Методическая разработка: « Значение методов и форм проверки знаний и умений обучающихся в процессе подготовки к ФГТ по ДПОП «Хореографическое творчество»

Ушакова Светлана Александровна

В данной разработке рассмотрены такие вопросы как: 1. Хореографическое искусство и его роль в воспитании нравственно-эстетических ценностей  обучающихся 2.    Методы и формы проверки знаний и умений обучающихся 3. Функции контроля знаний и умений в процессе обучения хореографическому искусству  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ushakova_s.a._metodicheskaya_razrabotka.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Курска

Управление культуры города Курска муниципальное бюджетное

образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 имени Д.Д. Шостаковича»

города Курска

Методическая разработка

 « Значение методов  и форм проверки знаний и умений обучающихся в процессе подготовки к ФГТ по ДПОП «Хореографическое творчество»

Выполнила:

Преподаватель 1-й категории

Ушакова Светлана Александровна

Курск

Содержание

     Введение………………………………………………………… 3

  1. Хореографическое искусство и его роль в воспитании нравственно-эстетических ценностей  обучающихся……… 5
  2. Методы и формы проверки знаний и умений обучающихся…..……………………………………………… 9
  3. Функции контроля знаний и умений в процессе обучения хореографическому искусству  ……………………………... 18
  4. Заключение…………………………………………………….22
  5. Приложение……………………………………………………24

      Список используемой литературы…………………………… 35

Введение

      История становления хореографического искусства – это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени, это история эволюции народно-танцевального искусства.

      Органично сочетая в себе различные виды искусства, в частности музыку, песню, элементы театрального, изобразительного искусства, литературу и фольклор, танец не только обладает способностью вызывать у зрителей эффект присутствия, сопереживания, сопричастности к тем или иным событиям, которые разыгрываются на сцене, но и воздействует на  духовный мир людей различного возраста.                                                              

      Танцы – неотъемлемая часть нашей жизни. Ещё в давние времена эта дисциплина не уступала по важности точным наукам. Ведь для того чтобы ребёнок вырос гармонически развитой личностью, ему просто необходимо всестороннее развитие. А благодаря танцам и музыке дети начинают быстрее познавать мир и себя в этом мире, развивают внимание, волю, коммуникабельность и, конечно, музыкальность. Танцы помогают детям быть выносливее и успешнее в учёбе, снимают напряжение и расслабляют душу и тело.

      Хореографическое искусство приобрело широкое распространение в детских школах искусств. В настоящее время хореографические отделения реализуют ДПОП. Это перспективная форма нравственно-эстетического воспитания детей и подростков, которая  обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей и развивает их всесторонне.

    На каждом этапе обучения определены конкретные знания, умения, навыки, что составляет основное содержание обучения. Немаловажным моментом в этом процессе  является  умение подобрать различные методы и формы проверки накопленных знаний и умений  обучающихся.

     Контроль и оценка – важнейшие компоненты учебной деятельности, они помогают ребёнку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, а также постепенно овладеть приёмами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки. Всё это  способствует успешной подготовке к итоговой аттестации согласно государственным федеральным требованиям в рамках ДПОП.

      Актуальность данной методической разработки, объясняется тем, что в настоящее время очень мало внимания и значения уделяется методам и формам проверки знаний  обучающихся. Не все педагоги учитывают психологические и физические особенности детей. Для каждого возраста необходимо подбирать свои формы, методы контроля знаний и умений.

     Цель методической разработки:  

Практическое  использование  предложенных методов и форм проверки знаний и умений  обучающихся, способствующих успешной итоговой аттестации согласно ФГТ.

Задачи:

- рассмотреть хореографическое искусство как средство нравственно-эстетического воспитания детей;

- определить роль проверки знаний у умений у учащихся, в образовательном процессе;

- определить методы и формы проверки знаний и умений;

- проанализировать для каждой возрастной категории учащихся методы и формы проверки знаний и умений.

1. Хореографическое искусство и его роль в воспитании нравственно-эстетических ценностей  обучающихся

                                            Из всех наук, которые должен знать

                                               человек, главнейшая есть наука о том,

                                                                как жить, делая как можно меньше зла

                               и как можно больше добра.

                                                                                            Л.Н.Толстой

     Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодняшнюю ситуацию, складывающуюся в области нравственно-духовного, а особенно художественно-эстетического воспитания, можно характеризовать как критическую. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, вследствие этого у детей искажены представления о милосердии, доброте, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Ребёнок не рождается нравственным или безнравственным, добрым или злым. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят его душу и сердце.

       Положение дел, усугубляется и тем, что в силу различных, порой объективных обстоятельств ни семья, ни школа не реализуют свои функции, позволяющие осуществлять трансляцию общечеловеческих ценностей, как эстетических, так и этических, а без этого процесс жизнетворчества ребёнка нельзя назвать полноценным. Однако существует сфера, где жизнетворчество юного человека может проявляться в полной мере, где реализуются его нравственно-духовные и эстетические потенции. Эта сфера, где основой жизнетворчества является прекрасное  -  искусство.

    Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образкоторый возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека.

     Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личность. Эстетическое воспитание детей, построенное на интегрировано–гуманитарной основе, позволяет формировать духовно-нравственную культуру личности в процессе познавательной деятельности, поскольку эстетическая культура – это часть общей культуры личности, выражающая её способность воспринимать и преобразовывать действительность по законам и нормам красоты, совершенства и гармонии. Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность.  Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.

    Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным. Пройдёт совсем немного времени, и вы заметите, как ваш ребёнок заметно преобразился. Кроме того, он научится чувствовать ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая фантазия. Всё это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других. Танец – это жизнь в гармонии с миром и с самим собой.

    Все дисциплины учебного цикла на отделении хореографии в школах искусств по-своему развивают и воспитывают ребёнка. Уроки классического танца вырабатывают организованность, самокритичность и самоконтроль, уверенность в себе, эмоциональную выразительность и отзывчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям, художественный вкус и чувство меры.     Народно-сценический танец,  как правило,  мажорный.   Он даёт положительные эмоции и решает задачу национального, интернационального и патриотического воспитания. Обучающиеся знакомятся через танец с темпераментом и характером различных народов, их ощущением красоты жизни,  проникаются уважением к народным традициям. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение её в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Народный танец учит уважительно относиться к своим корням, чтить и уважать память предков, он систематически и целенаправленно приобщает детей к истокам народной культуры.

    Бальный танец воспитывает особые (нравственные) отношения между мужчиной и женщиной, что тоже, на мой взгляд, необходимо в нашей жизни. У мальчиков это галантность, у девочек – женственность, нежность. Мне очень жаль, что так мало мальчиков приводят в танцевальные коллективы, в школы искусств. У нас бытует ошибочное мнение, что это не мужское занятие.

    Современная хореография также играет роль в формировании личности ребёнка. К безусловным плюсам можно отнести: увлечённость, здоровый образ жизни, коллективное и индивидуальное творческое развитие, формирование коммуникативных и лидерских качеств. Согласитесь, приятно видеть, как подростки исполняют зажигательные танцы на площадках, улицах, пешеходных мостах. Ребята объединяются в сообщества, обмениваются видеоматериалами в интернете.

    Таким образом, танцевальное искусство несёт в себе, помимо красоты и здоровья, и психотерапевтический эффект: выражая себя открыто и ярко. Не боясь, внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаем детей от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в хрупкой детской душе. Познав красоту в процессе творчества, дети глубже чувствуют прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни. Их художественный вкус становиться более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства – более зрелыми. И чтобы воспитательный процесс был более продуктивным и эффективным, необходимо  особое внимание уделять проверки знаний и умений у учащихся. Какую роль контроль знаний имеет в обучающем процессе, и какими способами и методами это можно делать, мы рассмотрим в следующей главе.

  1. Методы и формы проверки знаний и умений обучающихся

В обучении контроль и учет знаний умений и навыков играет существенную роль. Основной функцией контроля знаний в учебном процессе является руководство и управление учебной деятельностью учащихся. Контроль знаний способствует развитию творческих сил и способностей учащихся и осуществляется в полном соответствии с принципами обучения. В результате контроля устанавливается: - глубина, полнота усвоенных знаний; - готовность класса к усвоению новых знаний; - уровень самостоятельной работы учащихся; - трудности, ошибки учащихся в понимании тех или иных вопросов. Контроль знаний является завершающим этапом в обучении и составной частью обучения. Сущность контроля знаний заключается в определении качества усвоения учащимися учебного материала и повышение их ответственности в учебной работе. Контроль знаний служит цели совершенствования учебного процесса. В случае обнаружения неудовлетворительных знаний у учащихся, учитель должен пересмотреть, внести изменения в организацию и методику учебной работы. Когда же выявлены неудовлетворительные знания лишь у отдельных учащихся, учитель вносит изменения в индивидуальную работу с учащимися. Контроль знаний проводится на основе научно обоснованных и опытным путем проверенных принципов, к которым относятся объективность и всесторонность.

                                   

                                            Методы контроля

    Существует целый ряд методов контроля, т.е. способов, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Основными из них являются:

    1. Планомерное, систематическое наблюдение учителя за учебной работой учащихся на уроках и вне уроков.

    2. Методы устного контроля.

    Основными формами контроля на занятии хореографией  являются устная выборочная проверка и фронтальный опрос. При индивидуальном опросе педагог имеет возможность проверить усвоение отдельными учащимися теоретического материала. Фронтальный опрос о правилах исполнения хореографических движений, а также характеристики содержания и выразительных средств музыки позволяет в ограниченное время осуществить проверку знаний большинства обучающихся.

     3. Методы письменного контроля -  письменные ответы на вопросы, решение различных ребусов и кроссвордов по хореографии, написание рефератов или докладов по заданной теме. В сравнении с устным письменный контроль характеризуется высокой экономичностью во времени, проявлением учащимися большей самостоятельности, возможностью одновременного выявления общей подготовленности класса и каждого ученика в отдельности. Однако, письменный контроль отмечен наличием определенных трудностей в организации и проведении, а также необходимостью затраты значительного времени учителем на проверку выполненных работ. К этим же методам относится и тестовая проверка знаний, умений и навыков учащихся.

    4. Методы практического контроля. Такими методами являются: исполнение различных танцевальных комбинаций, показ экзерсиса у станка и на середине зала. В эту же группу входят методы  контроля, которые позволяют учащимся показать свои  умения соединять отдельно выученные движения, в одну большую  танцевальную  комбинацию.

Этот метод, на мой взгляд, более часто используется на уроках хореографии.

    5. Экзамены. Это отдельный вид контроля знаний. Проводится в целях итоговой проверки учебной работы учеников, служат средством государственного контроля за работой учителей и школ. Все вышеперечисленные методы контроля знаний органически сочетаются с другими сторонами процесса воспитания и обучения.

Типы контроля

  Различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.

Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем. Анализ различных подходов к смысловому наполнению понятий «самоконтроль», «самооценка», «самостоятельность» позволил исследовать феномен «контрольно-оценочной самостоятельности» учащихся в учебной деятельности. Контрольно-оценочна самостоятельность – это важное субъективное свойство личности, характеризующееся её готовностью к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности.

    Структура контрольно-оценочного акта, лежащего в основе процесса формирования контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся, состоит из четырёх взаимосвязанных процессов: потребностно-мотивационного, контрольного, оценочного и корректировочного. К таким личностным образованиям, в первую очередь, следует отнести положительные мотивы учения, познавательный интерес, активность и самостоятельность в учении, обладающие значительными побудительными и регулятивными возможностями.

    Обучающийся, не умеющий оценивать свои возможности, так и не становиться подлинным субъектом, хозяином собственной учебной деятельности, хозяином своих интеллектуальных богатств и постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. С действия самооценки, со способности понять  «это я уже умею и знаю, а этого я ещё совсем не знаю, но надо узнать» начинается учебная самостоятельность учащегося, переход от чисто исполнительского поведения старательного ученик к постоянному самосовершенствованию человека, умеющего учиться. В таком случае для педагога становиться важна ситуация оценивания не только знаний, умений и навыков обучающегося, но и оценивания «знания обучающегося о своём незнании». Если педагог будет целенаправленно работать в этом направлении, то учащийся научится не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать её причину. И тогда вместо «я не могу исполнить это движение, или эту танцевальную комбинацию» может родиться «я могу исполнить это движение, или эту танцевальную комбинацию, если…».

     Выход за границу собственных знаний и умений, построение догадок о неизвестном, где нет готовых образцов, где высок риск ошибки, - в этом и состоит приращение рефлексивной способности оценивать себя. Благополучное развитие конкретной детской самооценки (её адекватности, устойчивости, независимости от внешних обстоятельств) возможно только в ситуации сложившейся положительной общей самооценки. То есть безусловного общего принятия ребёнка окружающими. Особенно важно это для обучающихся младших классов, тем более для тех, кто такой самооценки в семье не имеет и потому в большей степени, нежели другие дети, нуждается в поддержке и принятии его учителем.

     Взаимоконтроль и взаимопроверка – это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.

     Прежде чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы делите класс на группы и просите проверить выполненное упражнение у станка друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление – объяснить правило и условия его применения.Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То есть весь класс смотрит исполненное танцевальное упражнение, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом, дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.

     Взаимоконтроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля.  Использовав этот метод контроля на своих уроках, я увидела и ряд проблем возникающих при его организации. Рассмотрим их:

  1. Необъективность.  Оценка вообще вещь субъективная. А если ещё оценку ставит твой одноклассник, который числится в списке твоих «закадычных» друзей, то об объективности судить ещё труднее.  Чтобы этого избежать, необходимо донести до учащихся, что каждую оценку они должны быть готовы отстаивать. То есть, если ученик поставил однокласснику «пятёрку» за исполненную танцевальную комбинацию, значит, он уверен, что комбинация исполнена без запинки, с должным выражением.

  2. Занимает много времени. Не стоит увлекаться приёмами взаимоконтроля. Всё же взаимопроверка носит вспомогательный характер и является одним из этапов подготовки учеников к самостоятельной работе. Работая с товарищем, учащийся просто ещё раз запоминает алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.

  3. Учащиеся не могут обосновать исправления.   Рекомендуется этап взаимоконтроля предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя.  При создании такого вида контроля возникает необходимость объяснения детям правил этики, ведь оценка, высказанная в адрес одноклассника, должна быть не только объективной по содержанию, но и обоснованной, тактичной, корректной по форме. И только после этого класс можно задействовать в организации взаимоконтроля.

     Внешний контроль приучает учащихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать её лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля. Одной из форм внешнего контроля, являются выступления на концертах, участие в районных и областных конкурсах и фестивалях. Во время беседы с детьми об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять.

Виды контроля

     Основными видами контроля знаний являются: текущий, тематический (периодический) и итоговый контроль. Текущий контроль проводится учителем на каждом уроке, в ходе повседневной работы, путем фронтального и индивидуального опроса, эвристической беседы, проверки выполнения домашних заданий. Этот вид контроля способствует повышению интереса к учению, систематической самостоятельной работе учащихся, воспитанию чувства ответственности за порученное дело.

      Периодический контроль служит для проверки учебной деятельности учащихся по усвоению сравнительно большого объема материала. Обычно проводится после изучения логически законченной части, раздела программы или в конце учебного периода.

        Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года. Правильное проведение всех видов контроля помогают получить соответствующие результаты.

  У каждого метода, типа и вида контроля есть свои достоинства и свои недостатки. Поэтому только комплексное применение всех видов и форм, каждый раз с учётом специфических задач учебного процесса, делает контроль полученных знаний, умений, навыков, гибким, точным и действенным. Также, когда вы собираетесь использовать тот или иной метод или форму контроля, необходимо помнить и о возрастных особенностях учащихся. На мой взгляд, это очень важно и требует тщательного подхода. Педагог, в своей деятельности, должен учитывать возрастные и психологические особенности своих учащихся. Каждому возрасту необходим свой подход. В настоящий момент выделяются такие возрастные категории как:

Дошкольный период.

   Возрастные границы данного периода: от 3-х до 6-7 лет. Дошкольное детство - относительно небольшой временной период, но включает много нового в развитии психики в целом. Этот период усвоения нравственности, обучения совместным действиям, общению с другими людьми. Здесь ярко проявляется способность хотеть радоваться и огорчаться, познавать новое.

Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определённых отношений со сверстниками, образование «детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «Я» и значения собственных поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям. Ведущей деятельностью дошкольника является - игра. Руководитель хореографического коллектива должен активно использовать игру в своей деятельности. Танцы- игры должны способствовать развитию ребёнка, вызывать у него интерес к деятельности, которой он занимается.

 Младший школьный возраст.

    Поступление ребёнка в школу связано с огромными изменениями во всех сферах его жизни. Эти изменения касаются в первую очередь структуры отношений и места ребёнка в обществе.

Изменения происходят на всех уровнях развития. Продолжается закрепление физического и психологического здоровья ребёнка. Особенность физического развития состоит в том, что оно отстаёт в темпах от психологического развития, тем не менее, ребёнок набирает физическую силу, увеличивается его работоспособность. Внимание к формированию осанки здесь особенно важно. Происходит смена деятельности - игровой на учебную, отсюда стремление к самостоятельности. Важно не оставлять без внимания это стремление, не подавлять его, чтобы не сформировалось чувство вины. Дошкольный возраст можно назвать периодом фронтального развития интеллекта ребёнка, специальные способности развиваются вкупе с общими способностями.

 Подростковый возраст.

    Подростковый возраст является переходным, прежде всего в биологическом смысле, так как это возраст полового созревания, параллельно с которым достигают зрелости и другие биологические системы организма.

Для подросткового возраста характерны следующие особенности:

   -        социальный статус мало отличается от детского;

   -        психологический статус крайне противоречив: для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития;

   -        «чувство взрослости» определяет новый уровень притязаний, отсюда -типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала « вырастания» из него. Ведущая деятельность – интимно- личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей.

    Руководителю хореографического коллектива особое внимание надо уделить физическому развитию участников. В этот период происходят многочисленные изменения в организме подростка: резкий скачок в росте (рост тела в длину, увеличение веса, окружности грудной клетки) и половое созревание. Педагогу необходимо учитывать выше сказанное, подбирать специальные упражнения, которые бы способствовали развитию физической красоты тела подростка. Объём внимания и способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается.  Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.

   Юношеский возраст.

     Юность -  период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (ранняя юность- 14-17 лет; поздняя юность- 18-21 год). Биологически - это период завершения физического созревания. Главная задача этапа - выбор профессии и типа учебного заведения. Педагогу коллектива надо прививать любовь и уважение к хореографическому искусству. Если один из участников захочет связать свою будущую профессию с этим замечательным видом искусства, то для руководителя это уже успех.В этот период в основном завершается физическое созревание организма. Психологическое содержание этого этапа связанна с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения.

Формируются:

   -        познавательные и профессиональные интересы;

   -        потребность в труде;

   -        способность строить жизненные планы;

   -        преодоление зависимости от взрослых и утверждение самостоятельности личности;

   -        в общении: ориентация на индивидуальные контакты наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения;

   -        формирование нравственного сознания, ценностных ориентации и идеалов, мировоззрения.

Необходим индивидуальный подход в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащегося.

  Из всего выше сказанного, работая в школе искусств, я процесс обучения разделила на 4 этапа:

1 этап обучения – 1,2 класс

2 этап обучения – 3,4 класс

3 этап обучения – 5,6 класс

4 этап обучения – 7,8 класс

Теперь рассмотрим, какие виды, методы контроля я использую на разных этапах обучения.

Применяемые формы текущего контроля по этапам

      На 1 этапе проводится с обучающими словесный опрос в игровой форме «Волшебный мешочек». Задавая вопрос, ведущий передает мешочек кому-нибудь из детей. Ответив на вопрос, ребёнок вытаскивает из мешочка наклейку и возвращает мешок обратно. Если нет ответа на вопрос, ребёнок не достаёт ничего из мешочка, а просто возвращает его. Результат знаний оценивается по количеству наклеек. Второй вариант опроса: игра «Весёлый мячик». Ударяя мяч об пол, дети должны перечислить знакомые танцевальные термины, как можно больше, не делая длинных пауз между бросками мяча.

     На 2 этапе проводится «Экспресс-опрос»: 10 быстрых вопросов, требующих быстрых ответов письменно. Примерные вопросы: что такое…, как называется…, какие бывают…, сколько вы знаете… и т.д.

     На 3 этапе проводится «Терминологический диктант»: по определению понятий дети должны написать правильный танцевальный термин.

  На 4 этапе дети пишут «Диктант понятий»: определение понятий по заданным терминам.  По результатам опросов можно определить запас терминов, а также уровень знаний и подготовленности на данный момент.

Применяемые формы тематического контроля по этапам

     Тематический контроль заключается в обеспечении контроля за усвоением всей темы. Он позволяет определить степень полученных знаний, выявить типичные ошибки и проблемы в знаниях и умениях, позволяет осуществить коррекцию, направление и улучшение знаний и приёмов деятельности обучающихся с помощью специальных упражнений и дополнительных заданий. От его регулярности зависят результаты обучения.

   На 1 этапе обучения в качестве тематического контроля я использую викторину, где на каждый правильный  ответ  на вопрос, выдаётся жетон. По количеству жетонов можно определить уровень знаний и умений.

В конце каждой четверти проводиться зачётное занятие в форме «Мои практические умения». Здесь дети исполняют изученные танцы, по группам анализируя, ошибки и оценивая, исполнения друг,  друга. Как вы можете заметить, здесь я использую тип контроля –«взаимоконтроль», «взаимопроверка». Эта форма контроля используется на всех этапах обучения, усложняясь введением различных творческих заданий.

