Программа учебного предмета «Подготовка концертных номеров»

Шевченко Рауя Рашитовна

Учебный предмет «Подготовка концертных номеров» неразрывно связан со всеми предметами предметной области «Хореографическое исполнительство» дополнительной предпрофессиональной  программы в области искусства «Хореографическое творчество». 

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Учебный предмет направлен на приобретение учащимися первичных умений исполнения сценического репертуара на сцене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_kontsertnyh_nomerov.docx57.44 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Администрация  МО Приозерский  муниципальный район Ленинградской области

Муниципальное   учреждение дополнительного  образования

Шумиловская  детская школа искусств 

      Приложение  № 7

 к дополнительной предпрофессиональной

программе в области хореографического

искусства «Хореографическое творчество»

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНЫХ НОМЕРОВ

(ПО.01.УП.06)

п. Саперное  2018 г.

«ПРИНЯТО»

Педагогическим  советом

МУДО «Шумиловская  ДШИ»

Протокол № 8 от 28  июня  2018 г.

                                  «УТВЕРЖДЕНО»

                                         Приказом

МУДО «Шумиловская ДШИ»                

                    № _15_ от «27» августа  2018 г.

Разработчик:

Шевченко Рауя Рашитовна,

преподаватель класса хореографии,

высшая   квалификационная  категория

Рецензент:

___________________________________________________

____________________________________________________

_____________________________________________________

Рецензент:    

____________________________________________________

____________________________________________________

_____________________________________________________

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  •  Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета                                        

  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;

III.         Требования к уровню подготовки учащихся                

IV.           Формы и методы контроля, система оценок                         

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

VI.           Списки рекомендуемой   методической литературы                                                                                                                                

  • Список рекомендуемой методической литературы;

  1. Пояснительная  записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном  процессе

Программа        учебного предмета «Подготовка концертных номеров»    разработана на основе примерных учебных программ, рекомендованных Министерством культуры РФ под редакцией И.Е. Домогацкой   и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Учебный предмет «Подготовка концертных номеров» неразрывно связан со всеми предметами предметной области «Хореографическое исполнительство» дополнительной предпрофессиональной  программы в области искусства «Хореографическое творчество». На занятиях применяются знания, умения, навыки, приобретенные учащимися на уроках классического, народно-сценического, историко-бытового и современного танцев, а также на уроках по предметам «Танец», «Ритмика» и «Гимнастика».

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Учебный предмет направлен на приобретение учащимися первичных умений исполнения сценического репертуара на сцене концертного зала учебного учреждения, в выступлениях в рамках культурных мероприятий города, на участие в фестивалях, смотрах и конкурсах. Сценическая практика учащихся организуется и планируется на основании плана работы хореографического отделения и учебного заведения в целом.

В процессе подготовки концертных номеров должны участвовать все учащиеся класса. Участие каждого в массовом номере, в составе небольшого ансамбля или в сольном репертуаре зависит от уровня его способностей, достигнутых результатов изучения программ специальных предметов. Особо одарённые дети могут участвовать в сольных номерах.

Процесс подготовки концертных номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях танцевального творчества, знакомит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению творческого потенциала и  индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка. Учащиеся должны получить возможность раскрыть заложенные в каждом из них творческие задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре за период обучения.

При изучении предмета необходимо активно использовать современные технические средства для  прослушивания музыки, просмотра видеоматериала.

Необходимо приводить примеры из творческой деятельности ведущих мастеров хореографического искусства, знакомить обучающихся с лучшими балетными спектаклями, концертными программами и отдельными  хореографическими номерами  танцевальных  коллективов.

Для более качественного изучения предмета «Подготовка концертных номеров» необходимо посещение концертов профессиональных и любительских музыкальных и хореографических коллективов, выставок, музеев с  последующим  их анализом и обсуждением.

Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Подготовка концертных  номеров».

Количество часов за год

Общий объем

Класс  /год обучения

1 /1

2 /2

3 / 3

4 / 4

5 / 5

6 / 6

7 / 7

8 / 8

Максимальная аудиторная нагрузка в год

64

66

66

66

66

66

66

66

658

Консультации

8

8

8

8

8

8

8

56

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповая (от 2-х человек), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут со 2 по 8 класс, 30 минут в 1 классе.

