Доклад на родительском собрании на тему: «Формирование личности ребёнка средствами хореографии».

Маслова Виктория Владиславовна

  Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействовать  на мировоззрения, ребенка, развить свою дисциплину и  трудолюбие.   Наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность.  Современное общество нуждается в активных, творческих людях. Переполненные головы необходимо «разгрузить», А делать это лучше всего, как учил нас великий физиолог Иван Павлов, с помощью активных движений, то есть спорта и танца. И это первое, что приходит родителям на ум. Но порой бывает очень не просто выбрать из всех возможных тот самый единственный вид занятий, который принес бы пользу вашему чаду и пришелся по душе. Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?  Иногда в таких случаях целесообразнее делать ставку на некие универсальные варианты, например, на хореографию.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_roditelskom_sobranii.docx53.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Губкинская школа хореографического искусства».

Доклад на родительском собрании на тему:

«Формирование личности ребёнка средствами хореографии».

Разработчик: преподаватель «Школы хореографического искусства» Маслова Виктория Владиславовна.

г. Губкинский

 

Современная жизнь наших  детей насыщена, переполнена до предела: помимо обучения в общеобразовательных школах,  где повышается ставка на компьютерную грамотность,  изучение второго, третьего иностранного языка, подрастающему поколению предоставляется так же возможность развивать таланты во многих дисциплинах в сфере дополнительного образования. Это всевозможные кружки по фото, шахматам, рисованию, пению и т. д.

А ведь современное общество нуждается в активных, творческих людях. Переполненные головы необходимо «разгрузить», А делать это лучше всего, как учил нас великий физиолог Иван Павлов, с помощью активных движений, то есть спорта и танца. И это первое, что приходит родителям на ум. Но порой бывает очень не просто выбрать из всех возможных тот самый единственный вид занятий, который принес бы пользу вашему чаду и пришелся по душе. Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни? Иногда в таких случаях целесообразнее делать ставку на некие универсальные варианты, например, на хореографию.
Танец существует уже столько же тысячелетий, сколько человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоции через движения, тем самым развивали свою дисциплину и трудолюбие.
Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействовать на мировоззрения ребенка. Просмотры спектаклей в театре, видео, посвященных танцу; посещения концертов хореографических коллективов – все это нужно и важно. Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность.
На протяжении своей работы, преподаватели по хореографии  уделяют большое внимание развитию танцевальной культуры. Систематические танцевальные движения направлены на то, чтобы научить ребенка управлять своим телом, помочь ему своевременно овладеть разными видами движений: ходьбой, бегом, прыжками, вращениями. Также учитывают  возрастные особенности детей, уровень их подготовки и развитие.
На занятиях по хореографии  изучаются  разнообразные движения, которые позволяют развить чувства ритма, укрепить мышечный скелет и мускулатуру, но и стимулировать память, внимание, мышление и воображение.
Особенное внимание уделяется  подбору  основных видов движений, так как это имеет большое значение, потому что ребенок постепенно по этапам овладевает необходимыми навыками. Например: с младшими школьниками проводятся  игровые упражнения по обучению жестам (полетим как птицы, попрыгаем, как зайчики; крадемся, как лиса и т. д.) Благодаря этим упражнениям дети стают  более раскованными, пластичными и эмоциональными. Дети учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях, так как игру и танец объединят легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой постоянная смена состояний и сознания того, что все это, как – бы не всерьез, но при этом абсолютно реально.
Вместе с детьми  преподаватель использует  импровизацию, как способ раскрытия творческих ресурсов личности ребенка. Обучает  выражать эмоциональное состояние в этюдах  (удивились, обиделись, рассердились, обрадовались и т. д.) Работу над этими этюдами  начинают с детьми младшего возраста, они с удовольствием повторяют за хореографом, а дети старшего возраста умеют владеть своими эмоциями самостоятельно.
Занятия хореографией в значительной степени помогают ребенку сформулировать правильную осанку, делает его более грациозным, пластичным, гибким, а это не маловажно. Ведь не правильная осанка, плохая походка, слабый позвоночник не дают правильно дышать, а правильное насыщение кислородом очень важно для хорошего состояния всех внутренних органов и для подержания в должном состоянии здоровья детей всех возрастов. Поэтому на занятиях хореографией большое внимание уделяется развитию подвижности, эластичности и гибкости суставов, мышц.

Помимо умения красиво двигаться, да и просто танцевать, хореография учит еще, и существовать в коллективе, выполнять требования педагога, правильно распределять свои силы и время. 
Начинать заниматься лучше всего в 5-7 лет. Энергии и сил в этом возрасте уже достаточно, чтобы выдерживать нагрузки, скажем, дважды в неделю. Опорно-двигательный аппарат еще достаточно пластичен. Те, кто начинает позже, сталкиваются со многими проблемами: постепенно утрачивается гибкость, некоторые упражнения просто не даются, а если они и получаются, то на их выполнение приходится затрачивать куда больше времени и усилий.
Танцуя, дети удовлетворяют свою потребность в движении. Приобщения детей к различным видам танцевального творчества с младшего школьного возраста способствует развитию творческих способностей, физических данных, повышается жизненный тонус, что создает ребенка бодрое, радостное настроение   и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Дети любят искусство танца и посе- щают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность  детей, педагоги хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу. В основе педагогических  требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство.

Педагогический  процес  строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по хореографии  содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, на концертах танцевальных коллективов, видеофильмах. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографии, но и в быту. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом зале переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды. Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Занятия хореографией формируют, развивают и укрепляют  у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

Каждое направление в практике педагога имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом. Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении.

Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно - творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно - эстетических качеств, общей культуры. Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющийся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса.  Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. Чтобы заинтересовать детей, нужно проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге, в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому вся воспитательная работа в коллективе строится по принципу интереса, который является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры. В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром.

