Методика и техника характерного народного танца

Milashka

О. Киенко "Методика и техника характерного народного танца" книга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika_narodnogo_tantsa_kniga_kienko.docx165.27 КБ

Предварительный просмотр:

О.Л. Киенко

Секреты Терпсихоры

Методика и техника

Характерного народного танца

2015 год http://secret-terpsihor.com.ua/

Оглавление

Позиции ног        3

Позиции рук        4

Положение ноги        5

Положение руки        6

Положение корпуса        6

Положение головы        6

Положение кисти        7

Направление движений        7

Терминология применяемая при записи движений        7

Танцевальные ходы        9

Примеры танцевальных ходов        23

Позиции ног.

В народно-сценическом танце позиции ног делятся на группы. Существует пять открытых позиций, пять прямых позиций, пять свободных позиций и две завернутые позиции ног. Во всех позициях тяжесть корпуса

распределяется равномерно на обе ноги, при этом колени ровные, спина прямая, вытянутая.

 Открытые позиции ног:

  1. позиция — пятки вместе носки врозь, стопы стоят на одной линии;
  2. позиция — ноги стоят на одной линии, на расстоянии длинны стопы, носки направлены в стороны;
  3. позиция — пятка одной ноги приставлена в середине стопы другой ноги носки направлены в стороны (впереди может стоять как правая, так и левая нога);
  4. позиция — одна нога находится впереди другой, на расстоянии длинны стопы, носки направлены параллельно в стороны (впереди может быть правая или левая нога);
  5. позиция — носок одной ноги соединяется с пяткой другой ноги, колени ровные (впереди может быть правая или лева).

 Прямые позиции ног:

  1. прямая — ноги стоят вместе, соприкасаясь внутренними сторонами стоп;
  2. прямая — ноги стоят параллельно на расстоянии длинны стопы;
  3. прямая — ноги стоят параллельно, пятка одной ноги соприкасается с серединой стопы другой ноги, носки направлены вперед;
  4. прямая — ноги стоят на одной линии, на расстоянии длинны стопы, одна нога впереди (может стоять правая или левая);
  5. прямая — ноги находятся на одной линии, пятка впереди стоящей ноги соприкасается с носком другой ноги.

 Свободные позиции ног.

Существует пять свободных позиций ног. Свободные они потому, что находятся в положении между открытыми и прямыми позициями.

 Закрытые позиции ног:

  1. закрытая — пятки разведены в стороны, а носки завернуты во внутрь соприкасаясь;
  2. закрытая — пятки разведены в стороны, носки завернуты во внутрь на расстоянии длинны стопы.

Позиции рук

  1. позиция — руки немного согнуты в локтях и подняты на уровне диафрагмы, ладошки повернуты к корпусу;
  2. позиция — руки раскрыты в стороны, немного согнуты в локтях, ладошки направлены друг на друга;
  3. позиция — руки согнуты в локтях и подняты над головой;
  4. позиция — ладони лежат на поясе (четыре пальца вместе впереди, а большой палец плотно прижат сзади) при этом локти направлены в стороны;
  5. позиция — руки, скрещенные перед грудью, локти приподняты, ладошки лежат на предплечьях, пальцы собраны вместе;
  6. позиция — руки за голову, как бы поддерживая головной убор, локти согнуты и приподняты наверх;
  7. позиция — руки заведены за спину, одна ладошка лежит на другой тыльной стороной, локти немного согнуты, разведены в стороны.

Положения ноги.

Нога вытянута — носок натянуть, нога ровная.

Нога согнута — положение полуприседания (demi plie). Подъем вытянут — носок вытянуть в направлении к полу. Подъем сокращен — носок натянуть на себя.

Положение скощенного подъема — носок натянут и завернут вовнутрь.

Нога на ребре стопы — положение стопы на внутреннем или внешнем ребре.

Нога на каблуке — нога находиться на каблуке, носок натянут к себе.

Низкие полупальцы — пятка не высоко приподнята над полом.

Средние полупальцы — пятка приподнята над полом.

Высокие полупальцы — пятка высоко поднята над полом.

Нога на носке — подъем вытянут, большим пальцем, касаясь пола.

Положения руки.

Подготовительное положение — руки ровные, опущены вниз вдоль корпуса.

