Фонде контрольно-оценочных средств по программе учебного предмета «Танец» к дополнительной общеразвивающей программе в области хореографического искусства «Театральная азбука»

ФОНД КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

по программе учебного предмета «Танец»

 

Возраст учащихся – 5-6 лет

Срок реализации – 2 года

 

Область применения

           Фонд контрольно-оценочных средств, предназначен для проверки уровня освоения учащимися программы учебного предмета «Танец» при проведении промежуточной аттестации для определения уровня индивидуального развития учащегося.

Фонд контрольно-оценочных средств по учебному предмету «Танец» является составной частью фонда контрольно-оценочных средств дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического искусства «Театральная азбука».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fkos_tanets_5-6_let_primshits_e_v.docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей «Школа искусств»

«Искусствояс школа» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан

муниципальнöй асшöрлуна велöдан учреждение

Дополнительная общеразвивающая программа

в области хореографического искусства

«Танцевальная азбука»

Программа по учебному предмету

«ТАНЕЦ»

Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности

при реализации общеразвивающих программ в области искусств

(приложение к Письму Министерства культуры Российской Федерации

от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39 06-ГИ)

Сыктывкар

2021

ФОНД КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по программе учебного предмета «Танец»

Возраст учащихся – 5-6 лет

Срок реализации – 2 года

Область применения

           Фонд контрольно-оценочных средств, предназначен для проверки уровня освоения учащимися программы учебного предмета «Танец» при проведении промежуточной аттестации для определения уровня индивидуального развития учащегося.

Фонд контрольно-оценочных средств по учебному предмету «Танец» является составной частью фонда контрольно-оценочных средств дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического искусства «Театральная азбука».

Цель

Развитие танцевально-исполнительских,  художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста средствами ритмики и танца с учетом их индивидуальных способностей; формирование у детей дошкольного возраста первичных основ исполнительских знаний, умений навыков в области хореографического искусства, формирование у детей интереса к занятиям хореографическим искусством, выявление и развитие у детей 5-6 лет природных физических данных к занятиям хореографией.

Основные

задачи

Образовательные:

  • освоение детьми ритмики, основ хореографии и приобретение ими базовых знаний, качеств, навыков исполнительства с учётом возрастных особенностей;        
  • ознакомление с историей возникновения и развития хореографического искусства;
  • расширение кругозора, образно-художественного восприятие мира, воспитание общей культуры, коллективизма.

Развивающие:

  • развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма; эмоциональной сферы, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков;
  • развитие элементарных пространственных представлений (ориентация детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков-фигур);
  • развитие репродуктивного и продуктивного воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления хореографического материала;
  • формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, корректировка опорно-двигательного аппарата ребенка;
  • формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения («исполнитель-педагог», «партнёр-партнёрша», «участник-ансамбль/коллектив»);
  • развитие стойкого интереса у дошкольников к народному хореографическому искусству, а также художественно-творческих способностей средствами ритмики и танца с учетом их индивидуальных способностей.

Возраст обучающихся

5 – 6  лет

Срок

реализации

2 года

Основные

разделы

1 год обучения

Введение.

1. Ритмика и музыкальная азбука.

2. Ориентация в пространстве.

3.  Партерный экзерсис. Стретчинг.

4. Танцевальная азбука.

5. Движение – модель человеческих эмоций (элементы актерского мастерства).

2 год обучения

Введение.

1. Ритмика и музыкальная азбука.

2. Ориентация в пространстве.

3. Партерный экзерсис. Стретчинг.

4. Классический танец.

5. Движение – модель человеческих эмоций (элементы актерского мастерства).

6. Постановочная деятельность.

