Корректирование образовательной программы как фактор формирования устойчивой мотивации учащихся к занятиям хореографией

Евгения Олеговна Медведева

В современном мире для педагога дополнительного образования важнейшей задачей является объединение  творческо-педагогической деятельности в комплексный процесс создания учебно-воспитательной и развивающей системы.  В связи с этим наряду с использованием традиционных приемов и методов обучения, нередко используются и инновационные методы, способствующие устойчивой мотивации учащихся к занятиям хореографией. К ним относятся: игровое обучение, проектное обучение, здоровье сберегающие технологии, технология сотрудничества и информационные технологии, а также технология интегрированного занятия. Но нередко новый взгляд на проведение занятий становится инновационным, приносит  положительные  результаты и даёт толчок педагогу к внесению изменений в образовательную программу.

    Представляю свой опыт работы по  внедрению  в программу нового раздела работа с предметами, позволяющий объединить несколько инновационных методов в  целостную образовательно-развивающую систему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektirovanie_obrazovatelnoy_programmy.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Корректирование образовательной программы как  фактор формирования устойчивой мотивации  учащихся к занятиям хореографией

Медведева Е.О. педагог дополнительного образования,

муниципального бюджетного образования

«Дворец творчества детей и молодежи имени

                                                                 Добробабиной А.П.города Белово»

   В современном мире для педагога дополнительного образования важнейшей задачей является объединение  творческо-педагогической деятельности в комплексный процесс создания учебно-воспитательной и развивающей системы.  В связи с этим наряду с использованием традиционных приемов и методов обучения, нередко используются и инновационные методы, способствующие устойчивой мотивации учащихся к занятиям хореографией. К ним относятся: игровое обучение, проектное обучение, здоровье сберегающие технологии, технология сотрудничества и информационные технологии, а также технология интегрированного занятия. Но нередко новый взгляд на проведение занятий становится инновационным, приносит  положительные  результаты и даёт толчок педагогу к внесению изменений в образовательную программу.

    Представляю свой опыт работы по  внедрению  в программу нового раздела работа с предметами, позволяющий объединить несколько инновационных методов в  целостную образовательно-развивающую систему.

     Использование предметов в хореографических постановках является очень частым явлением. Это позволяет украсить  и обогатить номера,  наполнить их определенным смыслом, дает возможность воплотить яркие и оригинальные идеи.  В танцах с предметами ребенок не просто держит предметы в руках, а выполняет с ними различные манипуляции. При этом сам предмет, его форма, фактура и специфика движения должны органично вплетаться в музыку и образ танца.

     Просмотрев множество танцев, музыкальных спектаклей с различными реквизитами, я пришла к выводу, что использование предмета необходимо только, тогда, когда без него выбранная постановка теряет смысл. Он необходим для раскрытия замысла балетмейстера, воплощения  хореографического образа. Также я заметила, что работа с предметом требует более тщательного продумывания лексики номера, «удобного танцевания» и определенной сноровки. А ведь помимо техничного исполнения движений, необходима еще и эмоциональность  и артистичность.

