ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Елена Александровна Жаркова

Профориентационная работа – это комплексный подход, в котором задействованы все авторитетные стороны процесса: руководитель коллектива, педагоги, родители и друзья. Основной целью в профориентации обучающихся в хореографическом коллективе  является подготовка к поступлению в учебные учреждения, которые реализуют профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zharkova_ea.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Жаркова Елена Александровна,

педагог дополнительного образования,

Детский образцовый хореографический ансамбль «Калинка», хореографическая секция, Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Каждый ребенок хотя бы раз слышал вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»…  Именно в  подростковом возрасте наступает момент, когда на этот вопрос нужно дать действительно обдуманный ответ. Где, как не на занятиях в хореографическом коллективе, подросток способен определить для себя необходимый вектор для дальнейшего выбора профессионального рода деятельности. Занятие любимым делом является прежде всего стимулом для выбора верного жизненного пути на стадии эмоционального восприятия. Само же профессиональное определение происходит в процессе передачи специфики рода деятельности от педагога к ученику. Наставник помогает от эмоций перейти к четкому осознанию социальной значимости и важности профессионального пути.

Основной целью в профориентации обучающихся в хореографическом коллективе  является подготовка к поступлению в учебные учреждения, которые реализуют профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.  

Перед педагогическим составом ансамбля встают  следующие задачи:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания

и духовно-нравственного развития учащихся;

  • приобретение учащимися знаний, умений и навыков в области

хореографического исполнительства;

  • приобретение опыта хореографической деятельности;  
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок

и потребности общения с духовными ценностями;

  •  формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и

оценивать культурные ценности;

  • воспитание в атмосфере доброжелательности, эмоционально-нравственной

 отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

 - формирование умений давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности и  определение наиболее эффективных способов достижения результата.

При проведении профориентационной работы необходимо учитывать возрастные особенности формирования профессиональных намерений у школьников. Психолог И.С. Кон выделяет несколько этапов в этом процессе.

Первый этап - это первичный выбор, характерный для учащихся младшего школьного возраста: в это время еще не возникает серьезных вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Детям известны лишь название профессии и некоторые внешние признаки (форма одежды, манера поведения, оценки окружающих и т.п.). Отсутствует выраженные интересы и склонности, адекватное представление о собственных ресурсах и возможностях их развития.

Второй этап - этап подростковой фантазии, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной профессии, проявляет интерес к ней. Но также, как и младших школьников у подростков отсутствует адекватное представление о собственных ресурсах и возможностях их развития.

Третий этап - этап предварительного выбора профессии. Он приходится на старший подростковый возраст и часть юношеского. В этот период важно предоставить школьникам возможность попробовать свои силы в разных видах трудовой деятельности. Здесь могут быть и разочарования, связанные с отсутствием каких-то навыков, недостатков психофизиологических ресурсов для выбранного вида деятельности. Но в силу пластичности нервной системы, перестройки организма и интеллектуальных функций, происходящих в этот период, важно помочь обучающемуся осознать свои психологические резервы и оказать помощь в определении направлений подготовки к выбранной профессии.

Четвертая этап - этап практического принятия решения. Он связан с окончанием школы и поступлением на работу или в профессиональное учебное заведение.

        У большинства подростков, занимающихся хореографией в детских образцовых коллективах, появляется желание связать свою дальнейшую жизнь с танцевальным искусством. Именно в этот момент необходимо сориентировать обучающегося, стоит ли ему продолжать связывать жизнь с этим направлением или нет. Перед подростком встает не только широкий выбор спектра профессии: от хореографа в танцевальной студии до артиста балета, но и вопрос профессиональной пригодности.

Руководитель и педагоги «должны... воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться – значит самоопределяться...».[1] 

Профессию, связанную с хореографическим творчеством, нельзя представить без получения определенных навыков и умений, приобретенных в хореографическом коллективе, которые формируются на протяжении нескольких лет обучения с раннего детства до юношества. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех на каждом этапе обучения, и в этом ребенку помогает только педагог-наставник.

