Дополнительная общеобразовательная программа "Хореография в гимнастике"

Галиуллина Валентина
 

Дополнительная общеобразовательная программа

« Хореография в гимнастике»

 

возраст детей  7-12 лет

срок реализации  2 года

 
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа   разработана на основе типовой программы «Основы хореографии» для хореографических отделений школ искусств» утвержденная Министерством Культуры РФ в 1990г.
Направленность  программы «Хореография» - художественная и предполагает общеразвивающий уровень освоения. Занятия хореографией способствуют гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость, прививает детям любовь к танцу, соразмерно формирует их танцевальные способности, развивает чувство ритма, эмоциональную отзывчивость, танцевальную выразительность, координацию движений, воспитывает  художественный вкус.
Программа направлена на обучение хореографическому искусству, выразительности исполнения движений на основе грамотно поставленных занятий, технически правильно составленных упражнений.
  Актуальность программы.
В данной деятельности создаются условия для самореализации детей гимнастического коллектива заниматься танцевальным творчеством, в доступной форме предложены различные танцевальные направления, которые в дальнейшем помогут детям раскрепоститься на соревнованиях по художественной гимнастике.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon horeografiya_v_gimnastike_1.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности

Дополнительная общеобразовательная программа

« Хореография в гимнастике»

возраст детей  7-12 лет

срок реализации  2 года

Автор - составитель: Галиуллина Валентина Алексеевна

педагог дополнительного образования

Санкт – Петербург

2020


Структура образовательной программы

1. Пояснительная записка.        3

2. Учебно-тематический план образовательной программы.        

3. Содержание образовательной программы        

4.Методическое обеспечение образовательной программы.        

5.Список литературы        


Пояснительная записка

        Дополнительная общеобразовательная программа   разработана на основе типовой программы «Основы хореографии» для хореографических отделений школ искусств» утвержденная Министерством Культуры РФ в 1990г.

        Направленность  программы «Хореография» - художественная и предполагает общеразвивающий уровень освоения. Занятия хореографией способствуют гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость, прививает детям любовь к танцу, соразмерно формирует их танцевальные способности, развивает чувство ритма, эмоциональную отзывчивость, танцевальную выразительность, координацию движений, воспитывает  художественный вкус.

Программа направлена на обучение хореографическому искусству, выразительности исполнения движений на основе грамотно поставленных занятий, технически правильно составленных упражнений.

         Актуальность программы.

В данной деятельности создаются условия для самореализации детей гимнастического коллектива заниматься танцевальным творчеством, в доступной форме предложены различные танцевальные направления, которые в дальнейшем помогут детям раскрепоститься на соревнованиях по художественной гимнастике.

        Педагогическая целесообразность.

Занятия хореографией  развивают координацию, правильную осанку, крепкий мышечный корсет и гибкие суставы, выносливость. Кроме этого у обучающегося  улучшится внимание, мышечная и визуальная память. Регулярные занятия  хореографии для детей позволяют развить силу воли и дисциплинированность. И что очень важно, они помогают побороть природную застенчивость и научиться коммуникабельности, ведь, как правило, занятия проходят в группе и при постановке танца нужно уметь действовать сообща и синхронно.

Цель программы: Создание условий для реализация творческого потенциала гимнасток в области различных видов хореографического искусства.

Задачи

Образовательные:

  • овладение простейшими элементами различных танцевальных жанров;
  • овладение техникой правильного дыхания;
  • формирование правильной осанки, двигательных навыков;
  • формирование умения слушать музыку, понимать настроение, ее характер;

Развивающие:

  • развитие музыкальных способностей, художественного вкуса, воображения, творческой активности детей;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие эластичности и подвижности мышц;
  • развитие у детей мотивации к творческой деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание аккуратности (форма одежды, прическа, дисциплина на занятиях), целеустремленности, нацеленность на достижение результата.

Отличительная особенность программы.

Программа предназначена для обучающихся, занимающихся по дополнительной общеобразовательной программе "Художественная гимнастика" (2-4 год обучения). Занятия хореографией, благодаря своей универсальности, важны для приобретения общей эстетической и танцевальной культуры и развития танцевальных и музыкальных способностей. Это необходимо гимнасткам для усовершенствования  "танцевальных шагов" в гимнастических упражнениях и  правильной передаче образа, выразительности и артистичности исполнения соревновательного выступления.

Срок реализации

Программа ориентирована на детей 7-12 лет  с гимнастической подготовкой. Заниматься по программе могут обучающиеся гимнастического коллектива , только девочки, имеющие допуск врача и заявление от родителей.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Наполняемость групп

  • 1 год обучения – до 15 человек
  • 2 год обучения – до 12 человек

Режим занятий

 Занятия проводятся:

  • 1 год обучения –  1 раз в неделю по 2 часа (72 часа в год);
  • 2 год обучения –  1 раз в неделю по 2 часа (72 часа в год).