   В своей работе очень часто применяю различные предметы и я. Но чаще всего они бывают задействованы только в постановках, а не на занятиях. Одной из первых моих постановок с предметом был номер – «Мы и робот», где использовался ключ, который заводил робота. С ключом работали все дети: передавали из рук в руки, выполняли  различные движения; старались, чтобы он не упал, не зацепился. При этом надо было делать все музыкально, синхронно. На  репетициях   приходилось уделять больше внимания именно этим моментам,    иногда в ущерб технике исполнения. Но все же, благодаря   совместным усилиям,  номер состоялся. На первом же конкурсе «Золотой каблучок» дети получили специальный приз, грамоту «За яркое воплощение номера». Следующим примером является постановка «Полный отрыв»- здесь были использованы широкие ленты  на палочке. И хотя его танцевали дети старшего возраста, так сказать подготовленные, растанцованные, случалось и так, что ленты запутывались, закручивались, выпадали из рук. В общем, возникало много казусов при исполнении, я думаю именно поэтому, к сожалению, эта постановка недолго задержалась в нашем репертуаре,  хотя это был яркий и интересный номер. В постановке «Охота», дети танцуют с копьями, этот номер требует особой концентрации внимания и координации. Необходимо держать палки на одном уровне, синхронно работать с ними, при исполнении сложных трюков помнить о правилах безопасности в отношении себя и других исполнителей, сохранять дистанцию. Этот номер дети танцуют на протяжении уже нескольких лет, и не раз дети становились лауреатами на различных конкурсах, благодаря постоянным репетициям и выступлениям. Были еще  такие номера как «Божья коровка», «Какао- повара»,«Волшебное превращение» и т.д., и каждый раз приходилось уделять больше внимания именно работе с предметами, отвлекаясь от техники исполнения движений, артистичности исполнения. В связи с этим я стала размышлять, как на начальном этапе обучения научить детей пользоваться предметами, танцевать с ними не задумываясь, эмоционально, без напряжения. К сожалению, методической литературы по использованию предметов на занятиях хореографией в этом вопросе я нашла мало, что собственно завело меня в тупик. Но благодаря тому, что в нашем Дворце творчества  появилось «Поролоновое шоу», у меня возникла мысль, почему бы не использовать эти поролоновые кубики на занятиях в своем детском объединении. Они яркие, мягкие, легкие, приятные на ощупь, плюс игровой момент для детей дошкольного возраста(игровая деятельность является ведущей в этом возрасте). Ведь интерес детей в этом возрасте, к какой либо деятельности, кратковременен и неустойчив, долго удержать его сложно, а яркие моменты явно заполнят его память, повысят интерес к занятиям хореографией. Постепенное введение на занятиях кубиков   (сначала на разминке, затем в партере и на кроссе, и наконец, использование на всем занятии) привело к тому, что эмоциональный фон в этой группе значительно улучшился,  дети с радостью рассказывали, чем они занимались на занятии родителям, повысилась посещаемость.  

    Также хочется отметить, что развитие хореографических навыков таких как: координация, пластичность, гибкость, выразительность, точность и техника исполнения движений и т.д., по результатам мониторинга, оказались более высокими в сравнении с предыдущими годами обучения. Например, выполняя упражнение «березка»,  необходимо зажать кубик стопами и вытянуть ноги вверх, если раньше  у некоторых учащихся  были согнутые колени, расхлябанная стопа, то сейчас  у большинства натянутые носочки и колени, иначе кубик просто выпадет. Простые наклоны вперед с прямой спиной также стали выполнятся более качественно, так как нужно следить за тем, чтобы кубик был параллельно полу, а для этого должны быть максимально вытянутые руки и ровная спина и т.д.  На кроссе мы выстраиваем целую линию из кубиков, причем делают это сами дети,  выполняем различные прыжки, подскоки и т.д. Также выстраивая:  диагонали, колонны, круги,  дети знакомятся еще и с рисунками танца наглядно, учатся ориентироваться в пространстве, развивают свое воображение. Выполнение различных прыжков с использованием кубиков («Перепрыгни кубик», «Зигзаги», «Крокодильчики», «Воробьи», прыжки на одной ноге, на двух, и т.д.), помимо развития координации, выносливости,  учат соблюдать дистанцию, что так необходимо в танцах, и порой очень сложно добиться. Особенно когда дети выходят выступать на различные сценические площадки.

   Нельзя  не отметить здоровье сберегающие аспекты  применения данного метода обучения: это и положительные эмоции на занятиях,  и формирование правильной  осанки, и развитие  мышечной  силы, т.е. решение множества проблем, связанных со здоровьем детей.

 Таким образом,  с течением времени, мною был разработан и опробован целый комплекс упражнений с поролоновыми кубиками. Результатом  этой работы в первом полугодии стала постановка  танца «Строители», где дети в  игровой форме  выстраивают пирамиду из кубиков.   Видя такой положительный эффект, я  впоследствии  произвела  корректирование  программы «Ритмопластика»,   в содержание был включен раздел  «Работа с предметами».    Базой же для овладения учащимися манипуляцией предметами   послужили различные  методы и приемы, которые были адаптированы к целям и задачам занятий с предметами, несущую не только развивающую, но и оздоровительную функцию.

      В заключении хочется сказать, что работа с предметами  это отдельное направление в работе хореографического коллектива, которое не всегда предполагает исполнение в концертах, но требует не меньших усилий и временных затрат.   Внедрение же   инновационных методик позволяет реализовывать новые художественные проекты, формирует устойчивые хореографические коллективы, способствует достижению высоких творческих результатов.