Программа учебного предмета «Народно-сценический танец»

Шевченко Рауя Рашитовна

Программа учебного предмета «Народно-сценический танец»  разработана на основе примерных учебных программ, рекомендованных Министерством культуры РФ под редакцией И.Е. Домогацкой   и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Народно-сценический танец является одним из основных предметов предметной области «Хореографическое исполнительство» и направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое   воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание  нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodno-stsenicheskiy_tanets.docx93.69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Администрация  МО Приозерский  муниципальный район Ленинградской области

Муниципальное   учреждение дополнительного  образования

Шумиловская  детская школа искусств 

Приложение №  6

 к дополнительной предпрофессиональной

программе в области хореографического

искусства «Хореографическое творчество»

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

(ПО.01.УП.05)

п. Саперное  2018 г.

«ПРИНЯТО»

Педагогическим  советом

МУДО «Шумиловская  ДШИ»

Протокол № 8 от 28  июня  2018 г.

                                  «УТВЕРЖДЕНО»

                                         Приказом

МУДО «Шумиловская ДШИ»                

                    № _15_ от «27» августа  2018 г.

Разработчик:

Шевченко Рауя Рашитовна,

преподаватель класса хореографии,

высшая   квалификационная  категория

Рецензент:

___________________________________________________

____________________________________________________

_____________________________________________________

Рецензент:    

____________________________________________________

____________________________________________________

_____________________________________________________

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета                                

  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;

III.         Требования к уровню подготовки учащихся

IV.            Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI.        Список рекомендуемой учебной литературы

  • Основная литература;
  • Дополнительная литература

1. Пояснительная записка

 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

         Программа учебного предмета «Народно-сценический танец»  разработана на основе примерных учебных программ, рекомендованных Министерством культуры РФ под редакцией И.Е. Домогацкой   и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое   воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание  нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.

Народно-сценический танец является одним из основных предметов предметной области «Хореографическое исполнительство». В соответствии с учебными планами предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество»  предмет «Народно-сценический танец» изучается с 4 по 8 класс (8-летний срок обучения). Содержание учебного предмета «Народно-сценический  танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров», «Классический танец».

Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала.

Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.

.

Срок реализации учебного предмета

Срок освоения предмета «Народно-сценический танец» при 8-летней образовательной программе составляет 5 лет (с 4 по 8 класс).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Народно-сценический танец»:

Количество часов за год

Общий объем

Класс  /год обучения

4 / 2

5 / 3

6 / 4

7 / 5

8 / 6

Максимальная аудиторная нагрузка в год

66

66

66

66

66

330

Консультации

6

6

6

6

6

30

Форма проведения учебных аудиторных занятий  мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для  исполнения различных видов народно-сценических танцев, танцевальных композиций народов мира в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовка их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Задачи:

  • обучение основам народного танца,
  • развитие  танцевальной координации;
  • обучение виртуозности исполнения;
  • обучение  выразительному  исполнению  и  эмоциональной раскрепощенности  в  танцевальной  практике;
  • развитие физической выносливости;
  • развитие умения танцевать в группе;
  • развитие сценического артистизма;
  • воспитание дисциплинированности;
  • формирование волевых качеств.

 Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ);
  • наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего  движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей  для повышения общего уровня развития обучающегося);
  • практический  (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);  
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Минимально необходимый для реализации программы  «Народно-сценический  танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • балетные залы площадью на 12-14 обучающихся, имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
  • наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна) в балетном классе;
  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
  • костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
  • раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.  

В образовательном учреждении должны быть созданы  условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов,  костюмерной.

II. Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Народно-сценический танец», на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: срок освоения  8 лет

Распределение по годам обучения

Год обучения

1

2

3

4

5

Класс

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных  занятий

(в неделях)

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

2

2

2

2

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

330

Объем времени на консультации (по годам)

6

6

6

6

6

Общий объем времени на консультации

30

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Требования по годам обучения

В содержание программы входят следующие виды учебной работы:

  • изучение учебной терминологии;
  • ознакомление с элементами и основными комбинациями народно-сценического танца;
  • ознакомление с рисунком народно-сценического танца, особенностями взаимодействия с партнерами на сцене;
  • ознакомление со средствами создания образа в хореографии.

Первый год обучения (4 класс)

Экзерсис у станка

  1. Пять позиций ног.
  2. Preparation к началу движения.
  3. Переводы ног из позиции в позицию.
  4. Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседания).
  5.  Battements tendus  (выведение ноги на носок).
  6. Battements tendus jetés (маленькие  броски).
  7. Rond de jambe par terrе  (круг ногой по полу).
  8. Подготовка к маленькому каблучному.
  9. Подготовка к «веревочке», «веревочка».
  10. Дробные выстукивания (сочетание ритмических ударов).
  11. Grands battements jetés (большие броски).
  12. Relevé (подъем на полупальцы).
  13. Port de bras.
  14. Подготовка к «молоточкам».
  15. Подготовка к «моталочке».
  16. Подготовка к полуприсядкам и присядкам.
  17. Прыжки с поджатыми ногами.

Экзерсис на середине зала

1. Русский поклон:

а) простой поясной на месте (1 полугодие),

б) простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди, затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении (2 полугодие).

