Методическая разработка урока по джаз-модерн танцу. «Практическое освоение основных техник исполнения хореографических элементов и комбинаций джаз-модерн танца».

Маслова Виктория Владиславовна

Искусство хореографии постоянно развивается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым владеют ее ведущие художники, будет всегда привлекать внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира.  Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия, обогащения выразительного языка будущего хореографа и руководителя танцевального коллектива. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства  заставляет  обратиться  к изучению новых техник танца. В частности и направления в джаз-модерн танце.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_dzhaz-modern_tantsu_2.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Губкинская школа хореографического искусства».

Методическая разработка урока по джаз-модерн танцу.

«Практическое освоение основных техник исполнения хореографических элементов

и комбинаций джаз-модерн танца».

                                                                            Составитель, преподаватель  

Маслова Виктория Владиславовна.

г. Губкинский.

                                      Оглавление

  1. Пояснительная записка.
  2. Технологическая карта урока.
  3. План-конспект урока.

4. Композиция урока в стиле  джаз-модерн танца.

     5.  Материально-техническое обеспечение содержания урока.

6.  Список использованной литературы.

     

Пояснительная записка.

Хореографическое искусство – это очень объемное понятие, которое содержит целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом. Искусство хореографии постоянно развивается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым владеют ее ведущие художники, будет всегда привлекать внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира.  Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия, обогащения выразительного языка будущего хореографа и руководителя танцевального коллектива. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства  заставляет  обратиться  к изучению новых техник танца. В частности и направления в современном танце.

Дополнительная общеобразовательная программа «Современный танец» реализуется на хореографическом отделении школы хореографического  искусства  г. Губкинский  наряду с такими предметами, как «Народно-сценический танец», «Гимнастика», «Историко-бытовой танец», «Классический танец», «Ритмика», «Постановка концертных номеров», Русский танец». Программа по «Современному танцу» - направлена на вооружение учащихся знаниями основ современного искусства, развитие артистических, исполнительских способностей детей, высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня.

Одним из направлений современного танцевального искусства, предлагаемые для изучения детьми  в школе дополнительного образования, это джаз-модерн танец. В начале  20-го  века  возник  новый язык  движений,  новая  хореография,  которая  получила  название   модерн,  в переводе  современный.  Параллельно  шло  развитие  джазового  танца,  как самобытная  определенная  танцевальная  техника. В  70-х  годах  возникли  новые  техники   танцевального   искусства,  в  которых   органически  соединились   элементы  танца  модерн  и  джазового танца,  а так же  классического  балета,   других направлений   хореографии  и получила   название  джаз-модерн,  основные   техники которого  используются  на уроках современного танца в школе хореографического искусства г. Губкинский.

Цель методической разработки – раскрытие опыта проведения урока по джаз-модерн танцу по теме: «Практическое освоение основных техник танцевальных элементов и комбинаций джаз-модерн  танца».

           Методическая разработка урока по джаз-модерн танцу представлена в виде плана - конспекта рабочего урока для учащихся допрофессиональной подготовки хореографического отделения школы  хореографического искусства г. Губкинский.

            Предлагаемая методическая разработка основана на собственном педагогическом опыте и может быть использована педагогами дополнительно образования, руководителями хореографических коллективов для обучения учащихся джаз-модерн танцу.

Учащиеся проходят все этапы обучения  нашей  школы,  «от  простого к сложному».   Это этап  начальной  подготовки,  где  проходит  изучение  базовых  элементов, стилей современного танца.  Этап  основной  подготовки, в   которой   уже  выученные  подготовительные  движения  соединяются  в не сложные комбинации.  И заключающий этап обучения - этап  допрофессиональной  подготовки, где  учащиеся усовершенствуют свои исполнительские навыки на более профессиональном уровне.

Здесь  включены   все виды    разогрева  в  комплексной   форме. Занятия разработаны в форме сложных танцевальных комбинаций, по  всем   основным  правилам  техники  исполнения  в стиле  джаз-модерн танца.

На  занятиях джаз-модерн танца  нет  такой  определенной  последовательности  упражнений  как,  например,  в классическом  танце. Но все же  было принято за основу  как можно  больше   придерживаться  к  такой форме  разогрева:

  • Экзерсис  у станка. Исполняется   в  форме  комбинаций,   в  которых  заимствованы  движения  классического  разогрева.
  • Экзерсис на середине зала, который включает  в  себя  комплексный   разогрев  в  виде  комбинаций.
  • Разогрев  в  партере.  Комбинации  для растяжения  мышц торса,  мышц  внутренней и  внешней  части  бедер.

Адажио. Отработка  устойчивости, и  развитие высоты  подъема  ноги. Отработка  вращения  в позах.  Отработка  пространственного расположения.

  • Кросс (передвижение). Виды  шагов, прыжков, по всему пространству  зала, вращения.

Технологическая карта урока.

Преподаватель: Маслова Виктория Владиславовна.

Тема: «Практическое освоение основных техник танцевальных элементов и комбинаций джаз-модерн танца».

Цель: усовершенствование мастерства раннее приобретенных исполнительских навыков в стиле джаз-модерн.

Задачи:

Образовательные:

- вооружить учащихся теоретическими и практическими

знаниями развития современных направлений танцевального искусства:

-сформировать профессиональные навыки и умения в освоении лексического материала и исполнительского мастерства  на уроках джаз-модерн танца;  

-развить творческое мышление и творческий потенциал через познание лучших образцов, методик и техник ведущих современных направлений танца:

Развивающие:

-освоить пластическую манеру, стиль и технику различных танцевальных систем, методику их преподавания и создания современных хореографических  композиций;

-исполнение разогрева ритмично, с динамикой, колоритностью, совершенной свободой и координацией вех частей тела;

-развитие выносливости и постановки дыхания;

-психологическое раскрепощение  и расслабление учащихся.

Воспитательные:

-формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе

-формирование чувства ответственности;

-активизация творческих способностей, умение импровизировать на заданную преподавателем музыкальное произведение;

-умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.

Методы обучения:

- наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ педагога, а также наиболее успевающих учеников);

- словесное объяснение (методическая раскладка, нюансы исполнения, характер);

- практический (выполнение упражнений и комбинаций).

Место проведения: хореографический класс. 

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Требования к знаниям учащихся по итогам урока:

.- учащиеся  должны  приобрести навыки исполнительской культуры джаз-модерн танца;

-овладеть ритмическим рисунком движений;

-приобрести технику  исполнения при изучении  несложных комбинаций;

- владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении хореографического материала;

- самостоятельно исполнять движения или танцевальные композиции, включённые в урок, обращая внимание на выразительность и техничность исполнения.

-получить  теоретические знания, изучить терминологию.

 

План-конспект урока.

- Вводная часть: организация урока (сообщение цели и задач урока, форма приветствия) – 3 мин.

- Основная часть: экзерсис у станка, упражнения на середине зала (закрепление хореографических элементов джаз-модерн танца, этюдная работа, закрепление элементов джаз-модерн танца) - 45 мин.

- Заключительная часть: подведение итогов урока, поклон в стиле джаз-модерн танца – 3 мин.

Ход урока.

Вводная часть урока -  организация урока:

- приглашение детей в класс и расстановка их на середине класса;

- сообщение цели и задач урока;

-  поклон в стиле джаз-модерн  танца.

Разминка. Выполнение учащимися различных видов танцевального бега, прыжков.    

Композиция урока в стиле  джаз-модерн танца.

(Профессиональный  уровень)

Экзерсис у станка: Форма исполнения движений заимствованы из классического танца.

Упражнение 1. Комбинация для разогрева мышц спины,  шейных позвонков, мышц бедер, ног, рук (упражнение исполняется в медленном темпе).

  • Исполнение с параллельной позиции ног.
  • Наклон торса  вперед до положения flat back,body roll, поворот в право, стать лицом к станку,
  • Перевод стоп и коленей из параллельного   положения, во время исполнения demi и grand plie
  • Изолированные движения  всех  частей  тела;
  • Смена уровней;
  • Упражнение stretch-характера (растяжка),
  • Упражнение свингового характера для расслабления позвоночника и суставов.

Упражнение 2.Rond de jambe parterre (исполнение в медленном, умеренном темпе)

  • Исполнение по параллельным и выворотным позициям,
  • Соединения: с demi plié.
  • Contraction, release -поочередное выполнение,
  • Сокращенная стопа (flex)
  • Releve lent , подъем на 45 и 90 градусов, tiere boushone
  • упражнение stretch-характера (растяжка),
  • использование вращений, поворотов на двух ногах и на одной.