При работе с детьми применяется наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их  специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве.

В процессе занятий детям предлагается дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа.  

 Для повышения нравственного потенциала личности ребенка, развития его активности, идет постоянное обновление и обогащение используемых форм и методов. Воспитательную функцию берут на себя и органы самоуправления - лидеры в группе, старосты. Наличие у детей в коллективе единой, нравственно - привлекательной цели сплачивает коллектив, настраивает на единый творческий ритм, ставит во главу общий, реально выполнимый интерес. У начинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Чтобы укрепить интерес ребенка к занятиям, на начальном этапе работы применяются элементарные знания детей, для создания небольших постановочных работ на несложных танцевальных элементах. Это придает стимул детям в  учебно- тренировочной  работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Не надо ставить перед детьми таких целей, достижение которых требует больших возможностей, чем те, которыми они обладают. Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. К одному из основных факторов, обеспечивающих активность детей на занятиях, относятся строгие морально-этические нормы, которые имеют большое воспитательное воздействие. Открытые отношения между детьми, педагогом и учениками, наличие здорового мнения в коллективе и активного творческого процесса побуждает детей соотносить интересы личные,  с групповыми, коллективными, воспитывает  чувство ответственности за других,  дисциплинированность, если у каждого есть определенная  обязанность и они знают, что ее никто не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в коллективе становится выразительнее. В коллективе должен быть порядок, которому подчиняются все дети. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, - всегда препятствие для творчества. Занятия в хореографическом коллективе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, косолапость, лишний вес и т.д. У них улучшается координация движений. На занятиях хореографией полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.

Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. 

Современное хореографическое искусство Современная хореография – это искусство танца, которое окончательно сформировалось на западе в 20-е годы XX века. Оно включает в себя множество современных танцевальных направлений, которые всячески дополняют друг друга. Это и хип-хоп, и джаз, современная хореография начала на рубеже XIX и XX веков, как ответ на «балетную застенчивость» и «угрюмую ограниченность». Формирование происходило на основе танцев модерн и постмодерн, которые родились в Америке и Западной Европе. Приверженцы современного танца, не стесняясь, выражают на сцене свои чувства и эмоции, говорят посредством танца о любви, смерти, страданиях и радости.

Философией современной хореографии является формирование индивидуальных хореографических черт для каждого танцовщика, для этого и используется симбиоз различных танцевальных направлений. Этому направлению свойственно постоянное исследование различных движений и их комбинаций, усиленное знаниями о человеческом теле и приправленное философией танца.

Глядя на представителей классической балетной школы и современной хореографии, разницу между которыми отлично иллюстрирует фильм «Авансцена», задаешься вопросом, кто первым отошел от классического балета и поддался своим чувствам?

Таких первооткрывателей современной хореографии было несколько в разных странах. Многие из них открывали свои школы и внесли большой вклад в формирование современного танца, например Марта многие именно ей приписывают то, что современный танец получил развитие и распространение в мире. Ее личной философией был танец, который в первую очередь выражал личность, был неповторимым и индивидуальным, и, одновременно с этим, являлся инструментом самопознания. Она реформировала все искусство танца, привнеся в него не отточенность балетных движений, но пластику поз, музыку, костюм, в том качестве и количестве, которых просто не бывает в классическом балете. Гармоничное слияние всех этих компонентов и рождало танец великой Дункан, которой восхищался весь мир.

По словам некоторых любителей современной хореографии, этот танец – балет без правил, и любители классики не найдут в нем для себя ничего интересного. Однако не стоит настолько сильно.


(

55

17:30-18:25

Мы научим вас танцевать:

  Современное хореографическое искусство Современная хореография – это искусство танца, которое окончательно сформировалось на западе в 20-е годы XX века. Оно включает в себя множество современных танцевальных направлений, которые всячески дополняют друг друга. Это и хип-хоп, и джаз, , как ответ на «балетную застенчивость» и «угрюмую ограниченность». Формирование происходило на основе танцев модерн и постмодерн, которые родились в Америке и Западной Европе. Приверженцы современного танца, не стесняясь, выражают на сцене свои чувства и эмоции, говорят посредством танца о любви, смерти, страданиях и радости.

Философией современной хореографии является формирование индивидуальных хореографических черт для каждого танцовщика, для этого и используется симбиоз различных танцевальных направлений. Этому направлению свойственно постоянное исследование различных движений и их комбинаций, усиленное знаниями о человеческом теле и приправленное философией танца.

Глядя на представителей классической балетной школы и современной хореографии, разницу между которыми отлично иллюстрирует фильм «Авансцена», задаешься вопросом, кто первым отошел от классического балета и поддался своим чувствам?

Таких первооткрывателей современной хореографии было несколько в разных странах. Многие из них открывали свои школы и внесли большой вклад в формирование современ
ного танца, например Большую роль в развитии свободного танца внесла Айседора Дункан, многие именно ей приписывают то, что современный танец получил развитие и распространение в мире. Ее личной философией был танец, который в первую очередь выражал личность, был неповторимым и индивидуальным, и, одновременно с этим, являлся инструментом самопознания. Она реформировала все искусство танца, привнеся в него не отточенность балетных движений, но пластику поз, музыку, костюм, в том качестве и количестве, которых просто не бывает в классическом балете. Гармоничное слияние всех этих компонентов и рождало танец великой Дункан, которой восхищался весь мир.

По словам некоторых любителей современной хореографии, этот танец – балет без правил, и любители классики не найдут в нем для себя ничего интересного. Однако не стоит настолько сильно танец, любой красивый танец – это искусство. А искусство объединяет.

(

17:30-18:25

Мы научим вас танцевать: