МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД «Танцевальное искусство в контексте проблемы укрепления здоровья детей»

Рак Юлия Сергеевна

Актуальность проблемы охраны и укрепления здоровья детей на современном этапе развития нашего общества подчёркивают многие специалисты медицины, педагогики, психологии и других областей научного знания. В последнее десятилетия представление о здоровье кардинально изменилось. Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения гласит: "Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствиеболезнейили физических дефектов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_16g.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

 дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Радужный

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Танцевальное искусство в контексте проблемы укрепления здоровья детей»

                                                                                                    Преподаватель

Рак  Юлия

Сергеевна

г. Радужный.

2016 г.

Танцевальное искусство в контексте проблемы укрепления

здоровья детей.

     Актуальность проблемы охраны и укрепления здоровья детей на современном этапе развития нашего общества подчеркивают многие специалисты медицины, педагогики, психологии и других областей научного знания. В последние десятилетия представление о здоровье кардинально изменилось. Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения  гласит: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов».

     В настоящее время приходится констатировать, что за последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья детей. Между тем, общеизвестно, основы будущего здоровья, работоспособности и долголетия человека закладываются в детстве. Во все времена считалось, что здоровый ребёнок является залогом физического и нравственного благополучия общества в целом.

     Проблема укрепления здоровья детей исключительно актуальна и решение её выходит за рамки медицинской проблемы, так как затрагивает интересы не только отдельного ребёнка, но и общества и государства.

     На сегодняшний день имеются все возможности без особых экономических затрат осуществлять оздоровление детей посредством танцевального искусства, которое эффективно и лояльно по отношению к детям, занимающиеся данным видом деятельности с большим желанием и интересом. Хореография и танец логично вписываются в физкультурно-оздоровительную практику дошкольных и школьных учреждений,  интегрируют в учебное пространство в качестве альтернативных форм двигательной активности  и отвечают современным основам здоровье сберегающей педагогики.

     Танец является прекрасным лекарством, помогающим избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье. Танцы — прекрасное средство психотерапии. Танцевать особенно рекомендуется тем, у кого отмечается повышенное чувство страха или неуверенности в себе, а также людям, склонным к депрессии. Танец позволяет рассказать окружающим о своих переживаниях и чувствах. Танец является традиционным искусством многих народов, он глубоко заложен в культурных традициях стран и государств мира. Вместе с государством он изменялся и преобразовывался во что-то новое и необычное. Через танцы люди выражают свои эмоции, свою религию, показывают социальный статус и спортивный уровень.

      На протяжении последних веков в результате интеграции танца в такие науки, как психология, физиология, социология, медицина формируются новые научные дисциплины: танцевальная терапия, коррекционный танец, хореотерапия, лечебно-профилактический танец и др. Вместе с тем в процессе многовекового изучения и анализа танцевального искусства накопились факты, отражающие различные точки зрения. Занятия с детьми должны обеспечивать целостность педагогического процесса, соответствие физических нагрузок анатомно-физиологическим особенностям занимающихся, быть планомерными, а это невозможно без научно обоснованной системы обучения.

     Возросшая интеллектуальная нагрузка на дошкольников и школьников в настоящее время даёт преимущественное развитие левого, вербально знакового, полушария при пассивной функции правого. Для того чтобы восполнить этот пробел педагоги-практики рекомендуют проводить занятия с применением эмоциональной и воспитывающей вкус музыки и уделять большее внимание развитию у детей творчества и воображения.

     В этом отношении может быть использован танец, относящийся к невербальной знаковой системе и связанный с эмоциональной стороной жизни ребёнка. Обращение к данному виду искусства позволяет открыть широкие возможности не только педагогическому творчеству, но и желанию ребёнка проявит себя креативно, раскрепостится, снять с себя психологические «зажимы», которые влияют на формирование правильной осанки.