Упражнение 3.Battement tendu, battement jette.(упражнение исполняется в подвижном темпе).

  • Начало лицом к станку,
  • Demi plié,одновременно отклонив торс диагонально назад, сохраняя прямое положение (hinge –позиция),
  • Изоляция таза, голова опрокидывается назад,
  • Battement tendu в перед , в сторону по параллельным позициям,
  • Подготовительно движение preparation,выполнение pirouette
  • Лицом к станку, оттяжка от станка на вытянутых руках, flat beck
  • Выпрямится на высокие полупальцы, в параллельную позицию releve
  • Повернуться на 90 градусов,  drop корпуса (падение), выпрямиться,
  • Упражнение исполняется с двух ног.

Упражнение 4. Адажио (исполняется в медленном темпе)

  • Упражнение с использованием наклона, спиралей торса contraction и release с одновременным подъемом «рабочей» ноги на 90 градусов и выше,
  • Использование battement developе, battement fondu
  • Движения с использованием tour lent и партерных туров, fouette en tournant и pirouette
  • Использование поз и положений (ala seconde, attitude, epaul ment,  arabesque, Т-позиция, изменение уровня,
  • Перемещение вдоль станка.
  • Упражнение исполняется с двух ног.

Упражнение 5.Grand battement и kick (исполняется в быстром, подвижном  темпе).

  • Броски ноги на 90 градусов и выше, исполняется вперед, в сторону и назад по параллельным и выворотным позициям,
  • Соединение со вспомогательными шагами square (шаги в demi plie по квадрату),
  • Использование рas chasse,  pas de bourree, а так же вращения,
  • Использование поз и положений (a la seconde, attitude, epaul ment,  arabesque),
  • Упражнение исполняется с двух ног.

3.Экзерсис на середине зала (учитывает несколько этапов разогрева):

1. Комбинация.

  • Упражнение для подвижности позвоночника:
  • Наклоны корпуса, твист корпуса, спирали;
  • Изоляция всех центров;
  • Движения для растяжки внутренних и внешних мышц  бедер;

2. Комбинация. Rond de jambe parterre ( использованы движения заимствованы в классическом танце);

  • Использование contraction  release;
  • Dtmi и grand round;
  • Demi и grand plie;
  • Battement developpe;
  • Battement fondu;
  • Battement releve lent
  • Использование различных ракурсов, перемещение по пространству зала.

3. Комбинация. Упражнения в партере (исполняется в очень медленном темпе, задерживаясь в каждой позе 30-40 сек.)

  •  упражнение для развития подвижности позвоночника,
  • Переход из одной позиции в другую, создание «цепочек» на смену уровня (положения стоя,  используя  наклон корпуса , dеmi и grand plie);
  • Упражнение stretch –характера;
  • Сидя на полу исполнение спирали , twist корпуса, наклоны в сторону, вперед;
  • Поднятие ноги, взявшись за носок стопы ,завести ее за плечо, зафиксировать положение;
  • Перевести ногу перед грудью, отпустить и удерживать ее на максимальной высоте, опустить медленно на пол перед собой;
  • Сесть в джазовый шпагат (нога впереди вытянута, а сзади согнута);
  • Растяжка мышц тазобедренного сустава;
  • Используя тур (поворот)  на полу, исполнить подъем (rollup) в положение стоя.

4. Комбинация. Адажио со сменой уровней  (исполнение в медленном темпе)

  • Использование различных ракурсов; перемещение в  пространстве зала;
  • Наклоны корпуса, спирали торса, с одновременным подъемом «рабочей» ноги на 90 градусов и выше (отработка устойчивости и развитие высоты подъема ноги);
  • Battement develope;
  • Смена уровней;
  • Отработка пространственного расположения;
  • Отработка вращения в позах (tour lent,  pirouette).

5. Комбинация.Cross (шаги, вращения, передвижения в пространстве зала)

  • Grand battement в продвижении по линиям используя канканирующие шаги;
  • En de dans, en dehors, чередуя с канканирующими шагами;
  • Leap-прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед;
  • Лабильные вращения;
  • Отработка  техники  прыжка и высоту броска ноги с помощью канканирующих шагов;
  • Кроссовые комбинации, в которых соединяются шаги, прыжки, вращения, смена уровней.