  1. положение — руки раскрыты в стороны, локти ровные, ладошки повернуты вверх.
  2. положение — руки подняты наверх и немного разведены в стороны, пальцы вместе, ладошками наверх.

Положения корпуса.

Корпус ровный. Ровная, прямая спина, руки опущены вдоль корпуса.

Корпус от талии наклонен вперед. Лопатки собраны вместе, спина прямая и наклонена вперед к полу.

Корпус от талии наклонен назад. Прогнуться под лопатками и немного отклониться назад.

Корпус от талии наклонен в сторону (вправо или влево). Вытянуться наверх и наклониться в сторону. Следить, чтобы наклон был четко в сторону, а не вперед или назад.

Положения головы.

Голова прямо. Шею вытянуть, подбородок паралельно полу.

Голова повернута (вправо или влево). Подбородок повернуть по направлению к плечу.

Голова наклонена (вперед, направо, налево). Подбородком прижаться к грудной клетке (если вперед), ухом тянуться к плечу (если направо или налево).

Голова отклонена назад. Подбородок поднимаем наверх.

Положения кисти.

Кисть повернута ладонью вниз, кисть повернута ладонью вверх, кисть опущена вниз, кисть поднята вверх. Во всех положениях кисти, пальцы должны быть собраны вместе и вытянуты.

Направления движения.

Основные направления: вперед, назад, вправо, влево.

Производные: вперед — вправо, вперед — влево, назад — вправо, назад — влево.

Терминология, применяемая при записи движений.

Опорная — это та нога, на которую переносится центр тяжести корпуса.

Рабочая — это нога, которая выполняет движения.

Шаг ногой. При этом движении центр тяжести переносится на ногу, которая делает шаг.

Шаг на ногу. Выполняется ногой, которая заранее была поднята.

Приставить (ногу к ноге). При этом центр тяжести равномерно распределяется на обе ноги.

Подставить (ногу к ноге). При этом центр тяжести переносится на подставляемую ногу.

Поставить. Например, поставить ногу на носок.

Провести. Применяется при работе ногой в разных направлениях, а центр тяжести на опорной ноге.

Отвести. Выполняется ногой в разных направлениях.

Переступить. Может выполняться на месте или с продвижением.

Притопнуть. Центр тяжести при этом переносится на ногу, которая ударяет об пол.

Ударить. При ударе рабочей ногой об пол, центр тяжести остается на опорной ноге.

Поднять. При подъеме ноги одновременно должно быт указанно направление стопы и положение колена.

Приподнять. Подъем ноги не высоко, колено и стопа указывает направление.

Подвести (ногу к ноге). При этом движении центр тяжести остается на опорной ноге. Может исполняться по полу и на высоте.

Перескочить. Применяется при подмене ноги в прыжке.

Бросок ногой — это активное и резкое движение ноги на воздух.

Вытянуть. При этом движении одновременно выравнивается нога в колене и подъеме.

Подскок (подскочить). Выполняться может на месте и в продвижении, невысоко, практически скользя над полом.

Прыжок. Выполняется на месте высоко или с продвижением в разные стороны.

Выпад. При этом движении центр тяжести переносится на рабочую ногу, которая делает шаг и сгибается в колене.

Танцевальные ходы.

Танцевальный ход — это разнообразные шаги, которые исполняются в характере и манере той или иной национальности, с сочетанием притопов, выпадов, поворотов и т. д. В основном шаги четвертные, быстрые и очень

быстрые. В народном танце за основу берут несколько танцевальных ходов. Рассмотрим некоторые из них.

Шаг на 1/4такта.


Простой шаг.

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди, руки на поясе в IV позиции.

Музыкальный размер 2/4

Затакт:

и — немного приподнять правую ногу, колено ровное, подъем вытянуть;

Такт 1

раз — и - шаг правой ногой на всю стопу, руки при этом открыть в I позицию;

два — и — шаг вперед с левой ноги, руки остались в I позиции;

Такт 2

раз — и — продолжать шаги, руки открыть во II позицию;

два — и — шаг, руки задержать во II позиции;

Такт 3

раз — и — продолжать шаги, руки возвращаем в I позицию;

два — и — шаг с другой ноги, руки задержать в I позиции;

Такт 4

раз — и — шаг, руки закрыть на пояс (IV позиция);

два — и — шаг с другой ноги, руки задержать на поясе.

Для того чтобы усложнить этот танцевальный ход, движения руками выполняются без пауз, подряд. Так же этот шаг можно исполнять с

небольшим приседанием на одной ноге, а другую выносить вперед не высоко над полом. Еще как вариант можно выполнять этот ход по направлению

назад.

Шаг на 1/8

Принцип исполнения остается тот же, только более активно.

Шаг на 1/16

В таком быстром темпе шаг исполняется по I прямой позиции на полупальцах. Для усложнения можно использовать повороты корпуса, головы, открытие рук.

Шаг с каблука.

Исходное положение: ноги в I прямой позиции, руки на поясе (IV позиция). Музыкальный размер 2/4

Затакт:

и — с сокращенным подъемом поднять правую ногу, и присесть на опорной ноге;

Такт 1

раз — правую ногу поставить перед собой на каблук, опорную вытянуть;

и — перейти на всю стопу правой ноги, колено согнуть, левую ногу приподнять с сокращенным подъемом;

два и - продолжать шаг с левой ноги.

Шаркающий шаг.

Исходное положение: ноги в I позиции, руки на поясе (IV позиция). Музыкальный размер 2/4.

Затакт:

и — с сокращенным подъемом поднять ровную правую ногу вперед;

Такт 1

раз — шагнуть правой ногой вперед с каблука, ногу при этом немного согнуть в колене;

и — каблуком левой ноги скользящим (шаркающим) ударом, с сокращенным подъемом, провести ногу через I прямую позицию и вывести вперед;

два и - продолжить шаркающий шаг с другой ноги.

Ход исполняется на не большом полу приседе, пружинисто. Усложнить можно подъемом плеча (одного или двух).

Варианты:

выполнить 4 шаркающих шага, на небольшом подскоке, на 1 такт;

выполнить 3 шаркающих шага, закончить ударом всей стопы по I прямой позиции;

Основной вид.


Переменный шаг.

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — правую ногу невысоко поднять вперед, при этом колено и подъем вытянуть;

Такт 1

раз — сделать шаг на правую ногу;

и — шаг левой ногой;

два — шаг правой ногой;

и — вытянуть левую ногу вперед, немного приподнять; Такт 2

Повторить переменный шаг с левой ноги

Усложнить шаг можно с открытием рук. По очереди, а потом обе руки во II позицию, закрыть на пояс или в V позицию. Также шаг можно выполнять на один такт, с двух ног.

С полуприседанием.

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — правую ногу невысоко поднять вперед;

Такт 1

раз — шагнуть на правую ногу;

и — шаг левой ногой;

два — шаг на правую ногу, приседая на ней;

и — левую ногу провести вперед, колено правой ноги вытянуть. Такт 2

Повторить шаг с левой ноги.

С ударом ребром каблука.

Данное движение выполняется так же, как «переменный шаг с полуприседанием», только на вторую восьмую 1 такта исполнить

скользящий удар ребром каблука левой ноги. Точно так же повторить шаг с другой ноги, удар каблуком должен проходить через I свободную позицию. Чаще этот шаг выполняется юношами.

С ударом всей ступней.

(выполняется юношами)

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — правую ногу невысоко поднять вперед;

Такт 1

раз - и - два — с правой ноги сделать три шага вперед, при этом корпус повернуть вправо, а голову влево;

и — всей стопой левой ноги сделать удар по I свободной позиции, ноги вместе, колени согнуты;

Такт 2

Повторить движение с левой ноги.

Так же можно добавить руки, открыть во II позицию и закрыть на пояс, добавить наклоны корпуса. Движение выполняется широко, размашисто, в мужском характере.

С подъемом на полупальцы.

Исходное положение: ноги в III позиции, левая рука на поясе, правая с платочком опущена вниз.

Музыкальный размер 2/4 Затакт

и — правую ногу невысоко поднять вперед; Такт 1

Раз – и - два — три шага с правой ноги, правую руку поднять вперед и наверх;

и — левую ногу согнуть в колене, стопа прижата к щиколотке опорной ноге, которая находится на полупальце, добавить взмах платочком.