Педагог должен дать оценку профессиональных хореографических данных подростка, психологических качеств (трудолюбие, активность, целеустремленность, эмоциональная устойчивость и коммуникативная способность), познакомить со всеми тонкостями будущей профессии. У обучающегося должно сформироваться чёткое  понимание и представление о выбранном профессиональном пути. Залог успеха заключается прежде всего в методически грамотно составленной программе начального хореографического образования и в работе руководителя коллектива и всего педагогического состава. 

В нашем коллективе профориентационная работа начинается с первых дней знакомства с хореографическим ансамблем: информационные стенды в коридоре  - увлекательная фото история высших достижений в области хореографии; первые творческие  победы участников коллектива; фотографии выпускников; баннеры с фотоколлажем концертных выступлений. С первых занятий педагоги формируют этику и эстетику поведения и внешнего вида участников ансамбля, что соответствует профессиональным нормам будущего хореографа.

Для обучающихся в ансамбле организуются встречи с выпускниками коллектива, которые связали свою жизнь с хореографическим искусством. Выпускники являются частыми участниками концертов коллектива, где выходят на сцену вместе с  юными танцорами. В ансамбле обновляется репертуар постановками бывших выпускников, ставших хореографами-постановщиками. В педагогический состав ансамбля входят тоже выпускники. Все это подтверждает успешность процесса обучения в области профессиональной ориентации.

Профориентационная работа включает в себя экскурсии в училища, институты, где ребёнок наглядно знакомится с перспективой дальнейшего профессионального образования.

Занимаясь в коллективе, ребёнок знакомится с профессией со всех её сторон. Посещая театры, выставки, концерты, мастер-классы обучающийся постигает профессиональное хореографическое искусство, делится впечатлениями от увиденного, анализирует и отождествляет себя в этом искусстве.

Обучающиеся, которые предполагают выбрать хореографическое направление своей будущей профессией, информируют о своём желании педагогов. Если с физическими данными всё в порядке, то начинается процесс индивидуального ознакомления с будущей профессией. Наступает этап совместного с педагогом оценивания сил и возможностей ребёнка. На этом этапе важную роль играет профессиональная подготовка самого педагога, его специализация и умение видеть в ученике профессиональные задатки. Своеобразная преемственность дает возможность обучающемуся, следуя за наставником, быстрее определиться и остановить свой выбор на конкретном роде деятельности и направлении. На этом этапе руководитель коллектива, педагог становятся для подростка наставником-другом, передавая свои знания, навыки, умения, ведь именно в этом возрасте очень важен пример, личный пример.

Профориентационная работа – это комплексный подход, в котором задействованы все авторитетные стороны процесса: руководитель коллектива, педагоги, родители и друзья.

Взаимодействие с родителями подростка, совместные беседы, наставления, советы должны помочь в самоопределении и уверенности в успешности выбора будущей профессии, рождения чувства поддержки его начинаний внутри близкого круга.

Обучаясь в хореографическом коллективе, подросток имеет возможность реализовать свой личностный потенциал в социально-значимой деятельности: выступления на концертах и праздничных мероприятиях, участие в конкурсах, фестивалях различного уровня, участие в делах коллектива, проявляя себя в качестве не только танцовщика, но и постановщика танцевальных импровизаций, репетитора, передавая своё умение младшим участникам коллектива и партнерам по сцене.  Помимо самореализации обеспечивается его активное включение в жизнь общества. Развиваясь гармонично, пользуясь авторитетом среди ровесников и младших товарищей по коллективу, подросток получает уверенность в своих собственных силах и возможностях.

Только так подросток способен поверить в успех своего будущего профессионального пути, поставить себе новые цели и не бояться трудностей в процессе  их достижения.

Таким образом, вся творческая жизнь ребенка в хореографическом коллективе, так или иначе связана с искусством танца. И если ребенок под руководством опытных наставников вырастает до профессионального самоопределения, это и есть успех всего процесса обучения, частью которого и является профессиональная ориентация.

Список использованной литературы:

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб/ В.А. Аверин - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.

2. Брусницына, Е. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей, личностно - деятельностный подход /Е.Н. Брусницына - канд. педаг. наук: 10. 02. 01. Москва, 2007.

3. Кон, И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.-С. 167-168. 


[1] Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения /Акад.пед.наук РСФСР, ин-т теории и истории педагогики. – М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1961. – 695 с.