Ожидаемые

 результаты

К концу 1 года обучения обучающиеся

знают:

  • правила поведения в зале;
  • технику безопасности;
  • основную терминологию для обозначения частей тела (ребра, позвоночник, плечо, лопатка, ключица, локоть, кисть, колено, стопа);
  • музыкальные понятия (вступление, темп, форте, пиано, аллегро, адажио);
  • музыкальные жанры;
  • технику правильного дыхания;
  • точки в хореографическом зале;
  • что такое мышцы, для чего мышцам разминка;
  • разминочный комплекс;
  • позиции рук классического танца (п/п, 1,2, 3п);
  • позиции ног (1,2,3,6);
  • правила постановки корпуса;
  • упражнения для улучшения гибкости шеи, эластичности плечевого пояса, подвижности суставов;
  • понятие «импровизация», «эмоции»;

умеют:

  • определять жанр музыки, ее характер, темп, ритм;
  • непринужденно двигаться под музыку в соответствии с заданным образом;
  • исполнять танцевальный шаг, шаг на п/п, шаг с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, бег на полупальцах, бег с захлестыванием голени, галоп;
  • исполнять танцевальные комбинации с текстом и без текста;
  • ориентироваться в зале по точкам; строится в шеренгу, колонну по 1, 2, 3; в круг, выполнять сужение и расширение круга;
  • согласовывать движения с музыкой;
  • выполнять упражнения для улучшения гибкости шеи, эластичности плечевого пояса, подвижности суставов;
  • напрягать и расслаблять мышцы;
  • изобразить в танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном состоянии (веселый котенок, грустная птица).

владеют:

  • навыком начала движения после вступления;
  • приемами выполнения шагов и бега;
  • навыками исполнения танцевальных комбинаций с текстом и без текста;

К концу 2 года обучения обучающиеся

знают:

  • правила техники безопасности на занятии;
  • основные музыкальные понятия (динамические оттенки, музыкальная речь (мелодия, сопровождение, длительность, музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4);
  • основные понятия по разделу «Ориентация в пространстве» (линия, круг, колонна, интервал);
  • понятие «Рисунок танца»;
  • позиции ног (1-6);
  • порядок исполнения блоков «разминки» и «разогрева» (разминка по кругу, разогрев мышц шеи, плечевого пояса, спины, ног);
  • технику исполнения программных движений по классическому танцу;
  • порядок исполнения движений в комбинации;
  • этапы постановки танцевального номера;

умеют:

  • сохранять правильную осанку;
  • анализировать музыкальное произведение;
  • Передавать хлопками сложные ритмические рисунки;
  • исполнять упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и мышц спины;
  • напрягать и расслаблять мышцы;
  • исполнять изученные движения в заданной комбинации;
  • грамотно исполнять прыжок соте;
  • строиться и перестраиваться в колонну по 1,2,4 на месте и с продвижением;
  • передвигаться по определенной площадке и в определенном рисунке, запоминая изменения рисунка;
  • ориентироваться в пространстве;
  • действовать с воображаемым предметом.

владеют:

  • навыками отображения динамического оттенка музыки в движении;
  • приёмами  исполнения разминочной части занятия;
  • техникой выполнения прыжка по 6 позиции;
  • навыками ориентации в пространстве;
  • навыками правильного дыхания;

Диагностика

развития обучающихся

Этап

диагностики

Форма диагностики

1 год

2 год

Промежуточная

 Контрольное  

занятие

Определение уровня индивидуального развития учащихся по итогам освоения программы за 1 полугодие 

Контрольное

 занятие

Определение уровня индивидуального развития учащихся по итогам освоения программы за 1 полугодие

Итоговая

Контрольное  

занятие

Определение уровня индивидуального развития учащихся по итогам освоения программы за 1 год обучения

Контрольное  

занятие

Определение уровня индивидуального развития учащихся по итогам освоения программы за 2 год обучения

               Оценочная диагностика

Выворотность ног

способность поворачивать верхнюю часть ноги в тазобедренном суставе вокруг оси так, чтобы колено, голень и стопа свободно поворачивались наружу. Такая выворотность зависит от свободной подвижности тазобедренного сустава, эластичности мышц бедра и связок, от неглубокой  впадины таза и маленькой продолговатой головки бедренной кости. Преподаватель определяет и пассивную выворотность, то есть выявляет степень запаса выворотности для возможного ее развития в процессе обучения.  

Танцевальный шаг

степень подвижности тазобедренных суставов и позвоночного столба. Кроме того, она зависит от эластичности мышц. Критерием величины шага является угол поднятой ноги не ниже 90º для мальчиков, и выше 90º для девочек.