2. Основные положения и движения рук:

  • ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченившись),
  • руки скрещены на груди,
  • одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец которой упирается в щеку,
  • положения рук в парах:

а) держась за одну руку,

б) за две,

в) под руку,

г) «воротца»,

  • положения рук в круге:

а) держась за руки,

б) «корзиночка»,

в) «звездочка»,

  • движения рук:

а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук,

б) раскрытия рук в сторону (ладонями наверх в 3 позицию),

в) взмахи с платочком,

г) хлопки в ладоши.

3. Русские ходы и элементы  русского танца:

  • простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах,
  • переменный ход с фиксированием в воздухе ног поочерёдно в точке на 30-450,

       2 полугодие - на полупальцах - этот же ход,

  • переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу,
  • переменный ход с plié на опорной ноге и вынесением работающей ноги на

    воздух через 1 позицию ног,

  • тройной шаг на полупальцах с ударом на четвертый шаг всей стопой в пол,
  • шаг с мазком каблуком и вынесением сокращенной стопы на воздух на 30-450,
  • комбинации из основных шагов.

4. «Припадание»:

  • по 1 прямой позиции,
  • вокруг себя по 1 прямой позиции (1 полугодие),
  • 2 полугодие — по 5 позиции,
  • вокруг себя и в сторону.

5. Подготовка к «веревочке»:

  • без полупальцев, без проскальзывания — 1 полугодие,
  • с полупальцами, с проскальзыванием — 2 полугодие,
  • «косичка» (в медленном темпе).

6. Подготовка к «молоточкам»:

  • по 1 прямой позиции с задержкой ноги сзади,
  • 2 полугодие — без задержки.

7. Подготовка к «моталочке»:

  • по 1 прямой позиции — 1 полугодие с задержкой ноги сзади, впереди,
  • 2 полугодие — «моталочка» в «чистом» виде.

8. «Гармошечка»:

  • начальная раскладка с паузами в каждом положении — 1 полугодие,
  • «лесенка»,
  • «елочка»,
  • исполнение в «чистом» виде — 2 полугодие.

9. «Ковырялочки»:

  • простая, в пол — 1 полугодие,
  • простая, с броском ноги на 450 и небольшим отскоком на опорной ноге — 1 полугодие,
  • «ковырялочка» на 900 с активной работой корпуса и ноги — 2 полугодие,
  • в чередовании с одинарными, двойными и тройными притопами.

10. Основы дробных выстукиваний:

  • простой притоп,
  • двойной притоп,
  • в чередовании с приседанием и без него,
  • в чередовании друг с другом, двойными и тройными хлопками в ладоши (у мальчиков  с хлопушкой),
  • подготовка к двойной дроби —1 полугодие,
  • двойная дробь — 2 полугодие,
  • «трилистник» — 1 полугодие,
  • «трилистник» с двойным и тройным притопом — 2 полугодие,
  • переборы каблучками ног,
  • переборы каблучками ног в чередовании с притопами — 2 полугодие.

11. Хлопки и хлопушки для мальчиков:

  • одинарные,
  • двойные,
  • тройные,
  • фиксирующие,
  • скользящие  (в ладоши, по бедру, по голенищу сапог).

12. Подготовка к присядкам и присядки:

  • подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и 1 позициям),
  • подкачивание на приседании по 1 прямой и 1 позиции,
  • «мячик» по 1 прямой и 1 позиции — 2 полугодие,
  • подскоки на двух ногах,
  • поочередные подскоки с подъемом согнутой ноги вперед,
  • присядки на двух ногах,
  • присядки с выносом ноги на каблук,
  • присядки с выносом ноги в сторону на 450 — 2 полугодие.

Подготовка к вращениям на середине зала

- полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve,

- полуповороты по четвертям круга приемом  шаг-retere,

- полуповороты по четвертям круга приемом plie-каблучки,

- припадание по первой прямой позиции по схеме: три на месте, а четвертое - в повороте на 450,

- подскоки по той же схеме,

- «поджатые» прыжки по  той же схеме,

- подготовка  к tours  (мужское).

Во втором полугодии вводится поворот на 900 во всех вращениях.

Подготовка к вращениям и вращения по диагонали класса:

- приемом шаг-retere по схеме: 2 шага  retere на месте, 2 - в повороте на 900, 5, 6, 7, 8 - шаги на месте;

- к концу полугодия: 2 шага retere на месте, 2 - в повороте на 1800, 5, 6 – фиксация, 7, 8 – пауза;

- 2 полугодие – поворот на 4 шага - retere на 1800;

- подскоки – разучиваются по той же схеме.

На основе пройденных движений составляются этюды малых и больших форм.

Рекомендуемые к изучению танцы:

Русские танцы

Белорусские танцы

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • основные положения позиций рук и ног в народном танце;
  • положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов русского и белорусского танцев, освоение данных элементов на середине;
  • владеть приемами: «сокращенная стопа», «скошенный подъем»;
  • уметь ориентироваться в пространстве: у станка и на середине зала;
  • знать движения в различных ракурсах и рисунках;
  • уметь исполнять движения в характере русского и белорусского танцев;
  • первоначальные навыки при исполнении вращений и подготовок к ним.

