"Исторический процесс формирования школы классического танца"

Елатанцева Елизавета Алексеевна

   Танцевальное искусство зародилось в глубокой древности. Оно возникло уже в первобытную эпоху как выражение радости по поводу успешного завершения их трудовой или военной деятельности...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 416 Петродворцового района города Санкт-Петербурга школа развития личности имени В. В. Павловой

«Исторический процесс формирования школы классического танца»

                                                                                       Педагог дополнительного образования:

                                                                                      Елатанцева Елизавета Алексеевна

Санкт-Петербург

2019

   Танцевальное искусство зародилось в глубокой древности. Оно возникло уже в первобытную эпоху как выражение радости по поводу успешного завершения их трудовой или военной деятельности. Нередко танец был основан на воспроизведении видов деятельности.

   В классовом обществе произошло разделение танца на народный и профессиональный. В народных танцах находили выражение чувства народа, особенности его национального характера, отразились различные стороны его жизни. Постепенно утрачивая связь с трудом и обрядом, танец приобрел значение искусства, воплощавшего красоту человека, многообразные состояния его духа. Уже в античности существовал профессиональный танец в качестве зрелища, аналогичному театральному.

   Однако балет как искусство еще не самоопределился, танец в образе являлся важной составной частью синтетического зрелища. Подобно многим современным искусствам, он появился на заре эпохи Возрождения. В ту пору появилось и понятие балет, от латинского ballo - танцую. Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей - чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец – «большой балет». Первым балетным спектаклем-представлением стал "Комедийный балет Королевы", поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо. Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов.

   Как составная часть музыкально-драматического придворного спектакля балет существовал в Италии уже в 15-16 веках. О высоком развитии искусства танца в Италии свидетельствуют труды двух наиболее известных итальянских мастеров танца 16 века Фабрицио Карозо и Чезаре Негри, основоположников академической школы. Труды содержат данные о классификации танцев и правилах их исполнения.

   В это время во Франции и Англии балет заявил права на самостоятельность. Оставаясь принадлежностью дворцового быта, он все еще включал в себя декламацию и пение, но на первое место вышла хореография.

   В 17 веке, когда в Париже была основана Королевская Академия танца 1661 г., балет вышел из дворцовых залов на профессиональную сцену и там, отделился от оперы, сделался самостоятельным театральным жанром. Возглавил Академию танца Пьер Бошан – танцовщик, хореограф, педагог.

   Поворот в истории развития классического танца, произошёл в эпоху романтизма. Балерина в танце выражала высокое назначение человека, делая движение на пальцах. В это время, это новая манера стала атрибутом женского классического танца.

   В конце 50-х годов 19 века Романтизм привел к упадку Французскую школу танца. Центром классического танца становится Россия.

   Балеты М. И. Петипа завершили длительный процесс формирования классического танца как системы условных выразительных средств. В них собраны, упорядочены и возведены в высокое художественное правило все поиски 19 века в области этого танца. Тогда же окончательно закрепилась и Французская терминология классического танца, принятая и по сей день.

   В настоящее время танец понимается как вид искусства, в котором главным способом выражения чувств, эмоций и образа является движение, обычно сопровождающееся под музыку. Пластика тела, выразительность движений и поз являются главными особенностями данного вида искусства.

   Существует множество стилей и направлений танца: классический танец, народный танец, джаз-танец, модерн, бальный танец, уличные танцы и др. Но основой всех этих видов является классический танец. Он считается одним из главных выразительных средств современного балета и представляет собой систему четко выверенных движений. Эта система позволяет дисциплинировать тело, сделать его подвижным, изящным и выразительным, превращая его в инструмент будущей деятельности танцора-исполнителя.

   Классический танец – основное выразительное средство классического балета, включающее в себя систематические упражнения на освоение позиций ног, рук, корпуса и головы. Художественная особенность классического танца заключается в обобщенно-выразительном лирическом начале, выраженная через пластику и движения человеческого тела, лишенного бытовых действий. Выучить все движения классического танца – еще не значит овладеть балетным искусством, как средством образного творческого мышления. Техническими принципами классического танца являются выразительность, выворотность, натянутые прямые ноги, позиции рук port de bras, апломб. Эти принципы отстоялись и выработались именно потому, что они открывают возможности для наибольшей эстетической выразительности движении человеческого тела.


 

Комментарии

Зеленская Валерия Александровна

Спасибо, очень интересный материал.