6. Танцевальные композиции в миниатюре.

  1. В стиле модерн танца. (Исполняется на середине зала, в медленном темпе в форме «адажио»).

Создание комбинации  имеют  три  основные  цели:

  1. Отработка  устойчивости(апломба)  и  развитие  высоты  подъема  ноги.
  2. Отработка  вращения  в  позах.
  3. Отработка  пространственного расположения.

Виды  движений, которые  использованы  при изучении комбинации:

  • Соединение всех возможных  движений торса (спиралей, твистов, contraction,  release, high release,  с  одновременным  подъемом  «рабочей» ноги  на 90  градусов  и  выше,  наклоны торса  во  всех  направлениях;
  • падения и  подъемы, а  так  же  повороты  как на двух ногах,  так  и на одной  ноге;
  • Использование  различных  ракурсов, изменения  уровней, перемещение  по  пространству  зала;
  • Battement developpe;
  • Позици и положения: a la secounde attitude,  epaul ment,  arabescue,  Т-позиция

  1. В стиле джаз танца. (Исполняется в подвижном ритме  джаза, в продвижении)

Создание комбинации имеет  основную цель: развитие танцевальности, ощущения заданного стиля в исполнении.

Виды движений, использованных при составлении комбинации:

  • Шаги в джаз манере, на самую сильную долю музыкального сопровождения, соединенные  с  вращениями  и  стабильными  позами (вращение на одной ноге и на двух ногах);
  • Смена уровней;
  • Падение, партерные туры;
  •  координированные движения рук, наклоны и изгибы торса.

  1. Кроссовая комбинация. (Исполняется по диагонали,  в быстром темпе)
  • Использование упражнений, которые состоят из последовательно перемещения из  уровня  в уровень;
  • Связующие шаги;
  • Прыжок с перемещением в пространстве  зала и на месте;
  • Партерные туры;
  • Изоляция и координация центров.

Заключительная часть урока: преподаватель оценивает работоспособность учащихся, результативность работы. Поклон в стиле джаз-модерн танца.

Выводы:

Предложенная программа по джаз-модерн танцу определяет  тему и задачи, связанные с уровнем обучения допрофессиональной подготовки.  Ребята приобретают  навыки  исполнительской культуры этого стиля, овладевают ритмическим рисунком движений, технической сложности, получают теоретические знания.  

  Обучающиеся должны  освоить методику  изучения техники  современного  танца и ее взаимосвязь  с исполнением классических движений;

-выработать  индивидуальный  стиль;

-уметь импровизировать,  развивать  хореографическую  память,  необходимую  для  успешного  усвоения  нового  материала  и  приобретения  лексического  багажа.

- знать, что изучение  танцевальных  комбинаций, кроссовых передвижений развивает  не  только  танцевальность,  но  и  умение  чувствовать  сценическое  пространство  и  координировать  свои  движения  с  коллективом.

  Материально-техническое обеспечение содержания урока.

 Учебная аудитория для групповых занятий (хореографический класс), оснащенная зеркалами. Музыкальный центр, мини дисковая дека

Литература.

1. Барышникова Т. Азбука хореографии - М., 2000г.

2. Богаткова Л.Н. Танцы для детей. – М.: Детгиз, 195

3. Валькова Р.А. Методическая рекомендация по современному танцу. -
Курган, 1997г.

4. Вальков В.А. Поиски и решения. Методические рекомендации для руководителей
хореографических коллективов. - Курган, 2000г.

5.  Джазовые танцы./ Авт.-сост. Е.В. Диниц.-М.: АСТ, 2002.

6.  Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов на Дону: Феникс, 2003.

7.  Ивлева Л.Д. Джазовый танец. - Челябинск, 1996г..

8.  Никитин Н. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. – М.,

2006г.

9. Панферов В. Основы композиции танца.- Челябинск: ЧГАКИ, 2001.

10. Полетков С.С. Основы современного танца. - Ростов- на - Дону, 2005г.

11. Прутова Т.В., Беликова A.M., Кветная О.В. Учите детей танцевать. - М.,2003г.