Второй год обучения (5 класс)

Экзерсис у станка

  1. Demi-pliés u grand-pliés (полуприседания и полные приседания).
  2. Battements  tendus (cкольжение стопой по полу).
  3. Battements tendus jetés  (маленькие броски).
  4. Рas tortillé (развороты стоп).
  5. Rond de jambe par terre (круговые скольжения по полу).
  6. Flic-flac (мазок ногой к себе, от себя).
  7. Маленькое каблучное.  
  8. Большое каблучное.
  9. «Веревочка».
  10. Подготовка к battements fondus.
  11. Développé.
  12. Дробные выстукивания.
  13. Grand battements jetés (большие броски).

Движения, изучаемые лицом к станку

  1. Relevé-pliés (по 1 прямой, 1,2,5 позициям).
  2.  Relevé-plié (с оттяжкой от станка на каблучках назад по 1 прямой позиции).
  3.  «Волна».
  4. Подготовка к «штопору».
  5. Port de bras в сторону, назад в сочетании с движениями рук и выносом ноги на каблук вперед и в сторону, на plié, с полурастяжками и растяжками.
  6. Подготовка к «сбивке».
  7. Для  мальчиков:

а) подготовка к  присядкам,

б) присядки с выносом ноги на каблук вперед и в сторону,

в) мячик боком к станку,

г) с выведением ноги вперед.

  1. Опускание на колено на расстоянии стопы из первой позиции, и  с шага в сторону накрест опорной ноге.
  2. Растяжка из первой позиции в полуприседании и в полном приседании.
  3.  С выходом во вторую позицию широкую на каблуки.
  4.  «Моталочка» по первой прямой и по 5 позициям, 1 полугодие с фиксацией на паузе после броска ноги вперед.
  5.  «Молоточки» по первой прямой и 5 позициям с фиксацией ноги сзади на паузе - 1 полугодие.
  6.  Прыжки:

                а) поджатые в сочетании с temps levé sauté,

б) «итальянский» shangements de pieds.

Экзерсис на середине зала

  1. Русский поклон:

а) простой поясной с продвижением (подходом вперед и отходом назад с мягким одинарным притопом в конце);

б) с работой рукой,  платком (мягко, лирично, резко, бодро).

  1. Основные положения и движения русского танца:

        а) переводы рук из одного основного положения в другое:

  • из подготовительного положения в первое основное,
  • из первого основного положения в третье,
  • из первого основного во второе,
  • из третьего положения в четвертое (женское),
  • из третьего положения в первое,
  • из подготовительного положения в четвертое.

б) движения рук с платочком:

  • взмахи в положении присогнутой руки в локтевом суставе перед собой (в сторону, вверх, в 4 позиции),
  • то же самое из положения — скрещенные руки на груди,
  • работа руки из подготовительного положения в 1, 2 и 3 позиции,
  • всевозможные взмахи и качания платочком,
  • прищелкивания пальцами.

Все переводы рук из одного основного положения в другое могут выполняться обеими руками одновременно или поочередно каждой рукой.

  1. Положения рук в парах:
  • под «крендель»,
  • накрест,
  • для поворота в положении «окошечко»,
  • правая рука мальчика на талии, а левая за кисть руки девочки впереди, так же за локоть.
  1. Положение рук  в рисунках танца:  
  • в тройках,
  • в «цепочках»,
  • в линиях и в колоннах,
  • «воротца»,
  • в диагоналях и в кругах,
  • «карусель»,
  • «корзиночка»,
  • «прочесы».
  1. Ходы русского танца:
  •   простой переменный ход на полупальцах,
  •   тройной шаг на полупальцах с приседанием и без него на опорной ноге и приведением другой ноги на щиколотку или у колена,
  •   шаг-удар по 1 прямой позиции (вперед и боковой приставной с ударом),
  •   шаг-удар с небольшим приседанием одновременно,
  •    шаг-мазок каблуком через 1 прямую позицию,
  •   то же самое с подъемом на полупальцах,
  •   ход с каблучка с мазком каблуком,
  •   ход с каблучка простой,
  •   ход с каблучка с проведением рабочей ноги у щиколотки, или у икры, или через положение у колена - все на пружинистом  полуприседании,
  •   «бегущий» тройной ход на полупальцах,
  •   простой бег по 1 прямой позиции с отбрасыванием ног назад,
  •   тройной акцентированный бег по 1 прямой позиции с отбрасыванием ног назад,
  •   бег с высоким подъемом колена вперед по 1 прямой позиции,
  •   такой же бег с различными ритмическими акцентами,
  •   комбинации с использованием изученных ходов.
  1. Припадания:
  • припадания по 5 позиции в продвижении в сторону, вперед, с отходом назад,  по диагонали,
  • с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги.

7. «Веревочка»:

       а) подготовка к  «веревочке» — 1  полугодие (на высоких полупальцах),

      б)  «косыночка»,

      в)  простая  «веревочка» — 1 полугодие,

      г)  двойная «веревочка» — 2  полугодие,

      д) двойная «веревочка» с выносом ноги на каблук — 2 полугодие.

8. «Молоточки» простые. 2 полугодие  - по 5 позиции.

9. «Моталочка» в сочетании с движениями рук.

  1.  Все  виды «гармошечек»:
  • «лесенка»,
  • «елочка» в сочетании с pliés полупальцами с приставными шагами  и  припаданиями.
  1.  «Ковырялочка»:
  • с отскоком и броском ноги на 300,
  • с броском на 600,
  • с неоднократным переводом ноги в положении носок-каблук,
  • то же самое с переступаниями на опорной ноге.
  1.  Перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции:
  • простые (до щиколотки),
  • простые (до уровня колена),
  • с ударом по 1 прямой позиции,
  • двойные (до уровня колена с ударом),
  • с продвижением в сторону.

13. Перескоки по 1 прямой позиции с поочередным выбрасыванием ног вперед на каблук:

  • простые,
  • с двойным перебором.

14.  Дробные движения:          

  • двойные притопы,
  • тройные притопы,
  • аналогично с прыжком и наклоном корпуса вперед, в сторону,
  • притопы в продвижении,
  • притопы вокруг себя,
  • ритмические выстукивания в чередовании с хлопками, с использованием одинарных, двойных, тройных притопов и прихлопов,
  • простая дробь полупальцами (на месте, в повороте и в продвижении),
  • простые переборы каблучками,
  • переборы каблучками и полупальцами в ритмическом рисунке,
  • переборы каблучками и полупальцами (на месте, в повороте и продвижения с участием работы корпуса),
  • «трилистник» с притопом,
  • двойная дробь с притопом,
  • двойная дробь с притопом и поворотом корпуса на 450,
  • тройные притопы с акцентированным подъемом колена (в различных ритмических рисунках, темпах, в сочетании с мелкими переступаниями),
  • «горошек мелкий» — заключительный, с притопами в конце, перескок заключительный,
  • «ключ» простой.

15. Полуприсядки:

  • простая с выносом ноги на каблук и работой рук в различных позициях и за голову,
  • с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук,
  • с выносом ноги на 450,
  • с выносом ноги вперед, и ударом рукой по колену,
  • с выходом на каблуки в широкую вторую позицию,
  • с выходом на каблуки и разворотом корпуса в сторону,
  • с выходом на каблуки, ноги раскрыты вперед-назад,
  • аналогично с поворотом корпуса.

16. Даются  танцевальные этюды на материале  выше указанных движений.

Рекомендуемые к изучению танцы:

Русские танцы

Украинские танцы

Татарские танцы

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • грамотно исполнять программные движения у станка и на середине зала;
  • ориентироваться в пространстве, на сценической площадке;
  • работать в паре и танцевальными группами;
  • знать основные движения русского, татарского и украинского танцев;
  • знать манеру исполнения упражнений и характер  русского, татарского, украинского танцев;
  • знать технику исполнения вращений на середине зала и по диагонали.

Третий  год обучения (6 класс)

Экзерсис у станка

  1. Demi pliés и grand pliés (полуприседания и полные приседания).
  2. Battements  tendus  (скольжение ногой по полу).
  3. Battemets tendus jetés  (маленькие броски).
  4. Pas tortillé  (повороты  «стоп», одинарные и двойные).
  5. Flic-flac (мазок к себе от себя рабочей ногой).
  6. Rond de jambe par terre (круговые скольжения по полу).
  7. Маленькое  каблучное.
  8. Большое каблучное.
  9. Battemets  fondus (мягкий, тающий).
  10. Développé, relevé lent (вынимание и подъем ноги).
  11. «Веревочка».
  12. Дробные выстукивания.
  13. Grands battements jetes (большие броски ногой).

Упражнения лицом к станку

  1. Подъем на полупальцы по всем позициям с работой рук.
  2. Подготовка к «качалочке» и  «качалочка».
  3. Port de bras в определенном характере, по всем направлениям, с работой рук.
  4. «Качалочка» простая, в раскладке.
  5. «Качалочка» с акцентом.
  6. «Качалочка» в усложненных ритмических рисунках.
  7. «Качалочка с выведением ноги на каблук.
  8. Прыжковые  «голубцы»:
  • с двух ног на две ноги (исходное положение 1 прямая позиция),
  • тот же прыжок с двойным ударом во время прыжка,
  • низкий «голубец» с одной ноги на одну ногу в характере украинского танца,
  • прыжок с двух ног на одну, открывая другую ногу на каблук в сторону.
  1. Подготовка к «сбивке», «сбивка».
  2.  Подготовка к прыжку attitude назад.
  3.  Подготовка к «моталочке» с отскоком.
  4.  Раскладка  движения  «ножницы»  (спиной к станку и лицом)  на 300,  на  900 — 2 полугодие.
  5.  Присядка с выносом ноги на воздух на 450 и на 900.
  6.  Присядка с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук и на воздух 450 и 900.
  7.  Подготовка к revoltade. Исходное положение — нога сзади в 4 позиции на носке.
  8.  Опускание на колено в характере  украинского танца, а также переход с колена на колено.

Отработка прыжка «бедуинский».

