en tournant en dehors и en dedans по 1/8 и ¼ круга носком в пол и на 300.

7. Petits  battements sur le cou-de-pied  на полупальцах.

8. Flic-flac на всей стопе, с подъемом на полупальцы  и с окончанием в позы на demi-plie.

9. Rond  de  jambe  en l air  en dehors и en dedans с окончанием  в  demi-plie.                

10. Battements  releves lents  и  battements developpes  с  demi-plie и с переходом с ноги на ногу en face и в позы.                                                                                              

11. Temps lie  на 90 0  с переходом на всю стопу.                                        

12. Grands  battements  jetes  passe par  terre c  окончанием на носок вперёд или  назад en face и в позах.                                                                                                          

13. Pas de bourreе  ballotte  на 45° en tournant.                                                              

14. Pas de bourreе  en tournant  с переменой ног  en dehors и en dedans.                                                 15.  Pirouette en dehors и en dedans  из  V и   IV позиций  с окончанием в V позицию.            

16. Pas glissade en tournant   по диагонали (2-4).

17. Pirouettes  en dedans   c coupe-шага по диагонали (рirouettes - piques) 4-8

Allegro

1. Pas echappe на IV позицию   на ¼ и ½  поворота.                                            

2.  Pas assemble с продвижением с приёмов pas glissade и coupe-шаг.          

3. Pas de chat  с броском ног назад.                                                      

4. Pas jete во всех направлениях с ногой, поднятой на 45°.                                    

5. Pas ballonеe  во всех направлениях en face и позах на месте и с продвижением.

6. Temps lie sauté.  

7. Grande sissonne  ouverte во всех позах без продвижения.                                                                                                                       8.  Royale.                                                                                                                      

9.  Entrechat-quatre.

Экзерсис на пальцах

1.  Pas echappe en tournant  по  II и IV позициям  на  1/4 и 1/2 поворота.                  

2. Pas de bourree ballotte en tournant  по ¼ поворот.

3. Pas de bourree dessus-dessous en face.

4. Pas glissade en tournant  с продвижением в сторону en dehors и en dedans no 1/2 поворота и полному повороту.

5. Sissonne  simple en tournant  по 1/2 поворота.

6. Pas ballonne во всех направлениях и маленьких позах(2-4).

7. Pas tombe  из позы в позу на 450

8. Pas jete в больших позах.                                                                                  

9. Рirouette en dehors и en dedans из IV позиции.                                  

10. Soutenu en tournant en dehors и en dedans,  начиная из положения носком в пол.        

11 . Changement de pied.

III.         Требования к уровню подготовки учащихся

Результатом  освоения программы  учебного  предмета  «Классический танец» является сформированный  комплекс  знаний,  умений  и  навыков,  таких,  как:

  • знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на  сцене;
  •  знание балетной терминологии;
  • знание элементов и основных комбинаций классического танца; знание   особенностей   постановки  корпуса,   ног,   рук,   головы, танцевальных комбинаций;
  •  знание средств создания образа в хореографии;
  • знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
  • умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;
  • умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
  • умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;
  • умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;
  • умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
  • умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
  • навыки музыкально-пластического интонирования;
  •  навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;
  • навыки публичных выступлений.

IV.         Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

       Оценка качества реализации программы "Классический танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:  контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

     Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

      Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.  

       Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в форме просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

        Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.

    Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Критерии оценок

       Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя средства и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Критерии оценки качества исполнения        

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете  и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном);

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение   анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.;

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

         Согласно ФГТ  данная система оценки качества исполнения является основной. Текущая оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.

        При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на  экзамене;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

            В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному с учетом индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальных данных, уровня его подготовки. Сложность изучаемых движений и композиций планируется   исходя  из  диагностики  и  стартовых возможностей обучающихся в соответствии со следующими уровнями сложности: «Базовый», «Стартовый», «Продвинутый»

      Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Классический танец».  

Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.

       С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль посещения балетных спектаклей, просмотр видео материалов.

        Следуя лучшим традициям русской  балетной школы,  преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца  и разучивании хореографического произведения.

       Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

        Особое место в работе занимает  развитие танцевальности, которой  отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий.

        Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.

       В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

      Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман  план каждого урока.

       В начале полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план. При составлении  календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки учащихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших учащихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.

VI.         Список   методической литературы

  1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца». СПб: «Планета музыки», 2010
  2. Базарова Н.П. «Классический танец». СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009
  3. Барышникова Т. «Азбука хореографии». СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996
  4. Блок Л.Д. «Классический танец». М.: «Искусство», 1987
  5. Ваганова А.Я.   «Основы классического танца». СПб: «Лань», 2007
  6. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
  7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца». Л.: «АРТ». 1992
  8. Головкина С.Н.  «Уроки классического танца в старших классах».      М., Искусство, 1989
  9. Звездочкин В.А. «Классический танец». СПб: «Планета музыки», 2011
  10. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011
  11. Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца». Л.: Искусство, 1981
  12. Костровицкая В.С.,  А. Писарев «Школа классического танца».  Л.:  Искусство, 1986
  13. Красовская В.М. История русского балета.  Л., 1978
  14. Красовская В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова.  Л.: "Искусство", 1989
  15. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести.  М.: "Аграф", 1999
  16. Мессерер А. «Уроки классического танца». М.: «Искусство»,1967
  17. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по классическому танцу» / Методическое пособие для преподавателей. Харьков, 2010
  18. Тарасов Н.  «Классический танец».  М.: Искусство, 1981
  19. Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства». М.: Искусство,1987
  20. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа». СПб: «Лань», 2009
  21. Ярмолович Л. «Классический танец». Л.: «Музыка», 1986