Такт 2

Выполнить движение с левой ноги.

С каблука

 Вариант 1 — на переступаниях (выполняется юношами)

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — правую ногу невысоко поднять вперед, согнуть опорную ногу, сократить подъем;

Такт 1

раз — шаг правой ногой с каблука;

и — подставить левую ногу к правой ноге назад на полупальцы;

два — переступить правой ногой с небольшим продвижением вперед;

и — левой ногой выполнить скользящий удар каблуком, проходя через I свободную позицию

Такт 2

Повторить движение с левой ноги.

Усложнить движение можно переводом рук, сжатых в кулачки, то вправо, то влево, поворотом головы по ходу движения.

 Вариант 2 — с соскоком на всю стопу

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — правую ногу невысоко поднять вперед, согнуть опорную ногу, сократить подъем;

Такт 1

раз — шаг на каблук правой ногой;

и — соскок на правую ногу, левую отвести назад;

два — переступить на левую ногу через I свободную позицию;

и — переступить на правую ногу, левую открыть вперед с сокращенным подъемом, присесть на опорной ноге.

Такт 2

Исполнить шаг с левой ноги.

С приставкой ноги.

Исходное положение: ноги в I прямой позиции, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

Такт 1

Раз - и — два шага с правой ноги;

два — ноги собрать в I позицию, немного присесть;

и — пауза.

Усложнить шаг можно с двойным ударом всей стопы.

Основной вид.


Бег

Исходное положение: ноги в I прямой позиции, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

Затакт

и — присесть, колени вместе, правую ногу с вытянутым подъемом отвести назад;

Такт 1

Раз - и — выполнить перескок на правую, а потом на левую ногу на полупальцах, при этом поочередно сгибать колени, подъем натягивать;

Два - и — повторить бег, можно на месте или с продвижением.

С соскоком

Соскок выполняется на обе ноги по I прямой позиции на первую восьмую 1- го такта. После соскока выполнить бег с наклоном корпуса вперед. Так же

можно добавить открытие рук одновременно с соскоком (через I во II позицию), закрывать руки на пояс.

С подъемом коленей

При выполнении этого бега колени следует поднимать высоко вверх. Стопа рабочей ноги соприкасается с коленом опорной, подъем натянут. Бег можно исполнять на месте и с продвижением.

С броском прямых ног.

При выполнении этого бега, ноги поочередно следует выбрасывать вперед, колени ровные, подъем натянут, корпус немного отклонить назад. Когда выполняется этот бег с подъемом ног назад, корпус нужно немного подать вперед. Руки при этом могут быть во II, IV, V позициях.

Шаг с подскоком.

Исходное положение: ноги в I прямой позиции, немного согнуты, руки на поясе.

Музыкальный размер 2/4.

Затакт

и — правую ногу, согнутую в колене, поднять вверх Такт 1

раз — шаг на полупальцы правой ноги, при этом левую ногу, согнутую в колене поднять вверх, стопа левой ноги касается колена правой;

и — подскок на правой ноге;

два - и — повторить с левой ноги. Можно на месте или с продвижением.

С подскоком и переступанием.

Исходное положение: ноги в I прямой позиции, немного согнуты, руки на поясе.

Музыкальный размер 2/4.

Затакт

и — подскок на левой ноге, правую ногу, согнутую в колене поднять вверх;

Такт 1

раз — шаг на полупальцы правой ноги, при этом левую ногу, согнутую в колене поднять вверх, стопа левой ноги касается колена правой;

и — переступить на левую ногу;

два - шаг на полупальцы правой ноги, при этом левую ногу, согнутую в колене поднять вверх, стопа левой ноги касается колена правой;

и — подскок на правой ноге, левую ногу, согнутую в колене приподнять вверх.

Такт 2

Выполнить движение с другой ноги, на месте или с продвижением.

Боковые ходы

Припадание — основной вид.

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — открыть правую ногу в сторону, подъем вытянут, колено ровное, левая нога на полупальце;

Такт 1

раз — опуститься на всю стопу правой ноги, стопа левой ноги в выворотном положении касается щиколотки правой ноги, колени двух ног согнуты,

направлены в стороны;

и — пауза;

два — встать на полупальцы (левая нога), правую открыть в сторону, колени ровные, стопу вытянуть;

и — пауза.

Разучивать движение полезно у станка. Далее можно ускорить: на один такт два припадания, без пауз. Исполняется с правой и левой ноги. Голову поворачивать по ходу движения. Руки открывать через I во II позицию и закрывать на пояс.

С двойным ударом полупальцами.

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — открыть правую ногу в сторону, подъем вытянут, колено ровное, левая нога на полупальце;

Такт 1

раз — опуститься на всю стопу правой ноги, стопа левой ноги в выворотном положении касается щиколотки правой ноги, колени двух ног согнуты,

направлены в стороны;

и — пауза;

два — удар полупальцами левой ноги по III позиции;

и — с ударом встать на полупальцы левой ноги, а правую ногу открыть в сторону.

Припадание — накрест.

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Выполняется так же, как «припадание — основной вид», но с правой ноги с продвижением влево, а с левой ноги с продвижением вправо. Голова может быть повернута по ходу или против хода движения.

Приставной ход.

Исходное положение: руки на поясе, ноги в I прямой позиции. Музыкальный размер 2/4

Такт 1

раз — шаг правой ногой вправо;

и — приставить левую ногу в I прямую позицию;

два — и — повторить движение.

Приставной ход можно исполнять с полуприседанием, с одинарным или двойным ударом всей стопой, или чередовать каблук с полупальцами.

Боковой ход с перескоком.

Исходное положение: руки на поясе, ноги в I прямой позиции. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — подняться на полупалец левой ноги, правую ногу открыть в сторону, подъем вытянуть;

Такт 1

раз — шаг правой ногой вправо, немного согнуть в колене;

и — перескок на левую ногу, правую открыть в сторону;

два — и — повторить движение.

Можно исполнять вправо и влево, так же добавить хлопки, повороты.

С каблука (исполняют юноши)

Исходное положение: руки на поясе, ноги в I прямой позиции. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — правая нога открыта в сторону с сокращенным подъемом, присесть на опорной ноге;

Такт 1

раз — шаг правой ногой с каблука на всю стопу, колено немного согнуть, левую ногу, с натянутым подъемом, подставить сзади к щиколотке правой ноги;

и — пауза;

два — встать на левую ногу, колено согнуть, правую ногу с сокращенным подъемом поднять в сторону;

и — пауза.

Это движение исполняется как «припадание». Дополнить его можно с помощью полуповоротов.

Например:

Такт 1-3

Выполнить три шага с каблука вправо, руки через I открыть во II позицию.

Такт 4

раз — исполнить шаг с каблука, закончить его полуповоротом вправо, руки поднять над головой;

и — пауза;

два — выполнит шаркающий шаг каблуком левой ноги, подъем сократить, голову повернуть влево, руками исполнить хлопок, проходя I позицию, открыть во II;

и — пауза.

Далее повторить движение с левой ноги.

С подъемом на полупальцы.

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — открыть правую ногу в сторону, подъем вытянут, колено ровное, левая нога немного согнута;

Такт 1

раз — шаг на полупальцы правой ногой, вытянутая стопа левой ноги прижимается к щиколотке правой сзади;

и — пауза;

два — встать на всю стопу левой ноги, колено согнуть, правую ногу открыть в сторону;

и — пауза.

Перескок с ноги на ногу.

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — полуприседание на левой ноге, сокращенный подъем правой ноги прижать к щиколотке левой спереди;

Такт 1

раз — перескок на правую ногу, стопой левой ноги прижаться сзади к щиколотке правой;

и — удар полупальцами левой ноги по III позиции об пол, сразу вернуть стопу к щиколотке правой ноги;

два — перескок на левую ногу, стопой правой ноги прижаться спереди к щиколотке левой;

и — удар полупальцами правой ноги по III позиции об пол, сразу вернуть споту к щиколотке левой ноги.

Это движение можно исполнять с боковым продвижением. Следить за выворотностью колен и четкими выстукиваниями полупальцами. Темп исполнения можно ускорить, добавить открытие рук и повороты головы.

«Гармошка»

Исходное положение: ноги в I свободной позиции, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Такт 1

раз — соединить носки обеих ног, приподнимая пятку правой и носок левой ноги;

и — пауза;

два — соединить пятки обеих ног, приподнимая носок правой и пятку левой ноги;

и — пауза.

