«Вращения» методические рекомендации к изучение темы на уроках НСТ

Михайлова Елена Викторовна

Хотя с темой «Вращения» учащиеся знакомятся только на 4-м году обучения, подготовкой к их исполнению следует начинать заниматься с первых уроков народно-сценического танца. Грамотно построенная работа в начальных классах дает возможность заложить основу для успешного изучения данного раздела программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vrashcheniya.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к изучению темы «Вращения»

на уроках народно-сценического танца

Вращение – это технически трудный элемент, требующий от исполнителя максимальной координации, хорошо развитого вестибулярного аппарата.

Хотя с темой «Вращения» учащиеся знакомятся только на 4-м году обучения, подготовкой к их исполнению следует начинать заниматься с первых уроков народно-сценического танца. Грамотно построенная работа в начальных классах дает возможность заложить основу для успешного изучения данного раздела программы.

Решающее значение для усвоения техники верчений, кружений, поворотов имеет правильно поставленный корпус. Опираясь на навыки, полученные на уроках классического танца, когда у детей уже частично сформировано умение сохранять прямизну вертикальной оси тела, можно приступать к выполнению несложных упражнений, которые подготовят детей к исполнению простейших вращений.

Начинать подготовку к вращениям следует с упражнений для развития подвижности шейного отдела позвоночника.

Упражнение 1

Повороты головы в стороны с одновременным подъемом на высокие полупальцы лицом к палке. Музыкальный размер 2/4.

Исходное положение: ноги в 1 прямой позиции, лицом к станку, взгляд направлен прямо перед собой, руки в 4 позиции:

1 такт – подъем на высокие полупальцы (releve), голова поворачивается

направо, корпус прямо;

2 такт – пауза;

3 такт – опускание с полупальцев в исходное положение;

4 такт – пауза;

5-8 такты – как 1-4, но голова поворачивается влево.

Упражнение 2. 

Повороты головы в стороны с одновременным подъемом на полупальцы на середине. Музыкальный размер 2/4.

Исходное положение: ноги в 1 прямой позиции, лицом к 1 точке, руки в 4 позиции:

1 такт – подъем на высокие полупальцы (releve), голова поворачивается

направо в точку 3, корпус прямо;

2 такт – пауза;

3 такт – опускание с полупальцев в исходное положение;

4 такт – пауза;

5-8 такты – как 1-4, но голова поворачивается влево в точку 7.

Следующим этапом является выработка навыков по задержанию взгляда на условной «точке», являющейся ориентиром, относительно которого происходит вращение. Необходимо научить учащихся не выпускать из поля зрения условную «точку», одновременно отрабатывая резкий и четкий поворот головы.

Упражнение 3.

Поворот корпуса в точку 3 с фиксацией взгляда на точке 1 и дальнейшим полным поворотом. Музыкальный размер 2/4, темп спокойный. Упражнение занимает 2 такта.

Исходное положение: ноги в 1 прямой позиции, корпус прямо лицом к точке 1, руки в 4 позиции:

затакт – полуприседание по 1 прямой позиции;

1 такт («раз», «и», «два») – вскочить на высокие полупальцы, развернув

ступни в точку 4, корпус в точку 3, оставив взгляд в точке 1;

1 такт («и») – голова достаточно резко поворачивается вправо, докручивается до точки 1, и начинается полный поворот корпуса за головой на высоких полупальцах;

2 такт – полуприседание в 1-й прямой позиции.

Упражнение 4.

Как упражнение 3, но исполняется на 1 такт.

Хорошо помогает скоординировать поворот головы упражнение 5. Данное упражнение доступно и понятно детям младших классов и приносит большую пользу в тренировке вестибулярного аппарата, по выработке устойчивости при приземлении, а так же готовит детей к исполнению в старших классах воздушных туров.

Упражнение 5.

Прыжки по 1-й прямой позиции с поворотом на 90 градусов и доворотом до точки 1. Музыкальный размер 2/4, темп спокойный.