Формы занятий

  • групповая;
  • индивидуальная  в сочетании с групповой, на период отработки элементов танца, элементов гимнастических упражнений;
  • репетиционная.

Также предусмотрена социальная практика в виде:

  • выезды для участия в соревнованиях по художественной гимнастике различного уровня;
  • просмотр видеоматериалов с соревнований учащихся с обсуждением;
  • выезды в театры, концертные залы, на спортивные соревнования с посещением выступлений различных танцевальных и гимнастических  коллективов;

Ожидаемый результат и способы  проверки.

К концу обучения обучающиеся будут знать:

  • простейшие элементы различных танцевальных жанров;
  • технику правильного дыхания;
  • танцевальные комбинации, выученные по программе

будут уметь

  • понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности;
  • координировать свои усилия с усилиями других;
  • двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
  • чувствовать счет и  ритм;

смогут

  • раскрепощено чувствовать себя во время выступлений;
  • самовыражаться  в движении, танце.
  • синхронно исполнять танцевальный комбинации, этюды.

Способы проверки результатов:

  • визуальное наблюдение;
  • индивидуальные задания;
  • задание по отдельным группам;
  • задание на всю группу учащихся;

По итогам каждого года проводится итоговое занятие, на котором обучающиеся демонстрируют освоение материала на теоретическом и практическом уровне.


Формы подведения итогов реализации программы:

  • открытые занятия
  • соревнования по художественной гимнастике
  • школьные, районные, городские мероприятия
  • концерты

Учебно–тематический план

1-го года обучения

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Беседы по технике безопасности

2

2

-

2

Знакомство с классическим танцем

26

6

20

3

Партерная гимнастика

10

2

8

4

Основы польки

16

4

12

5

Изучение элементов русского хоровода

14

2

12

6

Итоговые занятия

4

-

4

Итого:

72

16

56

По итогам первого года обучения обучающиеся должны знать теоретически и уметь показать практически:

  • правильную постановку корпуса, позиции рук и ног;
  • грамотное выполнение элементов партерного раздела урока;
  • на дотянутом корпусе исполнять выученные элементы классического раздела урока;
  • уметь исполнить основные элементы польки и применить их в мини-этюде;


Содержание программы

1 год обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: Знакомство с танцевальным классом, режимом занятий, формой одежды. Инструктаж по технике безопасности в хореографических залах и терна территории школы.

2. Знакомство с классическим танцем:

  • Разучивание основных элементов классического танца лицом к станку

Теория. Знакомство с  правильной постановке корпуса, рук, ног, головы. Знать названия элементов и порядок их выполнения у станка предупреждение возможных ошибок: demi-plie , battements tendus, battements tendus jetes.

Практика. Уметь исполнить элементы классического танца: demi-plie из 1-ой и 2-ой позиции; battements tendus сторону и вперед; battements tendus jetes  сторону и вперед (в раскладке); demi rond de jambe par terre en dehors и en dedans  в раскладке); повороты головы; перегибы корпуса в сторону;

  • Разучивание классических элементов на середине зала.

Теория. Знакомство с  названия элементов и порядок их выполнения на середине, предупреждение возможных ошибок.. Знать грамотное положения корпуса, рук и головы в исполнении элементов на середине зала.

Практика. Умение грамотно исполнить классические элементы: port de bras I , II, III формы без поворота головы;  demi-plie из 1-ой позиции; ориентирование в пространстве по «точкам». Умение перестроиться по линиям.

Шаги: марш, шаг на полу-пальцах, шаги с подниманием ног, сгибая колени перед собой, шаги с поджатыми ногами, приставной шаг.

3. Партерная гимнастика.

Теория. Обучающиеся должны знать и понимать грамотную постановку корпуса, рук, ног, головы в комплексе упражнений на полу. Обучающиеся владеют гимнастической фразировкой.

Практика. Обучающиеся должны грамотно исполнить элементы партерной

 гимнастики: вытягивания, разворачивание и сокращение стопы.  Повороты

головы “упражнения на развитие мышц шеи”. Упражнения для улучшения

эластичности мышц плеча и предплечья. Упражнения на улучшение гибкости

позвоночника. Упражнения «разножка» («складка», круговые перегибы

корпуса, «перекаты»). Растягивание «шпагата».


4. Основы польки.

Теория.  Знать грамотное положение корпуса. Знать положение рук и головы. Знать понятие «линия» и «диагональ» для ориентирования в пространстве. Знать основные элементы польки.