Гибкость тела

способность свободно максимально прогнуться назад. Прогиб совершается за счет верхних поясничных и нижних грудных позвонков

Прыжок

способность высокого отталкивания – баллон, который зависит от подвижности суставов нижних конечностей, а также от функциональных возможностей мышц ног. Мягкость приземления характеризует эластичность трехглавой мышцы голени и пяточного сухожилия, а также плотно прижатые пятки к полу при низком приседании.

Определение уровня индивидуального развития

Преподавателем в диагностических ведомостях выставляются баллы:

0 – «не удовлетворительно», очень слабо, нет развития;

1 – «удовлетворительно», слабо справляется с заданием

2 – «хорошо», хорошо справляется с заданиями, но не со всеми, есть динамика развития;

3 – «отлично», отлично выполняет задания, высокая динамика развития.

Уровень сформированности:

1. показатель не сформирован – от 0 до 1,8 баллов.

2. показатель на стадии формирования – от 1,9 до 2,4 баллов;

3.показатель сформирован – от 2,5 до 3 баллов;

Содержание упражнений  для определения уровня индивидуального развития ребенка

Выворотность ног

Развитие верхней выворотности:

 «Бабочка» - сядь, сведи стопы вместе, колени раскрой и стремись положить их на пол. Следи за тем, чтобы спина была ровной, затылком вытягивайся в потолок. Если колени легли на пол, аккуратно наклонись вперед, старайся дотянуться животом до пола, обязательно сохраняй ровность спины, не сгибай шею. Твоя цель — лечь животом на пол в положении «бабочка».

«Угол» - вытяни ноги в стороны (старайся не заваливать стопы на пол, на полу должны быть только пятки). Складывайся животом в пол. Спина должна быть идеально прямой, если животом коснуться пола не можешь, потянись руками вперед до своего предела. Удерживай свое положение, постоянно стремясь лечь на пол животом (только не лбом).

«Лягушка» -  ляг на живот, колени разведи максимально в стороны, стопы сведи вместе. Очень важно, чтобы пятки были близко друг к другу и лежали четко на полу, попроси помочь удерживать стопы партнера или положи их под шкаф или диван. Удерживая это положение, старайся максимально приблизить таз к полу. В идеальном варианте — бедра должны лежать на полу, так же, как и стопы.

Развитие нижней выворотности

«Выворотная складочка - сядь на пол, разверни стопы в первую позицию, стопы в положении flex (на себя)  колени предельно натянуты. Обхвати руками носки стоп и силой притяни их к полу, в это время складывайся грудью к ногам.

«Складочка с оттягиванием носка» - то же положение, теперь рукой пролазим под одноименное колено и обхватываем косточку и пальцы стопы. Тянем пальцы на себя, а пятку в потолок, стараемся предельно вытянуть колен.

 «Паучок» - в положении сидя, сгибаем колени, продеваем под колени руки и обхватываем косточку и пальцы стопы. Пятку тянем вперед, а носок на себя. Постепенно выпрямляем одну ногу.

Танцевальный шаг

«Упражнение на растяжку нижней поверхности бедра и подколенных связок» - исходное положение: встать на левое колено, левое бедро перпендикулярно полу. Правая нога вытянута вперед, развернута в выворотное положение. Стопа правой ноги сильно сокращена, мизинец прижат к полу. Спина прямая, руки вдоль корпуса.  Взмахнуть мягкими руками наверх, выполняем глубокий вдох.  Руки опускаются вниз, одновременно корпус, с прогнутой спиной, наклоняется вперед, живот прижать к бедру, спина прямая, бедра ровные, правая нога сохраняет выворотное положение. Выдох через нос. С  круглой спиной через волну принять исходное положение.