   На 2 этапе в качестве контроля даются задания по разгадыванию кроссвордов, чайнвордов, сканвордов, где зашифрованы танцевальные термины, название движений, танцев и т.д. Также детям даётся задание самим составить простейший кроссворд.

В качестве практического контроля по изученным танцам, я использую специальное задание: составить танцевальную комбинацию с использованием движений по изученной теме и исполнить её.

   На 3 этапе детям предлагается выполнение заданий в форме «избирательных тестов»: разрабатывается комплекс вопросов по теме, и к каждому вопросу имеется несколько вариантов ответов, среди которых один правильный. В качестве практического контроля полученных знаний и умений, я даю задания составить танцевальный этюд с использованием танцевальных движений и комбинаций по изученной теме.

   На 4 этапе обучения включаются такие задания как: «Программированные вопросы». В заданном тексте по изученной теме, нужно заполнить пробелы словами, символическими рисунками, эскизами элементов национальных костюмов.  Практическое задание включает в себя составление простого танца из 8 комбинаций с использованием имеющихся знаний и умений по данной теме.   Применение различных форм и методов тематического контроля  оказывается не только эффективным, но и необходимым, поскольку развивает детские способности, их познавательные, творческие умения и навыки.

Применяемые формы итогового контроля по этапам

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Его назначение:

  • Выявление подготовленности у обучающихся к продолжению обучения;
  • Определение конечных результатов обучения, степень готовности к самостоятельному использованию приобретённых знаний, умений и навыков.

Для этого необходимо дать правильную, объективную оценку достигнутым успехам обучающихся по усвоению практических успехов и навыков, по развитию творчества, воображения, профессиональных навыков. Формы итогового контроля могут быть различными: зачёты, конкурсы, творческие концерты, открытые уроки, экзамены, тесты достижений, защита творческих работ.

   На 1 этапе обучения проводится творческая игра «Танцевальное путешествие». Дети делятся на несколько команд, каждая из которых путешествует на своём виде транспорта. Останавливаясь в разных странах, или городах (по намеченному плану), дети каждой команды по очереди рассказывают о танце этой страны, или города и всей командой исполняют танец. Оценивается коллективное исполнение, музыкальность, эмоциональность, «кругозор» знаний. В конце игры каждый участник выражает своё настроение и впечатление «о путешествии» соответствующим цветом или рисунком выражения лица (смайликом).

   На 2 этапе обучения для подведения результатов проводится творческая игра «Другой мир». Участники- танцевальные пары соревнуются в умении исполнять программные танцы артистично, музыкально, выразительно, проявляя не только практические навыки, но и теоретические знания, и творческое мышление, и стремление к победе.

Для оценки результатов привлекаются педагоги, дети с других классов.

   На 3 этапе обучения проводится творческий конкурс «». Конкурс состоит из 4 этапов:

1. Визитка, приветствие;

2. Вопрос-ответ;

3. Танцевальный конкурс;

4. Творческое задание.

Непосредственную помощь в организации этого конкурса осуществляют танцоры с основного этапа обучения. «Комплексное жюри» оценивает каждый этап конкурса и подводит итоги.   Данная форма контроля открывает возможности для самовыражения, даёт возможность проявить свои знания и умения.

   На 4 этапе обучения, для определения конечных результатов обучения, владения танцевальной техникой, служат контрольные зачёты, экзамены. Здесь обучающиеся исполняют танцевальные движения у станка и на середине зала, танцевальные комбинации, этюды и фрагменты программных танцев.

Так же в конце кода на всех этапах обучения, я использую такие формы итогового контроля как:

- «Гимнастические тесты»- проводятся в конце каждого учебного года с целью определения уровня физической подготовки обучающихся. Даются задания на гибкость, на ловкость, на силу мышц рук, ног, брюшного пресса, на координацию и равновесие, а также проверяется владение определёнными акробатическими навыками и трюками.

- «Открытые занятия»- проводятся также в конце года с приглашением родителей, с целью показа результатов деятельности в течение всего года.

- «Отчётный концерт отделения хореографии» - этот вид итогового контроля является самым ярким и эмоциональным. В этом концерте участвуют дети всего отделения от «мала до велика». Обучающиеся демонстрируют все свои умения и навыки. Этот концерт превращается в настоящий праздник, как для самих участников, так и для зрителей.

    Кроме названных форм и методов контроля есть множество других творческих, нетрадиционных форм. Например: ролевая игра, «смотр знаний», «праздник танца», «танцевальный огонёк», танцевальный аукцион «лучший танцор» и т.д.

3. Функции контроля знаний и умений в процессе обучения хореографическому искусству

    Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта .Учёные-педагоги и методисты выделяют следующие более значимые функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

    Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Её сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.

    Обучающая функция контроля проявляется в том, что в процессе проверки состояния знаний, умений и навыков обучающихся происходит повторение материала, учитель акцентирует внимание класса на главных вопросах, указывает на типичные ошибки, что способствует углублению знаний учащихся.

    Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки учёные видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Во время контроля — зачёта, экзамена, контрольной работы — мозг работает с максимальной эффективностью, и учащийся начинает глубже понимать материал, особенно после устной беседы с учителем или преподавателем, в которой преподаватель выясняет, насколько глубоко учащийся уяснил материал. Задания тестов составляются так (тоже должны носить обучающий характер), чтобы после их выполнения учащийся полностью разобрался в теоретическом материале.      Считается,  что уроки,    на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации, способствуют развитию мышления и воображения, внимания и памяти учащихся.

