Современный танец в ХХ веке (1930-1940 гг.)

Кочергина Ольга Ивановна

Развитие современного танца в Европе и Америке в первой половине 20 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_tanets_v_hh_veke_1930-1940gg.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

1930-е годы

Самые модные танцы:

ЛИНДИ-ХОП

Линди-хоп – самая сложная форма СВИНГА (качание) -  общее название танцев под североамериканский джаз, который появился благодаря возникновению больших джазовых оркестров; их игра была более полнозвучной, чем игра маленьких джаз-бандов, и буквально «раскачивала» танцующих. Такой оркестр играл в Savoy Ballroom – в танцевальном сердце Гарлема. Линди-хоп – первый социальный танец, в котором появились акробатические элементы. Как и другие танцы под регтайм и джаз, его быстро заметили продюсеры Бродвея и Голливуда. Сформировались команды музыкантов и танцоров (самая известная  Whiteys Lindy Hoppers), которая выступала на сцене и снималась в кино. Так, рождённый в Гарлеме, Линди-хоп отправился путешествовать по миру.

Явления хореографии:

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ

Классический балет достиг своего апогея в постановках Мариуса Петипа «Спящая красавица» в 1890х годах в России. Новое направление классическому балету задал Михаил Фокин, обратившись к малой форме и отменив сюжет («Шопениана» 1907г.). Фёдор Лопухов – бессюжетная транцсимфония «Величие мироздания», в которой участвовал молодой Георгий Баланчивадзе. Через несколько лет на Западе по совету Дягилева стал Баланчиным, а в 1933 году перебрался в США, где создал направление. которое стали называть неоклассический балет. В Европе отцом неоклассического балета называют другого эмигранта из России - Сержа Лифаря. Оба они работали с лексикой классического ьанца, упрощали костюмы, декорации, тяготели к малым формам и отсутствию сюжета. Их карьеры развивались одновременно. Неоклассический балет -  одно из самых мощных направлений ХХ века. В этом стиле ставили  Морис Бежар, Ролан Пети, но по-настоящему серьёзную роль в его продвижении в ХХI веке сыграли Уильям Форсайт и Уэйн Макгрегор.

Можно ли увидеть сейчас:

В репертуаре любого большого музыкального театра  есть несколько работ неоклассического балета. В России в том числе.

ХОРЕОГРАФЫ АФРОАМЕРИКАНЦЫ

До середины ХХ века встретить чернокожего артиста в серьёзной балетной труппе было невозможно: считалось, что такие танцоры могут развлекать публику СТЕПОМ или КЕКУОКОМ. В американском классическом балете первый чёрный танцор – Артур Митчелл в 1955 году в Нью-Йорк Сити Балет (балет «Агон» - Баланчин специально поставил для него сольную партию), но на серьёзные выступления его не ставили. В 1969 году Артур Митчелл создал свою труппу: Dance Theatre of Harlem , которая вошла в историю как первая афроамериканская балетная труппа в мире.

В труппы современного танца их тоже не принимали.  Главным борцом за права чернокожих артистов стала американская танцовщица, актриса и антрополог Кэтрин Данэм. В 1930-е годы она создала труппу «Ballet Negre» (позднее Кэтрин Данэм Компани). В основе техники Данэм лежит и классический балет и танец модерн, и движения из народных карибских танцев. Данэм называли «королевой-матерью чёрного танца», но, как бы уважительно ни относились к ней самой, участники её труппы постоянно сталкивались с расизмом: например, их просили не входить через главный вход в театр и не приезжать на  общем транспорте с другими артистами.

Ещё один важный пункт в истории освобождения современного танца от расизма – труппа Алвина Эйли. Ученик Лестера Хортона, одного из самых известных хореографов танца модерн, Эйли рано стал солировать в его труппе , а в 22 года, после смерти Хортона, даже возглавил её. Позже Эйли переехал из Лос-Анжелеса в Нью-Йорк и в 1958 году создал труппу Alvin Ailey Am Dance Theater (Алвин Эйли Данс Театр), куда принимали танцоров – афроамериканцев. В его труппе не было ни одного белого танцора. Сейчас в труппу может попасть любой, пройдя прослушивание.