 «Полу шпагат»  - исходное положение: полу шпагат на правой ноге. Бедра прижимаются к полу, в ровном положении. Корпус прямой. Правая рука, круговым движением, через потолок, опускается назад на левое бедро. Корпус разворачивается за рукой в поясничном и грудном отделе. Происходит скручивание. Правая рука скользит по левой ноге к пятке, сохраняем принятое положение. Чувствуем сильное натяжение в бедрах и спине. Правая рука, круговым движением, через потолок приходит вперед, одновременно корпус с прогнутой спиной ложится вперед на правое бедро, левая нога, сохраняя сильную вытянутость, пытается оторваться от пола. Бедра прижаты к полу. Чувствуем сильное напряжение задней поверхности бедра левой ноги.

 «Шпагат»  -    исходное положение: сесть на шпагат на правую ногу.  Для начала руки лучше положить на бедро правой ноги, впоследствии для усложнения, руки соединяем в замок и поднимаем наверх. Бедра ровные. Наличие полного шпагата не обязательно. Достаточно принять исходное положение, по мере возможности и сильно вытянуть ноги. Колено левой ноги не должно касаться пола.

 «Перекаты в шпагате» - исходное положение: сесть на шпагат на правую ногу. Корпус положить вперед, живот прижать к бедру правой ноги. Руками взяться за щиколотку правой ноги, локти отвести в сторону. Ноги вытянуты, спина прямая.

Гибкость тела

«Лодочка» -  Прилягте на живот, выставите руки вперед, сделав упор в предплечья. Вдыхая, тянитесь головой к верху. Ногами и копчиковой областью тянитесь в обратную сторону. Выдыхая, распрямите руки, прогибаясь, поднимите грудь и бедра, держитесь в таком положении, сколько сможете. Опять положите живот на пол, добейтесь расслабленного состояния. Руки прижмите к телу и снова выполните Лодочку, поднимая тело и ноги. Ноги поднимайте теперь уже полностью и следите, чтобы они оставались прями. Пару раз вдохните-выдохните в этой позиции. Затем отдохните, уложив руки под голову.

«Прогибы на коленях» -  Сядьте на пол, на колени. После этого запрокиньте голову наверх, опираясь руками сзади на пол. Старайтесь максимально выгнуть спину вперед, но для того, чтобы избежать перенапряжения, старайтесь удерживать взгляд на коленях. После выгибания, нужно вернуться в исходное положение и выдохнуть.

«Наклоны с прямой спиной» - Садитесь на пол, расставляя ноги по бокам. После этого старайтесь максимального прогнуться вперед, доставая руками до пола. Важно, чтобы спина оставалась ровной.

«Наклоны вперед» - это, на первый взгляд, элементарное упражнение все же противопоказано при заболеваниях опорно двигательного аппарата, т.к. всю нагрузку принимает на себя именно позвоночник. Исходное положение – сидя на полу с вытянутыми вперед прямыми ногами. Руки нужно сцепить в замок и вытянуть над головой. Этим замком надо попытаться коснуться носков, медленно опуская ровную спину вниз и кладя живот на бедра. Возвращаться в исходное положение необходимо медленно и аккуратно.

«Прогибы сидя» - исходное положение в этом упражнении – сидя на полу, с прямыми вытянутыми ногами, прямой спинок и руками, отставленными немного за спину. Держа голову прямо, нужно растягивать поясницу, а грудную клетку тянуть вверх, к потолку. Чтобы увеличить степень прогиба, можно приподнять таз. Очень важно не переносить нагрузку на шею и голову (что может произойти непроизвольно). Чтобы этого избежать, зафиксируйте взгляд на ногах – это позволит не тянуть голову вверх.

Прыжок

«Прыжки в высоту»  -  Выполнение:  Ноги на ширине плеч. Прыгните строго вверх насколько можете. Опустившись, присядьте примерно на четверть — это один прыжок.

«Прыжки на прямых ногах»  -  Выполнение: Ноги на ширине плеч. Совершайте прыжки в высоту, не сгибая ног в коленях. Требуется выпрыгнуть как можно выше.

Во время разучивания движений необходимо сначала объяснить и показать правильные приемы выполнения, следить, чтобы дети были внимательны. При повторении уточнить наиболее трудные для усвоения элементы. Малышей надо чаще подбадривать, действия, выполняемые ими, оценивать положительно, особенно если ребенок проявил усилие, упорство в достижении результата. К старшим следует предъявить требования к качеству движений, проявлению активности, инициативы.