    Воспитательная функция контроля и оценки подразумевает стимулирование учащихся к дальнейшей учебной работе, даёт дополнительную мотивацию в познавательной деятельности.

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом своё время. Эта функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

   Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочётов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

    Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка к ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но ещё и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

  Функции контрольного этапа должны отвечать задачам контроля, определяемым учителем для каждого этапа учебного процесса. Определив задачу, как лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы, можно сделать вывод о том, что функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить ещё и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.   Так же важно, чтобы контроль знаний и умений учащихся отвечал обще дидактическим требованиям и выполнял учётную, контрольно-корректирующую функции.

   Учётная функция контроля проявляется в систематической фиксации результатов обучения, что позволяет учителю судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе.

   Контрольно-корректирующая функция обеспечивает обратную связь «учитель-ученик», необходимую для внесения учителем коррективов в методику обучения, некоторого перераспределения учебного времени между различными вопросами темы, вызываемых недочётами в знаниях учащихся, уровнем подготовки класса.

В условиях модернизации образования, постоянного прогресса в развитии методики, учёными-методистами выделены и охарактеризованы дополнительные функции контроля, которые имеют немаловажное значение.

    Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ученика. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомлённости учащегося, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний, умений и навыков установленным государством эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия. Таким образом, в конечном счёте, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития, что даёт основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдалённой перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи  как ученику, так и учителю.

    Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения учащимися учебного материала, полнотой и осознанностью знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи. Устанавливается динамика успеваемости, появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

     Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки создаёт определённую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить. Направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции обучающегося (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики: школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения. Правильно организованный контроль и оценка снимают у учащихся страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль.

     Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

     Функция управления очень важна для самоконтроля обучающегося. Его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так…», «что нужно сделать чтобы…») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

 Из всего выше сказанного мне хотелось бы выделить ещё одну важную функцию оценки на занятиях хореографией.

     Этическая функция:  поддержать, стимулировать активность обучающихся или в тактической форме указать обучающемуся на пробелы в развитии.

                                           Заключение

     Танец - это всегда любовь. Если художнику или скульптору нужны только руки, создавать свои произведения, то танец требует всего нашего тела, которое движется в пространстве. Танец - самое непостоянное и текучее из искусств. Он является богатейшим источником эстетических впечатлений учащихся, в том числе и ребёнка, формирует его художественное «я» как составную часть общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Также танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.

    Работая в хореографическом коллективе, педагог сталкивается с множеством проблем. Чтобы решить эти проблемы, педагог должен в первую очередь совершенствовать самого себя. Он должен иметь отличную развитую фантазию, уметь творчески мыслить, обладать знаниями и способностями, иметь профессиональное и общее образование. Немаловажным также является - индивидуальный подход, который он должен применять к каждой отдельной личности, в том числе и к ребёнку.

    Педагог в наше время несёт большую ответственность перед обществом, так как в его руках - действенные средства воспитания подрастающего поколения. Всестороннее использование этих средств должно привести к широкому распространению танцевальной культуры. А это в свою очередь, внесёт вклад в формирование человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

    Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.

     Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и учителей школы.

     Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определённые условия, важнейшее из которых – объективность проверки знаний.

     Формы, виды, типы контроля знаний и умений обучающихся многочисленны и разнообразны. Каждый учитель вправе выбирать, придумывать и проводить собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Правильное, грамотное использование вышеизложенного материала будет способствовать решению задач воспитания и образования, поставленных перед преподавателем дополнительного образования в «Законе об образовании РФ» и позволит юным танцорам успешно подготовиться к федеральным государственным требованиям на итоговой аттестации.  

Приложение

Тесты, определяющие хореографические возможности учащихся

         Многолетний опыт  работы с детским хореографическим коллективом показал, что при приеме детей, для занятий хореографией,  необходим  отбор по определенным физическим данным. В данной методической разработке  предложены тесты,  определяющие хореографические возможности учащихся. Тесты можно использовать  для  детей  среднего и старшего возраста, чтобы определить насколько повысился уровень их подготовки.

Тесты, позволяющие оценить подвижность шейного отдела позвоночника.

  1. Наклонить голову вперёд. Подбородок должен коснуться груди.
  2. Наклонить голову назад. Взгляд должен быть направлен точно вверх или немного назад.
  3. Наклонить голову в сторону. Верхний край одного уха должен находиться на одной вертикальной прямой с нижним краем другого.
  4. Повернуть голову в сторону. Взгляд должен быть обращён точно в сторону.

Тесты, определяющие эластичность мышц плечевого пояса

и подвижность плечевого сустава.

  1. Поднять согнутые в локтях руки и скрестить предплечья за головой так, чтобы пальцы были направлены к лопаткам. Кончики пальцев  должны  касаться лопаток.
  2. Встать спиной к стене  на расстоянии  длины стопы, руки в стороны ладонями вперёд. Коснуться пальцами стены, не отклоняя туловище от вертикали.
  3. Встать спиной к стулу и взяться руками за его спинку хватом сверху (большие пальцы располагаются с наружной стороны). Слегка отстаивать вперед одну ногу и присесть как можно ниже, не отрывая руки от спинки стула и не отклоняя туловище от вертикали. Линии рук и туловища должны образовать прямой угол.
  4. Согнуть одну руку локтем вверх, а другую - локтем вниз, предплечье за головой и за спиной. Коснуться пальцами одной руки пальцев другой . То же, поменяв положения рук .

Тесты, позволяющие оценить подвижность локтевого сустава

и эластичность мышц плеча и предплечья.

