Литературно-хореографическая композиция "Великая босоножка"

Березовская Елена Сергеевна

Литературно-хореографическая композиция "Великая босоножка" - это история жизни, становления, любви, признания американской танцовщицы-новатора конца XIX, начала XX вв. Айседоры Дункан, рассказанная языком свободного танца.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikaya_bosonozhka.docx451.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №135»

 имени академика Б.В.Литвинова

        

«Великая босоножка»

IMG_2906

 

Березовская Елена Сергеевна,

         педагог дополнительного образования

Снежинск

Программа

  1. Вступление.
  2. Танец «Канкан»
  3. Биография А. Д. (1 часть).
  4. Танец на пуантах «Маленькая танцовщица».
  5. Биография А. Д. (2 часть).
  6. Танец с лепестками цветов «Дыхание весны».
  7. Биография А.Д. (3 часть).
  8. Школа танца для юных босоножек. Этюд «Пробуждение».
  9. Биография А.Д. (4 часть).
  10. Слайд-шоу «Айседора и Есенин», сопровождаемые песней на стихи

      С. А.Есенина «Пускай, ты выпита другим…»,  в исполнении С. Кинякина.  

      Муз. С. Любавина.

  1. Биография А.Д. (5 часть).
  2. Танец со свечами «Мне осталась одна забава…»
  3. Биография А.Д. (6 часть).
  4. Танец «Божественная  Айседора».
  5. Стих «Танцовщица – босоножка».

Композиция сопровождается фотографиями


«Великая босоножка»

Литературно-хореографическая композиция,Айседора

посвящённая жизни и творчеству

Айседоры Дункан.

 «Моя жизнь… Моя Россия… Мой Есенин…»

Айседора Дункан

ГЗК:        Человечество, за время своего существования, получило огромный опыт во многих областях жизни на Земле: труд, наука, техника, социум, искусство … Мы можем назвать себя достаточно развитыми людьми. Однако всегда есть один вопрос, который не поддаётся изучению и выявлению закономерностей, он никогда не сможет стать темой диссертации или научного доклада и ответ на него лежит далеко за пределами человеческого ума. Это Любовь, наивысшее проявление Человека.

         В нашей литературно-хореографической композиции «Великая босоножка» мы хотим прикоснуться к этому состоянию. Через движения тела мы расскажем о том, как любим, принимаем и отдаём эту светлую энергию. Наш танец превратится в изящную нить, которая предназначена для того, чтобы соединить нас с вами.

         Нить, сотканная настоящим моментом для будущего, для солнечного света, мерцания звёзд, шума морского прибоя, аромата горных цветов, полёта белого голубя, для улыбок, для любви. Для вас, зрители.

Затемнение в зале

ГЗК: XIX век, конец 70-х, Соединенные Штаты Америки, Сан-Франциско.

Танец «Канкан», на экране фото-слайды США конца XIX века.

1 часть

Ведущая.        Мировые конфликты. Войны. Катастрофы. Жесткие экономические и политические законы…

К счастью, в жизни всегда есть место светлому, чистому, вечному. Мы хотим рассказать вам об удивительной жизни «божественной босоножки», отмеченной то роскошью, то нищетой, полной бурных страстей и страшных трагедий, творческих озарений, оставивших немеркнущий след в искусстве…

Она перевернула представление о танце…

Она -  легенда…

Ею восторгались великие поэты всего мира…

Она была любима Станиславским и Есениным…

Она была свободна в своём танце точно так же как в любви…

Её называли босоножкой за то, что она танцевала босиком…

Её спрашивали: «У кого она так хорошо научилась танцевать?»…

Она отвечала просто: «У Терпсихоры.»…

Она – Айседора Дункан.

Основательница хореографического стиля «модерн», была лицом Европы на рубеже 19-20 веков. Создатель школы современного танца, рождённая в Америке, Дункан собирала толпы фанатов на свои революционные, для того времени представления.

Родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года.

В детстве Айседора была несчастлива: обанкротившийся отец сбежал еще до ее рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках, без средств к существованию. Маленькая Айседора, которую в 5 лет отдали в школу, чувствовала себя чужой среди благополучных одноклассников. Это ощущение, общее для всех детей Дункан, и сплотило их вокруг матери, образовав «клан Дунканов», бросающий вызов всему миру.

В 13 лет Айседора бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование.

Маленькая танцовщица,

Стой на пальчиках дольше.

Платье твое струится

Дымки утренней тоньше…

Будет взлетать, кружиться,

И расточать улыбки,

Будет оно светиться

И опускаться зыбко…

             Танец на пуантах «Маленькая танцовщица».

2 часть

Ведущая.        Айседора Дункан спустилась с высоты балетных пуантов и встала на всю ступню. Она настаивала на том, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя. Импульсом для появления танца должен стать язык души. Все эти идеи, новаторские по своему характеру, естественно, вступали в противоречие с балетной школой того времени. Тем не менее, резкая оценка самого балета не мешала Дункан восхищаться грацией и артистизмом двух русских балерин — Матильдой Кшесинской и Анной Павловой. Более того, с Павловой они даже стали добрыми подругами, искренне ценившими талант друг друга.

В 18 лет юная Дункан поехала покорять Чикаго и чуть было не вышла замуж за своего поклонника. Проблема была в том, что он тоже был беден. А вдобавок, как это выяснилось позже, еще и женат. Этот неудавшийся роман положил начало череде неудач в личной жизни, которые преследовали танцовщицу всю ее жизнь. Дункан никогда не была абсолютно счастлива.

Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок, где ее преподносили как пикантное дополнение, экзотическую диковинку: Айседора танцевала босиком, что было в новинку и изрядно шокировало публику.

Однажды, когда весь гардероб Айседоры был уничтожен страшным пожаром в одной из гостиниц Нью-Йорка, во время своего очередного выступления она танцевала в импровизированном костюме, который сама же и придумала. Публика в зале была шокирована, поскольку Айседора появилась на сцене практически обнаженной.

Айседора отправилась в большое турне по Европе и вскоре стала любимицей всего континента. Взбудораженная публика толпами собиралась в театрах, чтобы увидеть страстное танцевальное выступление полуобнаженной танцовщицы, проходившее под аккомпанемент, например, «Голубого Дуная» или «Похоронного марша» Шопена.

Один из любимых танцев Айседоры «Дыхание весны».

Танец с лепестками цветов «Дыхание весны».

3 часть

Ведущая.        Айседора оставалась любимицей публики на протяжении более двух десятилетий.

Звучит очень грустная мелодия. На экране Айседора с детьми.

Помимо неудач в любви, вся жизнь Айседоры Дункан — это трудное восхождение к успеху: гастроли, путешествия, обучение и воспитание детей… Дочь красавица Дидра и сын  златокудрый Патрик… И только с детьми она чувствовала себя счастливейшей женщиной на земле. Айседора их обожала!

Однажды у нее начались видения. Айседора просыпалась ночью и кричала, что видела два детских гроба. «…Они там, между сугробов! И похоронный марш!..»

В тот день Айседора послала семилетнюю Дидру и трехлетнего Патрика на экскурсию с гувернанткой, ей надо было выступать. Машина, в которой их вез шофер Айседоры по Парижу, ехала по набережной Сены, когда на встречу выскочило такси. Избегая столкновения, водитель круто повернул к реке и остановился – заглох мотор. Он вышел завести машину. Вдруг она рванула с места, он отскочил, и машина полетела в Сену – в этом месте не было ограждений. Никого спасти не удалось. Айседора была потрясена. Этот несчастный случай не прошел бесследно для нее. И творчески, и эмоционально она так и не оправилась от этого удара до конца своей жизни. Спустя какое-то время у Айседоры снова родился мальчик, которого она решила назвать Патриком, в память о погибшем сыне. Но уход из жизни ее детей так отразился на ее здоровье и на ожидаемом ребенке, что он умер, даже не успев получить своего имени.

 

Пауза

Чтобы как-то отвлечься, она «заразилась» русской революцией. В Россию Айседора приехала летом 1921 года. Советское правительство пригласило ее для создания в Москве детской школы танца, которая просуществовала до 1949 года.

Она знала, что обессмертит свое имя на все времена, - мистерии босоножек. Девочки из самых бедных семей, не имеющие приличной обуви, танцевали в ее студии и на площадях босыми. Что касается одеяний, то античные туники не столько скрывали, сколько демонстрировали юные тела, как на элевсинских мистериях в Древней Греции.

Но одно дело Древняя Греция и совсем другое – Европа ХХ века в огне войн и революций. Однако именно после революций и войн люди жаждут зрелищ. Босоножки в белых туниках и с красными флагами танцевали в холодной России. В 20-е годы всем грезилось и мерещилось некое новое общенародное революционное искусство. В распоряжение Айседоры предоставили роскошный дворянский особняк, в котором находилась школа для юных «босоножек».

Выходит Айседора с маленькими ученицами.

Голос на английском языке и перевод:         Дети, я не буду учить вас танцам: вы будете танцевать, когда захотите. Я научу вас летать, как птицы, гнуться, как деревца под ветром, радоваться, как радуется лягушонок в росе, прыгать легко и бесшумно, как кошка…

Танец «Пробуждение».

4 часть

Звучит романс на стихи Есенина.

Сцена с Есениным.

        Выходит юноша в образе С.А. Есенина с блокнотом и карандашом в руках. Садится на стул, задумчиво смотрит в никуда. Затем что-то пишет в блокноте, зачеркивает, снова пишет. Тихо произносит: Айседора… Далее встает и читает:

Не гляди на ее запястья

И с плечей ее льющийся шелк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел…

Ведущая:        Есенин был не первым русским гением, в которого влюбилась танцовщица. В начале 1900-х все её мысли занимал Константин Сергеевич Станиславский.                                                                                                 Ей было 28. Она приехала на гастроли в Россию, впервые увидела златоглавую Москву, Третьяковку, Большой театр. Была околдована МХАТом, теми реформами, которые пытался принести в театральное искусство Станиславский. Гений и красавец,  дал ей понять, что видит в Айседоре не более чем идеальное воплощение некоторых своих идей.

И вот спустя 16 лет в октябре 1921 года состоялась первая встреча знаменитой танцовщицы и великого русского поэта С. А. Есенина.

В самый первый миг, когда она увидела Есенина, ее единственной мыслью было: «Это Патрик, которому 25 лет!»

В тот вечер Айседора Дункан исполняла свой знаменитый танец с шарфом под аккомпанемент «Интернационала». Есенин был покорен и жаждал знакомства. «Богиня», — и уже не отводил глаз от полноватой женской фигуры в красном полупрозрачном хитоне, которая кружилась по паркету, пластика ее вроде бы простых движений казалась невероятной.

Она обвела комнату глазами и остановила их на поэте. В тот миг между ними пробежала искра, заставившая вздрогнуть их обоих, и они уже знали, что это любовь. Именно та любовь, которую они давно искали.

На экране  слайды «Айседора и Есенин».

Звучит песня на стихи С. А. Есенина «Пускай, ты выпита другим…»

5 часть

Ведущая.        Айседору поразил «страстный напор славянской души». Покорили трепетная нежность, детскость, незащищенность души поэта, ничего подобного она не встречала в жизни!

Официально поженились они позже — в мае 1922 года. Этот брак стал единственным в жизни Айседоры. Но распался он очень быстро. И Сергей Александрович, и Айседора обладали взрывным характером. Между ними постоянно вспыхивали ссоры. Он хлопал дверью, уходил в ночь, а потом возвращался измученный, охваченный нежностью и раскаянием. И плакал, уткнувшись ей в колени.

Все женщины Сергея Александровича — и Анна Изряднова, и Зинаида Райх, и Айседора, и Софья Толстая… — были очень разные. Но именно Айседора была ему ближе. Потому что сама была художником, сама изобрела искусство — этот танец-импровизацию, которому всю жизнь и служила.

Её танец был настолько необычен, что великий Роден просил Айседору позировать для него. Его скульптуры — и «Весна», и «Поцелуй», и «Ромео и Джульетта» — навечно запечатлённая в камне экспрессия этой женщины.

Что общего между двадцати семилетним крестьянским парнем из рязанского села и сорока четырехлетней американской танцовщицей? Слава и гениальность. Суровые будни большевистской диктатуры мало, чем напоминали царство справедливости и свободы, о котором мечтала Айседора. Самый любимый и знаменитый поэт России отправился в мировое турне с ослепительной танцовщицей.

Однако Америка не поняла, с кем именно прилетела в Нью-Йорк сияющая звезда подмостков и площадей. Есенин вел себя в пуританской Америке как в разгульной Москве. Вскоре понял, что ему не покорить ее ни лиризмом, ни пьяным шармом. Он вернулся домой. Она продолжала покорять Америку и Европу свободой и артистизмом.

Танец со свечами «Мне осталась одна забава…»

6 часть

Ведущая.        28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер» поэта не стало. Но Есенин и Айседора расстались ненадолго…

Весть о гибели Есенина потрясла все ее существо. В своих мемуарах она писала: «Трагическая смерть Есенина причинила мне глубочайшую боль. У него были молодость, красота, гениальность. Неудовлетворенный всеми этими дарами, его отважный дух искал невозможного. Он уничтожил свое молодое и прекрасное тело, но дух его будет жить в душе русского народа и в душах всех любящих поэзию.» Многие полагают, что именно после этого произошел духовный надлом. Айседора хотела уйти из жизни, но ее заметили и спасли. Она пережила поэта на полтора года.

В тот вечер на ней была знаменитая красная китайская туника, украшенная огромной желтой птицей, синими астрами и черными иероглифами. Она вышла из студии, обернула шалью плечо и со словами «Прощайте, друзья мои! Я иду навстречу славе!» села в машину. Маленький гоночный автомобиль тронул с места, шаль спустилась с плеча, обмоталась вокруг колеса и резко сдавила горло…

Танец «Божественная Айседора».

Звучит красивая мелодия.

Голос читает стих Рубена Дарио «Танцовщица – босоножка».

В летучем ритме зыбящихся линий,

мятежным вихрем, вкрадчивою львицей,

полузверенышем, полубогиней

плясала босоножка-танцовщица.

Скрывали грудь булавки золотые.

Позволив розам по земле влачиться,

нежней Психеи и грозней стихии

ступала босоножка-танцовщица.

Жемчужиною в ямочке атласной

манил живот, округл и белоснежен.

И были воплощением соблазна

мед этих смокв и свежий сок черешен.

Шуты у трона замерли, немея.

Темнели стражей каменные лица.

Самой Луной, самой Анактореей

была та босоножка-танцовщица!

Финал

Ведущая.        Самой Айседоры не стало… Но остался ее танец. Танец, вобравший в себя всю ее жизнь. Танец, озаривший собой многие поколения танцовщиков. Танец, который никогда не закончится!

Участники выстраиваются в картинку (каждый в своем характере).

Звучит позитивная мелодия.

Ведущая.        Участники нашего вечера! Ансамбль эстрадного танца «Карамель»!

Маленькая Айседора: Вита Нажипова.

18-летняя Айседора: Даша Тутынина.

Юные ученицы Айседоры: подготовительный состав ансамбля «Карамель».

Танец со свечами исполнил средний состав ансамбля «Карамель», соло: Валя Францева.

Сергей Есенин:

Взрослые ученицы Айседоры: старший состав ансамбля «Карамель».

Роль зрелой Айседоры Дункан исполнила руководитель коллектива: Елена Березовская.

Спасибо, что этот вечер вы провели с нами!

До свидания! До новых встреч!

IMG_2844P1020793


IMG_2856

P1020821P1020830

P1020827P1020838

P1020876