Цель и задачи  учебного предмета «Подготовка концертных номеров»

Цель:  Развитие танцевально-исполнительских способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений и навыков, полученных в период обучения предметам предметной области «Хореографическое исполнительство», выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Задачи:

  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • умение передавать стилевые и жанровые особенности;
  • развитие        чувства ансамбля;
  • развитие артистизма;
  • умение правильно распределить сценическую площадку, сохраняя рисунок танца;
  • приобретение  опыта  публичных  выступлений.

Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием  структуры  программы  являются  ФГТ,  отражающие  все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения        поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • метод организации учебной        деятельности (словесный, наглядный, практический);
  • репродуктивный метод (неоднократное        воспроизведение        полученных знаний);
  • метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
  • метод активного обучения (самоанализ ребенка);
  • аналитический  (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный        (подбор ассоциаций, образов).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

Описание материально-технических условий реализации предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.

Учебные аудитории (балетные залы), предназначенные для реализации учебного предмета «Подготовка концертных номеров», оснащаются пианино/роялями. Площадь балетных залов должна быть не менее 40 кв.м, иметь пригодное для занятий напольное покрытие (деревянный пол или специализированное (линолеумное) покрытие), зеркала размером 7м х 2м на одной стене.

Школа должна иметь театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием;  костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для сценических выступлений, репетиционного процесса и учебных занятий.  Также необходимо наличие раздевалок для переодевания и душевых для обучающихся и преподавателей.

  1. Содержание учебного предмета

Сведения        о затратах        учебного        времени, предусмотренного        на освоение учебного предмета «Подготовка концертных номеров»:

Распределение  по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий в году (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

2

2

2

3

3

3

3

Общее  количество часов по годам

(аудиторные занятия)

64

66

66

66

99

99

99

99

Общее количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия)

658

Консультации

(часов в год)

-

8

8

8

8

8

8

8

Общий объем времени на консультации

56

Консультации

Реализация программы по подготовке концертных номеров обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки к академическим концертам, творческим конкурсам и другим мероприятиям образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Подготовка концертных номеров» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Требования по годам обучения

Содержанием занятий по предмету «Подготовка концертных номеров» является разучивание хореографических композиций на основе освоенных движений на уроках классического и народного танцев, а также могут включатся танцы на основе движений разученных на уроках вариативной части программы.

1 класс

Приобретение навыка: танцевать в паре и чувствовать партнера,  распределять сценическую площадку.

Примерный перечень хореографических номеров (по выбору)

Танцы на основе изученных движений по предметам «Ритмика», «Танец».

  1. «Кукла» (произвольная композиция). Музыка В. Шаинского
  2. Танец колокольчиков (произвольная композиция). Музыка П.Чайковского («Танец феи Драже).
  3. Танец гномов (произвольная композиция). Музыка Э.Грига. «В пещере горного короля».
  4. «Танец куколок и солдатиков» (произвольная композиция). Музыка Д. Шостаковича «Вальс-шутка».

В первом классе в конце года проводится промежуточная аттестация в виде академического концерта.

2 класс 

Хореографические композиции на основе учебного материала, изученного  на предметах «Ритмика», «Танец» и «Гимнастика».

Примерный перечень хореографических номеров для 2  года обучения

Изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует улучшению памяти и сообразительности, умению сосредотачиваться,  необходимому в дальнейшем в хореографических постановках.

  1. «Аквариум» (произвольная композиция). Музыка К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»
  2. Танец мотыльков (произвольная композиция). Музыка С.Рахманинова «Итальянская полька»
  3. «Танец цветов и бабочек» (произвольная композиция). Музыка Ф.Шуберта «Вечерняя серенада»
  4. Танец снежинок (произвольная композиция). Музыка Л. Делиба

Во втором классе в конце года проводится промежуточная аттестация в виде академического концерта.

3 класс

Классический танец - хореографические композиции  на основе изученных движений на уроке классического танца.

  1. «Детский танец» из балета «Сольвейг». Музыка Э. Грига, хореография Л.Якобсона.
  2. Норвежский танец. Музыка Э. Грига, хореография Е. Снетковой-Вечесловой.

Народный танец - хореографические композиции, построенные на рисунках  и простейших элементах  русского (национального) танца.

4 класс

Классический танец

  1. «Детский танец» из балета «Фадетта». Музыка Л. Делиба, хореография А. Горского.
  2. «Красная шапочка и Серый волк» из балета «Спящая красавица». Музыка П. Чайковского, хореография М. Петипа.
  3. «Танец озорных девушек» из балета «Медный всадник». Музыка  Р. Глиэра, хореография Р. Захарова.
  4. «Танец детей» из I акта балета «Щелкунчик». Музыка П. Чайковского,  хореография В.Вайнонена.
  5.  «Полька с мячиком». Музыка Д. Дюкомена, хореография А.Ширяева.