В дальнейшем можно исполнять без пауз, с продвижением вправо и влево, по кругу. Добавить открытие рук, повороты головы. Варианты исполнения

могут быть разные: добавить полуприседание в момент соединения носков, а потом выровнять ноги в коленях, или же наоборот, выполнять

полуприседание в момент соединения пяток.

Примеры танцевальных ходов

«Молоточки» (ход в уральских танцах)

Исходное положение: ноги в I прямой позиции, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — присесть на левой ноге, правую ногу согнуть в колене и отвести назад, стопа натянута, колени вместе

Такт 1

раз — перескок на правую ногу, левую согнуть в колене и отвести назад;

и — удар полупальцами левой ноги об пол;

два и — подскок на правой ноге, левую ногу, согнутую в колене отвести назад.

Такт 2

Повторить с другой ноги.

Это движение может исполняться в сочетании с другими видами бега, как на месте, так и с продвижением, с добавлением рук.

Белорусский танец «Лявониха» (основной ход)

Исходное положение: ноги в I прямой позиции немного согнуты в коленях, руки могут быть на поясе, во II или V позициях.

Музыкальный размер 2/4 Затакт

и — ровной правой ногой проскользить вперед, левую ногу согнуть в колене;

Такт 1

раз — исполнить беглый шаг вперед на полупальцы правой ноги, левую ногу приподнять от пола;

и — беглый шаг на полупальцы левой ноги;

два — беглый шаг на полупальцы правой ноги;

и — открыть ровную левую ногу вперед через I прямую позицию. Такт 2

Исполнить с другой ноги.

При исполнении этого летящего шага, корпус подать немного вперед, голову повернуть по ходу движения.

Белорусский танец «Крыжачок» (основной ход)

Исходное положение: ноги в I прямой позиции немного согнуты в коленях, руки могут быть на поясе, во II или V позициях.

Музыкальный размер 2/4 Затакт

и — подскок на полупальце левой ноги, вытянутым подъемом правой ноги прижаться к середине икроножной мышцы, колено направленно вверх;

Такт 1

Раз - и - два — три небольших шага на полупальцы, начиная с правой ноги;

и — подскок на правой ноге, стопу левой прижать к середине икроножной мышцы, колено направленно вверх.

Такт 2

Выполнить движение с другой ноги. Сохранять ровное положение корпуса.

Бегунец (ход в украинских танцах)

Исходное положение: ноги в I прямой позиции, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — правую ногу открыть вперед, левую немного согнуть, исполнить широкий шаг, пролетая вдаль;

Такт 1

раз — опуститься на всю стопу правой ноги, левую открыть вперед;

и - два — два небольших беглых шага на полупальцах с продвижением вперед;

и - “затакт” только с левой ноги Такт 2

Повторить движение с левой ноги.

Осетинский танец «Симд» (основной ход)

Исходное положение: подняться на полупальцы по I прямой позиции, руки опущены вниз.

Музыкальный размер 2/4

Раз – и – два - и — два небольших шага вперед начиная с правой ноги на высоких полупальцах;

Три - и — круговым движением подвести правую ногу вперед;

Четыре - и — приставить левую ногу в I прямую позицию.

Эстонский танец «Йоксу — полька» (основной ход) Исходное положение: ноги в I прямой, руки на поясе Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — правую ногу, согнутую в колене приподнять вперед, присесть на левой ноге, корпус отклонить назад, голову повернуть вправо;

Такт 1

раз — выполнить беглый шаг правой ногой на всю стопу, левую ногу, согнутую в колене отвести назад, корпус подать вперед;

и — беглый шаг на всю стопу левой ногой, правую ногу согнуть в колене и отвести назад;

два — беглый шаг на правую ногу, левую согнуть в колене и приподнять вперед, корпус выровнять;

и — подскок на правой ноге, левую открыть вперед, корпус откинуть назад, голову повернуть вправо.

Такт 2

Выполнить основной ход танца с другой ноги.

Азербайджанский танец «Газахы» ( мужской ход)

Исходное положение: ноги в I прямой позиции, руки открыть в стороны, ладонями вниз, кисти приподнять.

