Народный танец - средство социализации растущей личности школьника

Прощина Наталья Ивановна

Доклад на райнном семинаре педагогов дополнительного образования художественно - эстетической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_tanets_-_sredstvo_sotsializatsii.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Народный танец как средство социализации растущей личности школьника.

   Как известно, под социализацией понимается процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями и навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе (Википедия).

   Конечно, процесс социализации многогранен, его нельзя ограничить какими-либо рамками. Однако, какова в этом сложном процессе роль народного танца в его широком понимании (фольклорный, народно-сценический, стилизованный танец)? Как народный танец может повлиять на личность ребенка?

   Вопросы социализации средствами хореографии изучались такими авторами как А. Ваганова, Н. Азарина, О. Авдеева, В. Мориц и др.

   Хотелось бы сразу отметить, что хореография - едва ли не единственное направление в искусстве, образовательные, воспитательные и развивающие возможности которого не используются в общеобразовательной школе.

Итак, каковы же эти возможности в социализации школьника?

  1. Возможность познавательного развития ребенка.  

   Несомненно, именно народный танец несет ребенку огромный познавательный потенциал. Изучая национальный танец того или иного народа, педагог обязательно должен рассказать и показать ребенку географическое положение изучаемого государства, быт, обычаи и традиции народа, населяющего его, особенности национального костюма, музыки и, конечно, танца. Без этих минимальных знаний детям не удастся передать характерные особенности хореографии народа. И самое интересное в этом то, что народов на Земле великое множество, а потому и изучение народных культур практически безгранично.

   Сделать это можно различными способами. Например, государствам, расположенным далеко от России или незнакомым детям, следует уделить особое внимание. В этом случае логично подготовить презентацию по темам: «Общие сведения», «Национальный костюм», «Национальная музыка и танец» и т. п. Если государство, национальный танец которого необходимо разучить, достаточно знакомо детям, расположено по соседству с Россией, можно попросить детей самостоятельно подготовить небольшие доклады по теме. Конечно, в выборе формы знакомства с национальными особенностями государства имеет значение и возраст школьников.

   Иногда в практике удобно использовать ресурсы сети Интернет, а имен-но - социальные сети. В нашем творческом коллективе существует группа Вконтакте, которая очень удобна для общения детей, родителей, для совместного обсуждения организационных вопросов, накопления фото-, ви- део-, аудиоматериалов, необходимых документов. Используя ссылки педагога на те или иные веб - страницы, дети могут самостоятельно изучить учебный материал. Это экономит время на занятии, способствует лучшему усвоению учебного материала, поскольку дети активно включаются в познавательный процесс.

   Таким образом, школьник узнает все больше информации об окружающей его действительности, а это формирует у него более полные представления о мире, а значит со временем ему будет легче ориентироваться в этом мире.

  1. Возможность патриотического воспитания ребенка.

 

   Уже начиная с дошкольного возраста, педагоги-хореографы и музыкальные работники предлагают детям разучивать несложные движения танцев своего народа, близкие детям по восприятию и образам. Через танцевальные игры дети с удовольствием постигают жизненную культуру народа, общечеловеческие ценности, у них возникает уважение к прошлому своего народа, гордость за Отчизну. Например, через танец-игру дети изображают встречу религиозных праздников, повседневный труд людей (Масленицу, сбор урожая и др.).

   Со школьниками среднего и старшего возраста появляется возможность сделать более сложные поставки: сюжетный танец, выражающий традиционный уклад жизни народа (например, косьбу, стирку, рыбалку), настроение, взаимоотношения людей (например, веселье, любовь, дружба), исторические события (например, битвы). Постигая культурное наследие своего народа, ребенок все больше осознает его самобытность и значимость в собственной жизни. Кроме того, изучение народных танцев позволяет узнать культуру и особенности соей малой родины, родного края. А ведь решение этой задачи стоит перед всеми педагогами современной школы.

   В то же время, знакомясь с национальными особенностями других народов, ребенок проникается интересом, уважением, пониманием к характерным чертам этих народов. Так формируется терпимость и уважение к различным этносам. Это тоже немаловажный фактор в становлении личности подрастающего поколения, особенно актуальный в наши дни.

   Из личного опыта и наблюдений за школьниками хочется отметить, что современные дети проявляют больший интерес к народному танцу, чем еще 10 лет назад. Тогда школьники все больше склонялись исполнять современные танцы и даже стеснялись исполнять свой родной русский танец. Сейчас же они с удовольствием берутся за разучивание любой постановки на основе национального танца. Ведь в народном танце больше характера, настроения, эмоций разного рода. Как хороши в этом отношении переплясы «кто кого», которые выражают собственное чувство, эмоцию.

   Таким образом, народный танец, несомненно, помогает решить проблемы формирования патриотизма у подрастающего поколения, а кроме того, играет большую роль в сохранении традиций того или иного народа.

  1. Возможность гендерного воспитания ребенка.

   В.В. Матвиенко в своей статье «Гендер как социокультурный феномен» (2016 г.) пишет: «Гендерная социализация – это процесс общественного конструирования, во время которого человек узнает о понятиях «мужского», «женского», моделях поведения и нормах, которые соответствуют каждому из понятий».

