Программа "Волшебный мир танца".

Назаренко Марина Дмитриевна

Ознакомительная программа "Волшебный мир танца" разработана для воспитанников хореографических коллективов. Она расчитана на 1 год ( 3 занятия в неделю по 1 часу), и знакомит детей с историей возникновения танца, основными этапами развития хореографического искусства, выдающимися хореографами, композиторами, артистами балета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebny_mir_tantsa_pedagog_nazarenko_m_d.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

«Волшебный мир танца»

Автор: Назаренко М.Д.,

педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Волшебный мир  танца» ознакомительного уровня относится к социально-педагогической  направленности. Программа рассматривает формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии; творческую деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков; произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.Программа предназначена для  детей, занимающихся танцевальным творчеством.

Срок реализации программы 1 год. Объем всего курса составляет 72 часа .

Форма занятий групповая, занятия проводятся три раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут.

Возраст учащихся 7-14 лет

Новизна и актуальность –Постигая  культуру танца, человек проходит большой путь. Он развивается духовно, интеллектуально и эмоционально. Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства.Вершиной художественного танцевального творчества является классический балет.БлагодаряМатериал, с одной стороны, непростой,. С другой, тематика и формы подачи способны увлечь и заинтересовать подростка. Обучение  построено так, что каждый воспитанник получает полную возможность творческой самореализации.  Приобретает навыки социально активной личности, возможность впоследствии  проявить себя творчески, инициативно и уверенно не только в хореографии, но и в любой другой выбранной профессии. Программа «Волшебный мир  танца» приобщает к ценностям мировой культуры и искусства, создает возможность применять полученные знания в создании своих собственных танцевальных этюдов и танцевальных композиций. Независимо от того, будет ли человек в будущем профессиональным исполнителем или останется соучастником танца в зрительном зале, он уже приобщился к миру искусства.

Цель:

  • Сформировать у учащихся целостное представление об исторических особенностях развития зарубежной и отечественной хореографии.

Задачи:

Обучающие

  • погрузить учащихся в атмосферу изучаемой эпохи, ознакомив с художественными стилями, хореографией, музыкой, костюмом;
  • познакомить с различными жанрами искусства;
  • провести параллель между изучаемым теоретическим материалом и практическим на уроках по классическому, народно-сценическому, историко-бытовому и современному танцам

Развивающие

  • развитие  художественного вкуса;
  • развитие образного мышления, творческого диапазона и желания; импровизировать;
  • развитие волевых качеств обучающихся.

Воспитывающие

  • воспитывать самостоятельность, ответственность, организованность;
  • воспитание трудолюбия и самодисциплины;
  • формирование навыков коллективной работы;
  • воспитать художественный вкус на примере выдающихся произведений хореографии, музыки и других видов искусств.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате обучения  учащиеся  будут знать:

основные стили и направления в искусстве;

  • роль хореографии в жизни людей и в своей собственной жизни;
  • виды хореографии и её выразительные средства;
  • имена и основные произведения выдающихся русских и зарубежных балетмейстеров, танцовщиков, композиторов.
  • различать характерные черты различных музыкальных произведений (современная или старинная, народная или композиторская музыка);
  • сравнивать наиболее яркие художественные стили;
  • владеть понятийным аппаратом курса;
  • приводить примеры общезначимых культурных ценностей от древнейших времён до наших дней;
  • соотносить конкретный пример хореографического искусства с определённой эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
  • владеть навыками поиска информации в области хореографического искусства из различных источников (словари, энциклопедии, книги по искусству, сеть Интернет и др.);
  • описывать и анализировать знакомые произведения искусства и выражать своё отношение к ним (устно и письменно).

Формы контроля  и оценочные материалы

Помимо часов, отведенных на изучение тем раздела,  предусмотрены часы для осуществления промежуточного и итогового контроля.

Разновидностями промежуточного контроля является  тематический контроль, охватывающий содержание ряда занятий.