Музыкальный размер 6/8 Затакт

и — подскок на всей стопе левой ноги, правую ногу поднять вперед;

Такт 1

раз — шаг вперед на всю стопу правой ноги, левую ногу приподнять назад, оба колена согнуты;

два-три — пауза;

четыре — скользящий подскок вперед на правой ноге, левую ногу приподнять еще выше назад;

пять — пауза;

шесть — скользящий подскок вперед на правой ноге, левую ногу провести невысоко вперед, колено и стопа в свободном положении.

Такт 2

Выполнить ход с другой ноги.

Ход в танце «Молдавеняска»

Исходное положение: ноги в I прямой позиции, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — правую ногу, согнутую в колене, приподнять, корпус немного отклонить назад, голову повернуть вправо;

Такт 1

раз — шаг на полупальцы с правой ноги, согнутую в колене левую ногу приподнять вперед;

и — подскок на правой ноге;

два - и — повторить ход с левой ноги.

Это движение можно исполнять с продвижением вперед, назад, чередовать с бегом, дополнить открытием рук.

Украинский танец (боковой женский ход «дорожка плетеная»)

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди, руки могут быть в IV, V или во II позициях.

Музыкальный размер 2/4 Затакт

и — немного поднять правую ногу в сторону, подъем вытянуть;

Такт 1

раз — шаг с носка правой ногой вперед по диагонали (направление вперед - влево), немного приседая, пятку левой ноги приподнять над полом;

и — шаг левой ногой на всю стопу, колени обеих ног ровные;

два — шаг правой ногой назад по диагонали (направление назад - влево) на полупальцы;

и — небольшой шаг левой ногой, колени ровные.

При исполнении «дорожки» корпус немного отклонить назад, голову наклонить к плечу. Выполнять плавно, медленно.

Молдавский танец (боковой ход)

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди, руки во II положении.

Музыкальный размер 2/4 Затакт

и — открыть правую ногу в сторону, подъем натянут;

Такт 1

раз — шагнуть на правую ногу в сторону, колено левой ноги согнуто, стопа прижата сзади выше колена;

и — встать на полупальцы левой ноги, правую ногу открыть в сторону, подъем натянут;

два - и — повтор движения.

Этот ход исполняется очень энергично, задорно, с продвижением вправо с правой ноги и влево с левой ноги. Делая шаги сохранять колени в выворотном положении.

Татарский танец (мужской боковой ход с поворотом на пятке)

Исходное положение: ноги в I прямой позиции колени согнуты, руки опущены вдоль корпуса.

Музыкальный размер 2/4 Затакт

и — подскок на левой ноге, правую согнутую в колене отвести стопой в

сторону, руки ладонями вниз направить вправо, голову повернуть по ходу движения;

Такт 1

раз — повернуть вправо на пятке стопу правой ноги, колено выровнять, левую ногу приподнять над полом, рук перевести влево;

и — встать на левую ногу, правую согнутую в колене, стопой отвести в сторону, руки перевести вправо;

два - и — повторить движение.

Исполняется активно, в темпе с продвижением вправо или влево.

Татарский танец (женский боковой ход с переступанием)

Исходное положение: ноги в I прямой позиции колени согнуты, руками взяться за фартук и приподнять вперед.

Музыкальный размер 2/4 Такт 1

раз — правую ногу поставить на каблук вперед, колено ровное, подъем сократить;

и — шаг левой ногой на месте;

два — полупальцы правой ноги поставить около левой;

и — шаг левой ногой на месте.

Марийский танец ( боковая «елочка»)

Исходное положение: ноги в I свободной позиции, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — правую ногу открыть в сторону, поставить на полупальцы (носок

завернуть вовнутрь), носок левой ноги завернуть вовнутрь, колени согнуть;

Такт 1

раз — пятки повернуть вперед, образуя III позицию, правая нога сзади, колени согнуты, но в выворотном положении;

и - два - и — повторить «затакт» и первый счет.

Движение выполняется в умеренном темпе, пружинисто, можно добавить повороты головы, перевод рук со стороны в сторону. Исполнять с правой ноги в правую сторону, а с левой ноги в левую.

