Роль хореографии в творческом развитии детей

Латочкина Елена Вениаминовна

Статья "Роль хореографии в творческом развитии детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль хореографии в творческом развитии детей

       Новые социокультурные потребности общества остро требуют решения проблемы социализации личности ребенка, формирования его активной гражданской позиции, развития интеллекта, эстетики,  общей культуры,  совершенствования личностных качеств ребенка. Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности, всесторонне и гармонически развитой личности.

 Особая роль в формировании и развитии личности принадлежит хореографическому искусству. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного воспитания, сочетает  не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, но и раскрывает и развивает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Природа танца, его корни лежат в потребности человека выразить пластически свои чувства. Это своего рода способ познания мира, он учит чувствовать, мыслить, развивает в детях чувство прекрасного, требует от них упорства, настойчивости, воспитывает волю, укрепляет здоровье. Сама культура танца, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения, прививает ребенку особый образ жизни.

Занятия хореографией дают ребенку возможность самореализации и самоутверждения, способствуют развитию его творческой индивидуальности.

      На занятиях происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного  сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития, они помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Занятия ритмикой повышает настроение учащихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

    Доказано учеными, что занятия движениями под музыку тренируют мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

На занятиях по хореографии детям  предлагаются посильные задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по-своему. Овладение детьми навыками и способами выполнения заданий того или иного рода освобождают их внимание и силы для творческой деятельности.
 Овладев техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает плясовые движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней настроением.

 Творческие способности детей развиваются на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения  навыками двигаться под музыку.

Таким образом, музыкально - ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.

 Для активизации творчества ребенка ключевым является образно-игровой метод проведения занятий. На занятиях используются упражнения, позволяющие ребенку свободно, произвольно двигаться; «выплеснуть» эмоции; пофантазировать по мотиву музыкальных произведений (пластически); проявить себя в игре.
  Создание образа – это выражение самобытности ребенка в заданной педагогом теме, или не ограниченный какими бы то ни было условностями «полет» детской фантазии. 

Таким образом, танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, основой развития его творческих возможностей, средством  воспитания национального самосознания.