Практика. Умение исполнить основные элементы польки  по линиям и в диагональ. Уметь исполнить: Шаг-подскок; подскоки на месте, в продвижении, в повороте; галоп простой, в полуповороте, в полном повороте; основной шаг польки вперед; выбрасывание ног вперед и назад вытянутыми ногами; повороты в паре с руками. Уметь исполнить мини-этод на выученных элементах польки.

5. Изучение элементов русского хоровода.

Теория: история возникновения хоровода. Знать названия основных шагов и рисунков хоровода, изучаемых на середине зала. Знать основные положения рук, ног, головы в хороводе. Знать основные перестроения в хороводе.

Практика. Уметь исполнить изучаемые элементы хоровода:

Шаги: простой, переменный, шаг с притопом на каблук, с полуприседанием, на высоких полу-пальцах.

Рисунки хоровода: «змейка», «воротца», «звездочка», «ручеек». Элементарный «шен», «до за до».

Элементы:  «гармошка», «припадание», «ёлочка». Уметь исполнить этюд-хоровод на выученных элементах с перестроениями.

6. Итоговые занятия

Практика: Подведение итогов полугодия, года. Показ танцевальных комбинаций.


Учебно–тематический план

2-го года обучения

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Беседы по технике безопасности

2

2

-

2

Классический танец:

34

10

24

Разучивание элементов классического танца у станка

Разучивание элементов классического танца на середине

3

Партерная гимнастика

12

2

10

4

Изучение элементов русского танца

20

6

14

5

Итоговые занятия

4

-

4

Итого:

72

20

52

По итогам второго года обучения обучающиеся должны знать теоретически и уметь показать практически:

  • направление en dehors и en dedans;
  • на дотянутом корпусе исполнять выученные элементы классического раздела урока;
  • уметь исполнить основные движения народно-сценического раздела урока;
  • Уметь грамотно исполнить элементы партерного раздела урока.

Содержание программы

2 год обучения.

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: Знакомство с программой второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности в хореографических залах и терна территории школы.

2.Знакомство с классическим танцем:

  • Разучивание элементов классического танца у станка.

Теория: знать названия элементов и порядок их выполнения классического экзерсиса у станка предупреждение возможных ошибок: plie , battements tendus, battements tendus jetes, rond de jambe par terre en dehors и en dedans, fondu,  releve, developer, grands battements jetes.

Практика: уметь грамотно исполнить классические элементы: demi-plie и grand plie по 2, 4 и 5-ой позиции; battements tendus назад; battements tendus jetes вперед, в сторону и назад (в раскладке); rond de jambe par terre en dehors и en dedans; перегибы корпуса в сторону с port de bras;

  • Элементы классического танца на середине зала.

Теория. Знать названия элементов и порядок их выполнения на середине, предупреждение возможных ошибок.. Знать грамотное положения корпуса, рук и головы в исполнении элементов на середине зала.

Практика. Умение грамотно исполнить элементы классического танца на середине: port de bras I форма с demi-plie и поворотом головы; demi-plie во 2-й позиции; battements tendus вперед и в сторону в комбинации; бег на высоких полу-пальцах.

3. Изучение элементов русского танца.

Теория: история возникновения русского танца. Знать названия основных элементов русского танца, изучаемых на середине зала. Знать основные положения рук, ног, головы в русском танце. Знать основные рисунки и перестроения в русском танце.

Практика. Уметь исполнить изучаемые элементы русского танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с соскоком на две ноги, шаг с притопом, шаг с полуприседанием. Основной бег, бег с соскоком, бег с подъемом коленей, бег с выбрасыванием вытянутых ног.  Притопы простые, притопы с переступаниями, притопы с продвижением вперед. Элементы:  «гармошка»,

 «веревочка», «моталочка», «ковырялочка», «молоточки». Уметь исполнить мини-этюд на выученных элементах с перестроениями.

4. Партерная гимнастика.

Теория. Закрепить знание и понимание грамотной постановки корпуса, рук, ног, головы в комплексе упражнений на полу. Знание гимнастической терминологии, грамотного распределения усилий при исполнении достаточно объемной партерной комбинацией.  

Практика. Обучающиеся должны грамотно исполнить элементы партерной

 гимнастики в комбинации:  Упражнения для укрепления голеностопного

сустава: сокращение и вытягивание стоп обеих ног с поворотами головы;

 сокращение и вытягивание стоп по очереди с наклонами головы, вращение

стоп по часовой и против-часовой стрелке. Упражнения на развитие паховой

 выворотности: упражнение «бабочка». Растяжка в

«разножке»: складывание корпуса вперед и круговое port de bras. Перегибы

 корпуса в «шпагате».

5. Итоговые занятия

Теория. Объяснение зачетных заданий, особенности его выполнения.