    Способность танцевального искусства положительно влиять на различные системы организма человека привела к заметному возрастанию интереса к его применению в разнообразных видах педагогической деятельности в качестве средства улучшения форм и функций детского организма, и, как следствие, формирования здоровья.

    Выводы отечественных учёных о том, что позитивные эмоции от общения с искусством оказывают мощное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют резервные силы человека, легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе с детьми инвалидами.

     Используемые в хореографии движения оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Так на занятиях танцами используются симметричные упражнения, в основе которых лежит принцип минимального воздействия на кривизну позвоночника. Симметричные упражнения оказывают различное воздействие на мышцы туловища. К слабым мышцам при каждом симметричном движении предъявляются повышенные функциональные требования, вследствие чего они тренируются интенсивнее, чем более сильные мышцы. В этом заключается суть коррекции нервно-мышечного аппарата и создания уравновешенного мышечного корсета. Симметричные упражнения не нарушают возникающие у детей компенсаторные приспособления и не приводят к развитию противоискривлений. Поэтому данная группа упражнений наиболее часто используется и в комплексах лечебной физической культуры при сколиотической болезни у детей.

     В последние годы появились работы, посвящённые различным аспектам танца. Доказано, что занятия хореографией и танцем являются результативным средством укрепления здоровья, улучшения физического развития и повышения интереса к двигательным действиям у детей. Тренировка двигательных навыков, которая проводится в процессе занятий, связанна с мобилизацией и активным развитием всех физиологических функций человеческого организма. Систематические занятия танцем включают скрытые возможности организма ребёнка, повышают выносливость, общий тонус и настроение. Большое разнообразие танцевальных движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствуют совершенствованию координационных способностей, развивают моторную память. Такие движения содействуют формированию правильной осанки, красивой и лёгкой походки.

  В комплексе оздоровительных мероприятий, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, принято для профилактики плоскостопия рекомендовать лечебную физкультуру, массаж, ношение рациональной обуви, использование стелек-супинаторов, различных корректоров стопы.       Тем не менее отечественные ортопеды и специалисты в области физической культуры не исключают применения танцевально-хореографических упражнений и отмечают целесообразность их использования в профилактике плоскостопия. Также была разработана методика коррекции позвоночника у детей, больных сколиозом, средствами классического танца. Методика основана на предположении, что классический танец естественен для человека. Практическое применение этой методики на двух группах детей в признаками сколиоза не травматического характера принесло  исправление и стабилизацию позвоночника в 100% случаев.

   Разработки  и интерпретации танца разными авторами показывают его многофункциональную сущность, способствуют формированию знаний и помогают его практическому внедрению. Однако, пока, накопленный опыт в этой области разрознен и не систематизирован. Фундаментальных исследований, рассматривающих танцевальное искусство во всей полноте его воздействия на личность ребёнка, пока нет.

   В то же время научные исследования о влиянии танца на здоровье человека, проводимые ЮНЕСКО, являются убедительным доказательством лечебного потенциала танцевального искусства.

   На основании вышесказанного мы можем констатировать, что некоторые аспекты в целом позитивного опыта использования танцевального искусства в оздоровлении детей дошкольного и школьного возраста ещё ждут своего переосмысления с позиции сегодняшнего дня. С учётом современных реалий, когда вновь стал актуальным вопрос об эффективности педагогических воздействий на здоровье подрастающего поколения, разработка доступных и эмоционально привлекательных средств физического воспитания детей может быть творчески исполнима, в частности, в процессе дальнейшего изучения и определения роли танцевального искусства в образовании.

Список литературы:

  1. Эдельман Л.Н. Хореография и классический танец в физическом воспитании дощкольников // Известия РГПУ им. Герцена.-СПб.,2009.
  2. Эдельман Л.Н. Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста.
  3. Шавкина М.И. Комплексная физическая реабилитация детей, больных бронхиальной астмой, с использованием танцевальных упражнений: автореф. дисс. канд. пед. наук.-М.,2004.