Исходное положение: ноги в 1-й прямой позиции, корпус прямо лицом к точке 1. Руки в 4 позиции. Ученики самостоятельно определяют для себя условную «точку», относительно которой происходит вращение. Такой «точкой»-ориентиром может стать зеркальное отражение головы исполнителя:

затакт – полуприседание по 1-й прямой позиции, прыжок (pas soute);

1-й такт («раз») – приземлиться в полуприседание (demi plie), развернув ступни, корпус в точку 3. Голова сохраняет положение в точку 1. Взгляд направлен на условную «точку». Спина удерживается в вертикальном положении;

1-й такт («и», «два») – пауза, во время которой ученик контролирует вертикаль (стержень) корпуса;

1-й такт («и») – прыжок наверх, во время которого голова резко поворачивается вправо и «тянет» за собой поворот корпуса. До точки 1;

2-й такт – приземление в полуприседание по 1-й прямой позиции. Корпус, ступни, голова повернуты в точку 1 . Взгляд направлен на условную «точку».

В данном упражнении необходимо следить за тем, чтобы поворот головы был быстрым, а корпус при приземлении был правильно поставлен на ноги.

Доступны учащимся начальных классов 3 формы вращения, которые помогут в дальнейшем более успешно освоить вращения с продвижением по прямой линии, а впоследствии и по окружности.

1 форма вращения. Исходное положение – 3 свободная позиция. Руки в 4 позиции. Корпус повернут к точке 1, голова вправо, взгляд направлен в точку 3:

затакт – смягчить оба колена. Правая нога отрывается от пола, готовясь к шагу;

1-й такт («раз», «и») – шаг (с небольшим ударом стопы с акцентом наверх) с правой ноги вправо к точке 3. Колени выпрямляются, тяжесть корпуса переносится на правую ногу;

1-й такт («два», «и») – пауза. Взгляд на выбранной «точке»;

2-й такт («раз», «и») – шаг левой ногой по направлению к точке 3. Начинается поворот корпуса вправо, исполнитель поворачивается спиной к зрителю. Голова в прежнем положении, взгляд направлен в точку 3;

2-й такт («два», «и») – пауза;

3-й такт («раз», «и») – голова начинает резкий поворот вправо. Глаза опять «ловят» выбранную точку. За головой с небольшим опозданием начинает поворачиваться корпус. Ноги из 2-ой свободной позиции собираются в 3-ю свободную позицию (правая нога впереди). Голова, корпус, ноги приходят в «исходное положение»;

3-й такт («два», «и») – пауза;

4-й такт – выдерживается пауза, во время которой ученик может проконтролировать правильность постановки корпуса, головы, ног.

Задача 2-й формы – научить учащихся собирать, соединять ноги во время вращения.

2 форма вращения. Исходное положение – 3 свободная позиция. Руки в 4 позиции. Корпус повернут к точке 1, голова повернута вправо, взгляд направлен в точку 3:

затакт – смягчить оба колена. Правая нога отрывается от пола, готовясь к шагу;

1-й такт («раз», «и») – шаг (с небольшим ударом стопы с акцентом наверх) с правой ноги вправо к точке 3. Колени выпрямляются, тяжесть корпуса переносится на правую ногу;

1-й такт («два», «и») – пауза. Взгляд на выбранной «точке»;

2-й такт («раз», «и») – начинается поворот корпуса в положение «спиной к зрителю». Левая нога во время поворота собирается в 5-ю позицию перед правой. Стопы на высоких полупальцах;

2-й такт («два», «и») – пауза. Взгляд на выбранной «точке»;

3-й такт («раз», «и») – голова начинает резкий поворот вправо. Глаза опять «ловят» выбранную точку. За головой с небольшим опозданием начинает поворачиваться корпус. Ноги из 5-ой позиции опускаются в 3-ю свободную позицию (правая нога впереди) колени прямые. Голова, корпус, ноги приходят в «исходное положение»;

3-й такт («два», «и») – пауза;

4-й такт – выдерживается пауза, во время которой ученик может проконтролировать правильность постановки корпуса, головы, ног.

3-я форма вращения такая же, как 2-я, но исполняется на 2 такта музыкального сопровождения.

4-я форма вращения предполагает исполнение полного поворота на 1 такт.

Отрабатывая технику, увеличиваем темп исполнения. Как только учащиеся будут готовы к техническому исполнению 4-й формы в достаточно быстром темпе, добавив прыжок наверх и сократив исполнение поворота до полутакта, получаем, так называемое, па одного «блинчика».

Проучив формы вращения, легко можно переходить к разнообразным круткам, добавляя дробные удары, сгибания колени, сочетая с другими вариантами верчений.

Список литературы

  1. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. – М.: Искусство, 1976. – 224 с.
  2. Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981. – 270 с.
  3. Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967. – 653 с.