Практика: Выполнение зачетных заданий: индивидуальных и групповых. Показ танцевальных комбинаций.


Методическое обеспечение программы.

Методические пособия.

  1. Васильева Т. И. «Балетная осанка - основа хореографического воспитания детей», 1983г. (методическая разработка). Москва, типография Министерства культуры.  
  2. Методическая разработка преподавателя по классу хореографии Видиной В.А. (Разработка напечатана в сборнике  методических работ участников I окружного  профессионального конкурса преподавателей школ искусств «Ступени к мастерству». Департамент культуры, молодежной политики и спорта Администрации города Сургута МОУ ДОД «Детская школа искусств»)

Информационные средства

видеозаписи

  1. Записи показательных выступлений  известных гимнасток.
  2. Записи показательных выступлений  обучающихся предыдущих выпусков КХГ "Империя".
  3. Записи концертных выступлений  известных танцевальных коллективов.
  4. Записи  балетов: "Щелкунчик", "Лебединое озеро".

интернет-ресурсы

  1. Global Dance - Справочник танцевальных ресурсов. Мир танца в Интернет - каталог танцевальных сайтов. Global Dance, нужная информация обо всех видах танцев.  
  2.  http://sov-dance.ru/  Сайт Национальной академии современной хореографии - http://www.psychology.nm.ru/tren04.html  Сайт об основных принципах и целях танцевально-двигательной терапии

аудиозаписи

  1. современная музыка (минусовки)
  2. народная музыка
  3. классическая музыка

Разработка  для  организации  контроля  и  определения результативности обучения.

Проверка может проводиться как по всему изучаемому материалу, так  и по его отдельным составляющим. Оценивание происходит с помощью  индивидуальной диагностической карты и сводной таблицы "Информационная карта освоения обучающимися образовательной программы" (Приложение 1)

Критерии оценки

Как правило, оценка качества выставляется на итоговом занятии. В оценке качества исполнения учитывается следующее:

  • техническая правильность движения;
  • красота и изящество;
  • образ, созданный воспитанником при исполнении;
  • качественный рост по сравнению с предыдущим исполнением.

Все перечисленные критерии не обязательно используются одновременно. Самое главное в оценке результативности учитывать исходные природные данные и результативность занятий, по сравнению с более ранними сроками обучения.

Индивидуальная карточка

учета результатов обучения ребенка

по образовательной программе дополнительного образования детей

Фамилия, имя ребенка_______________ Возраст________

Предмет  __________________________Педагог_______________________

Название образовательной программы_________________________________________

Дата начала наблюдения 1 сентября  20_____   год

Сроки диагностики
Показатели

_____________
год обучения

_____________
год обучения

Конец I

Конец

Конец I полугодия

Конец

полугодия

уч. года

уч. года

1. Теоретическая   подготовка ребенка

 

 

 

 

1.1. Теоретические знания:

1.2. Владение специальной терминологией

 

 

 

 

2. Практическая   подготовка ребенка

 

 

 

 

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные  образовательной программой:

2.2.       Творческие навыки

 

 

 

 

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

 

 

 

 

3.1 Учебно-коммуникативные умения:

 

 

 

 

а) слушать и слышать педагога

 

 

 

 

б) выступать перед аудиторией

 

 

 

 

3.2 Учебно-организационные умения и навыки:

 

 

 

 

а) организовать свое рабочее (учебное) место

б)соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

 

 

 

 

в)  аккуратно выполнять работу

 

 

 

 

4. Предметные достижения учащегося

 

 

 

 

4.1. На уровне детского объединения
( коллектива)

 

 

 

 

4.2. На районном уровне

 

 

 

 

4.3. На городском уровне

 

 

 

 

4.4.На региональном уровне (Российский)

 

 

 

 

4.5.На международном уровне

 

 

 

 

Итого средний балл

 

 

 

 

Уровни проявления
(низкий, средний, высокий)

 

 

 

 

3 балла - высокий уровень проявления

Педагог дополнительного образования  _________________________/ _____________________/

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации данной программы необходимы следующие условия и инвентарь:

 - хореографический зал,

- наличие гимнастических ковриков для занятий в партере;

- - специальная одежда и обувь для занятий;

- музыкальный центр с носителями информации;

- аппаратура для просмотра видео-материалов.


Список литературы

  1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов /И.А. Колесникова и др.- М.: Академия, 2005.
  2. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка» Учебное пособие для вузов искусств и культуры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г
  3. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и композиции на середине зала». Учебное пособие для вузов искусств и культуры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
  4. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.
  5. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
  6. Спинжар Н.Ф., Рябинкина Е.Л. «Педагогические основы профессиональной подготовки педагога-хореографа в вузе: Учебное пособие для вузов культуры». М.: МГУКИ, 2011.

         Страница