Народный танец -  хореографические композиции в характере польки и галопа на материале белорусского, прибалтийского и гуцульского танцев.

5  класс

Классический танец

  1. «Зонтики». Музыка Д.Шостаковича, хореография М.Мартиросяна.
  2. Саботьер. Детский танец из балета «Тщетная предосторожность». Музыка   П.Гертеля,  хореография М.Петипа.
  3. «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица». Музыка П.Чайковского, хореография М.Петипа.
  4. «Танец амуров» из балета «Дон Кихот». Музыка Л.Минкуса, хореография А.Горского.
  5. «Вариация прялочек» из балета «Коппелия». Музыка Л.Делиба, хореография А.Горского.

Народный танец - хореографические постановки на материале  русского, белорусского, итальянского танцев («Крыжачок», «Лявониха», «Бульба», Тарантелла).

6 класс

Классический танец

  1. «Детский        танец» из        балета «Тщетная предосторожность». Музыка Л.Герольда, хореография О.Виноградова.
  2. Pas de trios из балета «Щелкунчик». Музыка П.Чайковского, хореография В.Вайнонена.
  3. Вариация «Утро» из балета «Коппелия». Музыка Л.Делиба, хореография Л. Лавровского.
  4. Полька из балета «Эсмеральда». Музыка Ц.Пуни, хореография В.Бурмейстера.
  5. «Вальс крестьянок» из I акта балета «Жизель». Музыка        А.Адана, хореография Ж. Коралли.

Народный танец - хореографические постановки на материале  русского, украинского, молдавского, итальянского танцев.

7 класс

Классический танец

  1. Танец цыганочек из балета «Эсмеральда». Музыка Р.Дриго, хореография М.Петипа.
  2. Танец Ману из балета «Баядерка». Музыка Л.Минкуса, хореография М.Петипа.
  3. «Маленькие испанцы». Музыка Ш. Фрамма, хореография Л.Якобсона.

Народный танец - хореографические композиции на материале русского, украинского, молдавского, венгерского, польского танцев.

8 класс

Классический танец

  1. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро». Музыка П.Чайковского, хореография В.Бурмейстера.
  2. «Вариация Жемчужин» из pas de trios «Океан и жемчужина» из   балета «Конёк-Горбунок». Музыка Р.Дриго, хореография А.Горского.
  3. «Сегидилья» из балета «Дон Кихот». Музыка Л.Минкуса, хореография А.Горского.
  4. Трепак из балета «Щелкунчик». Музыка П.Чайковского, хореография В.Вайнонена.

Народный танец - хореографические композиции на  материале русского, венгерского, польского, испанского и других народных танцев.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Подготовка концертных номеров», который определяется  формированием  комплекса  знаний, умений  и  навыков,  таких,  как:

  • умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством преподавателя;
  • умение работы в танцевальном коллективе;
  • умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
  • умение понимать и исполнять указание преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции,
  • навыки участия в репетиционной работе.

  1. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация:  цели,  виды,  форма,  содержание

Оценка качества реализации программы «Подготовка концертных номеров» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических и тематических концертах, конкурсах, просмотрах и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотра концертных номеров или их фрагментов в учебной аудитории (балетном зале), на сцене концертного зала  учебного заведения, а также исполнения концертных  программ.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Итоговым отчётом по предмету «Подготовка концертных номеров» является ежегодный отчётный концерт хореографического отделения образовательного учреждения

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на просмотре, концерте, конкурсе выставляется оценка по пятибалльной шкале:

                                                                                                                               

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически        качественное        и        художественно осмысленное        исполнение,        отвечающее        всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка        отражает        грамотное        исполнение        с

небольшими        недочетами        (как        в        техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, невыразительное исполнение, отсутствие свободы в хореографических постановках и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков,  являющийся следствием плохой   посещаемости   аудиторных   занятий  и нежеланием работать над собой

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Текущая оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

При        выведении        итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на академическом концерте или  конкурсе;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти учебного года.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

                 Программа по предмету «Подготовка концертных номеров» предлагает примерный перечень лучших  образцов  классических хореографического наследия, которые могут использоваться  по выбору преподавателя с учётом профессиональных возможностей и технической подготовки, как класса, так и индивидуально учащихся. Очень полезно использовать в работе постановки из репертуара профессиональных хореографических коллективов, доступные для исполнения учащимися. В роли хореографов могут выступать и преподаватели, осуществляя постановку концертных номеров на основе пройденного учебного  материала в классе.