   Ни одно иное направление в танце не формирует у детей понятие о половой принадлежности, как народный танец. Именно в нем девочки, девушки становятся женственными, нежными и грациозными, олицетворяя себя с традиционными в истории и обществе образами женщин. Мальчики, юноши, напротив, проявляют себя сильными, смелыми, ловкими.

   Кроме того, народный танец демонстрирует культуру межличностных отношений: уважительное и бережное отношение мужчины к женщине. Это отношение формируется у мальчиков не только непосредственно по сюжету танца, но и на всех этапах танцевального занятия. Например, мальчик галантно приглашает девочку к танцу, благодарит с помощью мимики и жестов ее за совместное времяпровождение и т. п. Конечно, формируясь под воздействием танца, такие качества личности и нормы поведения подрастающего поколения со временем прочно войдут в их в их повседневную жизнь, благотворно скажутся на взаимодействии полов.

  Основываясь на личном опыте, хочется отметить, что, к сожалению, мальчики в танцевальных коллективах занимаются достаточно редко. Кроме того, воспитывать и обучать мальчика народному танцу на личном примере должен мужчина, а это тоже довольно редкое явление. Однако, несмотря на это, зная важную функцию воспитания «мужского» и «женского» через танцевальную деятельность, необходимо насколько возможно приложить усилия для осуществления этой функции в педагогической и творческой деятельности.

      Таким образом, в процессе подготовки и исполнения хореографических номеров на народном материале у школьников четко формируется представление о своей гендерной роли в обществе.

  1. Возможность собственно социализации ребенка, совершенствования его личностных качеств.

   Успешная социализация возможна только при активном участии самого ребенка в этом процессе. Чем более широк круг его общения, чем более разнообразны и разносторонни его связи с общественностью, тем быстрее происходит его внедрение в общественную жизнь, тем выше его шансы найти свое место в обществе и стать успешным и гармоничным.

    Особенно это важно в отношении детей – подростков. Как правило, в возрасте 13-16 лет на первый план у них выходит общение, происходят достаточно значительные изменения в психике, взглядах на жизнь. Именно в этот период важно поддержать подростка, помочь ему в определении собственного «Я», иначе трудно будет избежать формирования у него негативных качеств личности, даже вредных привычек.

   Попадая в творческий танцевальный коллектив, ребенок приобретает активный опыт общения и взаимодействия в новой социальной группе, он примеряет на себя новую социальную роль, осваивает нравственные нормы. Это новая среда, в которой ребенок должен найти свое место, осознать свою роль и значимость. Ребенку необходимо научиться изменять себя, свои собственные личностные качества, подчиняя их общим интересам, а, кроме того, научиться совместно с коллективом и самостоятельно преобразовывать окружающий мир.

   Следует учесть, что танцевальный коллектив – это отличный от школы «организм», в котором ребенок может проявить себя неожиданно «по-другому». Здесь нет таких строгих рамок, как в школе, но вместе с тем есть свои определенные правила и установленные порядки. Именно здесь можно проявить такие свои качества, которые возможно вовсе не востребованы в учебной деятельности. Примерами могут служить:

- зажатые, стеснительные дети (которые, как правило, со временем раскрепощаются).

- дети с «плохим» поведением, гиперактивные дети;

- дети с низкой успеваемостью;

- дети с ОВЗ (если у них нет медицинских противопоказаний к занятиям хореографией);

- дети с анатомо-физиологическими особенностями (полные и худощавые дети, дети с недостаточно развитой общей моторикой, координацией движений и др.);

- дети с разным социальным статусом.

   В свой творческий коллектив я беру всех, желающих танцевать. Считаю, что дети с любыми проблемами имеют полное право и должны заниматься наравне с другими.

  Кроме общения в танцевальном коллективе, занимаясь хореографией, дети приобретают колоссальный опыт творческой концертной деятельности. На конкурсах и фестивалях школьники знакомятся с творчеством других коллективов, учатся принимать неудачи, объединяться общностью интересов, целью защитить честь коллектива и школы. Это уже единая команда, где каждый осознает свою роль и значимость. Таким образом, у детей повышается самооценка. И снова у каждого ребенка появляется возможность обогатить свой социальный опыт в новой общественной деятельности.

   Коллективно посещая концерты, театральные постановки, школьники приобщаются к культурному наследию, приобретают навыки поведения в обществе в новых социальных условиях, отличных от повседневной жизни.

     Таким образом, опыт общения в танцевальном коллективе позволяет сформировать у ребенка следующие положительные качества личности:

  • Трудолюбие и целеустремленность
  • Ответственность
  • Коллективизм
  • Умение принимать неудачи
  • Активность и творческая инициативу и др.

   Результатами социализации школьника как будущего взрослого человека являются повышение самооценки, формирование мировоззрения и индивидуального стиля общественно признанного поведения, инициативность, активная жизненной позиция, способность к дальнейшему обучению, самосовершенствованию и саморазвитию.  

   В заключение, хочется отметить, что для педагога, как правило, всегда заметны шаги ребенка на пути социализации. Наши выпускники, становясь успешными во взрослой жизни, являются нашей гордостью, а значит все мы, педагоги, вложили в выпускников частичку себя, значит работали мы не зря.

   

Прощина Н. И.,

педагог первой квалификационной категории

МКОУ Безменовской СОШ.

2019 г.