  1. Встать перед зеркалом и вытянуть руки в стороны. В норме предплечье должно составить с плечом прямую линию.
  2. Положить на стол руки, согнутые в локтевом  суставе на 90о. При повороте внутрь кисть должна касаться ладонью стола, а при повороте – тыльной поверхностью.

Тесты для оценки подвижности лучезапястного сустава,

эластичности мышц кисти и предплечья.

  1. Вытянуть руки вперёд и опустить кисти вниз – ладони прямые. Тыльная поверхность ладони должна быть перпендикулярна предплечью.
  2. Встать лицом к столу, поставить на него руки пальцами вперед, выпрямив локти и пальцы. Предплечье должно быть перпендикулярно тыльной стороне ладони.
  3. Положить ладони на стол пальцами вперёд и подвинуть их как можно дальше в сторону мизинцев, не отрывая от стола и не сгибая. Основание указательного пальца должно оказаться на одной линии с локтевым краем предплечья.

Тесты для определения подвижности голеностопного сустава,

эластичности мышц голени и стопы.

  1. Присесть, не отрывая носки и пятки от пола, руки вдоль тела. При нормальной подвижности  голеностопного сустава угол между поверхностью стопы и голенью составляет 45-55о.
  2. Встать лицом к спинке стула и опереться  на неё руками. Отставить выпрямленную ногу от пола. Носки и колени направлены строго вперёд. Угол между поверхностью пола и прямой ногой  должен составлять 50-60о.
  3. Из положения стоя на коленях сесть на пятки. В норме тыльная поверхность стопы и голеностопного сустава касаются пола. Носки не должны быть обращены внутрь.

Тесты для оценки гибкости позвоночника.

  1. Встать прямо, ноги вместе. Наклониться как можно ниже вперёд, опустив руки вниз. Кончики пальцев должны коснуться пола.
  2. Лёжа на животе с закреплёнными стопами, отрывая грудь от пола. Расстояние между грудной костью и полом должно составлять 10-20 сантиметров.
  3. Встать спиной к стене, ноги на расстоянии 30 сантиметров друг от друга. Наклониться как можно ниже в сторону, касаясь спиной стены. То же в другую сторону. Кончики пальцев должны опуститься чуть ниже коленной чашечки.
  4. Сесть на стул лицом к его спинке и упереться руками в колени разведённых ног, не меняя  положение таза и ног, повернуть голову назад. Ученик должен увидеть поднятые над головой руки партнёра, стоящего на расстоянии двух метров  позади него.

Тесты для оценки подвижности тазобедренных суставов,

эластичности мышц бедра.

Тазобедренный сустав – самый большой из всех суставов. К нему прикреплены крупные, хорошо развитые мышцы, которые обеспечивают возможность выполнения разнообразных движений – ходьбы, бега, прыжков и многих других.

  1. Лежа на спине, согнуть одну ногу, взять её обеими руками за колено и притянуть как можно ближе к груди. Другая нога остаётся выпрямленной. Бедро должно соприкасаться с передней поверхностью туловища.
  2. Лёжа на животе (подбородок касается пола), согнуть одну ногу и с помощью рук постараться коснуться её пяткой ягодиц. Бедро согнутой ноги не должно отрываться от поверхности пола.
  3. Сидя на жесткой поверхности, туловище вертикально, развести выпрямленные ноги как можно шире. Угол между ногами должен составлять не менее 90о.
  4. В положении  полулёжа на спине с опорой на локти согнуть одну ногу коленом внутрь так, чтобы голень была перпендикулярна выпрямленной  ноге. Таз должен быть неподвижным, а колено согнутой ноги почти касаться пола.
  5. Сесть на стул, согнуть одну ногу и  положить её стопой  на колено другой. Голень согнутой ноги при помощи рук должна принять горизонтальное положение.

Тестирование по классическому танцу в форме  соревнования и игры

  Цель тестирования: помочь педагогам определить степень знаний терминологии по классическому танцу у детей.

Тестирование проводиться в форме игры, соревнования между детьми. Обучающиеся делятся на две группы, каждой из которых дается тест с вопросами и вариантами ответов. В конце теста есть буквы, каждая из которых соответствует определенному варианту ответа. Из этих букв ученики должны составить слово из терминологии классического танца. Чья команда первыми справится, те и победили. Тестирование легкое, рассчитано для детей, изучающих классический танец 2-3 год (дети 7-9 лет). Можно провести это тестирование и в конце первого года обучения на усмотрение педагога и если танцевальный коллектив специализируется на классическом танце.

На основе данного тестирования педагоги могут составить свои вопросы по предмету. Третий вариант тестирования более сложный, предназначен для детей от 10 лет.

Для облегчения понимания теста, правильные ответы помечены красным цветом.

Тест игра по теме: Классический танец (1 вариант)

1. Одно из главных выразительных средств балетного искусства, это:

а) хип-хоп                                  (1)

б) классический танец              (2)

в) брейк денс                             (3)

2. Сколько позиций ног в классическом танце?

а) 5                                              (4)

б) 7                                              (5)

в) 6                                              (6)

3. В переводе с французского языка означает «Большой».

а) Шажман                                 (7)

б) Адажио                                  (8)

в) Гранд                                      (9)

4. Нога, на которую перенесен центр тяжести корпуса танцовщика?

а) опорная нога                         (10)

б) рабочая нога                         (11)

в) свободная нога                     (12)

5. Приспособление для упражнений танцовщиков, это:

а) стул                                       (13)

б) станок                                   (14)

в) табуретка                              (15)

1 – Б              6 – О             11 – А

2 – Ф             7 – М             12 – И

3 – Я             8 – Ж             13 – Ч

4 – К             9 – У14 – В

5 – Р10 – Д             15 – С

У – НР – К

Ж – И               В – Ю(ФОНДЮ)

Тест игра по теме: Классический танец (2 вариант)

1. Сколько позиций рук в классическом танце?

а) 3      (1)

б) 4       (2)

в) 6        (3)

2. Положение одной или двух ступней на полу, при котором пятки подняты, называется:

а) пуанте(4)

б) батман тандю (5)

в) полупальцы(6)

3. Движения, «танец» рук :

а) рондежамб(7)

б) пордебра(8)

в) фондю     (9)

4. Нога, освобожденная от тяжести тела и выполняющая движения:

а) опорная нога                      (10)

б) рабочая нога              (11)

в) свободная нога            (12)

5. Медленное приседание, сгибание ног:

а) релеве лян         (13)

б) жете        (14)

в) плие(15)

1 – Т6 – Ж11 – В

2 – Ф             7 – М             12 – И

3 – Я              8 – Н             13 – Ч

4 – С              9 – У             14 – Ш

5 – Р              10 – А            15 – Ю

У – И               Р – К

Ж – АВ – Д(ТАНДЮ)

Тест игра по теме: Классический танец (3 вариант)

1. Найдите русский народный танец:

а)Хаванагила(1)

б) Мэнует(2)

в) Трепак(3)

2. Сюита в переводе с французского языка означает:

а) танец(4)

б) сольная песня (5)

в) ряд, последовательность(6)

3 УМ.И.Глинки есть симфоническое произведение:

а) Камаринская(7)

б) Барыня(8)

в) Веселая кадриль(9)

4 Танцевальная старинная французская сюита появилась:

а) В XVI в.(10)

б) В XX в.(11)

в) В XIX в.(12)

5 Па де де это:

а) танец одного исполнителя(13)

б) танец двух исполнителей(14)

в) танец трех исполнителей(15)

6 Сколько поз арабеска в классическом танце:

а) 2(16)

б) 3(17)

в) 4                       (18)

1 – Е         10-О                        В-П

2 –Ж         11-Ф                        К-Л

3 –А          12-Н                       И-Д

4 –Т           13-С                       Р-М

5 – У          14-Р(АПЛОМБ)

6 –В           15-Х

7-К             16-Г

8-Д             17-З

9-И             18-Б

Кроссворд по предмету «Ритмика»

11330_68889513

  1. Специальная обувь для занятий танцами, ритмикой, гимнастикой (чешки).
  2. Парный плавный бальный танец (вальс).
  3. Положение тела перед выполнением танцевального движения (стойка).
  4. Положение рук в танце, при котором согнутые в локтях руки сложены перед грудью, и правая рука лежит на левой (полочка).
  5. Народный танец в кругу, который исполняет много людей и который обычно сопровождается песней (хоровод).
  6. Как в народе называют весёлую музыку или песню для пляски (плясовая).
  7. Поочерёдное подпрыгивание на правой и левой ноге на месте или с продвижением вперёд (поскок).
  8. Частые, лёгкие непрерывные приседания, стоя на месте (пружинка).
  9. Положение рук или ног в танце (позиция).
  10. Ходьба или лёгкий бег друг за другом с поворотом и движением противоходом (змейка).

Тест по «Народно-сценическому» танцу

Сколько позиций ног в народно-сценическом танце ты знаешь?

А) 3 В) 8 С) 6 D) 5


С чего начинается урок народно-сценического танца?

А) с поклона В) с пор де бра С) с демиплие D) с ударов и притопов


Сколько положений рук в русском народном танце мы изучали на уроках народно-сценического танца?

А) 5 В) 8 С) 6 D) 3


Сколько ключей существует в русском народном танце?

А) 1 В) 2 С) 3 D) 4


Что такое пор де бра?

А) упражнение для корпуса В) упражнение для рук и корпуса

С) упражнение для головы D) упражнение для кистей рук и

Корпуса


Что такое сценический шаг?

А) шаг с каблука В) шаг с носка

С) шаг в демиплие с каблука D) поочерёдный шаг с носка и

Каблука


Сколько диагоналей ты знаешь?

А) 2 В) 4 С) 3 D) 5


«Гармошка» и «Елочка» это упражнение для …

А) для колен В) для рук и корпуса С) для стоп D) для ног


Чем заканчивается урок народно-сценического танца?

А) пор де бра В) упражнениями у станка

С) комбинациями в линиях D) поклоном

Список используемой литературы

  1. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников.- М.:ВЛАДОС, 2007. – 159с.
  2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.,2002. – 303с.
  3. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80с.
  4. Жирнова Л. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. – М., «Искусство» 1973. – 127с.
  5. Деденко И.Г. Хореографическое искусство как средство воспитания толерантного сознания и поведения // Дополнительное образование. – 2009. – 36-39с.
  6. Битинас Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы.// Педагогика – 1993-№2, с. 10-16.
  7. Кабардин О.Ф. и др. Тестирование знаний и умений учащихся. // Советская педагогика 1991 - №12, с. 27-33.
  8. Головеева Л.Ю. Современные средства оценивания результатов обучения. – Учебно-методическое пособие. – Барнаул: БГПУ, 2008.
  9. Юнина Е.А., Солодникова С.В. Педагогическая психология: социально-личностное образование (сущность и технологии). Учебно-методическое пособие. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004.
  10. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. Псобие. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000.