Методические рекомендации к уроку по теме «Базовые элементы ритмики как начальный этап хореографического образования с применением технологий коллективного творчества»

Методические рекомендации к построению урока

Описание целей урока.

Задачи урока.

Описание этапов урока.

Конспект урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку по теме «Базовые элементы ритмики как начальный этап хореографического образования с применением технологий коллективного творчества» преподавателя МБОУ ДО ДШИ «Юбилейная» Мармэ О.А.

На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.

Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.

Дети получают возможность самовыражения через музыкально- игровую деятельность.

Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов

«Слушание        музыки        и        музыкальная        грамота», «Танец»,        «Народно-

сценический танец».

Цель уроков ритмики:

  • развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных способностей учащихся через овладение основами музыкально- ритмической культуры.

Задачи:

  • овладение основами музыкальной грамоты;
  • формирование танцевальных умений и навыков в соответствии с программными требованиями;
  • воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности –  силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;
  • развитие        творческой        самостоятельности        посредством        освоения двигательной деятельности;
  • приобщение к здоровому образу жизни;
  • формирование правильной осанки;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие темпо - ритмической памяти учащихся.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета «Ритмика» используются следующие методы обучения.

  1. Наглядный
  • наглядно-слуховой прием;
  • наглядно-зрительный прием.

Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей-образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения.

  1. Словесный

Беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т. д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.

Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах.

  1. Практический

При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задачей учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании.

Требования к уровню подготовки учащихся

Результатом освоения программы «Ритмика», является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знания основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
  • знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в танцевальных движениях;
  • первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
  • представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;
  • умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
  • навыки двигательного воспроизведения ритмических движений посредством воспроизведения ударом в ладоши и музыкального  инструмента;
  • навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями;
  • навыки игры на музыкальных инструментах в сочетании с музыкально-танцевальными упражнениями.

Конспект открытого урока  

                На тему: «Базовые элементы ритмики как начальный этап хореографического образования с применением технологий коллективного творчества»

Хореографическое отделение, предмет: «Ритмика»

Возраст детей: 5-6 лет

Год обучения: 1

Цель: раскрытие общих физических, специальных танцевальных данных, музыкальности и артистизма детей первого года обучения

Задачи:

Обучающие:

  1. Учить основным элементам базового хореографического образования.
  2. Объяснить значение изучаемых терминов, показать их грамотное исполнение и проследить за правильностью восприятия изучаемого материала детьми.  Воспитывающие: воспитание волевой, целеустремленной, работоспособной творческой  личности, умеющей работать в коллективе.

Развивающие: развивать  физические, музыкальные, умственные умения и навыки детей

Материалы: Барышникова Т. «Азбука хореографии», Пинаева Е. «Образные танцы для детей», Пинаева Е. «Польки, вальсы, марши для детей», информация об основах хореографии из Интернет-ресурсов.

Фортепиано, работа концертмейстера.

Новые термины: releve, plie, battement tendu

Этапы работы

Содержание этапа урока

1.Организационный момент

Цель: создать эмоционально комфортные условия для занятия, настроить детей на эффективную работу.

Задачи:

1.Внимательно осмотреть детей (их физическое и эмоциональное состояние);

2. Подготовить их к уроку.

Цель для детей: настроиться на точное восприятие нового материала.

Задачи для детей:

- узнать о правилах и порядке построения урока;

- узнать, что означают новые термины и для чего необходимо изучить новые элементы танца;

- соблюдать установленные правила поведения в коллективе.

Метод: беседа.

Поклон.

2.  Ход урока

Цель: Разогрев, отработка хореографических элементов, входящих в урок, развитие технических навыков, эмоциональности.

Задачи:

Учащиеся должны научиться:

  1. ориентироваться на площадке танцевального зала;
  2. уметь определять музыкальные размеры;
  3. воспроизводить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки;
  4. уметь своевременно начинать и заканчивать движение;
  5. импровизировать, самостоятельно создавать образы;
  6. правильно и методически грамотно выполнять изученные элементы, упражнения, комбинации, танцевальные композиции;
  7. эмоционально выдержать характер музыки.

1.  Ходьба и бег.

2. Упражнения для головы, шеи и плечевого пояса.

3. Упражнения для рук.

4. Упражнения для корпуса.

5. Упражнения для ног.

6. Прыжки.

7. Элементы классического танца.

8. Элементы народно-сценического танца.

9. Партерная гимнастика.

10 Танцевальные композиции.

3.   Повторение пройденного материала на середине зала

Цель:  уметь грамотно выполнять изученные ранее элементы, комбинации, этюды.

Методы, способствующие достижению цели: 

1. Медленное разучивание, неоднократный повтор.

  1. Отработка отдельных элементов и соединение их в комбинации.
  2. Самостоятельное оценивание своей работы детьми.

Перед началом работы на данном этапе урока предложить детям самостоятельно оценить свою работу. Это будет способствовать проявлению у детей внимания, сосредоточенности, старания. Кроме того, позволит осознаннее подходить к выполнению каждого элемента.

Предполагаемый результат: Если этот вид работы удастся, продолжить его на других уроках. Если нет, выяснить причины неудачи (понаблюдать).

Перед началом работы дать детям критерии оценивания своей работы:

«2» – элементы, комбинации не выучены;

«3» – плохо знает элементы и их последовательность в комбинациях;

«4» – хорошо знает элементы и комбинации, но методически не точно их выполняет, не уверенно, не эмоционально;

«5» – отлично знает и выполняет изученный материал, нет неточностей в технике исполнения, эмоционально передает характер движения

Метод стимулирования: оценка, похвала.

4.Изучение нового учебного материала  

Цель для педагога: Важно, чтобы ученики, правильно воспринимали новый материал, технически грамотно его выполняли.

Задачи:

1.Очень важно следить за правильным развитием опорно-двигательного аппарата, развитием выворотности стоп, тазобедренного сустава. 2.Укреплять мышцы спины, развивать прыжок, гибкость.

3.Большое внимание следует уделить развитию у детей чувства ритма, воспитанию эмоциональной культуры, развитию исполнительского мастерства и творческой активности, психологическому раскрепощению учащихся, а также музыкальному выражению в движении характера и темпа музыки.

4.Ритмическая основа упражнений должна соответствовать музыкальному материалу.

5.Проследить, за тем, чтобы дети правильно передавали характер движения, уделить внимание отстающим ученикам.

Цель детей: проявить внимание, выучить новые элементы.

Задачи:  

1.Запомнить новые элементы и их названия.

  1. 2.Научиться технично выполнять новые элементы

Метод репродуктивный, индивидуальная и групповая деятельность.

Методы стимулирования: положительные оценки, словесная похвала воспитанников.

Предполагаемый результат:

Если учащиеся усвоили новый материал в полном объеме, можно переходить к закреплению материала.

Если нет, то необходимо еще раз повторить сначала отдельные движения, затем целые комбинации.

5.      Закрепление учебного материала 

Цель: отработка выученного материала.

Задачи:

1.Необходимо добиться, чтобы учащиеся стабильно, технически грамотно и эмоционально выполняли изученный материал в заданном темпе.

2.Важно учитывать индивидуальные физические способности учащихся.

Метод: коллективная работа.

Критерии позволяющие определить степень усвоения учащимися нового материала: грамотность и единая манера исполнения движений, эмоциональность исполнения.

Вопросы на закрепление новой информации:

-Что нового для себя вы узнали?

-Что означают новые термины?

-Какие движения у вас получались легко, а какие вызывали затруднения?

-Что вам сегодня понравилось на уроке?

6. Задание на дом

Закрепить изученный материал.