Основные цели и задачи психологии хореографического искусства

Данная статья раскрывает вопросы психологии хореографического искусства 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Как  один из видов сценического искусства, хореография обладает своей спецификой, определяющей будущую направленность профессии. Преподаватель хореографии обязан обладать многими знаниями данной профессии касающихся не только методики преподавания, но и таких как анатомия, музыка, педагогика и психология. Так же стоит сказать, что преподаватель обязан нести в себе некую степень психологии, которая будет способствовать ему анализировать душевное и психологическое состояние своих учеников.

От общих ценностей культуры и знаний хореографа-педагога во многом зависит мировоззрение его учащихся, их моральные и эстетические законы. Не только положительные, но и отрицательные качества преподавателя, непосредственно переходят к его учащимся с течением времени. Хореограф-педагог, как и любой другой руководитель, должен быть, как образцовый пример для своих учащихся. Разумеется, он обязан осознавать, что одной из нескольких задач в его работе с учащимися состоит в том, чтобы воспитать в них именно тот образ жизни, который будет являться основой их будущей профессиональной деятельности.

Учебно-воспитательная работа - это основная часть деятельности хореографического искусства в целом. Формы воспитания и обучения в ходе деятельности учащихся тесным образом переплетается в единый психологический комплекс, который в дальнейшем способствует их гармоническому развитию.

Несовершенство исполнительского мастерства делает учащегося беспомощным.

Безусловно, любой вид сценического искусства имеет свой собственный выразительный язык, свои творческие закономерности, которые обязательны как для профессиональных артистов, так и не для профессиональных, которые только начинают свой путь. Однако, методы обучения бывают довольно отличительны друг от друга. Одна из основных задач преподавателя состоит в том, чтобы правильно использовать все эти формы и методы работы профессионального искусства, в процессе учебной и творческой работы с учениками.

Как известно, основными целями и задачами психологии в хореографическом искусстве является важным не столько приобретение профессиональных качеств, умений, знаний и навыков, сколько воспитание у учеников чувства ансамбля, упорного труда и высоких моральных устоев.

Воспитание начинается с определения его основных целей и задач. Главная задача воспитания ребёнка – это формирование его психологической устойчивости и развитие его как самостоятельной личности, обладающей всеми теми полезными качествами, которые ему необходимы для последующей жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, и не являются постоянным в любом обществе. Постепенно изменяется и модифицируется система общественного устройства и, как следствие, социальные отношения – поэтому не остаются неизменными цели и задачи воспитания.

Но если человечество уже достигло определенного уровня развития и культуры, и если оно надеется его сохранить и повысить в будущем, то какие бы радикальные повороты ни происходили в его истории, оно должно будет грамотно воспринять и продолжить всё то лучшее, что было в прошлом, если человечество желает оставаться в ряду наиболее развитых стран.

В настоящее время нужно развивать необходимую хореографическую культуру, без которой трудно, почти невозможно овладеть базовой танцевальной лексикой.

Методы учебно-воспитательной деятельности просто не могут быть одной для всего хореографического творчества, так как она отличается своими направлениями, численностью, возрастной категорией, интеллектуальностью и индивидуальностью обучающихся, ее основные формы и методы.

Хореографические обычаи и традиции исторически были настолько важны и значимы, что они развивались, охранялись, и в течение долгого времени передавались непосредственно от учителя к ученику, из поколения в поколения.

СССР чрезвычайно важно отнесся к балетному достоянию хореографического искусства Российского Государства, не утратив тот постановочный принцип императорских театров нескольких столичных городов и Республик. В этот период стали активно создавать театры оперы и балета, а также всевозможные училища во всех союзных городах и автономных республиках. Вскоре, не только в Москве, но и в Ленинграде также стали открываться различные ВУЗЫ, которые готовили выдающихся балетмейстеров, талантливых педагогов и режиссёров, подобных   которым нет и в настоящее время.

Ценности во всех направлениях хореографического искусства сохранялись в СССР вплоть до его распада в начале 90-х годов. Хореографическое искусство в современном мире - это искусство новых форм и ещё более новейших технически сильных артистов балета, которым просто необходимо взаимодействовать со своими наставниками, обладающих определёнными комплексными знаниями и современными технологиями в совершенно разных теоретических субъектах хореографического искусства, педагогики, физиологии, психологии и разумеется анатомии балета.

Подобный разбор теоретической и практической работы ряда хореографических ВУЗОВ и училищ нам показывает, что обучение классическому балету от хореографа-педагога обязывает его знать не только теоретическое содержание учебного предмета, его построение урока и довольно таки часто используемой методики преподавания, но еще и основных знаний, умений и навыков в области анатомии, балета, спорта, физиологии, педагогики и психологии. Целый ряд комплекса всевозможных знаний, умений и навыков становится необходимым для первостепенного формирования психологии хореографического искусства в ходе развития индивидуальных способностей обучающихся.

Без всех этих знаний, умений и навыков становится очень тяжело и трудно на современном этапе выработать такие качества как: техника танца, постановка их опорно-двигательного аппарата, вырабатывать умственные качества, творческие, а также другие специальные способности и профессиональные навыки у учеников.

Отсутствие так называемой единой научной системы образования ведёт к постепенному нарушению психологических связей, которые еще на начальном этапе обучения рождают противопоказания, впоследствии чего, отражающиеся в методике преподавания, оценки полученных результатов в ходе освоения учебного материала, ведут к спаду. Это создаёт как внутренние, так и внешние противоречия, для учебных заведений, которые проявляются в разнице постановки опорно-двигательного аппарата учащихся, что в последствии неблагоприятно сказывается на формировании их способностей и психомоторных задатков, постепенно ведёт к снижению мотивации, боязни самостоятельности, что осложняет учебный процесс в целом.

Разумеется, всем известно, что обучение профессии артиста балета начинается, с 9-ти летнего возраста, именно поэтому в данном обучении очень важно обратить внимание конкретно на основные цели и задачи психологии хореографического искусства на начальном этапе изучения, который тесно связан с реконструкцией опорно-двигательного аппарата.

На сегодняшнее время, одной из важнейших требований к хореографическому искусству является конкретно наличие творческих задатков у учащегося. Так же исследуются следующие творческие способности, на основании которых дети принимаются на учёбу в хореографическое учебное заведение, это такие как: «шаг», «выворотностъ», «осанка», «подъём» и «пропорциональность скелета» - внешняя форма, а также «гибкость» и «координация движения»: зрительно-моторная, нервная, мышечная и музыкально-ритмическая.

Следует отметить, что базовый набор индивидуальных способностей ученика, определяет в первую очередь, скорость развития его/её задатков. Исходя из этого, наше исследование показывает, что одной из немногих причин изнутри изучить основные цели и задачи актуальные в наше время психологии хореографического искусства, выработать определённые танцевальные способности учащегося, а также раскрыть психолого-педагогические методы обучения, которые в последствии послужат для улучшения этих взаимосвязанных процессов.

Установлено, что психология хореографического искусства является самым значительным фактором усовершенствования опорно-двигательных рефлексов, координации, ритма и музыкальности. Она неразрывно связана с формированием общих знаний, умений и навыков, таких как: креативность, танцевальные задатки, творческое мышление, развитием профессиональных навыков, а также устанавливается плод фантазии, и она же является   гарантией успешного исполнения процессов оптимизации и формирования хореографических задатков.