Туркменский танец «Пиала» ( женский боковой ход)

Исходное положение: ноги в I прямой позиции, руки опущены вниз. Музыкальный размер 2/4

Такт 1

раз — шагнуть на полупальцах правой ноги в сторону, левую поднять над полом, колени свободные;

и — подставить левую ногу в I прямую позицию;

два — с приседанием опуститься на всю стопу;

и — пауза;

Такт 2

Повтор движения. Исполняется мягко, плавно. С продвижением вправо и влево.

Венгерский танец «Понтозоо» (боковой ход с приседанием) Исходное положение: ноги в I прямой позиции, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — немного присесть;

Такт 1

раз — шаг правой ногой вправо, колени выровнять;

и — небольшое приседание по II прямой позиции;

два — левую ногу собрать в I прямую позицию;

и — немного присесть; Такт 2

Повторить с левой ноги. Исполнять слегка пружинисто, можно по несколько раз в одном направлении или из стороны в сторону.

Польский танец «Краковяк» (боковой ход «галоп»)

Исходное положение: ноги в I прямой позиции, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — подняться на полупальцы;

Такт 1

раз — шаг правой ногой в сторону, немного приседая;

и — левую ногу подтянуть в I прямую позицию, как бы подбивая правую, подняться на полупальцы, колени выровнять;

два - и — повтор движения.

Усложнить движение можно открытием рук, поворотом головы. Исполняется с небольшим подскоком.

Чувашский танец (боковой ход на переступаниях)

Исходное положение: ноги в I свободной позиции, руки опущены вниз Музыкальный размер 2/4

Затакт

и — правую ногу открыть в сторону, голова прямо, руки поднять перед собой, локти согнуть, кисть немного опустить;

Такт 1

раз — шаг с ударом правой ногой по диагонали (вперед - влево), накрест опорной ноги, колени немного согнуть. Руки через низ перевести вправо, корпус и голову повернуть по ходу движения;

и — шаг левой ногой во II прямую на полупальцах; руки, корпус и голову вернуть в положение «затакт»;

два — шаг правой ногой по диагонали (назад - влево) на полупальцах, руки перевести влево, а голову повернуть вправо;

и — небольшой шаг влево с левой ноги, при этом правую ногу приподнять и открыть в сторону, голова прямо, руки поднять перед собой.

Башкирский танец (боковой ход)

Исходное положение: ноги в I прямой позиции колени немного согнуть, руки открытые в стороны и закругленные в локтях, кисть повернуть вниз.

Музыкальный размер 2/4 Затакт

и — носок и колено правой ноги завернуть вовнутрь, пятку поднять над полом;

Такт 1

раз — подставить левую ногу в I прямую с ударом пяток, щелкнуть пальцами, корпус наклонить влево, а голову повернуть вправо;

и - два — повторить движение;

и — небольшой подскок на левой ноге, правую ногу поднимая вверх, руки провести вперед;

Такт 2

Раз – и - два — выполнить «притоп» с правой ноги, при этом руки опустить вниз;

и - «затакт» с левой ноги; Такт 3-4

Исполнить движение с другой ноги.

Цыганский танец (боковой ход)

Исходное положение: по III позиции подняться на полупальцы, руки во II позиции ладонями вниз

Музыкальный размер 2/4 Затакт

и — шаг правой ногой в сторону на полупальцы с поворотом во II закрытую позицию

Такт 1

раз — поставить левую ногу по III позиции назад, при этом опускаясь в полуприседание;

и - шаг правой ногой в сторону на полупальцы с поворотом во II закрытую позицию;

два - поставить левую ногу по III позиции вперед, при этом опускаясь в полуприседание;

и — шаг левой ногой в сторону на полупальцы с поворотом во II закрытую позицию;

Такт 2

Повторить движение с левой ноги. Исполняется пружинисто, в темпе.

 Список литературы

1.Гусев Г.П . Методика проведения народного танца – М.: Книга, 2004. – 209 с. 2.Барышникова, Т. С. Азбука хореографии: учебное пособие / Т.С. Барышникова. – М.: Книга, 1999. – 265 с.

  1. Ткаченко Т, Народные танцы. – М.: 1972.
  2. Вигель Ф. Ф. Записки М., 1891. — Ч.1.
  3. Вяземский П. А. Полн. собр. соч. — Т. 8. — Спб. , 1883