Содержание учебного предмета определяется в соответствии с учебным планом  образовательного учреждения. Изучение учебного материала данного предмета рекомендуется проводить по возрастным категориям:

  • младшие классы (1- 2 год обучения  по 8-летнему учебному плану);
  • средние классы (3-5 год  обучения  по 8-летнему учебному плану);
  • старшие классы (6-8 год  обучения  по 8-летнему учебному плану).

        При подборе сценического репертуара по предмету «Подготовка концертных номеров» преподаватель должен учитывать возрастные особенности и технические возможности обучающихся. Исполнительские возможности детей ограничены. Так, в младших классах, хореографические постановки должны состоять из небольшого количества элементов и движений, соединённых в интересных сочетаниях и перестроениях (рисунках) танца. Хореографические этюды и небольшие танцевальные композиции являются теми  простейшими концертными номерами, которые доступны для репетиционной деятельности учащихся младших классов. Не менее важную роль в создании детского танца играет правильный выбор музыкального произведения, которое должно быть образным, с ясной мелодией  и чётким  ритмическим рисунком. Музыка должна являться средством воспитания музыкальной культуры учащихся.

Одним из основополагающих предметов в хореографическом образовании является народный танец. Его обязательно нужно включать в репертуар по предмету «Подготовка концертных номеров».  В средних классах закладываются основы предмета «Народно-сценический танец».  Разнообразие  изученного материала на этом предмете даёт широкие возможности для балетмейстерской деятельности преподавателя.

Концертные номера старших классов должны отличаться своей многожанровостью. Изучение классического и народно-сценического танца, историко-бытового и современного танца  (вариативная часть) предполагают подготовку и исполнение концертных номеров на основе всего пройденного материала. Но вместе с тем, подготовка концертных номеров не является самоцелью в предпрофессиональном хореографическом образовании - это результат длительной учебной работы, подготавливающий к дальнейшему профессиональному образованию.

Репетиционная работа с учащимися проводится преподавателем и концертмейстером.

        Занятия строятся по следующему плану:

Вводное слово преподавателя

 Перед разучиванием нового танца преподаватель сообщает о нем такие сведения, как история возникновения, характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен на элементах народной пляски, необходимо рассказать о характерных чертах данного народа, при разучивании фрагмента из балета – дается информация о времени его создания, о стиле исполнения, характерном для той эпохи.

Слушание музыки и ее анализ

Преподаватель предлагает прослушать музыку хореографического номера, определить ее характер, темп, музыкальный размер и т.д.

Разучивание движений и элементов танца, поз и основных рисунков

При разучивании движений с детьми хорошие результаты дает метод, при котором ученики повторяют движения вместе с объяснением и показом педагога, а затем исполняют их самостоятельно. При изучении особенно сложных движений может быть применено временное упрощение. Затем танцевальная лексика постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме. Когда все элементы проучены, необходимо приступать к соединению их в танцевальные комбинации.

Работа над танцевальным образом

Словесное объяснение преподавателя используется на занятиях и включает в себя основные рабочие и профессиональные термины, точные определения.

Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.

Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца используется прием выполнения упражнений детьми по очереди с последующим анализом результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов движений педагогом или детьми, усвоившими разучиваемое движение.

Все замечания по ходу урока  делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.

  1. Список рекомендуемой нотной и методической литературы

  1. Белозерова В.В. Традиционная культура Орловского края. Орел, 2005
  2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика.  СПб, 2000
  3. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов: Хрестоматия.  СПб, Издательство  СПбГУП,  2000
  4. Музыка для детских танцев. Нотное приложение к хрестоматии детских танцев из классических балетов.  СПб, Издательство  СПбГУП,  2000
  5. Заикин Н.И., Заикина Н.А.  Областные  особенности  русского  народного танца. Часть I,  Орел, 1999
  6. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. Часть II. Орел, 2004
  7. Климов А.А. Основы русского народного танца. М. «Искусство», 1981
  8. Ткаченко Т.С. Народный танец. М. «Искусство», 1954
  9. Ткаченко Т.С. Народные танцы. М.  «Искусство», 1975
  10.  Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы