МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТКРЫТЫЙ УРОК». План – конспект занятия с УМК Наименование работы: «Патриотическое воспитание учащихся через ознакомление с судьбами люд

Арефьева Татьяна Викторовна

Данная разработка занятия предназначена для педагогов художественной направленности и преподавателей по хореографии.

Направлена работа на патриотическое воспитание детей средствами хореографии, на формирование творческого потенциала и личностное развитие ребенка.

Цель: Сформировать познавательный интерес к истории развития хореографического искусства, его персоналиям в годы ВОВ и развить навыки исполнения военно – тематического танца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

Им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино

Структурное подразделение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»

 МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  ПЕДАГОГА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОТКРЫТЫЙ УРОК»

Направление: Хореографическое  искусство

Номинация: План – конспект занятия с УМК

Наименование работы: «Патриотическое воспитание учащихся через ознакомление с судьбами людей  хореографического искусства

в годы Великой Отечественной войны!»

Разработчик: педагог дополнительного образования Арефьева Т.В.

п.г.т. Новосемейкино

2020 год

Введение. 

Актуальность. Духовно – нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколение является для педагогов одной из первостепенных задач.

Узнавая о подробностях Великой Отечественной войны в качестве зрителя, слушателя, соприкасаясь с историческим прошлым своей Родины, мы развиваем в детях эмоциональный отклик, активное сопереживание тем далёким, но остающихся важным для нашего поколения событиям.

Данная разработка занятия предназначена для педагогов художественной направленности и преподавателей по хореографии.

Направлена работа на патриотическое воспитание детей средствами хореографии, на формирование творческого потенциала и личностное развитие ребенка.

Возраст учащихся: 12-13 лет

Количество: 14 человек

Форма работы: коллективная, в парах.

Цель: Сформировать познавательный интерес к истории развития хореографического искусства, его персоналиям в годы ВОВ и развить навыки исполнения военно – тематического танца.

Задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать гражданско-патриотические качества личности, уважение к старшему поколению, к ветеранам, бережное отношение к истории России.

Обучающие:

1. Познакомить учащихся с персоналиями хореографического искусства военного времени, культурными памятниками.

2. Научить импровизировать в танце на заданную тему.

Развивающие:

1. Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы и умение работать в парах.

2. Развивать навыки выразительности военно-тематического танца,  творческие способности учащихся.

3. Развивать речь, продолжить работу по обогащению словарного запаса.

Тип занятия: Освоение новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование и материалы: магнитофон, компьютер, аудио записи песен, фотографии, плакаты, открытки.

Ход занятия:

Вводная часть: (2 минуты)

Дети рассаживаются в хореографическом классе. Проводится вводная беседа. По оформлению в зале дети должны догадаться о теме занятия. На стенах висят плакаты, иллюстрации города- героя Волгограда,  выступлений балетных труп времён ВОВ в тылу и на фронте, фотографии балетмейстеров и артистов балета. Педагог выясняет, что дети знают об истории хореографического искусства в годы Великой Отечественной войны, какие ассоциации  и чувства вызывают у них слова о войне.  

Основная часть: 40 минут

Состоит из теоретической (20 минут) и практической (20 минут).

Показ презентации.

Звучит песня «Журавли»  (1 куплет)

Слайд 1

Ребята, вы видите Дом сержанта Павлова, его называют дом Солдатской славы, находится в городе Волгограде, ранее - Сталинграде. Здесь и по всей стране шли ожесточённые бои.

Шла война, но даже в эти годы искусство не прекращало своего развития.

Сегодня сложно представить, что такое жизнь в постоянной опасности, когда угроза реальна, осязаема, когда гибнут близкие и друзья, когда нет надежды. И человек, словно в отместку не существующему в представлении будущему, радуется отпущенным дням. И тогда начинается песня, тогда рождается танец – в боли, в огне, на войне.

Слайд 2

В труднейших условиях, нередко в непосредственной близости от врага, работники искусства дали сотни тысяч концертов, пройдя вместе с солдатами по трудным дорогам войны. Почти 4000 концертных бригад, включавших около 45 тысяч певцов, танцоров, музыкантов, выезжали на фронты Отечественной войны.

Слайд 3

В годы Великой Отечественной войны жизнь и труд всех советских людей, в том числе и деятелей искусства, были подчинены одной цели - скорейшей победе над врагом. Артисты выступали на всех фронтах в военных подразделениях, в госпиталях, в партизанских отрядах.

Артисты балета, танцуя перед обычными людьми и воинами, наполняли свою хореографию героико-патриотической направленностью.

Слайд4

Танцоры эстрадных направлений, работая вместе с артистами военных ансамблей, вносили в их хореографию различные формы выражения танца через виртуозные движения, акробатические поддержки, сложные технические приемы, развившиеся до войны на советской эстраде. 

Танцевальный репертуар стал строиться не только на почве народного танца, но и на сочетании элементов классического и разных жанров эстрадного танца.


Великая Отечественная Война заложила основной «фундамент» в творчество военных ансамблей песни и пляски. Одним из самых ярких был Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Излюбленным танцем был танец  «Яблочко».
Слайд 5

Даже в самое суровое время, забывая об усталости, порой они, тогда ещё юные, измученные, голодные устраивали концерты, после которых обязательно происходили танцы.

Слайд 6

Звучит песня «Где мы с тобой танцуем вальс» (1 куплет)

Любили вальс – его ритмы словно уносили в другой мир, где пахнет настоящим балом, где поскрипывает паркет, где полная защищённость.

Слайд 7

Танго «Утомленные солнцем», вальс становились верными спутниками бойцов.

Слайд 8   

Отдельно упомянуть стоит и про легендарных обрантовцев. Они являлись ярчайшим примером того, что человеческий дух способен пройти сквозь многие испытания, дабы не позволить другим поддаться страху и тоске. Аркадий Ефимович Обрант, до войны работавший балетмейстером Дворца пионеров в Ленинграде, во время блокады занялся формированием танцевальной группы, которая бы выступала на фронтах.

Хореограф отыскал  и юных учеников – они были очень слабы, едва живы, но к репетициям приступили незамедлительно. У ребят танцевать вприсядку поначалу не получалось: опустившись в элемент, обратно подняться не хватало сил. Помогали партнерши, поднимая за руку. Где только ребятам не приходилось танцевать: в палатках, куда привозили раненых, в госпиталях, в полях.

Слайд 9

Дети на войне составляли отдельную нишу. Детская группа Ансамбля А.Омбранта танцевали в трудных условиях, без музыки и аплодисментов, они выступали перед бойцами в избах. Там, где гремели взрывы, земля взлетала к небесам, обрантовцы танцевали в укрытиях, практически не отдыхая, встречая и провожая солдат, уходивших на поле боя, возвращающихся оттуда. На платформах бронепоездов, в госпиталях, на передовых – танцевальный ансамбль давал концерты везде, где это было возможно, и бойцы воспринимали их как чудо, и, глядя на хрупких детей, они обретали новую силу: если уж юные танцоры идут на фронт, не страшась смерти, то чем хуже они, взрослые бойцы?

Слайд 10

Более 3 тысяч выступлений провёл детский ансамбль под руководством Обранта на линии фронта, а в День победы под грохот салюта эти ребята танцевали на Дворцовой площади, словно смерть, угроза рабства отступили перед лицом юности и танца.

Слайд 11

На долю учащихся Ленинградского хореографического училища А.Я.Вагановой  выпала тоже не лёгкая доля. Репетиции приходилось поводить на улицах под открытым небом в любую погоду, не смотря на холод и голод. Но они верили в лучшее, что станут известными балеринами и смогут танцевать на сцене Большого театра.

Война калечила и ломала судьбы, забирала жизни, но она не могла лишить человека  возможности мечтать, надеяться на светлое будущее.

Слайд 12

Была мечта и у Васи Корнеева. Ему было 10 лет, когда он начал заниматься в хореографическом училище Большого театра. И с тех пор уже не представлял себя без балета. Даже в самые тяжёлые дни, когда враг стоял у Москвы, юные танцовщики не прекращали занятий. А после них он возвращался в родное Лефортово и со сверстниками тушил бомбы- «зажигалки».

 В 1942 году окончил училище, и тут же 17-летний паренёк получил повестку из военкомата. Так он сменил балетные туфли на солдатские кирзовые сапоги. Но всю войну солдат Корнеев, отходив 5 лет в сапогах,  проносил балетную обувь в своём вещмешке, самое дорогое, что у него было на тот момент в жизни.

И каждый раз он вспоминает  первое в его жизни выступление по случаю Победы - в мае 1945 г. в Берлине.

Тогда решили организовать концерт для союзников. Искали таланты. А у Корнеева в вещмешке - балетные туфли. Он решил показать танец из балета «Красный мак», который танцевал на выпускном экзамене в училище. Ему дали троих автоматчиков для охраны, и они отправились в оперный театр. Нашли в костюмерной красную шёлковую рубаху, трико. Почти три года не танцевал, а условия подготовки военные: всего пара репетиций - и на сцену.

«Начал прыжки через ленту - и забыл обо всём. Станцевал хорошо, но сердце: тук-тук-тук! И тут командующий армии Рокоссовский выбежал на сцену, обнял меня и сказал: «Сынок, ты откуда такой? Почему не в ансамбле?» И даже в часть меня не отпустили - сразу во фронтовой ансамбль», - рассказывает ветеран.

Таким ошеломительным получилось возвращение к танцам. Конечно, фронтовой ансамбль и балет - как говорится, две большие разницы. И всё же он был счастлив. Несмотря на то, что служба в ансамбле задержала его в армии ещё на 2 года. Демобилизовался только в 1947 году.

Для молодого Корнеева балет был призванием, отказаться от него он не мог.  Он работал в Новосибирске, Минске, Свердловске, Одессе, Риге - в лучших театрах страны, потом вернулся в Москву. За 24 года станцевал в 28 балетах! 

Слайд 13

Каждый год, накануне Дня Победы, Василий Константинович собирает большую кампанию из родственников и друзей. Целый год откладывает деньги из своей ветеранской пенсии, чтобы потратить их на дружескую встречу с обязательными танцами  и песнями военных лет. А 9 Мая – встреча у Большого театра тоже с танцами и песнями.

Звучит песня «День Победы». (1 куплет)

Педагог задаёт вопросы ребятам:

Вопросы к беседе по содержанию: (1-2 минуты)

1. Почему Великая Отечественная  война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес  к  празднику Победы из года в год?

2. Какие эмоциональные состояния вы испытываете, думая о судьбе танцоров военного времени?

3. А кто, по-вашему, главный герой  хореографического искусства того времени?

4. Чем  в жизни жертвовали люди искусства в военное время?

5. Самая дорогая вещь для Корнеева, с которой он не расставался никогда?

А теперь, давайте вспомним поездку нашего ансамбля в город - герой Волгоград на Мамаев курган.

Слайд 14

Ребята, как вы думаете, что символизирует вечный огонь? (ответы детей).

Слайд 15

Что вам запомнилось, какие эмоции вы испытали, глядя на монументальность скульптуры Родина – мать зовёт, пройдясь по Площади героев. (Ответы детей).

Практическая часть.

Импровизация на актерское мастерство и сценическое движение на тему песни «Дети войны».

Давайте сейчас прочувствуем все эмоции, которые вы получили из увиденного и услышанного вами и постараемся их выразить в танце. Но возьмём мы с вами не песню военных лет, а современную песню, которую исполняет Тамара Гвердтицели и группа Непоседы «Дети войны».

Ребята разбиваются на пары по 2 человека. Идёт работа по импровизации под музыку. Задача детей  показать этюд на 1-2 минуты по заданной теме.

Затем каждая пара показывает свой этюд. Педагог с детьми проводит анализ каждого этюда, показывает наглядно,  как в том или случае передать характер посредством движения. Закрепление материала.

Подведение итогов.Рефлексия. (1-2 минуты)

Понравилось ли вам занятие? Что интересного вы для себя узнали? Хотели бы вы быть похожими на Василия Корнеева и других танцоров, которые поднимали дух солдат на войне?

Выводы:

После проведения занятия ребята поняли, что хореография  оказалась необходима людям во время ВОВ, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду, отвлекала от войны.

Танец связывал солдат на фронте  и оставшихся в тылу. Искусство в те годы, и танец в частности, было призвано поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, дух народа,  уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

Люди продолжали жить, а значит, продолжали танцевать.

Герои военного времени – это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом! Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.

Ребята развили навыки военно – тематического танца, отрабатывая этюды, научились выражать свои чувства через танцевальные движения.

Результаты:

Вдохновившись полученными новыми знаниями о людях хореографического искусства в годы ВОВ ребята с педагогом поставили танец «Дети войны» и выступив на конкурсе «А значит нам нужна одна Победа!», заняли призовые места. Это стало итогом цикла занятий и мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся, одним из которых было данное занятие.  

Литература, используемая в работе.

1. Вашкевич Н.Н. История хореографии всех времен и народов, 2017 г.

2. Журнал «PRO танец», № 1 (8) – 2014 г.

 4. Холл.Д. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам. г.Москва 2008 г.   5. Хореография: теория, история, практика. Выпуск 3, Москва 2008
г.
3.
Станиславский К.С. Работа актра над собой, 2016 г.

Интернет-ресурсы:

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=813503

https://www.youtube.com/watch?v=yteV8MIIH60 

http://stihi.ru/2010/03/13/5564

Еженедельник  HYPERLINK "http://www.aif.ru/gazeta/number/18869"" "http://www.aif.ru/gazeta/number/18869" № 13 25/03/2015 

Учебно – методический комплект:

1. Презентация

2. Музыка

3. Комплект открыток «Волгоград. Мамаев курган»



Предварительный просмотр:

Открытый урок по историко-бытовому танцу

Образцовый ансамбль танца "Марусечка"

Филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы "Образовательный центр"

п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский

Самарской области "Центр внешкольной работы"

Тема урока:«Эстетика бытового и салонного танца 16 – 19 в. в.»

Дата проведения: 15 мая 2018 г.

Тема: Введение в историко-бытовой танец. Спецкурс в рамках обучения классического танца.

Цель: ознакомление учащихся коллектива с основами историко-бытового танца, техникой салонных и бытовых танцев

Возраст участников: 9-16 лет

Задачи:

-формировать  у обучающихся навыки сценической культуры, умения передать танцевальный образ, стиль и манеру исполнения историко-бытовых танцев 16 – 19 в.в.

-мотивировать интерес и уважение к искусству хореографии

-формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к элементам

историко-бытового танца, как к источнику красоты и культуры

Оборудование: магнитофон, иллюстрационный материал, компьютер, хореографический зал

План урока:

Организационный момент. Приветствие гостей мероприятия.

I. Открытие урока. Танцевальный этюд "Полонез", XVIII век. Принимают участие все четыре группы.

II. Вступительное слово педагога о целях и содержании открытого урока. Вводное повествование о предстоящих этюдах, демонстрация иллюстраций и видео-материала.

III. Выступление учащихся по группам: экзерсис на середине зала:

-Танцевальный этюд "Падеграс". Парный, бытовой танец, состоящий из изящных плавных движений, XIX век

-Танцевальный этюд "Полька", национальный чешский танец провинции "Богемия", XIX век

-Танцевальный этюд «Крестьянский бранль» XVI в;

IV. Поклон. Оценка учащихся. Анализ урока. Небольшой опрос учащихся по теме.