Можно ли увидеть сейчас:

Танцевальный театр в Гарлеме (Артур Митчелл) и  труппа Алвина Эйли существуют в Нью-Йорке по сей день; труппа Алвина Эйли несколько раз приезжала в Россию на гастроли.

1940-е годы

Самые  модные танцы:

САМБА

Бразильские танцы завоёвывали мир не один раз в начале ХХ века это был МАТЧИШ, а в начале 1940-х – Самба. Музыкально-танцевальная культура бывших рабов, выходцев из Западной Африки, в Бразилии была довольно рано интегрирована в доминирующую католическую культуру. На практике это означало, что западно-африканских божеств заменили христианские святые, а религиозные процессии превратились в красочный мультикультурный карнавал. Самба родилась из традиционного ритуала, в котором люди (главным образом женщины впадали в транс, будто бы одержимые духами. Танец впервые появился в карнавальных процессиях в 1917 году и быстро стал обязательной частью праздников в Рио. Соревнования по этому танцу проходили на специальных самбодромах размером с хороший стадион. Танец достиг мировой популярности благодаря певице, актрисе и танцовщице Кармен Миранде (1909-1955), которую называли «бразильской бомбой». Родившись в Португалии, она рано переехала в Бразилию, а с 1939 года – в США, выступала на Бродвее и снималась в Голливуде. Фильмы «Та ночь в Рио» (1941), «Выходные в Гаване» (1941), «Вся банда в сборе» (1943), стали отдушиной для людей во время войны. Самба танцуется на синкопированный ритм 4\4 с шагами вперёд-назад и свинговыми, качающимися движениями.

Явления хореографии:

МЕРС КАННИГХЕМ

Мерса К. часто называли модернистом или постмодернистом, но скорее он сбежал от одного и вдохновил другое, а сам остался отдельной величиной в истории американского танца. М.К. начинал танцевать в труппе М.Грэм, но за 6 лет работы возненавидел  и тезнику Грэм и её концепцию движения – и уже в 1940-е годы  он ушёл от неё и создал свою компанию, где с ним работал композитор Джон Кейдж. У Кейджа М.К. позаимствовал принцип случайности, или алеаторики: так, у Кейджа нгральные кости определяли порядок периодов в музыкальном произведении, а у М.К. – порядок танцевальных сцен и кто из исполнителей будет танцевать какую партию. Этот принцип полностью отвечал идее М.К. о необходимости разрушать привычные паттерны отказываться от естественных и выученных движений. В конце жизни М.К. увлёкся компьютерными технологиями – хореографии. Он стал создавать не в зале, а в программе Life Forms  и Dance Forms, а затем предлагал своим артистам воплотить её. М.К. считал, что на сцене все виды искусства должны существовать на равных правах, а не подчиняться одному – танцу. Он работал с авангардистами: музыку писал Кейдж, костюмы часто придумывал Уорхол, а сценографию – Роберт Раушенберг. При этом каждый работал, не зная, что делает другой. Всё вместе впервые собиралось уже в присутствии публики. Даже артисты часто узнавали, какие движения и в каком порядке им предстоит исполнять, всего за несколько минут до премьеры, а музыку впервые слышали только на сцене. Первое время выступали 1 раз в году. Это приносило очень мало денег. На помощь приходили друзья и единомышленники, например, Раушенберг мог быстро организовать  выставку, продать все картины, а деньги отдать на развитие труппы.

Можно ли увидеть сейчас:

 После смерти М.К. (2009) его труппа по завещанию должна была прекратить своё существование.  Мерс Кенингхем Данс Компани 2 года путешествовала по всему миру с прощальным турне (была и в России), после чего распалась. Но существует Мерс К. Trust, которая сохраняет наследие хореографа. Бывшие артисты и репетиторы следят за тем, чтобы хореография М.К. исполнялась грамотно, проводят занятия по его технике и преподают его постановки на факультетах хореографии по все1 Америке. А также занимаются исследованиями и проводят конференции по творчеству М.К. Этой осень в рамках  фестиваля, который будет в СПб.,  пройдут мастер-классы по технике М.К.