Экзерсис на середине зала

  1. Поклон праздничный (хороводный), женский и мужской  в раскладке с паузами после каждого движения.
  2. Основные движения руками, которые вводятся во все элементы русского танца: в ходы, припадания, «молоточки»,  «моталочки»,  «веревочки»,  дроби. Усложняются манипуляции с платочком:
  • платочек натянутый за кончики, исполняются круговые движения,
  • полуокружности перед собой вправо и влево,
  • взмахи на вращениях из первой в третью  позицию,
  • используется большая шаль, выстраиваются рисунки танца из развернутой, из свернутой пополам и вчетверо, треугольником шали,
  • движения с шалью и платком обыгрываются в дуэтном танце, переплясе, кадрили, хороводах,
  • изучаются основные положения рук в танце «Русская плясовая», «Кадриль», «Лирический хоровод».
  1. Виды русских ходов и поворотов:
  • простой  бытовой с поворотом, с использованием  «ковырялочки», «мазков», припаданий,
  • «боярский», с использованием приставных шагов  на носок или на каблук, с отходом в сторону и выведением ноги на каблук через переступания, аналогично назад,
  • широкий шаг-«мазок» на 450 и 900  с сокращенным подъемом, с plié и на plié,
  • боковой приставной на plié с выведением через подмену ноги на 450 и 900 в сторону,
  • хороводный на полупальцах, мелкий, во всех возможных направлениях,
  • переменный  на всей стопе и на полупальцах, с поочередным  притопом, резким или мягким в зависимости от характера танца,
  • ходы с каблучков:

        а) простые,  на вытянутых ногах,

        б) акцентированные,  под себя в plié,

        в) с выносом на каблук  вперед,

  • боковые припадания по 5 и 1 прямой позициям с продвижением вперед, с работой платком,
  • боковые припадания с поворотами,
  • припадания по линии круга с работой рук,
  • бег на переменной смене ног и на полупальцах, с наклоненным корпусом,
  • бег с соскоком в первую прямую позицию и тройным ускоренным бегом,
  • повороты на беге, вправо, влево, в парах, с использованием притопов и вынесением ноги на каблук,
  • повороты с выносом ноги на каблук, приемом shainé, приемом перескок (высокий),
  • тройные боковые переступания (с ударом, с выносом ноги на каблук),
  • повороты с «ковырялочкой»,
  • повороты с «молоточками»,
  • повороты приемом «каблучки», «поджатые»,
  • повороты на тройном беге, с использованием «молоточков», «моталочек».
  1. «Веревочки»:
  • простая в повороте,
  • двойная в повороте,
  • с выносом на каблук и переступаниями неоднократными с продвижением и с «ковырялочкой» без закрытия в позицию,
  • всевозможные ритмические рисунки в движении, с использованием «косичек», «закладок», боковых: вперед и назад от опорной ноги, как на всей стопе, так и на полупальцах, с отскоком и перескоками.

5. «Ковырялочки»:

  • простые,
  • в повороте на 900, со сменой ног,
  • с отскоком и продвижением вперед,
  • с отскоком и большим броском на 900,
  • в сочетании с различными движениями русского танца,
  • воздушные на 300, 450, 900,
  • в поворотах, на вращениях трюкового характера с чередованием мелких и средних по амплитуде движений русского танца.

6. «Моталочки»:

  • простая,
  • простая в повороте по четвертям круга, на 900 с использованием   бросков ноги приемом jetés с  вытянутым  и сокращенным подъемом,
  • с перекрестным отходом назад или в позу,
  • с остановкой в 5 позицию на полупальцах,
  • с использованием переступаний через положение reteré при помощи «веревочек», подскоков, в различных ритмических рисунках и чередованием позиций,
  • в трюковых диагональных вращениях.

7. «Гармошечки»:

  • простая на вытянутых ногах и на demi plié, с работой рук через вторую, третью позицию плавно и резко,
  • в повороте, в диагональном рисунке с руками,
  • в различных ритмических рисунках с выносом ноги на каблук вперед-назад в диагональное направление,
  • с чередованием приставных шагов, с pas degajé, в характере «Камаринской»  для мальчиков, «Барыни» для девочек.

8. Припадания:

  • боковые с двойным ударом спереди,
  • вокруг себя по два, по четыре припадания, по четвертям круга.

9. Перескоки и  «подбивки»:

  • перескоки в повороте,
  • перескоки с ноги на ногу с одинарным и двойным ударом (2 полугодие в повороте),
  • неоднократные удары на отскоке по первой прямой позиции,
  • поочередное выбрасывание ног на каблук вперед, на месте, 2 полугодие вокруг себя по четвертям круга, с отходом назад,
  • подбивка «голубец», на месте и с переступанием (2 полугодие).

10. Дробные выстукивания:

  • двойная дробь с подскоком на рабочей ноге и мазком другой ногой,
  • синкопированные проскальзывания с приведением ноги на reteré у колена невыворотно,
  • соскоки вправо, влево по первой прямой позиции на месте на две ноги одновременно,
  • соскоки с ударом рабочей ногой в невыворотное и выворотное положение перед опорной ногой:

                а) неоднократные удары,

                б) с притопом и сменой левой и правой ног,

  • двойная дробь с «ускорением»,
  • двойная дробь с притопами и разворотами корпуса,
  • двойная дробь с отскоком под себя и приведением другой ноги  к икроножной мышце,
  • «ключ» с использованием двойной дроби.

11. Присядки:

  • присядка с «ковырялочкой»,
  • присядка с ударом по голенищу, по ступне спереди и сзади,
  • подскоки по 1 позиции из стороны в сторону с хлопками перед собой,
  • «гусиный шаг»,
  • «ползунок» вперед и в сторону на пол.