 Промежуточный и итоговый контроль проводитсяс использованием разнообразных форм и методов проверки знаний.

Основными формами контроля являются:

  • тесты;
  • музыкальные викторины;
  • устные опросы;
  • тематические кроссворды (возможно, составленные учащимися);
  • угадайки с использованием иллюстраций;
  • рефераты.

Виды тестов:

а) выбрать правильный вариант ответа из нескольких предложенных;
б) дать письменное пояснение к термину или понятию. Возможны игры-тесты: по переводу определить термин или наоборот, дать точный перевод термина (материал из словаря).

Музыкальные викторины тоже могут быть с различными заданиями:

а) назвать конкретное произведение;
б) определить стилевое направление;
в) назвать автора.

Создание презентаций и защита проектов(для старших учащихся).

Для проекта, используемого как итоговое занятие, могут быть предложены темы, завершающие изучение определённого раздела программы и представленные как итог работы по разделу или же по всему курсу.

Варианты устного контроля:

а) индивидуальные и фронтальные опросы;
б) ответы на вопросы с последующей письменной работой, когда ключевые формулировки и термины заносятся в словарь.

Форма подведения итогов:

концерты, зачеты, презентации

Срок реализации программы – 1год

Форма и режим занятий

Занятия групповые.

 Количество детей в группе -12-20 человек.

2 раза в неделю по 1 часу.

 Учебно-тематический план

П/П

Базовая тема

Количество часов

Теория

Количество часов

Практика

1.

Введение

2

-

2.

Русское хореографическое искусство: от истоков до начала XIX века

14

4

3.

Танцевальное искусство эпохи романтизма

6

2

4.

Русская хореографическая культура рубежа XIX-XX века

10

4

5.

Развитие  хореографии в XX веке

10

4

6.

Выдающиеся создатели ансамблей народного танца

2

2

7.

Звезды русского балета XXI века

2

2

8.

Танцевальные проекты на ТВ 6 «Большой балет», «Танцы», «Ты-супер»…

2

2

9.

Итоговые зачетные занятия

2

Итого:  

72 часа

Содержание

1.Введение. -2 часа

Цели и задачи предмета.

Введение в предмет.

Цели и задачи предмета

.Культурные истоки и сущность танца

II. Русское хореографическое искусство: от истоков до начала XIX века- 18 часов

Формирование русского народного танца и его истоки.

Скоморохи на Руси.

Основные виды русского танца

Народный танец в эпоху Петра I

Творчество Ш. Дидло в России

Полонез, его происхождение и использование в операх и балетах.

Вальсы в операх и балетах.

Деятельность М. Петипа и  становление русской национальной исполнительской школы.

Музыка П.И. Чайковского к балетам.

III. Танцевальная культура эпохи Романтизма – 8 часов

Хореографическое искусство Италии и Франции

Национальные особенности русского романтизма

Просмотр видеофрагментов балетов по теме I ,II

Зачетные занятия по теме I ,II

IY. Русская хореографическая культура рубежа XIX-XX века- 14 часов

Мариинский театр. Деятельность М. Фокина, его поиски новых форм классической хореографии.Мемуары М.Фокина

Русские сезоны(1907-1929 гг.) – важнейшее событие в развитии европейской хореографии.

Открытие «Русских сезонов» в Париже в 1907 году. Состав труппы. Репертуар.

Творческая деятельность участников труппы «Русский балет С. Дягилева» во время ее существования и после распада.

Анна Павлова, Тамара Карсавина и др.

Просмотр видеоматериалов и зачет по теме IY

Y.  Развитие  хореографии в XX веке – 14 часов

Танец модерн, как особая философия, способная изменить мир.

Айседора Дункан – родоначальница многих направлений современного танца.

Хореографические студии 20-х годов –центры творческого поиска.

Выдающиеся хореографы-новаторы первого десятилетия: А.А. Горский, К.Я.Голейзовский, Ф.В. Лопухов.

