Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе

Парамонова Марина Александровна

Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей.

Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе, способствующие развитию интереса к занятиям хореографией.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ  ДОКЛАД

« Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе»

  Подготовила:

Парамонова Марина Александровна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО Обливский ДДТ

Ст. Обливская

2019 г.

Содержание

Введение.

Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей.

Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе, способствующие развитию интереса к занятиям хореографией.

Заключение

Введение.

Любой вид обучения основан на принципе воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия любым видом искусства содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что  преподаватель имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.  В современном мире вопрос эстетического воспитания подрастающего поколения  достиг «точки кипения».  На нас, педагогах дополнительного образования общеобразовательных школ , лежит миссия  эстетического воспитания россиян! Наша задача увлечь как можно больше детей занятиями различного рода искусства, чтобы подрастающее поколение не погрязло в потребительском отношении к жизни.

Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей.

Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.

Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства.

           Занятия по хореографии воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Кавалер ухаживает за дамой, мы постоянно уделяем внимание развитию женственности и мужественности на занятиях. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников .

Творческая личность - важнейшая цель как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

 Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе, способствующие развитию интереса к занятиям хореографией.

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива.

  1. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах.  Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.

     Мы используем этот метод в хореографическом объединении – действует!!!

  1.  Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в танцоры, и переход из младшей группы в старшую, и совместные репетиции и постановки и т.д. И даже различная форма одежды для младших и старших классов.
  2. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному, что в нынешнее время достаточно тяжело. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.
  3. Постановки номеров на современные темы, способствуют развитию и поддержанию интереса детей к занятиям.
  1. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и своих коллективов. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.

Мы после поездки на конкурсы, фестивали обязательно устраиваем видеопросмотр и обсуждение.

  1. Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу. Проведение старшеклассниками уроков у младших (преемственность), посещение младшими открытых уроков старших – интерес к будущим достижениям.

Мы успешно применяем такую форму работы на занятиях хореографии.

  1.  Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей.
  2. Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.
  3.  Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов. Нынешнее поколение обделено этим замечательным материалом!!!!

Мы сейчас на объединении хореографии уделяем этому вопросу большое внимание.

Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность; убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей.

Заключение

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:

1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.

2. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.

3. Приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы.

4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством.

5. Они определяют педагогические и организаторские способности детей.

         6. Способствуют раскрытию личности, физической и духовной свободе.

Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя нужным в этом мире и занятие проходило на положительных эмоциях. И если даже  в течение занятия были отрицательные моменты, преподаватель обязан закончить занятие на положительных эмоциях!!! Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.