12. Прыжки:

  • прыжок с поджатыми  перед грудью ногами на месте,
  • прыжок с согнутыми от колена ногами и ударами по голенищам,
  • прыжок с ударами по голенищу спереди,
  • «лягушка».

Рекомендуемые к изучению танцы:

Русские танцы

Белорусские танцы

Украинские народные танцы

Молдавские танцы

По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • исполнять технически сложные движения у станка и на середине зала;
  • передавать в движении сложные ритмические рисунки русского, украинского, молдавского танцев;
  • усвоить и развивать ансамблевое исполнение;
  • ориентироваться в пространстве во время исполнения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
  • правильно пользоваться деталями костюма, атрибутикой: ленточками, веночками, платочками, шапками, корзинками, бубнами и т.д.;
  • продолжать добиваться в ансамбле выразительности и виртуозности исполнения движений.

Четвертый  год обучения (7 класс)

Экзерсис у станка

  1. Demi plie, grand plie (полуприседания и приседания).
  2. Battements tendus (скольжение ногой по полу).
  3. Pas  tortilla (развороты стоп).
  4. Battements tendus jetes (маленькие броски).
  5. Rond de jambe par terre (круговые скольжения по полу).
  6. Большое каблучное.
  7. Battemets fondus (мягкое, тающее движение).
  8. «Веревочка».
  9. Battemets develloppe.
  10. Дробные выстукивания.
  11. Grands battements jetes (большие броски).

Экзерсис на середине зала

1. «Глубокий поклон»:

а) ниже пояса;

б) все разновидности русского поклона в сочетании с ходами и движениями рук.

2. Простые шаги (направление вперед и назад в сочетании с движениями рук).

3. Хороводный ход в различных направлениях с работой рук.

4. Простой шаг с проскальзывающим притопом, с продвижением вперед.

5. Простой шаг с сочетанием шага на ребро каблука, в продвижении вперед и включением работы рук и корпуса.

6. Шаг на ребро каблука с притопом на месте, с продвижением вперед и работой рук.

7. Шаг на ребро каблука с разворотами корпуса, наклонами, со сменой ракурсов на притопе.

8. Шаг на ребро каблука с проскальзывающим ударом и продвижением вперед.

9. Шаг с притопом в продвижении вперед, отходом назад.

10. Шаг с «приступкой» (с приставкой).

11. Шаг с продвижением вперед (медленный, плавный). Для девушки - с платочком в руке.

12. Шаг с переступанием («переступка», с продвижением вперед).

13. Шаг с переступанием, с постепенным поворотом корпуса то вправо, то влево.

14. Перекрещивающийся шаг (с перекрещивающимися ногами, с продвижением вперед).

15. Ознакомление с ходами танца «Сибирский лирический».

16. Ознакомление с ходами танца «Смоленский гусачок».

17. Разучивание движений рук, положения корпуса, характерных этим областям.

18. «Веревочка» с переборами по 5 позиции на месте и с поворотами.

19. «Двойная веревочка» с поочередными переступаниями на месте и в повороте.

20. «Моталочка» на demi plie синкопированным акцентом на всей стопе и на полупальцах.

21. «Ковырялочка» с отскоками.

22. «Молоточки» в характере уральского танца «Шестера».

23. «Маятник» - «Моталочка» в поперечном движении.

24. Дробные выстукивания:

а) «ключ» дробный, сложный;

б) «ключ» дробный, сложный в повороте;

в) «ключ» хлопушечный;

г) три дробные дорожки с заключительным ударом;

д) поочередное выбрасывание ног перед собой и в стороны на каблук или на всю стопу;

е) «сбивка» с «ковырялочкой» в повороте;

ж) «отбивка» с выбросом ноги вперед;

з) дробь в продвижении с двойной «отбивкой» правой ногой и кругом с окончанием сзади, аналогично - с левой ноги.

25. Дроби в характере народных танцев Поволжья.

26. Хлопушки мужские:

а) поочередные удары по голенищу спереди и сзади на подскоках;

б) удары двумя руками по голенищу одной ноги;

в) удар по голенищу вытянутой ноги;

г) хлопушки на поворотах;

д) «ключ» с хлопушкой.

27. Трюковые элементы (мужские):

а) «разножка» в воздухе;

б) «щучка» с согнутыми ногами;

в) «крокодильчик»;

г) «коза»;

д) «бочонок».

Вращения на середине зала

Вращения, усвоенные за предыдущие годы обучения, изучаются в национальном характере, а также в характере областных особенностей (plie-каблучки, plie-releve, plie-retere, шаг-retere, подскоки, припадания, pirouettes).

  1. Приемом plie-releve (два на месте, третий – plie-подготовка, четвертый – вращение) – 1 полугодие – двойное вращение за 4-м разом.
  2. Приемом plie-retere (аналогичная схема изучения).
  3. Приемом plie-каблучки (аналогичная схема изучения).
  4. Приемом pirouettes (аналогичная схема изучения).
  5. Разучивается «вкручивающаяся» на месте концовка вращений с выходом на полупальцы в финале.
  6. Припадания мелкие, быстрые.
  7. Вращения на одной ноге, вторая на щиколотке невыворотно, с  приходом во 2 позицию (невыворотно), без пауз, но в медленном темпе – 1 полугодие.
  8. То же самое вращение в нормальном темпе – 2 полугодие.
  9. Разучивается «вкручивающаяся» концовка приемом вращения на одной ноге через retere невыворотно, уходит в позицию. Концовка в plie или в полупальцы – 2 полугодие.
  10.  «Обертас» по 1 прямой позиции – 1 полугодие.
  11.  «Обертас» по 1 прямой позиции с ударом – 2 полугодие.
  12.  «Обертас» с rond на 450 – 1 полугодие, на 900 - конец 2 полугодия.
  13.  Разучивается окончание вращения приемом двойного shaine.
  14.  Вращения для мальчиков:

а) tours,

б) pirouettes.

15. Поджатые прыжки в чередовании с другими приемами вращений на месте.

Вращения по диагонали класса

  1. Tour-pique в раскладке, с рукой в характере украинского танца, с рукой с платочком в русском характере.
  2. Бег с выбрасыванием правой ноги вперед.
  3. Бег по 1 прямой позиции (повотор за два бега) – 1 полугодие, поворот за один бег – 2 полугодие.
  4. Большие «блинчики» в сочетании с бегом  в различных  ритмических рисунках – 2 полугодие.
  5. Большие «блинчики» в чередовании с маленькими «блинчиками», в различных ритмических рисунках.
  6. Большой «блинчик» в сочетании с shaine.
  7. Маленький «блинчик» в сочетании с вращением шаг на «каблучок».
  8. Дробные выстукивания в повороте в соединении с шагом на каблук, выносом ноги на каблук, «ковырялочкой» с выбиванием ноги в сторону.
  9. Мужские вращения с использованием пройденного материала.

Вращения по кругу

  1. Приемом шаг-retere, вращение за один шаг.
  2. Подскоки, вращение за один шаг.
  3. Маленькие «блинчики», поворот за один шаг.
  4. Большие «блинчики», аналогично.
  5. Бег по 1 прямой позиции.
  6. Бег с выбрасыванием ноги вперед.
  7. «Шаг-каблучок», вращение за один шаг.
  8. Tour-pique в раскладке с рукой за голову (украинское), с платочком (русское) в 3 позицию.
  9. Двойная дробь в повороте с переступаниями через «ковырялочку».

Мужские трюковые вращения.

Рекомендуемые к изучению танцы:

Русские танцы. Танцы местной традиции

Танцы народов Поволжья

Итальянские танцы

Испанские танцы

Мексиканские танцы

По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • исполнять грамотно выразительно и технично экзерсис у станка и на середине зала;
  • передавать национальный характер русского танца, танцев народов Поволжья, итальянского, испанского,  мексиканского танцев;
  • ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
  • исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращение, дроби  - для девочек; различные виды присядок, «хлопушек» - для мальчиков;
  • правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, воспитывать выносливость.

Пятый  год  обучения (8 класс)

Экзерсис у станка

  1. Demi pliés и grand pliés (полуприседания и приседания).
  2. Battements  tendus  (скольжение ногой по полу).
  3. Pas tortillé  (развороты стоп).
  4. Battemets tendus jetés  (маленькие броски).
  5. Flic-flac (мазок к себе от себя).
  6. Rond de jambe par terre (круговые скольжения по полу).
  7. Маленькое  каблучное.
  8. Большое каблучное.
  9. Battemets fondus (мягкое, тающее движение).
  10. «Веревочка».
  11. Battment développé .
  12. Дробные выстукивания.
  13. Grands battements jetes (большие броски ногой).

Экзерсис на середине зала

  1. «Праздничный поклон».
  2. Припадания накрест (быстрое).
  3. Ускоренная «гармошечка» (без plie) вокруг себя.
  4. Простая и двойная с поворотом на 3600 в приседании на полупальцах и на вытянутых ногах.
  5. «Моталочка» с поворотом.
  6. Ход на ребро каблука с подбивкой и продвижением вперед.
  7. Шаг-бег с наклоном в корпусе; бег с отбрасыванием ног назад с акцентированным исполнением; бег с поднятием согнутых ног вперед, как на месте, так и в продвижении; тот же бег в различном ритмическом рисунке.
  8. Основные ходы танца «Матаня» Орловской области и сопуствующие им движения рук.
  9. Дробные выстукивания в характере танца «Матаня» и «хлопушки».
  10. . Трюки мужского характера:

- «кольцо»;

- «пистолет»;

- «экскаватор»;

- «циркуль»;

- «склепка»;

- «голубцы» с поджатыми ногами с переходом на полупальцы.

- «ползунок» (ноги вперед, в сторону и на воздух).

Вращения на середине зала

  1. Отскоки по 1 прямой позиции в повороте с выносом правой ноги на каблук.
  2. Поворот  plie-retere с переступанием на полупальцах.
  3. Вращение по 2 позиции невыворотно, стремительно.
  4. Бег на месте со скоком в 1 прямую позицию на сильную музыкальную долю.
  5. Вращения мужского характера в сочетании с изученными движениями народного танца.

Вращения по диагонали зала

  1. Shaine:
  • shaine в сочетании с вращением на мелких переступаниях в demi plie;
  • shaine в сочетании с вращением на каблучок;
  • то же с двойным вращением – 2 полугодие;
  1. Маленькие «блинчики» в сочетании с воздушной прокруткой и  grand rond приемом «обертас» с высотой на 450 – 1 полугодие и 900 – 2 полугодие.
  2. Вращение на перескоках с ударами по 1 прямой позиции (стремительное).
  3. Вращения в характере пройденных национальных танцев.
  4. Вращения мужские с использованием трюковых элементов.

Вращения по кругу зала

Отработка концовок во вращениях соответственно пройденным приемам вращений на середине зала.

Вращения в различных сочетаниях и в различных музыкальных ритмах.

Вращения в характере изученных национальных танцев.

Рекомендуемые к изучению танцы:

Региональные танцы  

Калмыцкие танцы

Испанские танцы

Венгерские танцы

Болгарские танцы

Цыганские танцы

По окончании пятого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • исполнять грамотно, выразительно и технично экзерсис у станка и на середине зала;
  • передавать национальный характер русского, калмыцкого, испанского, венгерского и болгарского танцев;
  • ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
  • исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращение, дроби - для девочек; различные виды присядок, «хлопушек» - для мальчиков;
  • правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, воспитывать выносливость.

По  окончании обучения  учащиеся должны знать и уметь:

  • выполнять, не теряя методически грамотного  и технически виртуозного исполнения, экзерсис у станка и на середине зала, в соответствии с программными требованиями;
  • предельно достоверно и образно передавать национальный характер русского, польского, румынского, цыганского, восточного танцев, используя артистические и эмоциональные приемы и навыки в парных танцах, сольных партиях, в массовых (построенных на рисунках) этюдах;    
  • используя  технически сложные движения народно-сценического танца, не теряя артистического исполнения, достоверно и грамотно передавать национальный калорит изучаемого хореографического материала;
  • учитывая степень повышенной сложности изучаемого материала,  правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций,  продолжать развивать физическую выносливость.

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень  подготовки  обучающихся  является  результатом  освоения    программы  учебного  предмета  «Народно-сценический танец»,  который  определяется   формированием  комплекса  знаний,  умений  и  навыков,  таких,  как:

  • знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
  • знание балетной терминологии;
  • знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
  • знание особенностей постановки  корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
  • знание средств создания образа в хореографии;
  • знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
  • умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
  • умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
  • умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
  • умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
  • умение понимать и исполнять указания преподавателя;
  • умение запоминать и воспроизводить «текст» народно-сценических танцев;
  • навыки музыкально-пластического  интонирования;

А также:

  • знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев нашей страны и народов мира;
  • знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений народно-сценического танца в соответствии с учебной программой;
  • владение техникой исполнения программных движений как в экзерсисах, так и в танцевально-сценической практике;
  • использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества;
  • знание основных анатомо-физиологических особенностей человека;
  • применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья

IV.         Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Народно-сценический танец» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:  контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.  

Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде   просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

методически правильное исполнение учебно-танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала, владение индивидуальной техникой вращений, трюков

4 («хорошо»)

возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техническое

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, невладение трюковой и вращательной техникой

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Текущая оценка  может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на  экзамене;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:

-  целенаправленность учебного процесса;

-  систематичность и регулярность занятий;

-  постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;

- строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.

С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу класса.

Урок по народно-сценическому танцу состоит из трех частей:

  1. Экзерсис у станка.

2. Экзерсис на середине класса.

  1. Работа над этюдами, построенными на материале русского танца и танцев народов мира.

Преподавание народно-сценического танца заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники  народно-сценического танца, практической работой у станка и на середине зала, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.

  1. Список рекомендуемой учебной литературы

Основная литература

  1. Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка. - Орел, Труд, 1999
  2. Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел, «Труд», 1999,1 том; 2 том - 2004
  3. Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец. - М., 1976
  4. Климов А. Основы русского народного танца. - М.: Искусство, 1981
  5. Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967
  6. Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974

Дополнительная литература

  1. Бурнаев А. Мордовский танец. Саранск, 2002
  2. Богданов Г. Русский народный танец. М., 1995
  3. Власенко Г. Танцы народов Поволжья. – Самара: СГУ,1992
  4. Гербек Г. Характерный танец: настоящее и будущее. // Советский балет, 1990:  № 1
  5.       Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Ферменянц Е.,  Народно-сценический танец, ч.1. М., 1976.
  6. Королева Э. Хореографическое искусство Молдавии. - Кишинев, 1970
  7. Курбет В., Ошурко Л. Молдавский танец. – Кишинев,1967
  8. Ласмаке М. Латышские народные танцы. Рига, 1962
  9.        Лопухов А., Ширяев А, Бочаров А.  Основы характерного танца, Л.-М., 1939
  10. Мальми В. Народные танцы Карелии. – Петрозаводск, 1977
  11. Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5
  12.     Надеждина Н.   Русские танцы  М., 1950
  13. Степанова Л. Танцы народов России. - М.: Советская Россия, 1969
  14.      Стуколкина И.   Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца.     М., 1972                                        
  15. Уральская В. Поиски и решения.- М.: Искусство, 1974
  16.      Устинова Т. Русские  народные танцы.  М., 1950          

16.      Хворост И. Белорусские народные танцы.- Минск, 1976

17.     Чурко Ю.  Белорусский народный танец.- Минск, 1970