Балетные спектакли первого десятилетия XX века.

Р. Захаров и балеты «Бахчисарайский фонтан», «Золушка».

Творчество Л.М. лавровского. Балет «Ромео и джульетта» и исполнители центральных ролей – К. Сергеев, Г. Уланова

Танцовщик и балетмейстер Ю.Григорович. Великие исполнители главных партий в его балетах.

Легенда русского балета М.Плисецкая

YI. Выдающиеся создатели ансамблей народного танца – 4 часа.

Ансамбль народного танца им. И.Моисеева

Хореографический ансамбль «Березка» и его создатель Надежда Надеждина..

YII Звезды русского балета XXI века

Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Светлана Захарова.

Евгения Образцова, екатерина Крысанова, Николай Цискаридзе, Воадимир Малахов, Фарух Рузиматов и др.

YIII Танцевальные проекты на ТВ 6 «Большой балет», «Танцы», «Ты- супер»…-4 часа

Зачетные занятия -2 часа.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Программа  подкреплена богатейшим иллюстративным материалом на основе новейших технических и интерактивных средств обучения: видео и  аудио иллюстрации, компьютерные интерактивные пособия и программы по всему спектру изучаемых тем, просмотр лучших балетных спектаклей, концертных номеров из сокровищницы мирового балетного искусства, выступлений  хореографического ансамбля «Березка», ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева и др.

Большое внимание уделяется анализу видеоматериала передач «Большой балет», «Царская ложа», «Абсолютный слух»

      Программа указанного курса дополнена  иллюстративным материалом на основе аудио,  видеотеки с использованием следующих базовых источников:

1.« Энциклопедия популярной музыки», « Кирилл  и Мефодий».

2.« Энциклопедия классической музыки», «Кирилл  и Мефодий».

3.« Шедевры музыки», «Кирилл и Мефодий».

4.« Шедевры мировой классической музыки», «Мир Книги».

5. «Энциклопедия «Балет».

6. « Кто есть кто в современной музыке»,  Эксмо  2002.

7. « 100 великих музыкантов мира»,  Эксмо 2003.

8.Видеолекции «Школа московского балета» «ТВЦ» 2003., « Игорь Моисеев» «ТВЦ» 2003.

9.Фонограммы из личного собрания аудио (видео материалов автора, представленные  коллекциями фонотек серий: «Величайшие  композиторы мира», «Шедевры классической музыки», «Классика в современной обработке», « Короли мировой музыки», « Легенды зарубежного рока».  

Список используемой литературы

      1. Ваганова А. Основы классического танца. – Л.-М., 2001. – 143 с.

2. Вестник танцевальной жизни. – № 53. – 12 с.

3. Захаров Р. Сочинение танца. – М.: Искусство, 1983. – 250 с.

4. Ваганова А. Статьи, воспоминания, материалы. – Л.-М., 1994.

5. Должанский А. Краткий музыкальный словарь. 5-е изд. – СПб.: Лань, 2000. 

6. Крюкова В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 280 с.

7. Коммисаржевский Ф. История костюма. – Минск: Современ. литератор, 2000. – 

8. Королева Э.А. Ранние формы танца. – Кишинев, 1977.

9. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Т. 1–3. – М., 1979–1981.

10. Красовская В. Русский балетный театр. – Л.-М., 1989. – 523 с.

11. Львов-Анохин Б. Мастера Большого театра. М., 1997. 435 с.

12. Новерр Ж.Ж. Письма о танце. – М.-Л., 1989. – 244 с.

13. Русский балет: Энциклопедия. – М., 2000. – 456 с.

14. Рыбникова М. Балеты Асафьева. – М., 1989. – 154 с.

15. Слонимский Ю. Драматургия балетного театра XIX века. – М., 1999. – 244 с.

    16. «Звезды Русского балета»2006. 

    17. «Балет для всех» 2008. 

    18. «История Русского балета» 2007. 

    19. « Мастера русского балета» 2007.